ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 1997 г. N 1240
О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЛЕСА РОССИИ" НА 1997-2000 ГОДЫ
В целях усиления охраны, защиты и воспроизводства лесов, а также обеспечения рационального использования лесных ресурсов Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Леса России" на 1997-2000 годы (далее именуется - Программа).
2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Федеральную службу лесного хозяйства России, государственными заказчиками по соответствующим направлениям Программы - Министерство обороны Российской Федерации и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации финансировать мероприятия Программы, осуществляемые за счет средств федерального бюджета, в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете.
4. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать реализацию мероприятий Программы, осуществляемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 сентября 1997 г.
N 1240
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЛЕСА РОССИИ"
НА 1997-2000 ГОДЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Мероприятия Программы направлены на обеспечение рационального и неистощительного использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.
Учитывая многостороннее значение лесов, Программа имеет комплексную экологическую, лесохозяйственную и социально-экономическую направленность.
В современных условиях повышается экологическая роль лесов.
Основная цель Программы - через систему лесоводственных, организационно-технических и экономических мер уменьшить площадь не покрытых лесом земель, улучшить состояние дубовых лесов и ведение хозяйства в кедровых лесах, сохранить относительно высокую продуктивность лесов и их роль в экологическом оздоровлении страны, a также выполнять принятые Россией международные соглашения и обязательства в сфере рационального использования, сохранения и воспроизводства лесов.
Учитывая потребность в достоверной и оперативной информации о лесном фонде, a также в информационной системе слежения за изменениями в нем, в Программе рассматриваются вопросы развития и совершенствования лесоустройства и мониторинга лесов. Разработаны меры по поддержанию службы защиты лесов от вредителей и болезней, а также ведению лесного хозяйства в зонах радиационного загрязнения.
Мероприятия, намечаемые Программой, будут способствовать выполнению международных обязательств России, вытекающих из решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992 год), конвенций ООН об изменениях климата, о биологическом разнообразии.
Принимая во внимание нестабильный характер экономики страны в настоящее время, срок реализации Программы рассчитан на 1997-2000 годы.
Положения Программы соответствуют требованиям Лесного кодекса Российской Федерации, другим законодательным и нормативным актам по рациональному использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов.
При разработке Программы использованы данные региональных программ лесовосстановления в субъектах Российской Федерации на 1996-2000 годы, материалы последнего учета лесного фонда (по состоянию на 1 января 1993 г.), результаты анализа современного состояния и динамики лесного фонда и развития лесного хозяйства за предшествующий период, предварительные данные по реализации Государственной программы лесовосстановления на 1993-1995 годы, материалы научных исследований и проектных разработок.
Показатели Программы увязаны с:
Государственной программой охраны лесов от пожаров на 1993-1997 годы;
Программой работ по созданию и организации серийного производства комплекса машин для лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленности на предприятиях оборонной промышленности;
Государственной комплексной программой повышения плодородия почв России (в части создания защитных лесонасаждений);
Федеральной целевой программой развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации (1996-2005 годы).
В Программу внесены необходимые уточнения и дополнения по результатам рассмотрения заинтересованными министерствами и ведомствами заключения от 12 марта 1996 г. экспертной комиссии, образованной в соответствии с распоряжением Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации от 9 февраля 1996 г. N 4, решения Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации от 18 июня 1996 г. N 7.
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
ЛЕСНОГО ФОНДА, ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ЛЕСОВ
Общая площадь земель лесного фонда России по состоянию на 1 января 1993 г. составляет 1180,9 млн. га, или 69 процентов суши страны.
В лесном фонде России в лесах первой группы выделены особо охраняемые природные территории на площади 79,3 млн. га, исключены из расчета размера главного пользования лесом 543 млн. га, в том числе 280,9 млн. га резервных лесов, практически недоступных для хозяйственной деятельности.
Осуществляется планомерная работа по выделению плюсовых насаждений и деревьев, созданию архивов клонов древесных пород ценных в генетическом отношении, а также по созданию постоянной лесосеменной базы на селекционно-генетической основе.
Последний учет лесного фонда (по состоянию на 1 января 1993 г.) выявил ряд отрицательных тенденций в динамике его показателей.
При снижении общей площади земель лесного фонда на 6,46 млн. га и площади покрытых лесом земель лесного фонда - на 8,84 млн. га покрытые лесом земли с преобладанием хвойных пород уменьшились на 18,97 млн. га. На 2,16 млн. га сократились площади хвойных молодняков до 20-летнего возраста, и в то же время на 0,94 млн. га увеличилась площадь мягколиственных насаждений того же возраста.
Из общей площади не покрытых лесом земель 68,4 млн. га 8,5 млн. га (12,4 процента) занимают вырубки, 28,4 млн. га (41,5 процента) - гари и погибшие насаждения, 4,1 млн. га (6 процентов) - пустыри и прогалины и 27,4 млн. га (40,1 процента) - редины.
Основная часть (93,9 процента) не покрытых лесом земель расположена в районах восточнее Урала.
Площадь гарей остается стабильной на протяжении многих лет, изменяясь в сторону уменьшения или увеличения по отдельным регионам.
В последние годы отмечается рост площади лесов, погибших в результате воздействия вредных выбросов промышленных предприятий. В настоящее время не имеется лесохозяйственных методов создания насаждений, устойчивых к таким выбросам.
Расчетная лесосека по главному пользованию лесом на 1997-2000 годы определена в объеме 542,65 млн. куб. м, из них доступно для освоения - 504,6 млн. куб. м. Анализ динамики расчетной лесосеки показывает, что по сравнению с 1993 годом она уменьшилась на 37,65 млн. куб. м, или на 7,1 процента, a по хвойному хозяйству - на 31,63 млн. куб. м (9,9 процента).
Уменьшение расчетных лесосек не оказывает прямого воздействия на фактический отпуск древесины. Фактическая заготовка древесины по главному пользованию составила в 1993 году 174,2 млн. куб. м, в 1994 году - 122,4 млн. куб. м, в 1995 году - 124,9 млн. куб. м и в 1996 году - 102,5 млн. куб. м.
В интенсивно эксплуатируемых лесах на значительных площадях продолжается нежелательная смена древесины пород, допускается гибель лесных культур. В ряде районов Сибири и Дальнего Востока проводимые работы по посадке и посеву леса не дают должного эффекта, медленными темпами сокращается площадь не покрытых лесом земель.
Площади рубок леса и проводимых лесовосстановительных мероприятий, в основном, сбалансированы. Тем не менее на значительных площадях не происходит своевременного восстановления хвойных древостоев. Основные причины этого следующие:
уничтожение подроста и нарушение других лесоводственных требований при лесозаготовках;
гибель лесов, в том числе лесных культур, от пожаров, низкое качество посадок и ухода за лесными культурами;
слабая материальная база лесохозяйственного производства.
Динамика лесовосстановительных мероприятий показывает, что с 1990 по 1996 годы их общий объем сократился с 1786,1 тыс. га до 1089,2 тыс. га, или на 696,9 тыс. га (39 процентов). Наряду с общим сокращением лесовосстановительных мероприятий отмечается снижение удельного веса посадки леса - наиболее эффективного способа лесовосстановления.
Снижение объемов лесовосстановления объясняется, в основном, снижением объемов лесозаготовок и сокращением операционных средств и капитальных вложений, выделяемых на ведение лесного хозяйства.
3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Лесоустройство
Переход к рыночным отношениям в экономике, внедрение в практику аренды участков лесного фонда и других новых форм и процедур организации пользования лесным фондом требуют развития и совершенствования лесоустройства, повышения уровня лесоустроительного проектирования, поиска и внедрения новых технологий лесоустроительных работ.
В организации и проведении работ по устройству, инвентаризации и обследованиям лесов, их научном, материально-техническом обеспечении имеется ряд недостатков и нерешенных проблем, которые препятствуют полному и эффективному выполнению задач, возложенных на лесоустроительную службу.
По состоянию на 1 января 1993 года изученность лесного фонда характеризуется данными, приведенными в таблице 1.
Таблица 1
На всю площадь лесного фонда европейско-уральской части имеются проекты организации и развития лесного хозяйства. Однако в связи с тем, что около 53 млн. га (25 процентов) лесного фонда устроены с низкой точностью таксации насаждений, материалы лесоустройства на эту площадь не в полной мере отвечают требованиям, предъявляемым Лесным кодексом Российской Федерации к ведению лесного хозяйства. Это леса Архангельской, Мурманской и Пермской областей, Республики Коми.
Из общей площади лесного фонда в азиатской части (971,6 млн. га) на площадь 528,2 млн. га (54 процента) имеются материалы лесоустройства, полученные с использованием наземных и дешифровочных методов таксации леса. Причем на 260 млн. га материалы лесоустройства подготовлены также с низкой точностью таксации насаждений и имеют давность изготовления до 20 и более лет. На остальную площадь лесного фонда азиатской части (443,4 млн. га) имеются данные, полученные в результате инвентаризации резервных лесов (271,3 млн. га), и устаревшие материалы аэротаксационных и аэрообследовательских работ 50-х годов (172,1 млн. га). В связи с ежегодными значительными изменениями в лесном фонде эти материалы не могут быть использованы как обязательные нормативно-технические документы для ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования. Накопление устаревших материалов лесоустройства характерно для лесхозов Республики Саха (Якутия) и Республики Тыва, Красноярского и Хабаровского краев, Амурской, Читинской, Иркутской областей и Ханты-Мансийского автономного округа.
С 1992 года положение с обеспечением государственных органов лесного хозяйства и лесопользователей материалами лесоустройства стало резко ухудшаться. Если с 1983 по 1991 годы ежегодные объемы лесоустроительных работ составляли в среднем около 40 млн. га, то в 1993 году они снизились до 36,8 млн. га, в 1995 году - до 30,5 млн.га. Значительно снизились ежегодные объемы лесоустроительных работ в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, лесах государственных природных заповедников и лесах, расположенных на землях обороны. На участках лесного фонда, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, с 1991 года объемы лесоустройства сократились с 3,5-4 млн. га до 1-1,5 млн. га. При таких объемах работ площадь лесного фонда, на которую имеются устаревшие материалы лесоустройства, будет ежегодно возрастать примерно на 15-16 млн. га, что отрицательно скажется на эффективности ведения лесного хозяйства и лесопользования в этих лесах.
Исходя из состояния изученности лесного фонда, несовершенства и давности применявшихся технологий инвентаризации и лесоустройства, a также учитывая потребности лесного хозяйства в достоверной информации о лесном фонде, необходимо:
провести инвентаризацию лесного фонда на площади 117,1 млн. га, изученного в 50-e годы по технологии аэровизуального обследования, методом инвентаризации и картографирования резервных лесов на основе материалов космических съемок;
провести очередное лесоустройство в объектах всех ведомств с давностью разработки проектов лесоустройства более 10 лет на площади 164,6 млн. га, в том числе в лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства России - 146,6 млн. га, лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций - 14 млн. га, лесах государственных природных заповедников - 2,8 млн. га, в лесах, расположенных на землях обороны - 1,2 млн. га (приложение N 2). Общая стоимость этих работ определена в сумме 610,9 млрд. рублей (приложение N 1).
Для реализации этих мероприятий необходимо:
оснащение лесоустройства современными персональными компьютерами;
создание региональных и локальных банков данных;
разработка методики внесения текущих изменений исходя из интенсивности ведения лесного хозяйства;
усовершенствование фотостатметода;
перевод камерального производства на новое поколение копировально-множительной техники;
создание автоматизированных технологий составления лесных карт в горных условиях;
организация оперативной связи на всех уровнях пользования информацией;
внедрение полевых портативных компьютеров и навигационных приборов.
Капитальные вложения, необходимые для осуществления производственного строительства, составляют 60 млрд. рублей и на приобретение оборудования - 20,3 млрд. рублей. Финансирование капитальных вложений предусматривается осуществить за счет средств федерального бюджета и собственных средств государственных лесоустроительных организаций.
Для обеспечения научно-исследовательских и опытно-производственных работ потребуется 7,1 млрд. рублей.
На основе анализа состояния лесного фонда лесоустройство обеспечит информационную основу для реализации федеральной целевой программы "Леса России" на 1997-2000 годы.
Мониторинг лесов
В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации намечается развитие мониторинга лесов в целях организации системы наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда для осуществления государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и усиления их экологических функций.
Правовой основой развития мониторинга лесов является постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга", в котором признано необходимым разработать и внедрить систему мониторинга лесов, как составную часть Единой государственной системы экологического мониторинга.
Основными целями программы работ по развитию мониторинга лесов в России на период до 2000 года являются:
разработка единых организационно-методических подходов;
разработка и создание действующей сети обработки и обмена информацией на уровне регион - федеральный центр;
отработка методов и средств для всех уровней ведения мониторинга на примере ряда модельных объектов;
разработка и начало реализации плана внедрения мониторинга лесов на всей территории России.
Условием полноценного функционирования системы мониторинга лесов является создание необходимого технического и программного обеспечения.
В состав работ по развитию мониторинга лесов входит проведение рекогносцировочных обследований, создание и отработка методического обеспечения, проектирование и начало закладки сети пунктов наблюдений, закупка, установка и отладка технических средств.
В 1997 году должен быть составлен план поэтапного внедрения мониторинга лесов, который в соответствии с имеющимися ресурсами, потребностями органов лесного хозяйства и охраны природы установит порядок организации мониторинга на территории лесного фонда России на период до 2000 года и далее.
Реализация предлагаемой программы работ позволит достичь следующих результатов:
создать комплекс программно-методического обеспечения ведения лесного мониторинга на всех уровнях управления лесным хозяйством;
провести опытно-производственную проверку и создать систему мониторинга лесов на региональном (в регионах первоочередной организации) и на локальном (на территории модельных объектов) уровнях;
внедрить мониторинг лесов на участках лесного фонда с наиболее ценными и подверженными негативным воздействиям насаждениями.
Для обеспечения выполнения работ по организации мониторинга лесов потребуется 7,8 млрд. рублей на операционные расходы и 7,1 млрд. рублей капитальных вложений.
Лесовосстановление и лесоразведение
Основным принципом в воспроизводстве лесов остается обязательное лесовосстановление вырубок и регулируемое, с применением различных способов содействия, естественное возобновление лесов на не покрытых лесом землях.
По данным учета лесного фонда, по состоянию на 1 января 1993 г. не покрытые лесом земли в лесном фонде России (без редкостойных лесов естественного происхождения) составили 68,4 млн. га, которые преимущественно сосредоточены в труднодоступных и малонаселенных районах Дальнего Востока (50,2 процента), Восточной Сибири (39,1 процента), Западной Сибири (4,6 процента).
Основными объектами работ по лесовосстановлению будут сплошные вырубки, ежегодный объем которых ожидается в пределах 0,8-1,2 млн. га. Учитывая необходимость восстановления лесов на гарях, вырубках прошлых лет, на площадях погибших лесных культур и ускорения процесса воспроизводства лесов, лесовосстановление в целом по России на 1997-2000 годы проектируется в объеме 4576,6 тыс. га, в том числе посадка и посев леса - 1259,3 тыс. га (27,5 процента от общего объема лесовосстановления).
Распределение лесовосстановительных мероприятий по годам их проведения и исполнителям приводится в приложении N 2.
От технической оснащенности лесокультурного производства зависит возможность использования крупномерного посадочного материала (саженцев) при создании культур ели, кедра, пихты, что повышает их качество и сохранность. Предусматривается довести к 2000 году удельный вес лесных культур темнохвойных пород, создаваемых крупномерным посадочным материалом, до 27 процентов от их общего объема. Еще более перспективным направлением является создание лесных культур улучшенным на основании селекционного отбора посадочным материалом.
Объемы внедрения прогрессивных технологий в лесовосстановлении приведены в приложении N 3.
В защите от засух, суховеев, водной и ветровой эрозии нуждается около 150 млн. га сельхозугодий, в том числе - более 75 млн. га пашни. Необходимо иметь 14 млн. га защитных лесных насаждений, а создано 3,1 млн. га, или 22,1 процента от научно обоснованной потребности в них.
Государственной комплексной программой повышения плодородия почв России предусматривается заложить 247 тыс. га полезащитных лесных полос, 220 тыс. га противоэрозионных лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и других неудобных местах, 120 тыс. га защитных насаждений на аридных пастбищах, провести рубки ухода и реконструкцию защитных насаждений на площади 260 тыс. га.
Первоочередными районами формирования законченных агролесомелиоративных систем должны стать территории, где они дают наибольший защитный эффект и отдачу в короткие сроки. Это, прежде всего, области Центрально-Черноземного района, Поволжье, Северный Кавказ, Урал, Алтайский край.
Распределение работ по годам приведено в приложении N 4. Указанные работы по защитному лесоразведению и уходу за насаждениями будут выполняться силами лесхозов Федеральной службы лесного хозяйства России по договорам с органами сельского хозяйства за счет средств, выделяемых Министерству сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.
Перевод лесного семеноводства для защитного лесоразведения на селекционно-генетическую основу поможет решить коренной вопрос повышения жизнеспособности и долговечности этих насаждений. Селекционно-семеноводческая работа для защитного лесоразведения должна входить составной частью в общую селекционно-семеноводческую деятельность лесного хозяйства.
В рассматриваемом периоде намечается создать лесосеменных плантаций - 870 га, архивов клонов - 1794 га, маточных участков - 114 га, испытательных культур - 1530 га, выделить 10240 плюсовых деревьев.
Для обеспечения переработки и хранения семян необходимо строительство 98 шишкосушилок производительностью 15 кг хвойных семян в сутки, 50 складов длительного хранения семян хвойных и лиственных пород, a также их оснащение необходимым оборудованием и механизмами.
Имеющаяся площадь питомников (26,8 тыс. га) обеспечивает потребность в посадочном материале для выполнения намеченных объемов лесокультурных работ, однако уровень питомнической базы не отвечает современным требованиям по решению задач повышения качества и продуктивности создаваемых искусственным путем насаждений.
Площадь орошаемых питомников составляет всего 31 процент общей площади. Низкими темпами строятся новые питомники в районах Сибири и Дальнего Востока, где имеется дефицит посадочного материала.
Ежегодная потребность в посадочном материале составит 2,2 млрд. шт., в том числе на лесовосстановление - 1,8 млрд. шт. и на защитное лесоразведение - 0,4 млрд. шт.
Программой предусматривается:
довести к 2000 году выращивание посадочного материала из семян, заготовленных на постоянной лесосеменной базе, до 350 млн. шт., в том числе с улучшенными наследственными свойствами - до 90 млн. шт.;
построить новые постоянные питомники с орошением, отвечающие современным требованиям, площадью 283 га;
провести реконструкцию существующих питомников на площади 952 га;
осуществить строительство оросительной сети в существующих питомниках на площади 495 га;
построить 15 га теплиц.
Рубки ухода за лесом и выборочные санитарные рубки
В период с 1997 по 2000 годы ежегодный объем рубок ухода за молодняками предусматривается в размере около 650 тыс. га.
По данным лесоустройства, потенциал промежуточного пользования (рубки ухода за лесом, выборочные санитарные рубки, рубки реконструкции и иные рубки, связанные с рубкой малоценных древостоев, а также вырубка древесно-кустарниковой растительности, теряющей защитные, водоохранные и другие функции) в лесах Федеральной службы лесного хозяйства России по лесоводственным требованиям составляет 143,6 млн. куб. м, a расчетный размер по экономическим и транспортным возможностям лесного хозяйства определен в 28,3 млн. куб. м, или 19,7 процента.
В 1996 году при промежуточном пользовании было заготовлено 19,1 млн. куб. м ликвидной древесины, что составляет 13,3 процента к расчетному объему по лесоводственным требованиям и 67,5 процента к расчетному объему по экономическим возможностям.
На 1997-2000 годы средний ежегодный объем промежуточного пользования проектируется в размере 19,4 млн. куб. м.
Прогноз динамики рубок ухода и санитарных рубок на 1997-2000 годы приводится в приложении N 2.
Защита лесов от вредителей и болезней
Рост антропогенного пресса на природную среду сопровождается ослаблением и усыханием лесов на значительных площадях.
Недостаточные объемы истребительных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредителей и гибели древостоев.
В 1995 году в центральных районах Красноярского края произошло массовое размножение сибирского шелкопряда. Общая площадь очагов этого вредителя в регионе превышает, по данным осенних учетов, 1 млн. га, площадь поврежденных в различной степени насаждений по предварительным оценкам достигает 700 тыс. га, и на площади до 500 тыс. га вероятно их усыхание. Наблюдается рост численности этого вредителя на ряде других территорий, в Томской и Иркутской областях развиваются его локальные очаги. Динамика численности популяций различных видов насекомых-вредителей леса и показатели их размножения в Восточной Сибири и Приморском крае свидетельствуют о высокой вероятности образования очага этого вредителя, способного охватить территорию всего юга Восточной Сибири и зону темнохвойных лесов Приморского края. Большие площади занимают очаги непарного шелкопряда. На юге Западной Сибири и в Поволжье они охватили почти 2 млн. га. Кроме этого, наблюдается рост площадей очагов других вредителей леса - сосновой пяденицы, рыжего соснового пилильщика, шелкопряда-монашенки.
Прогнозируемые размеры ослабления и усыхания лесов и площади очагов вредителей и болезней составляют не менее 4 процентов покрытых лесом земель России (таблица 2). Общая же площадь лесов с неудовлетворительным состоянием, нуждающихся в строгом контроле, составляет не менее 11 процентов покрытой лесом площади лесного фонда, причем для надежного выявления этих насаждений на программный период требуется обследовать около 110 млн. га ежегодно.
Таблица 2
Прогноз площадей с неудовлетворительным санитарным и лесопатологическим состоянием
Основным направлением совершенствования организации лесозащиты является поэтапное формирование специализированных структурных подразделений в государственных органах управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации.
В программный период необходимо преобразовать и создать 14 региональных центров лесопатологического мониторинга в Центральном экономическом районе и в ареале вероятного возникновения очагов сибирского шелкопряда.
Необходимые объемы работ по основным направлениям текущей лесозащитной деятельности и необходимые затраты, расчитанные на основании прогноза на программный период, приведены в приложении N 5.
Потребность в биопрепаратах составит на 1997-2000 годы 750 тонн, a в химических средствах на авиаобработку - около 1900 тонн.
Ведение хозяйства в дубовых лесах
Дубовые леса России относятся к наиболее ценным.
Анализ учета лесного фонда показывает устойчивую тенденцию сокращения площади дубрав. За период с 1988 по 1993 годы площадь дубовых лесов в европейско-уральской части России сократилась на 182,4 тыс. га, или на 4,7 процента.
На значительной площади произошла смена коренных дубовых лесов менее ценными породами (осиной, березой, елью и др.).
Для решения задачи предотвращения ухудшения состояния дубовых лесов предусматривается комплекс лесохозяйственных и лесозащитных мероприятий.
Наибольший эффект при формировании дубовых лесов дают рубки ухода за лесом в молодняках. В 1997-2000 годах проведение рубок ухода в молодняках намечено на площади 109,4 тыс. га, то есть во всех нуждающихся в этом виде рубок дубовых насаждениях.
В целях приведения дубрав в надлежащее санитарное состояние, формирования их оптимального состава и структуры в 1997-2000 годах предусматривается проведение других видов рубок ухода за лесом и санитарных рубок в объеме 3572 тыс. куб. м.
Для замены малоценных насаждений, произрастающих в соответствующих дубравам лесорастительных условиях, высокопродуктивными семенными дубравами необходимо:
выявить площади таких насаждений в дубовых лесах;
обеспечить государственные органы лесного хозяйства в субъектах Российской Федерации комплексом высокопроизводительных машин и механизмов, способных осуществить данную работу.
Программой предусматривается в 1997-2000 годах:
реконструировать малоценные дубовые насаждения на площади более 24 тыс. га;
заложить культуры дуба на площади 31,09 тыс. га;
провести меры содействия естественному возобновлению дуба на площади 8 тыс. га;
обеспечить перевод молодняков дуба в категорию ценных насаждений на площади 54 тыс. га;
провести отбор 1440 плюсовых дубовых деревьев для сбора желудей;
заложить архивы клонов дуба на площади 141 га;
заложить испытательные культуры дуба на площади 150 га;
заложить лесосеменные плантации на площади 76 га;
провести заготовку желудей в объеме 12539,5 тонн;
вырастить лесопосадочный материал в количестве 83,64 млн. шт.
Для выполнения намечаемых мероприятий по восстановлению дубрав потребуется финансирование затрат из бюджета на операционные расходы в сумме 287,75 млрд. рублей.
В результате намечаемых Программой мероприятий площадь дубовых лесов увеличится на 67,5 тыс. га, в том числе за счет перевода лесных культур в покрытые лесом земли - 29,4 тыс. га, мер содействия естественному возобновлению - 10,2 тыс. га, естественного заращивания - 3,8 тыс. га и рубок ухода - 24,0 тыс. га.
Не покрытые лесом земли в ареале произрастания дубовых лесов сократятся на 27,3 тыс. га.
Использование и воспроизводство кедровых лесов
За 1978-1993 годы площадь кедровых лесов сократилась на 1,1 млн. га.
Программой предусмотрено создание культур кедра на площади 88 тыс. га (в среднем 22 тыс. га в год).
