ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
КОМИССИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2011 г. N 688
О ЕДИНЫХ ТИПОВЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ОБОРУДОВАНИЮ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ЗДАНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОГРАНИЧНОГО, ТАМОЖЕННОГО, САНИТАРНО-КАРАНТИННОГО, ВЕТЕРИНАРНОГО, КАРАНТИННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО И ТРАНСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ВНЕШНЮЮ ГРАНИЦУ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА, КЛАССИФИКАЦИИ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ВНЕШНЮЮ ГРАНИЦУ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ФОРМЕ ПАСПОРТА ПУНКТА ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ВНЕШНЮЮ ГРАНИЦУ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
Комиссия Таможенного союза решила:
1. Утвердить Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу Таможенного союза, и Классификацию пунктов пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза (далее соответственно - Единые типовые требования и Классификация пунктов пропуска) (прилагаются).
2. Установить, что обустройство и материально-техническое оснащение вновь строящихся и реконструкция действующих пунктов пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза осуществляется Сторонами с учетом Единых типовых требований и Классификацией пунктов пропуска.
3. Утвердить форму Паспорта пункта пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза (далее - форма Паспорта) (прилагается).
4. Секретариату Комиссии Таможенного союза разработать электронную копию формы Паспорта и технические условия формирования базы данных Паспортов пункта пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза.
Члены Комиссии Таможенного союза:
УТВЕРЖДЕНЫ
Решением Комиссии Таможенного союза
от 22 июня 2011 г. N 688
ЕДИНЫЕ ТИПОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОСНАЩЕНИЮ ЗДАНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПОГРАНИЧНОГО, ТАМОЖЕННОГО, САНИТАРНО-КАРАНТИННОГО, ВЕТЕРИНАРНОГО, КАРАНТИННОГО ФИТОСАНИТАРНОГО И ТРАНСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ВНЕШНЮЮ ГРАНИЦУ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
I. Общие положения
1. Настоящие Единые типовые требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза (далее - Единые типовые требования), предназначены для использования и учета компетентными органами государств - членов Таможенного союза при обустройстве и материально-техническом оснащении вновь строящихся и реконструкции действующих (ранее построенных) пунктов пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза (далее - пункты пропуска).
2. Пункты пропуска проектируются и строятся (реконструируются) в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза, как единые комплексы, призванные обеспечивать интенсивное прохождение через них грузовых и пассажирских потоков, эффективность проведения в отношении лиц, транспортных средств и товаров, следующих через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза (далее - внешняя граница Таможенного союза), пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля (далее - государственный контроль), а также соблюдение требований государств - членов Таможенного союза, если это не предусмотрено Едиными Типовыми требованиями.
II. Требования к материально-техническому оснащению зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации государственного контроля, осуществляемого в пунктах пропуска
3. Для проведения государственного контроля в пунктах пропуска создаются следующие системы:
паспортного (пограничного) контроля;
бесконтактного измерения температуры тела лиц;
осмотра (досмотра) багажа и ручной клади;
осмотра (досмотра) транспортных средств и товаров;
электронного учета автотранспортных средств;
автоматического (поосного) определения весовых параметров и габаритных размеров автотранспортных средств;
обнаружения оружия, наркотиков и других товаров, запрещенных к ввозу, вывозу;
связи;
телевизионного (видео) наблюдения;
пожарной сигнализации;
инженерных средств охраны, контроля доступом и охранной сигнализации;
интегрированная информационная система;
сбора и утилизации биологических отходов;
очистки и дезинфекции транспортных средств;
обеззараживания подкарантинной продукции;
часофикации;
4. Система паспортного (пограничного) контроля предназначена для выполнения должностными лицами пограничной службы установленных процедур проверки оснований для пропуска лиц, пересекающих государственную границу, и строится на основе применения информационных систем и технических средств пограничного контроля.
При создании системы предусматривается:
возможность модификации приборов, аппаратуры и программного обеспечения для автоматической обработки паспортов и других паспортно-визовых документов, в том числе с биометрическими параметрами;
автоматический и ручной ввод информации, формирование баз данных из национальных и иностранных паспортно-визовых документов с применением программно-технических средств считывания графической информации, машиносчитываемой зоны, штрих-кода и микросхем, размещенных в паспортно-визовых документах;
проверка паспортно-визовых документов на соответствие действующим образцам, срока их действия и по лимитам выданных паспортно-визовых документов;
проверка по контрольным спискам атрибутов паспортно-визовых документов;
обеспечение информационной безопасности;
формирование статистических отчетов по результатам пограничного контроля за произвольные промежутки времени.
5. Система бесконтактного измерения температуры предназначена для дистанционного выявления лиц с повышенной температурой тела. Количество установленных приборов для дистанционного выявления лиц с повышенной температурой тела определяется плотностью пассажиропотоков и техническими характеристиками оборудования.
6. Система осмотра (досмотра) багажа и ручной клади пассажиров и обслуживающего персонала транспортных средств предназначена для их проверки в целях недопущения перемещения запрещенных (ограниченных) товаров и оборудуется рентгенотелевизионной и другой специальной аппаратурой.
7. Система осмотра (досмотра) транспортных средств и товаров, перемещаемых через границы государств - членов Таможенного союза в пунктах пропуска, предназначена для их проверки и идентификации, а также обнаружения товаров, запрещенных (ограниченных) к перемещению через внешнюю границу Таможенного союза, и включает средства технического контроля различных модификаций, позволяющие обнаруживать товары, запрещенные к перемещению через внешнюю границу Таможенного союза, в том числе рентгенотелевизионные установки и инспекционно-досмотровые комплексы.
8. Система электронного учета автотранспортных средств должна обеспечивать считывание государственных регистрационных номеров, сохранение, ведение базы данных государственных регистрационных знаков автотранспортных средств.
9. Система автоматического (поосного) определения весовых параметров и габаритных размеров автотранспортных средств позволяет в автоматическом режиме определять весовые и габаритные параметры транспортных средств.
10. Система радиационного контроля состоит из стационарной аппаратуры и/или переносного оборудования, позволяющих обнаруживать источники ионизирующего излучения, определять превышение уровня естественного радиационного фона и идентифицировать выявленные источники ионизирующего излучения.
11. Система обнаружения оружия, наркотиков и других товаров, запрещенных (ограниченных) к перемещению, предназначена для совместного использования пограничными и таможенными органами и создается на базе стационарных металлоискателей и рентгеноскопических установок, других технических средств. В пунктах пропуска в аэропортах, морских (речных) портах, пограничных железнодорожных станциях данная система интегрируется с системами обеспечения транспортной безопасности.
12. Система связи, включая телекоммуникационную инфраструктуру, должна обеспечивать взаимодействие контрольных органов в пределах пункта пропуска, а также бесперебойную устойчивую связь контрольных органов с взаимодействующими структурами и вышестоящими органами управления.
В служебных помещениях подразделений государственных контрольных органов устанавливается необходимое количество телефонов с выходом на внутреннюю, междугородную и международную связь и в Интернет.
В пунктах пропуска обеспечивается возможность привязки узлов связи к узлам связи вышестоящих уровней связи соответствующих ведомств.
13. Система телевизионного видеонаблюдения предназначена для обеспечения визуального контроля пограничными и таможенными органами объектов (территории) пункта пропуска с помощью электронных технических средств.
Система создается с применением телевизионных систем различных типов и должна обеспечивать возможность ведения наблюдения за объектами (территорией) пункта пропуска в режиме реального времени с сохранением данных.
Контрольные органы в пункте пропуска могут использовать отдельные системы видеонаблюдения либо одну совместную.
14. Система пожарной сигнализации пункта пропуска - совокупность установок пожарной сигнализации и пожаротушения, смонтированных на объектах пункта пропуска и контролируемых с общего пожарного поста, должна обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, обработку, передачу в заданном виде извещения о пожаре за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре и установок пожаротушения в целях организации ликвидации пожара и безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного пункта пропуска.
Система пожарной сигнализации создается с использованием дымовых, температурных датчиков и других технических средств, устанавливаемых в помещениях зданий и сооружениях пункта пропуска.
15. Система инженерных средств охраны, контроля доступом и охранной сигнализации оборудуется с применением совместно действующих технических средств охраны, объединенных системой инженерных сетей и коммуникаций и предназначенная для обнаружения несанкционированного проникновения (попытки проникновения) на территорию и в режимные зоны пункта пропуска, сбора, обработки и представления в заданном виде информации на пульт оператора.
16. Интегрированная информационная система пункта пропуска создается в соответствии с Концепцией формирования Интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.
17. Система сбора и утилизации биологических отходов обеспечивает сбор, временное хранение (транспортировку при необходимости до места утилизации) и уничтожение товаров животного и растительного происхождения, выявленных в ручной клади, багаже физических лиц и почтовых отправлениях.
18. Система очистки и дезинфекции транспортных средств оборудуется в пунктах пропуска и состоит из технических средств, обеспечивающих механическую очистку, мойку и дезинфекцию транспортных средств.
19. Система обеззараживания подкарантинной продукции состоит из технических средств и помещений, обеспечивающих обеззараживание ввозимой через пункты пропуска подкарантинной продукции от карантинных объектов (карантинных вредных организмов).
20. Система часофикации предназначена для создания единой синхронизированной сети точного времени и обеспечения индикации сигналов текущего времени в зданиях, помещениях и других объектах пункта пропуска.
21. Система резервного электропитания предназначена для обеспечения зданий, помещений, сооружений, оборудования пункта пропуска, средств технического контроля электропитанием при аварийном отключении системы электроснабжения и создается при помощи альтернативных источников электропитания.
22. Перечень и состав систем определяется на этапе проектирования для каждого пункта пропуска с учетом:
вида транспортного сообщения (автомобильный (автодорожный), воздушный, железнодорожный, морской, речной (озерный), смешанный, пешеходный);
специализации;
технологической схемы организации пропуска лиц, транспортных средств и товаров;
пропускной способности (интенсивности движения лиц, транспортных средств в сутки, час);
разделения потоков транспорта и лиц на въезд и выезд;
типов транспортных средств (легковые автотранспортные средства, грузовые автотранспортные средства, автобусы, морские суда, воздушные суда, пассажирские поезда, железнодорожные грузовые составы, пешеходные направления);
установленного режима в пункте пропуска;
территории и количества мест осмотра (досмотра) лиц, транспортных средств и товаров.
Перечень и состав систем согласовывается с заинтересованными государственными органами.
III. Требования к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска
23. Оборудование и материально-техническое оснащение (далее - обустройство) зданий, помещений и сооружений осуществляется индивидуально для каждого пункта пропуска, с учетом:
вида транспортного сообщения (автомобильный (автодорожный), воздушный, железнодорожный, морской, речной (озерный), смешанный, пешеходный);
режима работы пункта пропуска;
интенсивности движения транспортных средств;
интенсивности пассажиропотока, в том числе пешего движения;
установленного норматива времени проведения обязательных контрольных процедур;
специальных требований компетентных органов государств - членов Таможенного союза к оборудованию и материально-техническому оснащению;
установленных правил режима в пункте пропуска;
наличия и состояния инженерно-технического оборудования;
ограждения и освещения территории и мест осмотра (досмотра) лиц, транспортных средств и товаров.
24. Здания, помещения, сооружения, необходимые для организации государственного контроля в пункте пропуска, обустраиваются исходя из необходимости обеспечения условий для проведения контроля лиц, транспортных средств и товаров, перемещаемых через внешнюю границу Таможенного союза.
25. В пункте пропуска с учетом утвержденных ведомственных нормативов обеспечения должностных лиц площадями и помещениями предусматриваются:
рабочие места для проведения государственного контроля;
служебные помещения подразделения пограничного органа;
служебные помещения подразделения таможенного органа;
помещение для проведения личного досмотра лиц;
служебные помещения для размещения санитарно-карантинного пункта (СКП), пограничного контрольного ветеринарного пункта (ПКВП) и пограничного пункта по карантину растений (фитосанитарного контрольного поста);
специальные помещения СКП, ПКВП, ППКР (ФКП) и поста транспортного контроля;
лаборатории и изоляторы СКП, ПКВП, ППКР (ФКП);
залы для пассажиров с санитарно-бытовыми условиями для временного пребывания на период проведения контроля;
зал для официальных встреч;
помещения для хранения оружия;
помещения для размещения серверных, узлов связи;
помещения для приема пищи и отдыха;
санитарные узлы;
помещения (вольеры) для содержания служебных собак;
помещения для системы электропитания и резервного электропитания.
IV. Требования к площадкам для осмотра (досмотра) лиц, транспортных средств и товаров
26. С целью исключения доступа посторонних лиц к местам совершения контрольных операций в отношении транспортных средств международного сообщения, места стоянок и площадки для осмотра оборудуются ограждением и освещением. При этом на площадках для осмотра, на въездах в досмотровые павильоны и выездах из них, а также в местах перегрузки (перевалки) и совершения грузовых операций предусматривается освещение максимальной интенсивности.
В пункте пропуска оборудуются специальные площадки (тупики, стоянки, причалы) для проведения противоэпидемических, противоэпизоотических и карантинных фитосанитарных мероприятий.
27. Площадки для осмотра автотранспорта располагаются таким образом, чтобы все виды государственного контроля осуществлялись непосредственно на полосах движения, а при необходимости проведения специального контроля обеспечивалась возможность вывода транспортного средства из общего потока.
28. Исходя из интенсивности движения, площадки для осмотра должны иметь необходимое количество контрольных секций, предназначенных для проведения контроля одного или нескольких видов транспортных средств.
29. Количество контрольных секций (модулей) и полос движения определяется в зависимости от интенсивности грузового и пассажирского потоков, а также специализации пункта пропуска.
30. Площадки оформления автотранспорта, за исключением предназначенных для оформления автомобильных транспортных средств, перевозящих крупногабаритный, тяжеловесный или специальный груз, оборудуются навесами для защиты от атмосферных осадков.
31. В помещениях, предназначенных для проведения досмотра автомобильных транспортных средств, обустраиваются:
боксы для досмотра легковых, грузовых машин, автобусов, оборудованные подъемниками, техническими средствами и другими приспособлениями для досмотра;
рабочие места для сотрудников контрольных органов;
складские помещения, в том числе оборудованные холодильными камерами (в специализированных пунктах пропуска).
32. Дорожная сеть в пунктах пропуска строится с учетом перспектив развития пункта пропуска и обеспечения пропуска максимального количества транспортных средств в часы пик, с учетом возможности изменения направления движения транспортных средств (реверсивное движение).
33. Проезжие части дорожной сети должны иметь достаточную ширину и обеспечивать условия перестроения транспортных средств до въезда на территорию пункта пропуска.
34. На подъездах к пунктам пропуска и на их территории обеспечивается эффективное управление движением автотранспорта и пассажиропотока путем использования горизонтальной и вертикальной дорожной разметки, дорожных знаков, светофоров, других технических средств организации дорожного движения, а также указателей направления движения.
Пункты пропуска оборудуются соответствующей государственной символикой и символикой Таможенного союза.
35. В целях недопущения возможности несанкционированного убытия транспортного средства за пределы пункта пропуска без прохождения обязательных видов контроля в пунктах пропуска создается система принудительной остановки транспортных средств, состоящей из специальных средств, заградительных барьеров и других устройств.
36. В аэропортах, морских, речных (озерных) портах и на железнодорожных станциях пункты пропуска располагаются в пределах (границах) их территории.
37. Автомобильные (автодорожные) пункты пропуска обустраиваются в непосредственной близости от внешней границы Таможенного союза, исходя из развития существующей дорожной сети. При этом создаются условия для исключения объезда пунктов пропуска транспортными средствами.
В зависимости от рельефных условий местности автомобильные (автодорожные) пункты пропуска могут обустраиваться на удалении от внешней границы Таможенного союза.
38. Размеры территории пункта пропуска определяются в зависимости от:
порядка его функционирования;
интенсивности движения транспортных средств;
интенсивности пассажиропотока, в том числе пешего движения;
установленного норматива времени проведения обязательных контрольных процедур;
специализации;
разделению потоков транспорта и лиц на въезд и выезд, по типам транспортных средств (легковые, грузовые, автобусы, морские, воздушные суда, пешеходные направления);
обеспечения режима пункта пропуска, ограждения и освещения территории и мест осмотра (досмотра) лиц, транспортных средств и товаров;
условий рельефа местности с учетом развития инфраструктуры в перспективе.
39. Инфраструктура пунктов пропуска и их территориальное устройство должны обеспечивать:
раздельное проведение контроля при пропуске лиц и транспортных средств независимо друг от друга в двух направлениях движения (въезд и выезд);
возможность вывода лиц и отдельных транспортных средств из общего потока с целью осуществления государственного контроля без создания помех основному потоку лиц и транспортных средств;
выполнение требований режима в пункте пропуска и размещение сервисных служб, не связанных с обслуживанием лиц, пересекающих внешнюю границу Таможенного союза, вне территорий пунктов пропуска.
40. Определение мест расположения зданий и помещений, сооружений и технических средств в пункте пропуска основывается на следующих принципах:
организации пропуска лиц, транспортных средств и товаров через внешнюю границу Таможенного союза в соответствии с последовательностью осуществления контрольных операций, предусмотренной технологической схемой организации пропуска для каждого пункта пропуска;
достаточности штатной численности государственных контрольных органов, оптимизации и эффективности государственного контроля;
высокой степени надежности в обеспечении безопасности государств - членов Таможенного союза;
рационального использования технических средств контроля и внедрения современных технологий всех видов контроля.
41. Перечисленные требования реализуются на этапе проектирования, строительства, реконструкции объектов, элементов инфраструктуры пунктов пропуска.
V. Требования к оборудованию и техническому оснащению типового комплекса для пункта пропуска
42. Типовой комплекс представляет собой блок-модуль, в котором размещается оборудование и технические средства, необходимые для осуществления государственного контроля в пунктах пропуска на внешней границе Таможенного союза.
43. Типовой комплекс пункта пропуска размещается:
в существующем временном, сезонном или функционирующем на нерегулярной основе пункте пропуска, где здания, помещения и сооружения, необходимые для организации государственного контроля, как правило, отсутствуют и (или) строительство которых экономически не оправдано;
в пункте пропуска, вблизи которого планируется проведение крупных международных мероприятий на определенный срок, предполагающих прибытие на территорию Таможенного союза, убытие с территории Таможенного союза лиц, транспортных средств и товаров в целях увеличения пропускной способности пункта пропуска на время проведения таких мероприятий;
в обустраиваемом пункте пропуска - для организации государственного контроля на период строительства, реконструкции и открытия в установленном порядке.
44. Требования к оборудованию и техническому оснащению типового комплекса для пункта пропуска включают:
требования к комплекту оборудования и технических средств, необходимых для организации государственного контроля в пункте пропуска;
требования к составу и площади служебных и бытовых помещений на базе блок-модуля или блок-модулей, необходимых для организации работы и отдыха сотрудников, осуществляющих государственный контроль.
Типовой комплекс может быть доставлен, развернут и установлен в пункте пропуска, а при необходимости демонтирован и перебазирован в другой пункт пропуска.
При этом обеспечиваются условия для работы и отдыха должностных лиц, осуществляющих государственный контроль.
Изготавливается типовой комплекс с учетом пропускной способности пункта пропуска, климатических условий, вида международного сообщения и технологической схемы пропуска.
Требования к оборудованию, техническим средствам и системам контроля, необходимым для организации государственного контроля в пункте пропуска, аналогичны перечисленным в настоящих типовых требованиях.
УТВЕРЖДЕНА
Решением Комиссии Таможенного союза
от 22 июня 2011 г. N 688
КЛАССИФИКАЦИЯ ПУНКТОВ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ ВНЕШНЮЮ ГРАНИЦУ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА <*>
<*> Данная классификация относится только к пунктам пропуска через внешнюю границу Таможенного союза и не распространяется на пункты упрощенного пропуска (места пересечения государственной границы). Классификация пунктов упрощенного пропуска регулируется законодательством государств - членов Таможенного союза.
Пункты пропуска через внешнюю границу Таможенного союза классифицируются:
1. По виду международного сообщения на:
- Автомобильные (автодорожные);
- Железнодорожные;
- Морские;
- Речные (озерные);
- Воздушные;
- Пешеходные;
- Смешанные.
2. По характеру международного сообщения на:
- Грузовые;
- Пассажирские;
- Грузо-пассажирские.
3. По порядку функционирования:
- Постоянные, в том числе:
- работающие на регулярной основе;
- сезонные;
- работающие на нерегулярной основе.
- Временные.
4. По статусу:
- Многосторонние (международные);
- Двусторонние (межгосударственные).
УТВЕРЖДЕН
Решением Комиссии Таможенного союза
от 22 июня 2011 г. N 688