ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ
ПИСЬМО
от 5 мая 2000 г. N ЛЧ-1938/12
О ДОПОЛНЕННОЙ РЕДАКЦИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМАМИ КОММУНАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Правительство Российской Федерации постановлением от 12.02.99 N 167 утвердило "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" и установило, что разъяснения по применению указанных Правил дает Госстрой России.
Письмом Госстроя России от 14.10.99 N ЛЧ-3555/12 в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, территориальных органов управления жилищно-коммунального хозяйства, организаций водопроводно-канализационного хозяйства были направлены "Разъяснения о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" по соответствующим пунктам Правил, вызвавших наибольшее количество вопросов как у организаций водопроводно-канализационного хозяйства, так и других организаций и ведомств.
В связи с дальнейшим поступлением вопросов по другим пунктам Правил Госстроем России подготовлена дополненная редакция N 1 указанных "Разъяснений..." с использованием действующих в настоящее время законодательных и других нормативных актов и документов.
В связи с изложенным, Госстрой России направляет Разъяснения (редакция дополненная N 1) для руководства и использования в деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства как методическое пособие при решении спорных вопросов о применении соответствующих положений указанных Правил.
Заместитель Председателя
Л.Н. ЧЕРНЫШОВ
РАЗЪЯСНЕНИЯ О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВИЛ ПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМАМИ КОММУНАЛЬНОГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ И КАНАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167 утверждены "Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации" (далее - Правила), в связи с чем приказом Госстроя России от 19.02.99 N 36 принято к руководству и исполнению указанное постановление и отменен приказ Минстроя России от 11.08.95 N 17-94.
Приказ Госстроя России от 19.02.99 N 36 зарегистрирован в Минюсте России, регистрационный N 1735.
В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации в установленном порядке согласованы с Минфином России, Минюстом России, Минздравом России, МАП России, МВД России. В них учтены также предложения Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Правила приведены в соответствие с законодательными и нормативными актами, принятыми после 1995 года (II часть Гражданского кодекса Российской Федерации,Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Водный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" и др.).
В Правилах определен вид договора, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - организации ВКХ) на отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, а также его существенные условия.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.99 N 167, Госстрою России дано право давать разъяснения о применении настоящих Правил. В связи с этим Госстроем России были подготовлены Разъяснения о применении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее -Разъяснения) (письмо Госстроя России от 14.10.99 N ЛЧ-3555/12), которые были составлены по соответствующим пунктам Правил, вызвавших наибольшее количество вопросов как у организаций водопроводно-канализационного хозяйства, так и абонентов.
В разработке Разъяснений приняли участие:
Управление жилищно-коммунального комплекса Госстроя России (Н.Н. Жуков, В.М. Хромов, А.И. Хрупов, Н.П. Каспарова, Н.В. Савина, Н.П. Климова);
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (Ю.И. Нефедов, А.В. Светлополянский, Е.Ф. Вахрушев, Н.Г. Зернова, Е.М. Абросимова).
В связи с дополнительными вопросами, возникшими как у организаций водопроводно-канализационного хозяйства, так и других организаций и ведомств, Госстроем России продолжается работа по разъяснению применения Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
В настоящей редакции дополненные разъяснения даны к пунктам: 1, 2, 11, 48, 57, 65, 68, 70, 73, 76, 79, 83 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
В разработке дополненной редакции Разъяснений принимали участие:
Управление жилищно-коммунальным комплексом Госстроя России (Н.Н. Жуков, А.И. Хрупов, Н.В. Савина);
Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения (А.В. Светлополянский, Е.Ф. Вахрушев).
Раздел I. Общие положения
Пункт 1, абзац 2 "Абонент - юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод."
К абонентам не относятся организации водопроводно-канализационного хозяйства различных городов и населенных пунктов, осуществляющих через присоединенную сеть транспортирование питьевой воды (сточных вод). Организации водопроводно-канализационного хозяйства этих городов рассматриваются как равноправные стороны, отношения между ними регулируются соглашением между муниципальными образованиями и строятся в соответствии с договором и настоящими Правилами.