Площадей для выращивания посадочного материала кедра в действующих питомниках достаточно. Требуется дополнительное финансирование для приобретения специальной техники и внедрения прогрессивных технологий его выращивания.
Будут продолжены работы по формированию постоянной лесосеменной базы кедра. В 1997-2000 годах планируется заложить 384 га постоянных лесосеменных участков и 128 га лесосеменных плантаций.
Объем рубок ухода в потенциальных кедровниках на программный период определен в 16,8 тыс. га. Кроме того, необходимо увеличить объемы рубок главного пользования в спелых лиственных и лиственно-хвойных насаждениях с сохранением подроста (второго яруса) кедра и последующим уходом за ним.
Для увеличения площади кедровых лесов и качественного их улучшения необходимо увеличить объемы рубок ухода в смешанных (с кедром) молодняках. Программой на 1997-2000 годы предусматривается проведение рубок ухода в кедровых молодняках на площади 112 тыс. га.
Общая стоимость работ по выполнению этих мероприятий составляет 700-750 млрд. рублей.
Реализация системы предлагаемых мероприятий позволит увеличить площади кедровых лесов Сибири и Дальнего Востока. В частности, только за счет ускоренного перевода молодняков кедра в категорию хозяйственно ценных насаждений методом рубок ухода уже к 2000 году площадь кедровых лесов увеличится на 21 тыс. га.
На 110 тыс. га к 2000 году увеличится площадь кедровых лесов за счет создания культур кедра.
Гидролесомелиорация
В лесном фонде России на 1 января 1993 г. имелось 103,2 млн. га заболоченных и переувлажненных лесных земель, в том числе 1 очереди освоения - 1,26 млн. га. Наличие большой площади заболоченных и избыточно увлажненных земель лесного фонда снижает общий ежегодный прирост древесины и является препятствием для развития лесного хозяйства и проведения лесозаготовительных работ.
На площади более 3,5 млн. га работы по лесоосушению были проведены ранее. Построенные лесоосушительные системы требуют реконструкции или восстановления на площади 737 тыс. га.
Для производства работ по лесоосушению и строительству дорог лесохозяйственного назначения в 80-х годах в отрасли имелось до 50 специализированных предприятий, объем строительства лесоосушительных систем достигал 250 тыс. га в год.
В настоящее время в государственных органах управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации осталось 15 самостоятельных предприятий и 7 участков в составе лесхозов, в 1996 году лесоосушительные системы были построены на площади 16 тыс. га.
Основной причиной сокращения объемов работ по гидромелиорации в последние годы явилось недостаточное и нестабильное бюджетное финансирование.
В 1997-2000 годах намечается ввести в эксплуатацию 113,7 тыс. га лесоосушительных систем.
В развитии гидролесомелиорации особое внимание будет уделяться ремонту и реконструкции ранее созданных осушительных систем, регулируемому осушению. В первую очередь будут осушаться покрытые лесом земли для получения быстрого лесоводственного и экономического эффекта.
Дорожное строительство
Ведение интенсивного лесного хозяйства, организация рационального лесопользования невозможны без развития путей транспорта в лесном фонде.
В настоящее время по большинству регионов страны, особенно в районах восточнее Урала, сеть путей транспорта крайне недостаточна и составляет всего 0,08 км на 100 га земель лесного фонда.
Недостаточная густота дорожной сети, преобладание (более 80 процентов) дорог в плохом техническом состоянии не позволяют обеспечить проведение работ по лесовосстановлению и уходу за молодыми лесами.
Объем строительства дорог за последние годы сократился в несколько раз.
В 1997-2000 годах необходимо построить 3000 км дорог лесохозяйственного назначения.
Затраты на гидролесомелиорацию и строительство лесохозяйственных дорог в 1997-2000 годах должны составить 697,7 млрд.рублей.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЛЕСНОЙ ОХРАНЫ
В целях усиления контроля за состоянием, охраной, воспроизводством и использованием лесов Программой предусматривается:
довести численность работников гослесоохраны в лесах Федеральной службы лесного хозяйства России до 136 тыс.человек работников лесной охраны в лесах, переданных в пользование сельскохозяйственным организациям, - до 21 тыс.человек, в лесах, расположенных на землях обороны, - до 1950 человек;
построить в лесхозах Федеральной службы лесного хозяйства России, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации более 4 тыс. контор и кордонов;
обеспечить работников лесоохраны служебным оружием (41,1 тыс. ед.) и форменной одеждой (250 тыс комплектов);
приобрести и направить в лесхозы не менее 7 тыс.автомобилей, 40 тыс. мотоциклов класса "Урал" и мопедов, 2 тыс.лодок с моторами;
для обеспечения оперативной связи лесоохраны во время несения дежурств необходимо направить в хозяйства более 16,5 тыс. радиостанций типа "Кактус" и "Карат".
5. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Реализация Программы базируется на оперативном внедрении в лесном хозяйстве результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых отраслевыми научно-исследовательскими и проектными учреждениями. В разработке проблем лесоводства, лесоведения и агролесомелиорации принимает активное участие ряд институтов системы Российской академии наук, РАСХН и ряда других ведомств, а также вузов и их кафедр. Тематика НИР и ОКР на предстоящие 1997-2000 годы охватывает актуальные проблемы лесного хозяйства, сгруппированные по 10 следующим крупным научным направлениям:
научные основы многоресурсного лесоуправления и формирования модели устойчивого развития комплекса лесных отраслей в условиях рыночной экономики;
оптимизация развития, размещения и организации многоцелевого лесного хозяйства и высокопродуктивного неистощительного лесопользования;
разработка экологически безопасных природоохранных систем ведения лесного хозяйства, технологий и технических средств, обеспечивающих повышение устойчивости и продуктивности насаждений, в том числе в районах техногенного загрязнения и реликтовых экосистем;
совершенствование региональных экологически безопасных технологий для лесовосстановления на промышленной и селекционно-генетической основе;
совершенствование систем контроля и прогнозирования развития и распространения очагов вредных насекомых и болезней леса, разработка эффективных способов лесозащиты с применением экологически безопасных средств;
разработка специальных энергетических средств для лесного хозяйства, удовлетворяющих лесоводственно-экологическим и экономическим требованиям;
разработка эффективных технологий и методов ведения лесного хозяйства на основе комплексного применения экологически безопасных химических средств;
изучение последствий загрязнения лесных экосистем в результате чернобыльской и других радиационных аварий и разработка комплекса эффективных практических мероприятий по реабилитации загрязненных радионуклидами территорий и безопасному ведению лесного хозяйства на них;
разработка системы социального развития отрасли, профилактики и охраны труда в лесном хозяйстве;
разработка основ научного и информационного обеспечения отрасли.
