ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2012 г. N 166
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПОДДЕРЖКУ НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.09.2012 N 991, от 30.04.2013 N 386, от 26.12.2014 N 1512, от 25.05.2016 N 464)
Правительство Российской Федерации постановляет:
Утвердить прилагаемые Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 февраля 2012 г. N 166
ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПОДДЕРЖКУ НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.12.2014 N 1512, от 25.05.2016 N 464)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъекта Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее соответственно - Программа, мероприятия, субсидии).
2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:
а) "начинающий фермер" - участник региональной программы поддержки начинающих фермеров, которая прошла отбор в соответствии с порядком, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
б) "заявитель" - гражданин Российской Федерации, подающий заявку в конкурсную комиссию для признания его участником региональной программы поддержки начинающих фермеров и соответствующий условиям, установленным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации;
в) "грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства" - средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Программой;
г) "единовременная помощь на бытовое обустройство" - средства, перечисляемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера в целях:
приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
приобретения одного грузо-пассажирского автомобиля;
приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, интернету, водопроводу и канализации.
3. Гранты на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства выделяются в целях создания и развития на территориях сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:
приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям электро-, водо-, газо- и теплоснабжения, дорожной инфраструктуре;
приобретение сельскохозяйственных животных;
приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
4. Максимальный размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в расчете на одного начинающего фермера определяется субъектом Российской Федерации в размере, не превышающем 1,5 млн. рублей. В случае если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере, превышающем 1,5 млн. рублей, то финансовое обеспечение выплаты гранта в сумме, превышающей указанный размер, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Размер гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемого конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией, создаваемой субъектом Российской Федерации, с учетом собственных средств начинающего фермера и его плана расходов в целях, указанных в пункте 3 настоящих Правил.
В случае использования начинающими фермерами полученного гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства на цели, не предусмотренные настоящими Правилами, средства, составляющие сумму гранта, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Максимальный размер единовременной помощи в расчете на одного начинающего фермера определяется субъектом Российской Федерации в размере, не превышающем 250 тыс. рублей. В случае если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер единовременной помощи в размере, превышающем 250 тыс. рублей, то финансовое обеспечение единовременной помощи на бытовое обустройство в размере, превышающем указанный размер, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Размер единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемой конкретному начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и плана расходов в целях, указанных в подпункте "г" пункта 2 настоящих Правил.
6. Субсидии предоставляются на следующих условиях:
а) наличие утвержденных государственных и (или) ведомственных целевых программ субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных программ, предусматривающих мероприятия (далее - программы субъектов Российской Федерации), и расходных обязательств по финансовому обеспечению программ субъектов Российской Федерации;
б) наличие нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, предусматривающего порядок предоставления крестьянским (фермерским) хозяйствам из бюджета субъекта Российской Федерации средств на поддержку начинающих фермеров и определяющего перечень документов, необходимых для получения указанных средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, а также сроки рассмотрения этих документов, не превышающие 15 рабочих дней;
в) представление в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации выписок из закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и плановый период) и (или) решений органов местного самоуправления о местных бюджетах, подтверждающих наличие бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий не менее размера, необходимого для обеспечения установленного в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил уровня софинансирования.
7. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации (), определяется по формуле:
где:
С - размер субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период;
- показатель, характеризующий удельный вес количества крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - глав крестьянских (фермерских) хозяйств, определяемый на основании данных Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 1 октября отчетного финансового года в i-м субъекте Российской Федерации;
- уровень расчетной бюджетной обеспеченности i-го субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации";
n - количество субъектов Российской Федерации, соблюдающих условия, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил.
8. Показатель, характеризующий удельный вес количества крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - глав крестьянских (фермерских) хозяйств (), определяется на основании данных Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 1 октября отчетного финансового года в i-м субъекте Российской Федерации по формуле:
где:
- количество крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей - глав крестьянских (фермерских) хозяйств, определяемое на основании данных Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 1 октября отчетного финансового года в i-м субъекте Российской Федерации. В отношении указанных данных по субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного и Крымского федеральных округов, к применяется коэффициент 2 в числителе и знаменателе формулы расчета показателя .
9. При определении размера субсидии в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил учитывается также размер бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, подтвержденный выпиской из бюджета субъекта Российской Федерации.
10. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заключает с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации соглашение о предоставлении субсидии (далее - соглашение) по утверждаемой Министерством форме.
Размер бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии, но не менее чем в размере, необходимом для обеспечения установленного для субъекта Российской Федерации уровня софинансирования из федерального бюджета.
11. Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) принятым в соответствии с ним актом Правительства Российской Федерации.
12. Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации за счет субсидии () определяется по формуле:
где:
0,7 - средний уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации не может установлен быть ниже 70 процентов и выше 95 процентов расходного обязательства.
Уровень софинансирования по субъектам Российской Федерации утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на соответствующий финансовый год.
13. Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения. Форма соглашения утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с положениями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
14. Внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений показателей результативности использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается в течение всего периода действия соглашения, за исключением случаев, если выполнение условий предоставления субсидии оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации, а также в случае существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии.
15. В случае отсутствия на 1 мая текущего финансового года соглашения субсидия, предусмотренная субъекту Российской Федерации, перераспределяется между другими субъектами Российской Федерации и (или) на другие мероприятия Программы.
Решения о перераспределении бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление субсидии не принимаются в случае, если соответствующие соглашения не были заключены в силу обстоятельств непреодолимой силы.
16. В целях определения размера и срока перечисления субсидии орган, уполномоченный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации заявку на перечисление субсидии по форме и в срок, которые установлены Министерством.
17. Информация о размерах и сроках перечисления субсидий учитывается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.
18. Перечисление субсидий в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных Министерству сельского хозяйства Российской Федерации, на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации на основании заявок.
19. В случае принятия решения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о передаче полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению субсидий территориальному органу Федерального казначейства, перечисление субсидий осуществляется на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета операций со средствами, поступающими в бюджеты субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Федеральным казначейством.
20. Операции по кассовым расходам бюджета субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, осуществляются не позднее 2-го рабочего дня, следующего за днем предоставления получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации в территориальный орган Федерального казначейства платежных документов, оформленных в установленном порядке.
21. Операции по кассовым расходам бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются субсидии, в том числе их остатки, не использованные на 1 января текущего финансового года, осуществляются с учетом особенностей, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
22. В случае если размер ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение мероприятий, не соответствует установленному для субъекта Российской Федерации уровню софинансирования из федерального бюджета, размер субсидии подлежит сокращению до соответствующего уровня софинансирования, а высвобождающиеся средства перераспределяются между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами.
23. В случае отсутствия у субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году потребности в субсидии неиспользованные субсидии перераспределяются на основании письменного обращения уполномоченного органа между бюджетами других субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение субсидии в соответствии с настоящими Правилами.
24. Остаток субсидий, который образовался в соответствии с пунктами 22 и 23 настоящих Правил, перераспределяется на основании заявок высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации об увеличении годового объема выделяемых субсидий пропорционально удельному весу дополнительной потребности в субсидии субъекта Российской Федерации в общем объеме дополнительной потребности в субсидиях субъектов Российской Федерации с учетом фактического освоения средств за отчетный период.
25. Оценка эффективности осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, производится Министерством сельского хозяйства Российской Федерации ежегодно исходя из степени достижения показателя результативности реализации мероприятия, определенного на основании соответствия количества крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, в субъекте Российской Федерации значению показателя результативности реализации мероприятия, определенному в соглашении.
26. Оценка эффективности i-го субъекта Российской Федерации при реализации мероприятия в отчетном финансовом году () производится:
а) в случае если фактическое значение показателя результативности реализации мероприятия не достигло планируемого значения, установленного соглашением, в отчетном финансовом году, - по формуле:
где:
- фактическое значение показателя результативности реализации мероприятия в отчетном финансовом году;
- планируемое значение показателя результативности реализации мероприятия, установленное соглашением;
б) в случае если фактическое значение показателя результативности реализации мероприятия достигло планируемого значения, установленного соглашением, в отчетном финансовом году, - по формуле:
27. Положения, касающиеся порядка возврата средств субъектами Российской Федерации в случае нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, в части достижения значений показателей результативности реализации мероприятия, включающие порядок расчета размера средств, подлежащих возврату, сроки возврата, основания для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности за нарушение обязательств, предусмотренных соглашением, а также порядка использования возвращенных средств главным распорядителем средств федерального бюджета, применяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
28. Не использованный на 1 января текущего финансового года остаток субсидий подлежит возврату в федеральный бюджет органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за которыми в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами закреплены источники доходов бюджета субъекта Российской Федерации по возврату остатков субсидий, в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации и федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период.
В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с решением Министерства сельского хозяйства Российской Федерации о наличии потребности в субсидиях, не использованных на начало финансового года, расходы бюджетов субъектов Российской Федерации, связанные с выполнением мероприятий, могут быть увеличены в установленном порядке на суммы, не превышающие остатки субсидий.
29. В случае несоблюдения высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации условий предоставления субсидии соответствующая информация направляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации с предложением о приостановлении предоставления субсидии для принятия соответствующего решения в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Ответственность за достоверность представляемых в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации сведений и соблюдение условий, установленных соглашением и настоящими Правилами, возлагается на высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
В случае несоблюдения условий, установленных соглашением и настоящими Правилами, соответствующие средства подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
30. Контроль за соблюдением высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере. (в ред. Постановления Правительства РФ от 25.05.2016 N 464)