АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 ноября 2015 г. N Ф08-8094/2015
Дело N А32-39537/2014
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 09 ноября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
при участии в судебном заседании от ответчика по первоначальному иску – общества с ограниченной ответственностью "Кубаньтрейдмет" (ОГРН 1082361000765, ИНН 2361000676) – Соловьева А.В. (доверенность от 26.10.2015), в отсутствие истца по первоначальному иску – общества с ограниченной ответственностью "Ейск-Порт-Виста" (ОГРН 1022301116320, ИНН 2306018390), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ейск-Порт-Виста" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2015 (судья Миргородская О.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 (судьи Ковалева Н.В., Баранова Ю.И., Пономарева И.В.) по делу N А32-39537/2014, установил следующее.
ООО "Ейск-Порт-Виста" обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Кубаньтрейдмет" о взыскании 601 083 рублей 60 копеек задолженности за перевалку груза – лома черных металлов и 32 067 рублей 81 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами (уточненные требования).
ООО "Кубаньтрейдмет" предъявило встречный иск о взыскании с ООО "Ейск-Порт-Виста" 14 502,40 доллара США – убытков за простой судна в ожидании погрузки.
Решением от 06.04.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.07.2015, по первоначальному иску с ответчика в пользу истца взыскано 601 083 рубля 60 копеек долга и 26 723 рубля 17 копеек процентов. Встречный иск удовлетворен в полном объеме. Произведен зачет взысканных сумм. Удовлетворяя встречные требования и отклоняя возражения ООО "Ейск-Порт-Виста", суды исходили из того, что погрузка судна осуществлена с превышением допустимого (сталийного) времени. При расчете суммы неустойки, уплаченной своему контрагенту (покупателю лома) обществом "Кубаньтрейдмет" и являющейся для него убытками, из сверхсталийного времени исключено время действия неблагоприятных погодных условий, препятствовавших подходу судна к причалам порта и освобождающих исполнителя согласно пункту 4.12 договора от ответственности за простой судна. Также из указанного времени исключены выходные дни.
В кассационной жалобе ООО "Ейск-Порт-Виста" просит отменить судебные акты в части взыскания с него убытков по встречному иску и отказать в его удовлетворении. По мнению заявителя, ООО "Кубаньтрейдмет" и судебные инстанции неверно определили сталийное время – 8,63 дня за период с 22 по 30 марта 2014 года и взыскали убытки за 3,63 дня превышения разрешенного времени погрузки (5 дней), не учитывая, что в указанный период 22, 23, 29 и 30 марта являлись выходными днями. Период с 14.03.2014 (день подхода судна к порту Ейска) по 22.03.2014 должен исключаться из расчетного времени, т. к. в этот период судно "Доротея" находилось на внешнем рейде из-за сильного ветра, при котором все маневры судов в порту запрещены.
ООО "Кубаньтрейдмет" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить судебные акты без изменения.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов проверяется судом кассационной инстанции в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, то есть только в части удовлетворения встречного иска.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ООО "Кубаньтрейдмет", Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, ООО "Кубаньтрейдмет" (продавец) и компания Norbrook Productions Limited (покупатель) заключили контракт от 11.03.2014 N 3-2014, предметом которого являлась купля-продажа стального лома. Контрактом предусмотрено, что время погрузки с 17-00 пятницы до 08-00 понедельника и в национальные праздничные дни с обеих сторон в разрешенном времени погрузки не учитывается, даже если используется для погрузочных работ. Отсчет времени прекращается в любом случае при остановке погрузки вследствие штормового ветра не менее 15 м/с, обледенения территории и погрузочной техники, тумана, дождя, снегопада. Капитан судна или его агент направляют продавцу письменный нотис о готовности судна к погрузке с 09-00 до 17-00 с понедельника по пятницу. Сталия считается с 08-00 на следующий рабочий день после принятия должным образом нотиса о готовности судна.
Договор от 19.06.2013 N 13-14/01 об оказании услуг по перевалке металлолома составлен ООО "Кубаньтрейдмет" (заказчик) и ООО "Ейск-Порт-Виста" (исполнитель) с учетом особенности взаимоотношений заказчика с иностранными покупателями. В связи с этим договор предусматривает, в частности, предварительное направление исполнителю нотиса на судно, планируемое под погрузку; освобождение исполнителя от ответственности за простой судна, вызванный погодными условиями (пункт 4.12); ответственность исполнителя перед заказчиком за простой судов по вине исполнителя в размере понесенных заказчиком затрат (пункт 4.19); производство погрузочных работ только в рабочие погожие дни с исключением выходных и праздничных дней из расчета сталийного времени, даже если в такие дни осуществляется погрузка (пункт 7.1).
К спорным отношениям применимы статьи 129 – 132 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 (далее – КТМ РФ), которыми предусмотрено следующее.
При перевозке груза по чартеру перевозчик обязан в письменной форме уведомить фрахтователя или отправителя, если он указан фрахтователем, о том, что судно готово или будет готово в определенное время к погрузке груза. Такое уведомление может быть подано только в случае, если судно находится в порту погрузки или в обычном для данного порта месте ожидания. День и час подачи указанного уведомления определяются соглашением сторон, при отсутствии соглашения – обычаями данного порта (статья 129 КТМ РФ).
Срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой груза без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, при отсутствии такого соглашения сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах начиная со следующего дня после подачи уведомления о готовности судна к погрузке груза. В сталийное время не включается время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от перевозчика, либо вследствие непреодолимой силы или гидрометеорологических условий, создающих угрозу сохранности груза или препятствующих его безопасной погрузке. Время, в течение которого погрузка груза не проводилась по причинам, зависящим от фрахтователя, включается в сталийное время. В случае если погрузка груза началась до начала течения сталийного времени, фактически затраченное на погрузку груза время засчитывается в сталийное время (статья 130 КТМ РФ).
По окончании сталийного времени соглашением сторон может быть установлено дополнительное время ожидания (контрсталийное время). При отсутствии соглашения сторон продолжительность контрсталийного времени определяется сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Контрсталийное время исчисляется в календарных днях, часах и минутах с момента окончания сталийного времени. В контрсталийное время включаются воскресные и официально установленные праздничные дни, объявленное нерабочим в порту время, а также перерывы в погрузке груза, вызванные непреодолимой силой или гидрометеорологическими условиями, создающими угрозу сохранности груза либо препятствующими его безопасной погрузке. Время, в течение которого погрузка груза не проводилась по зависящим от перевозчика причинам, не включается в контрсталийное время (статья 131 КТМ РФ).
Размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, при отсутствии соглашения согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. В случае отсутствия таких ставок размер платы за простой судна определяется расходами на содержание судна и его экипажа (статья 132 КТМ РФ).
В данном случае нотис о готовности судна "Доротея" к погрузке был подан капитаном судна 14.03.2014 в 09 часов 20 минут (т. 1, л. д. 83 – 84). Получение нотиса обществом "Ейск-Порт-Виста", обязавшимся осуществить погрузку, не оспаривается и подтверждено его подписью и печатью.
Согласно отчету портового агента и капитана судна о погрузке (т. 1, л. д. 86) погрузка началась только 22.03.2014 в 14 часов 45 минут и завершилась 30.03.2014 в 06-00. В отчете указано, что с 14-го по 21 марта 2014 года судно находилось на внешнем рейде порта Ейск из-за сильного ветра (от 15 до 20 м/с), а также отмечены часы каждых суток, в которые вследствие сильного ветра запрещалось маневрирование судов в порту. Маневрирование судна "Доротея" и его швартовка к причалу N 8 буксиром общества "Ейск-Порт-Виста" произведены с 09-30 до 10-45 22.03.2014, т. е. за 1 час 15 минут.
Вместе с тем, как из названного отчета, так и из дополнительно запрошенных апелляционным судом от капитана морского порта Ейск сведений следует, что запрет на маневрирование из-за погодных условий действовал с 14-го по 21 марта 2014 года не непрерывно. Возможность перевода судна с рейда к причалу имелась, например, с 06-15 до 11-20 15.03.2014; с 15-30 16.03.2014 до 05.40 17.03.2014 (письмо капитана порта от 04.03.2015, т. 1, л. д. 173). Соответственно, судебные инстанции правомерно указали, что у ответчика по встречному иску имелось достаточно рабочего времени, чтобы начать исполнение договорных обязательств по погрузке до 22.03.2014.
Согласно маршруту судна (т. 1, л. д. 88) с судовладельцем – компанией Доротея Шиппинг ЛТД – согласована ставка за простой судна в размере 4 тыс. долларов США. Сумма демереджа составила 14 502,40 доллара США за 3,63 дня превышения сталийного времени (3,63 * 4 тыс. долларов). Истец по встречному иску уплатил демередж в названной сумме (т. 1, л. д. 144), понеся убытки, которые судебные инстанции, руководствуясь статьями 15, 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, мотивированно признали состоящими в причинной связи с нарушением исполнителем обязательств по договору.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что с 22 по 30 марта 2014 года с учетом 4-х выходных дней сталийное время составило 5 дней, т. е. время перевалки металлолома не превышено.
Однако ООО "Кубаньтрейдмет" учло выходные дни данного периода, а ООО "Ейск-Порт-Виста" не обосновало возможность исключения при расчете демереджа всего периода с 14.03.2014 по 22.03.2014 и не опровергло выводы судебных инстанций, применивших пункт 4.19 договора об оказании услуг от 19.06.2013, предусматривающий ответственность исполнителя перед заказчиком за простой судов в размере понесенных заказчиком затрат.
При названных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 – 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.04.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2015 по делу N А32-39537/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.В. РОГАЛЬСКИЙ