ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 29 апреля 2011 г. N 895
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ДЕЙСТВИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОВЕРКИ
В целях реализации положений статей 122, 131 - 136 Таможенного кодекса Таможенного союза и статей 178 - 185 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки (далее - Инструкция).
2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, обеспечить приведение правовых актов, регламентирующих деятельность структурных подразделений таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации, должностных инструкций и должностных регламентов должностных лиц подразделений таможенной инспекции в соответствие с Инструкцией.
3. Начальникам таможенных органов обеспечить доведение положений настоящего Приказа до сведения всех заинтересованных лиц.
Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Врио руководителя
генерал-полковник
таможенной службы
В.М.МАЛИНИН
Приложение
к Приказу ФТС России
от 29 апреля 2011 г. N 895
ИНСТРУКЦИЯ
О ДЕЙСТВИЯХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ В ФОРМЕ ТАМОЖЕННОЙ ПРОВЕРКИ
1. Настоящая Инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки (далее - Инструкция) определяет последовательность и сроки совершения действий должностных лиц таможенных органов Российской Федерации при проведении таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной проверки.
2. Инструкция разработана в соответствии с:
Таможенным кодексом Таможенного союза (Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 114-ФЗ "О ратификации договора о Таможенном кодексе Таможенного союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 23, ст. 2796) (далее - ТК ТС);
Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г.;
Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 255 "О порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров";
Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров";
Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст. 6252) (далее - Федеральный закон);
Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52 (ч. I), ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027, N 30, ст. 3015, ст. 3020, ст. 3029, N 44, ст. 4298; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2700, ст. 2706, N 27 (ч. II), ст. 2708, N 28, ст. 2880, N 50, ст. 4847; 2004, N 17, ст. 1585, N 27, ст. 2711, N 49, ст. 4853; 2005, N 1 (ч. I), ст. 13, N 23, ст. 2200; 2006, N 3, ст. 277, N 10, ст. 1070, N 23, ст. 2379, N 28, ст. 2975, ст. 2976, N 31 (ч. I), ст. 3452; 2007, N 1 (ч. I), ст. 46, N 16, ст. 1827, N 18, ст. 2118, N 22, ст. 2686, N 24, ст. 2830, ст. 2833, N 31, ст. 4008, ст. 4011, N 41, ст. 4845, N 48 (ч. II), ст. 6030, N 49, ст. 6033, N 50, ст. 6235, ст. 6236, ст. 6246; 2008, N 18, ст. 1941, N 20, ст. 2251, ст. 2259, N 29 (ч. I), ст. 3418, N 30 (ч. I), ст. 3582, ст. 3601, ст. 3604, N 12, ст. 1074, N 24, ст. 2798, N 49, ст. 5724, N 52 (ч. I), ст. 6226, N 52 (ч. I), ст. 6235; 2009, N 1, ст. 29, N 11, ст. 1266, N 11, ст. 1267, ст. 1268, N 18 (ч. I), ст. 2145, N 26, ст. 3139, N 29, ст. 3613, N 44, ст. 5170, ст. 5173, N 45, ст. 5263, N 51, ст. 6161, N 52 (ч. I), ст. 6422, (ч. I), ст. 6453; 2010, N 1, ст. 4, N 8, ст. 780, N 11, ст. 1168, ст. 1169, N 14, ст. 1552, N 15, ст. 1756, N 17, ст. 1985, ст. 1985, N 18, ст. 2145, N 19, ст. 2284, N 27, ст. 3427, ст. 3428, ст. 3431, N 21, ст. 2525);
Приказом ФТС России от 30 декабря 2010 г. N 2713 "Об утверждении форм документов, применяемых при проведении таможенных проверок" (зарегистрирован Минюстом России 08.02.2011, рег. N 19737).
I. Общие положения
3. Должностные лица таможенных органов осуществляют таможенный контроль в форме таможенной проверки путем проведения камеральной или выездной таможенной проверки.
4. При проведении таможенной проверки должностные лица таможенных органов могут использовать иные формы таможенного контроля, установленные статьей 110 ТК ТС.
5. При таможенной проверке должностные лица таможенных органов проверяют соблюдение требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, проверяемыми лицами, созданными и (или) зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
6. Под проверяемыми лицами в соответствии с пунктом 2 статьи 122 ТК ТС понимаются:
декларант;
таможенный представитель;
перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
уполномоченный экономический оператор;
иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
7. Организация проведения таможенного контроля в форме таможенной проверки осуществляется должностными лицами Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования (ГУФТДиТР), служб таможенной инспекции региональных таможенных управлений и отделов таможенной инспекции таможен (далее - уполномоченные подразделения).
8. Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов в порядке, определяемом федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также совместными актами ФТС России и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
II. Общие вопросы организации и проведения таможенных проверок
9. В соответствии с пунктом 4 статьи 122 ТК ТС должностные лица уполномоченных подразделений проводят таможенную проверку путем сопоставления сведений, содержащихся в документах, представленных при помещении товаров под таможенную процедуру, и иных сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
10. Таможенная проверка проводится должностными лицами таможенного органа, в регионе деятельности которого зарегистрирован исполнительный орган проверяемого лица, или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товара.
Таможенная проверка может проводиться по месту нахождения проверяемых товаров.
11. При проведении таможенной проверки должностные лица уполномоченных подразделений таможенных органов проверяют:
1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
4) соблюдение требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
6) соблюдение установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле условий таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров Таможенного союза;
7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
12. В соответствии со статьей 99 ТК ТС таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение 3 (трех) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
13. Проведению таможенной проверки предшествует подготовительная работа, которая проводится должностными лицами уполномоченного подразделения на основании обоснованных предложений по выбору объекта (объектов) таможенной проверки, изложенных в докладной записке должностного лица уполномоченного подразделения на имя начальника этого подразделения (в ФТС России - служебной запиской на имя начальника (заместителя начальника) ГУФТДиТР), либо в поручении вышестоящего таможенного органа, либо в утвержденном начальником таможенного органа акте инспекторской проверки.
Должностные лица уполномоченного подразделения проводят подготовительную работу в минимальный срок, не превышающий по продолжительности 6 (шести) месяцев с даты наложения резолюции начальником уполномоченного подразделения на докладной, служебной записках, указанных в абзаце первом настоящего пункта, служебной записке структурного подразделения, инициирующего проведение таможенного контроля в форме таможенной проверки, структурного подразделения, проводившего инспекторскую проверку, либо с даты наложения резолюции начальником таможенного органа на письме вышестоящего таможенного органа с поручением о проведении таможенной проверки.
При назначении встречной выездной таможенной проверки подготовительная работа не может превышать 5 (пяти) рабочих дней с даты поступления поручения о проведении такой проверки в таможенный орган либо с даты наложения резолюции начальником уполномоченного подразделения на докладной записке, указанной в абзаце первом настоящего пункта.
14. Подготовительная работа может включать следующие действия:
1) сбор сведений о проверяемом лице, в том числе:
о месте нахождения юридического лица, месте осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) месте фактического осуществления их деятельности (далее - объекты проверяемого лица);
о должности, фамилии, имени, отчестве руководителя юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) и лица, выполняющего функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера юридического лица, индивидуального предпринимателя;
о внешнеэкономической деятельности проверяемого лица;
о ранее проведенных в отношении проверяемого лица таможенных проверках или иных формах таможенного контроля и их результатах;
иных сведений, необходимых для проведения таможенной проверки;
2) подготовку и направление запросов о представлении документов и сведений:
в государственные органы и организации, а также в иные организации в соответствии с пунктом 4 статьи 98 ТК ТС (за исключением лица, в отношении которого по результатам подготовительной работы может быть назначена таможенная проверка);
в другие структурные подразделения таможенного органа, назначившего проверку, или в таможенные органы;
3) изучение и анализ:
документов и сведений, представленных лицом при осуществлении таможенных операций;
информации, имеющейся у структурных подразделений таможенного органа, поступившей из таможенных, налоговых, правоохранительных и иных контролирующих органов, а также сообщений и заявлений российских и иностранных лиц, средств массовой информации и компетентных органов иностранных государств, международных организаций и прочих лиц;
сведений, содержащихся в базе данных электронных копий таможенных деклараций и иных базах и банках данных таможенных органов Российской Федерации, в том числе поступивших из налоговых, правоохранительных и иных государственных контролирующих органов;
информации, полученной из иных источников официальным путем;
4) уточнение перечня вопросов, подлежащих проверке;
5) подбор и изучение нормативных правовых актов, касающихся вопросов проверки;
6) анализ результатов применения форм таможенного контроля для принятия решения о назначении таможенной проверки (в том числе встречной).
15. Должностные лица уполномоченного подразделения, проводившие подготовительную работу, оформляют ее результаты в виде докладной записки на имя начальника (заместителя начальника, осуществляющего координацию и контроль деятельности уполномоченного подразделения) таможенного органа, содержащей сведения о должностном лице (лицах), проводившем подготовительную работу, о проведенных мероприятиях, а также обоснованные выводы о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенной проверки, предложения о форме таможенной проверки (камеральная, выездная) или применению иных форм таможенного контроля, предусмотренных главой 16 ТК ТС.
Докладная записка визируется лицом (лицами), проводившим подготовительную работу, и подписывается начальником уполномоченного подразделения. Докладная записка направляется для принятия решения начальнику (заместителю начальника, осуществляющему координацию и контроль деятельности уполномоченного подразделения) таможенного органа.
Если по результатам подготовительной работы сделан вывод о целесообразности назначения выездной таможенной проверки, к докладной записке прилагается проект решения о проведении выездной таможенной проверки и программа ее проведения.
16. Программа проведения выездной таможенной проверки (далее - программа) разрабатывается должностными лицами уполномоченного подразделения, которые будут проводить проверку, и должна содержать:
1) наименование проверяемого лица, организационно-правовую форму, ИНН, КПП, ОГРН (ОГРНИП), место государственной регистрации, место фактического осуществления деятельности;
2) фамилию, инициалы, должность руководителя комиссии и каждого члена комиссии по проведению выездной таможенной проверки (далее - комиссия);
3) перечень вопросов проверки со ссылкой на соответствующий подпункт (подпункты) пункта 3 статьи 122 ТК ТС, сведения о проверяемом периоде;
4) перечень мероприятий, сроки их проведения.
17. Программу утверждает начальник уполномоченного подразделения таможенного органа.
Программа доводится под подпись до сведения всех членов комиссии и приобщается к материалам выездной таможенной проверки.
18. При необходимости внесения изменений в программу в ходе проведения выездной таможенной проверки руководитель комиссии согласовывает данные изменения с начальником уполномоченного подразделения таможенного органа.
19. В случае нецелесообразности проведения таможенной проверки все материалы, полученные в ходе подготовительной работы, формируются в отдельное дело, которое хранится в уполномоченном подразделении в течение 5 (пяти) лет.
20. Все материалы, послужившие основанием для проведения таможенной проверки, а также полученные в ходе подготовительной работы, подлежат приобщению к материалам таможенной проверки.
21. В ходе подготовительной работы и при проведении таможенной проверки уполномоченное подразделение таможенного органа в случае необходимости запрашивает документы и информацию у других структурных подразделений этого таможенного органа или у других таможенных органов.
Срок исполнения запросов не должен превышать 5 (пяти) рабочих дней со дня получения запросов структурными подразделениями таможенного органа, проводящего подготовительную работу или таможенную проверку, и 10 (десяти) рабочих дней со дня их получения другими таможенными органами.
22. По результатам таможенной проверки составляется акт таможенной проверки (далее - акт), который должен содержать сведения, приведенные в части третьей статьи 178 Федерального закона.
При выявлении решений в области таможенного дела, не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в акте отражаются выводы о выявленных фактах нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и о неправомерности указанных решений.
В акте не допускаются помарки, подчистки и иные неоговоренные исправления.
23. Датой завершения таможенной проверки считается дата составления акта.
24. Акт камеральной таможенной проверки подписывается должностным лицом (лицами) уполномоченного подразделения, проводившим (проводившими) проверку, и утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа.
Акт выездной таможенной проверки подписывается руководителем и членами комиссии по проведению выездной таможенной проверки и утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа.
25. Акт составляется в 2 (двух) экземплярах.
26. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки могут быть приняты следующие решения в сфере таможенного дела:
1) решение о корректировке таможенной стоимости товаров, принимаемое в соответствии со статьей 68 ТК ТС и частью 6 статьи 112 Федерального закона, которое оформляется согласно приложению N 1 к Порядку контроля таможенной стоимости товаров, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров";
2) решение о стране происхождения товаров, принимаемое в соответствии с частью 2 статьи 110 Федерального закона;
3) решение по классификации товаров, принимаемое в соответствии с пунктом 3 статьи 52 ТК ТС и частями 3, 4 и 5 статьи 106 Федерального закона, в случае, если таможенный орган, проводивший проверку, является таможенным органом, в регионе деятельности которого производился выпуск товара. В иных случаях решение по классификации товара принимается на основании акта таможенной проверки в соответствии с пунктом 7 статьи 178 Федерального закона.
Проекты указанных решений в сфере таможенного дела готовятся в ходе проведения таможенной проверки на основании полученных документов и информации, свидетельствующих о недостоверности сведений, заявленных в декларациях на товары.
По результатам таможенной проверки также могут быть приняты иные решения в сфере таможенного дела, влекущие доначисление и взыскание таможенных платежей, в том числе решение о необходимости внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары, которые отражаются в акте, являющемся основанием для совершения действий, предшествующих выставлению требования об уплате таможенных платежей, в том числе по внесению изменений и (или) дополнений в декларацию на товары.
При выявлении решений в области таможенного дела, не соответствующих требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, в акте отражаются выводы о выявленных фактах нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, неправомерности указанных решений и об их отмене, в случае если такая отмена обусловлена необходимостью принятия новых решений в области таможенного дела, поименованных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта.
27. Первый экземпляр акта приобщается к материалам таможенной проверки. Второй экземпляр акта и решения в области таможенного дела, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 26 Инструкции (в случае принятия таких решений), не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае принятия решения (решений) о корректировке таможенной стоимости таможенный орган указывает в сопроводительном письме либо уведомляет лицо (под подпись на первом экземпляре акта) при вручении ему второго экземпляра акта и решения (решений) в области таможенного дела о том, в какой таможенный орган лицо может представить документы, предусмотренные пунктом 28 Порядка контроля таможенной стоимости, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376.
28. Копии акта (актов) и решения (решений), указанных в пункте 26 Инструкции, заверяются в установленном порядке и направляются в таможню (таможни), в регионе деятельности которой был осуществлен выпуск товара.
29. В случае проведения таможенной проверки у лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, копия акта с материалами, свидетельствующими о выявленных фактах нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации и (или) о невыполнении лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, обязанностей, установленных ТК ТС и (или) Федеральным законом, а также о наличии оснований для исключения такого лица из соответствующего реестра, предусмотренных статьями 14, 20, 25, 30 и 35 ТК ТС, не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня завершения таможенной проверки направляются в таможенный орган, выдавший свидетельство о включении в реестр.
На основании полученных материалов таможенной проверки таможенный орган, выдавший свидетельство о включении в реестр, рассматривает вопрос об исключении лица из соответствующего реестра.
30. Копия акта в отношении лица, подавшего заявление на получение статуса уполномоченного экономического оператора, с материалами, свидетельствующими о наличии фактов нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации при осуществлении лицом внешнеторговой деятельности, и (или) несоблюдении условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора, предусмотренных статьей 39 ТК ТС и статьями 88, 96 Федерального закона, либо содержащего сведения об отсутствии нарушений и подтверждении соблюдения условий присвоения юридическому лицу статуса уполномоченного экономического оператора, не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня завершения таможенной проверки направляется в таможенный орган, в который подано заявление о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, для принятия решения с учетом выводов и предложений, изложенных в акте.
31. Копия акта в отношении уполномоченного экономического оператора с материалами, подтверждающими факты (признаки) нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации, несоблюдения уполномоченным экономическим оператором одного или нескольких условий присвоения данного статуса и (или) наличие иных оснований приостановления действия или отзыва свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, предусмотренных статьей 94 Федерального закона, либо содержащего сведения об отсутствии нарушений и указанных оснований, не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня завершения таможенной проверки направляется в таможенный орган, который выдал свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, для принятия решения в соответствии с выводами и предложениями, изложенными в акте.
На основании полученных материалов таможенной проверки таможенный орган, выдавший свидетельство о включении в реестр уполномоченных экономических операторов, в соответствии со статьей 94 Федерального закона рассматривает вопрос о приостановлении действия либо об отзыве свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и об исключении лица из реестра уполномоченных экономических операторов.
III. Особенности организации и проведения камеральной таможенной проверки
32. Должностные лица уполномоченных подразделений проводят камеральную таможенную проверку по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях, коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза, а также других документов и сведений о деятельности указанных лиц, имеющихся у таможенных органов, в том числе полученных ими в рамках подготовительной работы или проверки.
Камеральные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.
33. Основаниями для назначения камеральных таможенных проверок могут являться:
1) материалы (информация), поступившие из таможенных органов, правоохранительных и иных контролирующих органов, а также из компетентных органов иностранных государств, международных организаций, содержащие данные, указывающие на вероятность нарушений таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
2) результаты применения системы управления рисками;
3) результаты проведенного анализа Центральной базы данных Единой автоматизированной информационной системы (ЦБД ЕАИС) таможенных органов, свидетельствующие о возможных нарушениях таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
4) поручение таможенного органа государства - члена Таможенного союза на проведение таможенного контроля в форме камеральной таможенной проверки, направленное в соответствии со статьей 11 Соглашения о взаимной административной помощи таможенных органов государств - членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г.
34. Решение о проведении камеральной таможенной проверки принимается начальником (заместителем начальника, осуществляющим координацию и контроль деятельности уполномоченного подразделения) таможенного органа и оформляется в виде резолюции на докладной записке, подготовленной по результатам подготовительной работы в соответствии с пунктом 15 Инструкции.
В ФТС России решение о проведении камеральной таможенной проверки принимает начальник ГУФТДиТР (заместитель начальника, в соответствии с распределением обязанностей курирующий направление деятельности по проведению таможенных проверок). Указанное решение оформляется в виде резолюции на служебной записке, подготовленной по результатам подготовительной работы. Служебную записку подписывает начальник отдела ГУФТДиТР, должностные лица которого проводили подготовительную работу.
35. Датой начала проведения камеральной таможенной проверки является дата принятия решения о ее проведении в соответствии с пунктом 34 Инструкции.
36. В соответствии со статьей 98 ТК ТС в случае необходимости получения коммерческих и бухгалтерских документов, иной информации, относящейся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами, должностное лицо уполномоченного подразделения вправе запрашивать у декларанта и (или) иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами, представления перечисленных выше документов и информации. Запрос оформляется письмом таможенного органа и направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В соответствии со статьей 134 ТК ТС в случае необходимости получения коммерческих, транспортных документов, документов бухгалтерского учета и отчетности, иной информации, относящейся к проверяемым товарам, должностное лицо уполномоченного подразделения вправе требовать у проверяемого лица представления перечисленных выше документов и информации.
Требование о представлении документов и сведений (далее - Требование) оформляется на общем бланке таможенного органа. Требование подписывает начальник (заместитель начальника) таможенного органа, в ФТС России - начальник (заместитель начальника) ГУФТДиТР.
