Постановление Правительства РФ от 16.01.95 N 43

"О федеральной целевой программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
Редакция от 16.01.1995 — Действует

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 1995 г. N 43

О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ"

В целях предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить прилагаемую федеральную целевую программу "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях", представленную Министерством экономики Российской Федерации.

2. Утвердить государственными заказчиками федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство образования Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию.

3. Министерству финансов Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации при формировании проекта федерального бюджета предусматривать выделение средств на финансирование федеральной целевой программы "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях".

Председатель Правительства
Российской Федерации В.Черномырдин
 
 
Одобрена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 16 января 1995 года
N 43
 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ"

Федеральная целевая программа "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1992 г. N 105 "О плане основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на 1992 год".

Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) создана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 1992 года N 261.

В результате чрезмерной концентрации промышленности в отдельных регионах, усложнения технологических процессов, использования значительного числа взрыво-, пожаро-, радиационно- и химически опасных веществ и износа оборудования наблюдается рост количества аварий и катастроф, увеличивается число человеческих жертв, возрастает материальный ущерб от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Велики социально-экономические последствия природных чрезвычайных ситуаций.

Опыт ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий показывает необходимость повышения оперативности управления процессами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На качественно новый уровень необходимо поднять готовность населения и специалистов РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях. Требует дальнейшего развития и освещения современными техническими средствами силы РСЧС. Постоянную опасность представляют собой аварии и катастрофы на химически опасных объектах, так как их высокая концентрация в городах и отдельных регионах делает население особо уязвимым при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Кардинальное решение проблемы защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера и уменьшение их социально-экономических и экологических последствий возможно только с осуществлением комплекса мероприятий по предупреждению и обеспечению готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях.

1. Технико-экономическое обоснование

Программа направлена на повышение эффективности мероприятий по защите населения, предупреждению и обеспечению готовности к действиям при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

Программой предусматривается осуществить на местном, региональном и федеральном уровнях управления РСЧС комплекс мер по предупреждению и подготовке к действиям в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера.

Программа состоит из следующих подпрограмм:

создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (АИУС РСЧС);

обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;

оснащение техническими средствами сил РСЧС;

безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе.

Создание АИУС РСЧС направлено на расширение возможности системы управления РСЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, выработку оптимальных решений на всех уровнях управления РСЧС, а также повышение готовности систем связи и оповещения, сил и средств РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает создание новой государственной системы подготовки специалистов и населения, основанной на применении новых учебных программ и методик обучения, компьютерных средств, интенсивных методов обучения.

Оснащение техническими средствами сил РСЧС предусматривает разработку и поставку аварийно-спасательным формированиям министерств, ведомств и организаций Российской Федерации современных образцов специальной техники и снаряжения для производства аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Разработка мер безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ, предусматривает проведение оценки технического состояния наиболее опасных объектов и выполнение мероприятий по повышению их химической безопасности, а также создание системы анализа, оценки и управления риском химической опасности.

Реализация мероприятий Программы, по оценке экспертов, позволит почти в 2 раза сократить человеческие жертвы и до 40 процентов снизить ущерб от аварий, катастроф и стихийных бедствий. При этом планируемые затраты на реализацию Программы составят не более 5 - 7 процентов от ущерба, возможного в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

2. Этапы выполнения Программы

В рамках Программы предусматривается осуществить в 1993 - 1997 годах комплекс мероприятий, направленных на создание и дальнейшее развитие РСЧС (приложение N 1).

Программа выполняется в два этапа.

Первый этап - 1993 - 1995 годы.

Подпрограмма "Создание АИУС РСЧС" предусматривает создание и введение в опытную эксплуатацию основных звеньев автоматизированной информационно-управляющей системы для решения первоочередных задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" включает в себя следующие мероприятия:

разработку учебных программ и нормативно-методических документов для организации подготовки специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;

разработку учебных программ "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности" и организацию обучения;

обновление учебно-материальной базы учебно-методических центров.

Подпрограмма "Оснащение техническими средствами сил РСЧС" предусматривает:

проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию семейства специализированных поисково-спасательных автомобилей высокой проходимости, приборов поисков пострадавших в завалах, универсального аварийно-спасательного инструмента, средств индивидуальной защиты спасателей;

подготовку и освоение серийного производства аварийно-спасательного инструмента, специальных транспортных средств, эластомерных силовых конструкций;

оснащение техническими средствами и снаряжением подразделений гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований МЧС России.

