Постановление Правительства РФ от 01.12.97 N 1511

"Об утверждении Положения о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии"
Редакция от 01.12.1997 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 1997 г. N 1511

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ И ПЕРЕЧНЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

В соответствии со статьей 6 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Положение о разработке и утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии и перечень федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 1997 г. N 1511

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАЗРАБОТКЕ И УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок разработки, согласования, утверждения и введения в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии (далее именуются - федеральные нормы и правила), а также внесения в них изменений и дополнений.

2. Федеральные нормы и правила утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, и устанавливают требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования к ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности, к физической защите, к учету и контролю ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов. Федеральные нормы и правила являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии.

3. Федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями на осуществление государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (далее именуются - органы государственного регулирования безопасности), и их компетенция устанавливаются в соответствии со статьями 23, 24 и 25 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" и другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. Федеральные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями на осуществление государственного управления использованием атомной энергии (далее именуются - органы управления использованием атомной энергии), и их компетенция устанавливаются в соответствии со статьей 20 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" и

другими законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Финансирование разработки федеральных норм и правил осуществляется за счет средств федерального бюджета, специальных фондов, образуемых эксплуатирующими организациями совместно с органами управления использованием атомной энергии для финансирования вывода из эксплуатации объектов использования атомной энергии, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обоснованию и повышению безопасности этих объектов, а также других источников финансирования, если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

II. Разработка федеральных норм и правил

6. Разработка федеральных норм и правил осуществляется органами государственного регулирования безопасности и/или органами управления использованием атомной энергии в соответствии с их компетенцией.

7. Подготовка технических заданий на разработку проектов федеральных норм и правил осуществляется в соответствии с планами работ органов государственного регулирования безопасности и органов управления использованием атомной энергии, а также порядком, установленным этими органами для разработки указанных проектов.

8. При разработке федеральных норм и правил органом управления использованием атомной энергии данный орган направляет проекты этих норм и правил и обосновывающие их документы в орган (органы) государственного регулирования безопасности, в сферу ведения которого (которых) входят эти федеральные нормы и правила, для определения готовности указанных проектов к опубликованию в официальном печатном органе.

Документы, обосновывающие проекты федеральных норм и правил, включают:

пояснительную записку с указанием ответственного исполнителя и соисполнителей, сроков начала разработки, целей и задач разработанного проекта, характеристик основных требований и соответствия их современному научно-техническому уровню, взаимосвязи с другими федеральными нормами и правилами, сведений о рассылке проекта на отзыв;

сводку отзывов на проект с заключением разработчика.

Проект представляется на бумажном и магнитном носителях.

9. Органы государственного регулирования безопасности могут вернуть проекты федеральных норм и правил и обосновывающие их документы на доработку с обоснованием отказа в опубликовании, если документы, обосновывающие эти федеральные нормы и правила, представлены не в полном объеме.

10. Органы государственного регулирования безопасности вправе направлять проекты федеральных норм и правил и обосновывающие их документы другим органам государственного регулирования безопасности или организациям для получения заключений.

Срок рассмотрения проектов и обосновывающих их документов органами государственного регулирования безопасности не должен превышать 90 дней со дня регистрации их поступления.

В случае необходимости органы государственного регулирования безопасности могут принять решение о продлении срока рассмотрения проектов, о котором сообщается органу управления использованием атомной энергии не менее чем за 15 дней до окончания установленного ранее срока с указанием причин продления.

11. Орган управления использованием атомной энергии имеет право организовать совещание для обсуждения предложений органов государственного регулирования безопасности с участием их представителей.

В случае если представители органа управления использованием атомной энергии и органов государственного регулирования безопасности, в сферу ведения которых входят разрабатываемые федеральные нормы и правила, не приходят к согласию, составляется сводка разногласий, которая направляется руководству этих органов для принятия решения.

12. Если разработка проектов федеральных норм и правил осуществляется органом государственного регулирования безопасности, то подготовка этих проектов и обосновывающих их документов, указанных в пункте 8 настоящего Положения, а также принятие окончательных решений о готовности проектов

к опубликованию осуществляются в соответствии с устанавливаемым органом государственного регулирования безопасности порядком, который должен предусматривать направление этих проектов в органы управления использованием атомной энергии для дачи заключения. Если по проектам федеральных норм и правил возникают разногласия между органом государственного регулирования безопасности и органами управления использованием атомной энергии, то орган государственного регулирования безопасности проводит совещание по обсуждению этих разногласий.

В случае если на совещании представители органа государственного регулирования безопасности и органов управления использованием атомной энергии не приходят к согласию, участники совещания составляют сводку разногласий, которая направляется руководству этих органов для принятия решения.

13. Решения о готовности проектов федеральных норм и правил к опубликованию принимают органы государственного регулирования безопасности.

14. Каждый орган государственного регулирования безопасности должен определить официальный печатный орган для опубликования проектов и утвержденных федеральных норм и правил.

15. Любое юридическое и физическое лицо имеет право представить предложения и замечания по проектам федеральных норм и правил не позднее 3 месяцев со дня их опубликования.

16. По результатам рассмотрения поступивших предложений и замечаний орган государственного регулирования безопасности готовит сводку отзывов с аргументированными заключениями на поступившие предложения и замечания.

Орган государственного регулирования безопасности организует обсуждение подготовленной сводки отзывов. Это обсуждение проводится с участием органов управления использованием атомной энергии, в компетенцию которых входит выполнение требований соответствующих федеральных норм и правил.

Порядок обсуждения сводки отзывов устанавливается органом государственного регулирования безопасности.

О дате и месте проведения обсуждения сообщается в официальном печатном органе, опубликовавшем проект соответствующих федеральных норм и правил, не позднее чем за 40 дней до начала совещания.

Если при обсуждении поступивших предложений представители органа государственного регулирования безопасности и органов управления использованием атомной энергии не приходят к согласию, то составляется сводка разногласий, которая учитывается органом государственного регулирования безопасности при принятии окончательного решения о готовности проекта к утверждению.

III. Утверждение и введение в действие федеральных норм и правил.
Внесение изменений и дополнений в федеральные нормы и правила

17. Утверждение и введение в действие федеральных норм и правил производятся органами государственного регулирования безопасности в соответствии с правилами, установленными этими органами.

18. Федеральные нормы и правила утверждаются постановлениями (приказами) органов государственного регулирования безопасности.

В случае если федеральные нормы и правила входят в сферу ведения нескольких органов государственного регулирования безопасности, то они могут утверждаться совместным постановлением (приказом) этих органов.

Федеральные нормы и правила вступают в силу с даты их опубликования в официальном печатном органе, если иное не оговорено в этих нормах и правилах или в постановлениях (приказах) об их утверждении.

19. В федеральные нормы и правила могут быть внесены изменения и дополнения, учитывающие изменения законодательства Российской Федерации, рекомендации международных организаций в области использования атомной энергии, в работе которых принимает участие Российская Федерация, результаты научных исследований и накопленный отечественный и международный опыт в области использования атомной энергии.

Разработка изменений и дополнений в федеральные нормы и правила осуществляется в порядке, установленном в разделе II настоящего Положения для разработки федеральных норм и правил.

20. Утверждение и введение в действие изменений и дополнений в федеральные нормы и правила осуществляются в порядке, установленном в настоящем разделе для утверждения и введения в действие федеральных норм и правил.

21. Органы государственного регулирования безопасности сообщают Правительству Российской Федерации об утвержденных ими федеральных нормах и правилах, их изменениях и дополнениях и вносят в установленном порядке предложения по изменению и дополнению перечня федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

Утвержден
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 1 декабря 1997 г. N 1511

ПЕРЕЧЕНЬ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ
В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Орган государственного регулирования безопасности, утверждающий федеральные нормы и правила
I. Федеральные нормы и правила по ядерной и радиационной (технические аспекты) безопасности
1. Общие положения обеспечения безопасности атомных станций Госатомнадзор России
2. Общие положения обеспечения безопасности исследовательских реакторов Госатомнадзор России
3. Требования к содержанию отчета по обоснованию безопасности атомной станции с реактором типа ВВЭР Госатомнадзор России
4. Требования к программе обеспечения качества для атомных станций Госатомнадзор России
5. Размещение атомных станций. Основные критерии и требования по обеспечению безопасности Госатомнадзор России
6. Нормы проектирования сейсмостойких атомных станций Госатомнадзор России
7. Правила ядерной безопасности реакторных установок атомных станций Госатомнадзор России
8. Правила безопасности при хранении и транспортировке ядерного топлива на объектах атомной энергетики Госатомнадзор России
9. Правила ядерной безопасности судовых атомных энергетических установок Госатомнадзор России
10. Правила устройства и эксплуатации локализующих систем безопасности атомных станций Госатомнадзор России
11. Общие положения по устройству и эксплуатации систем аварийного электроснабжения атомных станций Госатомнадзор России
12. Правила устройства и безопасной эксплуатации оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок Госатомнадзор России
13. Правила устройства и безопасной эксплуатации исполнительных механизмов органов воздействия на реактивность Госатомнадзор России
14. Нормы расчета на прочность оборудования и трубопроводов атомных энергетических установок Госатомнадзор России
15. Оборудование и трубопроводы атомных энергетических установок. Сварка и наплавка. Основные положения Госатомнадзор России
16. Оборудование и трубопроводы атомных энергетических установок. Сварные соединения и наплавки. Правила контроля Госатомнадзор России
17. Положение о порядке расследования и учета нарушений в работе атомных станций Госатомнадзор России
18. Положение о порядке объявления аварийной обстановки, оперативной передачи информации и организации экстренной помощи атомным станциям в случае радиационно опасных ситуаций Госатомнадзор России, МВД России, Минздрав России
19. Типовое содержание плана мероприятий по защите персонала в случае аварии на атомной станции Госатомнадзор России
20. Учет внешних воздействий природного и техногенного происхождения на ядернои радиационно опасные объекты Госатомнадзор России
II. Федеральные нормы и правила по радиационной безопасности (санитарно - гигиенические аспекты)
21. Нормы радиационной безопасности Минздрав России
22. Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения Минздрав России
23. Критерии для принятия решения о мерах защиты населения в случае аварии ядерного реактора Минздрав России
24. Санитарные правила обращения с радиоактивными отходами Минздрав России
25. Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций Минздрав России
26. Санитарные требования к проектированию и эксплуатации систем централизованного теплоснабжения Минздрав России
27. Правила радиационной безопасности при эксплуатации атомных станций Минздрав России
28. Санитарные правила проектирования и эксплуатации ядерных реакторов исследовательского назначения Минздрав России
29. Санитарные правила проектирования и эксплуатации критических стендов Минздрав России
30. Санитарные правила размещения и эксплуатации ускорителей протонов с энергией более 100 МЭВ Минздрав России
31. Санитарные правила размещения и эксплуатации ускорителей электронов с энергией до 100 МЭВ Минздрав России
32. Санитарные правила устройства и эксплуатации радиационных контуров при ядерных реакторах Минздрав России
33. Санитарные правила устройства и эксплуатации мощных изотопных бета-установок Минздрав России
34. Санитарные правила устройства и эксплуатации мощных изотопных гамма-установок Минздрав России
35. Основные правила безопасности и физической защиты при перевозке ядерных материалов Минздрав России
36. Правила безопасности при транспортировании радиоактивных веществ Минздрав России
37. Правила обеспечения радиационной безопасности при транспортировании отработавшего ядерного топлива от атомных станций железнодорожным транспортом Минздрав России
38. Правила проектирования региональных могильников радиоактивных отходов Минздрав России
39. Радиационно - гигиенические требования к атомным судам Минздрав России
40. Специальные санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации судов атомно - технологического обслуживания Минздрав России
41. Санитарные правила эксплуатации урановых рудников Минздрав России
42. Санитарные правила ликвидации, консервации и перепрофилирования предприятий по добыче и переработке радиоактивных руд Минздрав России
43. Санитарные правила по устройству и эксплуатации хвостохранилищ гидрометаллургических заводов и обогатительных фабрик, перерабатывающих руды и концентраты, содержащие радиоактивные и высокотоксичные вещества Минздрав России
44. Санитарные правила проектирования предприятий и установок атомной промышленности Минздрав России
III. Федеральные нормы и правила по пожарной безопасности
45. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации Главное управление Государственной противопожарной службы МВД России
46. Пожарная охрана предприятий. Общие требования Главное управление Государственной противопожарной службы МВД России