Зарегистрировано в Минюсте РФ 8 июня 1994 г. N 595
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 24 мая 1994 г. N 31
О МИНИМАЛЬНОМ СОСТАВЕ ЭКИПАЖЕЙ САМОХОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ
В соответствии со статьей 40 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР, а также требованиями международных Конвенций, участником которых является Россия, приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 августа 1994 года "Положение о минимальном составе экипажей транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания", обеспечивающее безопасность эксплуатации судов (Приложение).
2. Капитанам морских и речных портов, начальникам бассейновых Государственных речных судоходных инспекций установить контроль за соблюдением судовладельцами требований "Положения о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания", не допуская эксплуатацию судов численностью экипажа менее установленной настоящим Положением.
3. Считать недействующими Приказы Министерства морского флота СССР от 23.05.90 N 44, Департамента морского транспорта от 06.05.92 N 25 и инструктивное письмо Министерства речного флота от 31.03.89 N 54 на территории Российской Федерации.
4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Департамент речного транспорта и Департамент морского транспорта.
В.Б.ЕФИМОВ
Приложение
к Приказу Министра транспорта
Российской Федерации
от 24 мая 1994 г. N 31
ПОЛОЖЕНИЕ
О МИНИМАЛЬНОМ СОСТАВЕ ЭКИПАЖЕЙ САМОХОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДНА
1. Общие положения.
1.1. Положение разработано в соответствии со статьей 40 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР и требованиями международных Конвенций, участником которых является Россия, и определяет порядок установления минимального состава экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, обеспечивающего безопасность эксплуатации судна.
1.2. Положение распространяется на самоходные транспортные суда внутреннего и смешанного (река - море) плавания, зарегистрированные на территории Российской Федерации, мощностью главного двигателя 55 кВт (75 л.с.) и более, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Примечание. К самоходным транспортным судам в настоящем Положении отнесены самоходные сухогрузные и наливные суда, пассажирские суда, буксирные суда и толкачи, кроме спортивных и рыбопромысловых судов.
1.3. Минимальный состав экипажа судна представляет экипаж, достаточный для обеспечения безопасности эксплуатации судна, экипажа, пассажиров, сохранности груза, обслуживания судовой техники, содержания судна в надлежащем санитарном, экологическом и противопожарном состоянии.
1.4. Нормативы минимального состава экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания установлены с учетом конструктивных особенностей, технической оснащенности и степени автоматизации, технико - эксплуатационных характеристик и обеспечения живучести судов, районов плавания, особенности управления судном (составом) и обеспечения безопасной стоянки, режимов использования судов и экипажей по времени, а также режимов труда и отдыха экипажей.
1.5. Каждое самоходное транспортное судно, плавающее под флагом Российской Федерации и с учетом требований пункта 1.3 настоящего Положения, должно иметь на борту Свидетельство ("Сертификат") о минимальном составе экипажа, обеспечивающего безопасность эксплуатации судна (в дальнейшем именуемое "Свидетельство" ("Сертификат")) и установленного на основе Нормативов минимального состава экипажей самоходных транспортных судов внутреннего плавания (Приложение N 1 к настоящему Положению) и Нормативов минимального состава экипажей самоходных транспортных судов смешанного (река - море) плавания (Приложение N 2 к настоящему Положению). При составе экипажа менее установленного "Свидетельством" ("Сертификатом") эксплуатация судна не допускается.
2. Порядок выдачи "Свидетельства" ("Сертификата").
2.1. "Свидетельство" ("Сертификат") выдается на срок до 5 лет капитанами портов на суда смешанного (река - море) плавания, Государственными речными судоходными инспекциями (ГРСИ) бассейнов и их линейными отделами судоходной инспекции - на суда внутреннего плавания по заявке судовладельца.
ГРСИ бассейнов и капитаны портов ведут учет и отчетность по выданным свидетельствам (сертификатам).
2.2. Судовладелец к заявлению на выдачу "Свидетельства" ("Сертификата") на суда внутреннего плавания должен приложить копии:
- документов, подтверждающих класс Регистра и степень автоматизации судна;
- распорядительных документов, устанавливающих режим работы судна и экипажа, район работы судна и количество закрепленных за ним для обслуживания несамоходных судов, эксплуатируемых без экипажа.
Судовладелец заполняет на каждое судно бланк "Свидетельства" ("Сертификата") (Приложения N 3 или N 4 к настоящему Положению) в соответствии с паспортными и другими данными о судне, классом Регистра, степенью автоматизации, режимом работы судна и экипажа, районом плавания и др.
При оформлении "Свидетельства" ("Сертификата") судовладелец предъявляет судовые документы.
2.3. Заполненный бланк "Свидетельства" ("Сертификата") заверяется и выдается на судно органом, указанным в пункте 2.1 Положения.
Копия "Свидетельства" ("Сертификата") хранится в инспекции портового надзора или ГРСИ бассейна.
2.4. При изменении собственника, класса Регистра, степени автоматизации, технико - эксплуатационных характеристик выданное "Свидетельство" ("Сертификат") теряет силу и должно быть оформлено новое "Свидетельство" ("Сертификат").
В случае изменений режима работы судна и экипажа по времени судовладелец подает заявление без приложения документов, указанных в пункте 2.2, для переоформления "Свидетельства" ("Сертификата").
2.5. За выдачу "Свидетельства" ("Сертификата") с судовладельца взимается плата в установленном размере.
3. Контроль за наличием на судах "Свидетельства" ("Сертификата").
3.1. "Свидетельство" ("Сертификат") входит в состав обязательных судовых документов, и наличие его подлежит контролю со стороны инспекций портового надзора, Государственных речных судоходных инспекций Российской Федерации и Российской транспортной инспекцией.
3.2. Самоходному транспортному судну, на котором отсутствует "Свидетельство" ("Сертификат"), не может быть выдано разрешение на выход в море и плавание по внутренним водным путям России.
Выданное капитанами портов "Свидетельство" ("Сертификат") принимается во внимание органами ГРСИ бассейнов при плавании на внутренних водных путях Российской Федерации.
3.3. При утере или порче "Свидетельства" ("Сертификата") выдается дубликат. За выдачу дубликата взимается плата, предусмотренная в пункте 2.5.
4. Штатное расписание разрабатывается судовладельцем с учетом требований настоящего Положения.
Приложения:
1. Нормативы минимального состава экипажей самоходных транспортных судов внутреннего плавания (Приложение N 1).
2. Нормативы минимального состава экипажей самоходных транспортных судов смешанного (река - море) плавания для выхода в море (Приложение N 2).
3, 4. Формы "Свидетельства" ("Сертификата") о минимальном составе экипажа, обеспечивающем безопасность эксплуатации судна (Приложения N 3 и N 4).
5. Перечень основных требований к формированию минимального и штатного состава экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания (Приложение N 5).
Заместитель
Директора Департамента
речного транспорта
Ю.В.БОЧАРОВ
Заместитель
Директора Департамента
морского транспорта
С.В.ПАЛЕХОВ
Приложение N 1
к Положению о минимальном
составе экипажей самоходных
транспортных судов внутреннего
и смешанного (река - море) плавания
НОРМАТИВЫ МИНИМАЛЬНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖЕЙ САМОХОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ
Примечания.
1. В минимальный состав экипажей транспортных судов внутреннего плавания,обеспечивающий безопасность эксплуатации судна, не входят проводницы, повара, работники ресторана и других обслуживающих пассажиров и экипаж структур.
2. При односменном режиме работы экипажа и использовании судна в течение суток до 12 часов включительно обязателен перерыв в движении судна до двух часов.
3. При использовании судов в течение суток до 12 часов включительно или до 16 часов включительно плавание судов должно прерываться в ночное время суток соответственно на 10 часов и 6 часов.
4. На грузовых рефрижераторных судах при перевозке скоропортящихся грузов в минимальный состав экипажа вводится должность механика по рефрижераторным установкам.
5. На пассажирских судах с главной дизель - электрической силовой установкой в минимальный состав экипажа вводится не менее двух электромехаников.
6. Организация охраны судов во время межрейсовых стоянок возлагается на судовладельца.
7. При вождении грузовыми теплоходами барж - приставок и буксирными судами (толкачами) двух и более барж, эксплуатируемых без судового экипажа, в минимальный состав экипажа добавляется по одному человеку рядового состава на каждые 2 баржи.
8. В случае отступления от символа А, если не удовлетворяются требования Правил Российского Речного Регистра к автоматизации одной или двух обслуживающих и общесудовых системам и устройствам, минимальный состав экипажа должен быть увеличен на одного рядового специалиста соответствующей специальности.
9. При работе самоходных транспортных судов внутреннего плавания длиной более 75 м или составов общей длиной более 75 м численность рядового состава на них должна обеспечивать одновременную швартовку и отшвартовку на носу и корме судна или состава.
Заместитель Директора
Департамента речного транспорта
Ю.В.БОЧАРОВ
Приложение N 2
к Положению о минимальном
составе экипажей самоходных
транспортных судов внутреннего
и смешанного (река - море) плавания
НОРМАТИВЫ МИНИМАЛЬНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖЕЙ САМОХОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ ДЛЯ ВЫХОДА В МОРЕ
<*> На судах со знаком А-1 и А-3 Морского Регистра РФ или аналогичным знаком по объему автоматизации другого классификационного общества в минимальном составе экипажа может быть один механик.
<**> При наличии изъятия из требований Конвенции СОЛАС-74/83 в установленном порядке в составе минимальной численности радиоспециалист не предусматривается.
Заместитель Директора Департамента
морского транспорта РФ
С.В.ПАЛЕХОВ
Приложение N 3
к Положению о минимальном
составе экипажей судов
внутреннего и смешанного
(река - море) плавания
СВИДЕТЕЛЬСТВО N __________
О МИНИМАЛЬНОМ СОСТАВЕ ЭКИПАЖА СУДНА ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМ БЕЗОПАСНОСТЬ ЕГО ЭКСПЛУАТАЦИИ 1. Тип, проект и название судна:__________________________________ __________________________________________________________________ 2. Наименование и адрес судовладельца_____________________________ __________________________________________________________________ 3. Пункт приписки_________________________________________________ 4. Режим использования судна по времени___________________________ 5. Режим работы экипажа по времени________________________________ 6. Район плавания_________________________________________________ 7. Степень автоматизации
с символом "А" ________________________________________________
с отступлениями________________________________________________
без автоматизации______________________________________________ 8. Особые условия установления минимального состава экипажа, установленные п.п. Положения_______________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 9. Минимальный состав экипажа судна
10. Срок действия свидетельства___________________________________
Настоящее свидетельство выдано________________________________ __________________________________________________________________ название Государственной речной судоходной инспекции бассейна (линейного отдела) Дата Подпись___________________ Место печати
Приложение N 4
к Положению о минимальном
составе экипажей судов
внутреннего и смешанного
(река - море) плавания
СВИДЕТЕЛЬСТВО SERTIFICAT OF О МИНИМАЛЬНОМ СОСТАВЕ ЭКИПАЖА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕМ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ MINIMUM SAFE MANNING Правительство Российской Федерации удостоверяет, что: The Goverment of Russian Federation certifies, that: Название судна:___________________________________________________ Name of the ship:_________________________________________________ Порт регистрации:_________________________________________________ Port of registry:_________________________________________________ Позывной сигнал:__________________________________________________ Distinctive number or letters:____________________________________
Квалификация и число членов экипажа, указанные в таблице, обеспечивают безопасность судна, людей, груза и окружающей среды.
The grades and numbers of personal shown in the table safe manning of the ship, life, cargo and environment in accordans. В соответствии с резолюцией ИМКО А.486 (XII). With Resolution IMCO А.481 (XII). Дата выдачи, срок действия ____________________________________ Issned on expiry date ____________________________________ Выдано управлением ____________________________________ Issned by the port office in ____________________________________ М.П. Капитан порта Seal Harbour master
Приложение N 5
к Положению о минимальном
составе экипажей самоходных
транспортных судов внутреннего
и смешанного (река - море) плавания
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ФОРМИРОВАНИЮ МИНИМАЛЬНОГО И ШТАТНОГО СОСТАВА ЭКИПАЖЕЙ САМОХОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СУДОВ ВНУТРЕННЕГО И СМЕШАННОГО (РЕКА - МОРЕ) ПЛАВАНИЯ
1. Состав экипажа самоходных транспортных судов должен обеспечивать безопасность судна, экипажа, пассажиров, сохранность груза и имущества, а также защиту водной среды.
При комплектовании состава экипажа следует учитывать характер и протяженность рейса, условия плавания, размерения судна (состава), мощность судовой силовой установки, конструкцию и техническую оснащенность судна и его специализацию.
2. При установлении состава экипажа каждого судна необходимо предусматривать его способность:
2.1. Нести обеспечивающую безопасность ходовую и стояночную вахты, а также осуществлять общее наблюдение за судном и общим состоянием помещений, где находятся судовые силовые установки.
2.2. Управлять работой главных и вспомогательных силовых установок и осуществлять уход за ними.
2.3. Безопасно и надежно швартоваться и отшвартовываться.
2.4. Использовать все противопожарное оборудование, средства снабжения и все спасательные средства, осуществлять в рейсе предписываемое поддержание их в рабочем состоянии.
2.5. Управлять всеми обеспечивающими водонепроницаемость закрытиями и поддерживать их в надежном состоянии.
2.6. Поддерживать меры безопасности и чистоту во всех доступных помещениях для сведения к минимуму опасности возникновения пожара.
2.7. Поддерживать и обеспечивать эксплуатационную и аварийную связь, включая получение навигационной и гидрометеорологической информации.
3. Для обеспечения несения безопасной ходовой вахты:
3.1. Состав вахты в любой момент должен быть достаточным и соответствующим условиям и обстановке, обеспечивающим должное наблюдение и управление судном (составом).
3.2. Вахта должна состоять:
- из одного лица командного состава и рулевого (рулевого - моториста) - на пассажирских судах на 101 и более спальных или сидячих мест, скоростных пассажирских судах на подводных крыльях, танкерах грузоподъемностью 600 тонн и более, сухогрузных теплоходах грузоподъемностью 1001 тонн и более, буксирных судах (толкачах) мощностью 751 кВт и более;
- из одного лица командного состава - на сухогрузных теплоходах грузоподъемностью 600 тонн и менее, на буксирных судах (толкачах) мощностью 300 кВт и менее ;
- на остальных судах - одного лица командного состава, а также одного рулевого (рулевого - моториста) в темное время суток.
4. Для обеспечения несения безопасной ходовой машинной вахты, а также наблюдения за общим состоянием помещений главных и вспомогательных установок:
4.1. Состав вахты должен учитывать количество, тип главных и вспомогательных силовых установок и число помещений, в которых они находятся.
4.2. На борту судна иметь достаточное количество квалифицированного персонала для управления работой (в том числе в течение определенного времени с применением ручного управления при выходе из строя автоматических средств управления или приборов) и осуществления режимного технического ухода.
4.3. Состав вахты должен состоять из одного дипломированного механика, и в нее может быть включено необходимое число мотористов.
5. На судах смешанного плавания валовой вместимостью более 5000 регистровых тонн (ограниченных по районам плавания, ветроволновым условиям и сезонам плавания), выходящих в прибрежное, малое и дальнее плавание, количество помощников капитана и количество дипломированных механиков должно быть таким, чтобы капитану и старшему механику не было необходимости самим нести регулярные вахты.
На остальных транспортных судах смешанного и внутреннего плавания можно предусматривать несение капитаном (капитаном - механиком) или старшим механиком регулярных вахт.
6. На судах смешанного плавания валовой вместимостью более 5000 регистровых тонн (ограниченных по районам плавания, ветроволновым условиям и сезонам плавания), выходящих в прибрежное, малое и дальнее плавание, и пассажирских судах на 101 и более спальных мест обеспечивать 3-сменную систему вахт.
На остальных судах смешанного и внутреннего плавания может применяться 2-сменная система вахт с 12-часовым рабочим днем в течение не более тридцатисуточного периода.
7. Рекомендуется предусматривать на судах смешанного плавания валовой вместимостью 5000 регистровых тонн и менее (ограниченных по районам плавания, ветроволновым условиям и сезонам плавания), выходящих в прибрежное и малое плавание, на судах внутреннего плавания (кроме пассажирских судов на 101 и более спальных мест) применение совмещений профессий командным и рядовым составом (а при дальнем плавании - рядовым составом) судоводительской, судомеханической, электро- и радиотехнической специальностей при условии, что судно оборудовано средствами автоматизации в соответствии с Правилами Российского Речного Регистра и имеет символ "А" в знаке класса судна или в соответствии с Правилами Регистра России и имеет символ А-1 или А-3.
Совмещение профессий электромеханика и радиомеханика допускается любым членом экипажа при наличии соответствующего диплома и с учетом, что в районах плавания эксплуатационная и аварийная связь, а также получение навигационной и гидрометеорологической информации обеспечивается по радиотелефону или и автоматическом режиме.
В случае, если не удовлетворяются требования Правил Российского Речного Регистра или Регистра России к автоматизации по одной - двум обслуживающим и общесудовым системам и устройствам, состав экипажа должен быть увеличен по крайней мере на одного рядового специалиста соответствующей квалификации.
Для осмотра машинных отделений и проведения в них профилактических работ направляется лицо, имеющее соответствующую квалификацию.
8. Технический контроль за качеством воды на судах, оборудованных устройствами обработки воды типа "Озон", а также хлораторами и бактерицидными лампами, осуществляется членами экипажа.
9. Все ремонтные работы, а также зачистные работы в отсеках судов должны выполняться силами и средствами специализированных предприятий и организуются судовладельцем.
Участие в этих работах членов экипажа судна должно регламентироваться особым трудовым договором (соглашением) между судовладельцем и экипажем судна.
10. Количество проводников и численность работников ресторана или другой обслуживающей структуры устанавливается в зависимости от пассажировместимости, назначения и условий работы судна и должно удовлетворять требованиям стандарта качества обслуживания.
11. Рекомендуется на транспортных самоходных судах с численностью экипажа 6 и более человек, на которых организуется коллективное питание, предусматривать в составе экипажа повара.
12. Режим использования судов и экипажа по времени:
12.1. При односменном режиме использования судна и работе экипажа в течение суток до 12 часов включительно обязателен перерыв в работе судна до 2 часов, а также перерыв в движении в темное время суток на 10 часов (как правило, с 20 до 6 часов).
12.2. При двухсменном режиме использования судна в работе экипажа в течение суток до 16 часов или до 18 часов включительно плавание судна в ночное время прерывается на 8 или 6 часов (как правило, с 22 до 6 часов или с 0 до 6 часов).
12.3. При круглосуточном использовании судна в работе экипажа тремя вахтами один из перерывов в работе члена экипажа должен обеспечивать ему не менее 8 часов непрерывного отдыха, а при работе экипажей бригадным методом обслуживания судов двумя вахтами - не менее 6 часов. Продолжительность периода, в течение которого допускается ежедневная двенадцатичасовая работа, устанавливается судовладельцем по согласованию с соответствующим комитетом профсоюза и не должен превышать продолжительности, установленной Положением о режиме труда и отдыха плавающего состава.
13. Штатное расписание экипажа судна разрабатывается судовладельцем с учетом требований настоящего Перечня, Устава службы на судах, а также форм организации хозяйственно - технического обслуживания судна и судоремонта.
Состав экипажа не должен противоречить "Положению о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания, обеспечивающем безопасность судна" и не может быть менее установленного в "Свидетельстве" экипажа.
Штатное расписание экипажа должно быть утверждено и выдано на судно до ввода судна в эксплуатацию.
Заместитель Директора
Департамента речного транспорта
Российской Федерации
Ю.В.БОЧАРОВ
Заместитель Директора
Департамента морского транспорта
Российской Федерации
С.В.ПАЛЕХОВ