Приказ Минфина РФ от 13.07.2015 N 109Н

"О введении документов международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации"
Редакция от 13.07.2015 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минфина РФ от 27.06.2016 N 98Н»

Зарегистрировано в Минюсте России 16 июля 2015 г. N 38039


МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ
от 13 июля 2015 г. N 109н

О ВВЕДЕНИИ ДОКУМЕНТОВ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В ДЕЙСТВИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Положением о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2011 г. N 107 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 10, ст. 1385; 2012, N 6, ст. 680; 2013, N 5, ст. 407; N 36, ст. 4578), по согласованию с Центральным банком Российской Федерации приказываю:

1. Ввести в действие на территории Российской Федерации:

1) документ Международных стандартов финансовой отчетности "Инвестиционные организации: применение исключения из требования о консолидации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 12 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 28)" (приложение N 1);

2) документ Международных стандартов финансовой отчетности "Инициатива в сфере раскрытия информации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 1)" (приложение N 2).

2. Установить, что документы Международных стандартов финансовой отчетности, указанные в пункте 1 настоящего приказа, вступают в силу на территории Российской Федерации: для добровольного применения - со дня их официального опубликования; для обязательного применения - в сроки, определенные в этих документах.

Министр
А.Г. СИЛУАНОВ

Приложение N 1
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 13.07.2015 N 109н

ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРИМЕНЕНИЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ТРЕБОВАНИЯ О КОНСОЛИДАЦИИ (ПОПРАВКИ К МЕЖДУНАРОДНОМУ СТАНДАРТУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IFRS) 10, МЕЖДУНАРОДНОМУ СТАНДАРТУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IFRS) 12 И МЕЖДУНАРОДНОМУ СТАНДАРТУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IAS) 28)

Поправки к МСФО (IFRS) 10 "Консолидированная финансовая отчетность"

В пункт 4 внести следующие изменения:

в абзаце (ii) подпункта (а) после слова "долговые" вместо слова "и" включить слово "или";

в абзаце (iv) подпункта (а) после слов "в соответствии с МСФО" включить слова "и в которой дочерние предприятия консолидируются или оцениваются по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с настоящим МСФО."

подпункт (b) и(с)исключить.

После пункта 4 включить пункты 4А и 4В следующего содержания:

Настоящий МСФО не применяется в отношении планов вознаграждений по окончании трудовой деятельности или иных программ долгосрочных вознаграждений работникам, к которым применяется МСФО (IAS) 19 "Вознаграждения работникам".
Материнское предприятие, являющееся инвестиционной организацией, не должно представлять консолидированную финансовую отчетность, если согласно пункту 31 настоящего МСФО оно должно оценивать все свои дочерние предприятия по справедливой стоимости через прибыль или убыток.

В пункте 32 слова "оказывает услуги, относящиеся" заменить словами "сама не является инвестиционной организацией и основной целью и деятельностью которой является оказание услуг, относящихся".

В Приложении В:

В пункте В85С после слов "являются существенными для организации" включить слова ", при условии, что организация по-прежнему удовлетворяет определению инвестиционной организации".

Пункт B85E изложить в следующей редакции:

В85Е Если у инвестиционной организации имеется дочерняя организация, которая сама не является инвестиционной организацией и основной целью и деятельностью которой является оказание данной материнской организации или прочим сторонам услуг, связанных с осуществлением инвестиций, или ведение деятельности, связанной с инвестиционной деятельностью инвестиционной организации, таких как описанные в пунктах В85С - B85D, она должна консолидировать данную дочернюю организацию в соответствии с пунктом 32. Если дочерняя организация, оказывающая услуги или ведущая деятельность, связанные с осуществлением инвестиций, сама является инвестиционной организацией, то ее материнская организация, являющаяся инвестиционной организацией, должна оценивать такую дочернюю организацию по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с пунктом 31.

В Приложении С:

После пункта С1В включить пункт C1D следующего содержания:

C1D Документ "Инвестиционные организации: применение исключения из требования о консолидации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 12 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 28)", выпущенный в декабре 2014 года, внес изменения в пункты 4, 32, В85С, В85Е и С2А и добавил пункты 4А - 4В. Организация должна применять данные изменения для годовых периодов, начинающихся 1 января 2016 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применяет данные поправки для более раннего периода, она должна раскрыть данный факт.

Пункт С2А изложить в следующей редакции:

С2А Несмотря на требования пункта 28 МСФО (IAS) 8, при первом применении настоящего стандарта, или, если это приходится на более позднюю дату, при первом применении поправок к настоящему стандарту, внесенных документом "Инвестиционные организации" и документом "Инвестиционные организации: применение исключения из требования о консолидации", организации необходимо представить количественную информацию, требуемую пунктом 28(f) МСФО (IAS) 8, только за годовой период, непосредственно предшествующий дате первоначального применения настоящего стандарта ("непосредственно предшествующий период"). Организация также вправе, но не обязана представить такую информацию за текущий период либо за более ранние сравнительные периоды.

Поправка к МСФО (IFRS) 12 "Раскрытие информации об участии в других предприятиях"

Подпункт (b) пункта 6 изложить в следующей редакции:

(b) отдельной финансовой отчетности предприятия, к которой применяется МСФО (IAS) 27 "Отдельная финансовая отчетность". Однако:
  (i) если предприятие имеет доли участия в неконсолидируемых структурированных предприятиях и составляет лишь отдельную финансовую отчетность, оно должно применять требования, предусмотренные в пунктах 24 - 31, при подготовке такой отдельной финансовой отчетности.
  (ii) инвестиционная организация, составляющая финансовую отчетность, в которой все ее дочерние предприятия оцениваются по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с пунктом 31 МСФО (IFRS) 10, должна представить информацию в отношении инвестиционных организаций, раскрытие которой требуется настоящим МСФО.

В Приложении С:

После пункта С1В включить пункт С1С следующего содержания:

С1С. Документ "Инвестиционные организации: применение исключения из требования о консолидации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 12 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 28)", выпущенный в декабре 2014 года, внес изменения в пункт 6. Организация должна применять данное изменение для годовых периодов, начинающихся 1 января 2016 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если организация применяет данную поправку для более раннего периода, она должна раскрыть данный факт.

Поправки к МСФО (IAS) 28 "Инвестиции в ассоциированные и совместные предприятия"

В пункт 17 внести следующие изменения:

в подпункте (а) слово "возражает" заменить словом "возражают";

подпункт (d) изложить в следующей редакции:

(d) Конечное или промежуточное материнское предприятие предприятия составляет финансовую отчетность, находящуюся в публичном доступе, которая подготовлена в соответствии с требованиями Международных стандартов финансовой отчетности, и в которой дочерние предприятия консолидируются или оцениваются по справедливой стоимости через прибыль или убыток в соответствии с МСФО (IFRS) 10.

В последнем предложении пункта 27 слова "и 36" заменить словами "36А".

В пункте 36 слова "Если ассоциированное или совместное предприятие" заменить словами "За случая, описанного в пункте 36А, если ассоциированное или совместное предприятие".

После пункта 36 включить пункт 36А следующего содержания:

36А Несмотря на требование пункта 36, если предприятие, которое само не является инвестиционной организацией, имеет долю участия в ассоциированном или совместном предприятии, являющемся инвестиционной организацией, то при применении метода долевого участия такое предприятие может сохранить оценку по справедливой стоимости, примененную его ассоциированным или совместным предприятием, являющимся инвестиционной организацией, к своим собственным дочерним предприятиям.

После пункта 45В включить пункт 45D следующего содержания:

45D Документ "Инвестиционные организации: применение исключения из требования о консолидации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 10, Международному стандарту финансовой отчетности (IFRS) 12 и Международному стандарту финансовой отчетности (IAS)28)", выпущенный в декабре 2014 года, внес изменения в пункты 17, 27 и 36 и добавил пункт 36А. Предприятие должно применять данные изменения для годовых периодов, начинающихся 1 января 2016 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Если предприятие применяет данные поправки для более раннего периода, оно должно раскрыть данный факт.

Приложение N 2
к приказу Министерства финансов
Российской Федерации
от 13.07.2015 N 109н

ИНИЦИАТИВА В СФЕРЕ РАСКРЫТИЯ ИНФОРМАЦИИ (ПОПРАВКИ К МЕЖДУНАРОДНОМУ СТАНДАРТУ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IAS) 1)

Поправки к МСФО (IAS) 1 "Представление финансовой отчетности"

В подпункте (е) пункта 10 слова "краткого обзора" исключить.

После пункта 30 включить пункт 30А следующего содержания:

30А При применении настоящего и других МСФО предприятие должно решить, принимая во внимание все уместные факты и обстоятельства, каким образом оно осуществляет агрегирование информации в финансовой отчетности, включая примечания. Предприятие не должно допускать уменьшение понятности его финансовой отчетности через вуалирование существенной информации несущественными данными или через агрегирование существенных статей, отличающихся по характеру или функциям.

Пункт 31 изложить в следующей редакции:

31 Некоторые МСФО определяют конкретную информацию, которая должна быть включена в финансовую отчетность, в том числе в примечания. Выполнение предприятием конкретного требования какого-либо МСФО по раскрытию информации не требуется, если раскрываемая в результате информация не является существенной. Это справедливо даже в том случае, если МСФО содержит перечень конкретных требований или описывает их как требуемый минимум. Предприятие также должно рассмотреть необходимость раскрытия дополнительной информации, если выполнение конкретных требований МСФО является недостаточным, чтобы обеспечить пользователям финансовой отчетности возможность понять влияние определенных операций, других событий и условий на финансовое положение и финансовые результаты деятельности предприятия.

В абзаце первом пункта 54 слова ", по меньшей мере," исключить.

В пункт 55 после слов "дополнительные статьи" включить слова "(в том числе полученные путем дезагрегирования статей отчетности, перечисленных в пункте 54)"; слово "необходимо" заменить словом "уместно".

После пункта 55 включить пункт 55А следующего содержания:

55А Если предприятие представляет промежуточные итоговые суммы в соответствии с пунктом 55, такие промежуточные итоговые суммы должны:
(а) содержать статьи, которые состоят из сумм, признанных и оцененных в соответствии с МСФО;
(b) быть представлены и обозначены таким образом, чтобы были ясны и понятны статьи, составляющие промежуточную итоговую сумму;
(с) использоваться последовательно из периода в период в соответствии с пунктом 45; и
(d) не должны выделяться таким образом, чтобы быть более заметными по сравнению с промежуточными итоговыми суммами и итоговыми суммами, которые должны быть представлены в отчете о финансовом положении согласно МСФО.

Заголовок перед пунктом 82А изложить в следующей редакции:

Информация, подлежащая представлению в разделе о прочем совокупном доходе

Пункт 82А изложить в следующей редакции:

82А Раздел прочего совокупного дохода должен представлять статьи, отражающие следующие суммы за период:
(а) компоненты прочего совокупного дохода (исключая суммы в пункте (b)), классифицированные по характеру и сгруппированные как те, которые в соответствии с другими МСФО:
(i) не будут впоследствии реклассифицированы в состав прибыли или убытка; и
(ii) впоследствии будут реклассифицированы в состав прибыли или убытка при выполнении определенных условий.
(b) доля в прочем совокупном доходе ассоциированных и совместных предприятий, учитываемых по методу долевого участия, с раздельным представлением доли в статьях, которые в соответствии с другими МСФО:
(i) не будут впоследствии реклассифицированы в состав прибыли или убытка; и
(ii) впоследствии будут реклассифицированы в состав прибыли или убытка при выполнении определенных условий.

В пункте 85 после слов "дополнительные статьи" включить слова "(в том числе полученные путем дезагрегирования статей, перечисленных в пункте 82)"

После пункта 85 включить пункты 85А - 85В следующего содержания:

85А Если предприятие представляет промежуточные итоговые суммы в соответствии с пунктом 85, такие промежуточные итоговые суммы должны:
(а) содержать статьи, которые состоят из сумм, признанных и оцененных в соответствии с МСФО;
(b) быть представлены и обозначены таким образом, чтобы были ясны и понятны статьи, составляющие промежуточную итоговую сумму;
(с) использоваться последовательно из периода в период в соответствии с пунктом 45; и
(d) не должны выделяться таким образом, чтобы быть более заметными по сравнению с промежуточными итоговыми суммами и итоговыми суммами, которые должны быть представлены в отчете(ах), представляющем(их) прибыль или убыток и прочий совокупный доход согласно МСФО.
85В Предприятие должно представлять в отчете(ах), представляющем(их) прибыль или убыток и прочий совокупный доход, статьи, позволяющие соотнести промежуточные итоговые суммы, представленные в соответствии с пунктом 85, с промежуточными итоговыми суммами или итоговыми суммами, которые должны быть представлены в таком(их) отчете(ах) в соответствии с МСФО.

В пункте 113 после первого предложения включить предложение следующего содержания:

При определении порядка представления предприятие должно рассмотреть его влияние на понятность и сопоставимость финансовой отчетности.

Пункт 114 изложить в следующей редакции:

114 Примеры упорядоченного представления или группировки примечаний включают следующее:
(а) особое выделение сфер деятельности, которые предприятие считает наиболее значимыми для понимания его финансовых результатов и финансового положения, например, посредством группировки информации о конкретной операционной деятельности;
(b) группировка информации об объектах, которые оцениваются аналогичным образом, таких как активы, оцениваемые по справедливой стоимости; или
  (c) представление примечаний в соответствии с порядком представления статей в отчете(ах) о прибылях, убытках и прочих компонентах совокупного дохода и в отчете о финансовом положении, например:
  (i) заявление о соответствии МСФО (IFRS) (см. пункт 16);
  (ii) основные положения учетной политики (см. пункт 117);
  (iii) сопроводительная информация по статьям, представленным в отчете о финансовом положении, и отчете о совокупном доходе, в отдельном отчете о прибылях и убытках (если представляется) и в отчете об изменениях в капитале, отчете о движении денежных средств в той же последовательности, в какой представляется каждый отчет и каждая статья отчетности; и
  (iv) раскрытие прочей информации, в том числе:
  (1) условные обязательства (см. МСФО (IAS) 37) и непризнанные договорные обязательства; и
  (2) раскрытие нефинансовой информации, например, цели и политика предприятия в области управления рисками (см. МСФО (IFRS) 7).
         

Пункт 115 исключить.

Абзац первый пункта 117 изложить в следующей редакции:

117 Предприятие должно раскрывать основные положения применяемой им учетной политики, включая:

После первого предложения пункта 119 включить предложение следующего содержания:

Каждое предприятие принимает во внимание характер своих операций и те положения учетной политики, которые, как ожидают пользователи его финансовой отчетности, должны быть раскрыты для такого типа предприятия.

Пункт 120 исключить.

Пункт 122 изложить в следующей редакции:

122 Вместе с основными положениями учетной политики или иными примечаниями предприятие должно раскрыть информацию о профессиональных суждениях, помимо тех, что связаны с расчетными оценками (см. пункт 125), которые были выработаны руководством в процессе применения учетной политики и которые оказывают наиболее значительное влияние на суммы, признанные в финансовой отчетности.

После пункта 139N включить пункт 139Р следующего содержания:

139Р Документ "Инициатива в сфере раскрытия информации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 1)", выпущенный в декабре 2014 года, внес изменения в пункты 10, 31, 54 - 55, 82А, 85, 113-114, 117, 119 и 122, добавил пункты 30А, 55А и 85А - 85В и удалил пункты 115 и 120. Предприятие должно применять данные изменения для годовых периодов, начинающихся 1 января 2016 года или после этой даты. Допускается досрочное применение. Предприятия не обязаны раскрывать информацию, требуемую в пунктах 28 - 30 МСФО (IAS) 8, в отношении этих поправок.

Сопутствующие поправки к другим стандартам

МСФО (IFRS) 7 "Финансовые инструменты: раскрытие информации"

В пункте 21 слова "в кратком обзоре основных принципов учетной политики" заменить словами "основные применяемые им положения учетной политики, включая"

Включить пункт 44ВВ следующего содержания:

44ВВ Документ "Инициатива в сфере раскрытия информации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 1)", выпущенный в декабре 2014 года, внес изменения в пункты 21 и В5. Предприятие должно применять данные изменения для годовых периодов, начинающихся 1 января 2016 года или после этой даты. Допускается досрочное применение данных поправок.

Последний абзац пункта В5 Приложения В изложить в следующей редакции:

Пункт 122 МСФО (IAS) 1 (в редакции 2007 г.) также требует, чтобы предприятия вместе с основными принципами учетной политики или другими примечаниями раскрывали также информацию о профессиональных суждениях (помимо суждений, связанных с расчетными оценками, которые были сделаны руководством в процессе применения учетной политики предприятия и которые оказывают наиболее существенное влияние на суммы, отраженные в финансовой отчетности).

МСФО (IAS) 34 "Промежуточная финансовая отчетность"

Подпункт (е) пункта 5 изложить в следующей редакции:

(е) примечания, включающие основные положения учетной политики и прочую пояснительную информацию;

После пункта 56 включить пункт 57 следующего содержания:

57 Документ "Инициатива в сфере раскрытия информации (Поправки к Международному стандарту финансовой отчетности (IAS) 1)", выпущенный в декабре 2014 года, внес изменения в пункт 5. Предприятие должно применять данное изменение для годовых периодов, начинающихся 1 января 2016 года или после этой даты. Допускается досрочное применение данной поправки.