ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 октября 1996 г. N 1205
О КОНЦЕПЦИИ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
В целях совершенствования учета, контроля и обеспечения сохранности ядерных материалов в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить представленную Федеральным надзором России по ядерной и радиационной безопасности и согласованную с Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством оборонной промышленности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации Концепцию системы государственного учета и контроля ядерных материалов (прилагается).
2. Федеральным органам исполнительной власти и организациям при разработке нормативных документов и осуществлении деятельности, связанной с использованием ядерных материалов в мирных и оборонных целях, учитывать положения Концепции системы государственного учета и контроля ядерных материалов.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
ОДОБРЕНА
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 14 октября 1996 г. N 1205
КОНЦЕПЦИЯ
СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧЕТА И КОНТРОЛЯ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
1. Введение
Необходимость создания системы государственного учета и контроля ядерных материалов обусловлена их потенциальной ядерной и радиационной опасностью, высокой ценностью, а также существенным влиянием, оказываемым на государственную и международную безопасность, экономическое и политическое положение страны.
Настоящая Концепция определяет назначение, цели и принципы учета и контроля ядерных материалов и основные требования к их учету и контролю.
Настоящая Концепция разработана на основе законодательства Российской Федерации в области обращения с ядерными материалами, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в этой области и с учетом:
существующих в Российской Федерации ведомственных (отраслевых) систем учета и контроля ядерных материалов;
рекомендаций МАГАТЭ для национальных систем учета и контроля ядерных материалов;
существующих международных и национальных систем учета и контроля ядерных материалов;
международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.
2. Основные понятия
Понятия, используемые в настоящей Концепции, означают следующее:
"ядерные материалы" - материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;
"специальные неядерные материалы" - материалы, не содержащие или не способные воспроизвести ядерные материалы, но которые могут быть использованы в устройствах, предназначенных для осуществления взрывного выделения внутриядерной энергии (ядерного взрыва);
"ядерные установки" - сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, комплексы и полигоны с размещенными на них ядерными зарядами, ядерными боеприпасами; другие содержащие ядерные материалы сооружения, комплексы, установки для производства, использования, переработки и транспортирования ядерных материалов;
"ядерное оружие" - ядерные заряды, ядерные боеприпасы, а также оснащенные ими носители ядерных боеприпасов, комплексы ядерного оружия и носители ядерного оружия;
"пункты хранения ядерных материалов" - не относящиеся к ядерным установкам объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов;
"эксплуатирующая организация" - организация, созданная в соответствии с законодательством Российской Федерации и признанная соответствующим органом управления использованием атомной энергии пригодной эксплуатировать ядерную установку или пункт хранения ядерных материалов;
"федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов" - нормы и правила, устанавливающие требования к учету и контролю ядерных материалов и входящие в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации;
"учет ядерных материалов" - определение количества ядерных материалов, составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов;
"учетная единица" - поддающийся идентификации предмет, содержащий ядерные материалы (имеющий индивидуальный номер или другой идентификатор), целостность которого остается неизменной в течение установленного периода времени;
"балк" - форма" - ядерный материал в виде газа, жидкости, порошка или большого количества твердых предметов, не имеющих индивидуальных номеров или других идентификаторов;
"контроль ядерных материалов" - административный контроль за наличием и перемещением ядерных материалов с целью предотвращения их несанкционированного использования;
"надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов" - проверка соблюдения норм и правил уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственного учета и контроля ядерных материалов;
"зона баланса материалов" - территориально и административно установленная в пределах ядерной установки или пункта хранения ядерных материалов зона для учета и контроля ядерных материалов, в которой на основании измерений определено количество ядерных материалов при каждом их перемещении в зону и из нее и подведен баланс ядерных материалов за установленный период времени;
"физическая инвентаризация" - определение фактического количества ядерных материалов, имеющихся в наличии в зоне баланса материалов;
"баланс ядерных материалов" - сравнительный итог зарегистрированного и имеющегося в наличии количества ядерных материалов;
"инвентаризационная разница" - разница между зарегистрированным и имеющимся в наличии количеством ядерных материалов.
3. Задачи системы государственного учета и контроля ядерных материалов
Система государственного учета и контроля ядерных материалов является элементом системы государственного управления использованием атомной энергии в мирных и оборонных целях и предназначена для выполнения следующих задач:
определение имеющегося в наличии количества ядерных материалов в местах их нахождения;
составление, регистрация и ведение учетных и отчетных документов;
предупреждение и предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищения ядерных материалов;
предоставление федеральным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении ядерных материалов, а также об их экспорте и импорте;
обеспечение контроля за соблюдением международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения ядерного оружия.
4. Законодательная и нормативная основа системы государственного учета и контроля ядерных материалов
Законодательной и нормативной основой системы государственного учета и контроля ядерных материалов являются:
федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области обращения с ядерными материалами;
федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов;
отраслевые (ведомственные) нормы и правила учета и контроля ядерных материалов.
5. Структура и функции системы государственного учета и контроля ядерных материалов
Система государственного учета и контроля ядерных материалов имеет два уровня: федеральный и ведомственный.
