Постановление Арбитражного Суда СЗО от 19.11.2015 N Ф07-1584/2015 по делу N А56-64599/2014

"Об оставлении без изменения решения: отказав в иске о признании незаконным отказа административного органа, суд исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных требований"
Редакция от 19.11.2015 — Действует с 19.11.2015

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 ноября 2015 г. N Ф07-1584/2015

Дело N А56-64599/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе

председательствующего Самсоновой Л.А.,
судей Александровой Е.Н., Савицкой И.Г.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью "ПЕНОПЛЭКС СПб" Гладкого Р.П. (доверенность от 20.12.2013), от Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Бровкиной М.Ю. (доверенность от 12.01.2015),

рассмотрев 16.11.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЕНОПЛЭКС СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2015 (судья Боровлев Д.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу N А56-64599/2014 (судьи Сомова Е.А., Борисова Г.В., Лопато И.Б.),

установил:

общество с ограниченной ответственности "ПЕНОПЛЭКС СПБ" (место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, переулок Саперный, дом 1, литера "А", ОГРН 1037843048870; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о признании незаконным отказа Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга (далее - Комитет) в предоставлении субсидий для возмещения затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках в целях продвижения инновационной продукции, расширения рынков и содействия экспорту инновационной продукции, оформленного письмом от 06.05.2014 N 2887/14, а также о взыскании с Комитета убытков в размере 88 217 руб. 77 коп.

Решением суда от 25.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 27.07.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе и уточнениях к ней Общество, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить обжалуемые решение и постановление без изменения.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Комитета возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, постановлением суда апелляционной инстанции от 24.10.2013 по делу N А56-16270/2013, признан недействительным отказ Комитета от 17.12.2012 N 12/17902 в предоставлении Обществу субсидии для возмещения части затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках в целях продвижения инновационной продукции, расширения рынков и содействия экспорту инновационной продукции.

Суд апелляционной инстанции в рамках названного дела обязал Комитет принять заявление Общества от 16.11.2012 исх. N 1254 о предоставлении субсидии для возмещения части затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках в целях продвижения инновационной продукции, расширения рынков и содействия экспорту инновационной продукции, и рассмотреть его по существу.

Рассмотрев по существу указанное заявление, письмом от 06.05.2014 (исх. N 2887/14) Комитет отказал Обществу в предоставлении испрашиваемой субсидии.

Не согласившись с данным отказом, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований. При этом суды указали на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии со статьей 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В силу пункта 2 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" под бюджетными ассигнованиями на исполнение принимаемых расходных обязательств понимаются ассигнования, состав и (или) объем которых обусловлены законами Санкт-Петербурга, нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или в плановом периоде, к принятию либо изменению с увеличением объема бюджетных ассигнований, предусмотренного на исполнение соответствующих обязательств в текущем финансовом году, включая договоры и соглашения, подлежащие заключению получателями бюджетных средств во исполнение указанных законов и нормативных правовых актов.

Субсидии в 2012 году предоставлялись Комитетом экономического развития, промышленной политики и торговли в соответствии с Порядком представления и рассмотрения заявлений на предоставление в 2012 году субсидий субъектам промышленной деятельности Санкт-Петербурга для возмещения части затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках в целях продвижения инновационной продукции, расширения рынков и содействия экспорту инновационной продукции, и принятия решений о предоставлении в 2012 году субсидий субъектам промышленной деятельности Санкт-Петербурга для возмещения части затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках в целях продвижения инновационной продукции, расширения рынков и содействия экспорту инновационной продукции, утвержденного распоряжением Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли от 30.10.2012 N 1498-р (далее - Распоряжение N 1498-р), в рамках реализации Комплексной программы "Наука. Промышленность. Инновации" в Санкт-Петербурге на 2012 - 2015 годы" (далее - Программа), утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2011 N 835.

В соответствии со статьями 6 и 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 01 января по 31 декабря, текущим финансовым годом является год, в котором осуществляется исполнение бюджета.

Согласно пункту 3 статьи 242 БК РФ бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

Следовательно, бюджетные ассигнования, выделенные Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли, в том числе для предоставления субсидий, прекратили свое действие 31 декабря 2012 года.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.11.2013 N 873 в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.06.2011 N 835 внесено изменение, в соответствии с которым Комитету по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга поручено осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по реализации мероприятий Программы.

В соответствии с Распоряжением N 1498-р предусмотрено предоставление в 2012 году субсидий субъектам промышленной деятельности Санкт-Петербурга для возмещения части затрат, связанных с участием в международных выставках и ярмарках в целях продвижения инновационной продукции, расширения рынков и содействия экспорту инновационной продукции, и принятия решений о предоставлении в 2012 году субсидий субъектам промышленной деятельности Санкт-Петербурга в соответствии с расходными обязательствами на 2012 год.

В соответствии с Порядком предоставления в 2014 году субсидий на проведение мероприятий по реализации Комплексной программы "Наука. Промышленность. Инновации" в Санкт-Петербурге на 2012 - 2015 годы" (приложение к постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2014 N 216) субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе юридическим лицам, указанным в пункте 14 приложения N 1-1 к Комплексной программе в целях финансового обеспечения (возмещения) затрат, указанных в пункте 14.1 приложения N 1-1 к Комплексной программе, произведенных за период с 01.01.2013 по 01.12.2014 в соответствии с пунктом 8.4, связанных с участием в 2014 году в международных выставках и ярмарках в целях продвижения инновационной продукция, расширения рынков и содействие экспорту инновационной продукции.

С учетом приведенного, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для возмещения в 2014 году Обществу затрат, понесенных в 2012 году.

Довод жалобы о неисполнении Комитетом вступившего в законную силу постановления суда апелляционной инстанции, выразившегося в нерассмотрении заявления Общества по существу, получил надлежащую правовую оценку в суде апелляционной инстанции. Кассационная инстанция не усматривает оснований для несогласия с данной оценкой.

Суды первой и апелляционной инстанций также посчитали не подлежащими удовлетворению требования истца в части взыскания убытков в заявленном размере.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу статьи 16 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В статье 1069 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Условиями наступления ответственности, предусмотренной статьей 1069 ГК РФ, являются наличие вреда, размер вреда, противоправное поведение причинителя вреда, а также причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом.

Таким образом, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, обязано доказать факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершение незаконных действий или бездействия) либо противоправного поведения, наличие причинно-следственной связи между этим фактом и понесенными убытками, а также размер убытков.

Кроме того, такое лицо должно доказать, что принимало все зависящие от него меры для предотвращения (уменьшения) убытков. Отсутствие хотя бы одного из указанных условий, необходимых для применения ответственности в виде взыскания убытков, влечет отказ в удовлетворении иска.

В данном случае Общество посчитало, что в связи с неполучением субсидии из бюджета оно понесло убытки.

Между тем, согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 3 статьи 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Порядок предоставления субсидий из бюджетов различных уровней регулируется бюджетным законодательством.

Поскольку такие расходные обязательства субъекта Российской Федерации как субсидии устанавливаются органами государственной власти этого субъекта самостоятельно, регулируются нормами бюджетного законодательства, исполняются за счет собственных доходов и представляются юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе, то финансовые последствия, связанные с ее неполучением не могут квалифицироваться как ущерб в виде упущенной выгоды.

Позиция подателя жалобы, основанная на том, что истец понимает под вредом в смысле статьи 1069 неблагоприятные последствия в виде невозможности получения субсидии, а не убытки, предусмотренные статьей 15 ГК РФ, не может быть воспринята судом кассационной инстанции в связи с неправильным толкованием истцом норм материального права.

При указанных обстоятельствах в иске отказано правомерно.

Поскольку выводы судов соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального и процессуального права применены судами правильно, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.02.2015 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2015 по делу N А56-64599/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПЕНОПЛЭКС СПб" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.А. САМСОНОВА

Судьи
Е.Н. АЛЕКСАНДРОВА
И.Г. САВИЦКАЯ