КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕШЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. N 144
О МЕТОДИКЕ РАСЧЕТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Во исполнение пункта 1 статьи 6 Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:
1. Утвердить прилагаемую Методику расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.
2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Председатель Коллегии
Евразийской экономической комиссии
В.ХРИСТЕНКО
УТВЕРЖДЕНА
Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии
от 25 июня 2013 г. N 144
МЕТОДИКА
РАСЧЕТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
1. Настоящая Методика разработана в целях реализации Соглашения о согласованной макроэкономической политике от 9 декабря 2010 года (далее - Соглашение).
Методологической основой расчета макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее - государства-члены), являются рекомендации Международного валютного фонда, изложенные в следующих документах: Руководство по статистике государственных финансов (2001 год), Статистика внешнего долга. Руководство для составителей и пользователей (2003 год), Руководство по индексу потребительских цен: теория и практика (2007 год).
2. Настоящая Методика применяется Евразийской экономической комиссией и государствами-членами для расчета в сопоставимых условиях следующих макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития государств-членов:
а) дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления;
б) долг сектора государственного управления;
в) уровень инфляции (индекс потребительских цен).
3. В настоящей Методике используются понятия, которые означают следующее:
"безусловные долговые обязательства" - денежные требования кредитора к сектору государственного управления по выплате суммы основного долга в установленный срок, которые подлежат неукоснительному исполнению и к которым относятся:
кредитные соглашения и договоры, в том числе соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств;
займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг;
иные безусловные обязательства, отнесенные законодательством государства-члена к долговым;
"взносы (отчисления) на социальные нужды" - фактические или условно исчисленные поступления в фонд социального обеспечения от работодателей, перечисляющих средства от имени своих работников, либо от лиц, работающих не по договору найма, или незанятых лиц, перечисляющих средства от собственного имени;
"дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления" - превышение расходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его доходами (превышение доходов консолидированного бюджета сектора государственного управления над его расходами);
"долг сектора государственного управления" - остаток признанных и непогашенных безусловных долговых обязательств сектора государственного управления перед резидентами и нерезидентами государств-членов на конкретную дату без учета взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям;
"доходы (расходы) консолидированного бюджета сектора государственного управления" - все виды операций, включаемые в консолидированный бюджет сектора государственного управления, которые приводят к увеличению (уменьшению) чистой стоимости активов сектора государственного управления;
"консолидированный бюджет сектора государственного управления" - денежный фонд сектора государственного управления, включая поступления (прямые налоги и другие поступления от организаций нефтяного сектора) и использование средств Национального фонда Республики Казахстан, за исключением взаимосвязанных показателей по консолидированным позициям;
"сектор государственного управления" - органы государственного управления, включающие в себя центральное правительство (центральные органы управления и фонд социального обеспечения), региональные органы управления, местные (муниципальные) органы управления;
"социальные трансферты" - текущие пособия, выделяемые из фонда социального обеспечения для покрытия нужд населения, возникающих в результате наступления таких событий, как болезнь, отсутствие работы, выход на пенсию или иные семейные обстоятельства;
"уполномоченные органы" - органы исполнительной власти государств-членов, в компетенцию которых входит расчет макроэкономических показателей, определяющих устойчивость экономического развития этих государств;
"уровень инфляции (индекс потребительских цен)" - изменение во времени общего уровня цен на потребительские товары и услуги, приобретаемые домашними хозяйствами для непроизводственного потребления за деньги;
"условные долговые обязательства" - сумма полученных и непогашенных на конкретную дату негосударственных займов, обеспеченных гарантиями и поручительствами сектора государственного управления (если иное не предусмотрено законодательством государств-членов);
"финансовый год" - период времени, начинающийся 1 января и заканчивающийся 31 декабря календарного года;
"фонд социального обеспечения" - внебюджетная организация, деятельность которой состоит в обеспечении функционирования социальных программ путем предоставления социальных трансфертов (выплат) населению за счет взносов (отчислений) на социальные нужды, а именно:
в Республике Беларусь - Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь;
в Российской Федерации - Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования Российской Федерации.
4. Дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления рассчитывается по формуле:
Д(П)Б = ДКБ - РКБ,
где:
Д(П)Б - дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренный в единицах национальной валюты;
ДКБ - доходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты;
РКБ - расходы консолидированного бюджета сектора государственного управления, измеренные в единицах национальной валюты.
В состав доходов (расходов) консолидированного бюджета сектора государственного управления не включаются операции с финансовыми активами, в том числе с бюджетными кредитами.
Макроэкономический показатель, определяющий дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту, рассчитывается по формуле:
где:
Б - дефицит (профицит) консолидированного бюджета сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту;
ВВП - объем валового внутреннего продукта в текущих ценах финансового года, измеренный в единицах национальной валюты.
5. Долг сектора государственного управления рассчитывается по формуле:
ДСГУ = ЦП + ОУР + МУ,
где:
ДСГУ - долг сектора государственного управления;
ЦП - долг центрального правительства (центральных органов управления);
ОУР - долг региональных органов управления;
МУ - долг местных (муниципальных) органов управления.
В состав долга сектора государственного управления не включаются условные долговые обязательства сектора государственного управления и долговые обязательства органов денежно-кредитного регулирования.
Величина долга сектора государственного управления определяется по номинальной стоимости.
Макроэкономический показатель, определяющий долг сектора государственного управления в процентах к валовому внутреннему продукту, рассчитывается как отношение суммы долга сектора государственного управления на последний день финансового года (отчетного периода) к объему валового внутреннего продукта за год.
Пересчет долга сектора государственного управления в процентах к валовому внешнему продукту осуществляется в соответствии с законодательством государства-члена.
6. Методика расчета уровня инфляции (индекса потребительских цен) в государствах-членах основывается на международной методологии, изложенной в Руководстве по индексу потребительских цен: теория и практика (Международный валютный фонд, 2007 год).
Уровень инфляции (индекс потребительских цен) рассчитывается в годовом выражении в процентах декабрь анализируемого года к декабрю предыдущего года, а также дополнительно (в аналитических целях) из расчета месяц анализируемого года к соответствующему месяцу предыдущего года, в среднем за период в процентах к соответствующему периоду предыдущего года и на конец периода к декабрю предыдущего года.
Расчет уровня инфляции (индекса потребительских цен) производится государствами-членами в соответствии с национальной методологией.
При расчете уровня инфляции (индекса потребительских цен) допускаются различия в структуре потребительской корзины, а также в долях (весах) потребления товаров и услуг в общем объеме потребительской корзины исходя из национальных особенностей потребления.
7. Государства-члены представляют в Евразийскую экономическую комиссию информацию по показателям дефицита (профицита) консолидированного бюджета сектора государственного управления, долга сектора государственного управления, уровня инфляции (индекса потребительских цен), рассчитанным в соответствии с настоящей Методикой, а также в порядке и в сроки, установленные Порядком обмена информацией между уполномоченными органами государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства и Евразийской экономической комиссией в целях проведения согласованной макроэкономической политики, утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11 декабря 2012 г. N 270.
В аналитических целях, а также для всесторонней оценки финансово-экономического состояния государств-членов уполномоченные органы представляют в Евразийскую экономическую комиссию на постоянной основе ежеквартально (нарастающим итогом с начала года) информацию об операциях сектора государственного управления в соответствии со структурой по форме согласно приложению N 1, об операциях с финансовыми активами сектора государственного управления, включающими операции с бюджетными кредитами, в соответствии со структурой по форме согласно приложению N 2 и о долге сектора государственного управления в соответствии со структурой по форме согласно приложению N 3.
Приложение N 1
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих устойчивость
экономического развития государств -
членов Таможенного союза и Единого
экономического пространства
СТРУКТУРА
ОПЕРАЦИЙ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
<*> Информация представляется по итогам финансового года.
<**> Информация представляется ежеквартально и по итогам финансового года.
Приложение N 2
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих устойчивость
экономического развития государств -
членов Таможенного союза и Единого
экономического пространства
СТРУКТУРА
ОПЕРАЦИЙ С ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
<*> Код операций с финансовыми активами приведен в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов (Международный валютный фонд, 2001 год).
Приложение N 3
к Методике расчета макроэкономических
показателей, определяющих устойчивость
экономического развития государств -
членов Таможенного союза и Единого
экономического пространства
СТРУКТУРА
ДОЛГА СЕКТОРА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
<*> Указывается в соответствии с методологией государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства.