МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ НА ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЯХ ВОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ
2-е издание, переработанное и дополненное
УДК 627.8.059.2
Введение
Аварии на гидротехнических сооружениях (далее - ГТС) представляют существенную опасность для населения, хозяйственных объектов и окружающей среды. Наиболее опасны аварии (катастрофы), приводящие к частичному или полному разрушению ГТС с дальнейшим развитием и распространением волны прорыва (гидродинамические аварии). Такие аварии чаще всего классифицируются как катастрофические, так как приводят к нарушению жизнедеятельности, травматизму и гибели людей, к значительным разрушениям или существенным нарушениям режимов эксплуатации зданий, сооружений и объектов инфраструктуры, к разрушениям или нарушениям природных объектов (животные, почвы, леса и т.д.).
Особую опасность представляют аварии на накопителях промышленных отходов - они могут привести к загрязнению местности радиоактивными, токсичными и другими вредными веществами.
Основная цель всех работ, проводящихся на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации ГТС, заключается в том, чтобы исключить возможность аварий и, в особенности, прорыва напорного фронта с катастрофическими последствиями. Тем не менее, риск аварий на ГТС неизбежен и подлежит оценке, анализу и регулированию.
К числу основных причин, которые могут вызвать аварии на гидротехнических сооружениях систем водного хозяйства и промышленности, относятся:
- стихийные бедствия (землетрясения, ураганы, горные обвалы, наводнения, ливни, сели и др.);
- недостаточный объем изыскательских работ и неправильная оценка инженерно-геологических, гидрологических, сейсмических, климатических условий строительства;
- ошибки в проектировании;
- некачественное производство работ (особенно при строительстве сравнительно небольших сооружений, когда не обеспечен должный геотехнический контроль с участием инженеров-гидротехников);
- неправильная эксплуатация сооружения (в том числе обусловленная недостаточной укомплектованностью штатами и техникой, низкой квалификацией эксплуатационного персонала, недостатками финансирования, недостаточной обеспеченностью эксплуатационно-методической документацией и т.п.);
- отсутствие или недостаточный объем мероприятий по обеспечению готовности объекта к локализации и ликвидации аварийной ситуации; отсутствие своевременных ремонтных работ;
- техногенные катастрофы;
- военные действия, диверсии и террористические акты.
В Российской Федерации (далее - РФ) в значительной степени сформирована нормативно-правовая база по обеспечению безопасности ГТС, основой которой прежде всего являются:
- Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.1997 г. N 117-ФЗ (с последующими редакциями в Федеральных законах от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ, от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ и изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ, от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ, от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ);
- Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.11.1994 г. N 68-ФЗ;
- Постановление Правительства РФ "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" от 16.10.1997 г. N 1320;
В связи с утратой силы Постановления Правительства РФ от 16.10.97 N 1320, следует руководствоваться принятым взамен Постановлением Правительства РФ от 27.10.2012 N 1108.
- Постановление Правительства РФ "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" от 23.05.1998 г. N 490;
- Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" от 06.11.1998 г. N 1303;
- Постановление Правительства РФ "Об утверждении правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения" от 18.11.2001 г. N 876;
- Постановление Правительства РФ "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.05.2007 г. N 304;
- "Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения". Утвержден приказом МЧС России, Минэнерго России, МПР России, Минтранса России и Госгортехнадзора России от 18.05.2002 г. N 243/150/270/68/89, зарегистр. Минюстом России 03.06.2002 г., peг. N 3493;
- ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий. Изменен "Изменением N 1", введенным в действие постановлением Госстандарта России от 31.05.2000 г. N 148-ст;
- ГОСТ Р 22.1.12-2005, Группа Т58. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования;
- ГОСТ 19185-73. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения;
- СНиП 33-01-2003. Гидротехнические сооружения. Основные положения. М., Госстрой России, 2004.
Целый ряд нормативных документов, правил и рекомендаций разработан и утвержден органами государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, получили развитие работы в направлении страхования рисков аварий ГТС.
Настоящие методические рекомендации предназначены для экспертной оценки риска аварий на ГТС водохозяйственного и промышленного назначения при декларировании их безопасности, экспертизе деклараций безопасности и страховании рисков аварий.
Реализация разработанных рекомендаций позволяет в достаточно простой и ясной форме дать сопоставительную оценку риска аварий на ГТС на основе экспертного анализа всей совокупности факторов, влияющих на надежность и безопасность их работы, включая возможный ущерб при аварии.
Экспертный анализ факторов, влияющих на риск аварий на гидротехнических сооружениях, проводится на основании рассмотрения следующих основных материалов:
- утвержденный рабочий проект, включая все внесенные в него изменения и данные об инженерно-геологических, гидрогеологических, гидрологических, топографических и природно-климатических условиях строительства;
- исполнительная документация, включая акты на скрытые работы;
- декларация безопасности ГТС;
- критерии безопасности ГТС;
- правила использования водных ресурсов водохранилищ;
- инструкция по эксплуатации с регламентацией должностных обязанностей обслуживающего персонала, технологической схемы заполнения накопителя промышленных отходов и пр.;
- проект мониторинга ГТС;
- инструкция по проведению натурных наблюдений (по мониторингу);
- данные о соответствии проекту состава и состояния контрольно-измерительной аппаратуры (далее - КИА); материалы геотехнического контроля в процессе строительства; материалы наблюдений состояния ГТС и окружающей среды в зоне влияния гидротехнического сооружения в период эксплуатации; акты инспекторских проверок и комиссионных обследований состояния ГТС, расследований имевших место повреждений и аварий;
- результаты расчетов волны прорыва и оценки возможного ущерба; данные о службе эксплуатации ГТС и уровне культуры эксплуатации ГТС (укомплектованность и квалификация штатов, техническая оснащенность; наличие необходимых методических материалов, средств измерений и контроля, регулярность обследований состояния ГТС и проведения текущих ремонтов, привлечение к анализу данных натурных наблюдений специализированных организаций и пр.);
- данные о готовности объекта к локализации и ликвидации аварийных ситуаций (наличие плана ликвидации аварий по возможным сценариям, укомплектованность и оснащенность аварийных бригад и привлекаемых в случае необходимости формирований ГО инструментами и техникой, наличие и достаточность противоаварийного запаса материалов, регулярность противоаварийных тренировок, наличие и состояние средств связи и системы оповещения и т.п.);
- данные об организации санитарных, защитных и охранных зон гидротехнических объектов.
1. Общие положения
Применительно к опасным природным и техногенным процессам понятия "опасность" и "риск" относятся соответственно к возможным воздействиям на объект и его реакции на эти воздействия ("уязвимости").
Графически рассматриваемое соотношение представлено на рис. 1.
Рис. 1. Схема формирования риска от внешней опасности.
Из рисунка видно, что риск возникает только в области пересечения опасности с объектом и не существует без них, т. е. риск при существующей опасности для технически неуязвимого объекта отсутствует (равен нулю), как и риск для весьма уязвимого объекта при отсутствии опасности. Отсюда вытекают общие определения понятий.
Опасность (при оценке возможности аварии на ГТС) - процессы, протекающие в ГТС и зоне их влияния и представляющие угрозу для жизни или условий жизнедеятельности людей, объектов хозяйства или окружающей среды.
Уязвимость - свойство ГТС терять способность к выполнению заданных функций в результате негативных воздействий.
Риск аварии ГТС - мера опасности, характеризующая возможность возникновения аварии гидротехнического сооружения и тяжесть ее последствий для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды.
Оценка риска аварии ГТС - процесс, используемый для определения частоты (вероятности) и степени тяжести последствий реализации опасностей аварий ГТС для здоровья, жизни людей, имущества и окружающей природной среды.
Оценка риска аварии ГТС включает оценку частоты (вероятности) и последствий возможной аварии ГТС и сравнение полученных результатов с допустимым уровнем риска аварии ГТС.
Комплексной характеристикой объекта становится оценка суммарного риска, позволяющая произвести сравнительную оценку ситуации с позиций возможных потерь для существующих или проектируемых объектов.
Оценка риска основывается на результатах контроля и анализа факторов безопасности, наиболее существенных для данного сооружения, и условий его эксплуатации.
Под факторами безопасности понимаются количественные и качественные характеристики состояния сооружения, природных воздействий и ожидаемого ущерба от аварии или разрушения ГТС.
Понятие риска является универсальной количественной мерой потенциальной опасности, позволяющей:
- провести корректировку исходных целей и стратегии решения задач анализа риска;
- провести сравнение опасностей различной природы и механизмов действия;
- провести классификацию и ранжирование потенциальных источников опасности по их вкладу в интегральные показатели риска;
- изучить механизм и исследовать причинно-следственную логику возникновения и развития аварий, а также влияние на показатели риска различных факторов технологического, природного и социального характера;
- обеспечить направленное снижение рисков за счет оптимального управления технологическими (техническими) и организационно-методическими факторами воздействия (снижение вероятности, уменьшение величины ущерба).
Расчет и использование меры риска в качестве оценки безопасности проектируемого, строящегося, эксплуатируемого или выведенного из эксплуатации ГТС требует совместного учета характеристик сооружения, которые непосредственно связаны с вероятностью аварии, и характеристик ущерба от возможной аварии.
Безопасность ГТС - свойство ГТС, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Авария ГТС - опасное техногенное происшествие, создающее угрозу жизни и здоровью людей, приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и коммуникаций, нарушению производственных и транспортных процессов, нанесению ущерба окружающей среде.
Переходя к количественным оценкам опасности, уязвимости, риска, следует иметь в виду, что каждое из них является достаточно сложной функцией многих переменных - факторов. Для получения количественных характеристик указанных понятий необходимо определить полный набор таких факторов. Их объединение по совокупностям будем называть показателями (показателями уязвимости, опасности, риска). В зависимости от величин показателей строится градация по степеням опасности, уязвимости, риска.
Такой подход позволяет работать уже с достаточно ограниченным числом переменных и выполнять количественную оценку, которую можно назвать интегральной.
За основу количественной оценки опасности, уязвимости, риска чрезвычайной ситуации (далее - ЧС) (аварии) на ГТС принят широко известный подход получения нормирующих коэффициентов, характеризующих долю от наиболее неблагоприятной ситуации, принимаемой за единицу. Указанный подход количественной оценки риска аварий ГТС реализован далее.
1. Интегральная оценка опасности ГТС
Опасность аварии на ГТС определяется следующими показателями:
1. Превышение принятых при обосновании конструкции сооружения природных нагрузок и воздействий.
2. Обоснованность и соответствие проектных решений современным нормативным требованиям.
3. Соответствие проекту конструкции сооружения, технологии его возведения, условий его эксплуатации и свойств материалов сооружения и основания.
4. Возможные последствия и ущерб при аварии ГТС. Степень опасности по каждому из показателей устанавливается отдельно на том или ином уровне на основании экспертных оценок с учетом приведенных ниже рекомендаций.
2. Интегральная оценка опасности ГТС
2.1. Показатель опасности 1
Показатель опасности превышения принятых при расчетном обосновании конструкции сооружения природных нагрузок и воздействий (сейсмические, волновые и температурные воздействия; нагрузки от наносов; гидростатические, ветровые и ледовые нагрузки; опасность превышения расчетных расходов через водосбросные сооружения и т.п.) принимается по экспертной оценке на одном из четырех уровней, каждый из которых имеет соответствующий код, с учетом указаний действующих нормативных документов по определению нагрузок и воздействий на сооружения, данных натурных наблюдений за период эксплуатации ГТС и отличительных признаков, приведенных в таблице 1.
Также при оценке риска аварии на гидротехническом сооружении по показателю опасности 1 оцениваются возможные опасности возникновения следующих негативных природных и техногенных воздействий на ГТС: сход селевых и снежных лавин, смерчи, ураганы, развитие карстово-суффозионных процессов, цунами, штормовой нагон, образование заторов, обрушение в водохранилище или накопитель береговых склонов, просадки связанные с подработкой территории, падение летательного аппарата, взрыв (пожар, химическая авария) на транспортном средстве, диверсия, теракт и др.
Таблица 1
Примеры случаев средней опасности:
- в районе расположения ГТС увеличены ветровые нагрузки;
- в районе расположения ГТС скорректированы (в сторону увеличения) гидрогеологические показатели;
- район расположения ГТС оказался в зоне подрабатываемых территорий;
- в береговой зоне ГТС отмечены оползневые явления;
- в районе расположения ГТС возможны сходы снежных лавин;
- в районе расположения ГТС отмечены карстово-суффозионные явления (образование суффозионных воронок, провалы, просадки).
Примеры случаев большой опасности:
- на территории расположения ГТС увеличена балльность возможной сейсмической нагрузки;
- в районе расположения ГТС возможен сход селевого потока;
- район расположения ГТС находится в зоне боевых действий или действия террористических групп.
2.2. Показатель опасности 2
Показатель опасности, оценивающий обоснованность и соответствие проектных решений современным нормативным требованиям, устанавливается по одному из 4-х уровней в соответствии с таблицей 2.
При экспертной оценке обоснованности и соответствия проектных решений современным нормативным требованиям принимаются во внимание следующие основные факторы:
1. Достаточность инженерно-геологических изысканий, выполненных при проектировании ГТС.
2. Надежность и обоснованность методов определения и назначения расчетных характеристик (физико-механические, фильтрационные и пр.) материалов сооружений и их оснований.
3. Достаточность расчетного обоснования конструкций сооружений, оснащения контрольно-измерительной аппаратурой, обоснованность и соответствие современным нормативным требованиям применявшихся расчетных методов.
4. Повышение класса ответственности.
Примеры случаев средней опасности:
- недостаточно обосновано назначение ветровых и волновых нагрузок;
- недостаточно обосновано назначение гидравлических нагрузок на элементы конструкций водосбросных и водосливных сооружений (водобойные колодцы, оголовки, гасители и т.п.);
- принятые проектные решения по сопряжению сооружения и основания недостаточно надежны, не исключена возможность развития суффозионных процессов и др.;
- недостаточен объем инженерно-геологических изысканий;
- недостаточен объем назначенной по проекту КИА;
- применялись устаревшие методы расчета (либо по тем или иным причинам вызывают сомнения результаты определения расчетных характеристик грунтов в теле и основании ГТС).
Примеры случаев большой опасности:
- ошибки в гидрологических и/или водобалансовых расчетах, в результате которых возможно переполнение емкости водохранилища (накопителя);
- по каким-либо причинам повышен класс капитальности сооружения, но не проведены работы по оценке соответствия его конструкций новым требованиям;
- ошибки в гидравлических расчетах водосбросных сооружений, в результате которых возможно переполнение емкости водохранилища (накопителя);
- ошибки в расчетах устойчивости откосов ГТС, в результате которых возможно разрушение ГТС.
2.3. Показатель опасности 3
Показатель опасности, по которому оценивается соответствие проекту конструкций сооружения, технологии его возведения, условий его эксплуатации и свойств материалов сооружения и основания, так же, как и показатель опасности 2, устанавливается на одном из четырех уровней, характеризуемых отличительными признаками, приведенными в таблице 3.
При экспертной оценке соответствия проекту конструкции ГТС, условий его эксплуатации, а также свойств материалов сооружения и основания подлежат учету следующие основные факторы:
1. Соответствие конструктивных и компоновочных решений ГТС принятым в проекте.
2. Соответствие проекту режимов эксплуатации ГТС (изменение в водохранилище или накопителе проектных уровней воды (далее - УВ), скоростей наполнения или сработки, переключения ГТС на работу в каскаде гидроузлов или накопителей и др.).
3. Соответствие проекту качества материалов (по данным геотехнического контроля при строительстве ГТС, а также (при их наличии) данным инженерно-геологических работ по определению фактических характеристик материалов ГТС и основания в период эксплуатации).
4. Соответствие проекту типов и/или конструкций гидромеханического оборудования и оборудования по их управлению и ремонту, оборудования систем пульпоподачи и оборотного водоснабжения, а также другого вспомогательного оборудования.
5. Соответствие проекту (по составу и конструкции) КИА, установленной на ГТС.
Таблица 3
Примеры случаев средней опасности:
- несоответствие проекту физико-механических, прочностных, деформационных, фильтрационных характеристик грунтов или материалов техногенного происхождения в теле или основании плотин и дамб, обусловливающее необходимость проведения поверочных расчетов устойчивости, фильтрационной прочности и др.;
- несоответствие проекту КИА, установленной на ГТС, (по составу, количеству и качеству аппаратуры);
- несоответствие проекту очертаний откосов плотины или дамбы, что требует проведения поверочных расчетов устойчивости;
- несоответствие проекту условий эксплуатации плотины (в случаях, если по гребню плотины открыто движение большегрузного транспорта; вблизи плотины производятся взрывные работы и др.);
- несоответствие проекту регламента намыва накопителя промышленных отходов, объемов подаваемых стоков, уровня воды в прудке;
- несоответствие проекту установленного оборудования систем пульпоподачи и/или оборотного водоснабжения;
- несоответствие проекту установленного гидромеханического оборудования или его элементов (по виду, составу, материалам, технологии изготовления и т.п.);
- несоответствие проекту установленного вспомогательного оборудования (лебедки, тали, насосы, гидроусилители, трубопроводы, троса и т.п.)
- несоответствие проекту водного баланса водохранилища (накопителя) (повышение нормального подпорного уровня (далее - НПУ), форсированного подпорного уровня (далее - ФПУ), ускоренная сработка уровня);
- возможность развития химической суффозии грунтов (шламов или других техногенных материалов) тела и основания плотины или дамбы вследствие изменения химического состава накапливаемых отходов или стоков.
Примеры случаев большой опасности:
- не полностью соответствуют проекту параметры водосбросных сооружений, при максимальных расчетных паводковых расходах возможно превышение ФПУ, перелив воды через гребень плотины, ее размыв и образование волны прорыва и др.;
- значительные несоответствия проекту материалов сооружений и основания, при которых возможно возникновение аварийной ситуации (потеря устойчивости; суффозионный размыв; разрушение бетонных, железобетонный и стальных конструкций и т.п.).
Этот показатель опасности учитывает возможные последствия и величину ущерба при ЧС (аварии) ГТС.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" масштаб ЧС, возникающей при аварии ГТС, определяется в зависимости от количества пострадавших людей, размера материального ущерба и границ зоны распространения поражающих факторов.
Код показателя 4 принимается по таблице 4 в зависимости от масштаба возможной ЧС при аварии рассматриваемого ГТС.
Таблица 4
Интегральная количественная оценка опасности ГТС, включая возможный ущерб при ЧС, характеризуется коэффициентом опасности , который представляет собой долю от наиболее неблагоприятной обстановки (сочетания показателей опасности) на объекте.
При наиболее неблагоприятном сочетании уровней четырех рассмотренных показателей опасности (интегральный код 3334) коэффициент опасности равен = 1, в остальных случаях 0 < < 1.
Численные значения коэффициента опасности , в зависимости от установленного интегрального кода показателей опасности получены на основе экспертной оценки коэффициентов значимости или "удельного веса" каждого из показателей опасности, а также оценки относительной роли (весовых коэффициентов) каждого из уровней опасности по тому или иному показателю. Количественные оценки этих величин приведены в таблице 5.
Таблица 5
Экспертная оценка коэффициентов значимости показателей и уровней опасности ГТС
При этом коэффициент опасности определяется из соотношения:
где: - коэффициент значимости i-ro показателя опасности; - значение кода i-гo показателя опасности; - нормирующий множитель показателя опасности. Расчетные значения коэффициента опасности для каждого события, определяемого соответствующим кодом, приведены в таблице 6.
Таблица 6
Значения коэффициентов опасности
3. Интегральная оценка уязвимости ГТС
Уровень уязвимости ГТС определяется их восприимчивостью, а также восприимчивостью окружающей среды (в зоне влияния сооружения) к воздействию факторов опасности.
Приняты следующие основные показатели уязвимости ГТС:
1. Состояние сооружения (по данным мониторинга).
2. Состояние окружающей среды в зоне влияния гидротехнического сооружения (по данным мониторинга).
3. Организация эксплуатации ГТС (соблюдение требований безопасной эксплуатации).
4. Готовность объекта к локализации и ликвидации ЧС.
Уязвимость ГТС по показателю 1 устанавливается в зависимости от состояния сооружения на одном из 4-х уровней в соответствии с таблицей 7.
Экспертная оценка уязвимости ГТС по показателю 1 производится на основе анализа результатов визуальных и инструментальных наблюдений, осмотров, комиссионных обследований и специальных изыскательских и научно-исследовательских работ. Состояние сооружения и его основания оценивается с учетом установленных нарушений их конструктивных элементов и соответствия контролируемых параметров их предельно допустимым значениям (далее - ПДЗ).
ПДЗ параметров состояния принимаются равными расчетным значениям для основного и особого сочетания нагрузок или значениям, уточненным в процессе строительства и эксплуатации и утверждаются в рамках "Критериев безопасности", предусмотренных Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.97 г. N 117-ФЗ.
Таблица 7
Примечание: при прочих равных условиях степень уязвимости по показателю 1 плотин и дамб, находящихся в эксплуатации более 40 - 50 лет, повышается на один уровень (если отсутствуют данные полевых исследований по определению фактических физико-механических характеристик грунтов основания и тела плотины или дамбы).
Примеры случаев малой уязвимости:
- повреждения отдельных участков крепления верхового откоса плотин и дамб, образование локальных пустот под бетонными плитами крепления;
- локальные просадки гребня плотины, смещений относительно друг друга секций парапета, появление на гребне и низовом откосе продольных трещин;
- отдельные нарушения работы дренажных устройств: зарастание дренажной канавы; кольматация обратных фильтров, сопровождающаяся плавным изменением расхода дренажных вод, появлением на откосе и в нижнем бьефе отдельных очагов болотной растительности и др.;
- образование на поверхности бетонных конструкций волосяных трещин, нарушения защитного слоя бетона;
- появление в зонах пазов затворов, на бычках и устоях трещин раскрытия, локальные нарушения уплотнений затворов;
- локальные повреждения на участках подводящих каналов, рисбермы, водобойного колодца и др.
Примеры случаев средней уязвимости:
- наличие на гребне плотин и дамб поперечных трещин или продольных трещин значительной протяженности, не затрагивающие зоны плотины (дамбы) ниже возможного максимального уровня жидкости (ФПУ);
- наличие на откосах плотин и дамб локальных выпоров грунта, значительных размывов поверхностными водами;
- размывы креплений откосов плотин из каменной наброски, нарушения бетонных креплений, сопровождающиеся разрушением уплотнений швов, смещением плит, образованием под плитами значительных пустот;
- нарушения работы дренажных устройств, сопровождающиеся скачкообразным изменением расходов и уровней воды, заиление дренажей;
- периодическое появление на низовых откосах, в нижнем бьефе и на контакте с бетонными сооружениями выходов фильтрационных вод;
- наличие на низовом откосе и в пойме нижнего бьефа значительных площадей с ходами землеройных животных;
- наличие на низовом откосе и в пойме нижнего бьефа значительных площадей с просадками грунта;
- неравномерные осадки и смещения бетонных сооружений, мостовых опор;
- образование пустот под облицовками каналов, рисбермы и пр.;
- превышение установленных сроков эксплуатации гидромеханического оборудования, основных и аварийно-ремонтных затворов и не создающие аварийной ситуации их неисправности (нарушения уплотнений, неисправности систем защиты затворов от обледенения в зимний период и пр.).
Примеры случаев большой уязвимости:
- превышение ПДЗ контролируемых параметров состояния сооружения и основания (осадки и смещения, уровни воды в водохранилище или накопителе, положение депрессионной кривой в плотинах, дамбах и пр.), вызывающие аварийную ситуацию;
- наличие на гребне плотин и дамб поперечных трещин или продольных трещин значительной протяженности, затрагивающие зоны плотины (дамбы) ниже возможного максимального уровня жидкости (ФПУ);
- наличие трещин закола, оползневых деформаций на гребне и откосах плотин и ограждающих дамб;
- превышение расчетных контролируемых расходов в дренажных системах, сопровождающиеся суффозионными явлениями;
- наличие на низовых откосах и у подошвы плотин и дамб сосредоточенных выходов фильтрационных вод (грифонов) или появление сосредоточенных токов мутной воды с выходом в нижний бьеф по контакту с бетонными сооружениями (устоями водосбросов, водоприемников, водопропускными трубами);
- разрушения элементов конструкций и сооружений (бетонных плотин, водосбросов, водоспусков, пульпопроводов и др.), повреждения гидромеханического оборудования, создающие аварийную ситуацию, и др.;
- аварийное состояние водосбросных колодцев на накопителях промышленных отходов.
3.2.Показатель уязвимости 2
Уязвимость ГТС по показателю 2 устанавливается на одном из 4-х уровней в соответствии с таблицей 8.
Экспертная оценка уязвимости ГТС по показателю 2 производится на основе анализа результатов мониторинга состояния окружающей среды в зоне влияния гидротехнического сооружения и сравнения контролируемых параметров с предельно допустимыми значениями, которые устанавливаются в соответствие с существующими нормативными требованиями (СНиП, СанПин, ГОСТ и др.).
Экспертная оценка уязвимости ГТС в зависимости от состояния окружающей среды в зоне его влияния производится на основе анализа следующих основных факторов:
1. Соблюдение правил организации и эксплуатации санитарных зон.
2. Организация мониторинга состояния окружающей среды в зоне влияния ГТС, в том числе наличие и состояние КИА, периодичность осмотров и наблюдений, состав проводимых наблюдений и т.п.
3. Соответствие качества воды в водохранилище или накопителе установленным нормам и/или проектным требованиям.
4. Соответствие показателей качества донных отложений водохранилищ и накопителей отходов, а также складируемых гидромеханическим способом промышленных отходов нормативным и/или проектным значениям.
5. Соблюдение нормативных или проектных показателей по доле мелководных зон в площади водохранилища.
6. Процессы эрозии береговой зоны водохранилищ.
7. Качество грунтовых вод в зоне влияния накопителей жидких отходов.
8. Качество воды в поверхностных водоемах, попадающих в зону влияния ГТС.
9. Процессы загрязнения почв и подстилающих их грунтов в зоне влияния накопителей жидких отходов.
10. Процессы пыления береговой зоны водохранилищ и, особенно, накопителей жидких отходов.
11. Процессы испарения вредных, токсичных и ядовитых жидкостей из накопителей жидких отходов.
12. Состояние флоры и фауны в зоне влияния ГТС, в том числе с оценкой изменения этого состояния во времени (здоровье и условия жизнедеятельности растений и животных, численность, видовой состав, преобладающие виды, смена биоценозов и т.п.
13. Воздействие на окружающую среду, возникающее вследствие проведения работ при строительстве или реконструкции ГТС (в том числе наращивании накопителей промышленных отходов).
Таблица 8
Примеры случаев малой уязвимости:
- содержание вредных веществ в грунтовых водах, почве, грунтах и поверхностных водоемах в зоне влияния ГТС промышленного назначения превышает фоновые показатели, но меньше ПДЗ;
- отмечается временное "цветение" воды в водохранилище не питьевого назначения;
- на ограниченных участках отмечается эрозия берегов;
- отмечается временное пыление береговых зон;
- на ограниченных участках отмечается изменение состояния флоры и фауны в зоне влияния ГТС, например, заболачивание, залужение и т.п.
Примеры случаев средней уязвимости:
- при соблюдении ПДЗ наблюдается существенное ухудшение качества воды и/или донных отложений в водохранилище;
- содержание вредных веществ в грунтовых водах, почве, грунтах и поверхностных водоемах в зоне влияния ГТС промышленного назначения незначительно превышает предельно допустимые значения;
- отмечается пыление береговых зон;
- на значительных участках отмечается эрозия берегов;
- на значительных участках отмечается изменение состояния флоры и фауны в зоне влияния ГТС, например, заболачивание, залужение и т.п.;
- отмечается долговременное "цветение" воды в водохранилище не питьевого назначения;
- отмечается изменение состояния флоры и фауны в зоне влияния ГТС с уменьшением видового и численного состава растений и животных;
- отмечаются отдельные нарушения правил организации и эксплуатации санитарных зон;
- организация мониторинга состояния окружающей среды в зоне влияния ГТС по отдельным позициям не соответствует нормативным и/или проектным требованиям: недостаточное количество и/или неработоспособное состояние части КИА, несоблюдение установленной периодичности осмотров и наблюдений, несоответствие проводимых наблюдений по составу и т.п.;
- наблюдается незначительный перенос вредных, токсичных и ядовитых веществ из накопителей жидких отходов в процессе испарения при соблюдении их ПДЗ на прилегающих территориях.
Примеры случаев большой уязвимости:
- содержание вредных веществ в грунтовых водах, почве, грунтах и поверхностных водоемах в зоне влияния ГТС промышленного назначения существенно превышает предельно допустимые значения;
- качество воды и/или донных отложений в водохранилище не соответствует установленным ПДЗ;
- не соблюдаются правила организации и эксплуатации санитарных зон;
- не проводится мониторинг состояния окружающей среды (за исключением случаев, когда имеется обоснование об отказе от такого мониторинга);
- отмечаются необратимые изменение состояния флоры и фауны в зоне влияния ГТС, связанные с ухудшением здоровья и гибелью растений и животных.
3.3. Показатель уязвимости 3
Уязвимость по показателю 3 (организация эксплуатации ГТС) устанавливается в соответствии с таблицей 9 на одном из 4-х уровней.
Экспертная оценка уязвимости ГТС в зависимости от организации его эксплуатации (уровня культуры эксплуатации) производится на основе анализа следующих основных факторов:
1. Укомплектованность штатов и квалификация персонала службы эксплуатации.
2. Укомплектованность необходимой техникой, механизмами, инструментами, расходными материалами и т.п.
3. Наличие необходимой проектной, эксплуатационной и нормативно-методической документации, к которой относятся:
- проект гидротехнического сооружения;
- критерии безопасности;
- правила использования водных ресурсов водохранилища;
- инструкция по эксплуатации ГТС с регламентацией должностных обязанностей обслуживающего персонала, схемы заполнения накопителя промышленных отходов, вопросов техники безопасности и охраны окружающей среды;
- инструкция по мониторингу (проведению контрольных наблюдений);
- ежегодные графики планово-предупредительных ремонтов сооружений, сетей и оборудования, а также данные о фактически проведенных работах;
- материалы геотехнического контроля в процессе строительства;
- документация по проводимым эксплуатирующей организацией наблюдениям за состоянием ГТС и окружающей среды:
- графики проводимых наблюдений, журналы наблюдений, приказы и распоряжения в связи с выявленными недостатками и т.п.;
- обобщенные материалы наблюдений в период эксплуатации (годовые отчеты, аналитические записки, заключения и рекомендации специализированных организаций), а также материалы инспекторских проверок и обследований состояния ГТС;
- документация по расследованию аварий и повреждений;
- предписания органов государственного и авторского надзора;
- нормативно-методические пособия и рекомендации, необходимые для эксплуатации рассматриваемого гидротехнического сооружения, в том числе правила безопасности, методические пособия по проведению мониторинга и ремонтных работ, заводские паспорта и инструкции по эксплуатации установленного гидромеханического, насосного и вспомогательного оборудования и т.п.;
4. Наличие, соответствие проекту и состояние контрольно-измерительной аппаратуры.
5. Регулярность (в соответствии с принятыми на объекте правилами, инструкциями, графиками) контрольных наблюдений и комиссионных обследований состояния ГТС.
6. Уровень и регулярность технического обслуживания и ремонта оборудования (механизмов) и сооружений.
7. Соблюдение правил эксплуатации (режима наполнения и сработки водохранилища, маневрирования затворами, схемы и интенсивности заполнения накопителя и др.).
8. Соблюдение правил организации и эксплуатации защитных и охранных зон гидротехнического объекта, в том числе наличие (при необходимости) предупредительных и запретительных знаков, ограждения, освещения, охраны, а также иных разработанных мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения в охранную зону, противодействию террористической и диверсионной угрозе.
Таблица 9
Примеры случаев малой уязвимости:
- временная недостаточная укомплектованность штатов;
- частичный выход из строя и необходимость ремонта и замены КИА;
- отсутствие отдельных необходимых документов;
- выполнение не в полном объеме планово-предупредительных ремонтных работ в установленный срок и др.
Примеры случаев средней уязвимости:
- недостаточная укомплектованность и недостаточный уровень квалификации персонала службы эксплуатации (на ГТС I, II классов - отсутствие в штатах инженеров-гидротехников) ;
- недостаточный объем и нерегулярность проведения контрольных наблюдений;
- частичное отсутствие необходимой документации;
- отсутствие в полном объеме или выход из строя большей части предусмотренной проектом КИА;
- задержки в проведении планово-предупредительных ремонтных работ, техническом обслуживании гидромеханического оборудования;
- несоблюдение правил организации и эксплуатации защитных и охранных зон гидротехнического объекта (при отсутствии прямой угрозы теракта или диверсии).
Примеры случаев большой уязвимости:
- низкий уровень квалификации и значительная недоукомплектованность штатов службы эксплуатации;
- полное или весьма существенное отсутствие необходимой документации;
- отсутствие предусмотренной проектом КИА и регулярных контрольных наблюдений за состоянием ГТС;
- значительные задержки в проведении планово-предупредительных ремонтных работ и др.;
- несоблюдение правил организации и эксплуатации защитных и охранных зон гидротехнического объекта (при наличии прямой угрозы теракта или диверсии).
Экспертная оценка готовности объекта к локализации и ликвидации ЧС производится с учетом следующих основных факторов:
1. Наличие типовых решений по локализации и ликвидации чрезвычайных (аварийных) ситуаций по возможным сценариям их развития на ГТС объекта, плана оперативных действий персонала при возникновении ЧС, плана эвакуации персонала и населения из зоны возможного затопления волной прорыва.
2. Обученность персонала действиям в условиях ЧС.
3. Наличие и укомплектованность аварийно-ремонтных и аварийно-спасательных бригад, регулярность их тренировок.
4. Оснащенность аварийно-ремонтных бригад и привлекаемых в случае необходимости для ликвидации ЧС формирований ГО и ЧС инструментом, оборудованием и механизмами для выполнения аварийно-спасательных работ.
5. Наличие и достаточность аварийного запаса строительных материалов.
6. Состояние дорог, мостов и подъездов к ГТС в районе гидроузла и на его территории.
7. Наличие и состояние средств связи (в том числе аварийных) и систем оповещения.
Уровень уязвимости ГТС по показателю 4 устанавливается на одном из 4-х уровней в соответствии с отличительными признаками, приведенными в таблице 10.
Таблица 10
Примеры случаев средней уязвимости:
- недоукомплектованность или неполное оснащение аварийно-ремонтных бригад;
- плохое состояние дорог на объекте и др.;
- отсутствие на объекте достаточного количества оборудования и механизмов для экстренного проведения аварийно-восстановительных работ;
- отсутствие подъездов к резервам строительных материалов и ГТС, недостаточный объем аварийного запаса материалов;
- неустойчивое функционирование систем оповещения и др.
Примеры случаев большой уязвимости:
- отсутствие плана ликвидации чрезвычайных ситуаций (аварий) или его несоответствие реальным сценариям возможного развития аварийных ситуаций на объекте;
- отсутствие аварийного запаса материалов, средств и механизмов для выполнения аварийно-восстановительных и спасательных работ, неподготовленность персонала;
- отсутствует возможность подъездов к ГТС;
- отсутствие надежной системы оповещения, плана эвакуации персонала и населения из зоны ЧС и др.;
- не проводятся регулярно тренировки и проверки знаний дежурного персонала и аварийных бригад, а также штабные тренировки по организации управлениями силами и средствами при локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
Перечень факторов, характеризующих уязвимость ГТС по рассмотренным показателям уязвимости, может дополняться и корректироваться с учетом особенностей рассматриваемого сооружения.
Каждый их рассмотренных показателей уязвимости может проявляться независимо от других, а степень уязвимости ГТС зависит от их комплексного воздействия.
Интегральная количественная оценка уязвимости ГТС характеризуется коэффициентом уязвимости v, который, как и коэффициент опасности , представляет собой долю от наиболее неблагоприятной обстановки на объекте по сочетанию показателей уязвимости.
Принятый за единицу коэффициент уязвимости v соответствует наиболее неблагоприятному сочетанию показателей уязвимости на объекте и характеризуется интегральным кодом 3333.
Численные значения коэффициента уязвимости в зависимости от интегрального кода могут изменяться в диапазоне: 0 < v < 1.
В результате экспертной оценки значимости показателей уязвимости ГТС получены значения коэффициентов, которые приведены в таблице 11.
Таблица 11
Оценка коэффициентов уязвимости, v выполнена по формуле:
где: - коэффициент значимости i-ro показателя уязвимости; - значение кода i -ого показателя уязвимости; - нормирующий множитель показателя уязвимости.
Расчетные значения коэффициента уязвимости для каждого события, определяемого соответствующим кодом, приведены в таблице 12.
Таблица 12
Значения коэффициентов уязвимости
4. Интегральная оценка риска аварий на ГТС
Оценка риска аварии производится на основании экспертного анализа уровня опасности аварии и уровня уязвимости ГТС. Для оценки уровня риска аварии вначале рассчитывается коэффициент риска на основе принципа пересечения этих событий, т.е.:
где: - коэффициент опасности для ГТС; v - коэффициент уязвимости ГТС.
Физический смысл коэффициента состоит в том, что он представляет собой меру (дозу) опасного воздействия на данное ГТС с установленной степенью уязвимости. Уровень безопасности ГТС оценивается по величине коэффициента риска в соответствии с данными, приведенными в таблице 13.
Таблица 13
Классификация уровня безопасности ГТС по значению коэффициента риска аварии
Диапазоны изменения коэффициента в таблице 13 назначены таким образом, чтобы была возможность практически увязать характеристики риска аварии с качественными характеристиками уровня безопасности, регламентированными "Инструкцией о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений", утвержденной Министерством природных ресурсов РФ, Министерством топлива и энергетики РФ, Министерством транспорта РФ, Федеральным горным и промышленным надзором России 12.07.1999 г. (соотв. NN 144, К-3357, К-14/367-ис, 01/229а), зарегистрированной в Минюсте РФ 05.08.1999 г., рег. N 1858.
В области значений 0,15 уровень безопасности ГТС оценивается как нормальный. Сооружение удовлетворяет всем проектным требованиям по назначению и конструктивной надежности, а также современным нормативным требованиям; эксплуатация осуществляется в соответствии с действующими законодательными актами, нормами и правилами. Дальнейшая эксплуатация сооружений и оборудования возможна без проведения каких-либо технических или организационных мероприятий по повышению безопасности при обеспечении мониторинга безопасности и своевременном выполнении плановых ремонтно-профилактических работ.
В области значений 0,15 < 0,30 уровень безопасности ГТС оценивается как пониженный. Имеются те или иные отклонения от правил безопасной эксплуатации, не устраненные своевременно в ходе плановых мероприятий по обеспечению нормального уровня безопасности, которые, однако, не препятствуют возможности выполнения сооружением заданных эксплуатационных функций. Дальнейшая безопасная эксплуатация сооружения в проектном режиме возможна при обязательном выполнении в согласованные (установленные) органами государственного надзора сроки мероприятий по повышению уровня безопасности, конкретный перечень которых вытекает из анализа факторов, обусловливающих максимальные значения показателей опасности и уязвимости.
При большом значении коэффициента риска аварии (0,30 < 0,50) Уровень безопасности ГТС оценивается как неудовлетворительный. Имеются отклонения от проектного состояния и нарушения правил безопасной эксплуатации, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации. Дальнейшая эксплуатация сооружения в проектном режиме недопустима без проведения в установленные органами государственного надзора сроки тех или иных технических (вплоть до капитального ремонта, замены оборудования и др.) и организационных мероприятий по снижению риска аварий и восстановлению нормального уровня безопасности на основе анализа факторов, обусловливающих максимальные значения показателей опасности и уязвимости.
К проведению такого анализа и разработке мероприятий по повышению уровня безопасности, как правило, должны привлекаться специализированные научно-исследовательские и проектные организации; в случае необходимости по специальным программам предусматриваются полевые исследования физико-механических характеристик грунтовых материалов, бетонных конструкций, проводятся дополнительные расчеты обоснования прочности и устойчивости сооружений и конструкций, корректируются ПДЗ контролируемых параметров состояния и пр.
Значения коэффициента риска аварии > 0,50 свидетельствуют об аварийной ситуации, уровень безопасности ГТС оценивается как опасный. В этом случае дальнейшая эксплуатация сооружения в проектном режиме по условиям риска аварии недопустима и должна осуществляться в соответствии с требованиями "Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации, либо не имеющего собственника", утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.02.1999 г. N 237. Необходимо незамедлительно информировать органы государственного надзора и, в соответствии с полученным предписанием, ввести ограничения на режим эксплуатации (снижение уровня верхнего бьефа и др.), разработать и утвердить временные правила эксплуатации. Мероприятия по восстановлению нормального уровня безопасности должны выполняться на основании анализа факторов, обусловливающих возникновение аварийной ситуации, с обязательным привлечением специализированных организаций.
После проведения необходимых мероприятий перевод сооружений вновь в проектный режим эксплуатации должен быть согласован с органами государственного надзора за безопасностью ГТС. Расчеты коэффициента риска га позволяют не только определять уровень безопасности ГТС, но и оценивать вероятность возникновения аварии Ра (ГТС):
где: - катастрофическое значение коэффициента риска ( = 1);
- допустимое значение коэффициента риска, выше которого не обеспечивается нормальный уровень безопасности ГТС ( = 0,15);
- коэффициент вероятности, зависящий от класса гидротехнического сооружения (см. табл. 14); erfc x - вероятностная функция, значения которой приведены в таблице 15.
В таблице 14, кроме значений коэффициента вероятности , приведены допустимые значения вероятностей возникновения аварий на напорных ГТС в соответствии со СНиП 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения".
Таблица 14
Допустимые значения вероятностей возникновения аварий на напорных ГТС I-III классов Рдоп (ГТС) и значения коэффициента
Если при оценке риска аварии ГТС, вне зависимости от конечных величин и Рдоп (ГТС) установлены максимальные значения тех или иных показателей опасности и уязвимости с кодом 3 (кроме показателя опасности, характеризующего возможные последствия и ущерб при аварии ГТС), собственник (эксплуатирующая организация) обязан информировать об этом органы государственного надзора за безопасностью ГТС и принять меры по устранению причин, вызывающих повышенную опасность или уязвимость сооружения по конкретному показателю в сроки, установленные соответствующим предписанием органов государственного надзора.
Таблица 15
Значения функции erfc x
В соответствии с формулой (4) и таблицей 13, определяющей уровень безопасности ГТС, в таблице 16 дана классификация уровня риска аварии ГТС.
Таблица 16
Классификация уровня риска по значению вероятности аварии ГТС
Оценка риска аварии ГТС, как мера опасности в виде возможных потерь в экономической, социальной и экологической сферах, может быть выполнена по формуле:
Rа = Ра (ГТС) Y, (5)
где: Rа - риск, выраженный в удельном (годовом) экономическом ущербе от аварии ГТС на момент обследования сооружения, (млн. руб./год); Y - суммарный ущерб, который вызывается аварией ГТС.
На основе формулы (5), данных таблицы 16 и расчетов суммарного ущерба может быть дана классификация уровня риска аварии по величине удельного ущерба от аварии ГТС.
5. Примеры расчета риска аварий на ГТС
5.1. Плотина из грунтовых материалов III класса
Интегральная оценка опасности аварии на плотине проводится в соответствии с рекомендациями главы 2 по форме, представленной в таблице 17.
Таблица 17
Интегральный код показателей опасности в соответствии с данными таблицы 17 составляет 3112.
Значение коэффициента опасности , определяется согласно установленному коду по таблице 6. Получаем: = 0,5625.
Интегральная оценка уязвимости плотины производится аналогично оценке опасности в табличной форме (см. табл. 18).
Таблица 18
В соответствии с данными таблицы 17 интегральный код показателей уязвимости 1113. Значение коэффициента уязвимости определяется по таблице 11. В результате имеем: v = 0,4667.
Таким образом, согласно выражению (3), коэффициент риска аварии = 0,2625, Ра (ГТС)= 3 x - уровень безопасности ГТС, в соответствии с данными таблицы 13 оценивается как "пониженный", а уровень риска аварии ГТС по таблице 16 определяем как "условно приемлемый".
Возможна дальнейшая безопасная эксплуатация сооружения в проектном режиме при обязательном выполнении в согласованные (установленные) органами государственного надзора сроки мероприятий по повышению уровня безопасности.
В качестве таких мероприятий необходимо:
- провести поверочные расчеты устойчивости с учетом возможного сейсмического воздействия силой 9 баллов (по шкале MSK);
- при необходимости, по результатам расчетов разработать проект усиления плотины и произвести соответствующие строительно-монтажные работы;
- выполнить плановые работы по устранению нарушения бетонного крепления верхового откоса;
- разработать и установить систему локального оповещения;
- довести до необходимых (расчетных) показателей объемы аварийного запаса строительных материалов.
5.2. Бетонный водосброс II класса
Интегральная оценка опасности аварии выполнена в виде таблицы 19.
Таблица 19
Интегральный код показателей опасности составит 1223, что соответствует коэффициенту опасности = 0,6167.
Интегральная оценка уязвимости представлена в виде таблицы 20.
Таблица 20
Таким образом, интегральный код показателя уязвимости по таблице 20 составляет 2033. Коэффициент уязвимости v в соответствии с таблицей 12 составляет v = 0,7833.
Коэффициент риска аварии, согласно формуле (3), равен:
=0,6167 * 0,7833 = 0,4831, а Ра (ГТС)= 0,11.
Согласно таблице 13 уровень безопасности аварии для рассматриваемого водосброса принимается как "неудовлетворительный", соответственно уровень риска аварии является "повышенным", близким к "недопустимому".
Дальнейшая эксплуатация сооружения в проектном режиме недопустима без проведения в установленные органами государственного надзора сроки технических и организационных мероприятий по снижению риска аварий и восстановлению нормального уровня безопасности.
В качестве таких первоочередных мероприятий необходимо:
1. Провести оценку соответствия сооружения новому статусу в связи с повышением класса с III до II.
2. По результатам оценки соответствия, при необходимости, провести поверочные гидрологические и водобалансовые расчеты.
3. При необходимости, разработать проект технических решений по пропуску дополнительных расходов и/или мероприятий по особому регулированию стока в предпаводковые и паводковые периоды эксплуатации.
4. По результатам оценки соответствия, при необходимости, разработать проект и произвести строительно-монтажные работы по изменению и/или усилению конструкций водосброса.
5. Выполнить работы по устранению выявленных провалов, размывов и деформаций грунта в зоне примыкания к бетонным конструкциям водосброса.
6. Выполнить плановые работы по устранению нарушений бетонных конструкций.
7. Обеспечить численность эксплуатирующего персонала согласно штатному расписанию.
8. Обеспечить обучение работников в соответствие с их штатными обязанностями, в том числе на курсах повышения квалификации.
9. Разработать инструкцию по эксплуатации.
10. Разработать и утвердить в установленном порядке план ликвидации аварийных ситуаций (далее - ПЛА).
11. Довести до необходимых (расчетных) показателей объемы аварийного запаса строительных материалов.
12. Разработать и утвердить программу и план обучения эксплуатационного персонала, на случай действий в условиях аварийной ситуации (в соответствие с ПЛА).
13. Проводить занятия и тренировки эксплуатационного персонала (на случай действий в условиях аварийной ситуации) с занесением задач и результатов проведенных занятий и тренировок в соответствующий журнал.
Литература
1. Природные опасности России. Под ред. В.И.Осипова, С.К.Шойгу. Москва, "КРУК", 2002 г.
2. Методические рекомендации по оценке риска аварий гидротехнических сооружений, водохранилищ и накопителей промышленных отходов. Москва, "ДАР/ВОДГЕО", 2002 г.
3. Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.97 г. N 117-ФЗ (с последующими редакциями в Федеральных законах от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ, от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, от 09.05.2005 г. N 45-ФЗ, от 18.12.2006 г. N 232-Ф3 и изменениями, внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 г. N 150-ФЗ, от 30.12.2001 г. N 194-ФЗ, от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ, от 23.12.2003 г. N 186-ФЗ).
4. Постановление Правительства РФ "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" от 23.05.1998 г. N 490.
5. Постановление Правительства РФ "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21.05.2007 г. N 304.
6. ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий. Изменен "Изменением N 1", введенным в действие постановлением Госстандарта России от 31.05.2000 г. N 148-ст.
7. ГОСТ Р 22.1.12-2005, Группа Т58. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования.
8. ГОСТ 19185-73. Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения.
9. СНиП 33-01-2003. Гидротехнические сооружения. Основные положения. Москва, Госстрой России, 2004 г.
10. РД-03-443-02. Инструкция о порядке определения критериев безопасности и оценки состояния гидротехнических сооружений накопителей жидких промышленных отходов на поднадзорных Госгортехнадзору России производствах, объектах и организациях. Утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 04.02.2002 г. N 10.
11. Стефанишин Д.В. Оценка нормативной безопасности плотин по критериям риска. Москва, "Гидротехническое строительство", 1997, N 2.