Второй этап - 1995 - 1997 годы.

Подпрограмма "Создание АИУС РСЧС" предусматривает:

создание местных звеньев АИУС РСЧС и организацию их информационного взаимодействия с региональным и федеральным уровнями управления РСЧС;

завершение работ по сопряжению АИУС РСЧС с автоматизированными системами функциональных и ведомственных подсистем РСЧС;

внедрение видеоинформационного обеспечения и современных средств связи.

Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" включает в себя:

внедрение в полном объеме в процесс обучения учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений среднего и высшего профессионального образования программ обучения по специальностям "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности"

подготовку специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций;

проведение информационной и пропагандистской работы с населением по защите от чрезвычайных ситуаций (создание кинофильмов, специальных теле- и радиопрограмм, издание литературы);

завершение работ по совершенствованию учебно-материальной базы учебно-методических центров в регионах и в Академии гражданской защиты МЧС России.

Подпрограмма "Оснащение техническими средствами сил РСЧС" предусматривает:

создание многоцелевых авиационных комплексов аварийно-спасательных средств, машин разведки, мобильных робототехнических комплексов;

создание учебно-испытательного центра МЧС России;

оснащение техническими средствами и снаряжением подразделений гражданской обороны и аварийно-спасательных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации.

Подпрограмма "Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе" включает в себя:

создание системы обеспечения химической безопасности населения и территорий на региональном уровне РСЧС;

разработку проектов законов, государственных стандартов и других нормативных документов, устанавливающих требования к различным сферам и направлениям обеспечения химической безопасности;

реализацию мероприятий по снижению уровня химической опасности в отдельных видах производств;

совершенствование систем контроля и управления химической опасностью;

разработку средств контроля и индикации различных видов химически опасных веществ и организацию их серийного производства;

разработку средств защиты от химически опасных веществ и организацию их серийного производства.

3. Механизм реализации и конечные результаты программы

Реализация мероприятий Программы осуществляется министерствами, ведомствами и организациями Российской Федерации - исполнителями Программы по согласованию с МЧС России планам, а по подпрограмме "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций" работа организуется на основе совместных приказов МЧС России, Минобразования России и Госкомвуза России.

МЧС России, исходя из средств, выделяемых на каждый финансовый год, утверждает по каждой подпрограмме планы реализации мероприятий с указанием количественных показателей и финансовых затрат.

Выполнение мероприятий Программы ведется на основе договоров с исполнителями.

Организация выполнения мероприятий Программы на территориальном уровне управления РСЧС обеспечивается на основе актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, начальников гражданской обороны предприятий, учреждений и организаций. Контроль за ходом выполнения мероприятий на территориальном уровне РСЧС возлагается на региональные центры МЧС России и местные органы управления РСЧС.

Финансирование мероприятий Программы осуществляется с учетом инфляционных процессов за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (приложение N 2).

Конечными результатами Программы являются:

создание АИУС РСЧС на федеральном, региональном и местном уровнях управления РСЧС и ее сопряжение с функциональными и ведомственными подсистемами РСЧС;

создание системы обучения в общеобразовательных учреждениях и учреждениях среднего и высшего профессионального образования по программам "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности"

подготовка населения, руководящего и командно-начальствующего состава сил РСЧС, специалистов аварийно-спасательных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации к действиям в чрезвычайных ситуациях;

освоение производства современных технических средств для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

разработка и оснащение сил РСЧС комплексами авиационных средств экстренного реагирования, специальными аварийно-спасательной техникой и транспортными средствами, приборами разведки и контроля, механизированным аварийно-спасательным инструментом, средствами защиты и оказания помощи пострадавшим;

создание системы обеспечения химической безопасности населения и территорий;

разработка нормативных документов, регламентирующих вопросы обеспечения безопасности населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ;

совершенствование системы контроля и управления химической опасностью;

разработка и производство средств защиты от химически опасных веществ.

Приложение N 1
к федеральной целевой программе
"Создание и развитие Российской системы
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"

МЕРОПРИЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ"СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ"

1. Подпрограмма "Создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"

млн.рублей (в ценах января 1994 г.)
Наименование мероприятий Финансирование за счет федерального бюджета - всего В том числе
1993 год 1994 год 1995 год 1996 год 1997 год
1 2 3 4 5 6 7
Создание АИУС на федеральном уровне управления РСЧС (центр управления, главный и запасной вычислительные центры, основной и запасной пункты управления МЧС России, абонентские пункты штабов управления силами РСЧС центрального подчинения) 6272 200 1002 2030 2180 860
Создание АИУС на региональном уровне управления РСЧС (9 региональных информационно-управляющих центров, абонентские пункты управления силами РСЧС регионального подчинения, 9 мобильных информационно-управляющих центров) 12400 30 980 1610 4610 5170
Создание АИУС на местном уровне управления РСЧС информационно-управляющие центры комиссий по чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, абонентские пункты штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления) 170 20920* 30 140 6100* 7700* 7120*
Создание опытной зоны АИУС РСЧС на базе Северо-Западного региона 531 122 409      
Сопряжение АИУС РСЧС с функциональными и ведомственными подсистемами РСЧС и необходимое развитие этих подсистем 3078 60 40 1400 1476 102
Разработка специального программного и информационного обеспечения АИУС РСЧС 2199 70 329 400 700 700

2. Подпрограмма "Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций"

МЧС России
 

Совершенствование учебно-материальной базы Академии гражданской защиты МЧС России 8296 105 1038 2313 2560 2280
Разработка и внедрение в процесс обучения учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений среднего и высшего профессионального образования программ обучения "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности" 112 29 13 70    
Создание и развитие на базе Тульского объединенного учебно-методического центра постоянно действующего детско-юношеского городка "Остров безопасности" 923   123 400 200 200
Развитие и совершенствование учебно-методических центров по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям 13116   3276 2400 4075 3365
Создание тренажера для подготовки руководящего, командно-начальствующего состава и сил РСЧС и освоение его опытного производства 104 4 100      
Оснащение учебных центров ведомственных подсистем РСЧС автоматизированными обучающими системами на базе видеокомпьютерной техники и специального программного обеспечения 4037   895 3142    
Разработка нормативно-методических документов по организации подготовки специалистов органов управления РСЧС, сил ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения 54 52 2      
Организация и проведение работ по пропаганде и информированию населения о чрезвычайных ситуациях (создание и тиражирование кино- и телефильмов, радиопрограмм, издание литературы) 1898 49 454 465 465 465
Обучение населения, не занятого в сфере производства и обслуживания (16,5 млн.человек) 21600*   5400* 5400* 5400* 5400*
Организация и проведение подготовки руководящего и командно-начальствующего состава и сил РСЧС (950 тыс. человек) 64000*   16000* 16000* 16000* 16000*
Подготовка специалистов аварийно-спасательных формирований министерств, ведомств и организаций Российской Федерации (58 тыс. человек) 132400   34600 32600 32600 32600
Подготовка специалистов для территориальных органов управления МЧС России, других министерств и ведомств Российской Федерации 6000     2000 2000 2000

Минобразование России

Организация и проведение обучения учащейся молодежи 38920   9580 9780 9780 9780
368438*   86438* 94000* 94000* 94000*
Переподготовка преподавателей в институтах усовершенствования учителей и повышения квалификации работников образования 316*   76* 80* 80* 80*
Подготовка преподавателей на факультетах повышения квалификации при педагогических вузах и на базе Тульского объединенного учебно-методического центра 490   100 130 130 130
Разработка и издание учебно-методических пособий и программ обучения студентов педагогических вузов и слушателей факультетов повышения квалификации при педагогических вузах 5901   1475 1476 1475 1475

Госкомвуз России

Организация подготовки специалистов по программе "Безопасность жизнедеятельности" (1000 человек в год) 114560   28640 28640 28640 28640
Переподготовка и повышение квалификации преподавателей по программе "Безопасность жизнедеятельности" (200 человек в год) 1040   260 260 260 260

Подпрограмма ''Оснащение техническими средствами сил РСЧС"

Опытно-конструкторские работы по созданию новой аварийно-спасательной техники 75280 410 14870 20000 20000 20000
в том числе:            
многоцелевого комплекса авиационных средств 38760   2000 11500 13000 12260
учебно-испытательного центра МЧС России 5270 60 3010 600 600 1000
комплексов аварийно-спасательной техники 16640 120 4150 4590 3600 4180
специального механизированного аварийно-спасательного инструмента и средств инженерной техники 8560 90 4150 1810 1350 1160
средств индивидуальной защиты 3000 120 1180 500 500 700
разработка приборов поиска и контроля 3050 20 380 1000 950 700
Подготовка производства технических средств для оснащения сил РСЧС 2300 1210   1090    
в том числе:            
специальных автомобилей 310 310        
комплектов гидравлического инструмента 460 460        
комплектов электроинструмента 270 270        
приборов поиска и комплекта специального спасательного снаряжения 70 70        
дизель-электрических агрегатов 280 100   180    
комплектов эластомерных силовых конструкций 350     350    
комплектов механизированного инструмента 560     560    
Закупка технических средств для оснащения сил РСЧС 527110 890 40250 161220 16225 162250
в том числе:            
специальной аварийно-спасательной техники 201960   10710 41250 75000 75000
комплекса авиационных средств экстренного реагирования 13800   7680 6120    
специальных транспортных средств, оснащенных оборудованием для проведения аварийно-спасательных работ 69900 100 4700 44100 9000 12000
приборов поиска, разведки и контроля 64630 20 1610 15750 25750 21500
специального механизированного аварийно-спасательного инструмента 78390 360 6030 24000 24000 24000
средств индивидуальной защиты и оказания помощи пострадавшим 47090 360 1730 13500 15000 16500
медицинских средств и оборудования 7500 10 290 2400 2400 2400
вспомогательного оборудования и дополнительного имущества, в том числе мобильных быстровозводимых модулей 37930 40 4590 11100 11100 11100
перспективных аварийно-спасательных и других технических средств для оснащения учебно-испытательного центра МЧС России 5910   2910 3000    

* Финансирование производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов

4. Подпрограмма "Безопасность населения при чрезвычайных
ситуациях, связанных с хранением, производством, применением,
транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий
на их основе (Химическая безопасность)"

млн.рублей (в ценах января 1994 г.)
Наименование мероприятий Финансирование за счет федерального бюджета/за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - всего В том числе
1995 год 1996 год 1997 год
1 2 3 4 5
Создание системы органов обеспечения химической безопасности при возникновении чрезвычайных ситуаций и для их предупреждения 4818/3692 1854/1664 2288/1664 676/364
Правовое и нормативно-техническое обеспечение химической безопасности при чрезвычайных ситуациях 2953 1355 1136 462
Совершенствование системы надзора и контроля над химической опасностью 481/260 224/- 195/130 62/130
Мероприятия по снижению уровня химической опасности при хранении, производстве, применении, транспортировке и утилизации химически опасных веществ и материалов 7334/3796 2649/572 2857/910 1828/2314
Разработка информационных и технических систем и средств, обеспечивающих химическую безопасность 15087 6003 5582 3502
Мероприятия по предупреждению, защите населения и повышению готовности сил к действиям в чрезвычайных ситуациях 6929/6916 1126/78 4243/3718 1560/3120
Международное сотрудничество в области обеспечения химической безопасности 540 286 231 23

Приложение N 2
к федеральной целевой программе
"Создание и развитие Российской системы
предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях"
 

ОБЪЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОДПРОГРАММ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ"

млн.рублей (в ценах января 1994 г.)
Наименование мероприятий Финансирование за счет федерального бюджета / за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - всего В том числе
1993 год 1994 год 1995 год 1996 год 1997 год
1 2 3 4 5 6 7
Создание автоматизированной информационно-управляющей системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях 24,65 /20,92 0,51/- 2,9/- 5,44/6.1 8,97\7,7 6,83\7,12
Обучение населения, подготовка специалистов органов управления РСЧС и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций 327,85\454,35 0,24\- 80.55\107,91 83,68\115,48 82,18\115,48 81,2\-
Оснащение техническими средствами сил РСЧС 604,69 2,51 55,12 182,31 182,25 182,5
Безопасность населения при чрезвычайных ситуациях, связанных с хранением, производством, применением, транспортированием и утилизацией химически опасных веществ и изделий на их основе (Химическая безопасность) 38,14\14,66     13,5\2,31 16,53\6,42 8,11\5,93
Всего по программе "Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях на 1993 - - 1997 годы" 995,33\488,93 3,26\ 138,57\107,91 284,93\123,89 289,93\129,6 278,64\128,53