ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ
ПРИКАЗ
от 25 июля 2013 г. N 218
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДОЛОГИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНОСТИ АКТИВОВ
С целью исполнения пп. "в" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 19, ст. 2333) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по определению профильности активов.
2. Управлению информационных технологий (Ю.П. Холодняков) совместно с Управлением корпоративных технологий (Д.С. Логунов) в срок до 01.08.2013 обеспечить публикацию Методических указаний по определению профильности активов на официальном сайте Росимущества, а также размещение на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью.
Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации -
руководитель Росимущества
О.К.ДЕРГУНОВА
МЕТОДОЛОГИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНОСТИ АКТИВОВ
Методология определения профильности активов и работы с непрофильными активами определяют понятие непрофильных активов, устанавливают порядок выявления непрофильных активов в имуществе и критерии классификации для компаний с государственным участием, в которых доля Российской Федерации составляет более 50%
1. Общие положения
1.1. Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной политике" (далее - Указ N 596) необходимо обеспечить разработку и реализацию компаниями с государственным участием, в которых Российская Федерация владеет более 50% акций (далее - Общество), программ отчуждения непрофильных активов.
2. Основные термины и определения
2.1. Активы компании - основные и оборотные средства юридического лица, включая денежные средства, материальные ценности, нематериальные активы, финансовые вложения <1>.
<1> В соответствии с утвержденными Минфином России Положениями по бухгалтерскому учету http://www.minfin.ru/ru/accounting/accounting/legislation/positions/.
2.2. В область анализа попадают внеоборотные активы <1> Общества.
<1> Раздел I "Внеоборотные активы" Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
2.3. Профильность/непрофильность активов определяется, прежде всего, их связью с профильной (основной) и непрофильной (неосновной) деятельностью юридического лица.
2.4. Стратегия развития Общества (далее - Стратегия) - документ, утвержденный советом директоров (наблюдательным советом) Общества, содержащий четко сформулированные и измеримые стратегические цели развития компании, а также перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей к поставленным срокам <1>.
<1> Рекомендации по разработке Стратегии приведены в письме Росимущества от 28.03.2012 N ГН-15/9233 "О целевом управлении".
2.5. Профильные активы - активы, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности, необходимые для реализации утвержденной Стратегии.
2.6. Непрофильные активы - активы, принадлежащие юридическому лицу на праве собственности, наличие/отсутствие/отчуждение которых не может оказать влияние на реализацию Стратегии.
2.7. В связи с тем, что Стратегии не содержат в себе перечней или ссылок на отдельные активы, а определяют виды деятельности (функции) организации, при рассмотрении активов с учетом их функционального назначения (по видам деятельности) рекомендуется объединять активы в комплексы активов - единицы управленческого учета.
2.8. Единица управленческого учета (далее - Е2У) <1> - актив/минимальный комплекс активов, способный (в том числе потенциально) самостоятельно генерировать поступление денежных средств. Таким образом, каждый актив, как объект бухгалтерского учета, посредством Е2У связывается со Стратегией.
<1> Соответствует понятию Единица Генерирующая Денежный Поток (ЕГДП) согласно МСФО: http://www.minfin.ru/ru/accounting/mej_standart_fo/.
2.9. Вся совокупность профильных и непрофильных активов вертикально-интегрированной структуры определяется активами материнской компании и подконтрольных ей юридических лиц <1>.
<1> В соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность", введенным в действие для применения на территории РФ приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/no_date/2013/Prilozhenie_N_4_-_RU_GVT_IFRS_10_May_2011.pdf.
3. Порядок анализа активов и единиц управленческого учета
Анализ активов и Е2У проводится в три этапа:
3.1. Подготовительный этап: на основании Стратегии, а также видов деятельности, фактически осуществляемых Обществом, Совет Директоров организует работу по определению реестра Е2У в отношении всех активов Общества, в том числе объединение активов в Е2У. Должно быть обеспечено постоянное ведение Реестра Е2У. В последующем каждый принятый на баланс Общества актив должен быть внесен в реестр Е2У или закреплен в управленческом учете за определенным ранее Е2У до наступления следующей за датой принятия на баланс отчетной даты (квартал).
3.2. При формировании Е2У необходимо руководствоваться классификатором внеоборотных средств (Приложение 1, Классификатор 1) и общей классификацией Е2У (Приложение 1, Классификатор 2).
3.3. Этап I: определение профильности Е2У с точки зрения Стратегии.
3.3.1. Проводится анализ каждой Е2У (отдельный актив/комплекс) с точки зрения влияния на достижение целей и задач, определенных в Стратегии с учетом следующих факторов:
- Е2У прямо указана в Стратегии в качестве основного (Да, указать страницу/Нет);
- Е2У находится в функциональной (технологической) зависимости от основной Е2У (Да/Нет);
- Е2У обеспечивает предотвращение чрезвычайных ситуаций, информационную, экономическую и финансовую безопасность Общества и его подконтрольных юридических лиц (Да, указать нужное/Нет);
- Е2У генерирует более 5% выручки по итогам предыдущего года (Да/Нет);
- Е2У содержит активы, результаты деятельности которых составляют коммерческую тайну (Да/Нет);
- возможно передать функции Е2У на аутсорсинг (Да, есть конкурентные предложения/Да, конкурентные предложения отсутствуют/Нет);
- находится на территории или требует доступ исключительно через территорию объектов основной Е2У (Да/Нет);
- относится к социально значимым объектам (выбрать из перечня социально значимых Е2У: поликлиника, аэропорт, санаторий, спортивный комплекс, общежитие, столовая);
- Е2У доступна для использования всем желающим, не только лицам, являющимся сотрудниками организации и их родственникам (Да/Нет);
- Е2У подлежит передаче в собственность муниципалитета согласно требованиям законодательства (Да/Нет);
- наличие заключенных контрактов или иных обязательств, связанных с использованием Е2У, общей стоимостью более 1% от выручки материнской компании или более 1 млрд. рублей (Да, укажите общую стоимость/Нет).
3.3.2. Е2У, определенная как профильная, подлежит включению в Стратегию в срок до первой отчетной даты (квартал), с даты проведения заседания Совета Директоров, на котором было принято обоснованное (на основе проведенного анализа см. п. 3.3.1) решение о необходимости оставить в собственности Общества указанную Е2У.
3.3.3. В отношении Е2У, определенной как непрофильная, и для которой было принято решение об отчуждении, Совет директоров Общества должен утвердить порядок отчуждения в срок не более 6 месяцев с даты проведения заседания Совета Директоров, на котором было принято обоснованное (на основе проведенного анализа см. п. 3.3.1) решение об отсутствии необходимости Общества в указанной Е2У для реализации Стратегии. Процедура отчуждения должна быть завершена в срок не позднее 12 месяцев с даты проведения заседания Совета Директоров, на котором было принято обоснованное (на основе проведенного анализа см. п. 3.3.1) решение об отсутствии необходимости Общества в указанной Е2У для реализации Стратегии.
3.4. Этап II: Рассмотрение активов, входящих в состав Е2У, в отношении которых принято решение о сохранении в собственности общества. Целью этого этапа является поиск активов, не соответствующих целям Е2У, в которые они включены. При проведении анализа следует учитывать целесообразность сохранения каждого из активов в рамках Е2У:
- актив является необходимым для обеспечения успешной работы Е2У (Да, указать причину/Нет);
- актив является неотчуждаемым (сервитут, объект коммерческой тайны, отчуждаемый);
- актив связан с другими Е2У (перечислить Е2У).
3.5. Общая схема проведения анализа активов и Е2У в рамках подготовки и реализации программ отчуждения непрофильных активов представлена в Приложении 2.
4. Дополнительные рекомендации для крупных АО
4.1. Разработка и подготовка проектов решений по выявлению и отчуждению осуществляет Комитет по стратегии (если такой комитет предусмотрен в структуре Общества).
4.2. Комитет по стратегии или совет директоров Общества проводит оценку опыта использования/продажи подобных активов в сравнимых компаниях.
4.3. При принятии решения об отчуждении необходимо провести анализ доходности актива. Итоги анализа должны быть донесены до сведения совета директоров и акционеров Общества.
4.4. Для Е2У (активов), в отношении которых советом директоров принято решение об отчуждении, с обоснованной оценочной стоимостью более 500 млн. рублей:
- считать целесообразным привлечение независимых оценщиков;
- при совершении сделки на сумму более 3 млрд. рублей рекомендуется получение заключения о справедливости всех существенных условий сделки от инвестиционного банка <1>.
<1> Согласно распоряжению Правительства РФ от 25.10.2010 N 1874-р "Об утверждении перечня юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца".
5. Заключительные положения
5.1. Совет директоров материнской компании обеспечивает проведение работы по отчуждению непрофильных активов во всех подконтрольных юридических лицах на территории Российской Федерации и за рубежом с учетом настоящих рекомендаций <1>.
<1> Настоящие рекомендации не распространяются на неподконтрольные Обществу юридические лица, но находящиеся в собственности Российской Федерации по консолидированному пакету акций.
5.2. По итогам Этапа I принимается решение о сохранении, отчуждении или преобразовании Е2У.
5.3. По итогам Этапа II принимается решение о сохранении актива в Е2У, передаче актива в другую Е2У или отчуждении актива.
5.4. Рекомендуется ежеквартальное планирование продаж подлежащих отчуждению непрофильных активов с учетом рыночной конъюнктуры, с ежеквартальной отчетностью о выполнении.
5.5. Основываясь на динамике фактических поступлений от реализации и дополнительной инвентаризации непрофильных активов (в том числе активов подконтрольных юридических лиц), Совет директоров или Комитет по стратегии осуществляет ежегодную корректировку программы отчуждения непрофильных активов.
5.6. Результаты проведенных мероприятий предоставляются в форме, указанной в Приложении 3. Информация от подконтрольных юридических лиц направляется в материнские компании. Материнские компании размещают объединенную информацию в личном кабинете Общества на Межведомственном портале по управлению государственной собственностью (далее - МВ Портал) <1>.
<1> https://mvpt.rosim.ru. Работа Общества на МВ Портале осуществляется в соответствии с приказом Росимущества от 28.02.2011 N 53 "Об утверждении регламента работы пользователей межведомственного портала по управлению государственной собственностью".
5.7. Доклад об итогах и мероприятиях, проведенных в рамках исполнения Указа N 596, должен быть включен в годовой отчет.
5.8. Реализацию Е2У, включающих в себя объекты недвижимости, доли в хозяйственных обществах, права на интеллектуальную собственность и прочие активы стоимостью не менее 1 млн. рублей, либо реализацию таких активов в отдельности производить путем публичных торгов посредством проведения открытого аукциона на сайте: http://torgi.gov.ru/index.html. Уведомление о проведении аукциона целесообразно размещать не позднее чем за 30 дней на МВ Портале <1>.
<1> В настоящей Методологии приводятся общие рекомендации о способе отчуждения непрофильных активов, окончательный порядок отчуждения непрофильных активов должен быть определен в соответствии с Положением о порядке отчуждения активов.
1. Классификатор внеоборотных активов
- 1110 "Нематериальные активы"
- 1120 "Результаты исследований и разработок"
- 1130 "Нематериальные поисковые активы" <2>
- 1140 "Материальные поисковые активы" <1>
- 1150 "Основные средства"
- 1160 "Доходные вложения в материальные ценности"
- 1170 "Финансовые вложения"
- 1180 "Отложенные налоговые активы" <1>
- 1190 "Прочие внеоборотные активы" <1>
<1> В настоящей Методологии приводятся общие рекомендации о способе отчуждения непрофильных активов, окончательный порядок отчуждения непрофильных активов должен быть определен в соответствии с Положением о порядке отчуждения активов.
<2> Используются в классификаторе для контроля финансовой отчетности Общества.
2. Классификатор 2: классификатор единиц управленческого учета
- 01 "Производственный (сервисный) комплекс"
- 02 "Недвижимость, сдаваемая в аренду"
- 03 "Земельные участки"
- 04 "Линейные сооружения"
- 05 "Прочие объекты недвижимости"
- 06 "Ценные бумаги, подконтрольное юридическое лицо"
- 07 "Права и иные нематериальные активы"
- 08 "Прочие Е2У"
ОБЩАЯ СХЕМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ СОВЕТОМ ДИРЕКТОРОВ О СОХРАНЕНИИ/ОТЧУЖДЕНИИ АКТИВОВ
Приложение N 3
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОФИЛЬНОСТИ АКТИВОВ ОАО
<%Наименование%> по состоянию на <%Отчетная_дата%>
Перечень полей:
- NN;
- Идентификатор актива, в соответствии с системой бухгалтерского учета;
- Наименование актива, в соответствии с системой бухгалтерского учета;
- Статья баланса, по которой учтен актив;
- Балансовая стоимость актива;
- Наименование Е2У;
- Тип Е2У по классификатору;
- Актив соответствует функциям Е2У;
- Актив является неотчуждаемым;
- Актив связан с другими Е2У (перечислить Е2У);
- Е2У указана в Стратегии в качестве основной;
- Е2У находится в функциональной (технологической) зависимости;
- Е2У вносит значимый вклад в Стратегию;
- Возможно передать функции Е2У на аутсорсинг;
- Е2У обеспечивает предотвращение чрезвычайных ситуаций, информационную, экономическую и финансовую безопасность Общества и его подконтрольных юридических лиц;
- Е2У генерирует более 5% выручки;
- Е2У содержит активы, результаты деятельности которых составляют коммерческую тайну;
- Находится на территории основного Е2У или требует доступ исключительно через территорию основного Е2У;
- Е2У относится к социально значимым объектам;
- Е2У доступна для использования всеми желающими;
- Законодательное обоснование передачи актива в собственность муниципалитета;
- Наличие заключенных контрактов или иных обязательств, связанных с использованием Е2У, общей стоимостью более 1% от выручки материнской компании или более 1 млрд. рублей.