Взаимоотношения между организациями, эксплуатирующими системы водоснабжения и канализации городов и иных поселений, включая ведомственные, расположенными в одном муниципальном образовании, регулируются на основании договоров между ними, условия которых определяются органами местного самоуправления и в соответствии с настоящими Правилами.
Пункт 1, абзац 33. Сверхнормативный сброс сточных вод - сброс сточных вод и загрязняющих веществ, превышающий установленные нормативы водоотведения по объему и составу.
Указанное понятие введено в Правила в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов". Этим постановлением предусматриваются меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе ущерб за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Постановлением рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации определять порядок корректировки размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с учетом освоения абонентами средств на проведение мероприятий по уменьшению указанного сброса.
Поэтому плата взимается с абонентов организации водопроводно-канализационного хозяйства как за превышение объемных показателей, так и за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ. Если превышен только объемный показатель, то сброс считается сверхнормативный по этому показателю, если превышен норматив по составу, то сброс считается сверхнормативный по составу.
Пункт 2. Настоящие Правила регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов.
Правила регулируют также отношения между абонентами и организациями и предприятиями любых форм собственности, деятельность которых связаны с отпуском питьевой воды и приемом сточных вод от населения.
Пункт 3. Настоящие Правила не распространяются на отношения между организациями водопроводно-канализационного хозяйства и гражданами, отношения между которыми регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1099 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 26, ст. 2795; 1995, N 10, ст. 894; 1997, N 42, ст. 4788).
Правила не регулируют отношения, связанные с отпуском питьевой воды и приемом сточных вод, с физическими лицами - гражданами, проживающими как в многоэтажном жилом фонде, так и в индивидуальных домовладениях, имеющих присоединенную сеть к централизованным системам коммунального водоснабжения и (или) канализации организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Взаимоотношения между организациями ВКХ и физическими лицами строятся в соответствии с Порядком, устанавливаемым органами местного самоуправления, в котором могут быть использованы соответствующие позиции настоящих Правила и Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 N 1099 "Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов" только в той их части, которая не противоречит действующему законодательству.
В настоящее время Госстроем России перерабатываются Правила предоставления коммунальных услуг. В них будут проработаны основные вопросы взаимоотношений с физическими лицами с использованием требований настоящих Правил.
Раздел II. Договорные отношения между организацией ВКХ и абонентами
Пункт 11. Отпуск (получение питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляется на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 ГК РФ), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Учитывая непрерывный цикл производства, транспортировки и реализации продукции (услуг) коммунальных водопроводно-канализационных организаций, а также то, что забор, очистка и передача абонентам питьевой воды, очистка и сброс в водоем сточных вод являются звеньями единого технологического процесса, деятельность организаций водопроводно-канализационного хозяйства по забору, очистке воды, передаче и продаже ее абонентам, а также по приему, очистке и сбросу в водоем сточных вод следует рассматривать как деятельность, связанную с куплей и продажей. В соответствии с этим, к отношениям с абонентами применяются положения параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пункт 13. В договоре указывается предмет договора, которым является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод, при этом предусматриваются следующие существенные условия...".
Договорные отношения между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентами являются важнейшими правовыми обязательствами между участниками. В договоре, кроме существенных условий, перечисленных в Правилах, также могут быть определены и другие, не противоречащие гражданскому законодательству, условия (абзац 11), включая вопросы участия абонента в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации.
Пункт 14. К договору прилагается акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон по водопроводно-канализационным сетям и сооружениям на них. Разграничение может быть установлено по колодцу (или камере), к которому подключены устройства и сооружения для присоединения абонента к коммунальной водопроводной или канализационной сети. При отсутствии такого акта граница эксплуатационной ответственности устанавливается по балансовой принадлежности.
В Общих положениях Правил даны определения границ эксплуатационной ответственности и балансовой принадлежности.
Владелец несет ответственность за надлежащее содержание своих сооружений и сетей в пределах границы балансовой принадлежности.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства может взять на обслуживание внутриквартальные, внутридомовые сети и сооружения по отдельному договору с собственником жилья или организацией, управомоченной выступать от его имени. Однако юридические лица свободны в заключении подобного договора (ст.421 Гражданского кодекса РФ).
Эксплуатацию водопроводных или канализационных сетей и сооружений осуществляет организация, в чьей собственности или хозяйственном ведении они находятся независимо от мест их расположения, которые могут проходить по территории других предприятий или организаций.
Эксплуатацию каналов, коллекторов теплосетей и т.п., в которых размещены водопроводные сети организаций водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляет собственник этих каналов и коллекторов при долевом участии организаций водопроводно-канализационного хозяйства по отдельному договору.
Раздел III. Присоединение к системам коммунального водоснабжения и канализации
Пункт 19. Для присоединения новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов (далее именуются - присоединяемые объекты) к системам водоснабжения и канализации, а также при выполнении водоохранных мероприятий абонент (заказчик) должен получить:
разрешение органов самоуправления, выдаваемое при наличии заключения организации водопроводно-канализационного хозяйства о технической возможности присоединения к системам водоснабжения и канализации;
технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, на основании которых абонент (заказчик) разрабатывает проектную документацию в соответствии с нормативно-техническими документами. Абоненту (заказчику) может быть отказано, с обоснованием, в выдаче разрешения на присоединение к системам водоснабжения и канализации.
В соответствии с письмом Минстроя России от 14.11.96 N БЕ-19-30/12 "Об оплате услуг коммунальных и эксплуатационных служб по объектам жилищного и культурно-бытового назначения" выдача технических условий подлежит оплате и составляет 0,0104%, согласование проекта - 0,0042%, разрешение - 0,0020% от сметной стоимости строительства объекта. Также подлежит оплате и работа по участию в приемочных комиссиях, приравненная по размеру оплаты к выдаче технических условий.
Вышеуказанным письмом рекомендовано местным органам самоуправления разработать тарифы на эти работы.
В соответствии с абзацем 7 п. 89 Правил организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право отказать в выдаче технических условий на присоединение к системам водоснабжения и (или) канализации при отсутствии технической возможности.
В этом случае заказчик может принять долевое участие в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации, что должно быть отражено в отдельном договоре.
Для абонентов организации водопроводно-канализационного хозяйства долевое участие в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации может быть отражено в договоре на отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод в соответствии с абзацем 11 п. 13 Правил.
На основании п. 2 статьи 32 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в развитии систем водоснабжения и канализации муниципального образования. С этой целью органы местного самоуправления устанавливают Порядок долевого участия заказчика и абонента в финансировании развития систем водоснабжения и (или) канализации.
Организация водопроводно-канализационного хозяйства может выдать разрешение на подключение субабонента только с согласия абонента и наличия технической возможности.
Пункт 23. Проект водоснабжения и водоотведения присоединяемых объектов должен соответствовать требованиям выданных технических условий.
Отступления от технических условий, необходимость которых выявлена в процессе проектирования, подлежат дополнительному согласованию с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Содержание проекта на устройства и сооружения для присоединения к системам водоснабжения и (или) канализации должно соответствовать СНиП II-01-95 "Инструкция о порядке разработки, согласования и утверждения и о составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений".
Пункт 28. Акт о промывке водопроводных устройств и сооружений для присоединения составляется и подписывается представителями организации водопроводно-канализационного хозяйства и заказчика (абонента). Этот акт содержит сведения о количестве питьевой воды, израсходованной на промывку и определяемой только средствами измерений.
Принимая во внимание, что работы по промывке водопроводных устройств и сооружений для присоединения к системе водоснабжения выполняются заказчиком (абонентом), то и установка средств измерений для определения количества воды, израсходованной на промывку, производится за счет средств заказчика (абонента).
Пункт 29. Работы по присоединению, промывке и дезинфекции водопроводных вводов и присоединению канализационных выпусков абонента могут выполняться организацией водопроводно-канализационного хозяйства по отдельному договору и оплачиваться заказчиком.
