ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 1998 г. N 79
О МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ С ГРАДООБРАЗУЮЩИМИ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ КОМПЛЕКСАМИ (НАУКОГРАДОВ)
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 ноября 1997 г. N 1171 "О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 45, ст. 5167) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Временный порядок отнесения муниципальных образований к наукоградам;
Временное положение о государственной поддержке наукоградов.
2. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству науки и технологий Российской Федерации и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти при формировании проектов федерального бюджета на 1999 и последующие годы предусматривать выделение средств для финансирования программ развития наукоградов, утвержденных Правительством Российской Федерации.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предусматривать при формировании бюджетов соответствующих уровней средства для совместного с федеральным бюджетом финансирования программ развития наукоградов, а также привлекать к финансированию этих программ дополнительные инвестиции, используя в этих целях соответствующие меры по стимулированию инвестиционной активности участников научно-технической и инновационной деятельности.
4. Провести в г. Обнинске (Калужская область) эксперимент по отработке механизмов перехода муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами (наукоградов) к бездотационному развитию и форм государственной поддержки наукоградов (далее именуется - эксперимент).
5. Возложить на Правительственную комиссию по научно-технической политике, образованную в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. N 102 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 7, ст. 538), рассмотрение предложений об отнесении муниципальных образований к наукоградам, проектов программ их развития, а также документов, регламентирующих вопросы государственной поддержки наукоградов.
6. Администрациям Калужской области и г. Обнинска совместно с Министерством Российской Федерации по атомной энергии, Министерством науки и технологий Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям и Министерством государственного имущества Российской Федерации представить в I квартале 1998 г. на рассмотрение Правительственной комиссии по научно-технической политике:
проект программы развития г. Обнинска в качестве наукограда, предусмотрев в ней основные задачи эксперимента, приоритетные направления развития науки и техники, а также соответствующие технико-экономические обоснования и конкретные мероприятия, обеспечивающие научно-техническое и социально-экономическое развитие этого города;
проект соглашения между Правительством Российской Федерации, администрацией Калужской области и администрацией г. Обнинска, определяющего полномочия, функции и ответственность сторон в реализации указанной программы, а также порядок ее финансирования.
7. Министерству науки и технологий Российской Федерации:
совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти оказывать администрациям Калужской области и г. Обнинска необходимую организационную и методическую помощь в проведении эксперимента;
ежегодно обобщать результаты эксперимента и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами представлять в Правительство Российской Федерации предложения о распространении подтвердивших свою эффективность форм государственной поддержки на другие наукограды в Российской Федерации.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ЧЕРНОМЫРДИН
УТВЕРЖДЕН
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 января 1998 г. N 79
ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
ОТНЕСЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ К НАУКОГРАДАМ
I. Условия отнесения муниципальных образований к наукоградам
1. Муниципальное образование, претендующее на отнесение к наукоградам, должно отвечать следующим основным требованиям:
весь градообразующий научно-производственный комплекс должен быть расположен в границах одного муниципального образования;
в уставе муниципального образования или в ином нормативном акте, принятом в установленном порядке органом местного самоуправления, должны быть предусмотрены обязанности администрации данного муниципального образования по поддержке развития научно-производственного комплекса, научной, научно-технической, инновационной деятельности, производства наукоемкой продукции и подготовки кадров, определены порядок формирования научно-технического совета муниципального образования, его задачи, права и обязанности, порядок принятия решения о целесообразности развития данного муниципального образования как наукограда, порядок включения юридических лиц в состав научно-производственного комплекса.
2. Научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на отнесение данного образования к наукоградам, должен являться для данного муниципального образования градообразующим:
либо его основные фонды составляют не менее 50 процентов общего объема основных фондов всех хозяйствующих субъектов (за исключением объектов жилищно-коммунальной и социальной сфер), расположенных на территории данного муниципального образования;
либо объем его научно-технической продукции (работ, услуг) в стоимостном выражении составляет более 50 процентов общего объема продукции (работ, услуг) всех хозяйствующих субъектов, расположенных на территории данного муниципального образования.
3. В состав научно-производственного комплекса могут быть включены:
научные организации - при условии прохождения ими в установленном порядке государственной аккредитации;
высшие учебные заведения - при наличии у них свидетельства о государственной аккредитации;
промышленные предприятия - при условии, что объем производства наукоемкой продукции (в стоимостном выражении) в течение 3 лет, предшествовавших году подачи документов на отнесение к наукоградам, составляет не менее 50 процентов общего объема производства;
объекты инновационной инфраструктуры, малые предприятия независимо от организационно-правовой формы, работающие в научно-технической и инновационной сфере, - при условии выполнения работ по договорам с научными организациями, расположенными на территории данного муниципального образования, составляющих (в стоимостном выражении) не менее 50 процентов объема их основной деятельности.
Указанные организации должны быть в установленном порядке зарегистрированы на территории данного муниципального образования.
Не подлежат включению в состав научно-производственного комплекса наукограда объекты социальной инфраструктуры и обеспечения жизнедеятельности муниципального образования.
II. Порядок рассмотрения предложений об отнесении муниципальных образований к наукоградам
4. Инициатива постановки вопроса об отнесении муниципального образования к наукоградам может принадлежать органу местного самоуправления муниципального образования, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится муниципальное образование, а также Российской академии наук и федеральным органам исполнительной власти, заинтересованным в развитии организаций, входящих в состав научно-производственного комплекса муниципального образования.
5. Для решения вопроса об отнесении муниципального образования к наукоградам в Правительственную комиссию по научно-технической политике представляются следующие документы, согласованные с администрацией субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено данное муниципальное образование, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством науки и технологий Российской Федерации, Министерством государственного имущества Российской Федерации, а также другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти или Российской академией наук:
предложение органа местного самоуправления муниципального образования, содержащее основные данные о научно-техническом потенциале муниципального образования и обоснование необходимости отнесения его к наукоградам;
проект программы развития муниципального образования, в которой определены меры государственной поддержки, учитывающие специфику муниципального образования, программные мероприятия и их технико-экономические обоснования, источники финансирования с указанием разделов расходной части бюджетов всех уровней в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;
проект соглашения между Правительством Российской Федерации, администрацией субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления муниципального образования, определяющего полномочия, обязательства и ответственность сторон по реализации программы развития муниципального образования;
проект решения Правительства Российской Федерации об отнесении муниципального образования к наукоградам, утверждении программы его развития и подписании соглашения между Правительством Российской Федерации, администрацией субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления муниципального образования.
6. Правительственная комиссия по научно-технической политике рассматривает представленные материалы и на основании принятых решений вносит в Правительство Российской Федерации предложение об отнесении муниципального образования к наукоградам.
7. Отнесение муниципального образования к наукоградам осуществляется решением Правительства Российской Федерации и закрепляет за данным муниципальным образованием право на соответствующую государственную поддержку.
8. Признание наукоградом муниципального образования, созданного в установленном порядке в качестве закрытого административно-территориального образования, осуществляется с согласия Президента Российской Федерации.
III. Контроль за деятельностью муниципального образования как наукограда
9. Контроль за деятельностью муниципального образования как наукограда, целевым использованием государственной поддержки осуществляется федеральными органами исполнительной власти совместно с органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
10. Отчет о ходе реализации программы развития наукограда, подготовленный администрацией наукограда и согласованный с администрацией субъекта Российской Федерации, представляется в Правительственную комиссию по научно-технической политике не реже одного раза в 2 года.
11. В случае несоответствия результатов деятельности научно-производственного комплекса наукограда его основным задачам решение Правительства Российской Федерации об отнесении муниципального образования к наукоградам может быть признано утратившим силу по представлению Правительственной комиссии по научно-технической политике.
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 января 1998 г. N 79
ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ НАУКОГРАДОВ
I. Общие положения
1. Настоящее Временное положение определяет цели, формы, порядок и условия государственной поддержки социально-экономического и научно-технического развития муниципального образования, отнесенного в установленном порядке к наукоградам, и организаций, входящих в его научно-производственный комплекс.
2. Основными целями государственной поддержки социально-экономического и научно-технического развития наукограда и организаций, входящих в его научно-производственный комплекс, являются сохранение и развитие имеющегося научного потенциала, реструктуризация и повышение эффективности использования этого комплекса, создание условий для устойчивого развития наукограда.
3. Возможными формами осуществления государственной поддержки социально-экономического и научно-технического развития наукограда и организаций, входящих в его научно-производственный комплекс, являются:
целевое выделение средств из федерального бюджета и/или бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого находится муниципальное образование, отнесенное к наукоградам;
установленные законодательством Российской Федерации льготы по уплате налогов, пошлин, сборов, зачисляемых в федеральный бюджет и/или бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации;
принятие и реализация федеральных целевых программ (разделов федеральных целевых программ) и/или программ (разделов программ) субъекта Российской Федерации, предусматривающих решение вопросов социально-экономического и научно-технического развития наукограда и организаций, входящих в его научно-производственный комплекс;
передача в установленном порядке объектов федеральной собственности и/или собственности субъекта Российской Федерации в собственность муниципального образования, отнесенного к наукоградам, или в управление этого муниципального образования;
наделение в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации органов местного самоуправления муниципального образования, отнесенного к наукоградам, отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств;
формирование в муниципальных образованиях фондов научно-технического и социально-экономического развития;
разработка и реализация мероприятий по социальной защите работников научно-технической сферы.
II. Порядок и условия государственной поддержки наукоградов
4. Основным механизмом осуществления реализации государственной поддержки наукограда является программа его развития, в которой исходя из индивидуальных особенностей данного муниципального образования приводится технико-экономическое обоснование программы в целом, определяются основные направления социально-экономического развития, приоритетные для этого образования направления развития науки и техники, конкретные меры государственной поддержки, сроки их реализации, источники финансирования с указанием разделов расходной части бюджетов всех уровней в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Формирование программ развития наукоградов осуществляется на основе принципов разработки и реализации федеральных целевых программ.
5. Основные условия, обеспечивающие реализацию программы развития наукограда, определяются соглашением между Правительством Российской Федерации, администрацией субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления муниципального образования, отнесенного к наукоградам. Соглашением определяются полномочия, обязательства и ответственность сторон по развитию наукограда, формы государственной поддержки наукограда, порядок финансирования программных мероприятий из средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета, а также другие вопросы, решение которых имеет важное значение для реализации программы развития наукограда.
6. Передача объектов федеральной собственности в муниципальную собственность или в управление органам местного самоуправления, наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями федеральных органов исполнительной власти осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Выделение средств на реализацию программы развития наукограда осуществляется в соответствии с федеральным законодательством из федерального бюджета и из средств, направляемых на реализацию федеральных целевых и инвестиционных программ, а также из средств, выделяемых федеральным органам исполнительной власти и Российской академии наук на финансирование фундаментальных исследований и содействие научно-техническому прогрессу.
8. Выделение средств из федерального бюджета предусматривается не более чем в течение первых пяти лет действия соглашения. Сумма выделяемых средств определяется индивидуально для каждого наукограда, устанавливается соглашением и не может превышать суммы налоговых доходов, собранных на территории данного муниципального образования и поступивших в федеральный бюджет в течение года, предшествовавшего расчетному, за исключением доходов от таможенных пошлин, таможенных сборов и иных таможенных платежей, а также доходов целевых бюджетных фондов.
Обязательным условием целевого выделения средств из федерального бюджета является соответствующая поддержка наукограда субъектом Российской Федерации.
Формы и размеры этой поддержки определяются соглашением, заключаемым в соответствии с пунктом 5 настоящего положения. При этом общий размер указанной поддержки не может быть меньше 50 процентов налоговых платежей, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации организациями-плательщиками, осуществляющими хозяйственную деятельность на территории наукограда.
9. Вопросы финансирования из средств федерального бюджета программ развития закрытых административно-территориальных образований, отнесенных к наукоградам, решаются с учетом законодательства Российской Федерации о закрытых административно-территориальных образованиях.
10. Фонды поддержки научно-технического и социально-экономического развития в наукограде создаются и действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации как некоммерческие организации.
Попечительские советы фондов формируются с учетом участия в их работе представителей органа местного самоуправления муниципального образования, отнесенного к наукоградам, отдельных организаций, входящих в его научно-производственный комплекс, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.