МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 5 марта 2011 г. N 72
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В целях совершенствования Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15, ст. 1795; 1997, N 17, ст. 2011; 1998, N 11, ст. 1293; 2003, N 20, ст. 1911; 2006, N 52 (часть III), ст. 5587), и реализации требований международных стандартов в области авиационной безопасности приказываю:
Утвердить прилагаемую Программу контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации.
Министр
И.Е.ЛЕВИТИН
УТВЕРЖДЕНА
Приказом Минтранса России
от 5 марта 2011 г. N 72
ПРОГРАММА
КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
I. Общие положения
1. Программа контроля качества обеспечения авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации (далее - настоящая Программа) определяет мероприятия по контролю за осуществлением комплекса мер, предусмотренных Федеральной системой обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства (далее - Федеральная система авиационной безопасности), утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 897 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15, ст. 1795; 1997, N 17, ст. 2011; 1998, N 11, ст. 1293; 2003, N 20, ст. 1911; 2006, N 52 (часть III), ст. 5587).
2. Цели настоящей Программы:
повышение эффективности реализации мероприятий по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства;
создание и внедрение системы контроля качества обеспечения авиационной безопасности.
3. Задачами настоящей Программы являются:
контроль выполнения требований законодательства Российской Федерации в сфере авиационной безопасности;
контроль за соблюдением стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации в сфере авиационной безопасности;
организация проверок качества выполнения мероприятий по обеспечению авиационной безопасности аэропортами, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими лицами, осуществляющими свою деятельность в области гражданской авиации;
анализ эффективности мер авиационной безопасности;
координация выполнения задач по контролю качества обеспечения авиационной безопасности.
4. Система контроля качества обеспечения авиационной безопасности включает:
систему контролируемых параметров, характеристики (показатели), влияющие на состояние авиационной безопасности;
выполнение последовательных, стандартных и целенаправленных процедур проверок и испытаний систем авиационной безопасности;
определение готовности задействованных в обеспечении авиационной безопасности сил и средств к действиям по урегулированию ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
обеспечение расследования актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;
контроль устранения выявленных нарушений требований авиационной безопасности;
проведение переоценки мер авиационной безопасности и разработку последующих корректирующих действий в целях повышения уровня авиационной безопасности.
5. Настоящая Программа размещается на официальном сайте Министерства транспорта Российской Федерации, а также рассылается заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации.
II. Полномочия
6. Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят мероприятия по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства.
7. Межведомственная комиссия по авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, иных организаций по совершенствованию государственного регулирования и системы обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации.
8. Аэропортовая комиссия по авиационной безопасности вырабатывает мероприятия, направленные на защиту аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов от актов незаконного вмешательства, предотвращение и пресечение захватов и угонов воздушных судов.
9. Руководители аэропортов (аэродромов), авиационных предприятий и эксплуатантов и иные юридические лица, осуществляющие деятельность в области гражданской авиации:
разрабатывают и внедряют внутреннюю систему контроля качества обеспечения авиационной безопасности, отвечающую требованиям настоящей Программы, нормам, правилам и процедурам по авиационной безопасности;
назначают лиц, ответственных за качество обеспечения авиационной безопасности;
анализируют и обобщают данные по контролю качества обеспечения авиационной безопасности и координируют действия по его совершенствованию;
согласовывают планы испытаний систем авиационной безопасности и участвуют в их проведении.
10. Организации, привлекаемые к выполнению работ по оценке соответствия юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, требованиям воздушного законодательства Российской Федерации:
принимают участие в работе по оценке соответствия требованиям воздушного законодательства Российской Федерации аэропортов (аэродромов), авиапредприятий и эксплуатантов;
принимают участие в проведении сертификации (оценке соответствия) технических средств авиационной безопасности;
оказывают консультационные и экспертные услуги по вопросам обеспечения авиационной безопасности.
III. Персонал
11. Требования по приему на работу, квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, профессиональной подготовке и аттестации персонала, осуществляющего функции по контролю качества обеспечения авиационной безопасности, установлены законодательством Российской Федерации.
12. Полномочия, права и ответственность государственных транспортных инспекторов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2010 г. N 409 "Об осуществлении должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта контрольных (надзорных) функций" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3170).
13. Подготовка экспертов организаций, привлекаемых для проведения обязательной сертификации юридических лиц, обеспечивающих авиационную безопасность, специалистов по контролю качества обеспечения авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов проводится в специализированных сертифицированных учебных центрах гражданской авиации.
IV. Мероприятия по контролю качества обеспечения авиационной безопасности
14. Мероприятия по контролю качества обеспечения авиационной безопасности включают:
государственный контроль (надзор);
проверки при проведении лицензирования деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению авиационной безопасности;
проверки заявителя на получение сертификата соответствия юридических лиц, обеспечивающих авиационную безопасность;
инспекционный контроль;
обзор состояния авиационной безопасности;
испытание;
проведение расследований;
внутреннюю инспекцию (аудит) контроля качества обеспечения авиационной безопасности.
15. Государственный контроль (надзор) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению авиационной безопасности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственный контроль (надзор) осуществляется при проведении плановых и внеплановых проверок.
Плановые проверки (выездные и документарные) проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодного плана проверок, разработанного Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, согласованного с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Внеплановые проверки (выездные и документарные) проводятся с целью оценки готовности субъектов гражданской авиации к защите от актов незаконного вмешательства в случае поступления информации о нарушениях требований норм, правил и процедур обеспечения авиационной безопасности, а также после совершения акта незаконного вмешательства в отношении субъектов гражданской авиации.
16. Проверки при проведении лицензирования и лицензионный контроль деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по обеспечению авиационной безопасности осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6249; 2009, N 18, ст. 2140, N 29, ст. 3601, N 48, ст. 5711, N 52 (ч. I), ст. 6441; 2010, N 17, ст. 1988, N 18, ст. 2142, N 31, ст. 2142, N 31, ст. 4160, ст. 4193, ст. 4196, N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 20, N 7, ст. 905).
17. Проверки заявителя на получение сертификата соответствия и контроль соответствия мер авиационной безопасности требованиям законодательства Российской Федерации в сфере авиационной безопасности юридических лиц, обеспечивающих авиационную безопасность, осуществляются в соответствии с Федеральными авиационными правилами "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденными Приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации от 24 апреля 2000 г. N 98 (зарегистрирован Минюстом России 31 августа 2000 г., регистрационный N 2370), с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 сентября 2007 г. N 131 (зарегистрирован Минюстом России 11 октября 2007 г., регистрационный N 10304).
Проверки заявителя на получение сертификата соответствия проводятся Федеральным агентством воздушного транспорта и/или его территориальными органами с участием организаций, привлекаемых к выполнению работ по оценке соответствия требованиям воздушного законодательства Российской Федерации.
В течение срока действия сертификата соответствия юридических лиц, обеспечивающих авиационную безопасность, не реже одного раза в год проводится плановый инспекционный контроль. Сроки планового инспекционного контроля устанавливаются Федеральным агентством воздушного транспорта или его соответствующим территориальным органом.
Внеплановый инспекционный контроль соответствия юридических лиц, обеспечивающих авиационную безопасность, проводится по решению Федерального агентства воздушного транспорта или его соответствующего территориального органа в случаях получения информации о снижении требований к обеспечению безопасности полетов, снижения требований к профессиональной подготовке авиационного персонала, нарушении сертификационных требований и невыполнении требований специальных положений по эксплуатации аэропорта.
18. Обзоры состояния авиационной безопасности проводятся заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах своей компетенции, уполномоченными экспертными организациями в целях выявления уязвимости аэропортов, авиапредприятий и эксплуатантов к актам незаконного вмешательства в их деятельность, а также:
при строительстве и реконструкции аэровокзальных комплексов и других объектов гражданской авиации;
при оснащении объектов гражданской авиации техническими средствами авиационной безопасности;
при разработке концепции и эксплуатационных процедур по обеспечению авиационной безопасности.
На основе результатов обзора могут быть предприняты дополнительные меры авиационной безопасности, соответствующие характеру угрозы гражданской авиации.
19. При проведении проверок контроля качества обеспечения авиационной безопасности каждый участник проверки отвечает за конфиденциальность полученной информации и результатах проверки.
20. В целях определения готовности и отработки действий аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации проводятся испытания (учебные тревоги, специальные тренировки и тактико-специальные учения), в процессе которых отрабатываются действия:
при угоне (попытке угона) воздушного судна;
при несанкционированном проникновении на объекты организации гражданской авиации;
при угрозе взрыва;
при обнаружении в контролируемой зоне аэропорта, аэровокзальном комплексе или на борту воздушных судов подозрительных предметов;
при выявлении подозрительных пассажиров, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, или обнаружении запрещенных к перевозке на борту воздушного судна предметов.
21. Расследование обстоятельств, при которых произошли нарушения требований авиационной безопасности, проводится должностными лицами федерального органа исполнительной власти, уполномоченными на проведение расследования.
22. Внутренняя инспекция (аудит) контроля качества обеспечения авиационной безопасности организуется руководителями аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантами на основании программы внутреннего контроля качества обеспечения авиационной безопасности в соответствии с ежегодным планом проверок контроля качества обеспечения авиационной безопасности.
23. Методика проведения проверки включает:
анализ имеющейся документации по авиационной безопасности, включая аудио- и видеозаписи с технических средств авиационной безопасности;
проведение опроса (собеседование) персонала;
наблюдение за выполнением операционных процедур авиационной безопасности;
подведение итогов;
подготовка отчета, включая рекомендации по повышению уровня авиационной безопасности.
V. Планирование мероприятий по контролю качества обеспечения авиационной безопасности
24. Ежегодный план проверок по обеспечению авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов и иных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным проводить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
25. При подготовке ежегодного плана проверок учитываются следующие факторы:
оценка уровня угрозы акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и управление риском;
показатели деятельности аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов и иных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации;
наличие рейсов повышенного риска;
результаты проведенных проверок контроля качества обеспечения авиационной безопасности за предыдущий год;
новые и возникающие угрозы в области авиационной безопасности;
информация о попытках или совершении актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
26. По результатам проверки аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта и иного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, составляется акт проверки. Один экземпляр акта проверки направляется юридическому лицу.
27. В целях принятия корректирующих действий по повышению уровня авиационной безопасности федеральные органы исполнительной власти организуют сбор и анализ информации по итогам проведенных проверок и оформляют ежегодный обобщенный отчет.
28. Ежегодный обобщенный отчет содержит следующую информацию:
количество и тип мероприятий, проведенных за отчетный год;
общий обзор выявленных недостатков по результатам проверок;
предложения по корректировке мер авиационной безопасности.
29. Ежегодный обобщенный отчет направляется в Министерство транспорта Российской Федерации.
VI. Категории соблюдения/несоблюдения требований авиационной безопасности. Правоприменительные действия
30. Оценка качества обеспечения авиационной безопасности осуществляется по следующим категориям соблюдения/несоблюдения требований авиационной безопасности:
категория 1 - отвечает требованиям Федеральной системы авиационной безопасности;
категория 2 - не отвечает требованиям Федеральной системы авиационной безопасности. Имеют место отдельные некритичные недостатки, не оказывающие прямого воздействия на обеспечение авиационной безопасности;
категория 3 - не отвечает требованиям Федеральной системы авиационной безопасности. Имеют место серьезные нарушения, которые непосредственно влияют на обеспечение авиационной безопасности;
категория НИ (не используется) - меры или процедуры по обеспечению авиационной безопасности не используются или не применяются в данной организации гражданской авиации;
категория НП (не подтверждено) - мера или процедура по обеспечению авиационной безопасности по объективным причинам не подвергалась проверке.
31. В случае выявления при проведении проверки нарушений требований авиационной безопасности должностные лица органа государственного контроля (надзора) в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации:
выдают юридическим, должностным и физическим лицам в установленной сфере деятельности обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
осуществляют контроль за устранением выявленных нарушений, а также принимают меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности;
в случае, если при проведении проверки установлено, что в результате выявленных нарушений мер обеспечения авиационной безопасности возникает непосредственная угроза акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, незамедлительно принимают меры по недопущению причинения вреда или прекращению его причинения, вплоть до временного запрета деятельности юридического лица, его филиала, представительства, структурного подразделения, индивидуального предпринимателя в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
32. В зависимости от категорий обнаруженных несоответствий и серьезности их влияния на уровень обеспечения авиационной безопасности осуществляются:
срочные корректирующие действия, выполняемые непосредственно с момента обнаружения недостатков группой проверки;
плановые корректирующие действия в соответствии с планом устранения недостатков.
33. В случае нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере авиационной безопасности к юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области гражданской авиации, могут применяться следующие меры:
приостановление действия или аннулирование лицензии на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности;
приостановление или прекращение действия сертификата соответствия по авиационной безопасности.
34. Юридические, должностные и физические лица, виновные в нарушении требований авиационной безопасности, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.