Федеральный закон от 08.01.98 N 10-ФЗ

"О государственном регулировании развития авиации"
Редакция от 08.01.1998 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

8 января 1998 года N 10-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ

Принят
Государственной Думой
10 декабря 1997 года

Одобрен
Советом Федерации
24 декабря 1997 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственного регулирования развития авиации в Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

государственное регулирование развития авиации - система экономического и правового регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной техники;

авиация - государственная авиация, гражданская авиация, экспериментальная авиация, авиационная промышленность, авиационная инфраструктура и единая система организации воздушного движения;

авиационная деятельность - организационная, производственная, научная и иная деятельность физических и юридических лиц, направленная на поддержку и развитие авиации, удовлетворение нужд экономики и населения в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах, в том числе на создание и использование аэродромной сети и аэропортов, и решение других задач;

авиационная промышленность - отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники;

авиационная инфраструктура - аэродромы, аэропорты, объекты единой системы организации воздушного движения, центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности, объекты хранения авиационной техники, центры и оборудование для подготовки летного состава, другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника;

авиационная организация, включая авиационное предприятие, - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, основной целью деятельности которого являются разработка, производство, испытания, эксплуатация, ремонт и (или) утилизация авиационной техники;

авиационная техника - летательные аппараты, их бортовое оборудование и агрегаты, двигатели, авиационное вооружение, авиационные средства спасания, тренажеры, наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также средства наземного обслуживания летательных аппаратов;

авиационная техника двойного назначения - авиационная техника, которая используется как в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, так и в интересах обороны и безопасности Российской Федерации;

летательные аппараты - самолеты, вертолеты, авиационные, авиационно-космические ракеты, аэростаты, дирижабли, планеры, автожиры, дельтапланы и другие летательные аппараты. Летательные аппараты могут быть военными, гражданскими и экспериментальными.

Статья 2. Цели государственного регулирования развития авиации

Целями государственного регулирования развития авиации являются:

содействие экономическому развитию Российской Федерации;

укрепление обороны и обеспечение безопасности Российской Федерации;

развитие и расширение международного сотрудничества Российской Федерации в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей;

поддержка и развитие научно-технического потенциала авиации;

удовлетворение нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, авиационных работах и услугах и защита их прав на безопасные, качественные и экономичные воздушные перевозки и авиационные работы и услуги;

совершенствование и модернизация авиационной техники и обеспечение ее конкурентоспособности;

обеспечение строительства аэродромов и аэропортов, отвечающих международным стандартам;

создание рынка авиационных работ и услуг;

создание системы лизинга российской гражданской авиационной техники как основы обновления парка летательных аппаратов, создание выгодных экономических условий российским и иностранным юридическим лицам, а также физическим лицам для вложения средств в приобретение указанной авиационной техники;

создание новых рабочих мест.

Статья 3. Основные принципы развития авиации

Основными принципами развития авиации являются:

приоритет развития экономики, укрепления обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации;

программно-целевой подход к развитию государственной, гражданской и экспериментальной авиации, разработке, созданию и производству авиационной техники;

государственный контроль за развитием авиации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

равноправное и взаимовыгодное международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации.

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ

Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации в области развития авиации

Правительство Российской Федерации в целях обеспечения проведения единой государственной политики в области развития авиации:

разрабатывает федеральные целевые программы развития авиации;

реализует меры по развитию авиации в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, реализации внешней и внутренней политики Российской Федерации;

координирует международное сотрудничество Российской Федерации в области развития авиации и осуществляет контроль за разработкой и реализацией международных авиационных проектов с участием Российской Федерации;

осуществляет иные полномочия в области развития авиации, возложенные на него федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Статья 5. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области развития авиации

1. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области развития авиации определяются и реализуются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти:

участвуют в реализации государственной политики в области развития авиации в пределах своих полномочий;

разрабатывают предложения о проведении единой государственной политики в области развития авиации;

осуществляют в пределах своих полномочий координацию разработки, производства и испытаний авиационной техники, создания новых авиационных технологий, а также взаимодействие в области развития авиации;

осуществляют управление развитием авиации в интересах обороны и безопасности Российской Федерации, организуют выполнение работ по созданию авиационной техники;

организуют выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию авиационной техники;

организуют создание и развитие экспериментальной базы авиационной промышленности;

обеспечивают в пределах своих полномочий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти реализацию международных договоров Российской Федерации, международных авиационных проектов и программ развития авиации, авиационной техники и авиационной инфраструктуры;

организуют сертификацию авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, и объектов авиационной инфраструктуры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обеспечивают в установленном порядке лицензирование деятельности в области авиации;

обеспечивают государственный контроль за выполнением правил эксплуатации летательных аппаратов;

участвуют в формировании рынка воздушных перевозок и авиационных работ и услуг;

осуществляют другие полномочия, установленные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 6. Эксплуатация авиационной техники

1. Эксплуатация авиационной техники осуществляется при условии государственной регистрации такой техники и прав на нее в установленном порядке.

2. Авиационная техника, снятая с эксплуатации, подлежит утилизации или может быть реализована образовательным, научным учреждениям, учреждениям культуры и организациям в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 7. Сертификация и лицензирование в области развития авиации

1. Юридические лица осуществляют разработку, производство и испытания авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения, при наличии соответствующих лицензий, сертификатов и при условии выполнения требований сохранять государственную, служебную и коммерческую тайны в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Обеспечение надежности эксплуатируемой авиационной техники возлагается на ее разработчиков, производителей и эксплуатантов.

Статья 8. Обеспечение безопасности при разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники

1. Контроль за обеспечением безопасности при разработке, производстве, испытаниях, эксплуатации, ремонте и утилизации авиационной техники возлагается на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

2. Безопасность при проведении испытаний и эксплуатации авиационной техники обеспечивается ее разработчиками, эксплуатантами и соответствующими службами аэродромов и аэропортов.

ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ АВИАЦИИ

Статья 9. Государственная поддержка развития авиации

Государственная поддержка развития авиации осуществляется путем:

проведения бюджетной политики, обеспечивающей развитие авиации;

предоставления в установленном законом порядке налоговых и иных льгот российским и иностранным инвесторам, принимающим участие в финансировании фундаментальных и прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

предоставления в установленном законом порядке налоговых льгот российским авиационным организациям, приобретающим и эксплуатирующим российскую авиационную технику, в том числе на лизинговой основе;

защиты интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации, осуществляющих деятельность в области развития авиации, в международных организациях;

информационного и правового обеспечения развития авиации.

Статья 10. Основы финансирования развития авиации

1. Финансирование развития авиации осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на федеральные целевые программы в целях обеспечения государственных нужд (разработки, производства, испытаний, эксплуатации, ремонта и утилизации авиационной техники) в порядке, установленном законодательством.

2. Государственные заказчики и исполнители авиационных работ и услуг вправе привлекать внебюджетные источники финансирования, в том числе собственные средства.

Статья 11. Приватизация в области авиации

Приватизация государственного и муниципального имущества, включая организации, обеспечивающие разработку, производство, испытания, эксплуатацию, ремонт и утилизацию авиационной техники, соответствующего имущества и объектов авиационной инфраструктуры осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации.

Статья 12. Создание авиационной организации

Создание на территории Российской Федерации авиационной организации с участием иностранного капитала, осуществляющей деятельность по разработке, производству, испытаниям, ремонту и (или) утилизации авиационной техники, допускается при условиях, если доля участия иностранного капитала составляет менее чем двадцать пять процентов уставного капитала авиационной организации и ее руководитель и входящие в органы управления такой организации лица являются гражданами Российской Федерации.

Статья 13. Национализация в области развития авиации

Государство в целях обеспечения своих интересов в области развития авиации вправе на основании федерального закона национализировать (обратить в государственную собственность) имущество, находящееся в собственности физических и юридических лиц.

ГЛАВА IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

Статья 14. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

8 января 1998 года

N 10-ФЗ