Налоговая служба упростит досудебное разрешение споров с гражданами и организациями

Налоговая служба упростит досудебное разрешение споров с гражданами и организациями

Упрощенный порядок на обжалование актов и действий (бездействий) налоговых органов позволит сократить сроки рассмотрения официальных требований налогоплательщиков до 7 рабочих дней.

С 1 января 2025 года вступает в силу ст. 140.1. НК РФ, предусматривающая возможность обратиться в ФНС с так называемой "легкой жалобой".

Упрощенный порядок позволяет рассматривать жалобу налогоплательщика непосредственно тому налоговому органу, решение, действие (бездействие) должностных лиц которых оспаривается.

Такая претензия принимается только в электронном виде через личный кабинет на сайте ФНС в разделе «Подача жалобы» или посредством ТКС по утвержденной форме. При этом обязательно следует заявить об упрощенном порядке рассмотрения.

Решение по жалобе налоговая служба направит заявителю в электронной форме в течение 7 рабочих дней с момента получения обращения.

По результатам рассмотрения жалобы налоговый орган:

  • Удовлетворяет жалобу.
  • В случае отсутствия оснований для удовлетворения перенаправляет жалобу для рассмотрения в вышестоящий налоговый орган.

Так, в упрощенном порядке можно обжаловать налоговое уведомление, решение о взыскании задолженности, принятие обеспечительных мер, приостановление операций по банковским счетам и ряд других решений налоговой службы.

"Упрощенный порядок позволяет налогоплательщику воспользоваться дополнительной инстанцией досудебной защиты, предоставляя возможность налоговому органу самостоятельно устранить допущенное нарушение. Сейчас физические и юридические лица активно пользуются своим правом на обжалование решений в общем порядке. За 9 месяцев этого года в региональное Управление поступило 109 жалоб. Среди самых распространенных – обращения по вопросам образования задолженности. Как раз эти жалобы со следующего года по желанию налогоплательщика могут рассматриваться в упрощенном порядке", - рассказала начальник правового отдела УФНС России по Костромской области Татьяна Ершова.

Специалисты регионального Управления обращают внимание, что в упрощенном порядке обжалования налоговый орган может отказать, если:

  • нарушен установленный формат подачи жалобы;
  • обжалуются решения по результатам налоговых проверок и выявленным налоговым правонарушениям (ст. 101 и ст. 101.4 НК РФ);
  • отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись или она не соответствует электронной подписи обратившегося;
  • жалоба подана неуполномоченным представителем;
  • отсутствует дата и номер обжалуемого документа.

Упрощенный порядок не отменяет и не заменяет действующий установленный главами 19 и 20 НК РФ порядок. Налогоплательщик, как и прежде, может подать жалобу лично, направить почтой или в электронном виде через ЛК ФЛ и ЛК ИП. В этом случае жалоба рассматривается в общем порядке в срок от 15 до 30 дней. Эта же норма действует для обжалования решений, принятых по итогам мероприятий налогового контроля. Такие жалобы перенаправляются в вышестоящий налоговый орган для рассмотрения.

Официальный источник: ФНС РФ (www.nalog.ru)