Информация Минфина РФ N ОП 6-2015

"Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации"
Редакция от 20.04.2015 — Действует

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ
N ОП 6-2015

ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ МСФО НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О применении Международных стандартов финансовой отчетности

Межведомственная рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности обобщила вопросы, поступающие в отношении применения Международных стандартов финансовой отчетности (далее - МСФО), и сообщает следующее.

Обязанность организации, ценные бумаги которой исключены из котировального списка, представлять консолидированную финансовую отчетность своим участникам (акционерам, учредителям)

В соответствии с Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список (далее - эмитенты), представляют консолидированную финансовую отчетность своим участникам (акционерам, учредителям). Согласно части 3 статьи 4 Федерального закона N 208-ФЗ годовая и промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам (акционерам, учредителям) организации в порядке, определяемом учредительными документами организации.

В связи с изложенным, в случае исключения ценных бумаг эмитента из котировального списка до окончания отчетного года или после окончания отчетного года, но до истечения срока, установленного частью 7 статьи 4 Федерального закона N 208-ФЗ, вопрос прекращения либо продолжения представления консолидированной финансовой отчетности за этот отчетный год своим участникам (акционерам, учредителям) решается исходя из порядка, определенного учредительными документами организации.

Прекращение обязанности организации, ценные бумаги которой исключены из котировального списка, представлять консолидированную финансовую отчетность в Банк России

В соответствии с Федеральным законом N 208-ФЗ эмитенты представляют консолидированную финансовую отчетность в Банк России. Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 208-ФЗ представление годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности организациями в Банк России осуществляется в порядке, определяемом Банком России.

В соответствии с пунктом 3 Указания Банка России от 1 сентября 2014 г. N 3374-У "О порядке представления в Банк России годовой консолидированной финансовой отчетности организациями, указанными в пунктах 2 - 5 и 8 части 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 208-ФЗ "О консолидированной финансовой отчетности" (далее - Указание) эмитенты (за исключением кредитных организаций и головных организаций банковских холдингов) представляют в Банк России отчетность в случае, если их ценные бумаги включены в котировальный список на 31 декабря отчетного года и до истечения срока, установленного пунктом 2 Указания. Согласно пункту 2 Указания отчетность представляется в Банк России не позднее срока, установленного частью 7 статьи 4 Федерального закона N 208-ФЗ, т.е. до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

В связи с изложенным, в случае исключения ценных бумаг эмитента из котировального списка до окончания отчетного года или после окончания отчетного года, но до истечения срока, установленного частью 7 статьи 4 Федерального закона N 208-ФЗ, эмитент освобождается от обязанности представления консолидированной финансовой отчетности за этот отчетный год в Банк России.

Обязанность организации, ценные бумаги которой исключены из котировального списка, публиковать (раскрывать) годовую консолидированную финансовую отчетность

В силу требований подпункта 2 пункта 2 статьи 27.6 и подпункта 2 пункта 4 статьи 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ), а также части 2 статьи 2 Федерального закона N 208-ФЗ организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, обязаны раскрывать годовую консолидированную финансовую отчетность. Данная обязанность возникает при допуске к организованным торгам эмиссионных ценных бумаг, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта ценных бумаг, вне зависимости от включения ценных бумаг организации в котировальный список.

В связи с этим эмитент не освобождается от обязанности раскрывать консолидированную финансовую отчетность, установленную Федеральным законом N 39-ФЗ, после исключения его ценных бумаг из котировального списка (за исключением случая освобождения в порядке, установленном статьей 30.1 Федерального закона N 39-ФЗ).

Обязанность управляющей компании паевого инвестиционного фонда составлять консолидированную финансовую отчетность

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 2 Федерального закона N 208-ФЗ требование составлять консолидированную финансовую отчетность установлено для управляющих компаний паевых инвестиционных фондов. Вместе с тем Федеральный закон N 208-ФЗ не содержит требования составлять консолидированную финансовую отчетность самого паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым осуществляет управляющая компания.

В связи с этим у управляющей компании паевого инвестиционного фонда отсутствует обязанность составлять консолидированную финансовую отчетность этого фонда.

Включение в консолидированную финансовую отчетность управляющей компании активов и обязательств паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым она осуществляет

В соответствии с подпунктом "a" пункта 2 МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность" предприятие (материнское предприятие), которое контролирует одно или несколько других предприятий (дочерних предприятий), представляет консолидированную финансовую отчетность.

Для включения в консолидированную финансовую отчетность управляющей компании активов и обязательств паевого инвестиционного фонда, доверительное управление которым она осуществляет, управляющая компания должна оценить, обладает ли она контролем над этим фондом, используя руководство, изложенное в МСФО (IFRS) 10. При оценке того, обладает ли управляющая компания паевого инвестиционного фонда контролем над этим фондом, необходимо принимать во внимание, среди прочего, положения пункта 18 МСФО (IFRS) 10, согласно которому инвестор, обладающий правом принимать решения, должен определить, является ли он принципалом или агентом. Инвестор, который является агентом в соответствии с пунктами B58 - B72 МСФО (IFRS) 10, не контролирует объект инвестиций, осуществляя делегированное ему право принимать решения.