ДОГОВОР
от 30 апреля 1994 года
МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ ОБ УСЛОВИЯХ, СРОКАХ И ПОРЯДКЕ ПОЛНОГО ВЫВОДА С ТЕРРИТОРИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ПРАВОВОМ ПОЛОЖЕНИИ НА ПЕРИОД ВЫВОДА
Российская Федерация и Латвийская Республика, далее именуемые Сторонами,
учитывая новые политические реальности в Европе и в мире в целом,
убежденные в необходимости в новых условиях содействовать поддержанию мира и стабильности в Европе,
руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и документов Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе,
стремясь заложить основы качественно новых отношений между Россией и Латвией, действуя в духе добрососедства, сотрудничества и уважения прав и интересов Сторон,
исходя из принципа суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету государств,
стремясь развивать позитивные ценности наследия российско-латвийских связей для упрочения взаимоотношений между народами обоих государств и желая покончить с негативными последствиями их общей истории,
считая, что урегулирование вопроса о полном выводе Вооруженных сил Российской Федерации с территории Латвийской Республики будет способствовать укреплению доверия между Российской Федерацией и Латвийской Республикой,
желая завершить создание договорной основы для полного вывода с территории Латвийской Республики Вооруженных сил Российской Федерации, их правового положения на период вывода,
принимая во внимание уже подписанные и действующие соглашения, регулирующие отдельные аспекты вывода войск и их правовое положение на период вывода,
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1 Определение понятий
Для целей настоящего Договора нижеуказанные термины означают:
1. "Вооруженные силы" - органы управления, объединения, соединения, части, учреждения и военно-учебные заведения Вооруженных сил Российской Федерации и Пограничных войск Российской Федерации в Латвийской Республике;
2. "Лица, входящие в состав Вооруженных сил" -
а) военнослужащие;
б) служащие Министерства обороны Российской Федерации, временно командированные в Латвийскую Республику для выполнения работ, связанных с деятельностью Вооруженных сил Российской Федерации;
3. "Члены семей лиц, входящих в состав Вооруженных сил" - супруги лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи, их несовершеннолетние дети и другие находящиеся на иждивении лица;
4. "Место дислокации" - территория, на которой дислоцируются Вооруженные силы Российской Федерации в Латвийской Республике (военные городки и отдельно находящиеся военные объекты);
5. "Движимое имущество Вооруженных сил" - все виды вооружения, боеприпасов, военной техники, включая транспортные средства, и иные материальные и технические средства и виды имущества, не относимого к недвижимому имуществу и необходимого для обеспечения Вооруженных сил Российской Федерации;
6. "Недвижимое имущество" - земельные участки в местах дислокации Вооруженных сил Российской Федерации с находящимися на них военными городками, аэродромами, портовыми сооружениями, полигонами, стрельбищами, лесными угодьями, зданиями и сооружениями, стационарным оборудованием, инженерными сетями и системами связи, водоснабжения, теплоснабжения, канализации и очистных сооружений, а также отдельные здания, сооружения и обслуживающие их земельные участки вне мест дислокации Вооруженных сил Российской Федерации.
Статья 2 Сроки вывода Вооруженных сил
Вооруженные силы Российской Федерации выводятся с территории Латвийской Республики к 31 августа 1994 г.
Полный вывод Вооруженных сил Российской Федерации охватывает всех лиц, входящих в состав Вооруженных сил Российской Федерации, членов их семей и движимое имущество.
Расформирование воинских частей, увольнение из них военнослужащих после 28 января 1992 г. на территории Латвийской Республики не может рассматриваться как вывод войск.
Полный вывод отдельных подразделений Вооруженных сил Российской Федерации, освобождение и передача объектов, используемых Вооруженными силами Российской Федерации, производится в соответствии с графиком (приложение).
Неотъемлемыми частями настоящего Договора являются Соглашение между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовом статусе Скрундской радиолокационной станции на период ее временного функционирования и демонтажа, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики по вопросам социальной защищенности военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации и Пограничных войск Российской Федерации и членов их семей, временно находящихся на территории Латвийской Республики до полного их вывода, и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Латвийской Республики по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров Российской Федерации и членов их семей, проживающих на территории Латвийской Республики. Стороны исходят из того, что применение указанного Договора и Соглашений будет осуществляться в комплексе в соответствии с предусмотренными в них положениями.
Статья 3 Общие урегулирования
1. Вооруженные силы Российской Федерации, входящие в их состав лица, и члены их семей соблюдают законодательство Латвийской Республики, воздерживаются от любого вмешательства во внутренние дела Латвийской Республики, от любой деятельности, несовместимой с положениями настоящего Договора. Органы управления Вооруженных сил Российской Федерации обеспечивают соблюдение этих положений. Вооруженные силы Российской Федерации принимают все меры к тому, чтобы избегать любых действий, нарушающих нормальные условия жизни населения Латвийской Республики.
2. Власти Латвийской Республики уважают правовое положение Вооруженных сил Российской Федерации, лиц, входящих в их состав, и членов их семей, как это предусмотрено в настоящем Договоре, и воздерживаются от любых действий, затрудняющих реализацию Вооруженными силами Российской Федерации прав и обязанностей в связи с настоящим Договором, принимают меры по предупреждению любых противоправных действий в отношении Вооруженных сил Российской Федерации, лиц, входящих в их состав, и членов их семей.
3. Российская Федерация обязуется не увеличивать численность своих Вооруженных сил на территории Латвийской Республики, не вводить подразделения и части, не ввозить и не развертывать вооружения.
По согласованию с Латвийской Республикой допускается ввод личного состава Вооруженных сил Российской Федерации для обеспечения погрузочно-разгрузочных, охранных и некоторых других работ, связанных с нуждами выводимых частей и подразделений.
4. Вооруженные силы Российской Федерации размещаются в местах дислокации на момент заключения настоящего Договора.
5. Российская Федерация информирует Латвийскую Республику о численности своих Вооруженных сил на территории Латвийской Республики, в том числе членов семей военнослужащих, и будет в последующем периодически, не реже одного раза в квартал, сообщать о ходе их вывода и изменении численности по каждой вышеназванной группе отдельно.
6. Вопросы собственности, имущественно-финансовые и другие экономические вопросы, связанные с выводом Вооруженных сил Российской Федерации с территории Латвийской Республики, не предусмотренные настоящим Договором, будут регулироваться отдельными договоренностями Сторон.
7. На Вооруженные силы Российской Федерации на территории Латвийской Республики распространяется действие международных договоренностей о контроле над вооружениями и разоружением. Вооруженные силы Российской Федерации не имеют и не размещают на территории Латвийской Республики ядерное, химическое, биологическое, вакуумное, бинарное оружие, а также запрещенные международными конвенциями виды оружия.
8. Лица, входящие в состав Вооруженных сил Российской Федерации, умышленно нарушившие законы Латвийской Республики, по предложению компетентных органов Латвийской Республики отзываются с территории Латвийской Республики. В спорных случаях решение принимает Смешанная Российско-Латвийская комиссия, предусмотренная статьей 14 настоящего Договора.
9. На базе специализированных предприятий и отдельных лечебных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, дислоцированных на территории Латвийской Республики, если Стороны сочтут целесообразным, создаются совместные предприятия. Принципы и сроки создания совместных предприятий определяются отдельными соглашениями уполномоченных Сторонами органов, исходя из того, что вкладом Латвийской Стороны будет считаться недвижимость, передаваемая Российской Стороной Латвийской Стороне, а вкладом Российской Стороны - движимое имущество таких предприятий и учреждений.
II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫВОДИМЫХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ
Статья 4 Перемещения, учения
1. Части и подразделения Вооруженных сил Российской Федерации до их окончательного вывода с территории Латвийской Республики располагаются в пределах военных городков и отдельно находящихся военных объектов.
Территория за пределами военных городков и отдельно находящихся военных объектов, а также бывшие военные лесничества частями и подразделениями Вооруженных сил Российской Федерации не используются.
2. Предварительное уведомление Министерства обороны Латвийской Республики об учениях Вооруженных сил Российской Федерации в местах их дислокации в составе батальона и выше производится не менее чем за 2 недели.
3. Передвижение Вооруженных сил Российской Федерации по территории Латвийской Республики вне мест дислокации осуществляется только в целях обеспечения хозяйственной и повседневной деятельности войск. Любое передвижение Вооруженных сил Российской Федерации, не связанное с хозяйственной или повседневной деятельностью войск, при одновременном участии шести и более автомашин или трех и более БМП, БТР, танка, а также вооруженного личного состава в количестве 30 и более человек подлежит в каждом случае согласованию с представителем, уполномоченным Министерством обороны Латвийской Республики, и местной властью Латвийской Республики.
Статья 5 Пользование транспортными коммуникациями
1. Лица, входящие в состав Вооруженных сил Российской Федерации, члены их семей могут передвигаться на принадлежащих им транспортных средствах по путям сообщения всех видов, если при этом соблюдается законодательство Латвийской Республики и настоящий Договор, а также пользоваться транспортом общего пользования (сухопутным, воздушным и водным) и транспортным оборудованием.
2. Служебные транспортные средства Вооруженных сил Российской Федерации должны иметь регистрационный номер и четкий отличительный знак. Использование для служебных транспортных средств номерных знаков Латвийской Республики не допускается.
Командование Вооруженных сил Российской Федерации выдает номерные знаки на автомобили транспортной группы и сообщает компетентным органам Латвийской Республики об их регистрации, кроме боевых машин.
Власти Латвийской Республики имеют право проверки водительских удостоверений, технических паспортов и документов, удостоверяющих личность водителей.
3. Вооруженные силы Российской Федерации соблюдают действующие в Латвийской Республике правила дорожного движения, включая правила о поведении на месте дорожно-транспортного происшествия, а также правила перевозки опасных грузов. Контроль за соблюдением указанных правил осуществляют компетентные органы Латвийской Республики и командование Вооруженных сил Российской Федерации.
4. Передвижение большегрузной и тяжелой техники Вооруженных сил Российской Федерации, включая гусеничные машины, вне согласованных маршрутов осуществляется железнодорожным транспортом или на трейлерах.
5. Сумма возмещения затрат, связанных с содержанием и ремонтом путей сообщения, используемых Вооруженными силами Российской Федерации, определяется по согласованию с Главной финансовой инспекцией Латвийской Республики, Министерством сообщения Латвийской Республики и Вооруженными силами российской Федерации.
Статья 6 Другие виды деятельности Вооруженных сил
1. Вооруженные силы Российской Федерации имеют право в пределах мест дислокации осуществлять меры по своей охране в соответствии с установленным в Вооруженных силах Российской Федерации порядком, а также с учетом действующего на момент подписания настоящего Договора законодательства Латвийской Республики. Обеспечение охраны Вооруженных сил Российской Федерации при передвижении за пределами мест дислокации осуществляется лицами, входящими в состав Вооруженных сил Российской Федерации, с соблюдением законодательства Латвийской Республики и во взаимодействии с компетентными органами Латвийской Республики.
2. Военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации за пределами мест дислокации имеют право носить при себе оружие с боеприпасами только при выполнении в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи задач по охране Вооруженных сил Российской Федерации, их недвижимого имущества, вооружений и военной техники, денежных и материальных средств, а также табельное оружие и боеприпасы для личной защиты.
В случае несоблюдения положений настоящей статьи такое оружие и боеприпасы изымаются полицией Латвийской Республики в порядке, установленном законодательством Латвийской Республики. После соответствующего разбирательства табельное оружие передается командованию Вооруженных сил Российской Федерации.
3. Военная автоинспекция Вооруженных сил Российской Федерации осуществляет свою деятельность в порядке и случаях, согласованных с уполномоченным Правительства Латвийской Республики.
4. Вооруженные силы Российской Федерации, с учетом положений статьи 8 настоящего Договора, не используют места дислокации в коммерческих целях.
III. ПОЛЬЗОВАНИЕ ДВИЖИМЫМ И НЕДВИЖИМЫМ ИМУЩЕСТВОМ
Статья 7 Пользование недвижимым имуществом
1. Вооруженные силы Российской Федерации, входящие в их состав лица, и члены их семей пользуются недвижимым имуществом и осуществляют свою деятельность, связанную с выполнением настоящего Договора, таким образом, чтобы при этом не наносился ущерб здоровью людей, общественной безопасности и порядку, окружающей среде.
2. Какие-либо строительные работы, включая работы по реконструкции, демонтажу или монтажу зданий, могут проводиться Вооруженными силами Российской Федерации только с согласия властей Латвийской Республики.
3. Вооруженные силы Российской Федерации обеспечивают компетентным властям Латвийской Республики и уполномоченным ими лицам доступ к объектам недвижимого имущества, а также получение об этих объектах необходимых сведений, определенных в статье 12 настоящего Договора. При этом учитываются потребность обеспечения режима секретности на этих объектах.
Командование Вооруженных сил Российской Федерации назначает своих представителей на объектах недвижимого имущества, в задачи которых входит содействие властям Латвийской Республики в получении необходимого доступа к объектам недвижимого имущества.
4. Вопросы, связанные с жилым фондом военных городков и другими объектами социальной сферы, находящимися в ведении Вооруженных сил Российской Федерации, и условия участия Латвийской Стороны в строительстве жилья и объектов социальной сферы в новых местах дислокации на территории Российской Федерации определяются отдельным соглашением Сторон. При решении вопросов строительства жилья и объектов социальной сферы на территории Российской Федерации Стороны могут отдельно или сообща обращаться к помощи международного сообщества. Стороны будут способствовать созданию фондов, в том числе международных, средства которых будут направлены на решение социальных проблем выводимых из Латвийской Республики Вооруженных сил Российской Федерации.
5. Латвийская Сторона предоставляет Российской Стороне справедливую компенсацию за передаваемое ей недвижимое имущество, построенное или приобретенное на средства Вооруженных сил Российской Федерации и являющееся государственной собственностью России.
Статья 8 Владение, пользование и распоряжение движимым имуществом Вооруженных сил
1. Вооруженные силы Российской Федерации на территории Латвийской Республики вправе распоряжаться находящимся в их ведении движимым имуществом путем его вывоза, передачи или реализации властям Латвийской Республики или с их согласия другим физическим или юридическим лицам Латвийской Республики. О фактах передачи или реализации оружия, имевших место до вступления в силу настоящего Договора, Российская Сторона представляет соответствующие сведения Министерству обороны Латвийской Республики.
2. Реализация на территории Латвийской Республики вооружения, боеприпасов и боевой техники любым физическим или юридическим лицам допускается только с согласия компетентных властей Латвийской Республики.
3. На территории Латвийской Республики уничтожение движимого имущества Вооруженных сил Российской Федерации не допускается. В исключительных случаях порядок его уничтожения согласуется с Министерством обороны Латвийской республики или полномочными государственными органами Латвийской Республики или органами самоуправления Латвийской Республики.
IV. ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ
Статья 9 Общие правовые вопросы
Латвийская Республика на своей территории обеспечивает права и свободы лиц, входящих в состав выводимых с территории Латвийской Республики Вооруженных сил Российской Федерации, и членов их семей в соответствии с законодательством Латвийской Республики и нормами международного права.
Статья 10 Юрисдикция по уголовным, гражданским и административным делам
1. На территории Латвийской Республики уголовные, гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях в отношении лиц, входящих в состав Вооруженных сил Российской Федерации, или членов их семей, с учетом положений пункта 2 настоящей статьи, подлежат юрисдикции Латвийской Республики.
Лица, входящие в состав Вооруженных сил Российской Федерации и члены их семей пользуются в учреждениях Латвийской Республики такими же процессуальными правами и обязанностями, как и граждане Латвийской Республики.
2. Компетентные органы Российской Федерации осуществляют юрисдикцию в отношении лиц, входящих в состав Вооруженных сил Российской Федерации, и членов их семей в случаях:
а) совершения лицами, входящими в состав Вооруженных сил Российской Федерации, или членами их семей преступлений и административных правонарушений против Российской Федерации, а также против лиц, входящих в состав Вооруженных сил Российской Федерации, или членов их семей;
б) совершения лицами, входящими в состав Вооруженных сил Российской Федерации, преступлений или административных правонарушений при исполнении служебных обязанностей.
Компетентные органы Российской Федерации и компетентные органы Латвийской Республики могут обращаться друг к другу с просьбой о передаче или принятии юрисдикции в отношении отдельных дел (лиц), предусмотренных настоящей статьей.
3. В случаях совершения лицами, не входящими в состав Вооруженных сил Российской Федерации и не являющимися членами их семей, преступлений или административных правонарушений против Вооруженных сил Российской Федерации, находящихся на территории Латвийской Республики, лиц, входящих в их состав, а также членов семей этих лиц, виновные в этом несут ответственность согласно законодательству Латвийской Республики.
4. О всех случаях хищения или пропажи оружия, боеприпасов, военной техники и имущества в местах дислокации Вооруженных сил Российской Федерации на территории Латвийской Республики, а также о самовольном оставлении места дислокации вооруженными военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации командование Вооруженных сил Российской Федерации немедленно извещает Министерство внутренних дел Латвийской Республики.
Статья 11 Возмещение ущерба
1. Ущерб, причиненный Вооруженными силами Российской Федерации или лицами, входящими в их состав, действиями или упущениям-и, при исполнении ими служебных обязанностей, Латвийской Стороне включая физических и юридических лиц, или лицам третьих государств, находящихся на территории Латвийской Республики, возмещается Российской Федерацией.
Размеры возмещения ущерба устанавливаются с учетом законодательства Латвийской Республики Смешанной Российско-Латвийской комиссией, предусмотренной статьей 14 настоящего Договора.
2. Российская Федерация возмещает также ущерб, причиненный Латвийской Стороне и лицам третьих государств на территории Латвийской Республики в результате действий или упущений лиц, входящих в состав Вооруженных сил Российской Федерации, совершенных не при исполнении служебных обязанностей, а также в результате действий или упущений членов семей лиц, входящих в состав Вооруженных сил Российской Федерации. Размеры возмещения устанавливаются судом Латвийской Республики.
3. Латвийская Республика возместит Российской Федерации материальный ущерб имуществу ее Вооруженных сил, а также лицам, входящим в состав Вооруженных сил Российской Федерации, который будет причинен действиями или упущениями государственных органов, граждан и юридических лиц Латвийской Республики, - в размерах, установленных Смешанной Российско-Латвийской комиссией или судом Латвийской Республики, на основании настоящего Договора и законодательства Латвийской Республики.
4. Споры, возникающие из обязательств Сторон по возмещению ущерба, подлежат рассмотрению Смешанной Российско-Латвийской комиссией, предусмотренной статьей 14 настоящего Договора.
Статья 12 Порядок передачи, приема объектов и реализации имущества
1. Вооруженные силы Российской Федерации осуществляют передачу объектов компетентным органам Латвийской Республики по мере их освобождения в связи с выводом войск в соответствии с согласованным графиком.
Передача объектов осуществляется комиссиями по приему-передаче на основании протоколов, подписанных уполномоченными лицами обеих Сторон.
Все территории, здания и сооружения при выводе частей и подразделений Вооруженных сил Российской Федерации передаются Латвийской Республике по акту с отражением их состояния и стоимости, определяемой по согласованной методике.
2. Командование Вооруженных сил Российской Федерации за два месяца информирует о предстоящей передаче объекта власти Латвийской Республики. Информация должна содержать данные О названии объекта, площади занимаемой территории, его местонахождении и сроке планируемой передачи. Представляется также дополнительная информация, если на объекте было размещено химическое оружие, ядерное оружие, ракетное топливо, радиоактивные вещества, а также проводились минирование, взрывные работы, бомбометание, стрельбы и другие мероприятия с применением упомянутых веществ.
В течение 15 дней с момента получения уведомления проводится предварительный осмотр объекта. Техническое состояние объекта отражается в двустороннем протоколе (акте) приема-передачи.
Вооруженные силы Российской Федерации представляют следующие документы:
- перечень зданий и сооружений, а также сведения о земельном участке. При этом отдельно указываются объекты, построенные Вооруженными силами Российской Федерации;
- акт об освобождении объекта от взрывоопасных предметов (для полигонов).
На согласованных условиях Латвийской Стороне представляются:
- генеральный план объекта с нанесенными постройками, лесными участками, инженерными сетями, телефонно-телеграфными коммуникациями, железнодорожными и другими путями сообщений;
- учетные данные об основных строительных фондах, сведения о снабжении электроэнергией, газом, теплом, а также о канализационных и других устройствах.
Статья 13 Охрана окружающей среды
1. Вооруженные силы Российской Федерации обеспечивают соблюдение законодательства Латвийской Республики по охране окружающей среды.
2. Власти Латвийской Республики и администрации Вооруженных сил Российской Федерации на основе действующих на территории Латвийской Республики нормативных актов на период вывода Вооруженных сил Российской Федерации сотрудничают в вопросах охраны окружающей среды и предупреждения ее загрязнения.
3. Проверке на предмет наличия загрязнения окружающей среды, порчи и истощения природных ресурсов подлежат все передаваемые объекты. Эта работа осуществляется совместными комиссиями с двумя сопредседателями от Сторон на основе методики, которая согласовывается уполномоченными представителями Сторон.
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 14 Уполномоченные. Смешанная Российско-Латвийская комиссия
1. Для урегулирования вопросов, связанных с выводом Вооруженных сил Российской Федерации, Стороны назначают своих Уполномоченных.
2. В целях разрешения спорных вопросов, связанных с передачей, приемкой и реализацией недвижимого и движимого имущества Вооруженных сил Российской Федерации, а также для разрешения других возникающих в процессе осуществления настоящего Договора вопросов создается Смешанная Российско-Латвийская комиссия. В состав такой Смешанной Российско-Латвийской комиссии входит равное число членов с каждой Стороны.
Смешанная Российско-Латвийская комиссия принимает свои решения консенсусом. В случае необходимости она привлекает к работе экспертов.
Местом пребывания Смешанной Российско-Латвийской комиссии является город Рига.
3. В случае, если Смешанная Российско-Латвийская комиссия не приходит к согласию в решении какого-либо вопроса, то он передается на рассмотрение на дипломатическом уровне.
4. Разногласия между Сторонами, относящиеся к толкованию или применению настоящего Договора, разрешаются путем переговоров.
Статья 15
Настоящий Договор подлежит ратификации. Он будет временно применяться со дня подписания и вступит в силу со дня обмена ратификационными грамотами. Договор будет действовать до тех пор, пока он не будет изменен или прекращен по согласию Сторон.
На период действия Договора Стороны обязуются воздерживаться от несогласованных односторонних действий по вопросам, регулируемым настоящим Договором и приложением к нему, а также отдельными соглашениями, относящимися к этим вопросам.
Совершено в Москве 30 апреля 1994 г. в двух экземплярах, каждый на русском и латышском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.
За Российскую Федерацию
Б. ЕЛЬЦИН
За Латвийскую Республику
Г. УЛМАНИС
В. БИРКАВС
ГРАФИК
ВЫВОДА С ТЕРРИТОРИИ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1994 ГОДУ
<*> В соответствии со ст. 11 Соглашения по вопросам социальной защищенности военных пенсионеров РФ на фондах 289 военного госпиталя (Рига) создается совместное акционерное предприятие.