ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 декабря 1996 г. N 23
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ОРГАНИЗАТОРАМ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, И ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
В целях развития инфраструктуры российского рынка ценных бумаг в соответствии со статьей 42 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Временное положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг.
2. Утвердить прилагаемое Временное положение о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг.
3. Рекомендовать российским эмитентам ценных бумаг, являющимся коммерческими организациями, начиная с 1 октября 1997 года при выпуске за пределами территории Российской Федерации их ценных бумаг и ценных бумаг, базисными активами которых являются ценные бумаги, выпущенные данными российскими эмитентами, не позднее 6 месяцев до официальной регистрации документов, необходимых для выпуска указанных ценных бумаг, принять меры по включению ценных бумаг, выпускаемых за пределами территории Российской Федерации или являющихся базисными активами иных ценных бумаг, выпускаемых за пределами территории Российской Федерации, в листинг первого уровня в соответствии с правилами листинга и делистинга ценных бумаг, утвержденными организатором торговли, имеющим лицензию, выданную Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг.
Председатель
Д.В.ВАСИЛЬЕВ
Утверждено
Постановлением
Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг
19 декабря 1996 г. N 23
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ТРЕБОВАНИЯХ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫХ К ОРГАНИЗАТОРАМ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Временное положение о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг (далее - Положение) устанавливает обязательные требования, предъявляемые к фондовым биржам и организаторам внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг и к их деятельности.
Требования настоящего Положения не распространяются на фондовые отделы товарных и валютных бирж.
2. Понятия, использованные в Положении
2.1. Федеральная комиссия - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг;
организатор торговли на рынке ценных бумаг (далее именуется также "Организатор торговли") - юридическое лицо, являющееся профессиональным участником рынка ценных бумаг и осуществляющее деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Под организаторами торговли понимаются фондовые биржи и организаторы внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг;
деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг - предоставление услуг, непосредственно способствующих заключению гражданско - правовых сделок с ценными бумагами между профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
фондовая биржа - организатор торговли, являющийся некоммерческим партнерством, осуществляющий свою деятельность на основании лицензии фондовой биржи;
организаторы внебиржевой торговли - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг на основании лицензии на осуществление деятельности в качестве организатора внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг;
торговая система - совокупность вычислительных средств, программного обеспечения, баз данных, телекоммуникационных средств и другого оборудования, обеспечивающая возможность поддержания, хранения, обработки и раскрытия информации, необходимой для заключения и исполнения договоров купли - продажи ценных бумаг;
торговая сессия - промежуток времени в течение рабочего дня, в период которого осуществляется торговля ценными бумагами через организатора торговли;
правила организатора торговли - утвержденные уполномоченным органом управления фондовой биржи или организатора внебиржевой торговли и согласованные с Федеральной комиссией правила, регламентирующие порядок заключения, сверки, регистрации и исполнения договоров купли - продажи ценных бумаг в рамках одной торговой системы;
участник торговли - профессиональный участник рынка ценных бумаг, имеющий лицензию на осуществление брокерской и (или) дилерской деятельности, допущенный к торговле через организатора торговли;
маркет - мейкер - участник торговли, который в соответствии с правилами организатора торговли принимает на себя дополнительные обязательства, позволяющие в интересах участников торговли и клиентов повысить ликвидность рынка ценных бумаг и содействовать формированию справедливой рыночной стоимости ценных бумаг;
клиент - лицо, по поручению которого участник торговли заключает договор купли - продажи ценных бумаг, а также лицо, которое намерено заключить или заключило договор купли - продажи ценных бумаг с дилером - участником торговли;
котировка - объявленные участником торговли в соответствии с правилами организатора торговли предложение на покупку или предложение на продажу ценных бумаг, содержащие все существенные условия договора купли - продажи ценных бумаг;
цена спроса (покупки) - цена одной ценной бумаги, являющаяся одним из условий котировки, по которой участник торговли желает купить ценную бумагу;
цена предложения (продажи) - цена одной бумаги, являющаяся одним из существенных условий котировки, по которой участник торговли желает продать ценную бумагу;
цена договора купли - продажи ценных бумаг (далее именуется также "цена договора") - цена, которую покупатель обязуется уплатить за ценные бумаги по договору купли - продажи;
листинг ценных бумаг - совокупность процедур по допуску ценных бумаг к обращению на фондовой бирже или через организатора внебиржевой торговли (включение в котировальный лист) в порядке, утвержденном организатором торговли в соответствии с установленными требованиями;
делистинг ценных бумаг - совокупность процедур по исключению ценных бумаг из обращения на фондовой бирже или через организатора внебиржевой торговли в порядке (исключение из котировального листа), утвержденном организатором торговли в соответствии с установленными требованиями;
котировальный лист - список ценных бумаг, прошедших листинг организатора торговли на рынке ценных бумаг. Котировальный лист может быть первого и второго уровня.
3. Требования, предъявляемые к учредительным документам и правилам организатора торговли
3.1. Фондовая биржа создается в форме некоммерческого партнерства.
Организационно - правовая форма организатора внебиржевой торговли, в том числе как некоммерческой организации, определяется им самостоятельно.
3.2. Организатор торговли осуществляет свою деятельность как исключительную.
Не допускается сочетание деятельности в качестве фондовой биржи с деятельностью в качестве организатора внебиржевой торговли.
3.3. Каждый организатор торговли должен принять правила организатора торговли. Правила организатора торговли должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и актов Федеральной комиссии и подлежат утверждению в Федеральной комиссии.
Правила организатора торговли должны предусматривать:
перечень видов, категорий и типов ценных бумаг, являющихся предметом торговли через организатора торговли;
время начала и окончания торговой сессии;
требования к участникам торговли, предусматривающие равенство всех участников торговли при их допуске к участию в торговле и в процессе участия в торговле с учетом особенностей регулирования деятельности маркет - мейкеров;
обеспечение равных условий участников торговли в доступе к информации о ценах и объемах ценных бумаг, по которым заключаются договоры через организатора торговли, доведение до всех участников торговли информации о ценах и количестве ценных бумаг по каждому договору купли - продажи ценных бумаг в сроки не позднее 3 минут после его заключения;
функции и правила деятельности маркет - мейкеров, основные требования, предъявляемые к ним, в том числе требования, отличные от предъявляемых к другим участникам торговли (в случае, если правилами организатора торговли предусматривается использование маркет - мейкеров);
определение крупных лотов ценных бумаг и особенности правил торговли крупными лотами ценных бумаг (в случае, если правилами организатора торговли устанавливаются особенности торговли крупными лотами ценных бумаг);
процедуры, обеспечивающие составление торговой системой реестра всех договоров купли - продажи ценных бумаг, заключенных через данного организатора торговли, с указанием времени заключения и всех существенных условий заключенных договоров;
описание механизма образования цен договора (путем удовлетворения встречных заявок в ходе проведения аукциона или на основании котировок дилеров, или иного порядка);
описание правил и процедур регистрации в торговой системе данных о заключенных договорах купли - продажи ценных бумаг и их сверки организатором торговли с данными участников торговли, процедур согласования выявляемых расхождений;
требования к порядку исполнения участниками торговли поручений клиентов на приобретение и продажу ценных бумаг;
правила и порядок вмешательства должностных лиц организатора торговли в ход торговли, перечень условий, при которых предусматривается приостановление торговли, порядок приостановления и возобновления торговли, перечень должностных лиц организатора торговли, которые вправе принимать решение о приостановлении или возобновлении торговли ценными бумагами;
порядок совершения, оформления и расчетов по договорам купли-продажи ценных бумаг, описание содержания и стандартные сроки осуществления организатором торговли, участниками торговли и клиентами основных процедур, обеспечивающих совершение и расчеты по договорам купли - продажи ценных бумаг, а также меры ответственности, применяемые при их несоблюдении;
правовое положение участников торговли (указание на то, в каком качестве выступает участник торговли при заключении договоров купли - продажи ценных бумаг);
порядок и способы обеспечения исполнения обязательств по договорам купли - продажи ценных бумаг, а также правила возмещения убытков, связанных с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, в том числе по договорам участников торговли с клиентами;
перечень и содержание отчетов, предоставляемых организатором торговли участникам торговли при заключении договоров купли - продажи ценных бумаг;
описание механизма сверки договоров купли - продажи ценных бумаг между организатором торговли, участниками торговли, расчетной, депозитарной и клиринговой организацией;
процедуры рассмотрения и урегулирования споров между участниками торговли;
порядок дублирования, хранения и защиты организатором торговли информации о заключении, сверке и регистрации каждого договора купли - продажи ценных бумаг, позволяющий при необходимости в разумные сроки воспроизвести существенные условия каждого договора и действия сторон при его заключении, подтверждении и исполнении. При этом указанная информация должна храниться организатором торговли не менее 3 лет;
порядок доступа к текущей информации о ходе торговли через организатора торговли должностных лиц и служащих организатора торговли, участников торговли и иных лиц;
описание систем контроля за соблюдением запрета на использование и передачу служащими организатора торговли информации, связанной с ценами договоров и количеством ценных бумаг по этим договорам, ценой покупки и продажи ценных бумаг и иной служебной информации, в том числе для целей личного инвестирования;
меры, предпринимаемые организатором торговли и участниками торговли в случае возникновения чрезвычайных непредвиденных обстоятельств, препятствующих продолжению торговли, таких, как сбои торговой системы, потери или нарушения баз данных о договорах купли - продажи ценных бумаг, и других ситуаций;
ответственность организатора торговли за сбои и ошибки в работе торговой системы, а также ошибки и неправомерные действия его служащих;
описание систем защиты баз данных организатора торговли от ошибок и несанкционированного доступа;
права, обязанности и ответственность участников торговли за правильность и своевременность предоставляемой ими в торговую систему информации;
описание механизма контроля за соблюдением правил организатора торговли;
описание мер по предотвращению манипулирования ценами;
санкции и меры, применяемые к участникам торговли в случае нарушений ими правил организатора торговли, включая неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам купли - продажи ценных бумаг, заключенным через организатора торговли.
Правила организатора торговли и все изменения и дополнения к ним вступают в силу только после их утверждения в Федеральной комиссии.
3.4. Организатор торговли обязан принять внутренние операционные процедуры, обеспечивающие выполнение организатором торговли, его служащими, участниками торговли и их служащими правил данного организатора торговли.
Организатор торговли обязан обеспечить осуществление постоянного внутреннего контроля со стороны специализированного подразделения организатора торговли за соблюдением внутренних операционных процедур.
Внутренние операционные процедуры представляются в Федеральную комиссию одновременно с представлением правил организатора торговли и подлежат утверждению Федеральной комиссией. Все изменения и дополнения внутренних операционных процедур должны направляться в Федеральную комиссию не позднее следующего дня после их утверждения.
Не реже одного раза в год организатор торговли должен подвергаться внешнему аудиту независимым аудитором на предмет соответствия правил организатора торговли требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, актов Федеральной комиссии, внутренним документам, целям и задачам организатора торговли, а также соблюдения Внутренних операционных процедур.
Заключение независимого аудитора представляется в Федеральную комиссию вместе с представлением организатором торговли годового отчета о его деятельности.
3.5. В дополнение к требованиям, изложенным в п. 3.3 настоящего Положения, правила фондовой биржи должны предусматривать:
порядок принятия правил фондовой биржи, порядок внесения изменений и дополнений в правила фондовой биржи;
перечень типовых заявок на приобретение и продажу ценных бумаг, их форма и содержание, которое должно включать все существенные условия договора купли - продажи; фиксацию всех заявок на приобретение и продажу ценных бумаг участниками биржевой торговли в реестре заявок на приобретение и продажу ценных бумаг, поддерживаемом торговой системой, с указанием времени подачи и данных каждой заявки;
обеспечение сохранности баз данных по каждой заявке в торговой системе не менее 3 лет;
обеспечение равных условий для всех участников биржевой торговли при вводе заявок на приобретение и продажу ценных бумаг;
порядок доступа лиц, не являющихся участниками биржевой торговли, включая клиентов, к текущей информации о цене каждой ценной бумаги по договорам купли - продажи ценных бумаг и количестве ценных бумаг по этим договорам в процессе биржевой торговли;
регистрацию непосредственно фондовой биржей договоров купли - продажи ценных бумаг, заключенных на фондовой бирже;
заключение договоров купли - продажи ценных бумаг только в помещении фондовой биржи или в рамках ее единой торговой системы, ввод заявок в торговую систему исключительно уполномоченными лицами участников биржевой торговли;
обеспечение расчетов по договорам купли - продажи ценных бумаг, заключенным на фондовой бирже, только через депозитарии, клиринговые организации и организации, обеспечивающие расчеты по договорам купли - продажи ценных бумаг на рынке ценных бумаг и имеющие лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, выданную Федеральной комиссией;
детальное описание взаимодействия фондовой биржи и участников торговли с действующими депозитарными и расчетными системами, обеспечивающего сверку данных о заключенных и исполненных договорах купли - продажи ценных бумаг;
обязательство фондовой биржи обеспечивать раскрытие информации о ценных бумагах и эмитентах в порядке, предусмотренном настоящим Положением и правилами листинга и делистинга ценных бумаг, утвержденными фондовой биржей.
Фондовая биржа обязана организовать систему расчетов по договорам купли - продажи ценных бумаг между участниками биржевой торговли самостоятельно либо через специализированные расчетные, клиринговые и депозитарные организации, получившие в установленном порядке лицензию Федеральной комиссии на осуществление соответствующего вида деятельности на рынке ценных бумаг.
3.6. В дополнение к требованиям, изложенным в п. 3.3 настоящего Положения, правила организаторов внебиржевой торговли должны предусматривать:
обязательность использования в торговой системе только котировок участников торговли, предусматривающих обязательство объявившего их участника торговли заключить договор купли - продажи ценных бумаг в порядке и на условиях, указанных в котировке;
обязанности участников торговли сообщать в торговую систему о договорах купли - продажи ценных бумаг, заключенных по телефону, не позднее 10 минут после заключения договора; описание механизма проверки данных о заключенных через торговую систему организатора торговли договорах с данными о договорах, по которым были произведены расчеты, отраженные в книгах внутреннего учета брокера или дилера, ведение которых осуществляется в соответствии с актами Федеральной комиссии и стандартами, принятыми организатором внебиржевой торговли.
3.7. Все заключаемые договоры купли - продажи ценных бумаг через организатора торговли должны регистрироваться организатором торговли и только в течение установленного правилами организатора торговли времени.
В торговую систему вправе вводить заявки только уполномоченные лица участников торговли.
4. Требования, предъявляемые к организатору торговли
4.1. Участниками торговли на фондовой бирже или в системе организатора внебиржевой торговли, являющегося некоммерческой организацией, могут являться только члены этих некоммерческих организаций. Организатор торговли, являющийся некоммерческой организацией, должен иметь не менее 20 членов.
4.2. Собственный капитал фондовой биржи должен составлять не менее 600 тысяч ЭКЮ.
Собственный капитал организатора внебиржевой торговли должен составлять не менее 200 тысяч ЭКЮ.
Расчет собственного капитала организатора торговли производится путем вычета из IV раздела баланса (капитал и резервы) следующих статей:
нематериальные активы по остаточной стоимости;
незавершенное строительство;
собственные акции, выкупленные у акционеров;
задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал, платежи по которой ожидаются не более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
инвестиции в дочерние и зависимые общества;
запасы;
векселя к получению, платежи по которым ожидаются не более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты;
непокрытые убытки прошлых лет;
убытки отчетного года.
4.3. Организатор торговли вправе устанавливать требования к размеру собственного капитала участников торговли в размере не ниже величины, установленной актами Федеральной комиссии или правилами саморегулируемых организаций для соответствующего вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Указанные требования должны быть едиными для всех участников торговли.
Участник торговли обязан немедленно уведомлять организатора торговли и Федеральную комиссию в случае невозможности соблюдения им требований, предъявляемых к размеру его собственного капитала.
В случае, если организатору торговли станет известно о неспособности иного участника торговли соблюдать требования к размеру собственного капитала, организатор торговли вправе прекратить участие данного участника торговли в торговле через торговую систему этого организатора торговли.
4.4. В случае, если организатор торговли является некоммерческой организацией, порядок определения размера вступительного взноса при принятии новых членов организатора торговли определяется его Уставом. Размер вступительного взноса для конкретного заявителя не должен носить дискриминационного характера, препятствующего вступлению в члены лицензированных брокеров и дилеров, подавших заявки о вступлении в члены организатора торговли.
4.5. Организатор торговли, являющийся некоммерческой организацией, обязан вести реестр всех уполномоченных лиц своих членов - участников торговли. Члены обязаны зарегистрировать у организатора торговли уполномоченных лиц, имеющих право торговать через данного организатора торговли.
4.6. Должностные лица и служащие организатора торговли не могут быть акционерами (участниками) участников торговли.
Не допускается участие должностных лиц и служащих организатора торговли в органах управления участников торговли.
5. Требования к листингу и делистингу
5.1. Организатор торговли обязан утвердить правила листинга и делистинга ценных бумаг, которые должны соответствовать требованиям, предусмотренным настоящим Положением, и обеспечивать выполнение этих правил.
5.2. Для прохождения ценными бумагами листинга лицо, заинтересованное в этом и имеющее полномочия в соответствии с настоящим Положением (далее - заявитель), должно подать письменное заявление на имя организатора торговли и другие документы, установленные организатором торговли и необходимые для принятия решения о допуске ценных бумаг к обращению через данного организатора торговли.
Лицом, имеющим право подать заявление о прохождении ценных бумаг листинга и включения их в котировальный лист первого уровня, может быть только эмитент указанных ценных бумаг.
Лицом, имеющим право подать заявление о прохождении ценных бумаг листинга и включении их в котировальный лист второго уровня, может быть как эмитент указанных ценных бумаг, так и участник торговли.
Цены ценных бумаг, включенных в котировальные листы первого и второго уровней, могут в установленном порядке признаваться в качестве признанных котировок по данным ценным бумагам при регулировании деятельности инвестиционных фондов, оценке стоимости чистых активов, налогообложения и иных целей.
5.3. Ценные бумаги признаются прошедшими листинг после прохождения процедуры экспертизы и включения ценной бумаги в котировальный лист, и направления уведомления об этом заявителя.
Для проведения экспертизы документов для включения ценных бумаг в котировальный лист организатор торговли обязан сформировать котировальный комитет, включающий представителей организатора торговли, участников торговли и независимых экспертов.
Участник котировального комитета, имеющий личную заинтересованность в любой заявке на включение ценных бумаг в котировальный лист, представленной комитету, обязан сообщить о своей заинтересованности.
5.4. Принятие организатором торговли правил листинга и делистинга ценных бумаг для включения их в котировальный лист первого уровня должно обеспечивать:
принятие эмитентами ценных бумаг, участниками торговли и организаторами торговли конкретных обязательств по раскрытию информации о деятельности эмитентов ценных бумаг, ценных бумагах и иных фактах и событиях, необходимых для принятия решений о заключении договоров купли - продажи ценных бумаг, а также определению конкретных условий данных договоров;
создание равных возможностей для участников торговли и их клиентов при получении информации, которая должна раскрываться в соответствии с правилами листинга и делистинга ценных бумаг;
своевременное исключение из списка ценных бумаг, прошедших листинг, ценных бумаг, не соответствующих установленным требованиям к ценным бумагам, включенным в листинг;
необходимые меры, предотвращающие манипулирование ценами.
5.5. Принятие организатором торговли правил листинга и делистинга ценных бумаг для включения их в котировальный лист второго уровня должно обеспечивать:
своевременное исключение из списка ценных бумаг, прошедших листинг, ценных бумаг, не соответствующих установленным требованиям к ценным бумагам, включенным в листинг;
необходимые меры, предотвращающие манипулирование ценами.
5.6. Правила листинга и делистинга ценных бумаг организатора торговли должны включать следующие требования к эмитенту ценных бумаг для включения ценных бумаг в котировальный лист первого уровня:
размер собственного капитала эмитента ценных бумаг должен составлять не менее 10 млн. ЭКЮ;
срок существования эмитента ценных бумаг, чьи ценные бумаги подлежат листингу, должен быть не менее 3 лет;
соблюдение эмитентом обязанности раскрывать информацию о своих ценных бумагах в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и информацию об акционерном обществе в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" (для эмитентов - акционерных обществ).
Правила листинга и делистинга ценных бумаг организатора торговли должны включать следующие требования к ценным бумагам эмитента для их включения в котировальный лист первого уровня:
ценные бумаги должны быть выпущены и зарегистрированы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;
отчет об итогах выпуска ценных бумаг должен быть зарегистрирован в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;
ценные бумаги должны быть свободно обращаемыми;
наличие в торговой системе на постоянной основе котировок не менее чем двух маркет - мейкеров;
для акций акционерных обществ не более чем 60 процентов голосующих акций акционерного общества должно находиться во владении заинтересованных лиц акционерного общества, определенных в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах"
количество акционеров или участников общества должно быть не менее 1000.
Для поддержания котировального листа первого уровня в качестве дополнительного требования организатор торговли устанавливает минимальный объем продаж ценных бумаг эмитента в среднем за месяц по итогам каждого отчетного полугодия. Указанный объем не может быть менее 40 тысяч ЭКЮ.
Для включения ценных бумаг в котировальный лист первого уровня эмитенты этих ценных бумаг должны принять перед организатором торговли обязательство соблюдать установленные организатором торговли требования по раскрытию информации в порядке и объеме, установленном организатором торговли.
5.7. Правила листинга и делистинга ценных бумаг организатора торговли должны включать следующие требования к эмитенту ценных бумаг для включения ценных бумаг в котировальный лист второго уровня:
размер собственного капитала эмитента ценных бумаг должен составлять не менее 6 млн. ЭКЮ;
срок существования эмитента ценных бумаг, чьи ценные бумаги подлежат листингу, должен быть не менее 2 лет;
соблюдение эмитентом обязанностей по раскрытию информации о своих ценных бумагах в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и информации об акционерном обществе в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" (для эмитентов - акционерных обществ).
Правила листинга и делистинга ценных бумаг организатора торговли должны включать следующие требования к ценным бумагам эмитента для их включения в котировальный лист второго уровня:
ценные бумаги должны быть выпущены и зарегистрированы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;
отчет об итогах выпуска ценных бумаг должен быть зарегистрирован в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;
ценные бумаги должны быть свободно обращаемыми;
наличие в торговой системе на постоянной основе котировок не менее чем двух маркет - мейкеров;
для акций акционерных обществ не более чем 60 процентов голосующих акций акционерного общества должно находиться во владении заинтересованных лиц акционерного общества, определенных в соответствии с требованиями Федерального закона "Об акционерных обществах"
количество акционеров или участников общества должно быть не менее 500.
Для поддержания котировального листа второго уровня в качестве дополнительного требования организатор торговли устанавливает минимальный объем продаж ценных бумаг, включенных в котировальный лист второго уровня, в среднем за месяц по итогам каждого отчетного полугодия. Указанный объем не может быть менее 20 тысяч ЭКЮ.
5.8. Правилами листинга и делистинга организатора торговли могут устанавливаться дополнительные требования и критерии для включения ценных бумаг эмитентов в котировальные листы первого и второго уровня данного организатора торговли, а также устанавливаться более строгие требования к эмитентам и их ценным бумагам по сравнению с критериями, предусмотренными настоящим Положением.
5.9. При положительном решении вопроса о включении ценных бумаг в котировальный лист котировальный комитет выдает официальное уведомление заявителю.
При отказе во включении ценных бумаг в котировальный лист организатор торговли уведомляет заявителя об этом с обоснованием причин отказа. Отказ возможен исключительно в случае несоответствия предоставленных документов законодательству Российской Федерации и правилам листинга и делистинга.
Информация о ценных бумагах, внесенных в котировальный лист, предоставляется всем участникам торговли. Котировальный лист и все изменения в нем публикуются в периодическом общероссийском печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров, а также распространяется иным образом в порядке, установленном актами Федеральной комиссии.
5.10. В целях поддержания котировального листа первого уровня эмитенты ценных бумаг должны предоставлять организатору торговли отчеты о результатах своей деятельности, перечень и содержание которых устанавливаются организатором торговли.
5.11. Исключение ценных бумаг из котировального листа (делистинг ценных бумаг) производится организатором торговли по следующим причинам:
заявление заявителя на исключение ценных бумаг из котировального листа;
принятие регулирующим органом решения о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся;
вступление в силу решения суда о недействительности выпуска ценных бумаг;
ликвидация эмитента ценных бумаг;
истечение сроков допуска ценных бумаг к обращению через организатора торговли;
истечение сроков обращения ценных бумаг;
невыполнение эмитентом ценных бумаг обязательств перед организатором торговли, принятых при включении выпущенных им ценных бумаг в котировальный лист первого уровня организатора торговли;
несоответствие показателей деятельности эмитента и объемов продаж ценных бумаг эмитента требованиям, предъявляемым при включении ценных бумаг в котировальный лист организатора торговли.
5.12. Помимо ценных бумаг, включенных в котировальные листы, к обращению через организатора торговли могут допускаться иные ценные бумаги, выпущенные в порядке и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
Ценные бумаги, не включенные в котировальные листы, могут допускаться к обращению через организатора торговли по решению его органа управления.
Порядок обращения и исключения из обращения через организатора торговли указанных ценных бумаг, а также предъявляемые при этом требования к эмитенту ценных бумаг и непосредственно ценным бумагам устанавливаются организатором торговли самостоятельно.
Организатор торговли обязан организовать торговлю и раскрытие информации о договорах купли - продажи указанных ценных бумаг в порядке, предусмотренном настоящим Положением, отдельно от торговли, котировок и раскрытия информации о ценных бумагах, прошедших процедуру листинга и включенных в котировальные листы.
Список указанных ценных бумаг, допущенных к обращению через организатора торговли, утверждается уполномоченным органом управления организатора торговли. Данный список и все изменения в нем публикуются в периодическом общероссийском печатном издании с тиражом не менее 50 тысяч экземпляров, а также распространяется иным образом в порядке, установленном актами Федеральной комиссии.
6. Требования по учету, хранению и раскрытию информации организаторами торговли
6.1. Организатор торговли должен принять и утвердить в Федеральной комиссии правила раскрытия информации, которые должны содержать следующие положения:
положение о раскрытии в течение торговой сессии участникам торговли, Федеральной комиссии и иным заинтересованным лицам информации о текущих котировках, объявивших их участниках, ценах одной ценной бумаги и количестве о ценах договоров и количестве ценных бумаг по заключенным в ходе торговой сессии договорам и иной информации о ходе торговли;
положение о раскрытии по итогам торговой сессии информации, предусмотренной пунктом 6.3 настоящего Положения;
положения о раскрытии иной информации, хранящейся у организатора торговли;
название и место нахождения лица (лиц), ответственного(ых) за раскрытие информации и/или ее распространение;
размер платы (если таковая будет), взимаемой за раскрытие и/или распространение информации, контактные телефоны или иной способ связи для получения доступа к раскрываемой информации, форма и перечень распространяемой информации;
описание систем и процедур сбора, обработки и проверки раскрываемой и/или распространяемой информации о ценах договоров и количестве ценных бумаг по этим договорам, ценах покупки и продажи ценных бумаг, обеспечивающих их надежность и достоверность, а также возможность исключения фиктивных или сфабрикованных данных в целях мошенничества или манипуляции;
порядок сообщения или замены информации в случае обнаружения ошибок, нарушения правил и процедур при введении информации в автоматизированную систему обработки информации и/или заключения договоров купли - продажи ценных бумаг, а также при их раскрытии и/или распространении.
6.2. Организатор торговли обязан составлять, учитывать и хранить информацию о каждом договоре купли - продажи ценных бумаг, заключенном через данного организатора торговли, включая информацию о дате и времени заключения (или подтверждения о заключении) договора, сторонах по договору, наименовании ценных бумаг, являющихся предметом договора, и их государственном регистрационном номере, ценах, количестве ценных бумаг, информацию о сверке и регистрации договора, подтверждении о совершении расчетов по нему.
Указанная информация должна быть доступной для должностных лиц подразделений, обеспечивающих контроль за соблюдением правил организатора торговли, манипулированием ценами и использованием служебной информации, а также должностных лиц Федеральной комиссии или лиц, уполномоченных Федеральной комиссией для проведения проверок деятельности организаторов торговли.
Организатор торговли обязан обеспечивать конфиденциальность информации, составляющей коммерческую тайну.
6.3. По итогам каждой торговой сессии организатор торговли обязан не позднее одного часа после официального времени окончания торговой сессии раскрывать через специализированные российские информационные агентства информацию о:
наименовании и государственном регистрационном номере ценных бумаг;
количестве фактически проданных за день ценных бумаг по каждому эмитенту ценных бумаг, типу и виду ценных бумаг этого эмитента;
средневзвешенной стоимости одной ценной бумаги в течение торговой сессии;
цене одной ценной бумаги по итогам последнего за торговую сессию договора купли - продажи ценных бумаг (цене закрытия торговой сессии) - по каждому эмитенту ценных бумаг, типу и виду ценных бумаг этого эмитента;
изменения средневзвешенной стоимости ценной бумаги и цены закрытия торговой сессии по сравнению с предыдущим рабочим днем.
Список специализированных российских информационных агентств, которые используются для раскрытия указанной информации, организатор торговли обязан представлять в Федеральную комиссию.
Организатор внебиржевой торговли обязан раскрывать также информацию о лучшем предложении на покупку и лучшем предложении на продажу, зафиксированном за отчетный день.
По ценным бумагам, включенным в котировальный лист, должна в обязательном порядке раскрываться краткая информация о корпоративных событиях, раскрываемых эмитентами организаторам торговли в порядке, предусмотренном правилами раскрытия информации организатора торговли.
При этом организатор торговли вправе раскрывать иную информацию об итогах торговли.
Указанная информация должна раскрываться в валюте Российской Федерации.
6.4. Организатор торговли в течение торговой сессии обязан в установленном порядке раскрывать следующую информацию:
дата и время заключения договора купли - продажи ценных бумаг;
наименование ценных бумаг, являющихся предметом договора;
государственный регистрационный номер ценных бумаг;
цена одной ценной бумаги по последнему заключенному договору;
количество ценных бумаг по последнему заключенному договору.
Указанная информация должна быть бесплатной и доступной в режиме реального времени участникам торговли, Федеральной комиссии, а также на договорных условиях, предусматривающих взимание разумной платы, всем заинтересованным лицам.
6.5. Организатор торговли обязан принимать и соблюдать меры по обеспечению надежности раскрываемой информации. Указанные меры должны предусматривать:
ограничения к месту доступа в систему обработки данных и заключения договоров купли - продажи ценных бумаг, данных о ценах заявок на покупку и на продажу ценных бумаг, о ценах договоров и количестве ценных бумаг по этим договорам для лиц, не имеющих специального разрешения, выданного уполномоченным органом управления организатора торговли;
использование паролей и других средств, ограничивающих доступ к системам, и ведущим запись идентификаторам пользователей, четкое определение времени, места расположения и характера доступа к этим системам;
процедуры надзора для разумного обеспечения честности служащих, ответственных за сбор, проверку, раскрытие и распространение информации.
6.6. Порядок раскрытия информации, утвержденный организатором торговли, не может содержать положений, дискриминирующих лиц, желающих получить указанную информацию.
Перечень организаций, которые на основании договора, заключенного с организатором торговли, раскрывают информацию об итогах торговли, а также порядок доступа к раскрываемой организатором торговли информации подлежит представлению в Федеральную комиссию вместе с правилами организатора торговли.
6.7. Организатор торговли обязан в порядке, установленном Федеральной комиссией, раскрывать информацию, содержащуюся в принятых организатором торговли и утвержденных Федеральной комиссией в следующих документах:
правилах организатора торговли;
правилах листинга и делистинга ценных бумаг;
правилах раскрытия информации;
кодексе мер дисциплинарного воздействия на участников торговли при нарушениях ими правил организатора торговли, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и актов Федеральной комиссии;
положении о дисциплинарной комиссии организатора торговли.
Организатор торговли должен также раскрывать в аналогичном порядке все изменения и дополнения указанных документов.
7. Меры по обеспечению предотвращения манипулирования ценами ценных бумаг, использования служебной информации, несанкционированного доступа и ошибок в работе торговых систем
7.1. Организатор торговли обязан утвердить, представить в Федеральную комиссию и соблюдать процедуры, предотвращающие и выявляющие манипулирования ценами, использование служебной информации, а также иные нарушения участниками торговли требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и актов Федеральной комиссии.
7.2. Организатор торговли обязан разработать и представить в Федеральную комиссию описание программы проверки данных о ценах договоров и количестве ценных бумаг по этим договорам, цен, указываемых в заявках на покупку и продажу ценных бумаг, введенных в торговую систему, а также процедуры проверки соблюдения участниками торговли и их сотрудниками правил и процедур сбора, обработки, раскрытия и/или распространения информации о ценах договоров и количестве ценных бумаг по этим договорам, включая:
процедуры мониторинга, необходимые для обнаружения нарушений правил организатора торговли, законодательства о ценных бумагах и актов Федеральной комиссии;
требования к отчетности, включая записи о договорах, форму отчетов и их содержание, частоту, характер и процедуру проверки мест, когда в систему обработки данных и заключения договоров вносятся данные, проверку систем и организаций, используемых для сбора, обработки, раскрытия и/или распространения информации;
процедуры проведения проверок выявленных нарушений и наложения санкций;
организацию работы служащих организатора торговли, имеющих доступ к местам обработки данных о ценах договоров и количестве ценных бумаг по этим договорам, используемых для определения котировки.
7.3. Каждый участник торговли обязан вести журнал операций с ценными бумагами и иные учетные книги и журналы, в которых учитываются данные о всех заключенных и исполненных договорах купли - продажи ценных бумаг через организатора торговли, включая договоры, заключаемые для клиентов данного участника торговли.
Указанная отчетность должна быть доступной для проверок уполномоченным лицам организатора торговли и Федеральной комиссии. Указанные лица обязаны соблюдать установленные законодательством Российской Федерации требования к конфиденциальности информации, которая стала им известной в результате исполнения служебных обязанностей.
Организатор торговли обязан утвердить внутренние процедуры контроля за правильностью и полнотой отражения договоров купли - продажи ценных бумаг в журналах и книгах участников торговли и создать специальное подразделение, обеспечивающее постоянный контроль за выполнением участниками торговли требований настоящего Положения, правил и внутренних процедур организатора торговли. Организатор торговли должен немедленно извещаться обо всех спорах между участниками торговли по поводу договоров купли - продажи ценных бумаг.
Любые поправки в журналы и книги внутреннего учета участника торговли могут вноситься только после уведомления о спорных вопросах уполномоченного органа организатора торговли и принятия решения организатором торговли. Любое такое решение является окончательным и обязательным для сторон по договору купли - продажи ценных бумаг.
7.4. Участник торговли обязан в письменной форме отчитываться перед организатором торговли за все случаи нарушения и несоблюдения правил организатора торговли и его внутренних процедур.
7.5. Участник торговли обязан по требованию организатора торговли и Федеральной комиссии обеспечить доступ представителям организатора торговли и Федеральной комиссии ко всем своим бухгалтерским книгам и записям.
Участник торговли обязан представлять организатору торговли не позже чем через 3 месяца после окончания финансового года заверенную аудитором финансовую отчетность и отчет аудитора.
8. Меры дисциплинарного воздействия при нарушениях правил организатора торговли
8.1. Организатор торговли обязан принять, представить в Федеральную комиссию для утверждения Кодекс мер дисциплинарного воздействия на участников торговли при нарушениях ими правил организатора торговли, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и актов Федеральной комиссии, положение о дисциплинарной комиссии организатора торговли.
8.2. Организатор торговли создает дисциплинарную комиссию, в которую должны быть включены независимые специалисты, не являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
Дисциплинарная комиссия вправе в любое время проводить проверки соблюдения участниками торговли и служащими организатора торговли правил и внутренних операционных процедур организатора торговли, а также законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и актов Федеральной комиссии.
8.3. Для целей проверки участник обязан в установленный срок предоставить дисциплинарной комиссии необходимые ей сведения.
Дисциплинарная комиссия в соответствии с Положением о дисциплинарной комиссии организатора торговли должна иметь следующие права:
выносить порицание участнику торговли;
объявить участнику торговли официальное предупреждение;
налагать штрафы на участников в размерах, определенных правилами организатора торговли;
приостановить или отменить регистрацию уполномоченных лиц участника торговли;
иные права, предусмотренные Положением о дисциплинарной комиссии организатора торговли.
Утверждено
Постановлением
Федеральной комиссии
по рынку ценных бумаг
19 декабря 1996 г. N 23
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Временное положение о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг (далее - Положение) определяет порядок получения, приостановления и аннулирования лицензии фондовой биржи и лицензии на осуществление деятельности в качестве организатора внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг.
Требования настоящего Положения не распространяются на фондовые отделы товарных и валютных бирж.
1.2. Лицензирование деятельности фондовой биржи и организатора внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее - Федеральная комиссия).
Деятельность фондовой биржи осуществляется на основании:
лицензии на деятельность в качестве фондовой биржи по операциям с ценными бумагами за исключением операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Приложение 1);
лицензии на деятельность в качестве фондовой биржи по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Приложение 2).
Деятельность организатора внебиржевой торговли осуществляется на основании:
лицензии на осуществление деятельности в качестве организатора внебиржевой торговли по операциям с ценными бумагами за исключением операций с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Приложение 3);
лицензии на осуществление деятельности в качестве организатора внебиржевой торговли по операциям с государственными ценными бумагами, ценными бумагами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (Приложение 4).
1.3. Квалификационные требования к должностным лицам и служащим фондовых бирж и организаторов внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг устанавливаются актами Федеральной комиссии.
Обязательной аттестации подлежат следующие категории руководителей и служащих организаторов торговли:
исполнительные директора организатора торговли;
руководители комитетов и подразделений, непосредственно обеспечивающих соблюдение и контроль за соблюдением правил организатора торговли, правил листинга и делистинга ценных бумаг, правил раскрытия информации организатора торговли;
служащие организатора торговли, работающие в торговом зале или занятые поддержанием компьютерных систем.
1.4. Лицензии фондовой биржи и лицензия на осуществление деятельности в качестве организатора внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг выдаются на срок, установленный распоряжением Федеральной комиссии, который не может превышать 2 лет. Федеральная комиссия имеет право принимать решение о приостановлении или аннулировании лицензии, выданной на осуществление данного вида профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах и настоящим Положением.
Лицензия может быть продлена в порядке, устанавливаемом актами Федеральной комиссии.
1.5. За выдачу лицензии фондовой биржи и лицензии на осуществление деятельности в качестве организатора внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг взимается единовременный сбор в размере 1000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на дату оплаты сбора, и зачисляется в доход федерального бюджета.
2. Перечень документов, представляемых при лицензировании
2.1. Для получения лицензии фондовой биржи или лицензии на осуществление деятельности в качестве организатора внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг заявитель обязан представить в Федеральную комиссию следующие документы:
заявление (в произвольной форме) на получение лицензии, подписанное уполномоченным руководителем заявителя;
нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации заявителя;
нотариально заверенные копии устава фондовой биржи или организатора внебиржевой торговли в двух экземплярах;
копии правил организатора торговли, внутренних операционных процедур организатора торговли, правил листинга и делистинга, правил раскрытия информации организатором торговли, кодекса мер дисциплинарного воздействия на участников торговли при нарушениях ими правил организатора торговли, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и актов Федеральной комиссии, положения о дисциплинарной комиссии организатора торговли, прошитые и удостоверенные печатью и подписью уполномоченного руководителя заявителя, в двух экземплярах;
план мероприятий по возобновлению торговли и имеющих отношение к ней баз данных на случай возникновения непредвиденных ситуаций;
описание систем защиты баз данных организатора торговли от ошибок и несанкционированного доступа;
документы, подтверждающие наличие у руководителей и специалистов квалификационных аттестатов, выданных Федеральной комиссией, а до принятия нормативных актов Федеральной комиссии, устанавливающих квалификационные требования к руководителям и специалистам организаторов торговли, - квалификационных аттестатов Министерства финансов Российской Федерации;
копию платежного поручения об уплате единовременного сбора за выдачу лицензии, заверенную печатью банка и подписью должностного лица.
3. Требования к содержанию документов
3.1. При рассмотрении документов, представляемых на получение лицензии фондовой биржи или лицензии на осуществление деятельности в качестве организатора внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг, Федеральная комиссия проверяет их на предмет содержания обязательных условий осуществления деятельности в качестве организатора торговли, предусмотренных Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" и актами Федеральной комиссии.
4. Порядок выдачи лицензии
4.1. Рассмотрение документов, представленных для получения лицензии фондовой биржи или лицензии на осуществление деятельности в качестве организатора внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг, выдача лицензий, направление уведомления об отказе в выдаче лицензии производятся в течение 90 дней с даты приема заявления на выдачу лицензии.
Заявление принимается и рассматривается при условии представления полного комплекта документов. Федеральная комиссия не вправе приступать к рассмотрению заявления на получение лицензии до представления всех необходимых документов, предусмотренных пунктом 2.1 настоящего Положения, при этом датой приема заявления на получение лицензии является дата представления полного комплекта указанных документов.
4.2. В целях рассмотрения документов на получение лицензии Федеральная комиссия вправе направить заявителю уведомление о необходимости внесения изменений и дополнений в представленные документы, а также потребовать дополнительные документы и информацию.
В указанном случае срок рассмотрения документов Федеральной комиссией исчисляется с даты представления в Федеральную комиссию исправленных или дополнительных документов. Единовременный сбор в указанном случае не взимается.
4.3. Лицензия выдается по установленной форме. Одновременно на одном экземпляре представленных в Федеральную комиссию устава и правил организатора торговли ставится печать Федеральной комиссии и штамп "ЗАРЕГИСТРИРОВАНО". Указанные документы возвращаются организатору торговли. Вторые экземпляры указанных документов хранятся в Федеральной комиссии в течение всего срока действия лицензии.
Лицензия при отсутствии вышеперечисленных документов с печатью Федеральной комиссии и штампом "ЗАРЕГИСТРИРОВАНО" является недействительной.
4.4. В случае, если организатор торговли использует две и более торговые системы, в лицензии указываются те торговые системы, которые вправе использовать данный организатор торговли.
4.5. Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
несоответствие представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям настоящего Положения и Временного положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг;
несоответствие положений, содержащихся в представленных документах, требованиям законодательства Российской Федерации и актов Федеральной комиссии;
наличие в представленных документах ложных и недостоверных сведений.
В случае принятия решения об отказе в выдаче лицензии Федеральная комиссия в течение трех рабочих дней с момента принятия распоряжения об этом доводит до сведения заявителя мотивированный отказ в выдаче лицензии в письменном виде.
При повторном представлении документов на получение лицензии единовременный сбор заявителем уплачивается повторно.
4.6. В случае, если после получения лицензии организатор торговли вносит изменения и дополнения в правила организатора торговли, правила листинга и делистинга, правила раскрытия информации организатором торговли, внутренние операционные процедуры организатора торговли, кодекс мер дисциплинарного воздействия на участников торговли при нарушениях ими правил организатора торговли, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и актов Федеральной комиссии, положение о дисциплинарной комиссии организатора торговли, последние должны быть также представлены в Федеральную комиссию. При этом организатор торговли получает письмо с подтверждением факта регистрации или отказа в регистрации изменений или дополнений.
За регистрацию изменений и дополнений плата не взимается.
5. Контроль за использованием лицензий
5.1. Федеральная комиссия имеет право назначать инспектора, осуществляющего контроль за деятельностью организатора торговли.
5.2. В ходе контроля за использованием лицензии фондовой биржи или лицензии на осуществление деятельности в качестве организатора внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг Федеральная комиссия имеет право затребовать любые документы, связанные с деятельностью организатора торговли и участников торговли, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Федеральной комиссии, а также осуществлять проверки деятельности организатора торговли и участников торговли на месте.
6. Приостановление действия и аннулирование лицензии
6.1. Федеральная комиссия вправе приостанавливать действие и аннулировать выданную лицензию по основаниям, предусмотренным настоящим Положением.
Основаниями для приостановления действия выданной лицензии являются:
нарушение организатором торговли требований законодательства Российской Федерации, настоящего Положения и иных актов Федеральной комиссии, регулирующих деятельность организаторов торговли;
неоднократное нарушение правил организатора торговли, правил листинга и делистинга, правил раскрытия информации организатором торговли, внутренних операционных процедур организатора торговли, кодекса мер дисциплинарного воздействия на участников торговли при нарушениях ими правил организатора торговли, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и актов Федеральной комиссии, положения о дисциплинарной комиссии организатора торговли;
неоднократное несоблюдение требований актов Федеральной комиссии к срокам устранения нарушений;
нарушение установленных актами Федеральной комиссии порядка и сроков представления отчетности, а также представление организатором торговли отчетности, содержащей недостоверные данные;
отказ организатора торговли представить необходимые документы, затребованные Федеральной комиссией при осуществлении ею контроля за использованием лицензии фондовой биржи или лицензии на осуществление деятельности в качестве организатора внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг;
отказ от проведения проверки Федеральной комиссии, а равно недопущение уполномоченных лиц Федеральной комиссии к материалам и документам в ходе проверки;
изменение правил организатора торговли, правил листинга и делистинга, правил раскрытия информации организатором торговли, внутренних операционных процедур организатора торговли, кодекса мер дисциплинарного воздействия на участников торговли при нарушениях ими правил организатора торговли, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и актов Федеральной комиссии, положения о дисциплинарной комиссии организатора торговли без последующей их регистрации в Федеральной комиссии;
лишение всех служащих организатора торговли квалификационных аттестатов либо истечение срока действия квалификационных аттестатов всех служащих организатора торговли;
отсутствие договоров купли - продажи ценных бумаг через организатора торговли в течение 6 месяцев с момента получения лицензии Федеральной комиссии;
наличие показателей среднемесячной стоимости ценных бумаг, проданных через организатора торговли в течение последних шести месяцев, составляющей сумму менее 300 млн. руб., исходя из фактической стоимости ценных бумаг в течение трех месяцев подряд по истечении 6 месяцев с момента получения лицензии в Федеральной комиссии;
неоднократное нарушение требований актов Федеральной комиссии о предоставлении информации;
иное нарушение требований законодательства Российской Федерации, иных правовых актов и иных актов Федеральной комиссии, повлекшее или могущее повлечь за собой нарушение прав и имущественных интересов участников торговли и их клиентов.
6.2. Основаниями для аннулирования лицензии являются:
ликвидация организатора торговли;
признание организатора торговли несостоятельным (банкротом);
осуществление организатором торговли деятельности, не относящейся к деятельности по организации торговли, депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств;
неоднократное и грубое нарушение требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, актов Федеральной комиссии, правил организатора торговли, правил листинга и делистинга, правил раскрытия информации организатором торговли, внутренних операционных процедур организатора торговли, кодекса мер дисциплинарного воздействия на участников торговли при нарушениях ими правил организатора торговли, законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и актов Федеральной комиссии, положения о дисциплинарной комиссии организатора торговли;
неоднократное несоблюдение требований актов Федеральной комиссии к срокам устранения нарушений (последствия нарушения), явившихся основанием для приостановления действия лицензии;
неоднократное нарушение установленных актами Федеральной комиссии порядка и сроков представления отчетности, а также представление организатором торговли отчетности, содержащей недостоверные данные;
неоднократный отказ организатора торговли представить необходимые документы, затребованные Федеральной комиссией в ходе осуществления контроля за использованием лицензии фондовой биржи или лицензии на осуществление деятельности в качестве организатора внебиржевой торговли на рынке ценных бумаг;
истечение срока действия выданной организатору торговли лицензии;
заявление организатора торговли об аннулировании лицензии.
6.3. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании Федеральная комиссия в письменной форме информирует об этом организатора торговли.
В уведомлении Федеральной комиссии о приостановлении действия выданной лицензии указывается нарушение, явившееся основанием для приостановления действия лицензии, устанавливаются меры по устранению нарушения, срок его устранения, а также перечисляются действия, осуществление которых запрещается в течение срока приостановления действия лицензии. Организатор торговли обязан в течение срока, установленного Федеральной комиссией, устранить нарушение (его последствия) и представить об этом письменный отчет в Федеральную комиссию.
6.4. Возобновление действия лицензии осуществляется по итогам рассмотрения отчета организатора торговли об устранении нарушения и, в необходимых случаях, проверки информации, содержащейся в отчете.
В трехдневный срок со дня принятия решения о возобновлении лицензии Федеральная комиссия в письменной форме уведомляет об этом организатора торговли.
6.5. Приостановление действия лицензии или ее аннулирование может быть обжаловано в судебные органы в установленном порядке.