В условиях рыночной экономики предполагается совершенствовать принципы управления лесным хозяйством.
Состояние отраслевой науки не соответствует роли и месту лесного хозяйства в экономике России. Недостаточное финансовое обеспечение проводимых исследований не позволяет своевременно и качественно решать задачи по научному обеспечению отрасли. Устарело физически и морально оборудование, необходимы капиталовложения для технического оснащения новых научных направлений.
Научная база лесного хозяйства недостаточна для решения предстоящих проблем. Научно-исследовательские учреждения расположены по территории страны крайне неравномерно: на северо-западе европейской части - 2
(Санкт-Петербургский и Архангельский НИИЛХ), в центральном регионе - 5 (ВНИИЛМ, ВНИИЦлесресурс, ВНИИХлесхоз, НПЦ "Ценролессем" и, южнее, НИИЛГиС), на юге - 1 (НИИгорлесэкол), в Сибири - 1 (ВНИИПОМлесхоз) и на Дальнем Востоке - 1 (Дальневосточный НИИЛХ).
В лесном хозяйстве используется вычислительная техника для государственного учета лесного фонда, решения многочисленных лесоустроительных и лесохозяйственных задач. На 1996 год оснащенность лесного хозяйства компьютерами составила лишь 6,5 процента от необходимого уровня.
Разработанный проект программы информатизации лесного хозяйства до 2005 года (включая лесхозы) предусматривает общие затраты в объеме 118 млрд. рублей, в том числе капитальные вложения в объеме 106 млрд. рублей. При включении в программу информатизации лесного хозяйства лесничеств затраты достигнут 350 млрд. рублей. Затраты на информатизацию отрасли на 1997-2000 годы должны составить 50 млрд. рублей, в том числе капитальные вложения на приобретение компьютерной техники - 45 млрд. рублей.
Одна из важных проблем лесного хозяйства - выполнение международных обязательств России, вытекающих из решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992 год). Эти обязательства затрагивают вопросы охраны и устойчивого развития лесов, сохранения разнообразия лесных экосистем, вопросы регулирования климата в связи с дисбалансом углекислого газа в атмосфере.
В настоящее время в рамках подготовки международного проекта Глобального экологического фонда (GEF) "Оценка российской тайги: защита биологического разнообразия и потепление климата" разработаны подходы и стратегия защиты биоразнообразия на территории лесного фонда Российской Федерации; одобрен проект программы "Биологическое разнообразие лесов России" разработан проект положения о выделении и сохранении генетического фонда древесных пород в лесах России.
На основании этих документов необходимо разработать методические и нормативные документы, регламентирующие научное сопровождение создания генетических резерватов лесных древесных пород, и иные документы, обеспечивающие охрану и защиту биологического разнообразия в лесах России.
6. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Потребность в финансировании расходов на выполнение программных мероприятий
Общая минимально необходимая потребность в операционных расходах на выполнение программных мероприятий на период 1997-2000 годов в ценах 1997 года составляет 10278,00 млрд. рублей (таблица 3), в том числе по Федеральной службе лесного хозяйства России - 9095,13 млрд. рублей (таблица 4).
Учитывая сложную финансовую ситуацию в стране, в перечень объектов строительства в период 1997-2000 годов включено минимально необходимое количество производственных и административных зданий и сооружений.
Общее количество объектов строительства, приобретаемых технических средств и сумма расходов, предусматриваемых в Программе на 1997-2000 годы, составляют примерно одну десятую часть от заявленных на этот период органами лесного хозяйства в субъектах Российской Федерации.
Таблица 3
Общая потребность в расходах
* По объемам финансирования, предусмотренным на 1997 год.
В целом по Федеральной службе лесного хозяйства России в 1996 году общие затраты по источникам финансирования сформировались следующим образом: средства федерального бюджета - 1442,9 млрд. рублей (46,5 процента), целевые средства бюджетов субъектов Российской Федерации, включая средства местных бюджетов, - 358,7 млрд. рублей (11,6 процента), собственные средства лесхозов - 1295,9 млрд. рублей (41,8 процента) (таблица 5).
Таким образом, основными источниками финансирования являлись федеральный бюджет и собственные средства лесхозов, составившие в 1996 году около 90 процентов общего объема затрат.
Общая сумма платежей в виде арендной платы и лесных податей в 1996 году составила 657,2 млрд. рублей, или немного более 6000 рублей в расчете на 1 куб. м древесины, отпускаемой на корню.
Таблица 4
Минимально необходимая потребность в операционных расходах по Федеральной службе лесного хозяйства России по видам лесохозяйственной деятельности на 1997-2000 годы
Финансирование по обеспечению защитных мер в лесном хозяйстве в зонах радиоактивного загрязнения, осуществляемое в рамках реализации федеральных целевых программ по радиационной реабилитации и социальной защите населения на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, не обеспечивает даже 5 процентов реальных потребностей.
Дополнительные затраты по ведению лесного хозяйства на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, должны составлять ежегодно 17-18 млрд. рублей.
В общих затратах на операционные расходы производственные затраты составляют 57,2 процента, из них 72,4 процента направляется на воспроизводство лесов (включающее лесовосстановление, рубки ухода и другие лесохозяйственные работы), затраты на содержание органов и организаций лесного хозяйства, включая лесхозы, составляют 41,4 процента.
Одной из проблем лесного хозяйства является недостаточность и износ производственной базы лесхозов. Так, например, наличие кордонов составляет 6 процентов от потребности, служебных помещений для лесхозов - 70 процентов, для лесничеств - 68 процентов.
Практически около 85 процентов лесничеств не имеют необходимых производственных зданий и сооружений. Кроме того, износ основных фондов в среднем превышает 40-50 процентов, a их активной части - 60 процентов. Такое положение создалось в результате политики прежних лет, когда приоритетными направлениями инвестиций были объекты лесопромышленного производства.
На счета лесхозов в 1996 году поступило 27,2 процента от общей суммы взимаемых арендной платы и лесных податей. В большинстве случаев размеры этих отчислений в субъектах Российской Федерации составляют от 20 до 50 процентов.
Потребность в расходах по источникам финансирования
Механизм финансового обеспечения и анализ доходности лесного хозяйства
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в Программе учтен новый порядок распределения и использования средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом, и финансирования лесного хозяйства. Расходы на содержание федерального органа управления лесным хозяйством, его территориальных органов, национальных парков, осуществление мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями леса, выполнение работ по строительству лесохозяйственных дорог, осушению лесных площадей, устройству оросительных сетей, их содержанию и ремонту, семеноводство, ведение мониторинга лесов, ведение государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда, лесоустройство, научно-исследовательские и проектные работы в области лесного хозяйства, создание противоэрозионных и пастбищезащитных насаждений федерального значения, подготовку кадров для лесного хозяйства, обеспечение форменным обмундированием работников лесного хозяйства, развитие социальной сферы лесного хозяйства предусмотрено финансировать из федерального бюджета.
Подобные же затраты на ведение лесного хозяйства в лесах, переданных в пользование сельскохозяйственным организациям, и лесах, расположенных на землях обороны, также финансируются из средств федерального бюджета.
Расходы на воспроизводство лесов предусмотрено финансировать из средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Федеральной службой лесного хозяйства России разработаны нормативы затрат на мероприятия по лесовосстановлению и уходу за лесами по регионам и лесорастительным зонам, на основе которых в субъектах Российской Федерации будут определяться необходимые расходы на воспроизводство лесов.
Предполагается следующее распределение и использование средств, получаемых при взимании платежей за пользование лесным фондом (ст. 106 Лесного кодекса Российской Федерации).
В федеральный бюджет поступает 40 процентов от лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 60 процентов.
В субъектах Российской Федерации, в которых расчетная лесосека по рубкам главного пользования не превышает одного миллиона куб. м, часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, поступает полностью в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
Часть указанных средств, поступивших в бюджеты субъектов Российской Федерации, направляется соответствующим территориальным органам федерального органа управления лесным хозяйством на финансирование расходов на воспроизводство лесов.
Часть лесных податей и арендной платы за древесину, отпускаемую на корню, за исключением лесных податей и арендной платы по минимальным ставкам лесных податей, поступает лесхозам федерального органа управления лесным хозяйством, приравнивается к бюджетным средствам и используется для нужд лесного хозяйства.
Плата за древесину, отпускаемую на корню, в настоящее время чрезвычайно низка, ее удельный вес в цене заготовленной древесины в круглом виде не превышает 5-6 процентов, в то время как в зарубежных странах он достигает 30 и даже 50 процентов.
Причины низкого уровня платежей за пользование лесным фондом следующие:
спад производства в лесной промышленности, вызвавший резкое сокращение (в 3-3,5 раза) объема заготовок древесины;
пониженный спрос на древесину и продукцию ее переработки из-за низкой покупательной способности предприятий и населения;
большая удаленность лесосечного фонда от магистральных путей;
большая доля в лесосечном фонде мелкотоварной и лиственной древесины, не имеющей достаточного сбыта;
большие транспортные расходы по доставке лесоматериалов в районы потребления, что в значительной мере связано с допущенными в прошлом ошибками в размещении лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности;
недостаточная подготовленность специалистов на местах для работы в условиях рынка;
незаинтересованность органов государственного управления лесным хозяйством в сборе лесных податей, по закону им не принадлежащих.
В соответствии с Федеральной целевой программой развития лесопромышленного комплекса Российской Федерации (1996-2005 годы) отпуск древесины на корню должен возрасти по сравнению с 1997 годом на 65 процентов. Минимальные ставки лесных податей предполагается увеличить в 2,4 раза, а превышение конкретных (фактических) ставок над минимальными - на 10 процентов (таблица 6).
Таблица 6
Прогноз отпуска древесины на корню и ставок лесных податей
Отчисления в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации за 1997-2000 годы возрастут почти в 4 раза.
Почти в 8 раз увеличатся поступления в лесхозы от разницы платежей за пользование древесиной по минимальным и конкретным (фактическим) ставкам лесных податей (таблица 7).
Таблица 7
Поступление платежей за пользование древесиной
К 2000 году лесной доход (выраженный суммой платежей за пользование древесиной) может превысить планируемые затраты на ведение лесного хозяйства в 1,1 раза (таблица 8).
Таблица 8
Поступление финансовых средств и доходность лесного хозяйства
В долгосрочной перспективе по мере общего экономического роста в стране можно ожидать многократного увеличения доходности лесного хозяйства за счет повышения минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, и увеличения отпуска древесины по рубкам главного пользования. Лесное хозяйство будет не только способным окупать собственные затраты, но также давать значительные средства в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и федерального бюджета.
Перспективы привлечения иностранных инвестиций
Реализация Программы будет способствовать выполнению международных обязательств России, вытекающих из решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, 1992 год), конвенций ООН об изменениях климата и о сохранении биологического разнообразия, а также положений Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года N 440.
После Конференции ООН по окружающей среде и развитию активно развивается международный переговорный процесс по выработке условий устойчивого управления лесами.
В настоящее время на территории России осуществляется ряд международных проектов по линии международного научно-технического сотрудничества, основными из которых являются модельный лес Гассинский в Хабаровском крае (с участием Канады), Российско-Американский проект по углеродному кредиту "Русофор" в Саратовской области, мониторинг численности непарного шелкопряда на территории лесного фонда вблизи портов Владивосток, Находка, Восточный (США), создание на территории европейской части России экспериментальных лесосеменных плантаций сосны и ели (Финляндия).
Названные проекты носят, в основном, экспериментальный характер, имеют локальное значение, минимум финансирования из зарубежных источников и не могут оказать сколько-нибудь заметного влияния на инвестирование лесного хозяйства в период реализации Программы.
Для более широкого привлечения зарубежных инвесторов к реализации крупномасштабных проектов и программ требуется решить на международном уровне целый ряд юридических, организационных и технических вопросов.
Особое значение лесовосстановление и лесоразведение приобретает в связи с глобальным изменением климата, обусловленным резким увеличением в последние годы содержания СО2 в атмосфере.2
Ряд зарубежных организаций, политических деятелей и специалистов высказывают заинтересованность в участии в работах и вложении средств в лесовосстановление и лесоразведение на территории России в целях связывания углерода (СО ). 2 в атмосфере
Решение этих вопросов займет определенное время, поэтому участие зарубежных инвесторов в осуществлении крупных проектов по лесовосстановлению и лесоразведению возможно ожидать и после 2000 года.
Трудовые ресурсы
Потребность в работниках государственной лесной охраны составляет: лесников - 78 тыс. человек, мастеров леса - 16,3 тыс. человек и лесничих - 8,1 тыс. человек. В настоящее время фактическая численность ниже потребности по лесникам на 16,1 тыс. человек, мастерам леса - на 5 тыс. человек и лесничим - на 400 человек.
На выполнении требуемых объемов работ в лесном хозяйстве должно быть занято 153,2 тыс. рабочих. Фактическая численность рабочих, занятых в лесном хозяйстве, в 2 раза ниже по причине недостаточного финансирования отрасли, при этом часть технологических операций, предусмотренных технологическими картами, не выполняется, что приводит к снижению качества работ.
Программой предусматривается к 2000 году довести численность рабочих в лесном хозяйстве до 115 тыс. человек, значительно увеличить количество руководителей и специалистов лесного хозяйства (таблица 9). Увеличение численности рабочих и специалистов, занятых в лесном хозяйстве, поможет не только улучшить ведение лесного хозяйства, но и снизит остроту социальных проблем, связанных с безработицей в регионах России.
Таблица 9
Численность работников лесного хозяйства
Выполнение Программы обеспечивается действующей в лесном хозяйстве системой подготовки кадров.
Затраты средств на подготовку кадров в 1997-2000 годах составят 212,1 млрд. рублей, в том числе на профессиональную ориентацию в школьных лесничествах - 7,2 млрд. рублей; на подготовку и повышение квалификации рабочих - 26,8 млрд. рублей; на подготовку и повышение квалификации специалистов в вузах и техникумах - 178,1 млрд. рублей.
7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Выполнение федеральной целевой программы "Леса России" на 1997-2000 годы возлагается на Федеральную службу лесного хозяйства России, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальные органы Федеральной службы лесного хозяйства России.
Намеченные Программой показатели реализуются через соответствующие региональные программы, разрабатываемые территориальными органами лесного хозяйства совместно с органами государственной власти в субъектах Российской Федерации.
Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами.
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в лесном хозяйстве разрабатываются и вводятся в действие отраслевые и региональные нормативно-технические документы, регламентирующие использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов.
Вместе с тем, требуется дальнейшее укрепление правовой базы по совершенствованию лесного законодательства, улучшению ведения лесного хозяйства и лесопользования в Российской Федерации в свете требований рыночной экономики.
В целях реализации Программы предусматривается дополнить нормативную правовую базу лесного хозяйства, предусмотрев, в частности, систему штрафов и поощрений для строгого выполнения лесопользователями обязанностей по проведению лесовосстановления на вырубках способами и методами, указанными в разрешительных документах, соблюдения ими требований по сохранению благоприятных условий для восстановления лесов, применению при лесозаготовках экологически безопасной техники и технологий.
Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 594.
Для управления реализацией Программы формируется дирекция (комиссия), возглавляемая одним из заместителей руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России, с включением в ee состав руководителей структурных подразделений этой Службы, а также ответственных представителей Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды.
В субъектах Российской Федерации формируются региональные комиссии в составе представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов управления лесным хозяйством Федеральной службы лесного хозяйства России в субъектах Российской Федерации, органов охраны природы и общественных органов. Возглавляет региональные комиссии один из заместителей территориального органа управления лесным хозяйством Федеральной службы лесного хозяйства России в субъектах Российской Федерации.
Федеральная служба лесного хозяйства России ежегодно организует проверку хода реализации Программы и направляет:
в Министерство экономики Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
ежегодно до 1 февраля в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации и Министерство науки и технологий Российской Федерации доклад о ходе работ по реализации Программы и об эффективности использования финансовых средств.
Федеральная служба лесного хозяйства России участвует в экспертных проверках хода реализации Программы, организуемых Министерством экономики Российской Федерации с участием Министерства финансов Российской Федерации, и в подготовке Министерством экономики Российской Федерации ежегодного доклада в Правительство Российской Федерации о ходе реализации Программы.
8. ОЦЕНКА ОЖИДАЕМОЙ ЛЕСОВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Меры, предусмотренные Программой, направлены на сохранение лесов, увеличение покрытых лесом земель, усиление роли лесов в обеспечении потребностей общества и человека лесной продукцией, товарами и услугами, повышение способности лесов выполнять экономическую, социальную, духовную, культурную, экологическую и средообразующую роль.
При разработке Программы использованы достижения передовой отечественной и зарубежной науки и практики в целях ускоренного достижения реального эффекта по рациональному использованию земель лесного фонда, качественному улучшению лесов.
Реализация объемов и мероприятий, предусмотренных Программой на 1997-2000 годы, обеспечит:
перевод в категорию хозяйственно ценных 6,4 млн. га насаждений в результате проведенных работ по лесовосстановлению и рубок ухода за лесом, что превысит площадь сплошнолесосечных рубок за этот период;
перевод в категорию покрытых лесом земель 6,5 млн. га территории лесного фонда за счет создания лесных культур (1,2 млн. га), содействия естественному возобновлению (3,3 млн. га), естественного возобновления (2 млн. га);
увеличение площади дубовых лесов на 67,5 тыс. га, в том числе за счет перевода лесных культур в покрытые лесом земли - на 29,4 тыс. га, мер содействия естественному возобновлению - на 10,2 тыс. га, естественного заращивания - на 3,8 тыс. га и рубок ухода - на 24 тыс. га;
увеличение площади кедровых лесов на 155 тыс. га, в том числе на 110 тыс. га за счет создания лесных культур кедра и на 45 тыс. га - в результате проведения рубок ухода в молодняках;
улучшение состояния и повышение комплексной продуктивности кедровых лесов - в результате проведения рубок ухода за лесом и выборочных санитарных рубок на 200 тыс. га;
дополнительное депонирование углерода в объеме 200 млн. тонн за счет дополнительного прироста древесины в результате проведения мероприятий по лесовосстановлению.
Общее увеличение стоимости древесных запасов ценных пород к возрасту спелости древостоев в результате реализации программных мероприятий составит 13-15 трлн. рублей, а возможная сумма поступления средств в бюджеты от налога на добавленную стоимость при реализации древесины в круглом виде в современных ценах - 35-40 трлн. рублей, что превышает общие затраты на реализацию Программы.
Многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе их длительного периода роста (50-100 лет и более), используются во многих отраслях народного хозяйства и в процессе жизнедеятельности общества. Эти факторы затрудняют определение полной экономической эффективности использования средств, вкладываемых в лесное хозяйство. Природоохранные, климатические, водорегулирующие и социальные функции лесов в настоящее время не учитываются в стоимости продукции и услуг при использовании лесных ресурсов.
Основная прибыль от использования древесных ресурсов леса поступает от лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий.