ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ЦЕННЫМ БУМАГАМ И ФОНДОВОМУ РЫНКУ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 1995 г. N 6
О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЕДЕНИЮ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИМЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
(в ред. - Постановлений ФКЦБ РФ от 17.09.96 N 18, от 30.05.97 N 16)
В целях улучшения защиты прав инвесторов и повышения качества их обслуживания:
1. Установить, что лицензии на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, выданные Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, действительны на всей территории Российской Федерации.
2. Установить, что обязательными условиями для получения лицензии на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг являются:
- наличие в Уставе юридического лица, претендующего на получение лицензии, положений об осуществлении деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг как исключительной (за исключением случаев, когда возможность совмещения с другими видами деятельности установлена Федеральным законом, актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, далее по тексту - Федеральной комиссией);
- наличие у заявителя, осуществляющего ведение реестров на момент подачи заявки, не менее 25 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг каждого эмитента более 500, при этом местом нахождения эмитентов и заявителя должна являться территория одного субъекта Российской Федерации (данное положение не распространяется на регистраторов, находящихся в Москве, Московской области, Омске, Ростове, Самаре, Санкт-Петербурге, Ленинградской области, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Челябинске, Хабаровске) (Федеральная комиссия вправе изменить и дополнить указанный список на основе данных о количестве акционерных обществ и их акционеров, находящихся на территории отдельного субъекта Российской Федерации и обязанных в соответствии с законодательством Российской Федерации передать ведение реестров владельцев именных ценных бумаг специализированным регистраторам.), или
- наличие, как правило, не менее 100 тыс. счетов, включая количество лицевых счетов в реестрах, ведение которых осуществляется заявителем, и количество счетов клиентов, ведение которых осуществляется номинальными держателями для учета ценных бумаг эмитентов, реестры которых ведутся заявителем, подтвержденное справкой заявителя (Стандарты и процедуры раскрытия номинальными держателями информации о количестве счетов, открытых клиентами для учета ценных бумаг эмитентов, реестры которых ведутся заявителем (специализированным регистратором), определяются Федеральной комиссией.);
- наличие у заявителя, не осуществлявшего ведение реестров на момент подачи заявки, не менее 15 договоров, заключенных с эмитентами на ведение их реестров на момент подачи заявки (в том числе и договоров, возникновение прав и обязанностей по которым было поставлено в зависимость от получения заявителем лицензии);
- размер собственного капитала - не менее чем 5 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации, а для заявителей, осуществляющих ведение реестров акционеров акционерных обществ, контрольный пакет акций которых закреплен в федеральной собственности, - не менее чем 10 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации, на момент подачи заявки;
- остаток денежных средств на счетах заявителя, а также средств в Государственных краткосрочных бескупонных облигациях (ГКО), облигациях Государственного сберегательного займа (ОГСЗ), облигациях Федерального займа (ОФЗ) и облигациях внутреннего государственного валютного облигационного займа на момент подачи заявки должен быть не менее 50 процентов от величины его собственного капитала;
- членство заявителя в одной из саморегулируемых организаций, объединяющей профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг; (Настоящий абзац вступает в силу после утверждения Федеральной комиссией порядка лицензирования саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.) уставный капитал специализированного регистратора не может быть оплачен ценными бумагами, эмитентами которых являются его акционеры, учредители, а также ценными бумагами эмитентов, ведение реестров которых осуществляет заявитель (регистратор).
3. Установить, что лицензия выдается сроком на один год с последующим продлением.
Заявителю, вновь начинающему деятельность в качестве специализированного регистратора, лицензия выдается сроком до 6 месяцев.
При продлении выданной на срок до 6 месяцев лицензии к регистратору предъявляются требования, предусмотренные абзацем 3 пункта 2 настоящего Приложения.
4. Расчет собственного капитала заявителя производится путем вычета из IV раздела баланса (Капитал и резервы) следующих статей:
- целевые финансирования и поступления, нематериальные активы по остаточной стоимости (за исключением программного обеспечения, обеспечивающего деятельность по ведению реестров ценных бумаг), задолженность участников (учредителей) по вкладам в уставный капитал, инвестиции в дочерние и зависимые общества, собственные акции, выкупленные у акционеров.
При наличии на балансе заявителя ценных бумаг, эмитентами которых являются учредители данного заявителя, а также векселей собственный капитал заявителя уменьшается на величину балансовой стоимости указанных ценных бумаг.
Минимальный размер собственного капитала профессионального участника, имеющего лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, в течение всего периода его деятельности должен отвечать требованиям абзаца 5 пункта 2 настоящего Приложения.
5. Выдача лицензий на право осуществления профессиональной деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг осуществляется Федеральной комиссией.
6. За выдачу лицензий взимается единовременный сбор в сумме 100 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на дату оплаты сбора заявителем. Суммы единовременного сбора зачисляются в доход федерального бюджета.
При повторном предоставлении документов на получение лицензии в случае отказа в выдаче лицензии единовременный сбор уплачивается повторно.
В случае внесения изменений в представленные для получения лицензии документы или продления лицензии уплата единовременного сбора не производится.
7. Контроль за деятельностью специализированного регистратора, получившего лицензию на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, осуществляется Федеральной комиссией.
8. Установить, что профессиональные участники, осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, вправе самостоятельно, но в размере, не превышающем сумм, предусмотренных в п. 10 настоящего Постановления, устанавливать плату:
- за внесение записей в систему ведения реестра о передаче ценных бумаг;
- за изменение и дополнение данных, содержащихся в системе ведения реестра о зарегистрированном лице (в том числе за внесение записей об обременении именных ценных бумаг, об изменении реквизитов зарегистрированного лица), за исключением информации, отражающей передачу ценных бумаг;
- за предоставление выписки из системы ведения реестра.
Информация о размере взимаемой платы за услуги, в том числе о всех ее изменениях, включается в Правила ведения реестра, разработанные регистратором, и подлежит обязательному раскрытию любому заинтересованному лицу в порядке, установленном Федеральной комиссией.
9. Не допускается взимание платы с зарегистрированных в системе ведения реестра лиц за уведомление об отказе от внесения записи в систему ведения реестра и за выдачу выписки, оформленной при размещении ценных бумаг.
10. Установить, что размер оплаты услуг регистратора не может превышать:
10.1. За внесение записей в систему ведения реестра о передаче ценных бумаг в результате их купли - продажи, в том числе на имя номинального держателя, за одно распоряжение с каждой из сторон по сделке регистратор вправе взимать плату в размере 1 (один) рубль с каждой тысячи рублей цены сделки, согласно соответствующему передаточному распоряжению, при этом максимальный размер оплаты не должен превышать 50 минимальных размеров оплаты труда, независимо от цены сделки. Последнее ограничение не распространяется на размер оплаты услуг регистратора только в случае наличия у регистратора заключенного договора страхования ответственности по возмещению имущественного вреда третьим лицам в результате осуществления им деятельности в качестве регистратора.
Регистратором может быть установлен минимальный размер оплаты за внесение записей в систему ведения реестра о передаче ценных бумаг в результате их купли - продажи, который не должен превышать 0,2 минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату представления передаточного распоряжения.
За внесение записей в систему ведения реестра в результате любого иного перехода прав собственности на ценные бумаги регистратор вправе взимать не более 0,2 минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату представления передаточного распоряжения.
В пределах указанного максимального размера регистратор вправе самостоятельно устанавливать размер взимаемой платы за внесение записей в систему ведения реестра о передаче ценных бумаг. Вся сумма, взимаемая регистратором за внесение записей в систему ведения реестра о передаче ценных бумаг, может быть уплачена одной из сторон по сделке. (в ред. Постановления ФКЦБ РФ от 30.05.97 N 16)
10.2. За изменение и дополнение данных, содержащихся в системе ведения реестра о зарегистрированном лице (в том числе за внесение записей об обременении именных ценных бумаг, об изменении реквизитов зарегистрированного лица), за исключением информации, отражающей передачу ценных бумаг, - более 0,3 минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату направления сведений или обращения к специализированному регистратору.
10.3. За выдачу выписки из системы ведения реестра, содержащей информацию о внесении записей в систему ведения реестра о передаче ценных бумаг, глобальных операциях, проведенных регистратором, а также об изменениях и дополнениях данных, содержащихся в системе ведения реестра о зарегистрированном лице (в том числе за внесение записей об обременении именных ценных бумаг, об изменении реквизитов зарегистрированного лица), - более 0,01 минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату обращения в систему ведения реестра.
За выдачу выписки во всех остальных случаях - более 0,2 минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на дату обращения в систему ведения реестра, за исключением выдачи выписки, оформленной при размещении ценных бумаг.
11. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональным отделениям Федеральной комиссии:
- оказать содействие в организации крупных регистраторов, отвечающих требованиям абзаца 3 пункта 2 настоящего Приложения, создаваемых в результате реорганизации (слияния, присоединения) регистраторов, а также фирм, осуществляющих до вступления в силу настоящего Постановления данную деятельность как неосновную;
- в месячный срок принять меры по выявлению акционерных обществ, не выполняющих требования законодательства Российской Федерации и иных правовых актов, регулирующих деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, и направить в Федеральную комиссию сведения о всех регистраторах, осуществляющих ведение реестров акционерных обществ без лицензии Федеральной комиссии, и данные (наименование, организационно - правовая форма, адрес, отраслевая принадлежность, величина уставного капитала, количество акционеров) об эмитентах с числом акционеров более 500, действующих на территории региона.
12. Установить, что при реорганизации путем слияния или присоединения нескольких регистраторов и фирм вновь образованный регистратор является правопреемником реорганизованных регистраторов по заключенным ими договорам на ведение реестров.
13. Изложить седьмой абзац пункта 3.1.5 Временного положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 12 июля 1995 г. N 3, в следующей редакции: "предоставлять зарегистрированным в системе ведения реестра владельцам и номинальным держателям ценных бумаг, владеющим более 1 процента голосующих акций эмитента, данные из реестра об имени (наименовании) зарегистрированных в реестре владельцев и о количестве, категории и номинальной стоимости принадлежащих им именных ценных бумаг".
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВЕДЕНИЮ РЕЕСТРА ВЛАДЕЛЬЦЕВ ИМЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
(в ред. - Постановления ФКЦБ РФ от 17.09.96 N 18)
1. Настоящее Временное положение о порядке лицензирования деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (далее именуется - Временное положение) разработано в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг".
2. Лицензирование проводится с целью обеспечения контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, и защиты интересов инвесторов.
3. Лицензирование осуществляется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг (далее именуется - Федеральная комиссия). Документы, необходимые для выдачи лицензии, подаются в Федеральную комиссию. Федеральная комиссия ведет реестр профессиональных участников рынка ценных бумаг, получивших лицензию на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг. В указанный реестр включаются также сведения о приостановлении или аннулировании лицензий на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг.
4. Лицензии, выданные Федеральной комиссией, действительны на всей территории Российской Федерации.
5. Для получения или продления лицензии заявитель обязан представить в Федеральную комиссию следующие документы:
- заявку на получение или продление лицензии по установленной форме в письменном виде и на электронных носителях (Приложение);
- нотариально заверенные копии учредительных документов со всеми дополнениями и изменениями к ним или, в случае представления документов на продление лицензии, нотариально заверенные копии изменений и дополнений к ним на дату представления документов для регистрации в двух экземплярах;
- нотариально заверенную копию свидетельства о государственной регистрации (только в случае представления документов на получение лицензии);
- копию справки о постановке заявителя на учет в налоговых органах (только в случае представления документов на получение лицензии);
- бухгалтерский баланс за последний отчетный год с отметкой налоговой инспекции (не представляется в случае, если заявитель является вновь созданным юридическим лицом);
- бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах деятельности на последнюю отчетную дату перед подачей заявки о выдаче или продлении лицензии (не представляется в случае, если заявитель является вновь созданным юридическим лицом);
- справку о расчете собственного капитала на момент подачи заявки о выдаче или продлении лицензии, подписанную лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа заявителя, и главным бухгалтером заявителя, заверенную печатью заявителя;
- заверенную печатью заявителя справку о структуре уставного капитала на момент подачи заявки о выдаче или продлении лицензии, подписанную лицом, исполняющим обязанности единоличного исполнительного органа заявителя, и главным бухгалтером заявителя, с указанием количества, категорий и типа акций, а также формы оплаты акций, составляющих уставный капитал заявителя;
- документы (копии платежных поручений и/или актов приема - передачи имущества в случае оплаты уставного капитала неденежными средствами), подтверждающие оплату уставного капитала учредителями заявителя (представляется только заявителем, являющимся вновь созданным юридическим лицом);
- прошитые и заверенные печатью заявителя утвержденные регистратором правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, соответствующие требованиям федерального законодательства и актам Федеральной комиссии (или, в случае представления документов на продление лицензии, последующие дополнения и изменения к ним), включающие перечень и сроки совершения операций регистратором, перечень и формы документов, на основании которых регистратор проводит перерегистрацию ценных бумаг и иные операции в реестре, формы, содержание и сроки выдачи выписок из системы ведения реестра, формы договоров с трансфер - агентами и список трансфер - агентов, правила регистрации, обработки и хранения входящей документации, размер оплаты услуг регистратора, требования к должностным лицам и персоналу регистратора (должностные инструкции), требования по осуществлению внутреннего контроля за соблюдением требований, предъявляемых к осуществлению профессиональной деятельности, и требования по защите информации, находящейся в реестре;
- перечень эмитентов, ведение реестров владельцев именных ценных бумаг которых осуществляется заявителем (или с которыми заявителем заключены договоры), с приложением копий договоров, заключенных с ними, с указанием количества лицевых счетов по каждому эмитенту (включая количество счетов клиентов, ведение которых осуществляется номинальными держателями для учета ценных бумаг эмитентов), его отраслевую принадлежность, основной вид деятельности, адрес и телефон;
- копии актов приема - передачи реестров владельцев именных ценных бумаг (представляются только для продления лицензии вновь созданного регистратора - заявителя в случае, если возникновение прав и обязанностей по договорам, заключенным заявителем с эмитентами, было поставлено в зависимость от получения заявителем лицензии);
- сведения о договорах страхования деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг и участии в программах гарантирования подписи (при наличии таких договоров и документов);
- для регистраторов, являющихся банками или иными кредитными организациями, - нотариально заверенную копию лицензии Центрального банка Российской Федерации;
- документы, подтверждающие членство заявителя в саморегулируемой организации; (Настоящий абзац вступает в силу после утверждения Федеральной комиссией порядка лицензирования саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг.)
- копию платежного поручения об уплате единовременного сбора, заверенную печатью банка и подписью должностного лица (за исключением подачи документов на продление лицензии).
6. Заявка принимается и рассматривается при условии представления полного комплекта документов. Федеральная комиссия не вправе приступать к рассмотрению заявки на получение лицензии до представления всех необходимых документов, предусмотренных пунктом 5 настоящего Временного положения, при этом датой приема заявки на получение лицензии является дата представления полного комплекта указанных документов.
Рассмотрение поданных документов на лицензирование деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, выдача лицензий, направление уведомления об отказе в выдаче или продлении лицензии производятся в течение 60 рабочих дней с даты приема заявки.
7. В целях рассмотрения документов на получение или продление лицензии Федеральная комиссия вправе направить заявителю уведомление о необходимости внесения изменений и дополнений в представленные документы, а также потребовать дополнительные документы и информацию.
В указанном случае срок рассмотрения документов Федеральной комиссией исчисляется с даты представления в Федеральную комиссию исправленных или дополнительных документов. Единовременный сбор при этом не взимается.
8. Основанием для отказа в выдаче и продлении лицензии являются:
- несоответствие представленных документов и содержащихся в них сведений требованиям пункта 2 Приложения 1 к настоящему Постановлению Федеральной комиссии и настоящего Временного положения;
- несоответствие положений, содержащихся в представленных документах, требованиям законодательства Российской Федерации и актов Федеральной комиссии;
- наличие в представленных документах ложных или недостоверных сведений;
- нарушение требований, предъявляемых к осуществлению профессиональной деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг, выявленное в результате проверок Федеральной комиссией, и неустранение их в установленные сроки.
9. Лицензия выдается по установленной форме. Одновременно на учредительных документах заявителя делается соответствующая отметка: ставится печать лицензирующего органа и штамп "Зарегистрировано". Один экземпляр учредительных документов возвращается заявителю и является неотъемлемой частью получаемой лицензии. Второй экземпляр хранится в лицензирующем органе в течение всего срока действия лицензии.
В случае, если после получения лицензии в учредительные документы регистратора вносятся изменения или дополнения, указанные изменения и дополнения должны быть представлены в Федеральную комиссию.
В случае, если после получения лицензии регистратор вносит изменения и дополнения в утвержденные им правила ведения реестра владельцев именных ценных бумаг, последние должны быть также представлены в Федеральную комиссию. При этом регистратор получает письмо с подтверждением факта регистрации или отказа в регистрации изменений или дополнений. За регистрацию изменений и дополнений плата не взимается.
10. Лицензия выдается сроком на один год и передаче другому юридическому лицу не подлежит.
11. Регистратор не позднее 30 дней, следующих за днем окончания отчетного квартала, представляет в Федеральную комиссию отчет, включающий в себя:
- бухгалтерский баланс и отчет о результатах финансовой деятельности на последнюю отчетную дату;
- перечень эмитентов (с указанием их отраслевой принадлежности, основного вида деятельности, местонахождения, почтового адреса и телефона), ведение реестров владельцев именных ценных бумаг которых осуществляется регистратором с указанием количества лицевых счетов и количества счетов клиентов, ведение которых осуществляется номинальными держателями для учета ценных бумаг эмитентов, реестры которых ведутся регистратором, и изменения количества ценных бумаг, закрепленных в государственной собственности, а также зарегистрированных дополнительных выпусков ценных бумаг по каждому эмитенту;
- справку о расчете собственного капитала на момент представления отчетности, подписанную лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа регистратора, и главным бухгалтером регистратора, заверенную печатью регистратора.
12. Федеральная комиссия приостанавливает действие выданной лицензии в следующих случаях:
- нарушения регистратором требований законодательства Российской Федерации и актов Федеральной комиссии (включая невыполнение требований пункта 2 Приложения 1 к настоящему Постановлению Федеральной комиссии, несоблюдение требований по поддержанию минимального уровня собственного капитала, непредставление или несвоевременное представление установленной отчетности перед лицензирующим органом, а также оказание препятствий Федеральной комиссии в проведении проверки деятельности по ведению реестра);
- заявления регистратора о приостановлении лицензии.
13. Лицензия, выданная Федеральной комиссией, аннулируется в случаях:
- неоднократного нарушения регистратором требований законодательства Российской Федерации и актов Федеральной комиссии (включая невыполнение требований пункта 2 Приложения 1 к настоящему Постановлению Федеральной комиссии, несоблюдение требований по поддержанию минимального уровня собственного капитала, непредставление или несвоевременное представление установленной отчетности перед лицензирующим органом, а также оказание препятствий Федеральной комиссии в проведении проверки деятельности по ведению реестра), а также неисправления указанных нарушений в установленные Федеральной комиссией сроки;
- представления в Федеральную комиссию недостоверной и заведомо ложной информации;
- признания регистратора банкротом (с даты принятия решения о признании банкротом);
- ликвидации юридического лица, являющегося регистратором (с даты принятия решения о ликвидации);
- истечения срока действия выданной регистратору лицензии;
- заявления регистратора об аннулировании лицензии.
14. В течение трех рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии или ее аннулировании Федеральная комиссия в письменной форме информирует об этом регистратора, эмитентов ценных бумаг, реестры которых ведет указанный
регистратор.
15. Возобновление действия приостановленной лицензии производится после предоставления регистратором в Федеральную комиссию отчета об устранении выявленных в его деятельности нарушений в установленные Федеральной комиссией сроки.
Федеральная комиссия вправе провести соответствующую проверку (с привлечением независимых аудиторов и иных структур) достоверности содержащейся в указанном отчете информации.
16. В трехдневный срок со дня принятия решения о возобновлении лицензии Федеральная комиссия в письменной форме уведомляет об этом регистратора.
17. Не позднее 30 дней до истечения срока действия выданной лицензии регистратор обращается в Федеральную комиссию с заявлением о продлении лицензии и приложением необходимых документов, предусмотренных пунктом 5 настоящего Приложения.
18. При изменении наименования, местонахождения или почтового адреса юридического лица, являющегося регистратором, а также при утере им бланка лицензии последний в пятнадцатидневный срок со дня произошедших изменений (утери бланка лицензии) обязан сообщить об этом в Федеральную комиссию. Переоформление (получение дубликата) лицензии производится в трехдневный срок с момента получения сообщения регистратора.
19. Контроль за осуществлением регистраторами профессиональной деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг осуществляет Федеральная комиссия. Регистратор обязан предоставлять Федеральной комиссии необходимые для осуществления контроля документы и сведения.
20. Действия Федеральной комиссии могут быть обжалованы в судебные органы в установленном порядке.