ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. N 867-р
(в ред. Распоряжений Правительства РФ от 17.08.2013 N 1459-р, от 20.08.2015 N 1622-р)
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием" (далее - план).
2. Руководителям федеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализацию плана:
обеспечить реализацию плана;
ежеквартально, до 5-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Минэкономразвития России информацию о ходе реализации плана.
3. Мониторинг и контроль реализации плана осуществлять в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. N 1613-р.
4. Минфину России и федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, при подготовке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период учитывать в установленном порядке мероприятия, предусмотренные планом.
5. Пункт утратил силу. (в ред. Распоряжения Правительства РФ от 17.08.2013 N 1459-р)
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 29 мая 2013 г. N 867-р
ПЛАН
МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "РАСШИРЕНИЕ ДОСТУПА СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА К ЗАКУПКАМ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ МОНОПОЛИЙ И КОМПАНИЙ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ"
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 20.08.2015 N 1622-р)
I. Общее описание проекта
Реализация "дорожной карты" "Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием" (далее - "дорожная карта") призвана снять административные, финансовые и информационные барьеры для субъектов малого и среднего предпринимательства и существенно увеличить их долю в закупках инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием (далее - заказчики), закупочная деятельность которых подпадает под действие Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", облегчив доступ бизнеса к закупкам и сделав закупочные процедуры более простыми, прозрачными и эффективными.
Объем закупок заказчиков в настоящее время составляет не менее 7 триллионов рублей в год. По экспертным оценкам, доля субъектов малого и среднего предпринимательства в указанных закупках составляет суммарно не более 10 процентов, что во многом связано с ориентацией системы закупок заказчиков на интересы крупного бизнеса, в первую очередь дочерних и аффилированных компаний заказчиков.
Доступ движущей силы развития современной экономики - инновационных компаний малого и среднего предпринимательства - к закупкам в значительной степени ограничен из-за низкого спроса на инновации со стороны заказчиков и отсутствия у заказчиков простой и прозрачной системы внедрения инновационных решений, предлагаемых субъектами малого и среднего предпринимательства, а также доступа субъектов малого и среднего предпринимательства как к выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ заказчиков, так и к промышленному внедрению их результатов заказчиками.
Менеджмент заказчиков не стимулирован на активное привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам и развитие полноценной конкурентной среды, наличие которой позволяет заказчикам осуществлять свои закупки у ответственных и квалифицированных исполнителей по оптимальным ценам. При этом реализация мероприятий "дорожной карты" не должна создавать условия, при которых заказчики будут вынуждены осуществлять закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства более дорогой и менее качественной продукции (работ, услуг).
Реализация "дорожной карты" позволит существенно увеличить долю закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков (с 10 до 25 процентов), долю прямых закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков (с 2 до 10 процентов), долю инновационной продукции и результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков, а также ограничит возможности недобросовестного менеджмента заказчиков и дочерних или аффилированных структур в создании цепочек посредников и обеспечит прямой доступ отечественных производителей к закупкам заказчиков.
Учитывая, что доля закупок заказчиков в валовом внутреннем продукте страны составляет не менее 10 процентов, реализация "дорожной карты" позволит добиться кратного увеличения доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (включая инновационные компании малого и среднего предпринимательства) в валовом внутреннем продукте России, увеличения числа производственных предприятий среди компаний малого и среднего предпринимательства, количества инновационно активных российских компаний и, как следствие, валового внутреннего продукта страны и роста уровня жизни ее граждан.
Реализация мероприятий "дорожной карты" будет осуществляться с 2013 по 2018 год. Мероприятия "дорожной карты" распространяются только на заказчиков, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 процентов, в том числе на заказчиков, указанных в перечнях, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, а также в перечне стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 г. N 1009. Целями "дорожной карты" являются:
увеличение доли закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков;
увеличение доли прямых закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков;
снятие административных, финансовых и информационных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства при участии в закупках и поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг для заказчиков;
увеличение доли закупок инновационной продукции и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков.
Наименование контрольного показателя эффективности | Текущее значение | 2016 год | 2018 год |
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 20.08.2015 N 1622-р) | |||
Доля общих закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков (измеряется как стоимостная доля договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем ежегодном объеме договоров, заключенных в рамках закупок заказчиков. При этом учитываются как прямые договоры с субъектами малого и среднего предпринимательства, так и субподрядные договоры 1-го уровня. Под субподрядными договорами 1-го уровня в рамках "дорожной карты" понимаются договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, заключенные непосредственно между субъектами малого и среднего предпринимательства и компаниями любой организационно-правовой формы, заключившими прямые договоры с заказчиками на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) | 10 | не менее 18 | не менее 25 |
Доля прямых закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков (измеряется как стоимостная доля договоров, заключенных заказчиками напрямую с субъектами малого и среднего предпринимательства (без посредников), в общем ежегодном объеме договоров, заключенных в рамках закупок заказчиков) | 2 | не менее 10 | не менее 10 |
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 20.08.2015 N 1622-р) | |||
Доля закупок в электронной форме в общем ежегодном объеме закупок заказчиков открытыми конкурентными способами (измеряется как стоимостная доля договоров, заключенных по итогам открытых процедур закупки в электронной форме, в общем ежегодном объеме договоров, заключенных в рамках закупок заказчиков открытыми конкурентными способами) | 30 | не менее 45 | не менее 70 |
Увеличение доли закупок инновационных товаров (работ, услуг) и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ у субъектов малого и среднего предпринимательства в общем ежегодном объеме закупок заказчиков (измеряется как увеличение стоимостной доли договоров, заключенных заказчиками с субъектами малого и среднего предпринимательства на поставку инновационных товаров (выполнение работ, оказание услуг) и выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, в общем ежегодном объеме договоров, заключенных в рамках закупок заказчиков относительно базового года (в качестве базового используется 2013 год) | - | +100 | + 300 |
II. План мероприятий
Вид документа (мероприятия) | Ответственный исполнитель | Срок | Ожидаемые результаты | |
I. Создание механизмов доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам заказчиков | ||||
1. Выделение доли для субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в производственной сфере, осуществляющих поставки товаров собственного производства, выполняющих собственными силами работы и услуги, или торговых представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся по отношению к ним дочерними, зависимыми или аффилированными компаниями (далее - субъекты малого и среднего предпринимательства, занятые в производственной сфере), в общем ежегодном объеме закупок заказчиков с учетом различных видов деятельности организаций государственного сектора экономики и хозяйствующих субъектов, получающих средства из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | постановление Правительства Российской Федерации | Минэкономразвития России, Минфин России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | октябрь 2013 г. | постановление Правительства Российской Федерации "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" |
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 20.08.2015 N 1622-р) | ||||
1-й этап | февраль 2016 г. | доля прямых закупок заказчиков в 2015 году у субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в производственной сфере, составляет не менее 5 процентов, доля общих закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства составляет не менее 9 процентов | ||
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 20.08.2015 N 1622-р) | ||||
2-й этап | февраль 2017 г. | доля прямых закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в производственной сфере, составляет не менее 10 процентов, доля общих закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства составляет не менее 18 процентов | ||
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 20.08.2015 N 1622-р) | ||||
3-й этап | декабрь 2018 г. | доля прямых закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в производственной сфере, составляет не менее 10 процентов, доля общих закупок заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства составляет не менее 25 процентов | ||
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 20.08.2015 N 1622-р) | ||||
2. Установление особенностей закупок у участников закупок, представивших план привлечения субподрядчиков из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в производственной сфере | постановление Правительства Российской Федерации | Минэкономразвития России, Минфин России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | октябрь 2013 г. | постановление Правительства Российской Федерации "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц" |
3. Установление для заказчиков требований по разработке и утверждению перечня товаров (работ или услуг), поставляемых (выполняемых или оказываемых) субъектами малого и среднего предпринимательства по прямым контрактам с заказчиками и (или) субподрядным договорам 1-го уровня, а также условий и порядка применения таких перечней | постановление Правительства Российской Федерации | Минэкономразвития России, Минфин России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | октябрь 2013 г. | постановление Правительства Российской Федерации "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц" |
4. Установление для заказчиков требований по введению в положение о закупке критериев, в соответствии с которыми осуществляется закупка товаров, работ и услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), в пределах которой размещение заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков осуществляется у субъектов малого и среднего предпринимательства | постановление Правительства Российской Федерации | Минэкономразвития России, Минфин России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | октябрь 2013 г. | постановление Правительства Российской Федерации "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц" |
5. Установление приоритета товаров российского происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам и услугам, выполняемым и оказываемым иностранными лицами, с учетом таможенного законодательства Таможенного союза и международных договоров Российской Федерации | постановление Правительства Российской Федерации | Минэкономразвития России, Минфин России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | апрель 2014 г. | постановление Правительства Российской Федерации "Об установлении приоритета товаров российского происхождения, работ и услуг, выполняемых и оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам и услугам, выполняемым и оказываемым иностранными лицами" |
6. Установление критериев отнесения товаров, работ и услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции | нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти | федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности | июль 2013 г. | устранение неопределенности при отнесении (неотнесении) товаров, работ и услуг к инновационной и (или) высокотехнологичной продукции |
7. Увеличение доли закупок в электронной форме в общем ежегодном объеме открытых конкурентных закупок | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и (или) руководителям заказчиков по вопросу об увеличении доли закупок заказчиков в электронной форме в общем ежегодном объеме закупок заказчиков открытыми конкурентными способами | Минэкономразвития России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | октябрь 2013 г. | увеличение доли закупок заказчиков в электронной форме в общем ежегодном объеме закупок заказчиков открытыми конкурентными способами |
1-й этап | декабрь 2014 г. | не менее 40 процентов | ||
2-й этап | декабрь 2015 г. | не менее 45 процентов | ||
3-й этап | декабрь 2016 г. | не менее 50 процентов | ||
4-й этап | декабрь 2017 г. | не менее 60 процентов | ||
5-й этап | декабрь 2018 г. | не менее 70 процентов | ||
8. Установление для заказчиков обязательства по созданию совещательного органа заказчика, отвечающего за общественный аудит эффективности проводимых закупок, в том числе на предмет использования передовых технологических решений, с обязательным включением в него представителей общественных объединений предпринимателей среднего и малого бизнеса (включая объединения в сфере закупочной деятельности), отраслевых научных и образовательных учреждений, технологических платформ, а также по разработке положения о деятельности совещательного органа, предусматривающего порядок его формирования и деятельности, обеспечивающего эффективность взаимодействия между заказчиком и субъектами малого и среднего предпринимательства при соблюдении коммерческой и государственной тайны. Предусмотреть, что ключевыми направлениями деятельности совещательного органа является рассмотрение практики осуществления закупок в рамках Федерального закона "О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и жалоб на организацию закупок со стороны представителей субъектов малого и среднего предпринимательства независимо от права таких субъектов и других участников закупочной деятельности на подачу жалобы в ФАС России в установленные законодательством Российской Федерации сроки. Обеспечить контроль эффективности работы системы "одного окна" заказчика для внедрения инновационной продукции и результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ субъектов малого и среднего предпринимательства, а также обеспечения взаимного трансферта технологий. Обеспечить максимальную открытость деятельности совещательного органа, предусмотрев формирование ежегодных публичных докладов об эффективности закупочной системы заказчика | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и (или) руководителям заказчиков по вопросу об установлении для заказчиков обязательства по созданию совещательного органа, отвечающего за общественный аудит эффективности проводимых закупок, в том числе на предмет использования передовых технологических решений, с обязательным включением в него представителей общественных объединений предпринимателей среднего и малого бизнеса (включая объединения в сфере закупочной деятельности), отраслевых научных и образовательных учреждений, технологических платформ | Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | август 2013 г. | создание совещательных органов заказчиков, отвечающих за общественный аудит эффективности проводимых закупок |
9. Установление требования для заказчиков по разработке, утверждению и введению в действие обязательного и находящегося в открытом доступе положения о порядке и правилах внедрения инновационных решений. Положение должно: содержать последовательность действий организаций (включая субъекты малого и среднего предпринимательства) по внедрению своих инновационных решений или предложений в деятельность заказчиков с описанием порядка и сроков прохождения всех процедур и принятия решений; содержать регламент работы структурного подразделения заказчика, отвечающего за внедрение инновационных решений; быть согласованным в обязательном порядке с совещательным органом заказчика, отвечающим за общественный аудит эффективности проводимых закупок; быть размещено на сайте заказчика и федеральном сайте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и (или) руководителям заказчиков по вопросу, касающемуся разработки и введению в действие положения о порядке внедрения инновационных решений в деятельность заказчиков | Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | август 2013 г. | создание системы "одного окна" заказчика для инновационных субъектов малого и среднего предпринимательства |
10. Установление для заказчиков обязательств по ежегодному выделению в структуре закупок лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной в размере не менее 20 процентов от ежегодного объема закупок вида (типа) стандартной продукции, которая может быть замещена инновационной продукцией, разработанной субъектами малого и среднего предпринимательства и прошедшей оценку соответствия по безопасности и надежности в соответствии с положением о порядке и правилах внедрения инновационных решений, а также при соблюдении следующих условий: в случае отсутствия инновационных предложений в рамках процедур закупки осуществляется закупка стандартной продукции, что указывается в документации о закупке; информация о планах формирования лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной размещается в свободном доступе на сайте заказчика и на федеральном сайте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и (или) руководителям заказчиков по вопросу об установлении обязательств заказчиков по ежегодному выделению в структуре закупок лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной в размере не менее 20 процентов ежегодного объема закупок вида (типа) стандартной продукции, которая может быть замещена инновационной продукцией, разработанной субъектами малого и среднего предпринимательства и прошедшей оценку соответствия по безопасности и надежности в соответствии с положением о порядке и правилах внедрения инновационных решений | Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти | декабрь 2013 г. | выполнение обязательств по ежегодному выделению в общей структуре закупок лотов на закупку инновационной продукции взамен традиционной |
II. Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства | ||||
11. Разработка методических рекомендаций по реализации пилотных программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства, включающих в себя: создание общеотраслевых понятных и прозрачных принципов и требований системы закупок; создание четких стандартов квалификации поставщиков для обеспечения деятельности конкурирующих между собой компаний, в том числе на рынке высокотехнологичной продукции; создание системы поддержки надежных, квалифицированных и ответственных поставщиков (исполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей через закупки заказчиков реализацию государственной политики по развитию отечественного малого и среднего предпринимательства; порядок ведения открытых отраслевых реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - участников программ партнерства | методические рекомендации по реализации пилотных программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства | Минэкономразвития России, Минпромторг России, Минтранс России, Минэнерго России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" с участием автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" | август 2013 г. | утвержденные методические рекомендации по развертыванию пилотных программ партнерства между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства |
12. Разработка заказчиками совместно с Минтрансом России, Минэнерго России и объединениями предпринимателей малого и среднего бизнеса пилотных программ партнерства с учетом методических рекомендаций, в том числе программы Государственной компании "Автодор", открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (Минтранс России), программы открытого акционерного общества "Федеральная сетевая компания единой энергетической системы", открытого акционерного общества "Газпром" (Минэнерго России) | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и (или) руководителям заказчиков по вопросу о разработке заказчиков совместно с Минтрансом России, Минэнерго России и объединениями предпринимателей малого и среднего бизнеса пилотных программ партнерства с учетом методических рекомендаций | Минэкономразвития России, Минтранс России, Минэнерго России | ||
1-й этап | октябрь 2013 г. | принятие пилотных программ партнерства | ||
2-й этап | ноябрь 2013 г. | начало реализации пилотных программ партнерства заказчиков с субъектами малого и среднего предпринимательства | ||
13. Создание и ведение федеральными органами исполнительной власти совместно с общественными объединениями предпринимателей малого и среднего бизнеса открытых отраслевых реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - участников программ партнерства (федеральные органы исполнительной власти осуществляют соответствующие функции в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств) | пилотные программы партнерства | Минэкономразвития России, федеральные органы исполнительной власти (координаторы программ партнерства), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | ноябрь 2013 г., далее - ежегодно на весь период реализации "дорожной карты" | внедрение пилотных программ партнерства. Ежегодное увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства - участников отраслевых программ партнерства составляет не менее 15 процентов |
14. Введение в рамках реализации программ партнерства обязательного авансирования на исполнение прямых контрактов заказчиков с субъектами малого и среднего предпринимательства в размере не менее 30 процентов суммы договора | пилотные программы партнерства | Минэкономразвития России, федеральные органы исполнительной власти (координаторы программ партнерства), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | январь 2014 г., далее - на весь период реализации "дорожной карты" | внедрение авансирования на исполнение прямых контрактов заказчиков с субъектами малого и среднего предпринимательства в размере не менее 30 процентов суммы договора в рамках реализации программ партнерства |
15. Разработка в рамках реализации программ партнерства процедур и планов работы по обмену и внедрению новых технологий между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства | пилотные программы партнерства | Минэкономразвития России, федеральные органы исполнительной власти (координаторы программ партнерства), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | в соответствии с графиком, установленным в программах партнерства | внедрение разработанных заказчиками процедур и планов работы по обмену и внедрению новых технологий между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства |
16. Обеспечение со стороны заказчиков в рамках реализации программ партнерства своевременного и полного информирования субъектов малого и среднего предпринимательства о необходимых заказчикам для разработки и внедрения технических и технологических решениях, материалах, изделиях, конструкциях, оборудовании, процессах, услугах в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе (на основе плана закупок инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции заказчиков) | пилотные программы партнерства | Минэкономразвития России, федеральные органы исполнительной власти (координаторы программ партнерства), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | в соответствии с графиком, установленным в программах партнерства | внедрение разработанных заказчиками процедур и планов работы по обмену и внедрению новых технологий между заказчиками и субъектами малого и среднего предпринимательства |
III. Повышение прозрачности процедур закупки и снятие информационных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||
17. Подготовка предложений по упрощению для субъектов малого и среднего предпринимательства процедур закупок у заказчиков путем сокращения, упрощения и приведения к стандартизированным формам документации, необходимой для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и (или) руководителям заказчиков по вопросу о подготовке стандартизированных форм документации, необходимой для участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков | Минэкономразвития России, Минфин России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | декабрь 2013 г. | упрощение участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков |
18. Разработка заказчиками методики определения жизненного цикла продукции, работ, услуг, являющихся предметом закупки | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и (или) руководителям заказчиков по вопросу о разработке методики определения жизненного цикла продукции, работ и услуг, являющихся предметом закупки | Минэкономразвития России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | декабрь 2013 г. | внедрение в практику закупок заказчиков методики определения жизненного цикла продукции, работ и услуг, являющихся предметом закупки |
19. Обеспечение разработки и внедрения в процедуры закупок заказчиков критерия оценки и сопоставления заявок "стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта" с возможностью заключения по результатам закупки контракта жизненного цикла на основе разработанной методики: для закупок инновационной продукции (в том числе взамен традиционной); для закупок высокотехнологичной и (или) технически сложной продукции | директивы (поручения) Председателя Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и(или) руководителям заказчиков по вопросу о внесении изменений в положение о закупке | Минэкономразвития России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | январь 2014 г. | применение критерия "стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта" при оценке заявок, в том числе в рамках закупок инновационной продукции и высокотехнологичной и (или) технически сложной продукции, где экономически целесообразен учет расчета последующих издержек, связанных с использованием продукции или эксплуатацией и (или) содержанием объекта |
20. Проведение закупки инновационной продукции (в том числе взамен традиционной), а также высокотехнологичной, технически сложной продукции с применением критерия "стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта" с возможностью заключения контракта жизненного цикла | директивы (поручения) Председателя Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и (или) руководителям заказчиков по вопросу о проведении закупки инновационной продукции (в том числе взамен традиционной), а также высокотехнологичной, технически сложной продукции с применением критерия "стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта" с возможностью заключения контракта жизненного цикла | Минэкономразвития России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | 2014 год | проведение заказчиками закупок с применением критерия "стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта" с возможностью заключения контракта жизненного цикла |
21. Формирование реестра инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации | поручение Правительства Российской Федерации | Минэкономразвития России с участием открытого акционерного общества "Роснано", открытого акционерного общества "Российская венчурная компания", государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" | декабрь 2013 г. | сформированный и размещенный на портале в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" реестр инновационных продуктов, технологий и услуг, рекомендуемых к использованию в Российской Федерации |
22. Создание и ведение совместно с общественными объединениями предпринимателей среднего и малого бизнеса открытого федерального реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - участников отраслевых программ партнерства (федеральные органы исполнительной власти осуществляют соответствующие функции в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств). Реестр объединяет данные отраслевых реестров и является информационным ресурсом. Размещается на федеральном сайте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации | поручение Правительства Российской Федерации | Минэкономразвития России | декабрь 2013 г. | создание федерального открытого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства - участников отраслевых программ партнерства |
23. Проведение широкомасштабной информационно-рекламной кампании, популяризирующей участие субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков. Разработка в рамках указанной кампании, размещение на федеральном сайте поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и ежегодная актуализация бесплатных обучающих материалов по участию субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков (федеральные органы исполнительной власти осуществляют соответствующие функции в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств) | поручение Правительства Российской Федерации | Минэкономразвития России с участием автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" | ноябрь 2013 г., далее - на весь период реализации "дорожной карты" | понимание последовательности процесса участия в закупках заказчиков более 90 процентами предпринимателей, владельцев субъектов малого и среднего предпринимательства (в соответствии с опросами общественного мнения) |
IV. Снятие финансовых барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства | ||||
24. Создание обязательства заказчиков предоставлять субъектам малого и среднего предпринимательства возможность выбора условий обеспечения заявки между банковской гарантией и денежным обеспечением, а также введение дополнительных (к банковской гарантии и денежному обеспечению) условий обеспечения заявки и предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства возможности выбора условий обеспечения заявки | директивы (поручение) Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и (или) руководителям заказчиков по вопросу о внесении обязательных требований в положение о закупке заказчика | Минэкономразвития России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | август 2013 г. | наличие выбора у субъектов малого и среднего предпринимательства в предоставлении в качестве обеспечения заявки банковской гарантии, денежного обеспечения и дополнительных условий обеспечения заявки |
25. Создание обязательства заказчиков осуществлять возврат обеспечения заявок в срок не более 7 рабочих дней со дня подведения итогов закупок всем участникам, относящимся к субъектам малого и среднего предпринимательства, кроме занявших 1-е и 2-е место по итогам закупок. Для участников, занявших 1-е и 2-е место, обеспечить возврат обеспечения заявок субъектов малого и среднего предпринимательства в течение 7 рабочих дней после подписания договора | директивы (поручение) Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и(или) руководителям заказчиков по вопросу о внесении обязательных требований в положение о закупке заказчика | Минэкономразвития России | август 2013 г. | процент возврата обеспечения в указанный срок (кроме 1-го и 2-го места) составляет не менее 90 процентов |
26. Создание обязательства заказчиков по ограничению срока от даты подведения итогов закупок до подписания договора с субъектами малого и среднего предпринимательства - не более 20 рабочих дней | директивы (поручение) Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и (или) руководителям заказчиков по вопросу о внесении обязательных требований в положение о закупке заказчика | Минэкономразвития России | август 2013 г. | количество договоров, соответствующих критерию ограничения срока подписания договора 20 рабочими днями, составляет не менее 90 процентов общего количества заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства договоров |
27. Создание обязательства заказчиков по установлению максимального срока оплаты выполненных работ после подписания закрывающих документов для договоров, по которым исполнителем выступает субъект малого и среднего предпринимательства, не более 10 рабочих дней | директивы (поручение) Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и (или) руководителям заказчиков по вопросу о внесении обязательных требований в положение о закупке заказчика | Минэкономразвития России | август 2013 г. | количество договоров, закупки по которым оплачены в указанные сроки, составляет не менее 90 процентов общего количества заключенных с субъектами малого и среднего предпринимательства договоров |
V. Создание системы мотивации и мониторинга | ||||
29. Организация формирования официальной статистической информации об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков, в том числе в закупках инновационной продукции, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также о заключении субподрядных договоров 1-го уровня с субъектами малого и среднего предпринимательства | внесение изменений в форму федерального статистического наблюдения N 1закупки | Росстат, Минэкономразвития России | июль 2013 г. | формирование официальной статистической информации о проведении торгов и других способов закупок заказчиков, в том числе инновационной продукции, научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также о заключении субподрядных договоров 1-го уровня с субъектами малого и среднего предпринимательства |
30. Разработка и введение для менеджмента заказчиков обязательного критерия показателя эффективности - доли закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая закупки инновационных товаров (работ, услуг) и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Доля закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства, включая закупки инновационных товаров (работ, услуг) и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, определяется на основании формируемой ежеквартально заказчиком статистической информации об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчиков, включая закупки инновационных товаров (работ, услуг) и научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Разработка системных мер стимулирования (наказания) за выполнение (невыполнение) указанного критерия показателя эффективности для менеджмента заказчика (в увязке с финансовой эффективностью деятельности) | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и(или) руководителям заказчиков по вопросу о внесении изменений в документы заказчиков о формировании ежеквартальной статистической информации и премировании руководящего состава и работающих по контракту должностных лиц заказчиков | Минэкономразвития России, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" | август 2013 г. | расширение стимулов для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к закупкам заказчиков и развития аутсорсинга |
31. Введение в число критериев показателей эффективности для топ-менеджмента заказчиков обязательных параметров, характеризующих инновационное развитие компании: производительность труда с ростом не менее 5 процентов в год до достижения к 2018 году среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний; экономия энергетических ресурсов не менее 5 процентов в год до достижения к 2018 году среднеотраслевых значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний; уровень экологичности производства товаров и выполнение работ на уровне не ниже значений, характерных для аналогичных зарубежных компаний | директивы (поручения) Правительства Российской Федерации представителям государства в органах управления заказчиков и (или) руководителям заказчиков по вопросу о внесении изменений в документы заказчиков о формировании ежеквартальной статистической информации и премировании руководящего состава и работающих по контракту должностных лиц заказчиков | Минэкономразвития России | август 2013 г. | стимулирование заказчиков на внедрение передовых технологических решений субъектов малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационного развития заказчиков с привлечением субъектов малого и среднего предпринимательства |
32. Мониторинг и контроль реализации "дорожной карты", в том числе проведение анализа международного и отечественного опыта в части государственных закупок и закупок заказчиков, использование указанного инструмента для поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и распространение лучших выявленных практик путем внесения изменений в мероприятия и контрольные показатели "дорожной карты" | поручение Правительства Российской Федерации о порядке мониторинга и контроля реализации "дорожной карты" | Минэкономразвития России с участием автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений предпринимателей | на постоянной основе | ежегодный отчет и доклад Правительству Российской Федерации |