Требование должно содержать адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае, если от имени юридического лица выступает его обособленное подразделение, - адрес обособленного подразделения) либо адрес места жительства индивидуального предпринимателя (далее - место государственной регистрации), обоснование направления требования и срок представления проверяемым лицом запрошенных документов и информации, который должен быть достаточным для их подготовки и представления.
Требование направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении по месту государственной регистрации проверяемого лица или передается иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения. При возврате почтового отправления с отметкой, свидетельствующей об отсутствии лица по месту государственной регистрации, должностное лицо, проводящее проверку, информирует об этом налоговый орган, в котором зарегистрировано проверяемое лицо.
37. В случае непредставления проверяемым лицом указанных в Требовании документов и сведений либо представления их не в полном объеме при отсутствии мотивированного обращения проверяемого лица о продлении срока представления документов либо извещения об отсутствии таких документов должностное лицо, проводящее проверку, принимает меры, направленные на привлечение проверяемого лица к административной ответственности, предусмотренной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), а также принимает иные меры, предусмотренные системой управления рисками (СУР).
38. При проведении камеральной таможенной проверки должностные лица уполномоченных подразделений пользуются правами, предусмотренными пунктами 2 - 4 статьи 98 ТК ТС, подпунктами 1, 3, 4, 5, 7, 13 пункта 1 статьи 134 ТК ТС, частью 2 статьи 166, а также подпунктами 4, 5 статьи 184 Федерального закона.
IV. Особенности организации и проведения выездной таможенной проверки
39. Выездная таможенная проверка проводится с выездом в место нахождения объекта (объектов) проверяемого лица. В соответствии с пунктом 1 статьи 132 ТК ТС объектами проверяемого лица являются: место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место фактического осуществления их деятельности.
Выездная таможенная проверка может проводиться только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
40. Выездная таможенная проверка может быть плановой или внеплановой.
Внеплановая таможенная проверка может быть встречной.
Плановая выездная таможенная проверка осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых уполномоченными подразделениями таможенных органов.
41. Отбор проверяемых лиц для плановой выездной таможенной проверки производится с использованием информации, полученной:
1) из информационных ресурсов таможенных органов;
2) по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных таможенных проверок;
3) от государственных органов;
4) от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
5) от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств - членов Таможенного союза;
6) от вышестоящего таможенного органа либо таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществлен выпуск товаров;
7) из средств массовой информации;
8) из других источников официальным путем.
42. Плановые выездные таможенные проверки проводятся не чаще 1 (одного) раза в год в отношении одного и того же проверяемого лица.
Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами 1 (один) раз в 3 (три) года.
43. Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:
1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств - членов Таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле;
3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 статьи 132 ТК ТС;
5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией.
Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений периодичности их проведения.
44. В целях проведения выездной таможенной проверки создается комиссия, состав которой указывается в решении начальника (заместителя начальника) таможенного органа о назначении выездной таможенной проверки.
Руководителем комиссии по проведению выездной таможенной проверки (далее - комиссия) назначается должностное лицо уполномоченного подразделения.
Руководитель комиссии:
организует работу членов комиссии;
подписывает требования, направляемые комиссией при проведении выездной таможенной проверки;
принимает решения о проведении таможенного осмотра помещений и территорий, а также решения о проведении таможенного досмотра в ходе проведения таможенного осмотра помещений и территорий в соответствии со статьей 119 ТК ТС;
готовит предложения по внесению изменений в состав комиссии;
принимает на основании акта выездной таможенной проверки решения в сфере таможенного дела.
На период проведения выездной таможенной проверки все члены комиссии подчиняются непосредственно руководителю комиссии.
Состав комиссии по проведению выездной таможенной проверки формируется из должностных лиц уполномоченного подразделения с обязательным включением должностного лица подразделения административных расследований таможенного органа (в ФТС России - Главного управления таможенных расследований и дознания).
Если вопросы выездной таможенной проверки затрагивают компетенцию других структурных подразделений таможенных органов, в состав комиссии включаются должностные лица этих подразделений.
Изменение состава комиссии производится на основании решения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, которое оформляется в виде резолюции на докладной записке руководителя комиссии. Проверяемому лицу направляется письменное уведомление об изменении состава комиссии, копия которого приобщается к материалам таможенной проверки.
Члены комиссии готовят заключения по вопросам выездной таможенной проверки в соответствии с компетенцией структурного подразделения, должностными лицами которого они являются.
Заключение составляется в свободной форме и должно содержать:
систематизированное описание выявленных фактов (признаков) нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле со ссылкой на положения нормативных правовых актов, требования которых нарушены, либо сведения об отсутствии выявленных фактов (признаков) нарушений;
предложения об устранении выявленных нарушений либо о ликвидации их последствий.
Заключения передаются руководителю таможенной проверки для учета при подготовке акта по результатам выездной таможенной проверки и приобщаются к материалам проверки.
45. Выездная таможенная проверка проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки, подписанного начальником (заместителем начальника) таможенного органа (далее - Решение).
46. В Решении указываются:
1) наименование проверяемого лица, организационно-правовая форма, ИНН, КПП, ОГРН (ОГРНИП), адрес государственной регистрации (местонахождения), место государственной регистрации, место фактического осуществления деятельности;
2) фамилия, инициалы, должность руководителя комиссии и каждого из ее членов;
3) полномочия руководителя комиссии на принятие решений в сфере таможенного дела по результатам таможенной проверки;
4) основание проведения выездной таможенной проверки со ссылкой на пункт плана проверок либо на соответствующий подпункт пункта 4 статьи 132 ТК ТС;
5) перечень вопросов, подлежащих проверке, со ссылкой на соответствующий подпункт (подпункты) пункта 3 статьи 122 ТК ТС;
6) проверяемый период.
47. Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки уполномоченное подразделение готовит и направляет проверяемому лицу уведомление о проведении плановой выездной таможенной проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передает такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения.
Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.
48. Копия Решения в течение трех рабочих дней с момента подписания Решения вручается проверяемому лицу должностным лицом уполномоченного подразделения либо направляется проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
49. Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии Решения либо, в случае направления копии Решения проверяемому лицу почтой - дата поступления в таможенный орган почтового уведомления с отметкой о вручении письма адресату.
В случае отказа руководителя либо уполномоченного представителя проверяемого лица от получения копии Решения руководитель комиссии по проведению выездной таможенной проверки (либо уполномоченный им член комиссии) делает об этом запись в Решении. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в Решении об отказе в получении копии Решения.
В случае возврата в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту государственной регистрации датой начала проверки является дата поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.
50. При проведении выездной таможенной проверки должностные лица таможенных органов пользуются правами, предусмотренными пунктами 2 - 4 статьи 98 ТК ТС, пунктом 1 статьи 134 ТК ТС, частью 2 статьи 166 и статьей 184 Федерального закона.
Наложение ареста на товары, изъятие товаров и документов при проведении таможенной проверки осуществляются в соответствии со статьей 183 Федерального закона.
51. В случае необоснованного отказа проверяемого лица обеспечить доступ должностных лиц таможенных органов на объект проверяемого лица они вправе входить на этот объект с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений в присутствии 2 (двух) понятых, за исключением объектов, на которые законодательством Российской Федерации установлен иной порядок доступа должностных лиц государственных органов.
Обо всех случаях вхождения на объекты проверяемых лиц с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений таможенные органы уведомляют прокурора в течение 24 (двадцати четырех) часов.
52. В случае необходимости получения при проведении выездной таможенной проверки коммерческих и бухгалтерских документов, иной информации, относящейся к перемещению товаров через таможенную границу, их выпуску и использованию на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами, а также документов, связанных с осуществлением проверяемым лицом деятельности в области таможенного дела, руководитель комиссии по проведению таможенной проверки (либо уполномоченный им член комиссии) на основании статей 98, 132, 134 ТК ТС передает (направляет) руководителю либо уполномоченному представителю проверяемого лица требование о представлении таких документов и сведений с указанием срока их представления. Требование передается (направляется) способом, позволяющим подтвердить факт его получения.
В случае направления требования почтовым отправлением при возврате почтового отправления с отметкой, свидетельствующей об отсутствии лица по месту государственной регистрации, а также при установлении при выездной таможенной проверке отсутствия исполнительного органа проверяемого лица по месту государственной регистрации руководитель комиссии по проведению выездной таможенной проверки (либо уполномоченный им член комиссии) информирует об этом налоговый орган, в котором зарегистрировано проверяемое лицо, и принимает меры, предусмотренные СУР.
53. В случае непредставления проверяемым лицом документов по требованию таможенного органа либо их представления не в полном объеме при отсутствии мотивированного обращения о продлении срока их представления либо об их отсутствии уполномоченное должностное лицо, проводящее проверку, принимает меры к привлечению проверяемого лица к административной ответственности, предусмотренной КоАП России, а также иные меры, предусмотренные СУР.
54. Срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2 (двух) месяцев. В указанный срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений.
Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на 1 (один) месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку.
55. При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств - членов Таможенного союза или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения выездной таможенной проверки, представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам выездной таможенной проверки, проведение выездной таможенной проверки может быть приостановлено по решению начальника (заместителя) таможенного органа или уполномоченного им лица (в ФТС России - начальника (заместителя начальника) ГУФТДиТР).
56. Приостановление и возобновление проведения выездной таможенной проверки оформляются резолюцией начальника таможенного органа, проводящего указанную проверку, или уполномоченного им заместителя начальника таможенного органа (в ФТС России - начальника (заместителя начальника) ГУФТДиТР) на докладной записке руководителя комиссии.
57. Срок приостановления проведения выездной таможенной проверки не может превышать 6 (шести) месяцев. Если проверка была приостановлена в связи с необходимостью направления запросов в компетентные органы государств - членов Таможенного союза или иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации и в течение 6 (шести) месяцев таможенным органом не получена запрашиваемая информация, имеющая существенное значение для результатов проверки, срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на 3 (три) месяца.
О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в Решение вносятся соответствующие записи, о чем в течение трех рабочих дней уведомляется проверяемое лицо в порядке, предусмотренном пунктом 49 Инструкции.
58. При необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенный орган, проводящий выездную таможенную проверку, может инициировать проведение встречной выездной таможенной проверки у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами (далее - встречная проверка).
Руководитель комиссии представляет завизированную начальником уполномоченного подразделения докладную записку начальнику (заместителю) таможенного органа (в ФТС России руководитель комиссии представляет начальнику (заместителю начальника) ГУФТДиТР служебную записку) с обоснованием необходимости проведения встречной выездной таможенной проверки и с приложением перечня вопросов, требующих проверки при ее проведении.
Начальник (заместитель начальника) таможенного органа (в ФТС России - начальник (заместитель начальника) ГУФТДиТР) принимает решение о направлении поручения о проведении встречной выездной таможенной проверки либо о нецелесообразности проведения встречной выездной таможенной проверки, о чем налагает соответствующую резолюцию на докладной (служебной) записке руководителя комиссии.
Поручение о проведении встречной выездной таможенной проверки направляется таможенным органом, проводящим выездную таможенную проверку, в таможенный орган, в регионе деятельности которого зарегистрировано лицо, у которого необходимо провести встречную выездную таможенную проверку.
Встречная выездная таможенная проверка проводится в порядке, установленном для проведения выездной таможенной проверки. При проведении встречной выездной таможенной проверки изучаются вопросы, поставленные при проведении выездной таможенной проверки.
Копия Решения о проведении встречной выездной таможенной проверки и акт по ее результатам направляется в таможенный орган, по инициативе которого была назначена встречная выездная таможенная проверка, в течение 5 (пяти) рабочих дней после их составления.
V. Регистрация проверок и формирование дел
59. Докладные (служебные) записки, указанные в пунктах 15, 34 и 58 настоящей Инструкции, докладные записки по итогам проверочных мероприятий, решения о назначении таможенных проверок, акты таможенных проверок подлежат регистрации в соответствии с правилами делопроизводства, а также в журнале регистрации проверочных мероприятий, который ведется в уполномоченном подразделении. Срок хранения журнала - 5 (пять) лет. После истечения установленного срока хранения журнал регистрации проверочных мероприятий уничтожается в установленном порядке.
Форма журнала определяется правовым актом ФТС России.
60. Все документы, имеющие отношение к проведению таможенной проверки, нумеруются и подшиваются в дело по результатам таможенной проверки (далее - Дело). Дело регистрируется в журнале регистрации проверочных мероприятий.
61. Дело содержит:
1) докладную (в ФТС России - служебную) записку о выборе объекта (объектов) таможенной проверки, либо поручение вышестоящего таможенного органа о проведении таможенной проверки, либо копию утвержденного начальником таможенного органа акта инспекторской проверки с соответствующим сопроводительным документом, либо поручение о проведении встречной выездной таможенной проверки;
2) докладную записку о результатах проведенной подготовительной работы;
3) программу проведения таможенной проверки (для выездной таможенной проверки);
4) решение о назначении выездной таможенной проверки/докладную записку с резолюцией о назначении камеральной таможенной проверки;
5) копии требований о представлении документов и сведений;
6) лист ознакомления с материалами таможенной проверки;
7) заключения членов комиссии о выездной таможенной проверке;
8) акт таможенной проверки с материалами таможенной проверки;
9) копии решений таможенного органа, принятых на основании акта таможенной проверки;
10) копии писем таможенного органа о направлении акта таможенной проверки и решений проверяемому лицу, таможенным органам;
11) лист-заверитель Дела.
62. Номер Дела должен соответствовать порядковому номеру по журналу регистрации проверочных мероприятий.
Номера актов таможенных проверок, решений, дел формируются в следующем порядке:
элемент 1 - код таможенного органа;
элемент 2 - код уполномоченного подразделения;
элемент 3 - дата составления документа в формате: день, месяц, две последние цифры года;
элемент 4 - порядковый номер, присваиваемый по журналу регистрации проверочных мероприятий.
В элементе 4 на месте знака "@" проставляется буквенное обозначение:
Р - для решений о назначении выездной таможенной проверки;
В - для актов выездных таможенных проверок;
К - для актов камеральных таможенных проверок;
Д - для Дел таможенных проверок.
В случае изъятия отдельных документов из Дела в нем остается оригинал документа об изъятии и заверенные в установленном порядке копии изъятых документов.
63. Дела хранятся в уполномоченном подразделении таможенного органа в течение пяти лет.
После истечения установленного срока хранения Дела уничтожаются в установленном порядке.
VI. Взаимодействие с подразделениями правоохранительного блока таможенных органов при проведении таможенной проверки
64. В состав комиссии при проведении выездной таможенной проверки включается должностное лицо подразделения административных расследований таможенного органа (в ФТС России - Главного управления таможенных расследований и дознания), которое осуществляет правовую оценку собранных комиссией материалов и их проверку на предмет полноты и достаточности данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в области таможенного дела.
