МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 декабря 2012 г. N ИР-784/18
О НАПРАВЛЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЛЕКСА МЕР
В дополнение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. N АФ-499/18 и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1176 "О внесении изменений в Правила предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования", а также с учетом результатов предварительной экспертизы проектов комплексов мер по модернизации региональных систем общего образования в 2012 году (далее - комплекс мер) Минобрнауки России направляет рекомендации по структуре и содержанию комплексов мер.
И.М.РЕМОРЕНКО
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ КОМПЛЕКСОВ МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2012 ГОДУ
Цели и задачи Комплекса мер по модернизации общего образования субъекта Российской Федерации (далее - Комплекс мер) определяются на основе анализа текущего состояния общего образования в регионе, результатов реализации Комплекса мер в 2011 г., и в контексте стратегических ориентиров развития общего образования Российской Федерации до 2020 года.
Комплекс мер включает конкретные механизмы и планы завершения институциональных преобразований, направленных на формирование ориентированной на результат системы финансирования и управления, а также меры по качественному обновлению кадрового состава как важного условия развития российского общего образования.
При определении мероприятий Комплекса мер учитываются значимые результаты развития общего образования региона, достигнутые в ходе реализации приоритетного национального проекта "Образование" (в т.ч. комплексных проектов модернизации образования), Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, региональных целевых программ в сфере образования.
Рекомендуется включить в структуру Комплекса мер следующие разделы:
текущее состояние общего образования субъекта Российской Федерации;
описание итогов модернизации в 2011 году системы общего образования субъекта Российской Федерации;
описание реализации Комплекса мер по модернизации общего образования субъекта Российской Федерации в 2012 году;
информация о мерах, направленных на привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения;
ориентиры развития общего образования в субъекте Российской Федерации на период до 2020 года;
приложение 1 "Объемы финансирования мероприятий комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования субъекта Российской Федерации";
приложение 2 "Значения показателей (подпоказателей) результативности предоставления федеральной субсидии бюджету субъекта Российской Федерации на модернизацию в 2012 году региональной системы общего образования";
приложение 3 "План-график повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации";
приложение 4 "План-график реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования в 2012 году по кварталам";
приложение 5 "Реализация комплекса мер по модернизации общего образования субъекта Российской Федерации в 2012 году в разрезе общеобразовательных учреждений".
Рекомендуемое содержание каждого из разделов Комплекса мер.
Раздел I "Текущее состояние общего образования субъекта Российской Федерации" (рекомендуемый объем - 3-4 страницы);
Описание текущего состояния системы общего образования субъекта Российской Федерации охватывает основные направления развития общего образования, определенные в Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р., и содержит краткую характеристику актуальных проблем и тенденций развития общего образования.
Особое внимание рекомендуется уделить оценке продвижения субъектов Российской Федерации в осуществлении институциональных преобразований, направленных на формирование прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления.
В данный раздел целесообразно включить краткую характеристику реализуемых в субъекте Российской Федерации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, региональных целевых программ в сфере образования с обозначением наиболее значимых результатов и сформированных заделов для дальнейшей модернизации общего образования.
Раздел II "Описание итогов модернизации в 2011 году общего образования субъекта Российской Федерации" (рекомендуемый объем - 3-4 страницы);
Описание ситуации в общем образовании региона не носит характер отчета. В этом разделе представляется краткий анализ качественных изменений в общем образовании региона как результата реализации Комплекса мер в 2011 году.
Раздел содержит сведения о реализации в субъекте Российской Федерации системы нормативного подушевого финансирования общеобразовательных учреждений, включая информацию о доведении финансирования до образовательных учреждений по нормативному подушевому принципу, и новой системы оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений, а также в случае необходимости план-график их введения.
На основе анализа делается вывод об эффективности использованных механизмов модернизации общего образования, в том числе:
новой системы оплаты труда работников образования (краткое обоснование выбора модели, участие управляющих советов в распределении стимулирующих выплат);
механизма нормативного подушевого финансирования (доведение норматива до каждой школы);
системы повышения квалификации руководителей и учителей общеобразовательных учреждений;
системы аттестации педагогов (обеспечение оптимального соотношения региональных и муниципальных полномочий),
модели организации дистанционного обучения.
В разделе целесообразно оценить эффективность информационного сопровождения реализации Комплекса мер.
Раздел III "Описание реализации Комплекса мер по модернизации общего образования субъекта Российской Федерации в 2012 году" (рекомендуемый объем - 4-5 страниц);
В данном разделе содержатся:
перечень целей и задач Комплекса мер на 2012 год, текущего состояния системы общего образования субъекта Российской Федерации;
перечень мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования субъекта Российской Федерации в 2012 году и обоснование эффективности выбора каждого из них;
обоснование значений показателей результативности предоставления субсидии из федерального бюджета на модернизацию региональной системы общего образования на 2012 год;
обоснование выбора направлений и объемов расходования средств проекта бюджетов разных уровней;
планируемые изменения в нормативной базе, системе управления реализацией Комплекса мер (при необходимости);
описание информационного сопровождения реализации Комплекса мер.
Раздел IV "Информация о мерах, направленных на привлечение молодых учителей в общеобразовательные учреждения" (рекомендуемый объем - 1-2 страницы).
Раздел включает описание:
итогов и планов реализации в субъекте Российской Федерации конкурсного отбора выпускников высших учебных заведений для работы в общеобразовательных учреждениях;
имеющегося потенциала и перспектив реализации в субъекте Российской Федерации проекта по выдаче льготных ипотечных кредитов молодым учителям;
других мероприятий, направленных на привлечение молодых специалистов на работу в общеобразовательные учреждения.
Раздел V "Ориентиры развития общего образования в субъекте Российской Федерации на период до 2020 года" (рекомендуемый объем - 1-2 страницы);
В разделе представлены:
планируемое состояние общего образования в субъекте Российской Федерации в 2020 году;
перечень основных результатов развития общего образования в субъекте Российской Федерации на период до 2020 года в контексте проблем текущего состояния общего образования региональной системы (раздел I) и стратегических ориентиров развития общего образования Российской Федерации до 2020 года;
Также структура Комплекса мер включает приложения 1, 2, 3, 4 и 5.
Обращаем внимание на то, что приложение 5 представляется в электронном виде к моменту заключения соглашения между Минобрнауки России и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации о предоставлении субсидий из федерального бюджета в 2012 году на модернизацию региональных систем общего образования.
Приложение 1
ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ В 2012 ГОДУ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ТЫСЯЧИ РУБЛЕЙ <1>
<1> В незаполненных ячейках ставится "0"
| N п/п | Мероприятие | Объемы финансирования |
| Всего | В том числе |
| Федеральный бюджет (субсидия) | Бюджет субъекта Российской Федерации |
| Всего | Региональный бюджет | Местные бюджеты | Внебюджетные источники |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
| 1 | Приобретение оборудования, в том числе: | | | | | | |
| 1.1 | Учебно-лабораторное оборудование | | | | | | |
| 1.2 | Учебно-производственное оборудование | | | | | | |
| 1.3 | Спортивное оборудование для общеобразовательных учреждений | | | | | | |
| 1.4 | Спортивный инвентарь для общеобразовательных учреждений | | | | | | |
| 1.5 | Компьютерное оборудование | | | | | | |
| 1.6 | Оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся | | | | | | |
| 1.7. | Оборудование для школьных столовых | | | | | | |
| 1.8 | Оборудование для проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся | | | | | | |
| 2. | Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся | | | | | | |
| 3. | Пополнение фондов школьных библиотек | | | | | | |
| 4. | Развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования) | | | | | | |
| 5. | Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей | | | | | | |
| 6. | Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся, в том числе: | | | | | | |
| 6.1 | Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика | | | | | | |
| 6.2 | Обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов | | | | | | |
| 7. | Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования | | | | | | |
| 8. | Проведение капитального ремонта зданий общеобразовательных учреждений | | | | | | |
| 9. | Проведение реконструкции зданий общеобразовательных учреждений | | | | | | |
| | Итого | | | | | | |
Приложение 2
ЗНАЧЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ПОДПОКАЗАТЕЛЕЙ) РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СУБСИДИИ БЮДЖЕТУ НАИМЕНОВАНИЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ В 2012 ГОДУ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ <2>
<1> Показатели - все двузначные номера, подпоказатели - все трехзначные номера.
<2> В незаполненных ячейках ставится "0"
| N п/п | Наименование показателя результативности предоставления субсидии | Значение показателя результативности предоставления субсидии |
| I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
| 1.Среднемесячная заработная плата учителей в субъекте Российской Федерации |
| 1.1 | Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации за IV квартал текущего года и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации в прошлом году | Рассчитывается как соотношение среднемесячной заработной платы учителей за 1 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации соответственно за 1 квартал 2011 года (проценты) <**> | Рассчитывается как соотношение среднемесячной заработной платы учителей за 2 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации соответственно за 1 квартал 2011 года (проценты) <**> | Рассчитывается как соотношение среднемесячной заработной платы учителей за 3 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации соответственно за 1 квартал 2011 года (проценты) <**> | Рассчитывается как соотношение среднемесячной заработной платы учителей за 4 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации и среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации соответственно за 2011 год (проценты) <****> |
| 1.1.1. | Размер среднемесячной заработной платы учителей в субъекте Российской Федерации (рубли) | Указывается размер среднемесячной заработной платы учителей за 1 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации (рубли) | Указывается размер среднемесячной заработной платы учителей за 2 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации (рубли) | Указывается размер среднемесячной заработной платы учителей за 3 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации (рубли) | Указывается размер среднемесячной заработной платы учителей за 4 квартал 2012 г. в субъекте Российской Федерации (рубли) |
| 1.1.2. | Размер среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации (рубли) | Указывается размер среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2011 года (рубли) | Указывается размер среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2011 года (рубли) | Указывается размер среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации за 1 квартал 2011 года (рубли) | Указывается размер среднемесячной, по данным Федеральной службы государственной статистики, заработной платы работников в целом по экономике субъекта Российской Федерации соответственно за 2011 год (рубли) |
| <**> Значение показателя должно быть не менее значения показателя за 4 квартал 2011 года, установленного в соглашении о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации. Динамика изменения значений показателя в 2012 году должна быть положительной |
| <****> Значение показателя должно быть не менее 100% |
| 2. Школьники, обучающиеся по федеральным государственным образовательным стандартам <*> |
| 2.1. | Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования, в общей численности обучающихся в начальной школе (проценты) | | | | |
| 2.1.1. | Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (человек) | | | | |
| 2.2. | Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования в общей численности обучающихся в основной школе (проценты) | | | | |
| 2.2.1. | Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования (человек) | | | | |
| 2.3. | Доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования в общей численности обучающихся в средней школе (проценты) | | | | |
| 2.3.1. | Численность школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам среднего (полного) общего образования (человек) | | | | |
| <*> Нарастающим итогом |
| 3. Учителя, получившие в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию, и подтверждение соответствия занимаемой должности <*> |
| 3.1. | Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию, и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей (проценты) | | | | |
| 3.1.1. | Численность учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию, и подтверждение соответствия занимаемой должности (человек) | | | | |
| <*> Нарастающим итогом |
| 4. Руководители и учителя общеобразовательных учреждений, прошедшие повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений <*> |
| 4.1. | Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений (проценты) | | | | |
| 4.1.1. | Численность руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (человек) | | | | |
| <*> Нарастающим итогом |
| 5. Общеобразовательные учреждения, осуществляющие дистанционное обучение обучающихся <*> |
| 5.1. | Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений (проценты) | | | | |
| 5.1.1. | Число общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся | | | | |
| <*> Нарастающим итогом |
| 6. Снижение потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов <*> |
| 6.1. | Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов | положительная | положительная | положительная | положительная |
Приложение 3
ПЛАН-ГРАФИК ПОВЫШЕНИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА УЧИТЕЛЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В плане-графике указываются (поквартально) планируемые размеры фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации в абсолютных величинах (рублей), а также процент увеличения значения данного показателя по отношению к его значению в предыдущем квартале.
Форма плана-графика повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации
| Наименование показателя | I квартал 2012 г. | II квартал 2012 г. | III квартал 2012 г. | IV квартал 2012 г. |
| Размер фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации, рублей | | | | |
| Процент увеличения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений субъекта Российской Федерации по отношению к его значению в предыдущем квартале, % | | | | |
Приложение 4
ПЛАН-ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В 2012 ГОДУ ПО КВАРТАЛАМ
В плане-графике по каждому мероприятию указывается: наименование мероприятия; сроки реализации мероприятия (поквартально);
наименование органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию мероприятия.
Форма плана-графика реализации мероприятий по модернизации региональной системы общего образования в 2012 году по кварталам
| Наименование мероприятия | Срок реализации мероприятия | Наименование органа |
| I квартал | II квартал | III | IV квартал |
| | 2012 г. | 2012 г. | квартал 2012 г. | 2012 г. | исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию мероприятия |
| | | | | | |
Приложение N 5
к комплексу мер
по модернизации системы общего
образования субъекта Российской
Федерации в 2012 году
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2012 ГОДУ В РАЗРЕЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
| N п/п | Полное наименование и адрес общеобразовательного учреждения | Приобретение оборудования (единиц) | Приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся (единиц) | Пополнение фондов библиотек общеобразовательных учреждений (единиц) | Развитие школьной инфраструктуры | Повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей (человек) | Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся | Осуществление мер, направленных на энергосбережение в общеобразовательных учреждениях | Проведение капитального ремонта общеобразовательных учреждений, единиц | Проведение реконструкции общеобразовательных учреждений, единиц |
| Учебно-лабораторное | Учебно-производственное | Спортивное | Спортивный инвентарь | Компьютерное | Оборудование для организации медицинского обслуживания организации | Оборудование для школьных столовых | Закупка оборудования для проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся | Текущий ремонт с целью обеспечения исполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся | Текущий ремонт с целью подготовки помещений для установки оборудования | Увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика | Обновление программного обеспечения | Приобретение электронных образовательных ресурсов (единиц) |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 6 | 7 | 8 | 9 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |