ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 апреля 1997 г. N 402
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве внешних экономических связей и торговли Российской Федерации.
2. Признать утратившим силу постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1993 г. N 85 "Об утверждении Положения о Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации" (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 830).
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
Утверждено
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 апреля 1997 г. N 402
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИСТЕРСТВЕ ВНЕШНИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим единую государственную политику и осуществляющим управление в области внешних экономических связей в части внешнеторговой деятельности, военно-технического сотрудничества с зарубежными странами и в пределах своей компетенции - других видов внешнеэкономической деятельности, а также в области внутренней торговли и координирующим в этой сфере в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельность иных федеральных органов исполнительной власти.
На Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями.
2. В своей деятельности Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
3. В систему Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации входят уполномоченные Министерства в субъектах и отдельных регионах Российской Федерации (далее именуются уполномоченные), Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите потребителей (Госторгинспекция), действующая на основании положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации, а также организации согласно приложениям N 1, 2 и 3.
Министерство осуществляет руководство деятельностью представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, а также их кадровое обеспечение.
Для обеспечения эффективного участия Российской Федерации в международных экономических организациях и выполнения задач в области развития внешнеэкономических связей Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации направляет своих представителей в постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях. Оперативное руководство деятельностью этих представителей осуществляется Министерством внешних экономических связей и торговли Российской Федерации.
4. Основными задачами Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации являются:
1) разработка совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции предложений по проведению единой государственной внешнеторговой политики и обеспечение ее реализации как составной части внешней политики Российской Федерации;
2) разработка предложений по формированию государственной политики в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами и обеспечение ее реализации;
3) разработка и реализация государственной политики в области внутренней торговли и общественного питания;
4) разработка и реализация мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроль за ее осуществлением;
5) регулирование отношений в сфере военно-технического сотрудничества;
6) выполнение функций государственного заказчика по экспортным и импортным поставкам продукции и товаров для государственных нужд в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами;
7) участие в обеспечении экспортного контроля в Российской Федерации;
8) разработка предложений по основным направлениям экспортной политики, реализации механизма государственной поддержки промышленного экспорта, в том числе в рамках региональных программ;
9) защита экономических интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и российских участников внешнеторговой деятельности на внешнем рынке, интересов отечественных товаропроизводителей и потребителей от недобросовестной иностранной конкуренции путем осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации мер;
10) разработка в установленном порядке предложений по заключению международных договоров Российской Федерации по вопросам внешнеэкономических связей, включая военно-техническое сотрудничество, обеспечение выполнения обязательств Российской Стороны по этим договорам и осуществления вытекающих из них прав Российской Стороны, а также наблюдение за выполнением другими участниками договоров их обязательств;
11) координация совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации действий федеральных органов исполнительной власти в области международных переговоров по вопросам торговли товарами и услугами с целью проведения единой государственной внешнеторговой политики;
12) участие в разработке и реализации мер по обеспечению эффективной интеграции экономики Российской Федерации в мировую экономику;
13) осуществление в установленном порядке координации внешнеторговой деятельности субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
14) осуществление координации действий участников и субъектов военно-технического сотрудничества;
15) контроль за осуществлением внешнеэкономической деятельности субъектов военно-технического сотрудничества;
16) участие в разработке и реализации механизма регулирования валютно-кредитных отношений с иностранными государствами и привлечения иностранных инвестиций;
17) координация работы по вопросам защиты потребительского рынка от некачественных импортных товаров и подготовка соответствующих нормативных актов;
18) взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам совершенствования организации торгового обслуживания, контроля за соблюдением торговыми организациями требований законодательства Российской Федерации, распространения прогрессивных торговых технологий, передового отечественного и зарубежного опыта в этой области;
19) организация информационного обеспечения в области внешнеторговой деятельности и внутренней торговли;
20) организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в учебных заведениях, входящих в систему Министерства.
5. Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации в соответствии с возложенными на него задачами:
1) подготавливает предложения по формированию и обеспечивает осуществление единой государственной внешнеторговой политики, в том числе по отношению к отдельным зарубежным странам и группам стран;
2) разрабатывает предложения по прогнозу развития внешней торговли Российской Федерации, обеспечивает изучение конъюнктуры и прогнозирование тенденций развития мирового рынка товаров и услуг;
3) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти предложения по государственной поддержке промышленного экспорта, в том числе в рамках региональных программ, участвует в разработке планов экспортных кредитов;
4) принимает меры к недопущению дискриминации на рынках иностранных государств в отношении российских участников внешнеторговой деятельности и защите их интересов;
5) содействует созданию благоприятных условий для доступа российских товаров и услуг на внешние рынки, предусматривая соответствующие положения в двусторонних и многосторонних договорах с иностранными государствами;
6) принимает участие в организации международных и иностранных торгово-промышленных выставок в Российской Федерации, а также российских выставок на территории иностранных государств;
7) разрабатывает с участием других федеральных органов исполнительной власти и организаций проекты законодательных и иных нормативных актов в области регулирования и координации внешнеторговой деятельности, военно-технического сотрудничества и внутренней торговли;
8) разрабатывает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и представляет в установленном порядке проекты ежегодных федеральных программ развития внешнеторговой деятельности и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с зарубежными странами, а также координирует деятельность участников и субъектов военно-технического сотрудничества по их выполнению;
9) участвует в разработке концептуальных подходов к проблемам военно-технического сотрудничества, анализирует и обобщает результаты внешнеэкономической деятельности субъектов военно-технического сотрудничества;
10) участвует в координации планирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, проводимых для поддержания и развития экспортного потенциала оборонной промышленности с целью создания новейших экспортных образцов оружия и модернизации вооружений и военной техники, ранее поставленных за рубеж;
11) участвует в подготовке проектов программ сотрудничества с иностранными государствами в области разработки и производства вооружений и военной техники;
12) разрабатывает предложения по формированию государственного оборонного заказа в части поставок на экспорт вооружений и военной техники и организует его исполнение;
13) применяет в установленном порядке меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе выдает лицензии на осуществление операций по экспорту и импорту, а также лицензии на осуществление деятельности по экспорту и/или импорту товаров в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществляет лицензирование в сфере военно-технического сотрудничества;
14) осуществляет контроль за экспортом и импортом товаров, в отношении которых применяются меры нетарифного регулирования;
15) участвует в подготовке предложений по совершенствованию таможенного законодательства Российской Федерации;
16) вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию таможенного тарифа Российской Федерации и процедуры изменения и введения ставок таможенных пошлин;
17) осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии Правительства Российской Федерации по защитным мерам во внешней торговле, Комиссии Правительства Российской Федерации по таможенным и тарифным вопросам и Координационного межведомственного совета по военно-технической политике Российской Федерации;
18) разрабатывает совместно с другими федеральными органами исполнительной власти и представляет в установленном порядке предложения по изменению и дополнению товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и ее адаптации к задачам государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
19) содействует совершенствованию государственной системы сертификации и стандартизации продукции, разработке международных и отечественных норм, правил и стандартов;
20) разрабатывает предложения по совершенствованию порядка экспорта и импорта товаров и услуг, в том числе для федеральных государственных нужд;
21) осуществляет учет контрактов по экспорту и импорту и дает рекомендации по правовым вопросам оформления внешнеторговых сделок;
22) участвует в регулировании и контроле российских инвестиций за рубежом;
23) разрабатывает и вносит в установленном порядке предложения по сбалансированию расчетов с иностранными государствами;
24) участвует в осуществлении контроля за предоставлением иностранным государствам, получением от них и погашением государственных кредитов, в том числе специальных;
25) участвует в процессе урегулирования внешней задолженности Российской Федерации и долгов иностранных государств перед Российской Федерацией;
26) осуществляет контроль за коммерческими, валютно-финансовыми условиями и за уровнем внешнеторговых цен по контрактам, заключаемым в счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, в счет погашения задолженности по кредитам, предоставленным иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям, а также в отношении отдельных видов товаров, на экспорт и/или импорт которых установлены государственная монополия или количественные ограничения;
27) осуществляет контроль за уровнем внешнеторговых цен на основные виды продукции и услуг военного назначения;
28) участвует в разработке предложений по механизму и порядку прохождения бюджетных ассигнований, выделяемых для финансирования экспортной части государственного оборонного заказа;
29) участвует в организации системы страхования и гарантирования экспортных кредитов и кредитов для производства экспортной продукции;
30) участвует совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в реализации государственной политики в области нераспространения оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия;
31) проводит в целях подготовки предложений о введении защитных мер в отношении импорта товаров расследование, включая консультации с соответствующими органами иностранных государств, и по результатам расследования вносит в установленном порядке предложения о введении защитных мер;
32) подготавливает в установленном порядке предложения по введению ответных мер в области внешнеторговой деятельности в отношении иностранных государств, нарушающих экономические интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований или российских участников внешнеторговой деятельности либо политические интересы Российской Федерации, а также в случае невыполнения этими государствами обязательств перед Российской Федерацией, принятых ими по международным договорам;
33) участвует в рассмотрении вопросов, касающихся участия Российской Федерации в международных экономических санкциях в отношении одного или ряда государств;
34) взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в целях введения временных технических мер по регулированию экспорта и импорта товаров, работ и услуг (стандарты, системы соответствия качества, нормы безопасности, правила упаковки и маркировки товаров, формы товаросопроводительных документов и информация, которую они должны содержать, требования предотгрузочной инспекции, расширенные таможенные формальности, экологические, ветеринарные, фитосанитарные и санитарные нормы, меры по обеспечению национальной безопасности и методы обеспечения соответствия товаров, работ и услуг указанным нормам (сертификация);
35) разрабатывает предложения о введении количественных ограничений экспорта и импорта, об установлении государственной монополии на экспорт и/или импорт отдельных товаров, а также о запретах и об ограничениях экспорта и/или импорта, исходя из национальных интересов Российской Федерации;
36) представляет совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации или по согласованию с ним в установленном порядке предложения о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам торгово-экономического и военно-технического сотрудничества, включая вопросы платежных и кредитных отношений, урегулирования внешней задолженности, погашения долгов иностранных государств, а также по вопросам сотрудничества в строительстве и эксплуатации объектов за рубежом и на территории Российской Федерации с участием зарубежных фирм и организаций;
37) проводит в установленном порядке переговоры по заключению международных договоров Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
38) подготавливает и вносит совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации или по согласованию с ним в установленном порядке предложения о мерах по обеспечению выполнения международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономического сотрудничества;
39) осуществляет наблюдение за выполнением другими участниками международных договоров Российской Федерации обязательств и в случае их нарушения вносит совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации в установленном порядке предложения о принятии необходимых мер;
40) принимает участие в разработке, согласовании и реализации международных договоров Российской Федерации в области транспорта, включая транзит товаров, а также правовых, тарифных и иных мер по регулированию внешнеторговых перевозок;
41) участвует в организации разработки технико-экономических обоснований реализации в иностранных государствах проектов сотрудничества, осуществляемых на основе международных договоров Российской Федерации об оказании технического содействия;
42) проводит анализ действующих на долгосрочной основе международных договоров Российской Федерации, предусматривающих поставку на экспорт вооружений и военной техники, с учетом взаимных задолженностей, возможностей товарообмена и других форм расчетов, вырабатывает предложения по реализации международных договоров Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества;
43) подготавливает и вносит в установленном порядке совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации или по согласованию с ним предложения об установлении, о приостановлении, прекращении и возобновлении военно-технического сотрудничества с отдельными иностранными государствами;
44) участвует в разработке предложений по поставкам вооружений и военной техники, в том числе ранее не поставлявшихся за рубеж, а также по передаче лицензий на их производство иностранным государствам;
45) анализирует потенциальные потребности иностранных государств в вооружении и военной технике и возможности оборонной промышленности Российской Федерации в части удовлетворения спроса на рынке оружия;
46) вырабатывает рекомендации по участию в финансово-промышленных группах специализированных экспортно-импортных компаний;
47) координирует работу по проверке надежности иностранных партнеров в сфере военно-технического сотрудничества;
48) координирует маркетинговую, тендерную и рекламную деятельность в сфере военно-технического сотрудничества;
49) участвует при необходимости в переговорах, проводимых субъектами военно-технического сотрудничества с иностранными партнерами;
50) осуществляет контроль за работой субъектов военно-технического сотрудничества по командированию за рубеж делегаций по вопросам такого сотрудничества;
51) вносит в установленном порядке предложения о создании межправительственных комиссий по торгово-экономическому, научно-техническому и военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами, организует и обеспечивает работу секретариатов их российских частей (за исключением секретариатов российских частей, организация и обеспечение работы которых осуществляются Министерством Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств);
52) принимает в установленном порядке иностранные делегации, прибывающие в Российскую Федерацию, и направляет делегации в иностранные государства для решения вопросов, входящих в компетенцию Министерства;
53) подготавливает и вносит в установленном порядке предложения по установлению и поддержанию отношений с международными экономическими организациями, принимает участие в работе таких организаций, их органов и в обеспечении совместно с федеральными органами исполнительной власти взаимодействия с указанными организациями, в том числе по вопросам оказания ими технического содействия Российской Федерации; участвует в работе международных организаций по вопросам военно-технического сотрудничества;
54) организует и координирует работу федеральных органов исполнительной власти при осуществлении взаимоотношений со Всемирной торговой организацией и с другими международными экономическими организациями, в отношении которых Министерство определено в качестве головной организации;
55) обеспечивает в установленном порядке координацию внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации, участвует в реализации региональных и межрегиональных программ развития внешнеторговой деятельности, содействует в организации проведения экспертиз проектов, представляемых регионами в рамках разрабатываемых программ;
56) содействует участию представителей субъектов Российской Федерации в работе межправительственных комиссий по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству и привлекает их к участию в конференциях, семинарах, выставках и других мероприятиях, проводимых в России и в иностранных государствах, в целях реализации экспортного потенциала субъектов Российской Федерации;
57) совместно с Министерством Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и Министерством иностранных дел Российской Федерации проводит работу по координации внешнеторговой политики с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и представляет в Правительство Российской Федерации по согласованию с федеральными органами исполнительной власти и организациями соответствующие предложения;
58) разрабатывает предложения по развитию военно-технического сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств;
59) проводит научно-техническую и инвестиционную политику, направленную на модернизацию, техническое перевооружение организаций торговли и общественного питания;
60) определяет технологические требования к услугам розничной торговли и производству продукции общественного питания для внутреннего потребительского рынка;
61) организует и координирует работу по сертификации услуг торговли и общественного питания;
62) анализирует состояние внутренней торговли и общественного питания, разрабатывает прогнозы их развития на текущий и перспективный периоды и представляет в Правительство Российской Федерации доклады по этим вопросам;
63) координирует работу федеральных органов исполнительной власти по вопросам защиты потребительского рынка от некачественных товаров, включая поступающие по импорту, и подготовку соответствующих нормативных актов;
64) подготавливает предложения по объемам производства отечественных товаров, повышению их конкурентоспособности, завозу и импорту товаров народного потребления и направляет эти предложения федеральным органам исполнительной власти и организациям;
65) проводит в качестве государственного заказчика работу по подготовке и выполнению целевых программ по проблемам внутренней торговли, организует через систему оптовой торговли конкурсное размещение заказов на поставку товаров народного потребления, в том числе закупаемых по импорту для государственных нужд;
66) разрабатывает и утверждает инструкции и другие ведомственные акты по вопросам подготовки к организации снабжения населения страны продуктами питания и товарами первой необходимости в условиях особого периода, взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам мобилизационной подготовки, обеспечения оборонных нужд государства и повышения устойчивости работы организаций торговли и общественного питания в условиях чрезвычайных ситуаций;
67) организует проведение федеральных и межгосударственных (с участием государств - участников Содружества Независимых Государств) ярмарок по оптовой продаже товаров народного потребления, фестивалей, конкурсов профессионального мастерства, а также оказывает содействие в работе региональных и межрегиональных ярмарок, фестивалей и конкурсов;
68) осуществляет в целях защиты прав и интересов покупателей через Госторгинспекцию государственный контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядка и дисциплины цен, за качеством и безопасностью товаров народного потребления в организациях промышленности, торговли и общественного питания;
69) принимает во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями меры по насыщению внутреннего потребительского рынка товарами, принимает участие в разработке федеральных и региональных целевых программ, в том числе по совершенствованию системы завоза товаров народного потребления в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в части обеспечения товарами;
70) участвует в работе по реализации программ углубления экономических реформ в сфере внутренней торговли и общественного питания, демонополизации и создания конкурентной среды, приватизации предприятий, подготавливает предложения по стимулированию формирования рыночных отношений и развития предпринимательства, совершенствованию системы ценообразования, налогообложения, бухгалтерского учета;
71) координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по разработке и обеспечению функционирования системы внешнеторговой информации, финансируемой за счет средств федерального бюджета;
72) организует проведение научных исследований, обеспечивает необходимой коммерческой, научно-технической, экономической, правовой информацией, в том числе участников внешнеэкономической деятельности за плату, проводит работу по созданию информационных систем и баз данных по вопросам внешнеэкономической деятельности, включая военно-техническое сотрудничество, а также по вопросам торговли;
73) участвует в разработке и пересмотре форм государственной статистической отчетности, круга показателей внешнеторговой деятельности и развития внутреннего потребительского рынка;
74) проводит анализ статистической информации о внешнеэкономической деятельности и развитии внутренней торговли, официально разрабатываемой Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и другими государственными органами;
75) принимает участие в международном сотрудничестве в области статистики внешней и внутренней торговли;
76) осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для внешнеэкономической деятельности, внутренней торговли и общественного питания, в том числе в учебных заведениях, входящих в систему Министерства, участвует в международном сотрудничестве в этой области;
77) определяет требования к уровню подготовки кандидатов на присвоение высших квалификационных званий по профессиям в области внутренней торговли и общественного питания и присваивает такие звания;
78) разрабатывает и утверждает порядок аттестации работников организаций системы Министерства, находящихся на бюджетном финансировании, и осуществляет аккредитацию входящих в систему Министерства средних специальных учебных заведений;
79) организует и проводит проверки и ревизии оперативно-коммерческой и финансово-хозяйственной деятельности организаций, уполномоченных и Госторгинспекции, входящих в систему Министерства, а также его загранаппарата и осуществляет систематический контроль по планам, скоординированным с другими федеральными органами исполнительной власти, за рациональным использованием в системе Министерства бюджетных средств и находящегося в его безвозмездном пользовании имущества, в том числе по линии представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах;
80) организует работу по проверке (ревизии) внешнеэкономической деятельности российских участников и субъектов военно-технического сотрудничества и их представительств в иностранных государствах;
81) организует обеспечение представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, а также в установленном порядке внешнеэкономических организаций специальной связью, осуществляет меры по защите информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
82) выполняет другие функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
6. Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации пользуется безвозмездно в установленном порядке закрепленными за ним служебными помещениями в Российской Федерации, а также недвижимым имуществом за рубежом в пределах, необходимых для функционирования представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах.
7. Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации осуществляет меры по социальной защите, социальному развитию, улучшению условий труда, жилищных, культурно-бытовых условий и медицинского обслуживания работников системы Министерства.
8. Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации для выполнения возложенных на него задач имеет право:
1) запрашивать и получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организаций, в том числе оборонного комплекса, информацию и материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Министерства;
2) издавать в установленном порядке в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями и гражданами;
3) привлекать в установленном порядке экспертов и советников, заключать договоры с организациями и гражданами для выполнения работ по направлениям, входящим в компетенцию Министерства;
4) давать заключения по проектам решений о приватизации торговых предприятий, относящихся к федеральной собственности;
5) вносить в установленном порядке предложения о кандидатурах представителей интересов государства в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности;
6) назначать и производить в рамках компетенции Министерства и по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом документальные и фактические проверки (ревизии, инвентаризации), назначать аудиторские проверки предприятий, в хозяйственном ведении или в оперативном управлении которых находится государственное имущество, относящееся к федеральной собственности;
7) подготавливать и вносить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предложения по вопросам создания, реорганизации и ликвидации входящих в систему Министерства организаций; принимать решения о создании, реорганизации и ликвидации входящих в систему Министерства государственных учреждений, если реализация этих решений осуществляется в пределах выделенных им бюджетных ассигнований и штатной численности;
8) выдавать в установленном порядке иностранным организациям и фирмам разрешения на открытие в Российской Федерации представительств;
9) иметь в своем составе самостоятельный центральный шифровальный орган и ведомственную сеть специальной связи;
10) взаимодействовать в пределах своей компетенции с государственными органами, а также с организациями, в том числе ассоциациями и союзами, должностными и частными лицами как в Российской Федерации, так и за рубежом;
11) использовать в установленном порядке внебюджетные средства, получаемые от выдачи лицензий, сертификатов, а также от оказания услуг, в том числе осуществляемых загранучреждениями, для финансирования развития материально-технической базы Министерства, на социальные нужды и для материального стимулирования его работников.
9. Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.
Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление им своих функций.
Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации. Распределение обязанностей между заместителями Министра производится Министром.
10. Министр внешних экономических связей и торговли Российской Федерации:
1) издает в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации приказы, распоряжения и инструкции, подлежащие обязательному исполнению работниками Министерства, а также входящими в его систему организациями;
2) вносит в установленном порядке предложения по формированию и изменению персонального состава российских частей межправительственных комиссий по торгово-экономическому, военно-техническому и научно-техническому сотрудничеству между Российской Федерацией и иностранными государствами;
3) вносит по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации предложения о введении временных мер по защите внутреннего рынка;
4) вносит по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в установленном порядке предложения об изменении и о дополнении перечней товаров, работ и услуг, экспорт и импорт которых осуществляются по лицензиям или в особом порядке, а также порядка осуществления соответствующих экспортно-импортных операций;
5) определяет перечень и объемы информации о состоянии внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, а также сроки представления Министерству внешних экономических связей и торговли Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации этой информации;
6) устанавливает обязанности и определяет ответственность руководителей структурных подразделений Министерства;
7) вносит в Правительство Российской Федерации предложения о назначении на должность и об освобождении от должности руководителей представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах;
8) назначает на должность и освобождает от должности руководящих работников центрального аппарата Министерства, заместителей руководителей представительств Российской Федерации по торгово-экономическим вопросам в иностранных государствах, других руководящих работников загранаппарата, уполномоченных;
9) утверждает положения о структурных подразделениях Министерства, а также в установленном порядке уставы входящих в систему Министерства предприятий, учреждений и иных организаций; заключает в соответствии с законодательством Российской Федерации контракты с руководителями этих предприятий;
10) утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства, его загранаппарата, территориальных органов Госторгинспекции и уполномоченных в пределах установленной Правительством Российской Федерации численности и фонда оплаты труда работников, а также смету расходов на их содержание в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований;
11) представляет в установленном порядке особо отличившихся работников системы Министерства к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации;
12) осуществляет другие права в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. В Министерстве внешних экономических связей и торговли Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии) и заместителей Министра (по должности), а также руководителей ведущих подразделений Министерства. В состав коллегии могут включаться представители других федеральных органов исполнительной власти, организаций, а также ученые и специалисты.
Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министра.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Министерства, и принимает по ним соответствующие решения.
Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов, оформляются протоколами и проводятся в жизнь, как правило, приказами Министра.
В случае разногласий между Министром и коллегией Министр реализует свое решение, докладывая о возникших разногласиях Правительству Российской Федерации. Члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также могут сообщить о нем Правительству Российской Федерации.
12. Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации может образовывать координационные, научно-консультативные и экспертные советы по проблемам внешних экономических связей и внутренней торговли и участвовать в их работе.
Состав координационных, научно-консультативных и экспертных советов Министерства и положения о них утверждаются Министром.
Организационно-техническое обеспечение деятельности указанных советов осуществляется центральным аппаратом Министерства.
13. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации, его уполномоченных, Госторгинспекции и загранаппарата осуществляется за счет средств федерального бюджета, направляемых на государственное управление, а также иных источников в рамках законодательства Российской Федерации.
14. Министерство внешних экономических связей и торговли Российской Федерации является юридическим лицом, имеет бюджетный и иные счета в Центральном банке Российской Федерации, счета в других банках и кредитных организациях, в том числе в иностранной валюте, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.