Закон Московской области от 08.11.2001 N 171/2001-ОЗ

"Об отходах производства и потребления в Московской области"
Редакция от 24.07.2002 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

8 ноября 2001 г. N 171/2001-ОЗ

ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
решением
Московской областной Думы
от 17 октября 2001 года
N 15/148

(в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Настоящий Закон определяет правовую основу регулирования отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления в целях минимизации образования отходов, ресурсосбережения и использования отходов в хозяйственной деятельности, предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду на территории Московской области. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с выбросами веществ в атмосферу и со сбросами веществ в водные объекты, с отходами добычи и обогащения полезных ископаемых регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Отходы производства - остатки сырья, материалов, веществ, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, образовавшихся при производстве продукции, выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства; вновь образующиеся попутные вещества, не являющиеся целью производства и не находящие применения на данном предприятии (организации), в том числе сельскохозяйственные и биологические отходы.

Отходы потребления - изделия, материалы, продукты, утратившие потребительские свойства в результате физического или морального износа, в том числе бытовые и медицинские отходы, другие отходы, образующиеся в результате потребления, использования или эксплуатации продукции.

Отходы опасные - отходы, которые содержат вещества или компоненты, обладающие одним или несколькими опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью или другими опасными свойствами, установленными документально) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для здоровья человека и/или окружающей среды самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Отходы бытовые - различные виды отходов потребления, образующиеся у населения в быту.

Отходы пищевые - отходы производства и потребления - продукты питания, утратившие полностью или частично свои первоначальные потребительские свойства при переработке, хранении, транспортировке, употреблении.

Отходы биологические - отходы, образующиеся в результате медицинской и/или ветеринарной практики, научной деятельности и экспериментов с живыми организмами, биологическими тканями, гибели животных.

Отходы медицинские - материалы, вещества, изделия, утратившие частично или полностью свои первоначальные потребительские свойства в ходе осуществления медицинских манипуляций, проводимых над людьми или животными в медицинских или ветеринарных учреждениях.

Отходы сельскохозяйственные - отходы, образующиеся при производстве и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, а также попутная продукция, не находящие применения на данном производстве.

Жизненный цикл отходов - период времени от образования до ликвидации или использования отходов, в течение которого происходят определенные операции по обращению с этими отходами.

Вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов.

Норматив образования отходов - установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Вторичное сырье - отходы, которые могут повторно использоваться в хозяйственной деятельности в настоящее время или в ближайшей перспективе с учетом технических возможностей и экономической целесообразности.

Ресурсы вторичного сырья - количественное выражение объемов конкретных видов вторичного сырья.

Сортировка отходов - разделение отходов по определенным признакам в соответствии с системой классификации отходов (вторичного сырья).

Обращение с отходами - все виды деятельности, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.

Сбор отходов - удаление отходов из мест образования и накопление их в установленном (санкционированном) месте с целью последующего использования или захоронения.

Обезвреживание отходов - обработка отходов различными технологическими методами на специализированных установках с целью предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Размещение отходов - операции по хранению и захоронению отходов.

Хранение отходов - содержание в течение определенного времени отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего обезвреживания, использования или захоронения.

Захоронение отходов - изоляция отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение для размещения отходов.

Транспортирование отходов - перемещение отходов между местами или объектами их образования, размещения, обезвреживания, использования.

Лимит на размещение отходов - предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которое разрешается разместить определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории.

Паспорт отходов - документ, содержащий единый набор реквизитов, представляющий комплексные сведения о конкретном отходе, удостоверяющий принадлежность отхода к отходам соответствующего вида и класса опасности.

Государственный кадастр отходов - систематизированный свод данных по учету отходов.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление деятельности определенного вида в области обращения с отходами в течение установленного срока на определенных условиях.

Сертификация отходов - процедура установления соответствия состава и свойств отходов требованиям или сведениям, которые содержатся в паспортах отходов или иных нормативно - методических документах по отходам.

Идентификация отходов - процедура определения принадлежности конкретных отходов к определенному виду отходов на основе документов и/или контрольных испытаний, замеров и т.д.

Классификатор отходов - информационно - справочный документ целевого прикладного характера, в котором отходы распределяются в соответствии с установленными признаками по виду и классу опасности.

Производитель отходов - юридическое или физическое лицо, чья производственная или иная хозяйственная деятельность связана с образованием, изменением состава, свойств и состояния отходов.

Перевозчик отходов - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие транспортирование отходов в соответствии с лицензией.

Бесхозяйные отходы - отходы производства и потребления, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности.

Экологический паспорт предприятия - нормативно - технический документ, включающий данные по использованию предприятием ресурсов (природных, вторичных, других) и определению влияния его производства на окружающую среду. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Неиспользуемые отходы - отходы, свойства которых не позволяют их использовать. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Статья 2. Правовое регулирование в сфере обращения с отходами

1. Настоящий Закон основывается на Федеральных законах "Об охране окружающей среды", "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", "Об отходах производства и потребления", иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах Московской области. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

2. Настоящий Закон регулирует отношения при обращении с отходами производства и потребления (далее - отходами), устанавливает полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления Московской области, права и обязанности юридических лиц независимо от их организационно - правовых форм, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений. Определяет основные принципы, условия и требования по экологически безопасному ресурсосберегающему, экономически выгодному обращению с отходами на территории Московской области.

Положения, нормы и требования настоящего Закона не распространяются на остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, которые используются на самом предприятии, где они образуются.

Статья 3. Отходы как объект права собственности

Отходы являются объектами права собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава II. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ

Статья 4. Нормирование в области обращения с отходами

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов в производственных процессах и (или) при оказании услуг.

Разработка, утверждение нормативов образования отходов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В ранее установленные нормативы могут вноситься изменения в сторону их уменьшения с последующим утверждением в установленном порядке.

2. При нарушении нормативов образования отходов деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 5. Использование отходов в качестве вторичного сырья

1. Отходы производства и потребления подлежат использованию в качестве вторичного сырья или по иному назначению с учетом технической (технологической) возможности, экономической целесообразности, интересов территории в сырье и/или получаемой из отходов продукции, экологических условий территории.

2. Основой для создания системы взаимосвязанных организационных, научно - технических, социальных и экономических мероприятий для обеспечения уменьшения образования отходов, использования их в качестве вторичного сырья, ограничения или предотвращения влияния отходов на окружающую среду являются федеральные, межрегиональные, областные целевые программы и программы муниципальных образований по обращению с отходами. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели разрабатывают и утверждают в установленном порядке объектовые (локальные) обязательные для исполнения программы и планы обращения с отходами в составе проектов обоснования лимитов на размещение отходов.

4. Перевод отходов в категорию вторичного сырья осуществляется собственником (распорядителем) отходов в порядке, установленном Правительством Московской области.

Статья 6. Требования к размещению отходов

1. Выбор мест под строительство объектов по размещению отходов на территории Московской области планируется и осуществляется при наличии:

а) специальных (инженерно - геологических, экологических, социальных и других) исследований;

б) согласований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;

в) положительного заключения государственной экологической экспертизы;

г) решения Правительства Московской области по согласованию с органами местного самоуправления.

Разрешение на захоронение отходов выдается только при обосновании невозможности или нецелесообразности их использования.

2. Места, выделенные для размещения отходов, используются исключительно для размещения отходов, заявленных при оформлении разрешения.

3. Отдельному учету, раздельному (селективному) складированию и хранению подлежат отходы, которые: по своим компонентам (вещественному составу) и перспективности использования в качестве вторичного сырья могут быть переработаны по определенной технологии, подлежащей внедрению; по своим характеристикам соответствуют нормативным требованиям к техногенным (вторичным) месторождениям; по своим физико - химическим свойствам не могут храниться совместно или в непосредственной близости друг от друга.

4. Размещение отходов должно производиться способами, исключающими угрозу здоровью и жизни людей, ухудшение состояния окружающей среды, причинение другого ущерба, а также с соблюдением условий, обеспечивающих возможность использования отходов на месте или после передачи их другим потребителям. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

5. Каждый объект размещения отходов должен иметь экологический паспорт предприятия, в котором определены виды отходов, их происхождение, класс опасности, количественные и качественные показатели, рекомендации по безопасному обращению.

6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Запрещается развитие эксплуатируемых объектов по размещению отходов производства и потребления в местах с неблагоприятными инженерно - геологическими и гидрологическими условиями без разработки и реализации соответствующих технических мероприятий, обеспечивающих соблюдение установленных правил, требований, нормативов по размещению отходов.

8. Запрещается размещение отходов в лесопарковых, курортных, лечебно - оздоровительных, рекреационных зонах, в зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, в водоохранных зонах, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения, в районах развития геотектонических структур, на территориях залегания полезных ископаемых и производства горных работ, в других местах, не соответствующих правилам, требованиям и нормативам по обеспечению безопасности размещения отходов и где технически затруднено и экономически неэффективно выполнение соответствующих мероприятий, при отсутствии которых может возникнуть опасность для здоровья людей и состояния окружающей среды. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

9. Объекты и для размещения отходов должны быть обустроены и эксплуатироваться в соответствии с проектами, прошедшими государственную экологическую экспертизу, согласованными и утвержденными в установленном порядке. Прием объектов в эксплуатацию осуществляется комиссионно в установленном порядке.

10. Обработка отходов при их размещении должна выполняться в соответствии с требованиями санитарных и экологических нормативов, обеспечивая возможность безопасного использования или ликвидации отходов.

11. Собственник объекта размещения отходов или лицо, во владении или в пользовании которого находится объект размещения отходов, обязаны осуществлять как в период эксплуатации объекта, так и после завершения его эксплуатации экологический мониторинг (контроль состояния, прогноз изменения состояния, принятие мер по устранению допущенного отрицательного воздействия и его последствий) мест размещения отходов и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

12. Между природопользователем и исполнительным органом государственной власти Московской области или органом местного самоуправления муниципального образования Московской области заключается договор на комплексное природопользование на основе заключения государственной экологической экспертизы и разрешения на деятельность по размещению отходов.

Договор на комплексное природопользование должен содержать требования при размещении отходов, условия и порядок использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон, возмещение сторонами причиненного вреда, порядок разрешения споров.

13. При эксплуатации объектов размещения отходов должны осуществляться противопожарные и санитарно - противоэпидемиологические мероприятия и обеспечиваться безопасные условия труда в соответствии с санитарными правилами. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

14. В местах централизованного использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов производства и потребления должен осуществляться радиационный контроль.

В случае выявления превышения установленного санитарными правилами уровня радиационного фона отходы производства и потребления подлежат сбору, сортировке, транспортированию, обезвреживанию, использованию и захоронению в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Статья 7. Требования к обращению с отходами на территориях городских и иных поселений

1. Территории городских и иных поселений, в том числе места временного проживания и отдыха граждан (садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, дома отдыха, детские лагеря, кемпинги и др.), должны регулярно очищаться от отходов.

2. Для обеспечения ресурсосбережения и экологической безопасности Правительством Московской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области создается система сортировки, сбора и ликвидации отходов, предусматривающая:

а) возможность раздельного сбора организациями или индивидуальными предпринимателями с участием населения представляющих хозяйственный интерес компонентов отходов (металл, стекло, текстиль, макулатура, пластмасса, резина, пищевые отходы и т.д.);

б) организацию накопления, временного хранения и обезвреживания пригодных для использования отходов в установленных (санкционированных) местах;

в) регулярную очистку и вывоз с территорий населенных пунктов отходов, сваленных в неустановленных (несанкционированных) местах;

г) соблюдение установленных санитарных и экологических, ресурсосберегающих правил, требований и нормативов обращения с отходами;

д) проведение мероприятий, направленных на предотвращение образования несанкционированных свалок отходов;

е) контроль за соблюдением законодательства в сфере обращения с отходами.

3. Организация работ по очистке от отходов территорий городских и иных поселений, мест временного проживания и отдыха граждан возлагается на органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Контроль за соблюдением установленных правил и норм содержания территорий городских и иных поселений осуществляют органы местного самоуправления, органы государственной власти Московской области в соответствии со своей компетенцией, территориальные органы специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или их структурные подразделения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Образование и развитие городов и иных поселений, в том числе мест временного проживания граждан, без предварительного обеспечения необходимых условий для использования или удаления отходов производства и потребления запрещается.

Статья 8. Требования при обращении с опасными отходами

1. Опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду производителем отходов подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

2. Запрещается осуществление какой-либо производственной деятельности, сопровождающейся образованием опасных отходов, а также деятельности, связанной с обращением с опасными отходами, без разрешений, выдаваемых территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по обращению с опасными отходами, обязаны обеспечивать безопасность своих работников, населения и надежную защиту окружающей среды от опасного воздействия отходов. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

4. Опасные отходы подлежат удалению (захоронению и/или уничтожению) или обезвреживанию с соблюдением необходимых мер предосторожности.

Допускается временное хранение опасных отходов на территории организаций, где эти отходы образуются в результате производственной деятельности, при оформлении соответствующего разрешения, в котором устанавливаются сроки, условия и порядок хранения опасных отходов.

5. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе которой образуются опасные отходы, может быть ограничена, приостановлена или запрещена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в случаях выявления нарушений установленных требований, норм и правил по обращению с опасными отходами или при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для здоровья человека и окружающей среды обращение с опасными отходами. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

6. Запрещается ввод в эксплуатацию предприятий, а также зданий, строений, сооружений, установок и иных объектов, если в процессе их эксплуатации образуются опасные отходы, которые не могут быть использованы, обезврежены или размещены экологически безопасными способами.

7. Запрещается использовать продукцию, если в процессе ее использования образуются опасные отходы, которые не могут быть использованы, обезврежены или размещены экологически безопасными способами.

8. Вывоз опасных отходов с территории Московской области с целью их использования, обезвреживания, размещения или ликвидации осуществляется при наличии следующих документов:

а) подтверждения уполномоченного центрального исполнительного органа государственной власти Московской области об отсутствии в Московской области технической возможности использования, обезвреживания, размещения или ликвидации этих отходов экологически безопасными и эффективными способами;

б) подтверждения организации, расположенной на территории другого субъекта Российской Федерации, о согласии принять опасные отходы и о возможности осуществить использование или захоронение отходов экологически безопасным способом;

в) разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами на транспортировку опасных отходов.

9. Ввоз опасных отходов с территорий иных субъектов Российской Федерации на территорию Московской области с целью их использования, обезвреживания, размещения или ликвидации запрещается без специального разрешении представительного и исполнительного органов государственной власти Московской области и территориальных органов специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль в области обращения с отходами.

При этом ввоз опасных отходов допускается при наличии следующих документов:

а) подтверждения организаций, расположенных на территории Московской области, о согласии принять данные опасные отходы, возможности их использования, обезвреживания, размещения или ликвидации экологически безопасными способами и о принятии на себя ответственности за неблагоприятные последствия обращения с данными отходами;

б) разрешения на транспортирование опасных отходов, в котором указываются маршрут, условия и требования по их безопасному перемещению.

10. Транзитные перемещения отходов по территории Московской области осуществляются в соответствии с требованиями к транспортированию отходов.

Статья 9. Требования к транспортированию отходов

1. Транспортирование отходов производится только специально оборудованными транспортными средствами, обеспечивающими предотвращение потерь отходов (россыпи, пролива и др.), при наличии паспорта отходов и документации для транспортирования отходов с указанием количества отходов, цели и места транспортирования.

2. Порядок транспортирования опасных отходов на конкретных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, водном), требования по обеспечению безопасности работников и предотвращению воздействия на окружающую среду при транспортировании и выполнении погрузочно - разгрузочных работ и другие требования определяются государственными стандартами, нормами и правилами, утвержденными специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии с их компетенцией. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

3. Порядок перемещения отходов по территории Московской области устанавливает Правительство Московской области.

Статья 10. Учет и отчетность в сфере обращения с отходами (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок статистического учета в области обращения с отходами - специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.

2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Статья 11. Паспортизация и сертификация при обращении с отходами

1. Основным документом, сопровождающим отходы на стадиях их жизненного цикла, является паспорт отходов, в котором прописана характеристика отходов с указанием класса опасности, условия безопасного обращения с ними и возможные направления использования.

Паспортизацию осуществляют юридические лица и индивидуальные предприниматели - производители отходов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Опасные отходы подлежат обязательной сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сертификация состоит в установлении соответствия конкретной партии отхода характеристикам, представленным в паспорте отхода.

Сертификация отходов, не относящихся к классу опасных, производится добровольно или по требованию потребителей отходов, а также по требованию государственных органов или органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области на любой из стадий жизненного цикла отходов.

3. Отходы, являющиеся объектом экспорта, импорта, трансграничных перевозок по территории Московской области, подлежат обязательной сертификации в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и в соответствии с требованиями международной системы сертификации, признаваемыми Российской Федерацией.

Статья 12. Лицензирование деятельности в области обращения с отходами (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Порядок лицензирования в области обращения с отходами определяется законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Лимитирование деятельности в области обращения с отходами

1. Деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по размещению отходов определяется лимитами на размещение отходов, устанавливаемыми в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

2. Лимит на размещение отходов устанавливает место их размещения, предельные размеры выделяемой площади, объем складируемых или захораниваемых отходов, способы и условия размещения отходов, их наименование и другие показатели, связанные с предотвращением или ограничением отрицательного влияния отходов на состояние окружающей среды и условия жизни населения. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Разработка и утверждение лимитов на размещение отходов производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Документом, устанавливающим лимит на размещение отходов, является разрешение на размещение отходов.

Разрешение на размещение отходов, образованных на территории Московской области, выдается юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами по согласованию с территориальным специально уполномоченным органом в области санитарно - эпидемиологического надзора на основании проекта обоснования лимитов на размещение отходов.

Разрешение на размещение отходов, образованных на территориях иных субъектов Российской Федерации, выдается территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти на основании разрешения на размещение отходов, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по охране окружающей среды соответствующего субъекта Российской Федерации. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

4. Деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по переработке отходов осуществляется на основании разрешения на переработку отходов.

Разрешение определяет объемы и способы переработки отходов, перечень перерабатываемых отходов в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Разрешение на переработку отходов выдается территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного органа в области санитарно - эпидемиологического надзора.

5. При нарушении лимитов на размещение отходов деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 14. Информатизация при обращении с отходами

1. Информатизация при обращении с отходами предусматривает все виды деятельности по информационному обеспечению юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных организаций и населения объективными и достоверными сведениями в установленном законодательством порядке.

2. В базу данных об отходах включаются сведения:

а) о местах и объемах образования отходов производства и потребления различного вида, их свойствах, степени опасности для окружающей среды и здоровья населения, возможном направлении использования ресурсов вторичного сырья; (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

б) о местах и условиях размещения отходов различного вида, их объемах, свойствах, влиянии на состояние окружающей среды, лимитах хранения и захоронения; (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

в) о местах и объемах подготовки, переработки, обезвреживания, использования отходов;

г) о потребностях производства в Московской области и других регионах в различных ресурсах, продукции, получаемой при использовании отходов;

д) о применяемых и перспективных технологиях, средствах и методах переработки, обезвреживания, использования, ликвидации отходов, разработчиках технологий и оборудования, об организациях - изготовителях оборудования;

е) о правовых актах, нормативных, инструктивных, методических документах, требованиях, правилах, положениях, нормах и нормативах, стандартах, относящихся к сфере обращения с отходами.

3. Организация и финансирование информационного обеспечения по вопросам обращения с отходами производства и потребления возлагаются на Правительство Московской области в соответствии с законодательством Московской области.

4. Информация по техническим и экономическим вопросам обращения с отходами должна быть доступна без ограничений и предоставляется на договорных условиях юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, общественным организациям и объединениям граждан, заинтересованным в экологически безопасном обращении с отходами на территории Московской области.

Глава III. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ГРАЖДАН И ИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 15. Полномочия органов государственной власти Московской области в сфере обращения с отходами

1. К полномочиям Московской областной Думы в сфере обращения с отходами относятся:

а) принятие законов для регулирования отношений в сфере обращения с отходами производства и потребления;

б) определение полномочий Правительства Московской области в сфере обращения с отходами;

в) определение основополагающих направлений социально - экономической и ресурсно - технической политики в сфере обращения с отходами;

г) утверждение областных целевых программ и контроль за их исполнением;

д) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

2. К полномочиям Правительства Московской области в сфере обращения с отходами относятся:

а) реализация государственной политики в сфере обращения с отходами;

б) обеспечение разработки, реализации областных целевых программ и осуществление контроля за их исполнением, участие в разработке и реализации федеральных и межрегиональных целевых программ;

в) организация и координация деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере обращения с отходами;

г) организация разработки и реализации мероприятий по правовому, организационному, экономическому, научно - техническому, социальному обеспечению стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к внедрению малоотходных технологий, рациональному использованию природных ресурсов и вторичного сырья;

д) руководство межрегиональными и межгосударственными связями Московской области в сфере обращения с отходами;

е) организация обучения на всех уровнях образования правилам обращения с отходами производства и потребления, способствующим ресурсосбережению, обеспечению безопасности населения и охраны окружающей среды; (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

ж) принятие решений о расположении, проектировании и строительстве объектов по размещению и переработке отходов;

з) организация и осуществление государственного контроля за деятельностью в сфере обращения с отходами;

и) проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, связанных с обращением с отходами;

к) информационное обеспечение в сфере обращения с отходами;

л) обеспечение ведения государственного кадастра отходов;

м) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Статья 16. Права юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и их объединений в сфере обращения с отходами в Московской области

Юридические лица, индивидуальные предприниматели, граждане и их объединения имеют право:

а) на получение в установленном законодательством порядке полной, объективной и достоверной информации, касающейся обращения с отходами, в том числе об опасности, возникающей при функционировании объектов обращения с отходами;

б) на участие в установленном порядке в разработке мероприятий, связанных с обеспечением безопасности, ресурсосбережения при проектировании, сооружении и эксплуатации объектов по обращению с отходами;

в) на компенсацию в установленном законодательством порядке материального ущерба, а также прямого или непосредственного ущерба здоровью граждан, нанесенных вследствие функционирования объектов по обращению с отходами;

г) осуществлять общественный контроль за обращением с отходами производства и потребления через трудовые коллективы или объединения граждан в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 17. Обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по ресурсосберегающему, безопасному обращению с отходами

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность приводит к образованию отходов или связана с обращением с ними, обязаны:

а) осуществлять деятельность по обращению с отходами только при наличии разрешительной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

б) принимать необходимые организационно - технические и технологические меры по уменьшению образования отходов посредством более рационального использования первичного сырья и использования (применения) малоотходных технологических процессов и производств;

в) обеспечивать эффективное повторное использование отходов, а также соблюдать установленный порядок сбора, размещения и транспортирования отходов;

г) определять и документировать свойства и состав отходов, класс их опасности в соответствии с действующими санитарными и другими правилами, стандартами и методиками;

д) обеспечивать полный сбор, соответствующее хранение и предотвращение уничтожения, порчи отходов, имеющих ресурсную ценность, выполнять мероприятия по специальному складированию, консервации и безопасному хранению указанных отходов, которые временно не используются;

е) разрабатывать за счет собственных средств технологии и рекомендации по сбору и использованию образующихся отходов производства и потребления, в том числе собственной продукции, утерявшей потребительские свойства при эксплуатации;

ж) восполнять в соответствии с законодательством Российской Федерации потери и ущерб, нанесенные окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, юридическим лицам вследствие небрежного или бесхозяйственного обращения с отходами; (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

з) обеспечивать профессиональную подготовку и постоянное повышение квалификации работников, занятых в сфере обращения с отходами; лица, допущенные к обращению с опасными отходами, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами.

Статья 18. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в сфере обращения с отходами

Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области осуществляют свою деятельность в сфере обращения с отходами в пределах полномочий и прав, предоставленных им настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. К их компетенции относятся:

а) планирование, утверждение, обеспечение реализации целевых программ муниципальных образований по обращению с отходами, контроль за их исполнением;

б) согласование вопросов размещения на территории соответствующего муниципального образования объектов по обращению с отходами, относящихся к реализации территориальных (межрайонных) и целевых программ муниципальных образований;

в) согласование решений по отводу земельных участков для строительства объектов размещения и переработки отходов;

г) организация работы по систематической и своевременной ликвидации отходов производства и потребления, образующихся на соответствующих территориях;

д) обеспечение реализации на территории соответствующих муниципальных образований федеральных, областных целевых программ, территориальных и других целевых программ, а также осуществление контроля за надлежащим обращением с отходами;

е) иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Статья 19. Воспитательная и просветительская деятельность по проблемам обращения с отходами

1. Органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области организуют и обеспечивают всеобщность, комплексность и непрерывность целенаправленной просветительской и воспитательной деятельности среди населения Московской области по проблемам безопасного и ресурсосберегающего обращения с отходами.

2. Распространение популярных знаний по безопасному, ресурсосберегающему обращению с отходами осуществляется через средства массовой информации, посредством выпуска популярной литературы, наглядной агитации, листовок и другими доступными средствами.

Глава IV. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 20. Основные направления экономического регулирования в области обращения с отходами

1. Экономическое регулирование в области обращения с отходами на территории Московской области направлено на:

- уменьшение количества образуемых отходов;

- увеличение объемов отходов, вовлеченных в хозяйственную деятельность;

- уменьшение объемов захоронения отходов;

- применение для переработки и размещения отходов экологически приемлемых технологий;

- обеспечение равных возможностей для юридических лиц независимо от их организационно - правовых форм и индивидуальных предпринимателей в деятельности, связанной с обращением с отходами;

- повышение ответственности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан за загрязнение отходами окружающей среды. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

2. Механизм экономического регулирования в области обращения с отходами должен предусматривать:

а) целевое финансирование научно - исследовательских, опытно - конструкторских работ, пилотных проектов по переработке и обезвреживанию отходов;

б) применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности по обращению с отходами. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

3. Налоговые льготы устанавливаются законом Московской области в соответствии с действующим законодательством.

4. Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области вправе устанавливать налоговые и другие льготы субъектам деятельности в области обращения с отходами в соответствии с законодательством.

Статья 21. Плата за размещение отходов

1. Плата за размещение отходов взимается с юридических лиц независимо от их организационно - правовых форм, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих размещение отходов. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

2. Базовые нормативы платы за размещение отходов, порядок установления и взимания платы определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Дифференцированные ставки платы за размещение отходов устанавливает Правительство Московской области по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды на основании базовых нормативов платы за размещение отходов в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом экологической обстановки на соответствующих территориях, лимитов на размещение отходов, количества и классов опасности отходов. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

4. Плата за размещение отходов перечисляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установленная законодательством Российской Федерации часть платы, поступающая в областной бюджет, используется по целевому назначению.

Статья 22. Тарифы на оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению отходов (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

1. В состав тарифа организации, осуществляющей размещение отходов, включаются доли затрат на возмещение потерь и ущерба, связанных с изменением целевого использования земель, рекультивацией отработанных земель, проведением мониторинга окружающей среды в период эксплуатации объекта по размещению отходов, и плата за размещение отходов.

Средства на рекультивацию накапливаются при эксплуатации объекта по размещению отходов и используются по целевому назначению.

2. Порядок формирования и утверждения тарифов на оказание услуг по размещению отходов на объектах размещения отходов, расположенных на территории Московской области, определяется Правительством Московской области.

Глава V. КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 23. Государственный контроль в сфере обращения с отходами на территории Московской области

1. Государственный контроль в сфере обращения с отходами осуществляют органы государственной власти Московской области и территориальные органы специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в соответствии со своей компетенцией.

2. Государственный контроль в области обращения с отходами осуществляется по следующими направлениям:

- соблюдение экологических, санитарных и иных правил, требований, норм и нормативов в области обращения с отходами, в том числе предусмотренных ратифицированными международными договорами;

- соблюдение требований к трансграничному перемещению отходов;

- соблюдение требований предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе требований пожарной, радиационной и химической безопасности при обращении с отходами;

- влияние объектов размещения отходов на состояние окружающей среды; (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

- соблюдение условий осуществления деятельности в области обращения с отходами, установленных соответствующей лицензией и разрешением;

- выполнение мероприятий по минимизации образования отходов и вовлечению их в хозяйственный оборот в качестве вторичного сырья;

- полнота и достоверность предоставляемой информации в области обращения с отходами;

- принятие мер по устранению выявленных нарушений законодательства в области обращения с отходами;

- соблюдение правил и требований транспортирования отходов.

Органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения с отходами, вправе:

- ставить вопрос о привлечении в установленном порядке лиц, виновных в нарушениях законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами и настоящего Закона, к уголовной или административной ответственности;

- предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, здоровью человека; (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

- ограничивать, приостанавливать или прекращать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами, представляющую реальную или потенциальную опасность для окружающей среды. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

3. Решения органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения с отходами, подлежат обязательному выполнению.

4. Решения органов, осуществляющих государственный контроль в области обращения с отходами, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Контроль органов местного самоуправления в области обращения с отходами

Органы местного самоуправления муниципальных образований Московской области осуществляют контроль в сфере обращения с отходами на территории соответствующего муниципального образования в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Статья 25. Производственный контроль в области обращения с отходами

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль соблюдения требований законодательства Российской Федерации и настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Московской области.

2. Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, по согласованию с территориальным органом специально уполномоченного федеральною органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Статья 26. Общественный контроль в области обращения с отходами

Общественный контроль в области обращения с отходами осуществляют граждане, общественные объединения в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с целью проверки выполнения требований настоящего Закона органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами.

Глава VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья 27. Виды ответственности за нарушение законодательства в области обращения с отходами

Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства в области обращения с отходами юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско - правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 28. Возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения законодательства в области обращения с отходами

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели возмещают вред, причиненный вследствие нарушения законодательства в области обращения с отходами, в порядке и размерах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Уплата штрафа не освобождает лиц, допустивших правонарушения при обращении с отходами, от обязанностей по устранению нарушений, ликвидации их последствий и возмещения вреда, причиненного здоровью человека, окружающей среде, имуществу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

3. Споры по вопросам обращения с отходами решаются в судебном порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Статья 29. Порядок и источники финансирования расходов, связанных с реализацией настоящего Закона

Финансирование расходов, связанных с введением в действие настоящего Закона, осуществляется в рамках реализации областных целевых программ и программ муниципальных образований за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, средств экологических фондов и других источников, ориентированных на обеспечение безопасности и ресурсосбережения при обращении с отходами. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Статья 30. Приведение нормативных правовых актов Московской области в соответствие с настоящим Законом

Нормативные правовые акты Московской области подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом. (в ред. Закона МО от 24.07.2002 N 72/2002-ОЗ)

Губернатор Московской области
Б.В. ГРОМОВ

8 ноября 2001 года

N 171/2001-ОЗ