Письмо Минобрнауки РФ от 30.12.2011 N ИР-784/18

"О направлении рекомендаций по формированию комплекса мер"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 30 декабря 2012 г. N ИР-784/18

О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСА МЕР

В дополнение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N АФ-499/18 и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1176 "О внесении изменений в Правила предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", а также с учетом результатов предварительной экспертизы проектов комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования в 2012 году (далее - комплекс мер) Минобрнауки России направляет рекомендации по структуре и содержанию комплексов мер.

И.М.РЕМОРЕНКО

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ КОМПЛЕКСОВ МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2012 ГОДУ

Цели и задачи Комплекса мер по модернизации общего образования субъекта Российской Федерации (далее - Комплекс мер) определяются на основе анализа текущего состояния общего образования в регионе, результатов реализации Комплекса мер в 2011 г., и в контексте стратегических ориентиров развития общего образования Российской Федерации до 2020 года.

Комплекс мер включает конкретные механизмы и планы завершения институциональных преобразований, направленных на формирование ориентированной на результат системы финансирования и управления, а также меры по качественному обновлению кадрового состава как важного условия развития российского общего образования.

При определении мероприятий Комплекса мер учитываются значимые результаты развития общего образования региона, достигнутые в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" (в т.ч. комплексных проектов модернизации образования), Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, региональных целевых программ в сфере образования.

Рекомендуется включить в структуру Комплекса мер следующие разделы:

текущее состояние общего образования субъекта Российской Федерации;

описание итогов модернизации в 2011 году системы общего образования субъекта Российской Федерации;

описание реализации Комплекса мер по модернизации общего образования субъекта Российской Федерации в 2012 году;

информация о мерах, направленных на привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения;

ориентиры развития общего образования в субъекте Российской Федерации на период до 2020 года;

приложение 1 "Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования субъекта Российской Федерации";

приложение 2 "Значения показателей (подпоказателей) результативности предоставления федеральной субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на модернизацию в 2012 году региональной системы общего образования";

приложение 3 "План-график повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации";

приложение 4 "План-график реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования в 2012 году по кварталам";

приложение 5 "Реализация комплекса мер по модернизации общего образования субъекта Российской Федерации в 2012 году в разрезе общеобразовательных учреждений".

Рекомендуемое содержание каждого из разделов Комплекса мер.

Раздел I "Текущее состояние общего образования субъекта Российской Федерации" (рекомендуемый объем - 3-4 страницы);

Описание текущего состояния системы общего образования субъекта Российской Федерации охватывает основные направления развития общего образования, определенные в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р., и содержит краткую характеристику актуальных проблем и тенденций развития общего образования.

Особое внимание рекомендуется уделить оценке продвижения субъектов Российской Федерации в осуществлении институциональных преобразований, направленных на формирование прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления.

В данный раздел целесообразно включить краткую характеристику реализуемых в субъекте Российской Федерации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, региональных целевых программ в сфере образования с обозначением наиболее значимых результатов и сформированных заделов для дальнейшей модернизации общего образования.

Раздел II "Описание итогов модернизации в 2011 году общего образования субъекта Российской Федерации" (рекомендуемый объем - 3-4 страницы);

Описание ситуации в общем образовании региона не носит характер отчета. В этом разделе представляется краткий анализ качественных изменений в общем образовании региона как результата реализации Комплекса мер в 2011 году.

Раздел содержит сведения о реализации в субъекте Российской Федерации системы нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, включая информацию о доведении финансирования до образовательных учреждений по нормативному подушевому принципу, и новой системы оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений, а также в случае необходимости план-график их введения.

На основе анализа делается вывод об эффективности использованных механизмов модернизации общего образования, в том числе:

новой системы оплаты труда работников образования (краткое обоснование выбора модели, участие управляющих советов в распределении стимулирующих выплат);

механизма нормативного подушевого финансирования (доведение норматива до каждой школы);

системы повышения квалификации руководителей и учителей общеобразовательных учреждений;

системы аттестации педагогов (обеспечение оптимального соотношения региональных и муниципальных полномочий),

модели организации дистанционного обучения.

В разделе целесообразно оценить эффективность информационного сопровождения реализации Комплекса мер.

Раздел III "Описание реализации Комплекса мер по модернизации общего образования субъекта Российской Федерации в 2012 году" (рекомендуемый объем - 4-5 страниц);

В данном разделе содержатся:

перечень целей и задач Комплекса мер на 2012 год, текущего состояния системы общего образования субъекта Российской Федерации;

перечень мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования субъекта Российской Федерации в 2012 году и обоснование эффективности выбора каждого из них;

обоснование значений показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета на модернизацию региональной системы общего образования на 2012 год;

обоснование выбора направлений и объемов расходования средств проекта бюджетов разных уровней;

планируемые изменения в нормативной базе, системе управления реализацией Комплекса мер (при необходимости);

описание информационного сопровождения реализации Комплекса мер.

Раздел IV "Информация о мерах, направленных на привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения" (рекомендуемый объем - 1-2 страницы).

Раздел включает описание:

итогов и планов реализации в субъекте Российской Федерации конкурсного отбора выпускников высших учебных заведений для работы в общеобразовательных учреждениях;

имеющегося потенциала и перспектив реализации в субъекте Российской Федерации проекта по выдаче льготных ипотечных кредитов молодым учителям;

других мероприятий, направленных на привлечение молодых специалистов на работу в общеобразовательные учреждения.

Раздел V "Ориентиры развития общего образования в субъекте Российской Федерации на период до 2020 года" (рекомендуемый объем - 1-2 страницы);

В разделе представлены:

планируемое состояние общего образования в субъекте Российской Федерации в 2020 году;

перечень основных результатов развития общего образования в субъекте Российской Федерации на период до 2020 года в контексте проблем текущего состояния общего образования региональной системы (раздел I) и стратегических ориентиров развития общего образования Российской Федерации до 2020 года;

Также структура Комплекса мер включает приложения 1, 2, 3, 4 и 5.

Обращаем внимание на то, что приложение 5 представляется в электронном виде к моменту заключения соглашения между Минобрнауки России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета в 2012 году на модернизацию региональных систем общего образования.

Приложение 1

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ В 2012 ГОДУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ <1>

<1> В незаполненных ячейках ставится "0"

N п/п Мероприятие Объемы финансирования
Всего В том числе
Федеральный бюджет (субсидия) Бюджет субъекта Российской Федерации
Всего Региональный бюджет Местные бюджеты Внебюджетные источники
1 2 3 4 5 6 7 8
1 Приобретение оборудования, в том числе:
1.1 Учебно-лабораторное оборудование
1.2 Учебно-производственное оборудование
1.3 Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений
1.4 Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений
1.5 Компьютерное оборудование
1.6 Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся
1.7. Оборудование для школьных столовых
1.8 Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся
2. Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся
3. Пополнение фондов школьных библиотек
4. Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования)
5. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей
6. Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе:
6.1 Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика
6.2 Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов
7. Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования
8. Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений
9. Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений
  Итого

Приложение 2

ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ПОДПОКАЗАТЕЛЕЙ) РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СУБСИДИИ БЮДЖЕТУ НАИМЕНОВАНИЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ В 2012 ГОДУ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ <2>

<1> Показатели - все двузначные номера, подпоказатели - все трехзначные номера.

<2> В незаполненных ячейках ставится "0"

N п/п Наименование показателя результативности предоставления субсидии Значение показателя результативности предоставления субсидии
I квартал II квартал III квартал IV квартал
1 2 3 4 5 6
1.Среднемесячная заработная плата учителей в субъекте Российской Федерации
1.1 Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году Рассчитывается как соотношение среднемесячной заработной платы учителей за 1 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации соответственно за 1 квартал 2011 года (проценты) <**> Рассчитывается как соотношение среднемесячной заработной платы учителей за 2 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации соответственно за 1 квартал 2011 года (проценты) <**> Рассчитывается как соотношение среднемесячной заработной платы учителей за 3 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации соответственно за 1 квартал 2011 года (проценты) <**> Рассчитывается как соотношение среднемесячной заработной платы учителей за 4 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации соответственно за 2011 год (проценты) <****>
1.1.1. Размер среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации (рубли) Указывается размер среднемесячной заработной платы учителей за 1 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации (рубли) Указывается размер среднемесячной заработной платы учителей за 2 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации (рубли) Указывается размер среднемесячной заработной платы учителей за 3 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации (рубли) Указывается размер среднемесячной заработной платы учителей за 4 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации (рубли)
1.1.2. Размер среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации (рубли) Указывается размер среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2011 года (рубли) Указывается размер среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2011 года (рубли) Указывается размер среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2011 года (рубли) Указывается размер среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации соответственно за 2011 год (рубли)
<**> Значение показателя должно быть не менее значения показателя за 4 квартал 2011 года, установленного в соглашении о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации. Динамика изменения значений показателя в 2012 году должна быть положительной
<****> Значение показателя должно быть не менее 100%
2. Школьники, обучающиеся по федеральным государственным образовательным стандартам <*>
2.1. Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, в общей численности обучающихся в начальной школе (проценты)        
2.1.1. Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (человек)        
2.2. Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования в общей численности обучающихся в основной школе (проценты)        
2.2.1. Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (человек)        
2.3. Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования в общей численности обучающихся в средней школе (проценты)        
2.3.1. Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования (человек)        
<*> Нарастающим итогом
3. Учителя, получившие в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию, и подтверждение соответствия занимаемой должности <*>
3.1. Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию, и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты)        
3.1.1. Численность учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию, и подтверждение соответствия занимаемой должности (человек)        
<*> Нарастающим итогом
4. Руководители и учителя общеобразовательных учреждений, прошедшие повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений <*>
4.1. Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты)        
4.1.1. Численность руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (человек)        
<*> Нарастающим итогом
5. Общеобразовательные учреждения, осуществляющие дистанционное обучение обучающихся <*>
5.1. Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты)        
5.1.1. Число общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся        
<*> Нарастающим итогом
6. Снижение потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов <*>
6.1. Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов положительная положительная положительная положительная

Приложение 3

ПЛАН-ГРАФИК ПОВЫШЕНИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В плане-графике указываются (поквартально) планируемые размеры фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации в абсолютных величинах (рублей), а также процент увеличения значения данного показателя по отношению к его значению в предыдущем квартале.

Форма плана-графика повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации

Наименование показателя I квартал 2012 г. II квартал 2012 г. III квартал 2012 г. IV квартал 2012 г.
Размер фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации, рублей
Процент увеличения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации по отношению к его значению в предыдущем квартале, %

Приложение 4

ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2012 ГОДУ ПО КВАРТАЛАМ

В плане-графике по каждому мероприятию указывается: наименование мероприятия; сроки реализации мероприятия (поквартально);

наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию мероприятия.

Форма плана-графика реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования в 2012 году по кварталам

Наименование мероприятия Срок реализации мероприятия Наименование органа
I квартал II квартал III IV квартал
2012 г. 2012 г. квартал 2012 г. 2012 г. исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию мероприятия

Приложение N 5
к комплексу мер
по модернизации системы общего
образования субъекта Российской
Федерации в 2012 году

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2012 ГОДУ В РАЗРЕЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

N п/п Полное наименование и адрес общеобразовательного учреждения Приобретение оборудования (единиц) Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся (единиц) Пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений (единиц) Развитие школьной инфраструктуры Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей (человек) Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся Осуществление мер, направленных на энергосбережение в общеобразовательных учреждениях Проведение капитального ремонта общеобразовательных учреждений, единиц Проведение реконструкции общеобразовательных учреждений, единиц
Учебно-лабораторное Учебно-производственное Спортивное Спортивный инвентарь Компьютерное Оборудование для организации медицинского обслуживания организации Оборудование для школьных столовых Закупка оборудования для проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся Текущий ремонт с целью обеспечения исполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся Текущий ремонт с целью подготовки помещений для установки оборудования Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика Обновление программного обеспечения Приобретение электронных образовательных ресурсов (единиц)
1 2 3 4 5 6 6 7 8 9 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19