ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 28 декабря 2009 года
Вопрос: Что такое Интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика"?
Ответ: Интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика" - это государственная услуга Интернет-информирования, в настоящее время предоставляющая налогоплательщикам - физическим лицам возможность поиска информации о наличии у них задолженности по земельному, транспортному налогам, а также по налогу на имущество физических лиц.
Вопрос: Каким образом можно получить информацию о наличии (отсутствии) задолженности?
Ответ: Информацию о задолженности налогоплательщика - физического лица возможно получить как с сайта Федеральной налоговой службы, так и с сайтов Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, перейдя по соответствующей ссылке в "Личный кабинет налогоплательщика".
Вопрос: Правомерно ли представление информации о задолженности при вводе только ИНН и Ф.И.О.?
Ответ: В соответствии со статьей 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений об идентификационном номере налогоплательщика, а также о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.
Таким образом, предоставление данных о задолженности налогоплательщика перед бюджетом через государственную услугу Интернет-информирования "Личный кабинет налогоплательщика" не нарушает законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не требует дополнительных средств защиты информации.
Кроме того, вводимые налогоплательщиком персональные данные шифруются и передаются на сервер ФНС России по защищенному каналу.
Вопрос: Каким образом можно погасить задолженность перед бюджетом (формы оплаты)?
Ответ: В настоящее время для погашения задолженности перед бюджетом сервис предоставляет возможность формирования для печати платежных документов по типу ПД (сб). Платежные документы данного типа содержат достаточный перечень реквизитов и обязательны для приема и обработки операционистом банка вручную с бумажного носителя.
Вместе с тем запланировано расширение перечня функциональных возможностей Интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика", в том числе путем предоставления налогоплательщикам возможности оплаты задолженности посредством банкоматов, платежных терминалов, кредитных карт и т.д.
Вопрос: Оплатил сформированную через "Личный кабинет налогоплательщика" платежку. Как скоро информация об этом появится на сайте.
Ответ: В настоящее время срок прохождения информации об уплате налогоплательщиком задолженности по платежным документам, сформированным с использованием "Личного кабинета налогоплательщика" от кредитной организации до налогового органа не превышает 14 дней.
Таким образом, актуальную информацию о наличии задолженности перед бюджетом рекомендуется уточнять через Интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика" в указанный выше срок.
Вопрос: Объясните, пожалуйста, когда прекращается начисление пеней.
Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. При этом на основании пункта 3 вышеназванной статьи Кодекса пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Таким образом, начисление пени прекращается в день, следующий за днем фактической уплаты задолженности по налогам.
Вопрос: Отправил запрос о наличии у меня задолженности. В ответ получил сообщение "По вашему запросу информация не найдена". О чем это говорит?
Ответ: Данное сообщение свидетельствует об отсутствии конкретного налогоплательщика в базе данных физических лиц, имеющих задолженность перед бюджетом по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество физических лиц, в запрашиваемых регионах.
Вопрос: Получил через "Личный кабинет налогоплательщика" информацию о наличии у меня задолженности, но с ней я не согласен. Что мне делать и куда обращаться.
Ответ: С целью уточнения информации о задолженности (причинах возникновения, суммах и т.д.) следует обращаться в инспекцию по месту учета в качестве налогоплательщика. Информация о реквизитах инспекции (адресе, телефоне), представившей информацию о задолженности, распространяется совместно с данными о задолженности.
Вопрос: Распечатанный платежный документ отказываются принимать в отделениях Сбербанка России, ссылаясь то на нулевой индекс документа, то на отсутствие в штрих-коде данных о моем ИНН. Правомерен ли такой отказ?
Ответ: Отказ в приеме платежного документа по причине отсутствия в штрих-коде какой-либо информации, а также наличие в индексе документа нулевого значения неправомерен, поскольку платежный документ, формируемый с использованием Интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика", приравнивается к документу типа ПД (сб), содержащему достаточный перечень реквизитов, и обязателен для его приема и обработки операционистом банка вручную с бумажного носителя.
ФНС России официально уведомила Сбербанк России о недопустимости отказа в приеме платежных документов, сформированных с использованием Интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика".
Вопрос: Возможен ли доступ в Интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика" без ввода идентификационного номера налогоплательщика?
Ответ: В соответствии с положениями статей 83, 84 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) физическое лицо подлежит постановке на учет в налоговом органе, в частности, по месту нахождения принадлежащего ему имущества и (или) транспортных средств на основании сведений, сообщаемых органами Росреестра и органами ГИБДД в соответствии со статьей 85 Кодекса, с присвоением идентификационного номера налогоплательщика (далее - ИНН), без участия самого физического лица. Налогоплательщику налоговым органом направляется уведомление о постановке на учет с указанием ИНН.
ИНН применяется исключительно в целях упорядочения учета налогоплательщиков внутри системы налоговых органов, служит для ускорения обработки огромного потока информации в интересах соблюдения прав налогоплательщиков и защиты их персональных данных.
Интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика" реализован ФНС России в инициативном порядке с целью предоставления налогоплательщикам - физическим лицам возможности, при указании фамилии, имени, отчества и ИНН, оперативного получения информации о наличии у них задолженности по имущественным налогам перед бюджетом без обращения в налоговый орган.
Согласно пункту 7 статьи 84 Кодекса Вы вправе не указывать ИНН в представляемых в налоговые органы налоговых декларациях, заявлениях или иных документах, указывая при этом свои персональные данные, предусмотренные пунктом 1 статьи 84 Кодекса.
Следует отметить, что Интернет-сервис "Личный кабинет налогоплательщика" не относится к указанным документам.
В случае решения налогоплательщика - физического лица о неприменении ИНН, для получения сведений о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налогоплательщик вправе обратиться, согласно нормам подпункта 10 пункта 1 статьи 32 Кодекса и Административного регламента по исполнению Федеральной налоговой службой государственной услуги по информированию налогоплательщиков, утвержденного Приказом Минфина России от 18.01.2008 N 9н, в соответствующий налоговый орган с письменным запросом, представленным лично, направленным почтовым отправлением или переданным в электронном виде по ТКС.
В связи с утратой силы Приказа Минфина России от 18.01.2008 N 9н, следует руководствоваться принятым взамен Приказом Минфина РФ от 02.07.2012 N 99н
Для получения информации по вопросам постановки на учет физического лица и получения документа, подтверждающего постановку на учет с присвоением ИНН, следует обращаться по адресу: http://www.nalog.ru/index.php?topic=uchet_vopros_otv.