ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗ
от 14 июня 1992 г. N 623
О МЕРАХ ПО ПОДДЕРЖКЕ И ОЗДОРОВЛЕНИЮ НЕСОСТОЯТЕЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (БАНКРОТОВ) И ПРИМЕНЕНИИ К НИМ СПЕЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕДУР
В целях поддержки государственных предприятий, оказавшихся несостоятельными (банкротами), а также обеспечения эффективного использования государственного имущества, закрепленного за государственными предприятиями, защиты прав и интересов государства, кредиторов и трудовых коллективов несостоятельных предприятий и в соответствии с законами РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О предприятиях и предпринимательской деятельности" постановляю:
1. Государственные предприятия, в том числе предприятия, в уставном фонде (капитале) которых доля государственной собственности составляет 50 и более процентов, не способные выполнить свои обязательства перед кредиторами и бюджетом, объявляются в соответствии с настоящим Указом несостоятельными (банкротами).
В отношении государственных предприятий, являющихся банкротами, применяются специальные процедуры ликвидации, включающие реорганизацию и иные меры, направленные на оздоровление экономического и финансового состояния предприятий, эффективное использование государственной собственности, закрепленной за ними, в порядке устанавливаемом настоящим Указом.
2. Основаниями для признания государственного предприятия банкротом являются:
невыполнение им в течение трех месяцев своих обязательств перед бюджетом (кроме предприятий, получивших в установленном порядке инвестиционный налоговый кредит)
и необеспечение выполнения требований юридических и физических лиц, имеющих к нему имущественные претензии, в течение трех месяцев со дня вступления срока их исполнения,
и наличие долговых обязательств на сумму, превышающую двукратную сумму стоимости имущества предприятия.
3. Решение о признании банкротом принимается:
в отношении государственных предприятий, являющихся федеральной собственностью, Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом;
в отношении государственных предприятий, являющихся собственностью республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной власти республик в составе России в порядке, установленном соответствующей республикой в составе Российской Федерации;
в отношении предприятий, являющихся собственностью краев, областей, автономной области, автономных округов или городов Москвы и Санкт-Петербурга, соответствующими комитетами по управлению имуществом.
4. Рассмотрение вопроса о признании государственного предприятия банкротом указанными органами производится по представлению министерств и государственных комитетов Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, налоговых органов, государственных финансовых органов, банков, кредиторов (в том числе государственных органов и учреждений) в случае невозможности возврата долга в обычном порядке разрешения гражданских споров, а также по заявлению самого предприятия-должника.
Налоговые и финансовые органы, а также банки обязаны при обнаружении фактов, являющихся основанием для признания государственного предприятия банкротом и предусмотренных пунктом 2 настоящего Указа, сообщать об этом в соответствии с законодательством Российской Федерации в соответствующий комитет по управлению имуществом.
5. Комитет по управлению имуществом в недельный срок с момента получения сообщения от органов и лиц, указанных в части первой пункта 4, получает от предприятия:
реквизиты предприятия, включая указание об организационно-правовой форме и субъектах собственности;
полный список кредиторов предприятия;
полный список должников предприятия;
бухгалтерский баланс на последнюю дату перед возбуждением вопроса о банкротстве предприятия;
а также иную необходимую информацию о финансовом и имущественном положении предприятия-должника по усмотрению комитета по управлению имуществом.
Информация, полученная комитетом по управлению имуществом, не подлежит разглашению до принятия решения о признании предприятия банкротом. В случае, если предприятие не будет признано банкротом, комитет по управлению имуществом возвращает полученные документы предприятию и обеспечивает нераспространение содержащихся в них сведений.
Отказ государственного предприятия предоставить указанные в настоящем пункте документы либо непредоставление этих документов в установленный срок влечет безусловное признание его банкротом.
6. В недельный срок с момента получения указанных в пункте 5 настоящего Указа документов комитет по управлению имуществом, рассматривающий вопрос о признании государственного предприятия банкротом, принимает решение о подведомственности ему данного вопроса. В случае, когда установлено, что рассмотрение вопроса о банкротстве конкретного предприятия относится к компетенции другого комитета по управлению имуществом, последнему в трехдневный срок направляются документы, полученные в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящего Указа.
