ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 октября 2012 г. N 1036
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ПОСТАВЛЯЕМОЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ, ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВКЛЮЧАЯ ИЗЫСКАНИЯ), ПРОИЗВОДСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВА, МОНТАЖА, НАЛАДКИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ, УТИЛИЗАЦИИ И ЗАХОРОНЕНИЯ УКАЗАННОЙ ПРОДУКЦИИ
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О техническом регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции.
2. Министерству обороны Российской Федерации в 3-месячный срок по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации утвердить форму заявления о соответствии оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, требованиям государственного заказчика государственного оборонного заказа, порядок его заполнения и регистрации.
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением пункта 2, вступающего в силу со дня подписания настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 октября 2012 г. N 1036
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОБОРОННОЙ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ), ПОСТАВЛЯЕМОЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ОБОРОННОМУ ЗАКАЗУ, ПРОЦЕССОВ ПРОЕКТИРОВАНИЯ (ВКЛЮЧАЯ ИЗЫСКАНИЯ), ПРОИЗВОДСТВА, СТРОИТЕЛЬСТВА, МОНТАЖА, НАЛАДКИ, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ХРАНЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, РЕАЛИЗАЦИИ, УТИЛИЗАЦИИ И ЗАХОРОНЕНИЯ УКАЗАННОЙ ПРОДУКЦИИ
1. Настоящее Положение устанавливает особенности оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу (далее - оборонный заказ), процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции (далее - процессы).
Настоящее Положение распространяется на особенности оценки соответствия продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, а также на особенности оценки соответствия процессов.
2. Настоящее Положение не распространяется на особенности оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу и предназначенной для выполнения специальных функций в области государственной безопасности и внешней разведки, а также на особенности оценки соответствия процессов.
3. Используемые в настоящем Положении понятия означают следующее:
"жизненный цикл" - совокупность взаимосвязанных процессов последовательного изменения состояния оборонной продукции (изделий, материалов) от формирования исходных обязательных требований до снятия ее с эксплуатации и списания (окончания применения и (или) хранения);
"захоронение" - изоляция оборонной продукции, не подлежащей дальнейшему использованию, размещением в назначенном месте для специального хранения в течение неограниченного срока с исключением (предотвращением) опасного воздействия захороненной оборонной продукции на окружающую природную среду и незащищенных людей, находящихся на допускаемом нормативами расстоянии от места захоронения;
"испытания" - экспериментальное определение заданных характеристик (количественных и качественных) свойств объекта испытаний при его функционировании, моделировании и (или) воздействии на него;
"контроль качества" - проверка количественных и (или) качественных характеристик свойств оборонной продукции (работ, услуг);
"монтаж" - этап технологического процесса производства, характеризующийся совокупностью операций по сборке и установке сооружений, конструкций, технологического оборудования из готовых частей (узлов, элементов);
"наладка" - этап технологического процесса производства, характеризующийся совокупностью операций по подготовке, оснастке, регулированию изделия оборонной продукции, направленных на обеспечение его работы в заданных условиях в соответствии с обязательными требованиями;
"обязательные требования" - обязательные для применения и исполнения требования к оборонной продукции (работам, услугам), а также к процессам, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и обеспечении единства измерений и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, решениями государственного заказчика оборонного заказа, принятыми в пределах его полномочий, устанавливающими указанные требования, технической документацией и (или) государственным контрактом (договором);
"приемка" - проверка и документальное оформление соответствия оборонной продукции (работ, услуг), а также связанных с требованиями к ней процессов обязательным требованиям, осуществляемые при положительных результатах контроля ее качества;
"представительство заказчика" - представительство Министерства обороны Российской Федерации или другого федерального органа исполнительной власти;
"производство" - стадия жизненного цикла оборонной продукции (изделий, материалов), характеризующаяся выполнением совокупности работ по ее промышленному изготовлению;
"перевозка (транспортирование)" - перемещение оборонной продукции в заданном состоянии с применением транспортных средств и при необходимости грузоподъемных средств, начинающееся с погрузки и оканчивающееся разгрузкой на месте назначения;
"разработка" - стадия жизненного цикла военной продукции (изделий, материалов), характеризующаяся выполнением совокупности работ по разработке технической документации, изготовлению и испытанию опытного образца, головного образца или партии опытного образца, корректировке и утверждению документации после их государственных испытаний;
"разрешение на применение" - оценка соответствия оборонной продукции, посредством которой устанавливается соответствие ее обязательным требованиям для применения (использования) на всех стадиях жизненного цикла, и оформление соответствующих документов;
"реализация" - передача оборонной продукции (работ, услуг) от головного исполнителя (исполнителя) оборонного заказа государственному заказчику (заказчику) оборонного заказа в соответствии с условиями государственного контракта (договора) на поставку продукции (работ, услуг) по оборонному заказу;
"специализированная организация" - организация, привлекаемая государственным заказчиком (заказчиком) оборонного заказа и (или) головным исполнителем (исполнителем) оборонного заказа для осуществления оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), включая изделия и их составные части, комплектующие, сырье и материалы, а также процессов;
"стадия жизненного цикла" - часть жизненного цикла военной продукции (изделий, материалов), характеризующаяся совокупностью и спецификой выполнения работ, производимых на этой стадии, и конечными результатами;
"техническая документация" - совокупность документов, которые в зависимости от их назначения содержат требования к оборонной продукции и процессам, необходимые и достаточные для обеспечения каждой стадии жизненного цикла оборонной продукции (конструкторская, технологическая и программная документация, документы по стандартизации, технические условия, инструкции, наставления, руководства и положения);
"утилизация" - использование оборонной продукции после окончания срока эксплуатации путем промышленной переработки и (или) вторичного использования сырья, веществ и материалов от такой продукции.
4. Особенностями оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), а также процессов (далее - оценка соответствия) являются:
а) установление государственными заказчиками оборонного заказа (далее - государственный заказчик) обязательных требований, форм и правил оценки соответствия, обеспечивающих пригодность и готовность оборонной продукции (работ, услуг) к эффективному применению (использованию) в соответствии с назначением в той мере, в которой это необходимо для нужд обороны страны и безопасности государства;
б) приоритетное и гарантированное выполнение головным исполнителем (исполнителем) оборонного заказа (далее - головной исполнитель (исполнитель)) обязательных требований государственного заказчика (заказчика);
в) обязательное применение и исполнение документов в области стандартизации оборонной продукции (работ, услуг);
г) особенности аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке соответствия оборонной продукции (работ, услуг), в том числе органов по сертификации систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, а также дополнительные требования к таким органам;
д) необходимость обеспечения режима секретности и защиты государственной тайны.
5. Оценка соответствия осуществляется в формах:
а) государственного контроля (надзора);
б) испытаний;
в) измерений;
д) проверки;
е) приемки (государственной приемки);
ж) разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено;
и) экспертизы;
к) подтверждения соответствия;
л) в иных формах, определяемых государственными заказчиками.
6. Оборонная продукция (работы, услуги) до ее передачи государственному заказчику подлежит оценке соответствия.
Формы оценки соответствия устанавливаются в государственном контракте (договоре) с учетом суммарного риска недостоверной оценки соответствия и вреда при создании и применении (эксплуатации, хранении, транспортировке, утилизации) оборонной продукции (работ, услуг) в мирное время, а также ее технической сложности и значимости для нужд обороны страны и безопасности государства.
Правила оценки соответствия регламентируются документами в области стандартизации оборонной продукции и (или) технической документацией.
Перечень указанных документов, применяемых для оценки соответствия, включается в государственный контракт (договор).
7. Участники работ по оценке соответствия, формы, правила оценки соответствия и документы, устанавливающие обязательные требования, образуют систему оценки соответствия.
8. Участниками работ по оценке соответствия являются:
а) государственные заказчики (заказчики);
б) головные исполнители (исполнители), в том числе разработчики, изготовители, а также поставщики, выполняющие функции изготовителя продукции;
в) представительства заказчика;
г) организации, осуществляющие эксплуатацию оборонной продукции;
д) специализированные и экспертные организации;
е) органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры), выполняющие работы по оценке соответствия оборонной продукции (работ, услуг), в том числе органы по сертификации, выполняющие работы по сертификации систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, аккредитованные в соответствующей области;
ж) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований;
з) другие участники работ по оценке соответствия (по решению государственного заказчика).
9. Оценка соответствия отдельных видов военной продукции в форме государственной приемки осуществляется в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
10. Оценка соответствия оборонной продукции (работ, услуг), а также процессов в форме контроля качества и приемки осуществляется представительством заказчика только в случае, установленном государственным контрактом (договором).
11. Государственные заказчики (заказчики) и (или) головные исполнители (исполнители) для проведения оценки соответствия вправе привлекать с учетом соблюдения требований документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения, специализированные и (или) экспертные организации.
12. Военная продукция, а также комплектующие изделия, сырье и материалы подлежат оценке соответствия головными исполнителями (исполнителями) в форме контроля качества.
При положительных результатах контроля качества головной исполнитель (исполнитель) принимает заявление о соответствии военной продукции обязательным требованиям государственного заказчика (далее - заявление о соответствии), которое передается государственному заказчику (заказчику) и (или) головному исполнителю (исполнителю) в составе сопроводительных документов.
В качестве доказательственных материалов к заявлению о соответствии используются техническая документация, результаты исследований (испытаний, измерений) и (или) другие документы, послужившие основанием для заявления о соответствии.
Заявление о соответствии и доказательственные материалы хранятся у головного исполнителя (исполнителя) в течение всего жизненного цикла военной продукции.
13. Головной исполнитель (исполнитель) представляет сведения о принятом заявлении о соответствии и доказательственные материалы:
а) по требованию государственного заказчика (заказчика);
б) по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) в сфере оборонного заказа;
в) по запросу федеральных органов исполнительной власти в пределах полномочий, определяемых актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, по запросу органов судебной власти, органов прокуратуры и правоохранительных органов, имеющих в производстве дела, связанные с размещением и исполнением заданий по оборонному заказу.
14. Форма заявления о соответствии, порядок его заполнения и регистрации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений.
15. Государственным заказчиком (заказчиком) при необходимости определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации перечень головных научно-исследовательских организаций, испытательных организаций, в том числе испытательных полигонов, выполняющих функции по научному обеспечению и межведомственной методической координации работ по созданию и проведению исследований (испытаний) отдельных видов военной продукции.
Для оценки соответствия топлив, масел, смазок, специальных жидкостей, консервационных материалов и присадок, освоенных (не освоенных) в серийном производстве на базе отечественных и (или) зарубежных технологий, для принятия решения о возможности их применения (ограничения к применению) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, определяет головную научно-исследовательскую испытательную организацию, выполняющую функции по исследованию в области химмотологии, научному обеспечению и межведомственной методической координации работ по созданию и проведению исследований (испытаний) указанных видов продукции, а также по осуществлению экспертизы документов изготовителя и результатов испытаний.
Оценке соответствия подлежат количественные и (или) качественные характеристики свойств топлив, масел, смазок, специальных жидкостей, консервационных материалов и присадок, состав, технология производства и другие обязательные требования.
Оценка соответствия осуществляется в форме проведения исследований (испытаний), приемки и разрешения на применение.
Оценке соответствия в форме разрешения на применение наряду с топливом, маслами, смазками, специальными жидкостями, консервационными материалами и присадками могут подвергаться изделия и материалы, изготовленные в серийном производстве из иностранных комплектующих изделий, сырья и материалов, а также на базе иностранных технологий, применяемых при разработке, производстве, эксплуатации и ремонте образцов военной техники, в военной измерительной технике и их составных частях, а также в комплектующих изделиях, материалах и полуфабрикатах.
16. Оценка соответствия в форме разрешения на ввод в эксплуатацию применяется в отношении объектов военной инфраструктуры, специальных, военных и других объектов, строительство которых закончено. При оценке соответствия определяется соответствие объекта капитального строительства требованиям разрешительных документов и обязательным требованиям проектной документации.
17. Оценка соответствия в форме экспертизы применяется для осуществления необходимого комплекса научно-технических и организационно-методических мероприятий по исследованию (измерению) оборонной продукции (работ, услуг) в целях определения соответствия ее заданным обязательным требованиям, а также современному уровню развития науки и техники.
Объектами оценки соответствия являются изделия (составные части изделий), а также тактико-техническое задание (техническое задание), отчетная научно-техническая документация, техническая документация (конструкторская и технологическая документация и другие документы, разрабатываемые на различных стадиях жизненного цикла).
Номенклатура экспертиз и требования к их проведению определяются государственным контрактом (договором).
18. Приемка оборонной продукции (работ, услуг) и ее поставка государственному заказчику (заказчику) осуществляются в случае положительных результатов оценки соответствия.
19. Правила и формы оценки соответствия военной продукции в процессе эксплуатации, хранения и перевозки определяются государственным заказчиком (заказчиком).
В ходе оценки соответствия определяются фактические значения показателей и (или) качественные признаки, характеризующие техническое состояние военной продукции, с целью принятия корректирующих мер по поддержанию ее в исправном и работоспособном состоянии для применения (использования) по назначению, а также по совершенствованию процесса эксплуатации, хранения и перевозки.
20. Сертификация систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, осуществляется в рамках систем добровольной сертификации, а также в случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в рамках систем обязательной сертификации.
21. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке соответствия оборонной продукции (работ, услуг), в том числе органов по сертификации систем менеджмента качества организаций, осуществляющих деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, осуществляется в установленном законодательством Российской Федерации порядке с учетом следующих особенностей:
а) наличие выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке лицензии на допуск к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в случае, если выполнение работ по оценке соответствия оборонной продукции (работ, услуг) связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну);
б) наличие документов государственных заказчиков (заказчиков) (либо доступа к ним), устанавливающих обязательные требования к оборонной продукции (работам, услугам), по вопросам оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг), необходимых для осуществления деятельности в соответствующей области аккредитации;
в) наличие экспертов и технических экспертов в соответствующей области аккредитации;
г) наличие у сотрудников, экспертов и технических экспертов допуска к государственной тайне по соответствующей форме в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "О государственной тайне" (в случае, если выполнение работ по оценке соответствия оборонной продукции (работ, услуг) связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну).
22. Государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований осуществляется федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
23. При осуществлении оценки соответствия оборонной продукции (работ, услуг) должно быть обеспечено соблюдение требований промышленной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности.
24. Федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа, в случае выявления несоответствия оборонной продукции (работ, услуг) и процессов обязательным требованиям вправе:
а) направлять информацию о необходимости приостановления или прекращения действия:
документа, подтверждающего соответствие оборонной продукции (работ, услуг), - головному исполнителю (исполнителю), поставщику такой продукции;
сертификата системы менеджмента качества организаций, выполняющих работы по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники, - в выдавший его орган по сертификации;
б) привлекать в установленном порядке головного исполнителя (исполнителя), поставщика оборонной продукции (работ, услуг) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
в) выдавать в установленном порядке обязательное для исполнения предписание головному исполнителю (исполнителю), поставщику оборонной продукции (работ, услуг) об устранении нарушения в срок, установленный с учетом характера такого нарушения.
25. Деятельность по оценке соответствия осуществляется с учетом ограничений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.