Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2002 N ГКПИ2002-702

"Об отказе в принятии заявления: Верховному Суду РФ не подсудны требования о признании частично незаконными Наставлений по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утв. приказом Главного управления ГПС РФ от 25.05.95 N 10, поскольку оспариваемый акт не является нормативно-правовым"
Редакция от 22.05.2002 — Действует

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 мая 2002 г. N ГКПИ2002-702

Судья Верховного Суда Российской Федерации Романенков Н.С., рассмотрев заявление Б. о признании не соответствующими закону пунктов 4.4.11, 4.4.12, 4.4.13, 4.4.14 Наставлений по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденных приказом Главного управления Государственной противопожарной службы РФ от 25.05.1995 N 10,

установил:

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением.

Нахожу, что заявление Б. не подлежит принятию к производству Верховного Суда Российской Федерации по первой инстанции в связи с неподсудностью его данному суду.

Статьей 116 ГПК РСФСР определена исключительная подсудность Верховному Суду РФ гражданских дел по первой инстанции. В частности, Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан.

Оспариваемые заявителем Наставления по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденные приказом Главного управления Государственной противопожарной службы РФ от 25.05.1995 N 10, к таковым не относятся.

Согласно Указу Президента РФ от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию. В силу п. 10 настоящего Указа нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Из содержания заявления следует, что оспариваемые заявителем Наставления по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденные приказом Главного управления Государственной противопожарной службы РФ от 25.05.1995 N 10, государственную регистрацию в Минюсте России не проходили и в установленном порядке опубликованы не были.

Поскольку отсутствует специальный закон, который бы устанавливал обязательную подсудность Верховному Суду РФ заявлений с требованиями, аналогичными заявленным Б., и руководствуясь п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР,

определил:

отказать Б. в принятии заявления о признании не соответствующими закону пунктов 4.4.11, 4.4.12, 4.4.13, 4.4.14 Наставлений по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации, утвержденных приказом Главного управления Государственной противопожарной службы РФ от 25.05.1995 N 10, в связи с неподсудностью заявленных требований данному суду.

Определение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней.