ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 1996 г. N 22
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ БРОКЕРСКОЙ И ДИЛЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ И ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БРОКЕРСКОЙ И ДИЛЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
(в ред. - Постановлений ФКЦБ РФ от 23.01.97 N 4, от 11.02.97 N 6)
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 42, а также пунктом 3 статьи 44 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Временное положение о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации и Временное положение о порядке осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг.
2. Установить, что коммерческие организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности в качестве финансового брокера или инвестиционной компании, выданные Министерством финансов Российской Федерации, министерствами финансов республик в составе Российской Федерации, финансовыми управлениями (главными управлениями, комитетами, департаментами, отделами) администраций краев, областей, автономных образований, Департаментом финансов правительства Москвы, Главным финансовым управлением мэрии города Санкт - Петербурга до 1 февраля 1997 года, обязаны в срок не позднее 1 октября 1997 года получить лицензии на осуществление брокерской или дилерской деятельности в соответствии с Временным положением о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг. (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 11.02.97 N 6)
По истечении указанного срока действие лицензий на осуществление деятельности в качестве инвестиционной компании и финансового брокера прекращается.
Председатель
Д.В.ВАСИЛЬЕВ
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ БРОКЕРСКОЙ И ДИЛЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
(в ред. - Постановлений ФКЦБ РФ от 23.01.97 N 4, от 11.02.97 N 6)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Временное положение о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг (далее - Временное положение) устанавливает условия и порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензий на осуществление брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг.
1.2. Порядок лицензирования брокерской и дилерской деятельности, установленный настоящим Временным положением, действует до момента выдачи лицензии саморегулируемой организации профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность.
1.3. В настоящем Временном положении под брокерской и дилерской деятельностью понимаются виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определенные в качестве таковых Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", а под брокерами и дилерами - лица, осуществляющие соответствующие виды деятельности.
1.4. Брокерская и дилерская деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется исключительно на основании лицензии, выдаваемой Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее - Федеральная комиссия) или федеральным органом исполнительной власти, Банком России, которым Федеральной комиссией была выдана генеральная лицензия на осуществление лицензирования брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг (далее - лицензирующий орган).
Лицензия является официальным документом установленного образца, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока.
1.5. Лицензия на осуществление брокерской и дилерской деятельности может быть выдана коммерческой организации, созданной в форме хозяйственного товарищества или общества.
Лицензия на осуществление брокерской деятельности может быть выдана также гражданину, зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.
Порядок лицензирования брокерской деятельности, осуществляемой гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, устанавливается нормативными актами Федеральной комиссии.
1.6. Федеральная комиссия устанавливает единые требования к порядку осуществления брокерской и дилерской деятельности, в том числе устанавливает:
виды лицензий на осуществление брокерской и дилерской деятельности и виды операций с ценными бумагами, осуществляемых в соответствии с лицензией, а также особые требования в отношении отдельных операций с ценными бумагами;
порядок и условия совмещения брокерской и дилерской деятельности с другими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также ограничения на совмещение видов деятельности и операций с ценными бумагами;
размер собственного капитала брокеров и дилеров (включая его соотношение с заемными средствами), а также порядок определения размера их собственного капитала;
требования к уровню профессиональной квалификации руководителей и специалистов брокеров и дилеров;
требования к срокам и формам отчетности брокеров и дилеров, представляемой в Федеральную комиссию или лицензирующий орган;
порядок и сроки проведения проверок деятельности брокеров и дилеров;
иные требования к порядку осуществления брокерской и дилерской деятельности.
1.7. Требования, установленные настоящим Временным положением, должны соблюдаться брокерами и дилерами в течение всего срока действия лицензий.
2. Виды лицензий на осуществление брокерской и дилерской деятельности и условия ее совмещения с иными видами деятельности и операциями с ценными бумагами
2.1. Порядок и условия осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также требования к осуществляемым брокерами и дилерами операциям с ценными бумагами устанавливаются Федеральным законом "О рынке ценных бумаг", настоящим Временным положением и Временным положением о порядке осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденным настоящим Постановлением.
2.2. Брокерская и дилерская деятельность на рынке ценных бумаг осуществляется на основании:
а) лицензии на осуществление брокерской деятельности по операциям с ценными бумагами за исключением операций со средствами физических лиц и брокерской деятельности по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Приложение 1);
б) лицензии на осуществление дилерской деятельности по операциям с ценными бумагами за исключением дилерской деятельности по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Приложение 2);
в) лицензии на осуществление брокерской деятельности по операциям с ценными бумагами со средствами физических лиц за исключением брокерской деятельности по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Приложение 3);
г) лицензии на осуществление брокерской деятельности по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Приложение 4);
д) лицензии на осуществление дилерской деятельности по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Приложение 5).
2.3. Виды брокерской и дилерской деятельности, предусмотренные пунктом 2.2 настоящего Временного положения, могут осуществляться на условиях совмещения одной коммерческой организацией, имеющей лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.
2.4. Лицензия на осуществление брокерской деятельности, предусмотренной подпунктами "в" и "г" пункта 2.2 настоящего Временного положения, может быть выдана коммерческой организации одновременно с лицензией на осуществление брокерской деятельности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2.2 настоящего Временного положения, или при наличии последней.
2.5. Лицензия на осуществление дилерской деятельности, предусмотренная подпунктом "д" пункта 2.2 настоящего Временного положения, может быть выдана коммерческой организации одновременно с лицензией на осуществление дилерской деятельности, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2.2 настоящего Временного положения, или при наличии последней.
2.6. Лицензия на осуществление брокерской деятельности, предусмотренной подпунктом "в" пункта 2.2 настоящего Временного положения, может быть выдана по истечении двух лет с даты государственной регистрации юридического лица, осуществлявшего в течение этого срока брокерскую деятельность в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.2 настоящего Временного положения либо брокерскую деятельность на основании лицензии, выданной Министерством финансов Российской Федерации.
2.7. Брокерская и дилерская деятельность, предусмотренная пунктом 2.2 настоящего Временного положения, может осуществляться на условиях совмещения с депозитарно - попечительской деятельностью и деятельностью по управлению ценными бумагами при условии получения брокером или дилером лицензии на осуществление депозитарно - попечительской деятельности и деятельности по управлению ценными бумагами в порядке, установленном нормативными актами Федеральной комиссии.
2.8. Совмещение брокерской и дилерской деятельности с иными видами деятельности, не предусмотренными настоящим Временным положением или иными нормативными актами Федеральной комиссии, не допускается.
Изъятия из условий об ограничении совмещения брокерской и дилерской деятельности с иными видами деятельности и операциями с ценными бумагами могут быть установлены актами Федеральной комиссии.
Кредитные организации вправе совмещать банковскую деятельность с брокерской и дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг по решению Федеральной комиссии, согласованному с Центральным банком Российской Федерации. (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 23.01.97 N 4)
3. Требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим брокерскую и дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг
3.1. Для лиц, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность, Федеральная комиссия устанавливает:
а) финансовые требования;
б) профессиональные и квалификационные требования к руководителям и специалистам;
в) организационно - технические требования;
г) специальные требования.
3.2. Размер собственного капитала, рассчитанного по методике, утвержденной Федеральной комиссией, должен быть не менее суммы, эквивалентной:
а) 50000 ЭКЮ для осуществления брокерской деятельности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2.2 настоящего Временного положения;
б) 75000 ЭКЮ для осуществления дилерской деятельности, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2.2 настоящего Временного положения;
в) 450000 ЭКЮ для осуществления брокерской деятельности, предусмотренной подпунктом "в" пункта 2.2 настоящего Временного положения;
г) 50000 ЭКЮ для осуществления брокерской деятельности, предусмотренной подпунктом "г" пункта 2.2 настоящего Временного положения;
д) 100000 ЭКЮ для осуществления дилерской деятельности, предусмотренной подпунктом "д" пункта 2.2 настоящего Временного положения.
3.3. При осуществлении на условиях совмещения нескольких видов деятельности, предусмотренных пунктом 2.2 настоящего Временного положения, собственный капитал брокера и дилера определяется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к той из осуществляемых ими видов деятельности, в отношении которой установлен максимальный размер собственного капитала.
3.4. Размер собственного капитала брокера и дилера должен соответствовать требованиям, предусмотренным настоящим Временным положением, на момент получения лицензии, а также в течение всего срока осуществления соответствующего вида деятельности.
3.5. Расчет собственного капитала брокера и дилера производится путем вычета из IV раздела баланса (капитал и резервы) следующих статей:
целевые финансирование и поступления;
нематериальные активы по остаточной стоимости;
незавершенное строительство;
собственные акции, выкупленные у акционеров;
задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал, платежи по которой ожидаются не более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
инвестиции в дочерние и зависимые общества;
запасы;
векселя к получению, платежи по которым ожидаются не более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
непокрытые убытки прошлых лет;
убытки отчетного года.
3.6. Руководители и специалисты, в обязанности которых входит выполнение функций, непосредственно связанных с осуществлением брокерской или дилерской деятельности, должны удовлетворять квалификационным требованиям, устанавливаемым Федеральной комиссией.
Юридическое лицо, осуществляющее брокерскую или дилерскую деятельность на условиях совмещения с иными видами профессиональной деятельности, должно иметь в своем штате не менее одного специалиста, имеющего квалификационный аттестат Федеральной комиссии (далее - специалиста) на каждый вид деятельности.
3.7. В штате юридического лица, осуществляющего брокерскую или дилерскую деятельность, должны находиться не менее:
а) одного специалиста для осуществления брокерской деятельности, предусмотренной подпунктом "а" пункта 2.2 настоящего Временного положения;
б) одного специалиста для осуществления дилерской деятельности, предусмотренной подпунктом "б" пункта 2.2 настоящего Временного положения;
в) трех специалистов для осуществления брокерской деятельности, предусмотренной подпунктом "в" пункта 2.2 настоящего Временного положения;
г) двух специалистов для осуществления брокерской или дилерской деятельности, предусмотренной подпунктами "г" или "д" пункта 2.2 настоящего Временного положения.
3.8. Юридические лица, осуществляющие брокерскую или дилерскую деятельность, обязаны иметь в своем штате сотрудника, в исключительную компетенцию которого входит осуществление контроля за соответствием брокерской и дилерской деятельности требованиям законодательства о ценных бумагах (далее - контролер).
На должность контролера могут быть назначены лица, имеющие высшее юридическое образование и удовлетворяющие квалификационным требованиям Федеральной комиссии. До принятия соответствующих нормативных актов Федеральной комиссии, устанавливающих квалификационные требования, на должность контролера может быть назначено лицо, имеющее квалификационный аттестат I категории на право совершения операций с ценными бумагами.
Требования к деятельности контролера, а также к форме и срокам предоставляемой им в Федеральную комиссию или в иной лицензирующий орган отчетности и информации о выявленных нарушениях, устанавливаются брокером и дилером в соответствии с нормативными актами Федеральной комиссии. (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 11.02.97 N 6)
4. Порядок выдачи лицензии
4.1. Лицензии на осуществление брокерской и дилерской деятельности, предусмотренные пунктом 2.2 настоящего Временного положения, выдаются Федеральной комиссией или иным лицензирующим органом в соответствии с генеральной лицензией.
4.2. Лицензия выдается на основании заявления коммерческой организации, намеренной осуществлять брокерскую или дилерскую деятельность.
Форма заявления является типовой (Приложение 6) и должна содержать всю информацию в соответствии с требованиями, установленными настоящим Временным положением.
Заявление должно быть подписано уполномоченным руководителем коммерческой организации и содержать его подтверждение о достоверности представленных документов и информации.
4.3. Для получения лицензии на осуществление брокерской или дилерской деятельности в лицензирующий орган помимо заявления о выдаче лицензии представляются:
заполненная регистрационная форма (приложение 2) в соответствии с настоящим Временным положением в бумажной форме и на магнитных носителях в формате, установленном Федеральной комиссией;
нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации заявителя;
нотариально удостоверенные копии учредительных документов с зарегистрированными изменениями и дополнениями;
нотариально удостоверенная копия информационного письма о включении в государственный реестр заявителя;
нотариально удостоверенная копия карты постановки на учет налогоплательщика;
нотариально удостоверенная копия документа об избрании или назначении исполнительного органа заявителя;
заверенные независимым аудитором бухгалтерский баланс и отчет о результатах финансовой деятельности заявителя, составленные на последнюю отчетную дату;
заверенный независимым аудитором расчет размера собственного капитала заявителя на последнюю отчетную дату;
заверенный независимым аудитором бухгалтерский баланс и расчет размера собственного капитала заявителя на момент подачи заявления (представляется в случае, если с последней отчетной даты до даты представления заявления в Федеральную комиссию прошло более 45 дней);
нотариально удостоверенные копии квалификационных аттестатов, выданных Федеральной комиссией, руководителей и специалистов организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, а до принятия нормативных актов Федеральной комиссии, устанавливающих квалификационные требования к руководителям и специалистам организаций - профессиональных участников рынка ценных бумаг, - нотариально удостоверенные копии квалификационных аттестатов I категории на право совершения операций с ценными бумагами;
копия штатного расписания коммерческой организации, заверенная печатью заявителя;
копия платежного документа, удостоверяющего уплату заявителем единовременного сбора за выдачу лицензии;
иные документы в соответствии с нормативными актами Федеральной комиссии.
Документы, представленные в Федеральную комиссию или лицензирующий орган для получения лицензии, регистрируются при их поступлении. (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 11.02.97 N 6)
4.4. Федеральная комиссия или лицензирующий орган не позднее 30 дней со дня получения указанных в пункте 4.3 настоящего Временного положения документов, а в случае заявления требования о представлении дополнительных документов - не позднее 30 дней с момента представления дополнительных документов должны выдать заявителю лицензию или отказать в ее выдаче с указанием причин такого отказа.
В исключительных случаях срок рассмотрения лицензирующим органом заявления на получение лицензии может быть продлен на срок до 45 дней.
4.5. Лицензия выдается на срок, указанный в заявлении, но не более чем на один год.
Порядок продления лицензии устанавливается Федеральной комиссией.
4.6. Лицензии выдаются по форме, установленной Федеральной комиссией на бланке лицензирующего органа.
Бланки лицензий являются документами строгой отчетности, имеют отчетную серию и номер.
Учет и хранение бланков возлагается на Федеральную комиссию и лицензирующие органы.
Лицензия подписывается председателем Федеральной комиссии или уполномоченным руководителем лицензирующего органа или одним из их заместителей и должна быть заверена печатью лицензирующего органа. (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 11.02.97 N 6)
4.7. За выдачу каждой лицензии взимается единовременный лицензионный сбор в размере 100 минимальных размеров оплаты труда, установленных законами и иными правовыми актами Российской Федерации на момент подачи заявления, который зачисляется в доход федерального бюджета.
В случае отказа в выдаче лицензии лицензионный сбор не возвращается.
При повторном представлении документов на получение лицензии в случае отказа в ее выдаче единовременный сбор взимается повторно. (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 11.02.97 N 6)
4.8. Данные о лице, получившем лицензию, вносятся лицензирующим органом в реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, ведение которого осуществляется лицензирующим органом.
Данные о лицах, которым были выданы лицензии лицензирующим органом, должны быть немедленно им переданы в Федеральную комиссию для внесения в единый реестр всех выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.
5. Отказ в выдаче лицензии
5.1. Основаниями для отказа в выдаче лицензии заявителю являются:
неполнота или недостоверность информации, содержащейся в заявлении и регистрационной форме, а также несоответствие заявления форме, установленной настоящим Временным положением;
наличие в представленных документах недостоверной или неполной информации;
непредставление документов, перечисленных в пункте 4.3 настоящего Временного положения;
несоответствие представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, правовых актов, настоящего Временного положения и иных нормативных актов Федеральной комиссии;
непогашенная судимость за корыстные преступления в отношении руководителей или специалистов заявителя;
несоблюдение требований к достаточности собственного капитала.
5.2. В случае принятия решения об отказе в выдаче заявителю лицензии лицензирующий орган не позднее пяти дней с момента принятия решения направляет заявителю уведомление с указанием причин отказа.
5.3. Отказ в выдаче лицензии может быть обжалован заявителем в суд в установленном законом порядке.
5.4. Отказ в выдаче лицензии не препятствует повторной подаче тем же лицом заявления о выдаче лицензии после устранения причин, послуживших основанием для отказа.
6. Контроль за осуществлением брокерской и дилерской деятельности, приостановление действия и аннулирование лицензии
6.1. Федеральная комиссия и лицензирующий орган вправе приостановить действие или аннулировать лицензию по основаниям, предусмотренным настоящим Временным положением.
В случае принятия лицензирующим органом решения о приостановлении действия или аннулирования лицензии он должен немедленно сообщить об этом в Федеральную комиссию.
6.2. Запись о приостановлении действия или аннулировании лицензии вносится в реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, ведение которого осуществляется лицензирующим органом, а также в единый реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий, ведение которого осуществляется Федеральной комиссией.
6.3. Основаниями для приостановления действия лицензии являются:
нарушение требований законодательства о ценных бумагах, настоящего Временного положения, иных нормативных актов Федеральной комиссии к деятельности в качестве брокера и дилера;
нарушение брокером или дилером установленных Федеральной комиссией финансовых требований к размеру собственного капитала;
неосуществление брокером или дилером операций с ценными бумагами в течение шести месяцев;
несоблюдение сроков, устанавливаемых Федеральной комиссией или лицензирующим органом для устранения выявленных нарушений;
обнаружение недостоверных или вводящих в заблуждение данных в документах брокера или дилера, предоставляемых в Федеральную комиссию или лицензирующий орган;
несвоевременное исполнение обязательных предписаний Федеральной комиссии или лицензирующего органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, настоящего Временного положения, иных нормативных актов Федеральной комиссии;
неоднократное нарушение установленных актами Федеральной комиссии сроков, порядка и формы предоставления в Федеральную комиссию или лицензирующий орган отчетности и информации;
наличие в отчетности, представляемой в Федеральную комиссию, лицензирующий орган недостоверной или неполной информации;
осуществление брокером или дилером профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг или операций с ценными бумагами, совмещение которых не предусмотрено нормативными актами Федеральной комиссии;
совершение брокером сделок в свою пользу при наличии конфликта интересов брокера и его клиентов;
осуществление противодействия при проведении проверок деятельности брокера или дилера;
иное нарушение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, настоящего Временного положения и иных нормативных актов Федеральной комиссии.
6.4. В случае принятия решения о приостановлении действия лицензии Федеральная комиссия или лицензирующий орган в течение пяти дней с момента принятия такого решения направляет брокеру или дилеру, действие лицензии которого было приостановлено, уведомление с указанием причин, повлекших приостановление действия лицензии, а также необходимых мер по устранению допущенного нарушения и срока его устранения.
В уведомлении о приостановлении действия лицензии могут быть также указаны определенные действия, осуществление которых запрещается в течение всего срока, на который действие лицензии было приостановлено.
6.5. Брокер или дилер, действие лицензии которого было приостановлено, обязан в течение срока, установленного Федеральной комиссией или лицензирующим органом, устранить выявленные нарушения и представить об этом отчет в Федеральную комиссию, а также в лицензирующий орган.
6.6. Действие приостановленной лицензии может быть возобновлено Федеральной комиссией с последующим уведомлением лицензирующего органа или лицензирующим органом по согласованию с Федеральной комиссией по результатам рассмотрения отчета брокера или дилера об устранении нарушений, повлекших приостановление действия лицензии.
6.7. Возобновление действия лицензии осуществляется по результатам рассмотрения отчета брокера или дилера об устранении нарушения и в необходимых случаях проверки информации, содержащейся в отчете.
6.8. Основаниями для аннулирования лицензии являются:
ликвидация юридического лица, осуществляющего брокерскую или дилерскую деятельность;
признание брокера или дилера неплатежеспособным (банкротом) на основании решения суда;
неоднократное или грубое нарушение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, настоящего Временного положения и иных нормативных актов Федеральной комиссии;
неисполнение обязательных предписаний Федеральной комиссии или лицензирующего органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, настоящего Временного положения, иных нормативных актов Федеральной комиссии;
неоднократное несоблюдение сроков, устанавливаемых Федеральной комиссией или лицензирующим органом, для представления отчетности;
неустранение нарушения или последствий нарушения, явившихся основанием для приостановления действия лицензии в сроки, установленные Федеральной комиссией.
6.9. В случае принятия решения об аннулировании лицензии Федеральная комиссия или лицензирующий орган направляют брокеру или дилеру уведомление об аннулировании лицензии.
6.10. Решение о приостановлении действия или аннулировании лицензии может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке лицом, чья лицензия была приостановлена или аннулирована.
7. Отчетность брокера и дилера
7.1. Брокер и дилер обязаны ежеквартально с момента получения лицензии в срок не позднее 45 дней со дня окончания квартала представлять в Федеральную комиссию или в лицензирующий орган отчетность, включающую информацию об итогах своей финансово - хозяйственной деятельности за истекший квартал, объеме и количестве заключенных им сделок и иную информацию по форме, установленной Федеральной комиссией.
Утверждено
Постановлением Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг
19 декабря 1996 г. N 22
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БРОКЕРСКОЙ И ДИЛЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Временное положение о порядке осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг (далее - Положение) в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" устанавливает требования к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, имеющим лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности, выданную Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее - Федеральная комиссия) или иным лицензирующим органом.
2. Требования, предъявляемые к лицам, осуществляющим брокерскую и (или) дилерскую деятельность
2.1. Брокерскую деятельность на рынке ценных бумаг вправе осуществлять юридические и физические лица, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, при наличии лицензии на осуществление данного вида деятельности (далее - брокеры).
2.2. Дилерскую деятельность на рынке ценных бумаг вправе осуществлять только юридические лица, являющиеся коммерческими организациями - профессиональными участниками рынка ценных бумаг, при наличии лицензии на осуществление данного вида деятельности (далее - дилеры).
2.3. Руководители и специалисты брокера и дилера должны отвечать квалификационным требованиям, установленным актами Федеральной комиссии и Временным положением о лицензировании брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации.
3. Основные требования к брокерской и дилерской деятельности
3.1. При осуществлении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг брокеры и дилеры обязаны:
добросовестно и честно исполнять поручения клиентов и обязательства по договору купли - продажи ценных бумаг, действуя исключительно в интересах клиентов;
исполнять поручения клиентов в полном соответствии с полученными от них указаниями и обеспечивать своим клиентам наилучшие условия исполнения их поручений (наилучшим образом в соответствии с поручениями клиента);
доводить до сведения клиентов всю необходимую информацию, связанную с осуществлением поручений клиентов и исполнением обязательств по договору купли - продажи ценных бумаг, в том числе не рекомендовать клиенту сделку, не приняв разумных мер для того, чтобы клиент мог понять характер связанных с ней рисков;
не допускать манипулирования ценами на рынке ценных бумаг и понуждения к покупке или продаже ценных бумаг путем предоставления умышленно искаженной информации о ценных бумагах, эмитентах ценных бумаг, ценах на ценные бумаги, включая информацию, представленную в рекламе;
раскрывать информацию о своих операциях с ценными бумагами в случаях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О рынке ценных бумаг"
в случае возникновения конфликта интересов, в том числе связанного с осуществлением брокером дилерской деятельности, немедленно уведомлять клиентов о возникновении такого конфликта интересов и предпринимать все необходимые меры для его разрешения в пользу клиента;
совершать сделки купли - продажи ценных бумаг по поручению клиентов в первоочередном порядке по отношению к дилерским операциям самого брокера при совмещении им деятельности брокера и дилера;
исполнять поручения клиентов в порядке их поступления с учетом существенных условий поручений клиентов;
обеспечить надлежащее хранение и отдельный учет ценных бумаг клиентов в соответствии с требованиями актов Федеральной комиссии;
принимать все разумные меры для защиты и обеспечения безопасности средств и ценных бумаг клиентов;
утвердить внутренние процедуры и правила ведения учетных регистров и составления внутренней отчетности в соответствии с требованиями актов Федеральной комиссии;
соблюдать требования к минимальному размеру собственного капитала брокера и (или) дилера, установленные актами Федеральной комиссии;
соблюдать требования законодательства Российской Федерации о рынке ценных бумаг и актов Федеральной комиссии;
представлять в Федеральную комиссию отчетность в объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Положением и иными актами Федеральной комиссии.
3.2. Брокер и (или) дилер не вправе осуществлять операции с ценными бумагами в случаях, если:
у регистратора, осуществляющего ведение реестра владельцев этих ценных бумаг, отсутствует лицензия на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг;
регистрирующий орган приостановил размещение выпуска этих ценных бумаг.
Абзац второй настоящего пункта не распространяется на случаи ведения реестра владельцев именных ценных бумаг эмитентом этих ценных бумаг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.
3.3. Брокеры и дилеры вправе предоставлять своим клиентам денежные средства по договору займа для приобретения ценных бумаг под залог этих ценных бумаг.
Указанные ценные бумаги должны торговаться через организаторов торговли и иметь признанные котировки.
Сумма займа, предоставленного клиенту, не может превышать 50 процентов рыночной стоимости этих ценных бумаг, используемых как предмет залога в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору займа.
Общая сумма денежных средств, предоставляемых брокером и (или) дилером своим клиентам по договорам займа, не может превышать сумму, равную двукратному размеру собственного капитала брокера и (или) дилера.
3.4. Брокеры и дилеры вправе запрашивать у клиентов сведения об их финансовом состоянии (платежеспособности) и целях инвестиций, которые могут помочь в правильном и своевременном исполнении обязательств перед клиентами.
Брокеры также вправе:
запрашивать у клиентов информацию об источниках формирования их капитала;
требовать от клиентов - физических лиц подтверждения их дееспособности;
требовать от руководителей клиентов - юридических лиц подтверждения их полномочий на представление интересов юридических лиц при заключении договоров.
4. Условия осуществления брокерской деятельности
4.1. Брокерская деятельность может осуществляться:
на основании договора поручения и доверенности;
на основании договора комиссии, а также доверенности на совершение сделок с ценными бумагами при отсутствии указаний на полномочия комиссионера в договоре.
Брокер обязан лично исполнять поручения клиентов за исключением случая передоверия совершения сделок другому брокеру, если оно предусмотрено в договоре с клиентом или брокер вынужден к этому силой обстоятельств для охраны интересов своего клиента с уведомлением последнего.
4.2. Брокер вправе:
осуществлять куплю - продажу ценных бумаг по поручению клиентов;
хранить (учитывать) и использовать денежные средства клиентов, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги или полученные от продажи ценных бумаг, если это предусмотрено условиями договора с клиентом;
принимать на себя ручательство за исполнение сделки купли - продажи ценных бумаг третьим лицом;
оказывать консультационные услуги по вопросам приобретения ценных бумаг и иных инвестиций;
совершать иные финансовые операции и сделки, связанные с осуществлением брокерской деятельности в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
4.3. Брокер обязан осуществлять учет сделок и операций, совершенных в ходе исполнения договора с клиентом, а также обеспечить надлежащий учет документов, являющихся основанием для совершения операций с ценными бумагами и денежными средствами клиента.
В сроки, устанавливаемые договором с клиентом, брокер представляет клиенту отчеты о ходе исполнения договора, выписки по движению денежных средств и ценных бумаг по учетным счетам клиента (включая данные о размерах комиссии и иных вознаграждениях брокера) и передает иные документы, связанные с исполнением договора с клиентом и распоряжений клиента.
Клиент, имеющий возражения по отчету, сообщает их брокеру, который обязан принять меры к устранению возникших разногласий в установленные договором с клиентом сроки.
4.4. В случае, если брокер действует в качестве комиссионера, договор комиссии может предусматривать обязательство брокера хранить денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги или полученные в результате продажи ценных бумаг, и право их использования брокером до момента возврата этих денежных средств клиенту в соответствии с условиями договора.
Часть прибыли, полученной от использования указанных средств и остающейся в распоряжении брокера, в соответствии с договором перечисляется клиенту. При этом брокер не вправе гарантировать или давать обещания клиенту в отношении доходов от инвестирования хранимых им денежных средств.
4.5. Внутренние процедуры и правила ведения учетных регистров брокера должны обеспечивать обособленный учет хранящихся у брокера по договору комиссии денежных средств клиента, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги или полученных в результате продажи ценных бумаг.
4.6. При исполнении обязательств по договору с клиентом, содержащему условие о коммерческой тайне, брокер принимает меры по обеспечению конфиденциальности имени (наименования) клиента, его платежных реквизитов и иной информации, полученной в связи с исполнением обязательств по договору с клиентом, за исключением информации, подлежащей представлению в Федеральную комиссию и иные органы в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации.
4.7. Взыскание по обязательствам брокера, не связанным с исполнением договора с клиентом, не может быть обращено на денежные средства и ценные бумаги, принадлежащие клиенту.
В случае признания брокера несостоятельным (банкротом) ценные бумаги и денежные средства, принадлежащие клиентам, не могут быть включены в конкурсную (ликвидационную) массу.
4.8. За счет собственных средств брокер несет финансовые риски, связанные с осуществлением операций по использованию денежных средств и ценных бумаг, принадлежащих клиенту.
4.9. Брокер обязан возместить клиенту в полном объеме убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору, в том числе убытки, причиненные в результате несвоевременного возврата денежных средств по требованию клиента, несвоевременного уведомления клиента о конфликте интересов брокера и клиента, нарушения условия о коммерческой тайне и иного нарушения прав и интересов клиента.
5. Условия осуществления дилерской деятельности
5.1. При осуществлении дилерской деятельности дилер обязан:
заключать договоры купли - продажи ценных бумаг на публично объявленных им условиях;
при отсутствии в объявлении дилера указаний на иные существенные условия договора купли - продажи определенных ценных бумаг заключить договор купли - продажи ценных бумаг на существенных условиях, предложенных его клиентом;
раскрывать имеющуюся у него информацию, раскрываемую эмитентом ценных бумаг, при совершении операций с ценными бумагами этого эмитента или сообщить о факте отсутствия у него этой информации.
5.2. Дилер вправе:
заключать договоры купли - продажи ценных бумаг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и актов Федеральной комиссии;
выступать андеррайтером при первичном размещении эмиссионных ценных бумаг;
консультировать по вопросам приобретения ценных бумаг;
совершать иные финансовые операции и сделки, связанные с осуществлением дилерской деятельности в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
6. Требования к саморегулируемой организации брокеров и дилеров
6.1. Саморегулируемая организация брокеров и дилеров создается в соответствии с требованиями Федерального закона "О рынке ценных бумаг", иными правовыми актами и актами Федеральной комиссии.
6.2. Саморегулируемая организация брокеров и дилеров утверждает правила и стандарты осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, которые являются обязательными для соблюдения всеми брокерами и дилерами, являющимися членами саморегулируемой организации.
Указанные правила и стандарты должны соответствовать требованиям настоящего Положения и подлежат согласованию с Федеральной комиссией.
7. Учет и отчетность брокеров и дилеров
7.1. Брокеры и (или) дилеры обязаны представлять в Федеральную комиссию отчетность, порядок, сроки представления и форма которой устанавливаются актами Федеральной комиссии.
Брокеры и дилеры обязаны вести внутренний учет операций с ценными бумагами в соответствии с требованиями актов Федеральной комиссии и правилами саморегулируемой организации.