26 декабря 2007 г. N 191-З
ЗАКОН
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ
(в ред. Законов Нижегородской области от 01.10.2008 N 124-З, от 01.07.2010 N 102-З, от 27.06.2011 N 81-З, от 03.10.2013 N 124-З, от 30.04.2014 N 43-З, от 05.05.2016 N 57-З, от 02.02.2021 N 2-З, от 04.10.2022 N 144-З, от 06.02.2023 N 5-З)
Принят
Законодательным Собранием
20 декабря 2007 года N 872-IV
Настоящий Закон в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливает размер квоты, порядок выделения (создания) рабочих мест и осуществления контроля за приемом на работу граждан в пределах установленной квоты.
Целью настоящего Закона является обеспечение дополнительных гарантий трудоустройства инвалидов и работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (в ред. Законов Нижегородской области от 01.07.2010 N 102-З, от 04.10.2022 N 144-З)
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие понятия:
1) работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником; в случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры;
2) квота - минимальное количество рабочих мест (должностей) в процентах от среднесписочной численности работников, на которые работодатель обязан трудоустроить в соответствии с созданными (выделенными) рабочими местами граждан, испытывающих трудности в поиске работы; (в ред. Закона Нижегородской области от 02.02.2021 N 2-З)
3) пункт утратил силу. (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
4) пункт утратил силу. (в ред. Закона Нижегородской области от 01.07.2010 N 102-З)
5) пункт утратил силу. (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
6) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов; (в ред. Закона Нижегородской области от 01.07.2010 N 102-З)
7) уполномоченный орган - орган исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющий полномочия в области содействия занятости населения. (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
Статья 2. Правовая основа квотирования рабочих мест
Квотирование рабочих мест для граждан, относящихся к категориям, определенным статьей 3 настоящего Закона (далее - граждане), устанавливается в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Статья 3. Категории граждан, для которых устанавливается квотирование рабочих мест
Квотирование рабочих мест устанавливается для следующих категорий граждан:
1) инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; (в ред. Закона Нижегородской области от 05.05.2016 N 57-З)
2) работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
Статья 4. Установление квоты для приема на работу (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
1. Работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, устанавливается:
1) квота для приема на работу инвалидов в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников;
2) квота для приема на работу работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.
Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 1 процента от среднесписочной численности работников.
2. Численность работников для целей исчисления квоты для приема на работу инвалидов и квоты для приема на работу работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из среднесписочной численности работников без учета работников филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации.
3. Филиалам и представительствам работодателя, расположенным на территории Нижегородской области, устанавливается квота для приема на работу инвалидов и квота для приема на работу работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с частью 1 настоящей статьи исходя из среднесписочной численности работников таких филиалов и представительств работодателя.
4. При исчислении квоты для приема на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда на рабочих местах которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда.
При исчислении квоты для приема на работу работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда по результатам специальной оценки условий труда, а также выполняющие работы, на которых запрещается применение труда работников моложе 18 лет.
5. Квота для приема на работу инвалидов рассчитывается в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Квота для приема на работу работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассчитывается по правилам, аналогичным правилам исчисления квоты для приема на работу инвалидов.
6. Квота для приема на работу инвалидов подлежит перерасчету в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Квота для приема на работу работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит перерасчету в случае уменьшения среднесписочной численности работников за прошедший месяц, за исключением работников, указанных в абзаце втором части 4 настоящей статьи.
7. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается уполномоченным органом для каждой организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
Статья 5. Работодатели, освобождаемые от обязательного квотирования рабочих мест (в ред. Закона Нижегородской области от 02.02.2021 N 2-З)
1. Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для трудоустройства инвалидов:
1) общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;
2) организации, находящиеся в процессе ликвидации или в отношении которых возбуждено дело о банкротстве;
3) индивидуальные предприниматели, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве.
2. От обязательного квотирования рабочих мест для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, освобождаются: (в ред. Закона Нижегородской области от 06.02.2023 N 5-З)
1) религиозные организации;
2) организации, находящиеся в процессе ликвидации или в отношении которых возбуждено дело о банкротстве;
3) индивидуальные предприниматели, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве.
Статья 6. Трудоустройство граждан на квотируемые рабочие места (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
1. Трудоустройство граждан на рабочие места, выделенные (созданные) в счет квоты, осуществляется работодателями как по направлению государственного учреждения службы занятости населения, так и по заявлению граждан, непосредственно к ним обратившихся.
2. Квота для приема на работу инвалидов, квота для приема на работу работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, считается выполненной работодателем в случае оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами, работниками моложе 18 лет, включая детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках исполнения работодателем обязанности по трудоустройству инвалидов, работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с установленной квотой.
3. Оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место считается выполнением квоты для приема на работу инвалидов в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с работником моложе 18 лет, в том числе с работником из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на любое рабочее место считается выполнением квоты для приема на работу работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях:
1) наличия трудового договора (в том числе срочного) с работником моложе 18 лет, в том числе с работником из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на рабочее место непосредственно у работодателя;
2) наличия трудового договора между работником моложе 18 лет, в том числе работником из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и организацией, индивидуальным предпринимателем, заключившими с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. В соглашении о трудоустройстве работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяются численность работников моложе 18 лет, включая детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут быть приняты на работу, условия возмещения расходов на оплату труда, сроки действия соглашения, права, обязанности сторон, условия расторжения соглашения и прочие условия.
5. В случае, если организации, индивидуальному предпринимателю, у которых трудоустраивается работник моложе 18 лет, в том числе работник из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена квота для приема на работу работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то работники, трудоустроенные в соответствии с соглашением, указанным в пункте 2 части 3 настоящей статьи, не учитываются в счет установленной им квоты.
6. Расторжение трудового договора с работниками моложе 18 лет по инициативе работодателя производится с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации.
Статья 7. Права и обязанности работодателей
1. Работодатели вправе запрашивать у уполномоченного органа и государственного учреждения службы занятости населения информацию, необходимую для выполнения настоящего Закона. (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
2. Работодатели обязаны выделить (создать) рабочие места для трудоустройства граждан, указанных в статье 3 настоящего Закона, в соответствии с установленной квотой. (в ред. Закона Нижегородской области от 02.02.2021 N 2-З)
Создание или выделение квотируемого рабочего места не осуществляется на рабочих местах, где труд инвалидов или работников моложе 18 лет запрещен или условия труда не соответствуют нормам и требованиям законодательства Российской Федерации. (в ред. Закона Нижегородской области от 02.02.2021 N 2-З)
3. Работодатели обязаны представлять в государственное учреждение службы занятости населения информацию: (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
1) о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов, - ежемесячно в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
2) о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с установленной квотой, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу работников моложе 18 лет, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - ежемесячно по форме и в сроки, утверждаемые нормативным правовым актом уполномоченного органа; (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
3) о динамике рабочих мест, выделенных (созданных) в счет квоты, - в течение десяти рабочих дней с даты принятия решения о выделении (создании), перепрофилировании, ликвидации рабочих мест или увольнения работников с квотируемых рабочих мест. (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
4. Работодатель вправе по соглашению с государственным учреждением службы занятости населения зарезервировать незанятое рабочее место для будущего трудоустройства инвалида, проходящего обучение. (в ред. Законов Нижегородской области от 05.05.2016 N 57-З, от 04.10.2022 N 144-З)
Резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Нижегородской области. (в ред. Закона Нижегородской области от 05.05.2016 N 57-З)
5. Работодатели обязаны создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида. (в ред. Закона Нижегородской области от 05.05.2016 N 57-З)
Статья 8. Полномочия органов службы занятости населения
1. Уполномоченный орган: (в ред. Закона Нижегородской области от 03.10.2013 N 124-З)
1-2) пункты утратили силу. (в ред. Закона Нижегородской области от 02.02.2021 N 2-З)
3) информирует Правительство Нижегородской области о выполнении решений по квотированию рабочих мест; (в ред. Закона Нижегородской области от 03.10.2013 N 124-З)
4) осуществляет в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Нижегородской области, региональный государственный контроль (надзор) за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты; (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
5) обобщает практику применения и анализирует причины нарушений настоящего Закона; (в ред. Закона Нижегородской области от 03.10.2013 N 124-З)
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области. (в ред. Закона Нижегородской области от 03.10.2013 N 124-З)
2. Государственное учреждение службы занятости населения: (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
1) доводит до сведения работодателей условия квотирования рабочих мест; (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
2) формирует банк данных рабочих мест, выделенных (созданных) работодателями в счет квоты; (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
3) формирует банк данных зарезервированных рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов; (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
4) выдает гражданам направления на работу на квотируемые рабочие места; (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области. (в ред. Закона Нижегородской области от 04.10.2022 N 144-З)
3. В соответствии с законодательством Российской Федерации должностные лица уполномоченного органа имеют право в установленном порядке посещать организации с целью проверки информации и документов, связанных с квотированием рабочих мест и приемом на работу граждан в пределах установленной квоты. (в ред. Закона Нижегородской области от 30.04.2014 N 43-З)
Статья 9. Финансирование выделения (создания) квотируемых рабочих мест
Выделение (создание) рабочих мест в счет установленной квоты осуществляется работодателем за счет собственных средств.
Статья 10. Льготы работодателям
Работодателям, создающим дополнительные рабочие места для трудоустройства граждан сверх установленной квоты, в соответствии с законодательством о налогах и сборах могут предоставляться льготы по уплате налогов и сборов.
Статья 11. Ответственность за нарушение законодательства о квотировании рабочих мест
Ответственность за нарушение законодательства о квотировании рабочих мест наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области.
Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) Закон Нижегородской области от 20 мая 2003 года N 32-З "О квотировании рабочих мест";
2) Закон Нижегородской области от 1 июня 2005 года N 64-З "О внесении изменения в статью 4 Закона Нижегородской области "О квотировании рабочих мест";
3) Закон Нижегородской области от 6 июля 2005 года N 81-З "О внесении изменений в Закон Нижегородской области "О квотировании рабочих мест".
И.о. Губернатора области
С.А. ПОТАПОВ
Нижний Новгород
26 декабря 2007 года
N 191-З