Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 июля 1997 г. N 1361
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПРИКАЗ
от 4 июля 1997 г. N 312
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Правила ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий.
2. Управлению правового обеспечения и кадров (Дымов) обеспечить регистрацию указанных Правил в Минюсте России.
3. Управлению заповедного дела (Степаницкий) довести зарегистрированные в Минюсте России Правила до сведения территориальных органов Госкомэкологии России.
4. Управлению заповедного дела (Степаницкий) в рамках Федеральной целевой программы государственной поддержки государственных природных заповедников и национальных парков на период до 2000 года обеспечить разработку, согласование и утверждение в IV квартале 1997 года перечня базовых кадастровых показателей и унифицированных форм учетной документации по особо охраняемым природным территориям федерального, регионального и местного значения, необходимых для ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, методических указаний по заполнению этих форм, определить сроки представления и обновления кадастровых сведений.
5. Государственным территориальным природоохранным органам Госкомэкологии России в срок до 15 августа 1997 года представить в Управление заповедного дела (Степаницкий) в соответствии с запросом этого Управления информацию о существующих кадастрах и базах данных по особо охраняемым природным территориям регионального и местного значения.
6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Председателя А.М. Амирханова.
Председатель Государственного
комитета Российской Федерации
по охране окружающей среды
В.И.ДАНИЛОВ - ДАНИЛЬЯН
Проект Приказа
вносит Управление
заповедного дела
В.А.ПИЩЕЛЕВ
Визируют
А.М.АМИРХАНОВ
Д.Е.ДЫМОВ
Л.В.ВЕРШКОВ
Е.И.ЗЕЛЕНЕВА
Приложение
к Приказу
Госкомэкологии России
от 04.07.97 N 312
ПРАВИЛА
ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
I. Общие положения
1. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 и Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ, а также на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" в Российской Федерации формируется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий.
2. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (далее - Кадастр) представляет собой государственный свод регулярно обновляемых систематизированных данных, необходимых для управления особо охраняемыми природными территориями (далее - ООПТ) и обеспечения экологически безопасного развития регионов Российской Федерации.
3. Кадастр является официальным документом, содержащим информацию обо всех установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях" категория ООПТ федерального, регионального и местного значения.
4. Сведения Кадастра служат основанием для принятия управленческих и иных решений в области природопользования и охраны окружающей природной среды, подлежат обязательному учету при разработке планов экономического и социального развития территорий, схем землеустройства и районной планировки, градостроительной документации, при проведении государственной экологической экспертизы, при решении других вопросов, имеющих отношение к использованию природных ресурсов и воздействию на окружающую природную среду.
5. Кадастр на всех уровнях формируется и ведется с соблюдением принципов совместимости и сопоставимости с государственными кадастрами природных ресурсов.
6. Все работы, связанные с ведением Кадастра, осуществляются уполномоченными на то учреждениями и организациями за счет и в пределах выделяемых им средств федерального и региональных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных источников финансирования.
II. Цели и задачи государственного кадастра особо охраняемых природных территорий
7. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях учета и оценки состояния природно - заповедного фонда Российской Федерации и ООПТ разного ранга, определения перспектив развития системы таких территорий, повышения эффективности функционирования системы ООПТ по поддержанию экологического баланса регионов, усиления государственного контроля за соблюдением соответствующего режима охраны, а также в целях учета кадастровой информации при планировании социально - экономического развития регионов и осуществлении хозяйственной деятельности.
8. Кадастр решает задачи:
- накопления и систематизации данных о существующих и перспективных ООПТ, мониторинга ООПТ;
- анализа состояния и эффективности функционирования разных категорий ООПТ федерального, регионального и местного значения;
- обеспечения информацией об ООПТ органов государственной власти федерального и регионального уровней, органов местного самоуправления, министерств и ведомств, государственных и общественных организаций, частных лиц.
III. Содержание и структура государственного кадастра особо охраняемых природных территорий
9. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий содержит сведения о:
- правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования ООПТ;
- географическом положении, границах и площади ООПТ;
- административной и ведомственной подчиненности;
- задачах, возложенных на конкретные ООПТ;
- режиме и способах особой охраны этих территорий;
- охранных зонах ООПТ (площадь, границы, режим);
- экологической, научной, просветительской, рекреационной, экономической, исторической и культурной ценностях этих объектов;
- степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов и их элементов;
- собственниках, владельцах, природопользователях, землепользователях и арендаторах земель и иных ресурсов ООПТ, способах и интенсивности хозяйственного и иного использования ООПТ и их охранных зон;
- степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ и их компонентов;
- мерах, предлагаемых по восстановлению и воспроизводству растительного и животного мира конкретных ООПТ;
- структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственных природоохранных учреждений;
- юридических или физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны ООПТ (адрес, обязательства, сроки, штаты);
- финансировании и материально - технической базе ООПТ;
- последнем обследовании ООПТ (сроки, направленность работ);
- лицах и организациях, которые могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки ситуации на ООПТ и вокруг нее;
- источниках дополнительных сведений, имеющих отношение к ООПТ.
10. Кадастр состоит из трех разделов, содержащих информацию об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения.
В разделе Кадастра "Особо охраняемые природные территории федерального значения" содержатся сведения о:
- государственных природных заповедниках;
- национальных парках;
- государственных природных заказниках;
- памятниках природы;
- дендрологических парках и ботанических садах;
- лечебно - оздоровительных местностях и курортах;
- иных, установленных Правительством Российской Федерации категориях ООПТ федерального значения.
В разделе Кадастра "Особо охраняемые природные территории регионального значения" содержатся сведения о:
- государственных природных заказниках;
- памятниках природы;
- природных парках;
- дендрологических парках и ботанических садах;
- лечебно - оздоровительных местностях и курортах;
- иных, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации категориях ООПТ регионального значения.
В разделе Кадастра "Особо охраняемые природные территории местного значения" содержатся сведения о:
- лечебно - оздоровительных местностях и курортах;
- иных, установленных органами местного самоуправления, категориях ООПТ местного значения.
11. Учетными единицами Кадастра являются отдельные ООПТ.
12. Информация для Кадастра подготавливается на основе единых методических подходов и представляется по унифицированным формам на бумажных и электронных носителях в виде картографических материалов (географических карт, топографических планов, электронных карт), таблиц (электронных таблиц), описаний, электронных банков данных.
13. Сведения об ООПТ собираются и обновляются на основе нормативных документов органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, научно - исследовательских, проектно - изыскательских и инвентаризационных материалов, результатов специальных обследований, данных мониторинга, а также иных источников информации, содержащих достоверные данные об ООПТ федерального, регионального и местного значения.
14. За состоянием информации, содержащейся в Кадастре, осуществляется текущий контроль. По мере поступления новой информации или данных об изменении уже имеющихся сведений, в Кадастр вносятся необходимые дополнения и изменения. При обновлении кадастровых данных предыдущие сведения архивируются и подлежат постоянному хранению. В Кадастре должны содержаться ссылки об устаревшей информации и сведения о датах поступления или изменения информации.
IV. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий
15. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется:
- по особо охраняемым природным территориям федерального значения, являющимся федеральной собственностью, - федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых находятся такие природные территории;
- по особо охраняемым природным территориям регионального значения, являющимся собственностью субъектов Российской Федерации, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- по особо охраняемым природным территориям местного значения, являющимся собственностью муниципальных образований, - органами местного самоуправления.
16. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкология России) осуществляет свод кадастровых данных по субъектам Российской Федерации и в целом по Российской Федерации на основании материалов, предоставляемых специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, министерствами, ведомствами и организациями, осуществляющими государственное управление и контроль за функционированием особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения.
17. Госкомэкология России:
- организует и координирует работу по сбору, хранению и обновлению базовой информации, включаемой в Кадастр, обеспечивает анализ данных и оценку состояния системы ООПТ федерального значения;
- осуществляет свод и обобщает базовые кадастровые сведения по всем ООПТ в целом по Российской Федерации;
- разрабатывает при участии заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждает перечни унифицированных базовых показателей по каждой категории ООПТ, унифицированные формы хранения и представления информации, сроки представления данных, а также нормативные документы, необходимые для ведения Кадастра;
- разрабатывает методические документы по вопросам ведения Кадастра;
- определяет в своей структуре подразделения, ответственные за ведение кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения, ежегодный свод и периодическое издание материалов Кадастра, формирование ежегодных отчетов о состоянии федеральной и региональных сетей ООПТ, подготовку информации для составления соответствующего раздела государственного доклада о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации;
- согласовывает формы учетной документации и перечни дополнительных кадастровых показателей, необходимые для ведения кадастров ООПТ регионального и местного значения и решения задач управления ООПТ на региональном и местном уровнях;
- принимает меры по совершенствованию ведения Кадастра, в том числе разрабатывает и внедряет унифицированные программно - технические средства (системы управления базами данных, геоинформационные системы и т.п.) с использованием современных компьютерных технологий и методические рекомендации по их использованию.
18. Территориальные органы Госкомэкологии России на основании материалов, получаемых от территориальных подразделений специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, региональных подразделений министерств и ведомств, учреждений и организаций, осуществляющих государственное управление и контроль за функционированием особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления либо в соответствии с переданными им этими органами полномочиями:
- обеспечивают ведение кадастров ООПТ регионального и местного значения, осуществляют свод и обобщение кадастровых сведений на уровне субъектов Российской Федерации, а также ведут кадастровую документацию по объектам федерального значения, находящимся в их оперативном управлении;
- формируют ежегодные отчеты о состоянии сети ООПТ регионального и местного уровня;
- разрабатывают, согласовывают в Госкомэкологии России и утверждают в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления перечни кадастровых показателей, формы учетной документации, перечни кадастровых показателей, методические указания, нормативные документы, необходимые для ведения кадастров ООПТ регионального и местного значения и решения задач управления ООПТ на местном и региональном уровне;
- предоставляют Госкомэкологии России по утвержденным формам базовую кадастровую информацию об ООПТ федерального, регионального и местного значения;
- предоставляют органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимую им кадастровую информацию;
- осуществляют периодическое издание регионального кадастра особо охраняемых природных территорий.
19. Федеральные органы исполнительной власти, учреждения и организации, имеющие в управлении особо охраняемые природные территории:
- организуют работу по сбору данных, хранению, обновлению, обобщению и анализу информации о состоянии находящихся в их подчинении особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения;
- утверждают в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.96 N 1249 "О порядке ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий" и настоящими Правилами ведомственный порядок подготовки и представления кадастровой информации на федеральном и региональном уровнях;
- разрабатывают для своих подведомственных подразделений, утверждают перечни кадастровых показателей, учетные формы, методические рекомендации, иные нормативно - методические документы, необходимые для подготовки ведомственной кадастровой информации и ведения соответствующих кадастров и направляют их для сведения в Госкомэкологию России;
- формируют и направляют в установленные сроки в Госкомэкологию России или в определенные им организации, ответственные за ведение Кадастра, кадастровые сведения о подведомственных ООПТ федерального значения, а их региональные органы и подразделения направляют кадастровые сведения о подведомственных ООПТ регионального и местного значения в территориальные органы Госкомэкологии России.
20. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- осуществляют непосредственно либо через территориальные органы Госкомэкологии России ведение кадастров ООПТ регионального значения, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации;
- утверждают по согласованию с Госкомэкологией России и органами местного самоуправления перечни кадастровых показателей, формы учетной документации, порядок и сроки представления кадастровых материалов, иные нормативные документы, необходимые для ведения кадастров ООПТ регионального и местного значения;
- утверждают содержание и сроки издания региональных кадастров особо охраняемых природных территорий;
- оказывают содействие территориальным органам Госкомэкологии России по ведению кадастров ООПТ регионального значения.
21. Органы местного самоуправления:
- осуществляют непосредственно либо через территориальные органы Госкомэкологии России ведение кадастров ООПТ местного значения, являющихся собственностью муниципальных образований;
- согласовывают разрабатываемые территориальными органами Госкомэкологии России перечни кадастровых показателей, формы учетной документации, иные нормативные документы, необходимые для ведения кадастров ООПТ местного значения;
- обеспечивают своевременное поступление в территориальные органы Госкомэкологии России сведений, необходимых для ведения кадастров ООПТ местного значения.
22. Содержание и сроки периодического издания государственного кадастра особо охраняемых природных территорий определяются Госкомэкологией России по согласованию с заинтересованными министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
23. Информация, содержащаяся в государственном кадастре особо охраняемых природных территорий, находится на хранении в организациях, уполномоченных на ведение Кадастра, и предоставляется заинтересованным юридическим и физическим лицам в соответствии с Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ, законодательством о защите авторского права и интеллектуальной собственности, а также нормативно - правовыми документами, определяющими ведомственный порядок передачи информации.