Если комитетом по управлению имуществом установлены иные собственники предприятия-должника, то они извещаются о рассмотрении вопроса о признании предприятия банкротом и им обеспечивается возможность участия в соответствии с установленным порядком в решении вопроса о банкротстве и проведении процедур, применяемых к предприятию-банкроту. Комитетом по управлению имуществом совместно с другими собственниками предприятия-должника и кредиторами для решения всех вопросов банкротства создается комиссия представителей собственников, действующая в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
7. Комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников в течение одного месяца с момента получения сообщения от органов и лиц, указанных в части первой пункта 4, принимают одно из следующих решений:
а) о признании государственного предприятия состоятельным. Предприятие признается состоятельным также в случае заключения мирового соглашения между предприятием и его кредиторами;
б) о признании государственного предприятия банкротом. Решение о признании предприятия банкротом является одновременно решением о его ликвидации, и предприятие с момента принятия такого решения считается находящимся в состоянии банкротства.
В случае признания предприятия состоятельным ему возвращаются в трехдневный срок все представленные им документы.
Процедура принятия комиссией представителей собственников решения о признании государственного предприятия банкротом устанавливается Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом, а для предприятий, являющихся собственностью республик в составе Российской Федерации, - советами министров соответствующих республик в составе Российской Федерации.
Предприятие, в отношении которого было принято решение о признании его банкротом, имеет право обжаловать такое решение в судебном порядке. Обжалование не приостанавливает исполнения процедур, установленных настоящим Указом.
8. С момента принятия решения о признании государственного предприятия банкротом оно переходит в управление соответствующего комитета по управлению имуществом.
Решение о признании государственного предприятия банкротом подлежит обязательному опубликованию в прессе, а также доводится до сведения трудового коллектива, соответствующего министерства (государственного комитета) Российской Федерации. В установленных законодательством России случаях решение о признании предприятия банкротом доводится до сведения местных Советов народных депутатов и Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.
Все решения по вопросам использования имущества предприятия, увольнения работников предприятия с момента объявления предприятия банкротом до передачи предприятия по конкурсу в независимое управление и ведение или до назначения административного управляющего осуществляются с согласия комитета по управлению имуществом.
9. С момента принятия решения о признании предприятия банкротом комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников обеспечивают сохранность имущества предприятия, продолжение функционирования производства, соблюдение прав и интересов работников предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обязаны провести предусмотренные настоящим Указом процедуры с целью финансового оздоровления предприятия, погашение задолженностей и восстановление его платежеспособности, если иное не установлено настоящим Указом.
10. В течение одного месяца после принятия решения о признании предприятия банкротом комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников с привлечением экспертов, представителей соответствующего министерства, кредиторов и трудового коллектива рассматривают возможные варианты реорганизации предприятия, его финансово-экономического оздоровления (санации), которые бы позволили вывести предприятие из состояния банкротства и не привели бы к его фактической ликвидации.
По истечении указанного срока комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников принимают программу санации предприятия-банкрота. В случае, если предприятие-банкрот лишено в установленном порядке лицензии на ведение основного вида деятельности, а также установлена невозможность восстановления платежеспособности предприятия в сроки, предусмотренные настоящим Указом, то программа санации не принимается и по отношению к нему принимается решение в порядке, установленном пунктом 22 настоящего Указа.
11. В программе санации предприятия-банкрота предусматривается предоставление предпринимателям - юридическим и физическим лицам, в том числе и иностранным, на конкурсной основе предприятия в независимое управление и ведение на срок от 6 до 18 месяцев.
В случаях, если по итогам конкурса не был определен победитель или не поступило ни одной заявки на участие в конкурсе, а также если по истечении срока санации независимыми предпринимателями не достигнуты результаты санации, предусматривается введение прямого управления предприятием сроком от 3 до 12 месяцев (для сельскохозяйственных предприятий - до 18 месяцев) с назначением на основе контракта административного управляющего.
Программа санации в качестве обязательного условия должна предусматривать гарантии от сокращения рабочих мест более чем на 30 процентов.
12. В случае, если в соответствии с пунктом 10 настоящего Указа принято решение о проведении санации предприятия, комитет по управлению имуществом объявляет и организует проведение не позднее трех недель конкурса на предоставление предприятия-банкрота в независимое управление и ведение.
