Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 августа 1992 г. N 47
Приложение
к приказу МВД
Российской Федерации
от 22 августа 1992 г. N 292
ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗА ЧАСТНОЙ ДЕТЕКТИВНОЙ И ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
1.1. На основании Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"<х> МВД России, МВД республик в составе Российской Федерации, управления (главные управления) внутренних дел краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономной области и автономных округов в составе Российской Федерации имеют право выдавать, продлевать срок действия и аннулировать лицензии на частную детективную и (или) охранную деятельность и осуществлять контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений), их филиалов<хх> и охранно-сыскных подразделений на предприятиях<ххх>, действующих на соответствующей территории Российской Федерации.
<хх> - Далее - частные детективные и охранные объединения
<ххх> - Далее - служба безопасности.
1.2. Горрайорганы внутренних дел выдают, продлевают срок действия, аннулируют лицензии и осуществляют контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений) и служб безопасности в пределах обслуживаемой территории, а также выдают сертификаты на право приобретения за плату специальных средств, оружия и боеприпасов частным детективным и охранным предприятиям (объединениям) и службам безопасности по месту их учреждения.
1.3. Решение о выдаче всех видов лицензий принимает начальник соответствующего органа внутренних дел (или его заместитель по милиции общественной безопасности), который подписывает лицензию и удостоверение частного детектива или охранника (приложения 11(1), 11(2) к настоящей Инструкции).
1.4. МВД России, МВД республик, УВД (ГУВД) краев, областей, городов, автономных образований, горрайорганы внутренних дел в соответствии с действующим законодательством:
1.4.1. Выдают, продлевают срок действия и аннулируют лицензии на занятие частной детективной и охранной деятельностью предприятиям (объединениям), службам безопасности, а также гражданам, претендующим на получение лицензии на частную сыскную или охранную деятельность.
1.4.2. Выдают лицензии следующим субъектам частной детективной или охранной деятельности:
а) гражданам, претендующим на получение лицензии для работы в качестве частного детектива;
б) персоналу (охранникам) частных охранных предприятий, служб безопасности;
в) объединениям частных детективных предприятий;
г) филиалам объединений частных детективных предприятий;
д) частным охранным предприятиям.
1.4.3. В предусмотренных Законом случаях отказывают в выдаче лицензии. При этом орган внутренних дел обязан письменно проинформировать об этом гражданина (юридическое лицо), подавшего заявление, с указанием мотивов отказа (приложение 12). Принятое решение может быть обжаловано в установленном Законом порядке. Подача жалобы не приостанавливает действия принятого решения.
1.4.4. Выдают в пределах своей компетенции за плату частным детективным и охранным предприятиям (объединениям), службам безопасности специальные средства, огнестрельное оружие и боеприпасы.
1.4.5. Осуществляют контроль за порядком приобретения, учета, хранения, ношения, перевозки оружия, боевых припасов, открытия и функционирования стрелковых тиров и стрельбищ для огневой подготовки при негосударственных образовательных учреждениях по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность<х>.
<х> Далее - негосударственные образовательные учреждения.
1.4.6. Требуют в случаях нарушения частными детективами и охранниками, частными сыскными и охранными предприятиями (объединениями), службами безопасности, негосударственными образовательными учреждениями порядка приобретения, хранения, учета, и применения специальных средств, оружия, боеприпасов устранения выявленных недостатков, а в исключительных случаях - производят изъятие указанных предметов или опечатывание складов и хранилищ, в которых они находятся.
1.4.7. Вносят руководству частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности предложения об отстранении от работы лиц, ответственных за сохранность специальных средств, оружия и боеприпасов, нарушающих действующие правила.
2. Полномочия органов внутренних дел в сфере лицензирования частной детективной и охранной деятельности
2.1. Общие вопросы лицензирования
2.1.1. Лицензия представляет собой полученное в установленном Законом и настоящей Инструкцией порядке разрешение органов внутренних дел на осуществление частной детективной и охранной деятельности.
2.1.2. Лицензия выдается гражданам по месту жительства; частным детективным и охранным предприятиям (объединениям) - по месту их учреждения.
2.1.3. Лицензия дает право на осуществление частной детективной и охранной деятельности, предусмотренной учредительными документами частных детективных и охранных предприятий (объединений) либо уставами служб безопасности.
2.1.4. Лицензии всех видов (приложения 6, 7, 8, 9, 10) выдаются на срок 3 года в течение месяца со дня подачи заявления.
2.1.5. Лицензия на осуществление гражданином частной детективной деятельности служит основанием:
а) для регистрации индивидуального частного детективного предприятия в Совете народных депутатов по месту его учреждения;
б) для работы по договору (трудовому соглашению) либо для учреждения в должности руководителя в объединении частных детективных предприятий, службе безопасности.
2.1.6. Лицензия на осуществление частной охранной деятельности служит основанием персоналу частных охранных предприятий и служб безопасности для работы по договору (трудовому соглашению) в целях оказания отдельных видов услуг в частном охранном предприятии, службе безопасности либо для утверждения в должности руководителя частного охранного предприятия, службы безопасности.
2.1.7. Лицензия на создание объединения частных детективных предприятий, частных охранных предприятий служит основанием для их государственной регистрации в Совете народных депутатов по месту учреждения.
2.1.8. Лицензия на создание филиалов объединений частных детективных предприятий служит основанием для согласования вопроса о его размещении с соответствующим местным Советом народных депутатов.
2.2. Порядок выдачи лицензий лицам, занимающимся частной детективной и охранной деятельностью индивидуально, в составе предприятий (объединений) и служб безопасности.
2.2.1. Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично представить в соответствующий орган внутренних дел:
а) заявление (приложение 1);
б) анкету (приложение 5);
в) 2 фотографии (4 х 6 см);
г) медицинскую справку с заключением о пригодности заявителя по состоянию здоровья заниматься сыскной или охранной деятельностью (по форме, установленной Минздравом России);
д) документы, подтверждающие гражданство России, наличие юридического образования или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного детектива, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;
е) сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.
2.2.2. Гражданин, претендующий на получение лицензии на оказание отдельных видов услуг в качестве частного охранника, обязан наряду с документами, перечисленными в подпунктах "а - г" пункта 2.2.1. настоящей Инструкции, через руководителя предприятия или службы безопасности представить в соответствующий орган внутренних дел:
а) документы, подтверждающие гражданство России, прохождение специальной подготовки для работы в качестве охранника либо стаж работы не менее трех лет в органах внутренних дел или в органах безопасности;
б) сведения о намерении использовать специальные средства, огнестрельное оружие.
2.2.3. Гражданин, претендующий на должность руководителя частного охранного предприятия обязан получить (иметь) лицензию в порядке, предусмотренном пунктом 2.2.2, руководителя службы безопасности - пунктами 2.2.1 или 2.2.2. настоящей Инструкции, и иметь предусмотренное Законом образование.
2.2.4. Руководителям частных детективных и охранных предприятий, частным детективам и имеющим индивидуальную лицензию охранникам не разрешается совмещение частной детективной и охранной деятельности с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
На вышеназванное совместительство имеют право персонал частного охранного предприятия, не оказывающий услуги, требующие получения индивидуальной лицензии.
2.2.5. Органы внутренних дел вправе проверять и устанавливать достоверность сведений в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии. Проверка осуществляется путем:
а) собеседования с лицом, претендующим на получение лицензии (заявителем);
б) запросов в соответствующие информационные центры системы Министерства внутренних дел Российской Федерации о наличии судимости или факта предъявления обвинения заявителю в совершении преступления;
в) запросов в наркологические и психдиспансеры о нахождении заявителя на их учетах;
г) запросов в отделы кадров правоохранительных органов, учреждений и организаций по местам прежней работы (службы) заявителя;
д) сбора информации оперативно-розыскного характера.
2.2.6. В лицензиях и удостоверениях личности, выдаваемых частным охранникам, оказывающим услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, в том числе при его транспортировке указывается их право на хранение и ношение огнестрельного оружия при оказании этих услуг.
2.2.7. В лицензиях и удостоверениях личности, выдаваемых детективам и охранникам, использующим в своей профессиональной деятельности специальные средства, указывается их право хранения и ношения газовых пистолетов, спецсредства "Черемуха-10" и его аналогов.
2.2.8. Утрата лицензии или удостоверения личности влечет приостановление права заниматься частной детективной или охранной деятельности до восстановления этих документов по заключению органов внутренних дел, их выдавших.
Передача лицензии для использования другими лицами влечет ее аннулирование.
2.2.9. Лицензия не выдается:
а) гражданам, не достигшим двадцати одного года;
б) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;
в) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;
г) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
д) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;
е) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;
ж) гражданам, не предъявившим документы, перечисленные в пунктах 2.2.1, 2.2.2 настоящей Инструкции.
2.3. Порядок выдачи лицензии на создание объединений частных детективных предприятий и их филиалов.
2.3.1. Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридического лица.
2.3.2. Учредители объединения частных детективных предприятий для получения лицензии обязаны представить в соответствующий орган внутренних дел заявление (приложение 2), сведения о характере и направлениях деятельности объединения, составе и предполагаемой численности персонала, о наличии специальных средств, технических и иных средств, а также о потребности в них и учредительные документы (устав и учредительный договор).
2.3.3. Лицензия на создание объединения частных детективных предприятий выдается органом внутренних дел по месту его учреждения.
2.3.4. Объединения частных детективных предприятий вправе открывать свои филиалы в других регионах России. Филиал получает лицензии в органе внутренних дел по месту своего расположения в порядке, предусмотренном для объединений частных детективных предприятий.
2.4. Порядок выдачи лицензий на создание частных охранных предприятий и служб безопасности на предприятиях.
2.4.1. Для получения лицензии на создание частного охранного предприятия учредители предприятия представляют в соответствующий орган внутренних дел:
а) заявление (приложение 3) и записку, в которой перечисляются виды охранных услуг и указывается предполагаемая территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о планируемом численном составе его персонала, намерении использовать и потребности в технических и иных средствах, специальных средствах и оружии;
б) документы для получения лицензий руководителем предприятия и охранниками, предусмотренные пунктами 2.2.2 и 2.2.3 настоящей Инструкции.
2.4.2. Службы безопасности на предприятиях действуют на основе собственных уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения. Их руководители и персонал обязаны получить лицензии в соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2, 2.2.3 настоящей Инструкции.
Учредители службы безопасности представляют в соответствующий орган внутренних дел заявление (приложение 4) и сведения, предусмотренные пунктом 2.3.2 и подпунктом а) пункта 2.4.1 настоящей Инструкции.
2.5. Продление и аннулирование лицензий на частую сыскную и охранную деятельность.
2.5.1. Частные детективы и охранники, имеющие индивидуальную лицензию, предприятия, объединения и службы безопасности должны своевременно продлевать срок действия лицензий, а также представлять в орган внутренних дел по его требованию сведения, необходимые для осуществления контроля за соблюдением ими правовых актов, регламентирующих частную детективную и охранную деятельность.
Продление лицензии (сроком на пять лет) производится при подаче нового заявления, которое подается в орган внутренних дел, выдавший лицензию, за один месяц до истечения предыдущего срока ее действия.
2.5.2. При определении лицензии орган внутренних дел может потребовать от заявителей любые документы, предусмотренные Законом и настоящей Инструкцией для получения первичной лицензии.
2.5.3. Орган внутренних дел, выдавший лицензию, вправе ее аннулировать в случаях:
1) нарушения либо неисполнения частным детективом, охранником, частным детективным и охранным предприятием (объединением) <х>, службой безопасности, их руководителями требований, предусмотренных положениями законодательных и иных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу частной детективной и охранной деятельности, а также настоящей Инструкции;
<х> Далее под частными детективными объединениями в настоящей Инструкции понимаются и их филиалы.
2) неисполнения налоговых и иных финансовых обязательств (по представлению финансовых органов).
2.5.4. Принятию решения об аннулировании лицензии должно предшествовать предварительное письменное предупреждение органом внутренних дел ее обладателя (приложение 13), за исключением случаев, когда частному детективу или охраннику, руководителю частного детективного и охранного предприятия (объединения), службы безопасности предъявлено обвинение в совершении преступления. В предупреждении точно указывается, какие именно правовые нормы и правила нарушены или не исполнены надлежащим образом, и определяется срок для устранения допущенных нарушений.
2.5.5. Лицензии на занятие частной детективной или охранной деятельностью аннулируются также в случае добровольного отказа частного детектива, охранника, руководителя частного детективного или охранного предприятия (объединения), службы безопасности от нее или ликвидации объединения, предприятия либо службы безопасности.
2.5.6. Аннулирование лицензии является основанием для прекращения частной детективной и охранной деятельности и может быть обжаловано в установленном Законом порядке (приложение 14).
2.5.7. При установлении судом законности аннулирования лицензии повторное обращение за ее получением возможно по истечении трех лет со дня вступления в законную силу решения суда.
2.5.8. При аннулировании лицензии органы внутренних дел не отвечают по искам клиентов за невыполненные частные сыскные или охранные услуги.
2.6. Иные вопросы лицензирования частной детективной и охранной деятельности.
Финансовые вопросы порядка лицензирования частной детективной и охранной деятельности определяются нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
2.7. Лицензирование негосударственных образовательных учреждений и организация специальной подготовки частных детективов и охранников определяются нормативными актами Министерства образования Российской Федерации, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.
3. Порядок приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств и оружия, используемых в частной детективной и охранной деятельности
3.1. Порядок приобретения специальных средств, оружия и боеприпасов, используемых в частной детективной и охранной деятельности.
3.1.1. В частной детективной и охранной деятельности допускается применение отдельных видов специальных средств и оружия согласно перечня, утвержденного Правительством Российской Федерации (приложения 15, 16).
3.1.2. Специальные средства, использование которых разрешено в частной детективной и охранной деятельности, предназначены для вооружения частных детективов и охранников, имеющих индивидуальные лицензии на право заниматься частной детективной и охранной деятельностью.
3.1.3. Оружие и боеприпасы, использование которых разрешено в частной охранной деятельности, предназначены для вооружения охранников, имеющих лицензии с указанием права хранения и ношения оружия.
3.1.4. Специальные средства, в том числе газовые пистолеты и боеприпасы к ним, спецсредства "Черемуха-10" и их аналоги, приобретаются частными детективными и охранными предприятиями (объединениями), службами безопасности через хозяйственные управления (отделы) МВД республик, УВД (ГУВД) краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований за плату в порядке и размерах, установленных Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, или самостоятельно в установленном для граждан порядке.
При этом для приобретения специальных средств через органы внутренних дел требуется получение сертификата, выдаваемого горрайорганами внутренних дел по месту учреждения частного детективного или охранного предприятия (объединения), службы безопасности.
3.1.5. Огнестрельное оружие и боеприпасы к нему (кроме гладкоствольных охотничьих ружей) частными охранными предприятиями, а также службами безопасности приобретаются во временное пользование за плату через хозяйственные управления (отделы) перечисленных в пункте 3.1.4. настоящей Инструкции органов внутренних дел по сертификатам, выдаваемым горрайорганами внутренних дел по месту учреждения предприятий (объединений), служб безопасности (приложение 17). Размер оплаты и порядок использования средств, полученных за временное пользование огнестрельным оружием и боеприпасами, устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
3.1.6. Приобретение специальных средств, оружия и боеприпасов создаваемыми частными детективными и охранными предприятиями (объединениями), службами безопасности производится после получения ими лицензии на частную детективную и охранную деятельность.
3.1.7. Для получения сертификата на приобретение, хранение и ношение огнестрельного оружия и боеприпасов, газовых пистолетов и боеприпасов к ним, спецсредств "Черемуха-10", их аналогов и других специальных средств частные детективные и охранные предприятия (объединения), службы безопасности представляют в орган внутренних дел, выдавший лицензию на право заниматься частной детективной или охранной деятельностью, заявку, в которой указываются:
а) номер лицензии, предоставляющей им право заниматься оказанием сыскных или охранных услуг;
б) сведения об имеющемся и потребном количестве специальных средств, оружия и боеприпасов;
в) сведения о численности персонала, которому необходимы оружие и специальные средства для использования в частной детективной и охранной деятельности;
г) сведения о намерениях использовать оружие и специальные средства с описанием объектов, подлежащих охране, и указанием количества необходимых для этого постов и маршрутов, числа лиц, которым обеспечивается защита жизни и здоровья.
д) сведения о наличии условий для надежного хранения специальных средств, оружия и боеприпасов с описанием помещений для хранения, технических средств защиты и организации охраны.
К заявке прилагаются копия приказа руководителя соответствующего частного детективного, охранного предприятия (объединения), предприятия-учредителя службы безопасности о назначении лица (лиц), ответственного за сохранность специальных средств, оружия, боеприпасов и их учет, а также списки лиц, которые имеют право пользоваться специальными средствами или оружием, с указанием номеров их лицензий на право заниматься частной детективной или охранной деятельностью, органов, их выдавших, и дат выдачи.
3.1.8. Орган внутренних дел на договорной основе с заявителем создает комиссию, в состав которой в обязательном порядке включаются представители органов внутренних дел (милиции и государственного пожарного надзора), детективного или охранного предприятия (объединения) или службы безопасности. Комиссия проверяет наличие у заявителя мест хранения специальных средств. оружия и боеприпасов и соответствие их существующим нормам. Составленный комиссией акт приобщается к заявке.
3.1.9. Количество специальных средств, огнестрельного оружия и боеприпасов, на получение которых выдается сертификат, определяется из потребностей предприятия (объединения), службы безопасности и не должно превышать количества единиц, рассчитанное по нормам положенности (приложение 18). Количество газовых пистолетов с комплектом боеприпасов, спецсредств "Черемуха-10" и их аналогов, на приобретение которых выдается сертификат, не должно превышать число детективов и охранников, имеющих лицензии на право заниматься частной детективной и охранной деятельностью.
3.1.10. Для приобретения огнестрельного оружия и боеприпасов, газовых пистолетов и боеприпасов к ним, спецсредств "Черемуха-10", их аналогов и других специальных средств по сертификатам необходимо представить в службу вооружения хозяйственного управления (отдела) перечисленных в пункте 3.1.4. настоящей Инструкции органов внутренних дел:
а) сертификат горрайоргана внутренних дел на приобретение, хранение, ношение оружия и указанных спецсредств;
б) документ сберегательного банка об оплате стоимости временного пользования специальными средствам, оружием и боеприпасами;
в) доверенность на получение вооружения, перечисленного в сертификате (кроме индивидуальных детективных предприятий).
Хозяйственные управления (отделы) после выдачи частным детективным и охранным предприятиям (объединениям), службам безопасности специальных средств, оружия и боеприпасов обязаны незамедлительно проинформировать об этом орган внутренних дел, выдавший сертификат на приобретение вооружения (приложение 19).
3.1.11. Охотничье гладкоствольное огнестрельное оружие для целей охраны приобретается частными охранными предприятиями в специализированных торговых организациях либо в установленном законодательством порядке на заводах-изготовителях по разрешениям органов внутренних дел. Приобретение такого оружия с укороченным стволом (менее 500 мм) запрещается.
3.1.12. Перевозка огнестрельного оружия и боеприпасов, газовых пистолетов и боеприпасов к ним, спецсредств "Черемуха-10" и их аналогов осуществляется в соответствии с правилами перевозки огнестрельного оружия и боеприпасов, изложенных в пункте 4 Инструкции о порядке приобретения, перевозки, хранения, учета и использования огнестрельного оружия, боевых припасов к нему, изготовления холодного клинкового оружия, открытия стрелковых тиров, стрельбищ, стрелково-охотничьих стендов, оружейно-ремонтных мастерских, торговли огнестрельным оружием, боевыми припасами к нему и охотничьими ножами, утвержденной приказом МВД СССР N 246 от 1 декабря 1987 года<х>.
<х> Далее - Инструкция о порядке приобретения оружия.
3.1.13. Частные детективные и охранные предприятия (объединения), службы безопасности, использовавшие в своей деятельности полученные по сертификатам специальные средства, огнестрельное оружие и боеприпасы, при аннулировании у них лицензий, обязаны незамедлительно возвратить их в орган внутренних дел по месту учреждения (если иное не установлено законодательством Российской Федерации). Обжалование решения об аннулировании лицензии не приостанавливает сдачу оружия, боеприпасов и специальных средств.
В случае определения вышестоящим органом внутренних дел или судом неправомерности решения об аннулировании лицензии сданные специальные средства, огнестрельное оружие и боеприпасы возвращаются пользователям.
Частные детективы и охранники при аннулировании их индивидуальных лицензий на право заниматься частной детективной или охранной деятельностью обязаны сдать имеющиеся у них приобретенные по сертификатам специальные средства, а также огнестрельное оружие и боеприпасы в соответствующее предприятие (объединение), службу безопасности, орган внутренних дел.
3.1.14. Уклонение частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности, частных детективов и охранников от сдачи приобретенного по сертификатам вооружения либо хранение или использование охранниками огнестрельного оружия, не предусмотренного выданными сертификатом, влечет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.2. Порядок учета специальных средств, оружия и боеприпасов, используемых в частной детективной и охранной деятельности.
3.2.1. Учет должен отражать наличие и обеспеченность детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности вооружением для осуществления действенного контроля за его сохранностью. Учету подлежат все специальные средства, оружие и боеприпасы, имеющиеся в предприятии (объединении), службе безопасности.
3.2.2. Учетными документами являются: книги, журналы, накладные, карточки, ведомости, акты и другие документы, на основании которых осуществляются приходно-расходные операции (приложения 20 - 27).
3.2.3. Учетные документы должны составляться разборчиво, без подчисток и поправок. Исправление допущенных ошибок производится зачеркиванием одной чертой неправильной записи, текста или цифры так, чтобы зачеркнутое было видно, и надписью над ним нового верного текста или цифры. Исправления заверяются подписями: в документе - лиц, их подписывающих, в карточках и книгах - лиц их ведущих. При исправлении записи в учетных документах одновременно производится исправление в итоговых данных. В случаях, когда запись исправляется по истечении длительного периода времени, исправление производится путем специальных исправительных проводок.
3.2.4. При заполнении бланка учетного документа, строки, оставшиеся свободными от записей, прочеркиваются зигзагообразной линией, чтобы между последней записью и подписью нельзя было что-либо вписать.
3.2.5. Составляемые учетные документы нумеруются и регистрируются по журналу регистрации учета и приходно-расходных документов.
Книги и журналы пронумеровываются, прошнуровываются, скрепляются печатью и свидетельствуются подписью лица, на которое возложены хранение и учет вооружения и боеприпасов.
3.2.6. Каждый документ должен иметь номер, дату его составления и дату совершения операции, где и кем документ составлен (наименование предприятия, объединения), наименование вооружения и боеприпасов, их количество, соответствующие подписи лиц, выдавших и принявших вооружение.
3.2.7. О записи приходно-расходных операций в книгах (карточках) учета на документах делается отметка с указанием номера страницы книги учета и порядкового номера записи (номера статьи).
3.2.8. Все записи в книгах и карточках учета о наличии и движении вооружения и боеприпасов производятся на основании подлинных учетных документов и только чернилами или шариковой ручкой.
3.2.9. По состоянию на 1 января и на день инвентаризации во всех счетах, книгах и карточках проводится черта, делаются итоговые записи и заверяются подписями соответствующих лиц, отвечающих за сохранность вооружения и боеприпасов.
Такие же подписи делаются при закрытии счетов и переносов итогов в новые книги и в новые карточки.
3.2.10. Книги и карточки заводятся на основании данных инвентаризации или путем перенесения в них выверенных остатков из старых книг, карточек и ведутся до полного их израсходования.
3.2.11. Учет огнестрельного оружия, боеприпасов, газовых пистолетов и боеприпасов к ним, спецсредств "Черемуха-10" и их аналогов, выдаваемых детективным и охранным предприятиям (объединениям), осуществляется службами вооружения хозяйственных управлений (отделов) органов внутренних дел, перечисленных в пункте 3.1.4. настоящей Инструкции, и горрайорганами внутренних дел, выдавшими разрешение на их приобретение по форме N 3 (приложение 20).
3.2.12. Учет полученных по сертификатам огнестрельного оружия и боеприпасов, газовых пистолетов и боеприпасов к ним, спецсредства "Черемуха-10" и их аналогов в частном детективном или охранном предприятии (объединении), службе безопасности ведется по этой же форме.
Карточка-заместитель формы N 18 (приложение 21) служит для приема и выдачи огнестрельного оружия и боеприпасов. При выдаче оружия, газовых пистолетов и боеприпасов к ним, спецсредств "Черемуха-10" и их аналогов они записываются в книгу формы N 5 (приложение 24); карточка-заместитель сдается лицу, выдавшему оружие.
3.2.13. Для учета огнестрельного оружия, газовых пистолетов и спецсредств "Черемуха-10" и их аналогов по сериям, номерам и годам изготовления ведется книга номерного учета оружия по форме N 29 ( приложение 22). В книгу заносятся сведения обо всем оружии, числящемся по основному количественному учету - книга формы N 3 (приложение 20).
3.2.14. Учет других специальных средств, приобретенных частными детективными и охранными предприятиями (объединениями), службами безопасности по сертификатам, ведется по типу и количеству изделий. Их выдача производится под расписку в журнале.
3.3. Порядок хранения и ношения специальных средств, оружия и боеприпасов частными детективами и охранниками.
3.3.1. Руководители частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности осуществляют контроль и несут ответственность за обеспечение сохранности специальных средств, оружия и боеприпасов, приобретенных предприятием (объединением), службой безопасности в соответствии с действующим законодательством.
3.3.2. В каждом детективном или охранном предприятии (объединении), службе безопасности, имеющим в пользовании специальные средства, оружие и боеприпасы, приказом руководителя назначается лицо, ответственное за их сохранность.
3.3.3. Контроль за хранением и учетом специальных средств, огнестрельного оружия и боеприпасов, используемых в частной детективной и охранной деятельности, осуществляется также должностными лицами органов внутренних дел, осуществляющими лицензирование и контроль за частной детективной и охранной деятельностью.
3.3.4. Руководители частных детективных и охранных предприятий (объединений) и служб безопасности проверяют наличие, организацию хранения, сбережения и учета специальных средств, оружия и боеприпасов ежемесячно.
3.3.5. Запрещается использование специальных средств, оружия и боеприпасов, приобретенных по сертификату, не по назначению, а также передача их другим лицам.
3.3.6. Переделка, отладка приобретенного во временное пользование огнестрельного оружия, нарушающие конструкцию оружия или его деталей (опиловка основания мушки, изменение формы прорезей целика, спиливание боевых пружин, курков и т. п.) запрещается и рассматривается как порча оружия. Материальную ответственность за порчу несет соответствующее предприятие (объединение).
3.3.7. Огнестрельное оружие и боеприпасы к нему хранятся в специально оборудованном хранилище, которое должно отвечать требованиям, изложенным в пункте 4.7 Инструкции о порядке приобретения оружия.
3.3.8. Специальные средства должны размещаться в специальных помещениях частных детективных или охранных предприятий (объединений) в шкафах, металлических ящиках или стеллажах, упакованными в сумке, каждое в отдельной ячейке или в арендуемых помещениях, оборудованных в соответствии с названными требованиями.
Газовые пистолеты и боеприпасы к ним, специальные средства "Черемуха-10" и их аналоги хранятся в порядке, устанавливаемом применительно к огнестрельному оружию.
3.3.9. Применение частными детективами и охранниками специальных средств осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
3.3.10. Ношение огнестрельного оружия, газовых пистолетов и боеприпасов к ним, а также спецсредств "Черемуха-10" и их аналогов допускается только во время осуществления частной детективной и охранной деятельности при наличии соответствующего удостоверения. При этом должна быть обеспечена безопасность граждан.
3.4. Порядок открытия и функционирования стрелковых тиров, стрельбищ негосударственных образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации частных детективов и охранников.
3.4.1. Стрелковые тиры, стрельбища могут открываться по разрешениям органов внутренних дел негосударственными образовательными учреждениями, имеющими выданные Министерством образования Российской Федерации лицензии на право подготовки, переподготовки и повышения квалификации частных детективов и охранников.
3.4.2. Оборудование стрелковых тиров и стрельбищ, пропускной и внутриобъектовый режим в них, порядок хранения в них огнестрельного оружия и боеприпасов должны отвечать требованиям пунктов 7.3, 7.5 - 7.9 Инструкции о порядке приобретения оружия.
3.4.3. Для получения разрешений на право функционирования стрелковых тиров или стрельбищ негосударственные образовательные учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации частных детективов и охранников, представляют в органы внутренних дел по месту нахождения предприятия:
а) лицензию на право предприятия осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность;
б) ходатайство руководителя негосударственного образовательного учреждения с описанием места расположения тира, стрельбища, его оборудования, технических средств защиты. К ходатайству прилагаются копия приказа о назначении лица (лиц), ответственных за сохранность оружия и боеприпасов и их учет, список лиц, имеющих доступ к оружию, сведения об охране помещения, где будут храниться оружие и боеприпасы, план-схема открываемого тира (стрельбища);
в) заключение о пригодности стрелкового тира, стрельбища для эксплуатации, представленное комиссией в составе представителей органов внутренних дел (милиции и пожарного надзора), санитарного и архитектурного надзора, а также представителей заинтересованных организаций.
3.4.4. Разрешение на функционирование тира, стрельбища выдается органом внутренних дел на имя руководителя негосударственного образовательного учреждения на срок действия лицензии.
3.4.5. Выдача оружия (в том числе учебного) и боевых припасов стрелковым тирам, стрельбищам негосударственных образовательных учреждений осуществляется в соответствии с требованиями пунктов 3.1.4, 3.1.5, 3.1.7 настоящей Инструкции. Учебное оружие и боеприпасы выдаются по нормам, установленным для учебной практики сотрудников органов внутренних дел.
3.4.6. Для учета боеприпасов, выданных на отработку практики стрельб, в хозяйственных управлениях (отделах) органов внутренних дел, перечисленных в пункте 3.1.4 настоящей Инструкции, и в образовательном учреждении, получающем боеприпасы на учебную практику по накладной по форме N 26 (приложение 26) ведется ведомость расхода боеприпасов по форме N 4 (приложение 23).
Непосредственно на стрельбище (в тире) для учета расхода боеприпасов, выдаваемых на стрельбу персоналу охранного предприятия, ведется раздаточно-сдаточная ведомость по форме N 4а (приложение 25), которая служит основанием для составления акта в 2-х экземплярах на списание израсходованных боеприпасов. Один экземпляр акта остается в делах образовательного учреждения, другой сдается вместе со стреляными гильзами в соответствующие хозяйственные управления (отделы) органов внутренних дел.
4. Контроль органов внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью
4.1. Общие положения
4.1.1. Настоящий раздел Инструкции определяет порядок контроля органов внутренних дел за гражданами, предприятиями (объединениями), службами безопасности, осуществляющими частную детективную и охранную деятельность.
4.1.2. Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют Министерство внутренних дел Российской Федерации, иные министерства и ведомства Российской Федерации и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", другими законами и иными нормативными актами Российской Федерации.
4.1.3. Контроль за частной детективной и охранной деятельностью в системе МВД России возлагается на начальников соответствующих подразделений МВД России, МВД республик, управлений (главных управлений) внутренних дел краев и областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, автономных образований в составе Российской Федерации, руководителей горрайорганов внутренних дел.
4.2. Порядок осуществления контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью.
4.2.1. Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляется по следующим направлениям:
а) проверка соответствия частной детективной и охранной деятельности, осуществляемой ее субъектами, видам этой деятельности, установленным статьей 3, соблюдения ими требований статьи 7 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", соответствия охраняемых объектов перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
б) проверка соблюдения в частной детективной и охранной деятельности порядка приобретения, учета, хранения, ношения и использования огнестрельного оружия и специальных средств;
в) участие совместно с другими компетентными органами в контроле за осуществлением подготовки кадров для частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности, в том числе огневой подготовки, негосударственными образовательными учреждениями;
г) рассмотрение материалов налоговых инспекции по вопросам соблюдения налоговых и иных финансовых обязательств частными детективными и охранными предприятиями (объединениями), службами безопасности.
4.2.2. Контроль за частной детективной и охранной деятельностью осуществляется в соответствии с планами работы, утвержденными начальником органа внутренних дел.
4.2.3. Органы внутренних дел вправе по мере необходимости проводить в пределах обслуживаемой территории сплошные или выборочные проверки осуществления частной детективной и охранной деятельности. Результаты проверок доводятся до сведения руководителя проверяемого предприятия (объединения), службы безопасности и предприятия - ее учредителя.
4.3. Компетенция должностных лиц органов внутренних дел, осуществляющих контроль за частной детективной и охранной деятельностью.
4.3.1. Для осуществления контрольных функций должностные лица органов внутренних дел имеют право в пределах своей компетенции требовать от частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности, негосударственных образовательных учреждений представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.
4.3.2.Должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие контроль за частной детективной и охранной деятельностью, обязаны соблюдать права и законные интересы частных детективов, охранников, частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности и негосударственных образовательных учреждений.
4.4. Контроль за соответствием частной детективной и охранной деятельности отдельным требованиям Закона.
4.4.1. Должностные лица органов внутренних дел, ответственные за лицензирование, вправе проводить проверку договоров, заключаемых между частными детективными и охранными предприятиями (объединениями) и клиентами с целью установления соответствия их деятельности требованиям законодательных, иных правовых актов и учредительным документам.
Должностные лица органов внутренних дел проверяют при этом письменные отчеты (или их копии) о работе частных детективных и охранных структур, представляемые клиенту, а также документы, характеризующие деятельность служб безопасности.
4.4.2. Должностные лица органов внутренних дел не реже 1 раза в год, а также при получении соответствующей информации, проверяют кадровый состав частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности с целью выявления случаев совмещения частными детективами, руководителями охранных предприятий и охранниками, оказывающими услуги, связанные с проектированием, монтажом и эксплуатацией средств охранно-пожарной сигнализации, использованием в своей профессиональной деятельности оружия и специальных средств, обеспечением защиты жизни и здоровья отдельных лиц, своей деятельности с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.
4.5. Контроль за соблюдением в частной детективной и охранной деятельности порядка приобретения, учета, хранения и ношения огнестрельного оружия и специальных средств.
4.5.1. Должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие лицензирование и контроль за частной детективной и охранной деятельностью, проверяют наличие, организацию хранения, сбережения и учета специальных средств, оружия и боеприпасов не реже одного раза в год. Кроме того, ими проводятся внеплановые проверки.
4.5.2. При проведении проверок особое внимание обращается на условия надежного хранения специальных средств, оружия и боеприпасов, а также на выявление просроченных сертификатов, правильность ведения учетной документации, сверку специальных средств и оружия по видам и номерам, наличие их у персонала, которому они выданы для выполнения сыскных и охранных услуг.
4.5.3. Выявленные недостатки в сохранности специальных средств, оружия и боеприпасов проверяющие отражают в книге осмотра вооружения по форме N 30 (приложение 27) и требуют принятия мер к их устранению.
4.5.4. При выявлении в частных детективных, охранных предприятиях (объединениях), службах безопасности, у частных детективов и охранников недостачи, порчи вооружения и боеприпасов, а также случаев их сокрытия от учета или нарушений условий хранения, незамедлительно проводится служебное расследование. При установлении вины руководителей и персонала в указанных действиях (бездействии) они могут быть лишены лицензии на право заниматься частной детективной или охранной деятельностью, а также привлечены к административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
4.6. Участие в контроле за подготовкой кадров для частных детективных и охранных структур негосударственными образовательными учреждениями.
4.6.1. Нормативные акты, устанавливающие порядок разработки программ обучения и лицензирования негосударственных образовательных учреждений по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность, принимаются Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
4.6.2. Органы внутренних дел дают компетентное заключение по программам обучения частных детективов и охранников негосударственным образовательным учреждениям по месту их учреждения.
4.7. Участие в контроле за соблюдением налоговых и иных финансовых обязательств.
4.7.1. Контроль за соблюдением налоговых и иных финансовых обязательств осуществляется налоговыми инспекциями по месту учреждения частных детективных и охранных предприятий (объединений), служб безопасности.
Органы внутренних дел в соответствии с документально подтвержденной информацией о выявленных налоговых и иных финансовых нарушениях, полученной из налоговой инспекции, принимают решение об аннулировании в установленном порядке лицензии соответствующего частного детективного или охранного предприятия (объединения), службы безопасности.