СОГЛАШЕНИЕ
от 9 декабря 2010 года
О СОГЛАСОВАННОЙ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, далее именуемые Сторонами,
основываясь на Соглашении о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 года, Соглашении о таможенном союзе от 20 января 1995 года, Договоре о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Договоре о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза от 6 октября 2007 года,
исходя из основных целей Евразийского экономического сообщества, направленных на экономический рост, улучшение качества жизни и благосостояния людей,
считая необходимым проведение согласованной макроэкономической политики для эффективного функционирования Таможенного союза и Единого экономического пространства,
согласились о нижеследующем:
Статья 1 Определение понятий, используемых в настоящем Соглашении
В настоящем Соглашении используются понятия, которые означают следующее:
"согласованная макроэкономическая политика" - координация, разработка и реализация совместных действий Сторон в целях достижения сбалансированного развития экономики Сторон;
"основные ориентиры макроэкономической политики" - количественные значения экономических показателей, принимаемых в соответствии с настоящим Соглашением с целью обеспечения стабильного и устойчивого развития и расширения интеграционного сотрудничества Сторон.
Статья 2 Цели и принципы проведения согласованной макроэкономической политики
1. Целями настоящего Соглашения являются определение направлений проведения согласованной макроэкономической политики Сторон и формирование принципов, порядка и механизма ее согласования.
2. Согласованная макроэкономическая политика основывается на следующих принципах:
обеспечение устойчивого экономического роста;
соблюдение сбалансированных макроэкономических показателей, установленных настоящим Соглашением.
Такие принципы направлены на создание благоприятных условий для повышения внутренней устойчивости экономики Сторон и устойчивости к внешнему воздействию, а также углубление интеграции в рамках Единого экономического пространства.
3. Стороны проводят согласованную макроэкономическую политику для обеспечения эффективного функционирования экономики Сторон.
Статья 3 Основные направления проведения согласованной макроэкономической политики
Основные направления согласованной макроэкономической политики Сторон включают:
обеспечение макроэкономической стабильности и развития экономики Сторон для углубления интеграции в рамках Единого экономического пространства;
формирование единых принципов функционирования экономики Сторон и обеспечение их эффективного взаимодействия;
согласование параметров основных макроэкономических показателей Сторон для повышения устойчивости экономического развития и создания условий перехода на более высокие ступени экономической интеграции;
разработку общих принципов и ориентиров для прогнозирования социально-экономического развития Сторон.
Статья 4 Порядок координации макроэкономической политики
1. Координация разработки прогнозов, включая основные прогнозные параметры макроэкономической политики, осуществляется по следующим направлениям:
анализ и мониторинг экономического развития Сторон;
определение основных направлений экономического развития Сторон на трехлетний период;
определение сценарных параметров для разработки прогнозов социально-экономического развития;
обмен опытом по проведению экономических реформ и мерам макроэкономической политики, направленным на обеспечение макроэкономической стабильности;
проведение консультаций и обмен информацией по приоритетам структурной политики - промышленной, аграрной, транспортной, энергетической и инновационной;
предварительное информирование Сторон по планируемым направлениям реализации структурной политики и крупным инвестиционным проектам;
анализ влияния принимаемых решений на условия экономической деятельности и предпринимательской активности хозяйствующих субъектов Сторон.
2. Не реже одного раза в год Стороны проводят совместное совещание экспертов, рассматривают параметры и основные показатели прогнозов, основные факторы роста и ограничения развития, рассматривают и оценивают взаимное влияние ключевых решений, определяющих условия деятельности субъектов экономики, а также принимают рекомендации, направленные на углубление сотрудничества и развитие интеграционных процессов.
Статья 5 Перечень показателей экономического развития и интеграционного сотрудничества
1. Согласованная макроэкономическая политика предусматривает:
определение ключевых сценарных параметров с целью прогнозирования;
согласование основных макроэкономических показателей повышения устойчивости экономического развития;
мониторинг экономических показателей с целью оценки экономического и интеграционного сотрудничества Сторон.
2. Стороны согласовывают на трехлетний период интервальные количественные значения следующих внешних параметров, используемых при разработке официальных прогнозов социально-экономического развития Сторон:
цена на нефть марки Brent;
темпы развития мировой экономики;
курс национальных валют Сторон к доллару США и (или) евро.
3. Центральные (национальные) банки Сторон имеют право проводить денежно-кредитную и курсовую политику независимо от согласованных интервальных значений макроэкономических показателей, указанных в пункте 2 статьи 5 настоящего Соглашения.
4. Стороны формируют экономическую политику в рамках следующих количественных параметров, определяющих устойчивость экономического развития;
годовой дефицит государственного бюджета (для Российской Федерации - федерального бюджета, для Республики Беларусь - республиканского бюджета, для Республики Казахстан - республиканского бюджета) не выше 3 процентов валового внутреннего продукта;
государственный долг не выше 50 процентов валового внутреннего продукта;
уровень инфляции (индекс потребительских цен в среднегодовом выражении), не превышающий более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции государства - участника Единого экономического пространства, имеющего наименьший рост цен.
5. В случае исключительных обстоятельств Стороны могут согласованно смягчить количественные значения макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития, с учетом сложившейся ситуации.
6. Стороны используют следующие показатели для мониторинга с целью определения степени интеграции и экономической стабильности:
темпы роста валового внутреннего продукта (процентов);
валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности (долларов США);
сальдо счета текущих операций платежного баланса (долларов США и процентов валового внутреннего продукта);
индекс реального эффективного обменного курса национальной валюты (процентов);
объем национальных инвестиций, направленных в экономику каждой Стороны, в том числе прямых инвестиций (долларов США);
объем инвестиций, поступивших в национальную экономику от каждой Стороны, в том числе прямых инвестиций (долларов США);
доля каждой Стороны в общем объеме экспорта Стороны (процентов);
доля каждой Стороны в общем объеме импорта Стороны (процентов);
доля каждой Стороны в общем внешнеторговом обороте Стороны (процентов).
Статья 6 Этапы реализации настоящего Соглашения
1. Согласование макроэкономических показателей осуществляется поэтапно в следующем порядке:
проведение консультаций, разработка и принятие необходимой нормативной базы, согласование позиций Сторон;
разработка механизма реализации настоящего Соглашения;
разработка критериев, определяющих исключительные обстоятельства, при которых могут быть пересмотрены количественные параметры, определяющие устойчивость экономического развития, установленные пунктом 4 статьи 5 настоящего Соглашения;
согласование необходимых методик расчетов макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития;
улучшение координации и взаимодействия Сторон.
2. С 1 января 2013 года для проведения макроэкономической политики вступают в действие количественные параметры, установленные пунктом 4 статьи 5 настоящего Соглашения. В случае, если основные экономические показатели какой-либо Стороны не соответствуют основным ориентирам макроэкономической политики Сторон или у какой-либо Стороны возникают серьезные трудности экономического характера, соответствующие ведомства Сторон проводят консультации для выработки предложений, направленных на исправление допущенных отклонений.
Статья 7 Орган, координирующий проведение согласованной макроэкономической политики
1. Комиссия таможенного союза (далее - Комиссия) координирует проведение согласованной макроэкономической политики Сторон.
2. Комиссия разрабатывает по согласованию со Сторонами и вносит на одобрение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) основные ориентиры макроэкономической политики Сторон.
3. Комиссия в целях обеспечения координации макроэкономической политики и непрерывного сближения экономики Сторон проводит мониторинг экономического развития Сторон, мер, предпринимаемых ими в области макроэкономической политики, оценивает соответствие таких мер согласованным общим для Сторон основным ориентирам макроэкономической политики Сторон.
4. Комиссия разрабатывает и вносит на утверждение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) предложения по мерам, направленным на исправление возникшей экономической ситуации, с учетом предотвращения негативного воздействия этих мер на экономики других Сторон.
Статья 8 Права и обязательства Сторон, вытекающие из других международных договоров
Положения настоящего Соглашения не затрагивают прав и обязательств Сторон, вытекающих из других международных договоров, участницами которых они являются.
Статья 9 Внесение изменений
По договоренности Сторон в настоящее Соглашение могут быть внесены изменения, которые оформляются отдельными протоколами.
Статья 10 Разрешение споров
Споры между Сторонами, связанные с толкованием и (или) применением положений настоящего Соглашения, разрешаются путем консультаций и переговоров между Сторонами.
В случае недостижения согласия такие споры передаются любой заинтересованной Стороной на рассмотрение в Комиссию, а в случае их неразрешения Комиссией - на рассмотрение в Суд Евразийского экономического сообщества.
Статья 11 Порядок вступления в силу настоящего Соглашения
Настоящее Соглашение вступает в силу по истечении 30 дней с даты получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.
Депозитарием настоящего Соглашения является Интеграционный Комитет Евразийского экономического сообщества.
Статья 12 Порядок присоединения к настоящему Соглашению
Настоящее Соглашение открыто для присоединения к нему других государств, присоединившихся к Таможенному союзу в рамках Евразийского экономического сообщества. Документы о присоединении к настоящему Соглашению сдаются на хранение депозитарию.
В отношении присоединившегося государства настоящее Соглашение вступает в силу с даты получения депозитарием документа о присоединении.
Совершено в городе Москве 9 декабря 2010 года в одном подлинном экземпляре на русском языке.
Подлинный экземпляр настоящего Соглашения хранится у депозитария, который направит каждой Стороне его заверенную копию.