Постановление Правительства РФ от 05.04.97 N 395

"Об утверждении Положения о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации"
Редакция от 05.04.1997 — Документ утратил силу, см. «Постановление Правительства РФ от 24.03.2000 N 258»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 1997 г. N 395

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве общего и профессионального образования Российской Федерации.

2. Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации в 2-месячный срок внести в Правительство Российской Федерации предложения об изменении и признании утратившими силу решений Правительства Российской Федерации в связи с настоящим постановлением.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 апреля 1997 г. N 395

ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации (Минобразование России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере общего, профессионального и дополнительного образования (далее именуется - сфера образования), а также в сфере научной и научно-технической деятельности учреждений среднего и высшего профессионального образования, научных и иных организаций сферы образования (далее именуется - сфера научной деятельности).

Минобразование России координирует деятельность в сфере образования иных федеральных органов исполнительной власти.

2. Минобразование России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Минобразование России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Российской академией наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук, научными организациями и общественными объединениями.

4. Основными задачами Минобразования России являются:

1) осуществление государственной политики в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства Российской Федерации и необходимые условия для реализации конституционных прав граждан России на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда;

2) разработка и реализация системы управления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования;

3) реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности;

4) совершенствование организационно-экономического механизма функционирования сферы образования;

5) информатизация сферы образования;

6) организация и развитие международного сотрудничества в сфере образования, участие в формировании единого образовательного пространства в Содружестве Независимых Государств.

5. Минобразование России в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

1) разрабатывает и реализует концепцию развития образования, а также федеральную программу развития образования, координирует и контролирует в пределах своей компетенции е выполнение федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями сферы образования и другими исполнителями;

2) участвует в реализации Программы поддержки Российской Федерацией интеграционных процессов в области образования в Содружестве Независимых Государств;

3) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций сферы образования, общественных объединений целевые федеральные, межгосударственные и межведомственные программы и проекты в сфере образования;

4) организует работу по формированию целевых программ разработки и производства учебной техники, пособий и оборудования для образовательных учреждений, формирует программы научно-исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию;

5) обеспечивает контроль за реализацией законодательства Российской Федерации в сфере образования и сфере научной деятельности;

6) осуществляет комплексный анализ и прогнозирование тенденций развития сферы образования;

7) осуществляет научно-методическое обеспечение деятельности органов управления образованием субъектов Российской Федерации;

8) выступает учредителем и осуществляет полномочия учредителя в отношении подведомственных учреждений и организаций в сфере образования и сфере научной деятельности;

9) разрабатывает типовые положения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовое положение о филиалах государственных учреждений высшего профессионального образования и порядок их организации;

10) участвует в изучении рынка труда и в разработке прогнозов подготовки специалистов;

11) определяет с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий и специальностей, по которым ведутся профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях;

12) координирует деятельность государственных образовательных учреждений независимо от их ведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структуры подготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовки по профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);

13) устанавливает для подведомственных образовательных учреждений ежегодно контрольные цифры приема всех категорий обучающихся, рассматривает и осуществляет согласование количества граждан, принимаемых на обучение в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета, учитывая направления (специальности) подготовки соответствующих специалистов образовательными учреждениями других федеральных органов исполнительной власти;

14) устанавливает порядок приема граждан в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода обучающихся из одного учебного заведения в другое;

15) участвует в установленном порядке в проведении психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек;

16) определяет в пределах своей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы для образовательных учреждений, обеспечивающей реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждает долгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методической литературы, аудио -визуальных и технических средств обучения;

17) координирует издательскую деятельность подведомственных организаций и редакций, осуществляет в пределах своей компетенции государственную поддержку учебного и научного книгоиздания;

18) разрабатывает и реализует совместно с профсоюзными органами, общественными организациями, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти комплекс мер по охране труда, направленный на обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и труда обучающихся, воспитанников и работников сферы образования, а также по их социальной защите;

19) организует с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе специальных педагогических программ и методик систему работы с детьми и подростками с девиантным (общественно-опасным) поведением и отклонениями в физическом и умственном развитии для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации;

20) оказывает методическую помощь и содействие органам опеки и попечительства, ведет централизованный учет детей, оставшихся без попечения родителей;

21) участвует в разработке и реализации государственной научной и научно-технической политики, способствующей сохранению и развитию научного потенциала сферы образования, взаимодействию высшей школы и фундаментальной науки, повышению качества образовательного процесса;

22) обеспечивает сотрудничество подведомственных учреждений и организаций с Российской академией наук, Российской академией образования, другими отраслевыми академиями наук, учреждениями и организациями в области интеграции науки и образования, создания и внедрения наукоемких систем и технологий;

23) утверждает межвузовские научные и научно-технические программы и проекты;

24) участвует совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в формировании рынков научной, научно-технической продукции и образовательных услуг, проводит работу по созданию на базе учреждений высшего профессионального образования и научно-исследовательских организаций сети аккредитованных лабораторий и центров по сертификации продукции (работ, услуг) в сфере образования;

25) выступает заказчиком государственных научно-технических программ, выдает на конкурсной основе организациям и учреждениям заказы на реализацию научно-технических разработок, производственное освоение их результатов, организацию экспертизы, заключает контракты (договоры) на выполнение этих работ, а также предоставляет в установленном порядке гранты научным работникам подведомственных учреждений и организаций на проведение конкретных научных исследований;

26) организует проведение научно-технических конференций, симпозиумов, совещаний, выставок и конкурсов, в том числе международных, в сфере образования;

27) организует разработку государственных образовательных стандартов и утверждение их федеральных компонентов;

28) осуществляет совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации государственный контроль за качеством образования;

29) устанавливает федеральные требования к содержанию образования и разработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательных программ;

30) обеспечивает разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных планов и программ курсов;

31) утверждает положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений;

32) разрабатывает и утверждает положение о золотой и серебряной медалях, а также порядок награждения ими выпускников общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

33) утверждает положения об экстернате в образовательных учреждениях общего и профессионального образования;

34) устанавливает порядок лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений;

35) осуществляет лицензирование и государственную аккредитацию образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации;

36) координирует и контролирует деятельность государственных органов управления образованием по проведению ими аттестации отдельных типов образовательных учреждений, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области образования;

37) разрабатывает и утверждает формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, устанавливает порядок их выдачи и решает вопросы, связанные с подтверждением, признанием и эквивалентностью этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

38) определяет порядок признания эквивалентности документов о соответствующем образовании и об ученых званиях, полученных в иностранных государствах, выдает в соответствии с международными договорами Российской Федерации свидетельства об эквивалентности указанных документов;

39) осуществляет информатизацию в сфере образования и сфере научной деятельности с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

40) определяет порядок накопления и обработки документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней в сфере образования и сфере научной деятельности, обеспечивает методическое руководство работами по информационной безопасности деятельности подведомственных учреждений и организаций;

41) организует участие подведомственных учреждений и организаций в создании национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы, связанной с международными компьютерными сетями;

42) организует и координирует работы по разработке и использованию новых информационных технологий в образовательном процессе и научно-исследовательской деятельности подведомственных учреждений и организаций, в том числе в целях создания системы дистанционного образования;

43) оказывает методическую помощь библиотекам и службам научно-технической информации образовательных учреждений;

44) организует федеральную систему подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием;

45) разрабатывает и осуществляет совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации комплекс мер по профессиональному образованию - подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и служащих, а также профессиональному обучению и переобучению высвобождающегося и незанятого населения;

46) организует повышение квалификации и переподготовку научно-педагогических работников государственных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

47) устанавливает порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и работников органов управления образованием, а также образовательные цензы для педагогических работников;

48) утверждает положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров;

49) утверждает положения о порядке замещения должностей педагогического и научно-педагогического персонала государственных образовательных учреждений;

50) открывает в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных высших учебных заведениях, научных организациях независимо от их ведомственной принадлежности аспирантуру и докторантуру;

51) разрабатывает и реализует систему поощрения кадров в сфере образования и сфере научной деятельности;

52) присваивает в установленном порядке ученые звания научно-педагогическим работникам образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования;

53) согласовывает назначение руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации;

54) осуществляет контроль за исполнением и обобщает практику применения федерального законодательства в сфере образования, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке в Правительство Российской Федерации;

55) разрабатывает в пределах своей компетенции нормативную правовую базу, обеспечивающую функционирование и развитие сферы образования, и контролирует соблюдение государственных образовательных стандартов;

56) согласовывает нормативные документы в области образования, издаваемые федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения;

57) обеспечивает в установленном порядке осуществление совместно с другими федеральными органами исполнительной власти полномочий собственника по распоряжению федеральным имуществом в системе высшего и послевузовского профессионального образования;

58) участвует в разработке и реализации государственной финансовой, инвестиционной и инновационной политики в сфере образования;

59) разрабатывает федеральные нормативы финансирования подведомственных учреждений и организаций;

60) осуществляет разработку и контроль за выполнением государственных нормативов материально-технического обеспечения образовательного процесса в государственных образовательных учреждениях;

61) создает в установленном порядке государственные фонды стабилизации и развития сферы образования;

62) готовит с участием других федеральных органов исполнительной власти предложения по установлению норм труда и государственных нормативов оплаты труда в образовательных учреждениях;

63) участвует в пределах своей компетенции в подготовке предложений по формированию налоговой политики в отношении сферы образования и сферы научной деятельности;

64) осуществляет в установленном порядке за счет средств федерального бюджета финансирование деятельности подведомственных учреждений и организаций, а также капитального и текущего ремонта закрепленного за ними имущества;

65) осуществляет за счет средств федерального бюджета финансирование научных исследований, проводимых государственными учреждениями высшего профессионального образования, независимо от финансирования их образовательной деятельности;

66) обеспечивает развитие материально-технической и экспериментально-производственной базы учебного процесса и научных исследований в подведомственных учреждениях и организациях;

67) осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и представление государственной статистической отчетности в сфере образования и сфере научной деятельности;

68) представляет в установленные сроки сводную ежемесячную, квартальную и годовую статистическую и бухгалтерскую отчетность Министерства, подведомственных учреждений и организаций;

69) проводит в подведомственных учреждениях и организациях инспекторскую и контрольно-ревизионную работу, проверку состояния бухгалтерского учета, отчетности и осуществляет внутриведомственный финансовый контроль, в том числе за целевым расходованием средств, выделяемых из федерального бюджета;

70) представляет в установленном порядке интересы Российской Федерации в международных организациях по вопросам образования и научной деятельности;

71) заключает в соответствии с законодательством Российской Федерации международные договоры межведомственного характера в сфере образования и сфере научной деятельности;

72) обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из договоров с иностранными государствами по вопросам образования, программ международного научно-технического сотрудничества, межведомственных договоров и соглашений;

73) устанавливает прямые связи с иностранными юридическими и физическими лицами и содействует развитию международных связей подведомственных учреждений и организаций;

74) обеспечивает прием иностранных граждан на обучение, стажировку и повышение квалификации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

75) оказывает помощь в получении виз иностранным студентам и специалистам, оформляет в установленном порядке соответствующие документы для выезда за границу обучающихся, воспитанников и работников сферы образования и обращается за получением виз иностранных государств непосредственно в их дипломатические и консульские представительства в г.Москве;

76) принимает участие в подборе кандидатур на должности сотрудников аппарата по образованию, науке и технологиям посольств Российской Федерации, соответствующих групп постоянных представительств Российской Федерации при международных организациях, российских центров науки, культуры и образования за рубежом и рекомендует их Министерству иностранных дел Российской Федерации;

77) оказывает в установленном порядке содействие соотечественникам, проживающим в государствах - участниках СНГ, в получении ими основного общего образования на родном языке, а также в изучении русского языка и литературы за рубежом.

6. Минобразование России имеет право:

1) издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, приказы, инструкции, другие нормативные правовые и иные акты, включая акты, обязательные для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся образовательные учреждения, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним;

2) создавать, переименовывать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке подведомственные учреждения и организации;

3) участвовать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в учреждении фондов и организаций поддержки развития образования и научно-технической деятельности, в том числе международных;

4) создавать в установленном порядке при Министерстве научные и координационные советы, научно-технические комиссии, временные научные (творческие) коллективы, экспертные и рабочие группы для решения вопросов развития сферы образования и сферы научной деятельности;

5) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций (независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности) сведения, материалы и документы, необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач и функций;

6) инспектировать в пределах своей компетенции на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием, а также предоставлять это право другим государственным органам управления образованием;

7) централизовывать до 3 процентов ассигнований из федерального бюджета, выделяемых Министерству на содержание подведомственных учреждений и организаций и проведение научно-исследовательских работ, и направлять эти средства на приобретение научно-технического оборудования, бланочно-аттестационной продукции, на обновление библиотечных фондов, а также на организацию оздоровительной работы и санаторно-курортного лечения обучающихся и работников сферы образования, международного сотрудничества, на реализацию других задач, стоящих перед Министерством;

8) осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность.

7. Минобразование России возглавляет Министр общего и профессионального образования Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Министр осуществляет руководство Министерством на основе единоначалия, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и функций.

Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

8. Министр:

1) распределяет обязанности между заместителями Министра;

2) утверждает в пределах установленных численности работников центрального аппарата и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание, положения о подразделениях центрального аппарата Министерства, а также смету расходов на его содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований;

3) утверждает уставы подведомственных учреждений и организаций, в установленном порядке назначает (утверждает) на должность и освобождает от должности руководителей этих учреждений и организаций, заключает (расторгает) контракты с ними;

4) назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке работников центрального аппарата Министерства;

5) издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы, распоряжения, дает указания, обязательные для исполнения работниками Министерства, подведомственными учреждениями и организациями, и проверяет их исполнение;

6) вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;

7) представляет в установленном порядке работников сферы образования и сферы научной деятельности, в том числе центрального аппарата Министерства, к государственным наградам и присвоению почетных званий, поощряет обучающихся, воспитанников и работников подведомственных учреждений и организаций;

8) осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

9. В Минобразовании России образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), его заместителей по должности, руководителей ведущих подразделений центрального аппарата Министерства, ученых, специалистов и общественных деятелей.

Члены коллегии, за исключением лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Коллегия является совещательным органом и рассматривает на своих заседаниях основные вопросы, отнесенные к компетенции Минобразования России. Решения коллегии оформляются протоколами коллегии и проводятся в жизнь приказами Министра.

10. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Минобразования России осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное управление.

11. Минобразование России является юридическим лицом, имеет свой расчетный, валютный и иные счета в банковских учреждениях, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, а также соответствующие печати, штампы и бланки.

Местонахождение Минобразования России - г. Москва.