Условия конкурса должны предусматривать:
обязательство по сохранению не менее чем 70 процентов рабочих мест;
гарантии социальной защиты работников предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе обязательное обеспечение прав и интересов увольняемых работников, в ходе санации, а также в случае, если санация не привела к восстановлению платежеспособности предприятия;
обязательство по погашению долгов предприятия;
обеспечение экологической безопасности предприятия в ходе санации и по ее итогам;
срок, на который предприятие передается в независимое управление и ведение.
Введение дополнительных условий конкурса не допускается.
Решение о конкурсе и его условия, а также информация о балансовой стоимости имущества предприятия и сумме его долгов публикуются в прессе и других средствах массовой информации не позднее чем за три недели до конкурса.
13. К участию в конкурсе допускаются предприниматели - юридические и физические лица, в том числе и иностранные, которые представят в комитет по управлению имуществом заявку на участие в конкурсе, сведения, подтверждающие их платежеспособность, обязательство исполнить в случае победы все условия конкурса, а также внесшие залог в виде финансовых средств и ценных бумаг на сумму не менее 10 процентов балансовой стоимости имущества предприятия. В конкурсе может принимать участие трудовой коллектив предприятия на общих основаниях.
Конкурс на предоставление в независимое управление и ведение предприятия-банкрота, являющегося федеральной собственностью, проводится конкурсной комиссией, формируемой Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом с участием соответствующего министерства, представителей трудового коллектива в недельный срок с момента принятия решения о конкурсе.
Конкурсы на предоставление в независимое управление и ведение предприятий-банкротов, являющихся собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, проводятся конкурсными комиссиями, формируемыми в тот же срок соответствующими комитетами по управлению имуществом с участием соответствующих министерств и представителей трудового коллектива.
14. Победившим в конкурсе считается предприниматель, внесший наибольшую сумму залога в качестве финансовой гарантии обеспечения обязательств предприятия и проведения его санации.
С момента объявления победителя конкурса к нему переходят все права по управлению предприятием на срок, определенный условиями конкурса, в том числе права:
изменять структуру производства и проводить его перепрофилирование, если программой санации не установлено иное;
назначать и увольнять работников, в том числе и руководителей предприятия, но при этом количество рабочих мест не может быть сокращено более чем на 30 процентов;
распоряжаться имуществом предприятия (кроме сдачи его в аренду), в том числе продавать или сдавать в залог основные (кроме зданий и сооружений) и оборотные средства, если их продажа или залог прямо не запрещены законодательством Российской Федерации. При этом не менее 80 процентов средств, полученных в результате продажи или залога основных средств или оборотных средств, должны быть использованы на цели финансового оздоровления и погашение долговых обязательств предприятия;
принимать по согласованию с комитетом по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников предприятия - с комиссией представителей собственников решение о разделении предприятия-банкрота, а также о преобразовании его в открытое акционерное общество;
непосредственно управлять производством.
Органы государственного управления не вправе вмешиваться в оперативную деятельность предпринимателя по управлению предприятием.
Государство не несет ответственности по обязательствам предприятия, возникшим с момента передачи его по конкурсу в управление предпринимателя.
15. Если ко дню конкурса поступила только одна заявка, конкурс не проводится, а предприятие передается в управление заявившему предпринимателю или трудовому коллективу.
16. В случае, если ко дню проведения конкурса не поступило ни одной заявки, комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников принимают решение о назначении административного управляющего либо решение в порядке, установленном пунктом 22 настоящего Указа.
Административный управляющий на предприятие, являющееся федеральной собственностью, назначается соответствующим министерством, а на предприятия, являющиеся собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, - соответствующими органами исполнительной власти республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Административный управляющий назначается не позднее 10 дней с момента принятия решения о введении прямого управления предприятием-банкротом. Административным управляющим не могут быть назначены должностные лица предприятия-банкрота.
17. Административный управляющий при проведении санации предприятия пользуется правами, предоставленными победителю конкурса, в соответствии с абзацем 2 пункта 14 настоящего Указа. Он обязан выполнять условия, установленные абзацем 2 пункта 12 настоящего Указа.
