ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 1996 г. N 766
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И КОНТРОЛЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ОТХОДОВ
В целях выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, и обеспечения государственного регулирования трансграничных перевозок опасных отходов в Российской Федерации с учетом требований экологической безопасности Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов (далее именуется - Положение) и ввести его в действие по истечении 6 месяцев со дня подписания настоящего Постановления.
Предоставить право Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством внешних экономических связей Российской Федерации, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти вносить, руководствуясь положениями Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, изменения и дополнения в прилагаемые к указанному Положению Перечень опасных отходов, импорт (транзит) которых на (через) территорию Российской Федерации запрещается, а экспорт подлежит государственному регулированию, и в Перечень опасных отходов, трансграничные перевозки которых подлежат государственному регулированию.
Установить, что до введения в действие указанного Положения Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственный комитет санитарно - эпидемиологического надзора Российской Федерации и Федеральный горный и промышленный надзор России осуществляют в пределах своей компетенции государственный контроль и надзор за трансграничными перевозками опасных отходов, руководствуясь положениями Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.
2. Установить, что экспорт и импорт опасных отходов в Российской Федерации осуществляются по лицензиям Министерства внешних экономических связей Российской Федерации, выдаваемым в установленном порядке на основании разрешений Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов.
Транзит опасных отходов через территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с действующим законодательством на основании указанных разрешений Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
3. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации разработать и утвердить в 5-месячный срок:
федеральный классификационный каталог отходов;
порядок выдачи и аннулирования разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов;
совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации, Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Федеральным горным и промышленным надзором России порядок контроля и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов;
по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации порядок взимания и использования платы за выдачу разрешений на трансграничные (транзитные) перевозки опасных отходов.
4. Установить, что коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности согласно Приложениям N 1 и N 2 к Положению о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов в случае необходимости могут уточняться Государственным таможенным комитетом Российской Федерации по согласованию с Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
5. Исключить из приложения N 4 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1992 г. N 854 "О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1992, N 19, ст. 1589; 1994, N 16, ст. 1280) позицию вторую.
6. Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Министерству внешних экономических связей Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Государственному комитету санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Государственному таможенному комитету Российской Федерации в 6-месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с настоящим Постановлением.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 июля 1996 г. N 766
ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ПЕРЕВОЗОК ОПАСНЫХ ОТХОДОВ
I. Общие положения
1. Настоящее Положение регулирует вопросы трансграничных перевозок опасных отходов согласно Приложениям N 1 и N 2.
2. Действие настоящего Положения распространяется на все организации, осуществляющие экспорт, импорт, транзит, перевозки отходов, а также обращение с отходами (включая бытовые отходы и остатки их сжигания), представляющими угрозу для окружающей природной среды и здоровья людей и признанными опасными в соответствии с критериями, установленными Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (далее именуется - Базельская конвенция) и законодательством Российской Федерации.
Вопросы обращения с радиоактивными отходами исключаются из сферы действия настоящего Положения.
3. В настоящем Положении следующие понятия означают:
"отходы" - отходы производства и потребления. При этом под отходами производства понимаются материалы, вещества, изделия, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и не находящие применения на данном предприятии (организации) либо полностью непригодные для использования в том качестве, для которого они предназначены, под отходами потребления - материалы, вещества, изделия, утратившие полностью или частично свои потребительские свойства в процессе общественного или личного потребления;
"обращение с отходами" - все виды деятельности, связанные с образованием, сбором, хранением, использованием, обезвреживанием, транспортированием и захоронением отходов;
"использование отходов" - применение отходов для производства продукции, выполнения работ (услуг) или получения энергии;
"захоронение отходов" - изоляция отходов в целях исключения возможности их дальнейшего использования, а также предотвращения попадания загрязняющих веществ в окружающую среду;
"трансграничная перевозка отходов" - любое перемещение (транспортировка) отходов с территории, находящейся под юрисдикцией одного государства, на (через) территорию, находящуюся под юрисдикцией другого государства;
"компетентный орган Российской Федерации" - Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (назначен Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 670 "О первоочередных мерах по выполнению Федерального закона "О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением");
"выделенный центр" - подведомственная Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации организация, отвечающая за получение и предоставление информации о трансграничных перевозках отходов, а также за ведение банка данных об отходах;
"государство экспорта" - государство, с территории которого осуществляется трансграничная перевозка отходов;
"государство импорта" - государство, на территорию которого осуществляется трансграничная перевозка отходов с целью их использования;
"государство транзита" - государство, через территорию которого осуществляется транзитная перевозка отходов;
"экспорт" - вывоз отходов из Российской Федерации;
"импорт" - ввоз отходов в Российскую Федерацию;
"транзит" - непрерывная перевозка отходов через территорию Российской Федерации с пересечением государственной границы Российской Федерации без их хранения (за исключением случаев временного хранения, связанного с транспортировкой);
"организация" - лицо, осуществляющее деятельность по обращению с отходами;
"экспортер" - организация, находящаяся под юрисдикцией государства экспортера и осуществляющая экспорт отходов;
"импортер" - организация, находящаяся под юрисдикцией государства импорта и осуществляющая импорт отходов;
"перевозчик" - организация, осуществляющая транспортировку отходов;
"производитель" - организация, деятельность которой ведет к образованию отходов, или организация, которая владеет этими отходами;
"заинтересованное государство" - государство экспорта, импорта или транзита.
II. Общие требования
4. Импорт и транзит отходов, указанных в Приложении N 1 к настоящему Положению, запрещен.
5. Экспорт отходов, указанных в Приложениях N 1 и N 2 к настоящему Положению, и импорт отходов, указанных в Приложении N 2 к настоящему Положению, без лицензий Министерства внешних экономических связей Российской Федерации, выданных на основании разрешений компетентного органа Российской Федерации на трансграничную (транзитную) перевозку опасных отходов, запрещен.
6. Транзит отходов, указанных в Приложении N 2 к настоящему Положению, без разрешений, выданных компетентным органом Российской Федерации, запрещен.
7. Отходы, которые экспортируются, импортируются либо транзит которых осуществляется с нарушением пунктов 4, 5 и 6 настоящего Положения, подлежат соответственно возврату на территорию Российской Федерации либо немедленному вывозу за пределы территории Российской Федерации.
8. В случае осуществления трансграничной перевозки отходов партиями, требующей пересечения таможенной границы Российской Федерации несколько раз, компетентным органом Российской Федерации может выдаваться соответствующее разрешение сроком на один год при наличии письменного согласия заинтересованных государств, если выполняются следующие условия:
отходы имеют одинаковые физические и химические свойства и поставляются регулярно по одному и тому же контракту, одной и той же организации, отвечающей за использование или захоронение отходов;
таможенное оформление отходов осуществляется в одной и той же таможне и перемещение отходов осуществляется через одни и те же таможенные пункты пропуска на государственной границе Российской Федерации, которые определяются Государственным таможенным комитетом Российской Федерации;
таможенное оформление отходов в случае транзита через территорию заинтересованного государства осуществляется одними и теми же таможенными пунктами пропуска на государственной границе государства (государств) транзита на въезде и выезде;
заинтересованные государства предоставляют компетентному органу Российской Федерации разрешения на многократный ввоз, вывоз и транзит отходов на (через) свои территории.
9. Если трансграничная перевозка отходов, на которую заинтересованные государства дали разрешение в соответствии с настоящим Положением, не может быть завершена с соблюдением условий контракта по использованию и перевозке отходов на территории государства импорта, экспортер обязан вывезти отходы обратно не позднее чем через 90 дней с того момента, как компетентный орган государства импорта информировал об этом компетентный орган государства экспорта или производителя (экспортера) и секретариат Базельской конвенции, либо в любой другой срок, согласованный заинтересованными сторонами.
10. Экспортер обязан информировать компетентный орган Российской Федерации о дате начала трансграничной перевозки отходов.
11. Уведомление об осуществлении трансграничной перевозки отходов и информация, необходимая для выдачи разрешения на такую перевозку, представляются компетентному органу Российской Федерации на русском языке и языке оригинала контракта.
12. В случае нарушения настоящего Положения, невыполнения требований, установленных разрешением на трансграничную перевозку отходов, возникновения обстоятельств, приводящих к нанесению ущерба экологическим интересам Российской Федерации или несоблюдению обязательств Российской Федерации по Базельской конвенции, компетентный орган Российской Федерации имеет право приостановить действие указанного разрешения.
Министерство внешних экономических связей Российской Федерации на основании решения компетентного органа Российской Федерации обязано приостановить действие и аннулировать ранее выданные лицензии на экспорт (импорт) отходов и информировать о своих действиях Государственный таможенный комитет Российской Федерации и компетентный орган Российской Федерации.
Государственный таможенный комитет Российской Федерации обязан в установленном порядке принять необходимые меры по приостановке или запрещению перемещения отходов через таможенную границу Российской Федерации и информировать о своих действиях компетентный орган Российской Федерации.
III. Требования к экспорту отходов
13. Экспорт отходов запрещается:
в любую точку к югу от 60 град. южной широты;
в государство, которое запрещает импорт таких отходов и уведомило об этом компетентный орган Российской Федерации или секретариат Базельской конвенции;
в государство, которое не может подтвердить, что использование или захоронение отходов будет осуществляться экологически безопасным способом;
в государство, которое не является стороной Базельской конвенции, за исключением тех случаев, когда государство является стороной какого-либо двустороннего, многостороннего или регионального соглашения или договора Российской Федерации о трансграничной перевозке отходов.
14. Экспортер осуществляет вывоз отходов, указанных в Приложениях N 1 и N 2 к настоящему Положению, если:
имеются лицензия Министерства внешних экономических связей Российской Федерации на экспорт отходов, разрешение на трансграничную (транзитную) перевозку опасных отходов, выданное компетентным органом Российской Федерации, и иные документы, необходимые для осуществления государственного контроля за экспортом отходов в соответствии с порядком контроля и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов;
имеется контракт экспортера и организации государства импорта, отвечающей за использование или захоронение отходов, в котором указаны способы экологически безопасного обращения с соответствующими отходами;
имеется документ установленной компетентным органом Российской Федерации формы о перевозке отходов;
организации Российской Федерации не располагают техническими возможностями и необходимыми объектами или мощностями по использованию или захоронению отходов экологически безопасным и эффективным способом;
отходы требуются в качестве сырья для использования в государстве импорта;
экспорт осуществляется в соответствии с межгосударственными двусторонними, многосторонними или региональными соглашениями и договорами о трансграничных перевозках отходов;
трансграничная перевозка отходов обеспечена страховыми и другими финансовыми гарантиями, а также иными обязательствами производителя (экспортера, посредника, импортера, перевозчика или организации государства импорта, отвечающей за использование или захоронение отходов), которые призваны обеспечить проведение альтернативных мероприятий в отношении отходов в случае невозможности осуществления поставки, использования или захоронения отходов согласно контракту или других непредвиденных событий и аварий.
Указанные гарантии могут иметь форму страхового полиса, банковской расписки, обязательства или иного обещания компенсации за ущерб.
15. Компетентный орган Российской Федерации уведомляет в установленные сроки в письменной форме компетентные органы заинтересованных государств на приемлемом для них языке о планируемой трансграничной перевозке. Информация, содержащаяся в уведомлении, должна соответствовать положениям Базельской конвенции.
IV. Требования к импорту отходов
16. Импорт отходов с целью их захоронения или сжигания на территории Российской Федерации запрещается.
17. Импортер осуществляет ввоз отходов, указанных в Приложении N 2 к настоящему Положению, если:
имеются лицензия Министерства внешних экономических связей Российской Федерации на импорт отходов, разрешение на трансграничную (транзитную) перевозку опасных отходов, выданное компетентным органом Российской Федерации, и иные документы, необходимые для осуществления государственного контроля за импортом отходов в соответствии с порядком контроля и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов;
соответствующие отходы требуются в качестве сырья для использования в Российской Федерации;
имеется контракт экспортера и организации Российской Федерации, отвечающей за использование отходов, в котором указаны способы экологически безопасного обращения с соответствующими отходами и сроки завершения их использования;
государство экспорта является стороной Базельской конвенции или участником межгосударственных двусторонних, многосторонних или региональных соглашений или договоров с Российской Федерацией о трансграничной перевозке отходов;
трансграничная перевозка обеспечена страховыми и другими финансовыми гарантиями, а также иными обязательствами производителя (экспортера, посредника, импортера, перевозчика или организации Российской Федерации, отвечающей за использование отходов), которые призваны обеспечить проведение альтернативных мероприятий в отношении отходов в случае невозможности осуществления поставки, использования отходов согласно контракту или других непредвиденных событий и аварий.
Указанные гарантии могут иметь форму страхового полиса, банковской расписки, обязательства или иного обещания компенсации за ущерб.
18. Организация Российской Федерации, отвечающая за использование отходов, информирует экспортера, компетентный орган государства экспорта и компетентный орган Российской Федерации о получении соответствующих отходов и о завершении их использования.
V. Требования к транзиту отходов
19. Транзит отходов, указанных в Приложении N 1 к настоящему Положению, через территорию Российской Федерации запрещен.
20. Транзит отходов, указанных в Приложении N 2 к настоящему Положению, осуществляется при наличии выданного компетентным органом Российской Федерации разрешения на трансграничную (транзитную) перевозку опасных отходов и иных документов, необходимых для осуществления государственного контроля за транзитом отходов в соответствии с порядком контроля и надзора за трансграничными перевозками опасных отходов.
21. Разрешение на транзит отходов выдается компетентным органом Российской Федерации в соответствии с порядком выдачи разрешений на трансграничную (транзитную) перевозку опасных отходов.
22. Транзит отходов разрешается при наличии страховых и других финансовых гарантий, а также иных обязательств производителя (экспортера, посредника, импортера, перевозчика или организации государства импорта, отвечающей за использование или захоронение отходов), которые призваны обеспечить проведение альтернативных мероприятий в отношении отходов в случае невозможности осуществления поставки, использования или захоронения отходов согласно контракту или других непредвиденных событий и аварий.
Указанные гарантии могут иметь форму страхового полиса, банковской расписки, обязательства или иного обещания компенсации за ущерб.
VI. Государственный контроль и надзор за трансграничными перевозками отходов
23. Государственный контроль и надзор за трансграничными перевозками отходов осуществляют в пределах своей компетенции:
Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации;
Государственный таможенный комитет Российской Федерации;
Федеральный горный и промышленный надзор России;
Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации;
Министерство транспорта Российской Федерации.
24. Государственный контроль и надзор за трансграничными перевозками отходов включает в себя:
контроль за соблюдением организациями требований настоящего Положения и законодательства Российской Федерации;
контроль за соблюдением организациями требований по обеспечению экологической безопасности при трансграничных перевозках отходов, в том числе предусмотренных международными соглашениями и договорами;
сбор, обработку и анализ информации об осуществлении трансграничных перевозок отходов, а также информации об авариях и случаях, связанных с незаконной трансграничной перевозкой отходов.
25. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации, Государственный таможенный комитет Российской Федерации, Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Федеральный горный и промышленный надзор России имеют право проводить регулярные и выборочные инспекции мест размещения отходов, объектов по их использованию и соответствующих грузов, а также приостанавливать обращение с отходами, являющимися предметом незаконной трансграничной перевозки.
26. Информация об организации и осуществлении экспорта, импорта и транзита отходов направляется в выделенный центр.
27. Разрешения на трансграничную (транзитную) перевозку опасных отходов, выдаваемые компетентным органом Российской Федерации, представляются в Министерство внешних экономических связей Российской Федерации и являются обязательными документами при рассмотрении заявок на выдачу лицензий на экспорт и импорт отходов.
28. Выделенный центр обязан информировать федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль и надзор за трансграничными перевозками отходов, о разрешенных трансграничных перевозках отходов и завершении их использования.
VII. Ответственность при трансграничных перевозках отходов
29. Организация, нарушившая порядок, установленный настоящим Положением, и тем самым допустившая незаконную трансграничную перевозку отходов, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и с законодательством других заинтересованных государств.
30. В случае незаконной трансграничной перевозки отходов на (через) территорию Российской Федерации, осуществленной в результате действий экспортера или производителя, экспортер или производитель обеспечивает возвращение отходов в государство экспорта за свой счет либо их возвращение в государство экспорта осуществляется уполномоченным правительственным органом этого заинтересованного государства за счет экспортера или производителя.
31. В случае незаконной трансграничной перевозки отходов на (через) территорию Российской Федерации, осуществленной в результате действий импортера или организации Российской Федерации, отвечающей за использование отходов, импортер или организация Российской Федерации обеспечивает возвращение отходов в государство экспорта либо их экологически безопасное использование за свой счет и выплачивает в установленном законодательством Российской Федерации порядке соответствующую сумму, определяемую компетентным органом Российской Федерации, в целях компенсации ущерба, нанесенного окружающей среде при использовании импортированных отходов.
32. В случае незаконной трансграничной перевозки отходов на (через) территорию другого государства, осуществленной в результате действий экспортера или производителя Российской Федерации, экспортер или производитель обеспечивает возвращение отходов на территорию Российской Федерации за свой счет либо их возвращение осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Приложение N 1
к Положению о государственном
регулировании трансграничных
перевозок опасных отходов,
утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 1 июля 1996 г. N 766
ПЕРЕЧЕНЬ
ОПАСНЫХ ОТХОДОВ, ИМПОРТ (ТРАНЗИТ) КОТОРЫХ НА (ЧЕРЕЗ) ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ, А ЭКСПОРТ ПОДЛЕЖИТ ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ <*>
<*> Принадлежность товара к перечню отходов определяется как его кодом по ТН ВЭД, так и его наименованием (физическими и химическими характеристиками).
<**> Здесь и далее код Организации экономического сотрудничества и развития состоит из двух букв, за которыми следует номер. Первая буква обозначает список: G (Green) - зеленый, Y (Yellow) - желтый, R (Red) - красный; вторая - категорию отходов.
Приложение N 2
к Положению о государственном
регулировании трансграничных
перевозок опасных отходов,
утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации
от 1 июля 1996 г. N 766
ПЕРЕЧЕНЬ
ОПАСНЫХ ОТХОДОВ, ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ КОТОРЫХ ПОДЛЕЖАТ ГОСУДАРСТВЕННОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ <*>
<*> Принадлежность товара к перечню отходов определяется как его кодом по ТН ВЭД, так и его наименованием (физическими и химическими характеристиками).
<**> Здесь и далее код Организации экономического сотрудничества и развития состоит из двух букв, за которыми следует номер. Первая буква обозначает список: G (Green) - зеленый, Y (Yellow) - желтый, R (Red) - красный; вторая - категорию отходов.
Примечание. В понятие "остатки" входят: отходы в виде изгари, остатка, шлака, дросса, съемов, окалины, пыли, порошка, шлама и кека, если тот или иной материал не включен явно в другие позиции.