Основными функциями системы государственного учета и контроля ядерных материалов являются разработка и внедрение обоснованных норм и правил учета и контроля ядерных материалов, учет и контроль ядерных материалов, надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов.
На федеральном уровне:
государственный учет и контроль ядерных материалов, предназначенных для использования в мирных целях, осуществляет Министерство Российской Федерации по атомной энергии;
государственный учет и контроль ядерных материалов, предназначенных для использования в оборонных целях, осуществляют Министерство Российской Федерации по атомной энергии и Министерство обороны Российской Федерации.
На ведомственном уровне государственный учет и контроль ядерных материалов, предназначенных для использования в мирных и оборонных целях, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в распоряжении которых находятся ядерные материалы.
На уровне эксплуатирующей организации, деятельность которой связана с производством, хранением или использованием ядерных материалов, учет и контроль ядерных материалов осуществляет ее администрация.
Надзор за системой государственного учета и контроля ядерных материалов на федеральном уровне осуществляют:
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности - в части ядерных материалов, предназначенных для использования в мирных целях;
Министерство обороны Российской Федерации - в части ядерных материалов, предназначенных для ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.
Контроль за перемещением ядерных материалов через таможенную границу Российской Федерации на федеральном уровне осуществляет Государственный таможенный комитет Российской Федерации.
6. Основные принципы функционирования системы государственного учета и контроля ядерных материалов
Учету и контролю в Российской Федерации подлежат ядерные и специальные неядерные материалы согласно Приложению.
Система государственного учета и контроля ядерных материалов предусматривает:
осуществление постановки на учет, ведение учета и снятие с учета ядерных материалов независимо от их химического состава, физического и радиационного состояния (свежие или облученные);
осуществление учета и контроля ядерных материалов по зонам баланса материалов в форме учетных единиц или в "балк" - форме;
разделение ядерных материалов и зон баланса материалов, в которых они находятся, на типы и категории;
ведение учетной документации, периодическую отчетность и анализ отчетных данных;
возможность исправления учетных данных только путем внесения новой записи в учетную документацию;
возможность исправления отчетных данных только путем представления новых отчетных документов;
осуществление учета и контроля ядерных материалов на основе результатов измерений состава и количества ядерных материалов, кроме случаев, когда допускается применение расчетных методов (методик) определения их параметров;
регулярное проведение в зонах баланса материалов физической инвентаризации и подведение по ее результатам баланса ядерных материалов;
оценку итогов баланса ядерных материалов путем сравнения величины инвентаризационной разницы с ее допустимой величиной для каждой зоны баланса материалов;
проверки организации и ведения учета и контроля ядерных материалов федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, управление использованием атомной энергии, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью в соответствии с их полномочиями;
проведение проверки получателем ядерных материалов сведений о них, представляемых отправителем.
Федеральные нормы и правила учета и контроля ядерных материалов устанавливают:
минимальное количество ядерных материалов, начиная с которого они подлежат государственному учету и контролю;
порядок постановки на учет, ведения учета, контроля и снятия с учета ядерных материалов;
категории ядерных материалов и меры по их учету и контролю в зависимости от состава и количества ядерных материалов, находящихся в зоне баланса материалов;
требования к ведению учетной документации, периодичность представления и объем информации, содержащейся в отчетной документации;
порядок и требования к проведению измерений состава и количества ядерных материалов или применению расчетных методов (методик) для определения состава и количества этих материалов;
порядок организации и проведения физической инвентаризации, периодичность и объем ее проведения;
порядок подведения баланса ядерных материалов и методику определения величины допустимой инвентаризационной разницы;
допустимые значения расхождений данных отправителя и получателя о наличии ядерных материалов и мероприятия при обнаружении превышения этих значений;
требования к учету и контролю ядерных материалов при их экспорте и импорте;
периодичность, объем и вид проверок, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими учет и контроль ядерных материалов на федеральном уровне, управление использованием атомной энергии, государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью.
7. Техническое обеспечение системы государственного учета и контроля ядерных материалов
В рамках системы государственного учета и контроля ядерных материалов на базе современных технических средств создаются соответствующие информационные системы.
Доступ к информации, содержащейся на различных уровнях системы государственного учета и контроля ядерных материалов, и режим обращения с ней определяются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Техническая поддержка разработки, внедрения, функционирования и развития системы государственного учета и контроля ядерных материалов осуществляется соответствующими
федеральными органами исполнительной власти.
Приложение
к Концепции системы
государственного учета и
контроля ядерных материалов
ПЕРЕЧЕНЬ
ЯДЕРНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ НЕЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Плутоний
Уран (за исключением урана, содержащегося в руде)
Торий (за исключением тория, содержащегося в руде)
Нуклид Нептуний-237
Нуклид Америций-241
Нуклид Америций-243
Специальные неядерные материалы
Дейтерий
Тритий
Нуклид Литий-6
Примечание. Материалы, указанные в настоящем Приложении, подлежат государственному учету и контролю независимо от химического соединения, в которое они входят, и их физического состояния.