Работы по присоединению, наладке, промывке и обеззараживанию устройств для присоединения проводятся, как правило, подрядной организацией выполняющей эти работы. Затраты включаются в смету на проведение строительно-монтажных и наладочных работ (СНиП 3.04-85 "Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации"). Однако, выполнение этих работ может взять на себя организация водопроводно-канализационного хозяйства по отдельному договору с заказчиком.
Раздел IV. Учет количества отпущенной (полученной) питьевой воды и принятых (сброшенных) сточных вод
Пункт 37. Проектирование, монтаж и эксплуатация узлов учета производятся в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, настоящими Правилами и инструкциями изготовителей средств измерений.
Проектирование, строительство и эксплуатация узлов учета, являющихся элементами централизованных систем питьевого водоснабжения и водоотведения, может осуществлять только организация, имеющая соответствующую лицензию, т.к. на основании Федерального закона от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" этот вид деятельности подлежит лицензированию.
Пункт 48. Абонент и (или) организация, эксплуатирующая узел учета по договору с ним, обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства на узел учета для осмотра средств измерений и предъявить по его требованию документацию для проверки правильности расчета полученной питьевой воды (сброшенных сточных вод).
Необходимость исполнения данного пункта Правил, как одного из существенных условий договора, заключаемого абонентом с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, неисполнение которого может рассматриваться как самовольное пользование системами централизованного водоснабжения и (или) канализации.
Пункт 56. В случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений.
При использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента. В этом случае абонент обязан в согласованные с организацией водопроводно-канализационного хозяйства сроки представить ей необходимые для расчета данные.
Правила допускают временное отсутствие приборов учета сточных вод, которые отечественной промышленностью выпускаются в недостаточном количестве. Поэтому, наряду с балансовым методом расчета, объем фактического сброса сточных вод возможно также определять с помощью натурных замеров, осуществляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства или другой организацией, но с обязательным присутствием организации водопроводно-канализационного хозяйства. Натурные замеры оплачиваются абонентом по расценкам, утвержденным органами местного самоуправления и должны быть отражены в договоре между абонентом и организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Пункт 57. В случаях самовольного присоединения и самовольного пользования системами водоснабжения и канализации количество израсходованной питьевой воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полным сечением и скорости движения воды 1,2 м/сек. с момента обнаружения. Объем водоотведения при этом принимается равным объему водопотребления.
При обнаружении самовольного присоединения (без разрешительной документации либо с нарушением технических условий) к системам коммунального водоснабжения и канализации, которые привели или могут привести к ухудшению качества питьевой воды и сточных вод, ущербу организации водопроводно-канализационного хозяйства и другим абонентам, самовольно присоединенное устройство подлежит отключению в соответствии с п. 78 и абзацем 6 п. 89 настоящих Правил. В этом случае количество израсходованной воды исчисляется по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации за период с момента обнаружения до отключения от систем коммунального водоснабжения и канализации.
В случае самовольного пользования заказчика, получившего разрешение, но не заключившего договор с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, или абонента, не продлившего срок договора, или нарушившего его условия, заказчик (абонент) может быть отключен от систем водоснабжения и (или) канализации в соответствии с пунктами 78, абзацем 4, п. 82. В этом случае расчет количества израсходованной воды по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения ведется за период с момента обнаружения до заключения договора.
Кроме того, на основании п. 2 статьи 15 и п. 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с п. 78, абзацем 8 п. 89 и п. 94 настоящих Правил лица, виновные в нанесении вреда, ущерба и причиненных организации ВКХ убытков, возмещают ущерб, а также недополученные доходы.
В случае доказуемости времени начала самовольного пользования системами централизованного коммунального водоснабжения (канализации) расчет количества использованной воды, исчисляемой по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации при их круглосуточном действии полном сечением и скорости движения воды 1,2 метра в секунду, может вестись с этого времени.
Указанный в пункте 57 порядок может применяться при нарушении абонентом следующих основных обязательств, отраженных в договоре:
- необеспечение абонентом сохранности пломб на средствах измерений, задвижке обводной линии, пожарных гидрантах, задвижках и других водопроводных устройствах, находящихся на его территории;
- необеспечение учета получаемой питьевой воды и сбрасываемых сточных вод;
- неуведомление организации ВКХ о передачи устройств и сооружений для присоединения к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации другому собственнику;
- присоединение субабонентов без разрешительной документации, либо с нарушением технических условий;
- непредставление абонентом данных о количестве субабонентов и объемах потребляемой ими воды и принятых от них сточных вод и их составе;
- необеспечение доступа представителей организации ВКХ к средствам измерений и контрольному колодцу.
Раздел V. Нормирование и контроль отпуска (получения) питьевой воды и приема (сброса) сточных вод
Пункт 60. Лабораторный контроль качества питьевой воды обеспечивается организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с требованиями нормативных документов.
Для подтверждения достоверности выдаваемой аналитической информации лаборатории организации ВКХ, осуществляющие контроль качества питьевой воды и контроль качества сточных вод, должны в установленном порядке получить свидетельство об оценке состояния измерений (аттестации) согласно нормативному документу "Порядок организации и проведения оценки состояния измерений (аттестации) в лабораториях водопроводно-канализационных предприятий", утвержденного Управлением коммунальной инфраструктуры Минземстроя России 02.07.98 и разработанного в соответствии с документом Госстандарта России МИ-2427-97 "Рекомендации. Государственная система обеспечения единства измерений. Оценка измерений в испытательных и измерительных лабораториях".
Аттестация производится силами Головной организации метрологической службы аналитического контроля Госстроя России (ГОМС АК), аккредитованной на данный вид деятельности Госстандартом России, или по ее поручению на договорной основе структурами отрасли, или Государственной метрологической службой.
Пункт 65. Контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
При необеспечении доступа представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства к контрольному канализационному колодцу, организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе применить порядок, указанный в п. 57 Правил. При этом необходимо юридически правильно оформить свои претензии, имея все необходимые доказательства о заблаговременном предупреждении абонента о возможном применении к нему указанного порядка. Кроме того, в договоре на прием (сброс) сточных вод также необходимо оговаривать эти условия, невыполнение которых являются нарушением п. 64, п. 77, абз.10 п. 88 Правил.
Пункт 68. При отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Если результаты анализов указанных проб с учетом метрологических характеристик методик анализа расходятся, за истинное значение принимаются результаты, полученные в независимой аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории).
В случае если обе лаборатории аттестованы и (или) аккредитованы, то абонент вправе обратиться в орган по аккредитации, который на основании соответствующей проверки результатов анализов этих лабораторий принимает окончательное решение по рассматриваемому вопросу.
При отборе контрольной пробы следует руководствоваться Инструкцией по отбору проб для анализа сточных вод НВН 33-5.3.01-85, утвержденной приказом Минводхоза СССР от 13.06.85 N 223.
Одновременно разъясняется, что в настоящее время Госстандартом России разрабатывается ГОСТ "Вода. Общие требования к отбору проб".
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 27.04.93 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" измерения должны осуществляться в соответствии с аттестованными в установленном порядке методиками.
При намерении абонента произвести анализ контрольной пробы в независимой аттестованной или аккредитованной лаборатории технологические проблемы, связанные с предварительным приготовлением консервирующих растворов, возможно разрешить, обратившись в эту лабораторию и в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с просьбой согласовать между собой сроки проведения работ по отбору проб.
Раздел VI. Расчеты за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ
Пункт 70. Расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Лимиты забора питьевой воды и сброса сточных вод и загрязняющих веществ, нормативы предельно-допустимых сбросов вредных веществ в водные, объекты организациям водопроводно-канализационного хозяйства устанавливают водохозяйственные и природоохранные органы в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.96 N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно-допустимых вредных воздействий на водные объекты".
На основании Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и постановления Правительства РФ от 02.08.99 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" расчеты абонентов с организацией ВКХ за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод в пределах лимитов производится по тарифам, утверждаемым органами местного самоуправления.
Нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг (включая и нормативы водопотребления) устанавливаются органами местного самоуправления. При установлении нормативов водопотребления населения рекомендуется учитывать следующие условия:
- географическое и климатическое расположение территорий;
- наличие и состояние источников питьевого водоснабжения;
- технический уровень систем питьевого водоснабжения;
- степень благоустройства районов жилой застройки и т.п.
При этом, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.99 N 192 "Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 N 232) установленные нормативы не должны быть ниже среднего объема потребления услуг потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения.
Указанные нормативы используются при установлении лимитов водопотребления и для расчетов с населением.
Приведенное в СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" удельное среднесуточное водопотребление на хозяйственно-питьевые нужды населения должно соблюдаться только при проектировании централизованных постоянных наружных систем водоснабжения населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Нормы расхода воды потребителями, данные в приложении N 3 СНиП 2.04.01-85* "Внутренний водопровод и канализация зданий" распространяются только на проектирование строящихся и реконструируемых систем внутреннего холодного и горячего водоснабжения и канализации. Федеральный стандарт стоимости 1 кв.м жилья, ежегодно утверждаемый постановлением Правительства Российской Федерации, рассчитывается по "Методическим рекомендациям по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 N 232) и используется для определения минимальной потребительской корзины, прожиточного минимума населения, а также при определении размера субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг малообеспеченных категорий граждан.
За сверхлимитное водопотребление расчет с абонентами производится в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 25.05.83 N 273 "О мерах по экономному расходованию материальных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве РСФСР".
За сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы коммунальной канализации - по Порядку взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утверждаемому субъектами Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.95 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", в котором должны содержаться положения о порядке платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов как в пределах лимита, так и за сверхлимитный сброс сточных вод.
Безакцептное списание средств со счетов абонента осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 01.03.93 N 4725-1 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий".
Письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.96 N СЗ-8/ОП-366 определено, что указанное постановление имеет силу закона и впредь до принятия соответствующего закона по данному вопросу сохраняет свое значение.
Письмом Минюста России от 21.05.99 N 17-202 подтверждается действие в настоящее время постановления Верховного Совета Российской Федерации от 01.08.93 N 4725-1.
Пункт 73. Объем горячего водоснабжения, переданный абоненту теплоснабжающей организацией, учитывается в общем объеме сточных вод абонента и оплачивается им по договору с организацией водопроводно-канализационного хозяйства на основании показаний средств измерений или в порядке, определяемом в соответствии с п. 56 настоящих Правил.
В соответствии с Рекомендациями по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы, утвержденных приказом Госстроя России 11 октября 1999 года N 73, под понятием "абонент теплоснабжающей организации" следует понимать - юридическое лицо, а также предприниматель без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде объекты и системы теплопотребления, которые непосредственно присоединены к системам коммунального теплоснабжения, заключившие с теплоснабжающей организацией в установленном порядке договор на отпуск (получение) тепловой энергии и (или) теплоносителей.
К числу абонентов (потребителей) относятся также организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры; организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилом фонде; товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 539 и п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила договора энергоснабжения применяются к отношениям, связанным со снабжением водой (приемом сточных вод) через присоединенную сеть. Поскольку теплоснабжающая организация не имеет присоединения к канализационной сети ни абонента, ни организации водопроводно-канализационного хозяйства, она не может заключать договор и производить оплату услуг, которые по роду своей деятельности не производит. Поэтому договор на прием сточных вод от горячего водоснабжения должен заключаться организацией водопроводно-канализационного хозяйства не с теплоснабжающей организацией, а с ее абонентами. При этом затраты на канализование сточных вод от горячего водоснабжения включаются в тариф на услуги канализации (водоотведения). В состав тарифа на горячее водоснабжение включение затрат на канализование сточных вод от горячего водоснабжения не допускается.
В то же время теплоснабжающая организация имеет присоединенную сеть к водопроводной сети организации водопроводно-канализационного хозяйства и является ее абонентом по питьевой воде. При этом на нее распространяются правила договора энергоснабжения (ст. 539 - 548 ГК РФ) и ее отношения с организацией ВКХ строятся в соответствии с договором и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации.
