Приказ Ростехнадзора от 21.07.2015 N 280

"Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения"
Редакция от 21.07.2015 — Документ утратил силу, см. «Приказ Ростехнадзора от 23.08.2023 N 302»

Зарегистрировано в Минюсте России 3 августа 2015 г. N 38303


ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ
от 21 июля 2015 г. N 280

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ПРАВИЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ"

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590; ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), подпунктом 5.2.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3348; 2006, N 5, ст. 544; N 23, ст. 2527; N 52, ст. 5587; 2008, N 22, ст. 2581; N 46, ст. 5337; 2009, N 6, ст. 738; N 33, ст. 4081; N 49, ст. 5976; 2010, N 9, ст. 960; N 26, ст. 3350; N 38, ст. 4835; 2011, N 6, ст. 888; N 14, ст. 1935; N 41, ст. 5750; N 50, ст. 7385; 2012, N 29, ст. 4123; N 42, ст. 5726; 2013, N 12, ст. 1343; N 45, ст. 5822; 2014, N 2, ст. 108; N 35, ст. 4773; 2015, N 2, ст. 491; N 4, ст. 661), приказываю:

Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения" (НП-034-15).

Руководитель
А.В. АЛЕШИН

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 21 июля 2015 г. N 280

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "ПРАВИЛА ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ, РАДИАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ПУНКТОВ ХРАНЕНИЯ"
(НП-034-15)

I. Назначение и область применения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии "Правила физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения" (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552; 1997, N 7, ст. 808; 2001, N 29, ст. 2949; 2002, N 1, ст. 2; N 13, ст. 1180; 2003, N 46, ст. 4436; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 52, ст. 5498; 2007, N 7, ст. 834; N 49, ст. 6079; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 52, ст. 6450; 2011, N 29, ст. 4281; N 30, ст. 4590, ст. 4596; N 45, ст. 6333; N 48, ст. 6732; N 49, ст. 7025; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3451), постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 1997 г. N 1511 "Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 49, ст. 5600; 1999, N 27, ст. 3380; 2000, N 28, ст. 2981; 2002, N 4, ст. 325; N 44, ст. 4392; 2003, N 40, ст. 3899; 2005, N 23, ст. 2278; 2006, N 50, ст. 5346; 2007, N 14, ст. 1692; N 46, ст. 5583; 2008, N 15, ст. 1549; 2012, N 51, ст. 7203).

2. Настоящие Правила устанавливают требования к обеспечению физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения на этапах проектирования, сооружения, эксплуатации, вывода из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения и при обращении с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами, за исключением:

1) пунктов хранения ядерных материалов;

2) радиоактивных веществ (в том числе в составе комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий), используемых в оборонных целях;

3) радиоактивных веществ, радиационных источников, радиоактивных отходов при их транспортировании;

4) комплексов, установок, аппаратов, оборудования и изделий, в которых генерируется ионизирующее излучение;

5) загрязненных радионуклидами территорий;

6) радиофармацевтических препаратов и наборов реагентов для иммунологических исследований;

7) продукции, товаров, содержащих радионуклиды, на которые имеется санитарно-эпидемиологическое заключение органов госсанэпиднадзора о том, что создаваемые ими дозы облучения не могут превышать значений, приведенных в пункте 1.4 санитарных правил и нормативов СанПиН 2.6.1.2523 - 09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 июля 2009 г. N 47 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2009 г., регистрационный N 14534; Российская газета, 2009 г., N 171/1), (далее-НРБ-99/2009);

8) радиационных источников, радиоактивных веществ в случаях, если при их эксплуатации:

а) на рабочем месте удельная активность радионуклида меньше минимально значимой удельной активности или активность радионуклида открытого радионуклидного источника меньше минимально значимой активности, приведенной в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009, или сумма отношений активности отдельных радионуклидов к их значениям, приведенным в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009, меньше 1;

б) в эксплуатирующей организации, организации (на предприятии) общая активность радионуклидов открытых радионуклидных источников не превышает более чем в 10 раз минимально значимую активность или сумму отношений активности отдельных радионуклидов к их значениям, приведенным в таблице приложения 4 к НРБ-99/2009.

3. Термины и определения, используемые для целей настоящих Правил, установлены федеральными законами, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

II. Общие положения

4. Руководитель организации (предприятия), осуществляющей эксплуатацию радиационного источника или пункта хранения, обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами (далее - организация) или лицо, им уполномоченное, должен утвердить перечень объектов (помещений, сооружений, зданий), в которых осуществляется обращение с радиоактивными веществами либо размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения (далее - радиационные объекты).

5. Для осуществления физической защиты радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения руководителем организации или лицом им уполномоченным (далее - руководитель организации) должна быть создана система физической защиты радиационных объектов (далее - система физической защиты).

Система физической защиты должна создаваться (совершенствоваться) в соответствии с проектной документацией на систему физической защиты. Для вновь строящихся радиационных объектов проектная документация на систему физической защиты должна включаться отдельным разделом в проектную документацию радиационных объектов на этапе их проектирования.

6. Система физической защиты должна создаваться для противодействия нарушителям, указанным в модели нарушителей, утвержденной руководителем организации и согласованной с территориальным органом безопасности. Модель нарушителей определяется в соответствии с перечнем основных угроз ядерно и радиационно опасным объектам и типовых моделей нарушителей.

Под моделью нарушителей в настоящих Правилах понимается совокупность сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности и тактике действий нарушителей, их мотивации и преследуемых ими целях, которые используются при выработке требований к системе физической защиты.

7. Система физической защиты должна включать организационные меры, комплекс инженерно-технических средств и персонал физической защиты (силы охраны и персонал организации, выполняющий функции по обеспечению физической защиты).

8. Система физической защиты должна обеспечивать решение следующих задач:

предупреждение совершения или попытки совершения преднамеренных действий в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, способных привести к аварийной ситуации и создать угрозу здоровью или жизни людей в результате воздействия радиации или привести к радиоактивному загрязнению окружающей среды (далее - диверсия), хищения в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, несанкционированного прохода (проезда) в защищенную зону и на радиационный объект (далее - доступ), проноса (провоза) запрещенных предметов, вывода из строя или нарушения функционирования инженерно-технических средств физической защиты (далее - несанкционированные действия);

своевременное обнаружение несанкционированных действий;

задержка (замедление) проникновения (продвижения) нарушителей;

реагирование на несанкционированные действия и нейтрализация нарушителей для пресечения несанкционированных действий.

Под защищенной зоной в настоящих Правилах понимается территория организации (предприятия), доступ в которую ограничивается и контролируется, окруженная физическими барьерами, постоянно находящимися под охраной и наблюдением.

9. Руководитель организации должен обеспечить функционирование системы физической защиты к моменту поставки радиационных источников, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов на радиационные объекты.

10. При выводе из эксплуатации радиационных источников и пунктов хранения должно обеспечиваться функционирование системы физической защиты до полного изъятия радиоактивных веществ, радионуклидных источников и радиоактивных отходов за пределы радиационных объектов.

11. Система физической защиты должна выполнять задачи в штатных и в чрезвычайных ситуациях.

12. Система физической защиты не должна препятствовать осуществлению ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности на радиационном объекте.

13. Физическая защита радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения, находящихся на ядерном объекте, должна осуществляться с учетом применяемых мер физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов, но не ниже требований настоящих Правил.

На ядерном объекте документы по физической защите радиоактивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения должны быть разработаны в виде отдельных документов или в виде разделов документов по физической защите ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.

III. Уровни физической защиты радиационных объектов

14. Уровень физической защиты радиационного объекта (далее - уровень физической защиты) определяет совокупность требований, предъявляемых к составу организационных мероприятий, инженерно-технических средств физической защиты и персоналу физической защиты.

Уровень физической защиты должен устанавливаться для каждого радиационного объекта организации. Для этого руководителем организации назначается комиссия по установлению уровней физической защиты радиационных объектов (далее - комиссия). В состав комиссии должны включаться работники из персонала физической защиты, работники организации из числа специалистов, в обязанности которых входит обеспечение безопасного функционирования радиационного объекта, его потенциально опасных участков и критических элементов. К работе комиссии могут привлекаться специалисты сторонних организаций, компетентных по вопросам обеспечения физической защиты и антитеррористической защищенности.

15. При установлении уровня физической защиты должны учитываться:

категория последствий диверсии на радиационном объекте;

категории эксплуатируемых на радиационном объекте закрытых

радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности;

установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников.

16. Исходя из возможных последствий совершения диверсии нарушителями, указанными (предусмотренными) в модели нарушителей, должна быть установлена одна из следующих категорий последствий диверсии на радиационном объекте:

I категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию на население, и потребуются меры по его защите;

II категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое выходит за территорию организации

(предприятия), но ограничивается территорией санитарно-защитной зоны;

III категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое выходит за пределы помещений, где используются или хранятся радиоактивные вещества, радионуклидные источники, радиоактивные отходы или эксплуатируются радиационные источники, но ограничивается территорией организации (предприятия);

IV категория - последствия совершения диверсии могут привести к радиационному воздействию, которое ограничивается помещениями, где используются или хранятся радиоактивные вещества, радионуклидные источники, радиоактивные отходы или эксплуатируются радиационные источники.

Результат установления категории последствий диверсии на радиационном объекте отражается в отдельном документе (решение комиссии), утверждаемом руководителем организации.

17. В организации для каждого закрытого радионуклидного источника должна быть установлена и указана в паспорте (формуляре) на этот радионуклидный источник одна из следующих категорий закрытого радионуклидного источника по потенциальной радиационной опасности:

категория 1 - чрезвычайно опасно для человека;

категория 2 - очень опасно для человека;

категория 3 - опасно для человека;

категория 4 - опасность для человека маловероятна;

категория 5 - опасность для человека очень маловероятна.

18. Если предприятием - изготовителем закрытого радионуклидного источника в паспорте (формуляре) на закрытый радионуклидный источник не указана его категория по потенциальной радиационной опасности, то категорию закрытого радионуклидного источника по потенциальной радиационной опасности должен документально установить руководитель организации в соответствии с федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии на основе отношения активности радионуклидных источников А к установленному пределу активностей радионуклидных источников D (критерия A/D).

19. Комиссией должна быть проведена аналитическая работа по оценке возможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. При этом должны быть учтены активность закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ, время бесконтрольного извлечения закрытого радионуклидного источника и радиоактивных веществ из радиационного источника (конструктивная самозащищенность радиационного источника) или мест хранения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. По результатам проведения аналитической работы комиссией должен быть подготовлен документ (решение комиссии), содержащий обоснованный вывод о возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников и радиоактивных веществ. Решение комиссии должно утверждаться руководителем организации.

20. По результатам работы комиссии должен быть подготовлен документ (решение комиссии), устанавливающий уровень физической защиты для каждого радиационного объекта, где размещается и (или) эксплуатируется радиационный источник или пункт хранения либо осуществляется обращение с радиоактивными веществами или радиоактивными отходами. Уровень физической защиты должен быть установлен в соответствии с приложением N 1 к настоящим Правилам.

Для радиационного объекта, в котором находятся только закрытые радионуклидные источники категории 4 или 5 по потенциальной радиационной опасности, устанавливается уровень физической защиты Г без установления категории последствий диверсии на радиационном объекте и без установления возможности или невозможности хищения закрытых радионуклидных источников.

Руководитель организации должен утвердить решение комиссии по установлению уровней физической защиты радиационных объектов.

IV. Требования к системе физической защиты радиационных объектов

21. Состав требований к системе физической защиты для различных уровней физической защиты приведен в приложении N 2 к настоящим Правилам.

22. Руководитель организации должен утвердить и ввести в действие документы по физической защите в зависимости от установленного уровня физической защиты, перечень которых приведен в приложении N 3 к настоящим Правилам.

Содержание плана обеспечения физической защиты приведено в приложении N 4 к настоящим Правилам. Указанный план должен согласовываться с руководителем подразделения сил охраны и утверждаться руководителем организации. Для исключения дублирования информации в плане обеспечения физической защиты допускается приводить ссылки на разработанные в организации документы.

23. При нахождении в организации радиационных объектов с различными уровнями физической защиты должны выполняться требования к организационным мерам и разрабатываемым документам по физической защите для всей организации по более высокому уровню физической защиты. Требования к инженерно-техническим средствам физической защиты и персоналу физической защиты устанавливаются для каждого радиационного объекта.

V. Уведомление о несанкционированных действиях в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения

24. Руководитель организации в случае выявления хищения (попыток хищения) радиоактивных веществ, радиационных источников, закрытых радионуклидных источников, совершения диверсии (попыток совершения диверсии) или обнаружения похищенных либо пропавших радиоактивных веществ, радиационных источников, закрытых радионуклидных источников должен:

1) в течение часа с момента выявления случившегося направить первичное уведомление в следующие организации и органы:

орган управления использованием атомной энергии, признавший организацию пригодной эксплуатировать радиационный источник, пункт хранения, а также осуществлять деятельность по обращению с радиоактивными веществами;

федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный надзор за физической защитой, и его территориальный орган, который непосредственно осуществляет надзор за организацией;

территориальные орган безопасности и орган внутренних дел по месту нахождения радиационного объекта;

2) в течение 10 суток с момента выявления случившегося представить в указанные в подпункте 1 настоящего пункта организации и органы письменный доклад о случившемся, в котором привести данные первичного уведомления с необходимыми дополнениями о происшедшем;

3) представлять в указанные в подпункте 1 настоящего пункта организации и органы всю дополнительную информацию, включая новые факты, ставшие известными после первичного уведомления и письменного доклада.

25. Перечень сведений, подлежащих включению в первичное уведомление, должен содержать:

описание обстоятельств и событий, связанных с выявлением случаев хищения (попыток хищения) радиационных источников, радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников или совершения (попыток совершения) диверсий либо обнаружения похищенных или пропавших радиационных источников, радиоактивных веществ;

вид и категорию радиационных источников, закрытых радионуклидных источников, вид и активность радиоактивных веществ, в отношении которых были осуществлены несанкционированные действия (попытки несанкционированных действий), пропавших либо обнаруженных радиационных источников, радиоактивных веществ.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии "Правила
физической защиты радиоактивных веществ,
радиационных источников и пунктов
хранения" (НП-034-15), утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 21 июля 2015 г. N 280

УРОВНИ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ РАДИАЦИОННЫХ ОБЪЕКТОВ

Категория последствий диверсии на радиационном объекте Установление возможности или невозможности хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников Уровень физической защиты
I Документально установленная возможность или невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников для данной категории последствий диверсии на радиационном объекте не учитывается. А
II Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности. А
Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности. Б
III Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности. Б
Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности. В
IV Документально установлена возможность хищения закрытых радионуклидных источников категории 1 или 2 по потенциальной радиационной опасности. Б
Документально установлена возможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников категории 3 по потенциальной радиационной опасности. В
Документально установлена невозможность хищения радиоактивных веществ, закрытых радионуклидных источников. Г

Примечание. Наивысшим уровнем физической защиты является уровень А.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии "Правила
физической защиты радиоактивных веществ,
радиационных источников и пунктов
хранения" (НП-034-15), утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 21 июля 2015 г. N 280

СОСТАВ ТРЕБОВАНИЙ К СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

N п/п Требования к системе физической защиты Уровень физической защиты
А Б В Г
1. Требования к организационным мерам
1.1. Руководителем организации должны быть документально определены лица, ответственные за физическую защиту в организации и на каждом радиационном объекте. + + + +
На периоды отсутствия указанных ответственных лиц должны документально определяться лица, их замещающие. + + + +
1.2. Сотрудники радиационного объекта в рабочее время должны выполнять комплекс организационно­технических мероприятий с целью исключения несанкционированного доступа на радиационный объект (далее - самоохрана). + + + +
1.3. Радиационный объект должен размещаться в защищенной зоне. + + - -
1.4. Входы (двери, калитки, ворота) радиационных объектов в нерабочее время должны быть заперты на замки и опломбированы. + + + +
1.5. На радиационном объекте должен быть разработан порядок учета, выдачи, хранения и контроля замков, ключей, пломбировочных устройств, использующихся в системе физической защиты. + + + +
  Порядок учета, выдачи, хранения и контроля замков, ключей и пломбировочных устройств должен включать:        
регистрацию всех лиц, получивших доступ к пломбировочным устройствам и ключам; + + + +
регистрацию выдачи и сдачи пломбировочных устройств и ключей; + + + +
проверку наличия пломбировочных устройств и ключей и меры по предотвращению их несанкционированного использования; + + + +
замену в кратчайшие сроки замков (при использовании кодовых замков - их кодов отбывания) и ключей при обнаружении факта или при появлении подозрения относительно их несанкционированного использования. + + + +
1.6. Мобильные радиационные источники в период использования вне радиационного объекта должны находиться под постоянным наблюдением и контролем работника, который письменным распоряжением руководства организации уполномочен использовать указанные радиационные источники и должностными обязанностями которого определено выполнение задач их физической защиты. + + + +
Каждый вынос (вывоз) мобильных радиационных источников за пределы радиационного объекта должен проводиться по письменному разрешению руководителя организации. + + + +
При выносе указанного мобильного радиационного источника за пределы радиационного объекта соответствующий работник должен выполнить запись в журнале учета местонахождения мобильных радиационных источников с указанием своей фамилии, причины, даты и времени выноса, места проведения работ с радиационным источником. После возвращения мобильного радиационного источника на радиационный объект должна выполняться соответствующая запись о возврате радиационного источника на место. + + + +
Журнал учета местонахождения мобильных радиационных источников должен храниться на радиационном объекте не менее одного года с момента последней записи в нем. + + + +
1.7. На радиационном объекте должен быть организован и осуществляться объектовый контроль за соблюдением требований к системе физической защиты. + + + +
1.8. При обнаружении несанкционированных действий в отношении радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения руководитель организации должен немедленно принимать меры по оценке ситуации и проверке наличия и местонахождения соответствующего радиационного источника и его радионуклидного источника. + + + +
В случае обнаружения пропажи радиоактивных веществ, радиационного источника, закрытого радионуклидного источника должны немедленно приниматься меры по их розыску и возвращению, а также по уведомлению о несанкционированных действиях в порядке, установленном пунктом 24 настоящих Правил. + + + +
  Факты несанкционированных действий должны документироваться в журнале учета несанкционированных действий, который должен храниться в организации не менее трех лет с даты последней записи в нем. + + + +
1.9. Охрана радиационных объектов должна быть организована в соответствии с требованиями нормативных правовых актов по охране радиационных объектов. + + + +
1.10. Условия и порядок охраны, функции, права и обязанности персонала охраны, необходимость его оснащения должны быть определены руководителем организации совместно с организацией, выполняющей функции охраны. + + + -
1.11. Руководитель организации должен утвердить документы, определяющие должностные обязанности персонала физической защиты. + + + +
1.12. Доступ посетителей на радиационный объект должен осуществляться в присутствии ответственного лица. + + + -
1.13. В исключительных случаях при невозможности выполнения в полном объеме требований к физической защите на радиационном объекте, установленных настоящими Правилами и разработанными в соответствии с ними нормативными актами, на радиационном объекте должны быть приняты компенсирующие меры. + + + -
1.14. На радиационном объекте должен быть разработан и утвержден руководителем организации план обеспечения физической защиты. + + + -
1.15. На радиационном объекте должна быть организована техническая эксплуатация инженерно-технических средств физической защиты. Для этого должны быть разработаны план-график технического обслуживания и план проверок технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты на очередной год. + + + -
1.16. В организации должна быть создана служба безопасности как самостоятельное структурное подразделение, предназначенное для организации и контроля за выполнением мероприятий по осуществлению физической защиты. + + - -
Обязанности сотрудников службы безопасности должны быть определены в положении об этой службе. + + - -
1.17. Лица, имеющие разрешение на проведение работ с радиационными источниками, радиоактивными веществами, в пунктах хранения на радиационном объекте, должны быть определены в перечне, утвержденном руководителем организации. + + + +
1.18. На радиационном объекте должно применяться правило двух лиц. + - - -
2. Требования к инженерно-техническим средствам физической защиты
2.1. Периметр защищенной зоны должен быть оборудован:        
  физическими барьерами (или представлять собой физической барьер); + + - -
техническими средствами охранной сигнализации; + + - -
средствами оптико-электронного наблюдения. + - - -
2.2. Не должно быть участков на периметре защищенной зоны, недоступных для наблюдения. + - - -
  Средства обнаружения несанкционированного проникновения в защищенную зону должны быть размещены таким образом, чтобы отсутствовали неконтролируемые участки ("мертвые зоны"). + + - -
2.3. Периметр радиационного объекта должен быть оснащен физическим барьером или представлять собой физический барьер. + + + +
2.4. Несанкционированное проникновение на радиационный объект должно обнаруживаться средствами охранной сигнализации, сигналы тревоги от которых должны поступать на программно-аппаратный комплекс или устройство, осуществляющее сбор, обработку, хранение и отображение сигналов тревоги и информации о состоянии и функционировании инженерно-технических средств физической защиты, а также управление функционированием указанных средств (далее - пульт управления системы физической защиты). + + + -
2.5. Места возможного несанкционированного проникновения на радиационный объект должны контролироваться с использованием средств системы оптико-электронного наблюдения. + + - -
2.6. Шкафы (сейфы, клети), в которых находятся закрытые радионуклидные источники категории 1, 2, 3 по потенциальной радиационной опасности, должны быть оснащены техническими средствами охранной сигнализации, обеспечивающими обнаружение несанкционированного вскрытия. + + + -
  Сигналы тревоги должны поступать на пульт управления системы физической защиты.        
2.7. Эксплуатируемый радиационный объект должен быть оборудован средствами тревожно-вызывной сигнализации, обеспечивающими передачу сигнала тревоги на пульт управления системы физической защиты при обнаружении несанкционированных действий ответственным лицом или работником, выполняющим обязанности по самоохране. + + + -
2.8. В комплексе инженерно-технических средств физической защиты должно быть реализовано обнаружение отказов технических средств с отображением информации об отказах на пульте управления системы физической защиты. + + + -
2.9. Сигналы тревоги и отказов технических средств физической защиты должны регистрироваться дежурным сотрудником пульта управления системы физической защиты и фиксироваться в журнале функционирования инженерно-технических средств физической защиты или в электронном протоколе функционирования инженерно-технических средств физической защиты. Журнал и (или) информация электронных протоколов функционирования инженерно-технических средств физической защиты должны храниться в организации не менее одного года с даты последней записи в них. + + + -
2.10. Эксплуатируемый радиационный объект должен быть оборудован средством связи с оператором пульта управления системы физической защиты. + + + -
2.11. Электропитание инженерно-технических средств физической защиты должно осуществляться с использованием резервных источников, обеспечивающих автоматическое переключение электропитания на резервное (в случае отключения основного электропитания) и обратно при восстановлении основного электропитания. + + + -
2.12. В организации должно быть создано специально оборудованное помещение (место), которое оснащено инженерно-техническими средствами и из которого специально назначенный персонал физической защиты в полном объеме или частично осуществляет управление инженерно-техническими средствами физической защиты в штатных и чрезвычайных ситуациях (далее - пункт управления системы физической защиты). + + - -
  На пункте управления должен постоянно находиться оператор из состава персонала физической защиты, на которого запрещается возлагать другие обязанности. За его действиями на пункте управления должен быть обеспечен контроль.        
2.13. Входы в помещение пункта управления системы физической защиты должны быть постоянно заперты изнутри, а в помещении должен круглосуточно находиться сотрудник персонала физической защиты. + + - -
Доступ в помещения пункта управления системы физической защиты посторонним лицам должен быть запрещен. + + - -
2.14. Для обеспечения защиты персонала, находящегося в помещении пункта управления системы физической защиты, от поражения огнем из стрелкового оружия помещение пункта должно быть оборудовано инженерными средствами физической защиты. + + - -
2.15. Дата и время снятия с охраны каждого радиационного объекта и сдачи его под охрану должны фиксироваться на пункте управления системы физической защиты в журнале вскрытия или в электронном протоколе функционирования инженерно-технических средств физической защиты. + + - -
2.16. При поступлении на пульт управления системы физической защиты сигналов тревоги от средств охранной сигнализации или тревожно-вызывной сигнализации оператор на пункте управления системой физической защиты должен осуществлять визуальную оценку ситуации на участке тревоги с использованием системы оптико-электронного наблюдения. + + - -
2.17. Доступ людей и транспорта в защищенную зону должен осуществляться соответственно через людские и транспортные контрольно-пропускные пункты. + + - -
Доступ на радиационный объект должен осуществляться с использованием средств системы контроля и управления доступом. + + - -
2.18. Контрольно-пропускной пункт на периметре защищенной зоны радиационного объекта должен быть оборудован средствами связи с оператором пункта управления системы физической защиты и персоналом охраны. + + - -
В помещении дежурного по контрольно­пропускному пункту должна быть установлена кнопка тревожно-вызывной сигнализации. + + - -
2.19. Людские контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы средствами обнаружения проноса:
предметов из металла; + + - -
радиоактивных веществ. + + - -
Транспортные контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы средствами обнаружения провоза радиоактивных веществ. + + - -
2.20. Для предотвращения несанкционированного проезда транспортных средств транспортные контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы противотаранными устройствами. + + - -
3. Требования к персоналу физической защиты
3.1. Лица, ответственные за физическую защиту, должны пройти обучение и иметь необходимую квалификацию, а также иметь допуск к работе по выполнению должностных обязанностей. + + + +
Сведения о прохождении обучения указанных лиц и допуске к работе должны документироваться и храниться в организации. + + + +
3.2. Персонал физической защиты организации должен периодически проходить аттестацию на соответствие квалификационным требованиям.
Порядок аттестации персонала физической защиты определяется руководителем организации в общей системе аттестации.
+ + + -
Периодичность проведения аттестации не должна превышать трех лет. Результаты аттестации должны отражаться в соответствующих актах комиссий и утверждаться приказом руководителя организации. + + + -
3.3. Отбор персонала физической защиты должен проводиться с учетом образовательного уровня, профессиональных навыков и опыта работы, а также отсутствия медицинских противопоказаний к соответствующему виду деятельности. + + + -
3.4. К эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты должен допускаться персонал физической защиты:        
  прошедший специальную подготовку и стажировку, имеющий практические навыки в эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты в объеме функциональных обязанностей; + + + -
  сдавший зачет квалификационной комиссии на знание материальной части инженерно-технических средств физической защиты, правил их эксплуатации, правил и мер безопасности, имеющий соответствующую квалификационную группу по технике безопасности; + + + -
  получивший удостоверение на право эксплуатации инженерно-технических средств физической защиты. + + + -
3.5. На оператора пункта управления системы физической защиты не должны быть возложены обязанности, не связанные с их служебной деятельностью. + + + -

Примечание. Знаком "+" обозначено наличие требования для соответствующего уровня физической защиты, знаком "-" обозначено отсутствие такого требования.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии "Правила
физической защиты радиоактивных веществ,
радиационных источников и пунктов
хранения" (НП-034-15), утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 21 июля 2015 г. N 280

ДОКУМЕНТЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЕ, ПОДЛЕЖАЩИЕ РАЗРАБОТКЕ (НАЛИЧИЮ) В ОРГАНИЗАЦИИ

N п/п Наименование документа Уровни физической защиты
А Б В Г
1. Перечень лиц, имеющих разрешение на проведение работ с радиоактивными веществами, радиационными источниками, в пунктах хранения + + + +
2. Инструкции по самоохране радиационных объектов + + + +
3. Документ, определяющий лиц, ответственных за физическую защиту в организации и на радиационных объектах + + + +
4. Документ, определяющий перечень и границы радиационных объектов, находящихся в организации + + + +
5. Журнал учета местонахождения мобильных радиационных источников + + + +
6. Документы, определяющие должностные обязанности персонала физической защиты + + + +
7. Журнал учета выдачи и приема ключей от зданий, помещений с радиоактивными веществами, радиационными источниками, пунктами хранения + + + +
8. Документ, устанавливающий модель нарушителей + + + +
9. Документ, устанавливающий категорию последствий диверсии на радиационном объекте + + + +
10. Документ, устанавливающий категорию каждого закрытого радионуклидного источника + + +
11. Документ, устанавливающий уровни физической защиты радиационных объектов + + + +
12. План обеспечения физической защиты + + + -
13. План взаимодействия руководства организации, подразделений охраны с территориальными органами внутренних дел и территориальными органами безопасности в штатных и чрезвычайных ситуациях + + + -
14. Положение о разрешительной системе доступа работников (персонала), командированных лиц, посетителей и транспортных средств на радиационные объекты + + + -
15. Журнал учета несанкционированных действий + + + +
16. План проверок технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств физической защиты + + + -
17. Положение о службе безопасности + + - -

Примечание. Знаком "+" обозначено требование к наличию документа в организации для соответствующего уровня физической защиты, знаком "-" обозначено отсутствие такого требования.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к федеральным нормам и правилам в области
использования атомной энергии "Правила
физической защиты радиоактивных веществ,
радиационных источников и пунктов
хранения" (НП-034-15), утвержденным
приказом Федеральной службы по
экологическому, технологическому и
атомному надзору
от 21 июля 2015 г. N 280

СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ

План обеспечения физической защиты должен содержать следующие сведения: <*>

<*> Содержание плана обеспечения физической зашита уточняется в соответствии с требованиями для соответствующих уровней физической защиты. Для исключения дублирования информации допускается приводить ссылки на разработанные в организации документы.

расположение радиационных объектов на территории организации;

описание и характеристики радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения для каждого радиационного объекта;

размещение радиоактивных веществ, радиационных источников, пунктов хранения на радиационном объекте, порядок работы с ними при использовании по назначению;

состав комплекса инженерно-технических средств физической защиты и размещение его элементов и составных частей;

состав персонала физической защиты;

порядок обеспечения доступа на радиационные объекты;

меры по организации взаимодействия и оповещения руководства организации, персонала физической защиты в штатных и чрезвычайных ситуациях (на ядерных объектах допускается делать ссылку на отдельно разработанные документы по указанным вопросам);

меры по организации взаимодействия руководства организации с территориальными органами внутренних дел и территориальными органами безопасности в чрезвычайных ситуациях (на ядерных объектах допускается делать ссылку на отдельно разработанные документы по указанным вопросам);

перечень компенсирующих мер до устранения выявленных нарушений инженерно-технических средств физической защиты;

меры по поддержанию квалификации персонала физической защиты;

порядок проведения объектового контроля за состоянием системы физической защиты;

порядок представления уведомления о несанкционированных действиях в соответствии с пунктом 24 настоящих Правил.