МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
N 599
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
N 125
ПРИКАЗ
от 7 августа 1996 г.
ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ДЕКЛАРАЦИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В развитие Приказа МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. N 222/59 и руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации", приказываем:
1. Утвердить Порядок экспертизы декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (Приложение N 1) и Перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (Приложение N 2).
2. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, начальникам округов и инспекций Госгортехнадзора России в течение сентября 1996 г. обеспечить:
информирование администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководителей промышленных объектов, подлежащих декларированию, о документах, указанных в пункте 1 настоящего Приказа;
организацию обучения руководящих работников и специалистов промышленных объектов и организаций, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства, и проверку знаний ими прилагаемого Порядка экспертизы декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации;
систематический контроль за ходом внедрения системы декларирования безопасности промышленных объектов и порядка проведения экспертизы деклараций безопасности.
3. Департаменту предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России (Козлов Е.А.), Техническому управлению Госгортехнадзора России (Красных Б.А.) обеспечить в IV квартале 1996 г. опубликование в журналах "Гражданская защита" и "Безопасность труда в промышленности" материалов по организации и проведению экспертизы деклараций безопасности промышленных объектов Российской Федерации.
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.ШОЙГУ
Председатель Федерального
горного и промышленного
надзора России
М.ВАСИЛЬЧУК
Приложение N 1
к Приказу МЧС России и
Госгортехнадзора России
от 7 августа 1996 г. N 599/125
ПОРЯДОК
ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕКЛАРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
1.1. Порядок экспертизы декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (далее Порядок экспертизы) разработан во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации" и Приказа МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. N 222/59 "О Порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации".
1.2. Порядок экспертизы обязателен для организаций всех форм собственности, имеющих в своем составе промышленные объекты с особо опасным производством, подлежащие декларированию безопасности (в дальнейшем организации, подлежащие декларированию безопасности), а также организаций, проводящих экспертизу декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (в дальнейшем экспертные организации).
1.3. Порядок экспертизы устанавливает цели, порядок организации и проведения экспертизы декларации безопасности, требования к составу экспертного заключения.
1.4. Объектом экспертизы являются декларации безопасности промышленных объектов, подлежащих декларированию по критериям, установленным "Порядком разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации", определенным МЧС России и Госгортехнадзором России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 675.
1.5. Целью экспертизы является установление полноты и достоверности информации, представленной в декларации безопасности проектируемого или действующего промышленного объекта в части соответствия предусмотренных проектом или реализуемых при эксплуатации мер безопасности требованиям действующих норм и правил промышленной безопасности, определения степени выявления опасностей на промышленном объекте и достаточности принятых мер по обеспечению промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2. Проведение экспертизы
2.1. Экспертиза декларации безопасности промышленного объекта проводится организацией, включенной в Перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы декларации безопасности промышленных объектов, утверждаемый МЧС России и Госгортехнадзором России (Приложение 2) и имеющей лицензию на право проведения экспертизы безопасности промышленных производств, выдаваемую в установленном порядке <*>.
<*> Организациям, включенным в прилагаемый Перечень и на момент ввода в действие настоящего Порядка не имеющим лицензии на выполнение экспертных работ в области безопасности промышленных производств, необходимо оформить ее в установленном порядке, а также дополнительно получить заключение МЧС России о готовности организации к выполнению экспертных работ в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сведения о наличии лицензии и заключения МЧС России должны приводиться согласно пункту 3.3 настоящего Порядка в экспертном заключении.
Организации, включенные в Перечень и на момент ввода в действие настоящего Порядка имеющие лицензию на проведение экспертизы безопасности промышленных производств, также должны получить соответствующее заключение МЧС России к моменту переутверждения прилагаемого Перечня.
Перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы декларации безопасности, подлежит обновлению не реже одного раза в год.
2.2. Не допускается проведение экспертизы декларации безопасности организациями, участвующими в ее разработке.
2.3. Экспертиза проводится на основании договора между экспертной организацией и организацией, подлежащей декларированию безопасности.
Срок проведения экспертизы не должен превышать 3 месяцев со дня заключения договора на проведение экспертизы.
2.4. Результатом экспертизы является экспертное заключение, выполненное в соответствии с требованиями, приведенными в разделах 3 и 4 настоящего Порядка.
2.5. В случае отрицательного заключения экспертизы и несогласия с выводами экспертного заключения руководитель организации, подлежащей декларированию безопасности, имеет право обратиться в МЧС России и Госгортехнадзор России путем подачи заявления.
Заявление оформляется на бланке организации, подлежащей декларированию безопасности, и подписывается ее руководителем.
Комплект документов, прилагаемых к заявлению, должен включать:
- декларацию безопасности промышленного объекта, утвержденную руководителем и заверенную печатью организации, подлежащей декларированию безопасности;
- экспертное заключение, утвержденное руководителем и заверенное печатью экспертной организации.