Пункт 76. Если к абоненту присоединены субабоненты, расчеты за отпуск им воды и прием от них сточных вод и загрязняющих веществ производятся субабонентами с абонентами по договорам, заключенным между ними, если иной порядок расчетов не установлен органами местного самоуправления.
По соглашению абонента и субабонента с организацией ВКХ такие расчеты могут производиться субабонентом непосредственно с организацией ВКХ.
Поскольку субабонент не имеет присоединенную сеть к сетям организации водопроводно-канализационного хозяйства, его отношения строятся с абонентом организации водопроводно-канализационного хозяйства и расчеты за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод ведутся субабонентом с абонентом организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В то же время, при договоренности сторон, субабонент может заключать с организацией водопроводно-канализационного хозяйства договор на прием сточных вод, а поскольку он использует сеть абонента для транспортирования своих сточных вод, то и с абонентом организации водопроводно-канализационного хозяйства на пропуск сточных вод.
Пункт 79. Форма оплаты услуг определяется по соглашению между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом. Оплата наличными производится по специальному платежному документу через контрольно-кассовые машины.
Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации "Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон".
Поэтому только в договоре может быть предусмотрена другая форма оплаты, например, авансовая, если стороны пришли к такому соглашению.
Раздел VII. Порядок прекращения или ограничения отпуска питьевой воды и (или) приема сточных вод
Пункт 83, абзац 9. Не подлежит ограничению ниже аварийной (технологической) брони или прекращению подача питьевой воды и (или) прием сточных вод организациям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
"Перечень стратегических организаций, обеспечивающих безопасность государства и финансируемых за счет средств федерального бюджета, поставки топливно-энергетических ресурсов которым не подлежат прекращению или ограничению ниже установленных им соответствующими федеральными органами исполнительной власти лимитов в натуральном и стоимостном выражении" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.98 N 601 "О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за оплату топливно-энергетических ресурсов". Согласно Перечня к ним относятся:
- Воинские части Минобороны России, МВД России, ФПС России, МЧС России, ФАПСИ, ФСЖВ России;
- Объекты МВД России, ФСБ России, ФАПСИ, СВР России, ФСО России, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации;
- Исправительно-трудовые учреждения, следственные изоляторы, тюрьмы;
- Федеральные ядерные центры и объекты, работающие с ядерным топливом и материалами;
- Объекты производства взрывчатых веществ и боеприпасов с непрерывным технологическим процессом, выполняющие государственный оборонный заказ.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.99 N 664 "Об утверждении Положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения" определен Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), которые не включаются в графики временного отключения электрической энергии. К ним относятся также объекты водоснабжения и канализации (пункт 2 Перечня).
По аналогии с указанным Перечнем в графики временного отключения подачи питьевой воды и приема сточных вод не включаются потребители, поименованные в указанном Перечне. В графики ограничения потребления питьевой воды, приема сточных вод могут включаться потребители остальных категорий при соблюдении порядка ограничения, предусмотренного Правилами.
Раздел VIII. Обязанности, права и ответственность организации ВКХ и абонента
Пункт 91, абзац 3. Организация водопроводно-канализационного хозяйства и абонент несут ответственность за вред, причиненный утечками питьевой воды (сточных вод) из систем водоснабжения (канализации), находящихся в их собственности, хозяйственном ведении или аренде.
В случае подтопления подвальных и других помещений, вызванного отсутствием затворов, негерметичным закрытием ревизий, неисправным техническим состоянием санитарных приборов, канализационных сетей, сооружений на них, находящихся в собственности или хозяйственном ведении абонентов, ответственность за причиненный ущерб несет абонент.
В случае подтопления подвальных и других помещений, происшедшее вследствие аварии на сетях и сооружениях систем водоснабжения и (или) канализации, находящихся в хозяйственном ведении организации ВКХ, ответственность за это несет организация ВКХ.
Заместитель
Начальника Управления
жилищно-коммунального
комплекса Госстроя России
Н.Н. ЖУКОВ