Административный управляющий в своей деятельности подотчетен назначившему ему органу и соответствующему комитету по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников предприятия - комиссии представителей собственников и представляет им отчеты о реализации программы санации не реже одного раза в месяц.
Административный управляющий получает за свою работу вознаграждение, размер которого устанавливается в контракте. Контракт с административным управляющим может быть досрочно расторгнут:
по его желанию;
в случае нарушения им законодательства и условий контракта;
если он не может по объективным причинами продолжать исполнять условия контракта;
а также когда административный управляющий представил информацию о невозможности дальнейшей санации предприятия-банкрота либо недостижимости результатов программы санации.
В случае досрочного расторжения контракта с административным управляющим комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников предприятия - комиссия представителей собственников принимают решение о назначении нового административного управляющего на оставшийся срок или досрочном прекращении программы санации и фактической ликвидации предприятия в порядке, установленном пунктом 22 настоящего Указа.
Новый административный управляющий назначается в порядке, установленном пунктом 16 настоящего Указа.
18. В недельный срок по истечении срока санации предприниматель либо административный управляющий представляет комитету по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссии представителей собственников отчет о финансово-хозяйственном состоянии предприятия-банкрота.
Если будет установлено, что санирование предприятия не привело к его оздоровлению и сохранились основания, указанные в пункте 2 настоящего Указа, принимается решение согласно пункту 22 настоящего Указа. С этого момента предприятие переходит в управление комитета по управлению имуществом. При этом контракт с административным управляющим считается расторгнутым, а если предприятие было передано в независимое управление и ведение предпринимателю, который внес залог, то его залог не возвращается и направляется на погашение обязательств предприятия.
19. В том случае, если в результате санирования были ликвидированы основания для признания предприятия банкротом, комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников принимают решение о прекращении состояния банкротства.
Предприниматель (трудовой коллектив), осуществивший санацию предприятия-банкрота, становится сособственником предприятия. Его долю в имуществе предприятия составляют средства, инвестированные им в предприятие в ходе санации, а также прибыль предприятия на момент принятия решения о прекращении состояния банкротства за вычетом существующих долговых обязательств предприятия. Предпринимателю (трудовому коллективу) возвращается его залог, если таковой был внесен, который может быть использован им для увеличения своей доли в собственности предприятия.
21. Административный управляющий, осуществивший санацию предприятия-банкрота, получает за счет средств предприятия единовременное вознаграждение в размере двадцати месячных окладов, предусмотренных первоначальным контрактом, а также назначается с его согласия руководителем предприятия.
22. Комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников принимают решение о фактической ликвидации и последующем исключении из государственного реестра предприятия-банкрота в случаях:
если установлена невозможность санации предприятия согласно пункту 10 настоящего Указа;
если установлена невозможность санации предприятия согласно пункту 16 настоящего Указа;
досрочного прекращения санации в соответствии с пунктом 17 настоящего Указа;
при недостижении результатов санации;
а также при повторном в течение года после санации банкротстве предприятия.
Решение о фактической ликвидации предприятий, являющихся федеральной собственностью, принимается Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом.
Решения о фактической ликвидации предприятий, являющихся собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принимаются соответствующими комитетами по управлению имуществом.
23. После принятия решения о фактической ликвидации предприятия и получения в случае необходимости его утверждения комитет по управлению имуществом, а при наличии нескольких собственников - комиссия представителей собственников в недельный срок:
доводят решение до сведения трудового коллектива;
назначают ликвидационную комиссию с участием представителей трудового коллектива и определяют порядок ее деятельности;
объявляют в средствах массовой информации о принятом решении и предлагают кредиторам предприятия предъявить свои претензии в двухмесячный срок;
объявляют о конкурсной продаже предприятия, его имущества, а также сообщают условия конкурсной продажи.
С этого момента руководство предприятием и его имуществом осуществляется ликвидационной комиссией, которая проводит все предусмотренные законодательством России действия по сохранению имущества предприятия, обеспечению социальной защиты работников предприятия, поиску кредиторов и должников предприятия, а также готовит проведение коммерческого конкурса по продаже предприятия и его имущества.
24. Конкурс по продаже предприятия, его имущества назначается не ранее истечения объявленного срока предъявления претензий кредиторами, но не позднее трех месяцев с момента принятия решения о фактической ликвидации предприятия.
Условия конкурса должны включать:
приобретение предприятия целиком;
принятие обязательств предприятия;
принятие обязательств по обеспечению социальных гарантий, прав и интересов работников предприятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Дополнительными условиями конкурса могут быть:
принятие обязательств по сохранению основного вида деятельности;
сохранение не менее 70 процентов рабочих мест на предприятии.
Если предприятие не будет выкуплено на первоначальных условиях, обязательным является проведение продажи основных и оборотных средств, а также иного имущества предприятия по частям.
Конкурс по продаже предприятия-банкрота, являющегося федеральной собственностью, проводится Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом с участием представителей трудового коллектива.
Конкурсы по продаже предприятий-банкротов, являющихся собственностью республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербурга, проводятся конкурсными комиссиями, формируемыми соответствующими местными администрациями с участием представителей трудового коллектива.
25. К участию в конкурсе по продаже предприятия, его имущества допускаются юридические и физические лица, в том числе и иностранные, если иное не оговорено по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом в условиях конкурса. Кредиторы и трудовой коллектив предприятия могут участвовать в конкурсе на общих основаниях.
При проведении конкурса с участников берется залог в размере 50 процентов стартовой цены.
Победителем конкурса является покупатель, предложивший максимальную цену за продаваемое предприятие и представивший обязательство выполнить условия конкурса.
В случае, если поступила только одна заявка на участие в конкурсе, предприятие продается подавшему заявку по стартовой цене.
В случае, если предприятие не было продано по стартовой цене, может быть принято решение о ее снижении, но не более чем на 30 процентов. Если и в этом случае предприятие не было продано, то принимается решение о продаже имущества предприятия по частям.
Порядок проведения конкурса и установления стартовой цены продаваемого предприятия определяется в соответствии с Типовым положением о проведении коммерческого конкурса по продаже предприятия-банкрота, его имущества. Порядок использования вырученных от продажи предприятия и его имущества средств устанавливается Правительством России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Средства, полученные в результате продажи имущества предприятия, направляются в соответствии с законодательством России на погашение обязательств перед бюджетом, удовлетворение претензий кредиторов, обеспечение выплат увольняемым работникам предприятия, других обязательных платежей, а также на возмещение расходов по санированию и продаже предприятия, включая расходы на ликвидационную комиссию.
Установить, что в случае продажи имущества предприятия по частям каждому увольняемому работнику выплачивается не менее трехмесячной заработной платы. В случае недостаточности вырученных от продажи имущества предприятия средств выходное пособие в установленном размере выплачивается из соответствующего бюджета.
26. Оставшаяся непроданной часть имущества передается правопреемнику, определяемому ликвидационной комиссией, на которого возлагается обязательство погасить установленные законодательством Российской Федерации обязательства в объеме передаваемого имущества.
Обеспечение обязательств предприятия по возмещению ущерба и иные подобные обязательства переходят к органам государственного управления.
27. Ликвидационная комиссия в трехдневный срок с момента продажи предприятия или его имущества сообщает об этом в органы государственной регистрации для исключения предприятия из государственного реестра.
28. Правительству Российской Федерации в двухнедельный срок принять предусмотренные настоящим Указом решения для обеспечения проведения процедур банкротства государственных предприятий.
Министерству финансов Российской Федерации в недельный срок представить для утверждения в Правительство Российской Федерации порядок хранения и использования средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Указом в качестве залога, а также порядок использования средств, выручаемых в результате продажи предприятий-банкротов, их имущества.
Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом в недельный срок разработать совместно с Государственно-правовым управлением Президента России и утвердить Типовое положение о проведении конкурса на предоставление предприятия-банкрота в независимое управление и ведение и Типовое положение о проведении коммерческого конкурса по продаже предприятия-банкрота, его имущества.
29. Установить, что Правительство Российской Федерации имеет право после анализа исполнения настоящего Указа устанавливать иные количественные критерии соотношения суммы долговых обязательств предприятий и стоимости их имущества для признания предприятий несостоятельными, чем установленные пунктом 2 настоящего Указа.
30. Настоящий Указ вступает в силу с момента опубликования и действует до принятия Закона Российской Федерации "О банкротстве".