Заявление регистрируется в МЧС России и Госгортехнадзоре России в обычном порядке.
Контроль за ходом рассмотрения заявления в МЧС России осуществляет Департамент предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в Госгортехнадзоре России - Техническое управление.
Рассмотрение заявления осуществляется постоянно действующей комиссией, формируемой из специалистов Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России и Технического управления Госгортехнадзора России.
Результаты рассмотрения заявления сообщаются заявителю не позднее 1 месяца после поступления заявления.
2.6. В случае положительного решения экспертизы руководитель организации, подлежащей декларированию безопасности, представляет копии декларации безопасности и экспертного заключения согласно п. 6.5 "Порядка разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации", утвержденного Приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. N 222/59.
2.7. Контроль за деятельностью экспертных организаций осуществляют МЧС России и Госгортехнадзор России.
3. Требования к экспертному заключению
3.1. Экспертное заключение должно быть конкретным, объективным, доказательным и аргументированным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование.
Анализ разделов декларации безопасности и замечания должны сопровождаться ссылками на конкретные требования нормативных документов в области промышленной безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.2. При проведении экспертизы анализируются все составные части декларации безопасности с обязательным указанием их наименований и номеров.
3.3. Экспертное заключение должно содержать следующую информацию:
- наименование экспертного заключения (с указанием полного наименования декларации безопасности);
- сведения о наличии у экспертной организации лицензии на право проведения экспертизы безопасности промышленных производств;
- сведения о наличии заключения МЧС России о готовности организации к выполнению экспертных работ в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <*>
<*> Для организаций, имеющих на момент утверждения Перечня (Приложение N 2) лицензию на право проведения экспертизы безопасности промышленных производств, сведения о наличии указанного заключения МЧС России представляются после переутверждения прилагаемого Перечня согласно п. 2.1.
- краткую характеристику представленного на экспертизу материала;
- наименование организации, разработавшей декларацию безопасности;
- краткую характеристику и назначение декларируемого объекта;
- сведения о полноте представленной информации по всем разделам и пунктам декларации безопасности;
- сведения о степени выявления опасностей на промышленном объекте;
- сведения о достаточности и соответствии принятых мер обеспечения безопасности требованиям действующих норм и правил;
- сведения по обеспечению безопасности на декларируемом объекте;
- выводы, согласно разделу 4 настоящего Порядка.
3.4. При анализе достаточности и соответствия принятых мер обеспечения безопасности требованиям действующих норм и правил необходимо также учитывать документы, рекомендованные МЧС России и Госгортехнадзором России к использованию при разработке декларации безопасности.
3.5. При экспертизе сведений об опасностях на промышленном объекте необходимо:
- оценить обоснованность применяемых при разработке декларации безопасности подходов и методов анализа опасностей и риска;
- выявить полноту и достоверность выполненных расчетов по анализу опасностей и риска, а также степень учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
- особо изучить условия и возможность выхода поражающих факторов аварии за пределы территории промышленного объекта и последствия воздействия поражающих факторов на население, другие объекты и окружающую природную среду;
- оценить наличие и достаточность мер предотвращения постороннего вмешательства в деятельность особо опасных производств промышленного объекта и противодействия террористическим актам.
3.6. При необходимости следует указать или обосновать другие рекомендуемые методы анализа опасностей и риска или источники более достоверной исходной информации для расчетов.
3.7. В случае использования при разработке декларации безопасности методических материалов, которые не включены в рекомендованный МЧС России и Госгортехнадзором России Перечень, в заключении следует дать оценку целесообразности их использования.
3.8. Экспертное заключение утверждается руководителем экспертной организации и представляется в машинописном виде, заверенное печатью экспертной организации.
4. Требования к выводам экспертизы
4.1. В экспертном заключении на основании сформулированных ранее замечаний следует сделать выводы о степени соответствия декларации безопасности требованиям "Положения о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации" и "Порядка разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации".
4.2. Выводы должны включать обязательную оценку:
- полноты, достоверности и правильности информации, представленной в декларации безопасности;
- соответствия условий эксплуатации (или проекта) действующим нормам и правилам в области промышленной безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- степени выявления опасностей на промышленном объекте;
- достаточности принятых мер по обеспечению промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Приложение N 2
к Приказу МЧС России и
Госгортехнадзора России
от 7 августа 1996 г. N 599/125
ПЕРЕЧЕНЬ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ ДЕКЛАРАЦИИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ
Примечание. По решениям МЧС России и Госгортехнадзора России к экспертизе деклараций безопасности сложных промышленных объектов, представляющих угрозу для населения и окружающей среды, могут привлекаться зарубежные фирмы, имеющие опыт работы в указанной области.