В случае отсутствия в таможенном органе, проводящем выездную таможенную проверку, подразделения административных расследований в состав комиссии по согласованию с вышестоящим таможенным органом включается должностное лицо подразделения административных расследований того таможенного органа, в котором такое подразделение имеется.
65. При выявлении в ходе выездной таможенной проверки достаточных данных, указывающих на наличие факта административного правонарушения в области таможенного дела, членом комиссии, являющимся должностным лицом подразделения административных расследований, принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
При выявлении в ходе камеральной таможенной проверки достаточных данных, указывающих на наличие факта административного правонарушения в области таможенного дела, должностное лицо, проводящее такую проверку, принимает решение о возбуждении дела об административном правонарушении.
66. В случае обнаружения в процессе проведения таможенной проверки признаков преступления должностное лицо, обнаружившее их, при отсутствии у него полномочий на прием сообщений о преступлениях направляет докладную записку начальнику органа дознания. Докладная записка в обязательном порядке визируется руководителем комиссии, начальником уполномоченного подразделения и начальником подразделения дознания таможенного органа.
В случае проведения таможенной проверки ФТС России докладная записка визируется Главным управлением таможенных расследований и дознания ФТС России, в случае проведения таможенной проверки службой таможенной инспекции региональных таможенных управлений - подразделением дознания соответствующих оперативных таможен, в случае проведения таможенной проверки таможнями - подразделением дознания таможен.
К докладной записке прилагаются заверенные в установленном порядке копии соответствующих документов.
67. Начальник органа дознания рассматривает материалы, поступившие из уполномоченного подразделения таможенного органа в соответствии с пунктом 66 Инструкции, и передает их уполномоченному должностному лицу таможенного органа для составления рапорта об обнаружении признаков преступления в порядке, предусмотренном статьей 143 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, либо передает эти материалы для доработки в соответствующие подразделения таможенного органа.
68. При выявлении в ходе таможенной проверки признаков административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, копии материалов таможенной проверки передаются в эти органы в установленном порядке.
При выявлении в ходе таможенной проверки признаков преступлений, по уголовным делам о которых производство предварительного расследования отнесено к компетенции других правоохранительных органов, сообщения о преступлении после регистрации в установленном порядке направляется по подследственности в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
VII. Взаимодействие таможенных органов и их структурных подразделений при назначении таможенной проверки
69. Предложения структурных подразделений таможенных органов, инициирующих проведение таможенного контроля после выпуска товаров в форме таможенной проверки (далее - инициирующие подразделения), в обязательном порядке с приложением всех имеющихся материалов направляются для рассмотрения в уполномоченное подразделение таможенного органа, структурное подразделение которого инициировало проведение таможенного контроля.
70. При подготовке предложений о проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки инициирующие подразделения руководствуются результатами аналитической работы и самостоятельно проводимых проверочных мероприятий (функциональных проверок), а также информацией, полученной как из собственных информационных ресурсов, так и из иных источников.
71. Предложения о проведении уполномоченными подразделениями таможенной проверки должны быть обоснованными, мотивированными и должны содержать:
полное наименование лица, у которого предлагается провести таможенную проверку (организационная форма для юридических лиц);
адрес государственной регистрации, по возможности информацию о месте фактического нахождения исполнительного органа проверяемого лица;
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причин постановки на учет (КПП), основной государственный регистрационный номер (ОГРН);
информацию о признаках нарушений законодательства Российской Федерации о таможенном деле с приложением соответствующих материалов;
информацию о результатах применения иных форм таможенного контроля;
информацию о результатах собственной аналитической работы;
предложения о необходимости привлечения к проведению таможенного контроля должностных лиц инициирующего подразделения или иных должностных лиц таможенных органов, специалистов (экспертов);
прогнозируемый результат таможенного контроля (включая сумму таможенных платежей, подлежащих доначислению).
72. Начальник уполномоченного подразделения (в ФТС России - заместитель начальника ГУФТДиТР, курирующего в соответствии с распределением обязанностей направление деятельности по проведению таможенных проверок) рассматривает представленные инициирующим подразделением предложения и прилагаемые к ним материалы и в срок, не превышающий 5 (пяти) рабочих дней после их получения, в письменном виде докладывает начальнику (заместителю начальника) таможенного органа (в ФТС России - начальнику ГУФТДиТР) о наличии оснований для проведения таможенной проверки либо об их отсутствии.
Начальник (заместитель начальника) уполномоченного подразделения вправе запросить дополнительную информацию у инициирующего подразделения, необходимую для принятия решения о назначения таможенной проверки.
73. По окончании таможенной проверки уполномоченное подразделение в течение 10 (десяти) дней на основании акта таможенной проверки письменно информирует о ее результатах инициирующее подразделение.
VIII. Заключительные положения
74. За неправомерные действия (бездействие) при проведении таможенной проверки должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Начальник
Главного управления федеральных
таможенных доходов
и тарифного регулирования
О.Н.КОМАРОВА