Определение Конституционного Суда РФ от 22.04.2014 N 848-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильина Григория Борисовича на нарушение его конституционных прав частью 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Положением преамбулы Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"
Редакция от 22.04.2014 — Действует с 22.04.2014

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 апреля 2014 г. N 848-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ИЛЬИНА ГРИГОРИЯ БОРИСОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ 5 СТАТЬИ 31 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ПОЛОЖЕНИЕМ ПРЕАМБУЛЫ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина Г.Б.Ильина вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Г.Б.Ильин, уволенный в декабре 2012 года с государственной гражданской службы в связи с проведением организационно-штатных мероприятий по пункту 6 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", оспаривает конституционность следующих законоположений:

части 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в первоначальной редакции, возлагавшей на представителя нанимателя обязанность при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы сообщать об этом в письменной форме гражданским служащим за два месяца до сокращения;

положения преамбулы Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации", согласно которому данный Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

По мнению заявителя, часть 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не обязывавшая представителя нанимателя уведомлять государственного гражданского служащего о возможном увольнении при проведении организационно-штатных мероприятий за три месяца, если решение о сокращении должностей государственной гражданской службы может привести к массовому увольнению, противоречит статьям 7, 19 (часть 1) и 37 Конституции Российской Федерации, оспариваемое же положение преамбулы Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" противоречит статьям 7 и 37 Конституции Российской Федерации, поскольку не позволяет признать обязанность работодателя уведомить орган службы занятости о возможном увольнении работников (абзац первый пункта 2 статьи 25 указанного Закона) вытекающей из норм трудового права и, соответственно, являющейся частью процедуры увольнения.

Оспариваемые нормы были применены в деле заявителя судами общей юрисдикции.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Г.Б.Ильиным материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.

Часть 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в оспариваемой редакции утратила силу в связи с принятием Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 57-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В настоящее время правовое регулирование порядка и срока предупреждения государственного гражданского служащего об увольнении в связи с проведением организационно-штатных мероприятий содержится в части 2 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", предписывающей представителю нанимателя предупреждать государственного гражданского служащего о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца.

Правовое регулирование, обязывающее представителя нанимателя при сокращении в государственном органе должностей гражданской службы сообщать об этом в письменной форме гражданским служащим, является элементом правового механизма увольнения по сокращению должностей государственной гражданской службы, носит гарантийный характер, позволяет государственному гражданскому служащему заблаговременно узнать о предстоящем увольнении и с момента предупреждения об увольнении начать поиск подходящей работы. Само по себе оно не препятствует установлению в соглашениях, заключаемых сторонами социального партнерства, более длительных сроков предупреждения о предстоящем увольнении в целях обеспечения государственным гражданским служащим наиболее благоприятных условий для последующего трудоустройства, направлено на защиту прав государственных гражданских служащих и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.

Что касается оспариваемого положения преамбулы Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", то оно направлено на определение сферы действия данного Закона, конкретных прав и обязанностей субъектов соответствующих правоотношений не устанавливает и не может расцениваться как затрагивающее права заявителя.

Проверка же правильности выбора судом подлежащих применению правовых норм, в том числе с точки зрения возможности применения положений Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отраслевого соглашения с учетом фактических обстоятельств дела заявителя, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится, а входит в полномочия вышестоящих судов общей юрисдикции.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ильина Григория Борисовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН