Зарегистрировано в Минюсте России 18 июня 2013 г. N 28821
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
N 313/13
МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 225
ПРИКАЗ
от 30 апреля 2013 года
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МИНИМАЛЬНОЙ ВЕЛИЧИНЫ ПРОДАВАЕМЫХ НА БИРЖЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ И ТРЕБОВАНИЙ К БИРЖЕВЫМ ТОРГАМ, В ХОДЕ КОТОРЫХ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ СДЕЛКИ С НЕФТЕПРОДУКТАМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ, ЗАНИМАЮЩИМ ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ
В соответствии с пунктами 1, 2 части 5 статьи 6 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; N 27, ст. 3126; N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601; N 29, ст. 3610; N 29, ст. 3618; N 52, ст. 6450; N 52, ст. 6455; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 10, ст. 1281; N 27, ст. 3873, 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7343; 2012, N 31, ст. 4334; N 53, ст. 7643) приказываем:
1. Утвердить минимальную величину продаваемых на бирже нефтепродуктов согласно приложению N 1 к настоящему приказу.
2. Утвердить требования к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, содержащиеся в приложении N 2 к настоящему приказу.
3. Федеральной антимонопольной службе довести до сведения хозяйствующих субъектов, которым выдано обязательное для исполнения предписание антимонопольного органа о реализации определенного объема нефтепродуктов на бирже, что продажа на бирже нефтепродуктов хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих оптовых товарных рынках, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, менее предусмотренных приложением N 1 к настоящему приказу величин, если это привело к нарушению указанного предписания, является основанием для привлечения к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на руководителя Федеральной антимонопольной службы И.Ю. Артемьева.
Руководитель
Федеральной антимонопольной службы
И.Ю.АРТЕМЬЕВ
Министр энергетики
Российской Федерации
А.В.НОВАК
Приложение N 1
к приказу ФАС России,
Минэнерго России
от 30.04.2013 N 313/13/225
МИНИМАЛЬНАЯ ВЕЛИЧИНА ПРОДАВАЕМЫХ НА БИРЖЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ
1. Для целей применения пункта 1 части 5 статьи 6 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; N 27, ст. 3126; N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601; N 29, ст. 3610; N 29, ст. 3618; N 52, ст. 6450; N 52, ст. 6455; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 10, ст. 1281; N 27, ст. 3873, 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7343; 2012, N 31, ст. 4334; N 53, ст. 7643) минимальная величина продаваемых на бирже нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих оптовых товарных рынках (далее - занимающий доминирующее положение хозяйствующий субъект), в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц (далее - минимальная величина продаваемых на бирже нефтепродуктов), составляет следующие объемы:
а) бензин автомобильный - десять процентов;
б) топливо дизельное - пять процентов;
в) топливо для реактивных двигателей - десять процентов;
г) мазут - два процента.
2. Минимальная величина продаваемых на бирже нефтепродуктов рассчитывается от месячного объема соответствующих нефтепродуктов, производимых каждым занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом.
3. При расчете минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов не учитываются следующие сделки:
а) заключенные на основании адресованных конкретному участнику биржевых торгов заявок;
б) заключенные на основании заявок, поданных одним участником биржевых торгов и содержащих встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора с одним видом биржевого товара;
в) нестандартные сделки, определенные в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4193; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; 2012, N 31, ст. 4334).
4. В случае, если продажа на бирже нефтепродуктов занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, осуществляется согласно выданному ему обязательному для исполнения предписанию антимонопольного органа, то объем продажи соответствующих нефтепродуктов учитывается при расчете минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов в соответствии с настоящим приложением.
Приложение N 2
к приказу ФАС России,
Минэнерго России
от 30.04.2013 N 313/13/225
ТРЕБОВАНИЯ К БИРЖЕВЫМ ТОРГАМ, В ХОДЕ КОТОРЫХ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ СДЕЛКИ С НЕФТЕПРОДУКТАМИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ, ЗАНИМАЮЩИМ ДОМИНИРУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ НА СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТОВАРНЫХ РЫНКАХ
1. Настоящие требования разработаны в целях реализации пункта 2 части 5 статьи 6 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3434; 2007, N 49, ст. 6079; 2008, N 18, ст. 1941; N 27, ст. 3126; N 45, ст. 5141; 2009, N 29, ст. 3601; N 29, ст. 3610; N 29, ст. 3618; N 52, ст. 6450; N 52, ст. 6455; 2010, N 15, ст. 1736; N 19, ст. 2291; N 49, ст. 6409; 2011, N 10, ст. 1281; N 27, ст. 3873, 3880; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4590; N 50, ст. 7343; 2012, N 31, ст. 4334; N 53, ст. 7643) (далее - Закон о защите конкуренции) и применяются к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки по продаже нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение на соответствующих оптовых товарных рынках хозяйствующим субъектом (далее - занимающий доминирующее положение хозяйствующий субъект), а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц (далее - Биржевые торги).
2. Нефтепродукты объединяются по видам биржевого товара в зависимости от условий договора, которые содержатся или будут содержаться в заявках, правилах организованных торгов и (или) спецификациях договоров, и (или) в правилах клиринга клиринговой организации, осуществляющей клиринг на соответствующих Биржевых торгах, либо определяются в соответствии с указанными документами с учетом установленных биржей видов нефтепродуктов, базисов поставки, сроков и способов исполнения обязательств.
3. При продаже на Биржевых торгах нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками Биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, для каждого вида биржевого товара в начале торговой сессии устанавливается расчетная величина, именуемая в настоящих Требованиях стартовой ценой, которая должна быть использована указанными участниками Биржевых торгов для подачи заявок на продажу нефтепродуктов в течение торговой сессии в соответствии с пунктом 4 настоящих Требований.
3.1. Стартовая цена рассчитывается биржей и устанавливается в размере, не превышающем средневзвешенные ценовые значения сделок с соответствующим биржевым товаром, заключенных в течение предыдущей торговой сессии. При установлении стартовой цены не учитываются следующие сделки:
а) по продаже нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками Биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, его аффилированным лицам, в случае, если в течение торговой сессии количество участников Биржевых торгов, являющихся аффилированными лицами по отношению к такому хозяйствующему субъекту, и подавших заявки на покупку соответствующего биржевого товара, составляло более пятидесяти процентов;
б) заключенные на основании адресованных конкретному участнику Биржевых торгов заявок;
в) заключенные на основании заявок, поданных одним участником Биржевых торгов и содержащих встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора с одним видом биржевого товара;
г) нестандартные сделки, определенные в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4193; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6728; 2012, N 31, ст. 4334) (далее - Закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком).
3.2. Средневзвешенные ценовые значения сделок рассчитываются биржей в случае, если в течение торговой сессии было заключено две и более сделок, соответствующих условиям, установленным пунктом 3.1 настоящих Требований.
3.3. При отсутствии сделок, удовлетворяющих условия для расчета стартовой цены в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 настоящих Требований, стартовая цена определяется следующими способами:
а) для биржевого товара, впервые реализуемого на бирже, стартовая цена устанавливается продавцом самостоятельно по ценам, сопоставимым с ценами внебиржевых сделок с соответствующим товаром;
б) для биржевого товара, реализация которого не осуществлялась более одного месяца, стартовая цена устанавливается продавцом самостоятельно в пределах двадцатипроцентного отклонения от последнего рассчитанного биржей значения стартовой цены на соответствующий биржевой товар;
в) для биржевого товара, стартовая цена которого не рассчитывалась более одного месяца в связи с тем, что в течение торговой сессии заключались сделки по продаже нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками Биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, его аффилированным лицам, если в течение торговой сессии количество участников торгов, являющихся аффилированными лицами по отношению к такому хозяйствующему субъекту, и подавших заявки на покупку соответствующего биржевого товара, составляло более пятидесяти процентов, на основании адресованных конкретному участнику Биржевых торгов заявок, а также на основании заявок, поданных одним участником Биржевых торгов и содержащих встречные по отношению друг к другу волеизъявления на заключение договора с одним видом биржевого товара, стартовая цена устанавливается в пределах десятипроцентного отклонения от последнего рассчитанного биржей значения стартовой цены на соответствующий биржевой товар;
г) для биржевого товара, стартовая цена которого не рассчитывалась более одного месяца в связи с тем, что в течение торговой сессии заключались нестандартные сделки, определенные в соответствии с Законом о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, стартовая цена устанавливается равной последнему рассчитанному биржей значению стартовой цены на соответствующий биржевой товар;
д) для биржевого товара, стартовая цена которого не рассчитывалась менее одного месяца, в связи с тем, что отсутствовали сделки, удовлетворяющие условия для расчета стартовой цены в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 настоящих Требований, стартовая цена устанавливается равной последнему рассчитанному биржей значению стартовой цены на соответствующий биржевой товар.
4. Заявки на продажу нефтепродуктов в течение торговой сессии подаются занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками Биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, в пределах десятипроцентного отклонения от стартовой цены соответствующего биржевого товара. Одновременно, ценовые предложения в таких заявках не должны превышать более чем на двадцать процентов значение стартовой цены, установленной для первой торговой сессии соответствующего месяца.
5. Минимальное количество участников Биржевых торгов в течение торговой сессии должно составлять:
не менее двух участников, подавших заявки на продажу биржевых товаров;
не менее трех участников, подавших заявки на покупку одного вида биржевого товара.
6. Объем продаваемых на Биржевых торгах нефтепродуктов, произведенных и (или) реализуемых занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами, и (или) участниками Биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, должен превышать следующие величины:
а) бензин автомобильный - восемь процентов;
б) топливо дизельное - четыре процента;
в) топливо для реактивных двигателей - восемь процентов;
г) мазут - одна целая шесть десятых процента.
6.1. Объем продаваемых на Биржевых торгах нефтепродуктов, установленный пунктом 6 настоящих Требований, рассчитывается от месячного совокупного объема производства соответствующих нефтепродуктов, произведенных всеми занимающими доминирующее положение хозяйствующими субъектами, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с такими хозяйствующими субъектами.
6.2. В случае, если для оказания регулирующего воздействия на Биржевых торгах продаются нефтепродукты, составляющие запасы государственного материального резерва и (или) резерва, формируемого хозяйствующими субъектами, то соответствующие объемы учитываются при расчете величин, установленных пунктом 6 настоящих Требований.
7. Действия организатора и/или участников Биржевых торгов не нарушают антимонопольное законодательство Российской Федерации.
8. На Биржевых торгах должны быть установлены процедуры по обеспечению контроля подачи заявок на продажу нефтепродуктов занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, а также лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками Биржевых торгов, действующими в интересах и за счет указанных лиц, в соответствии с пунктом 4 настоящих Требований.
9. Биржей установлен порядок размещения сведений о реализации нефтепродуктов на Биржевых торгах, направляемых продавцом для размещения на официальном сайте биржи в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".