Определение Конституционного Суда РФ от 22.12.2015 N 3025-О

"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Андрея Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части второй статьи 401.3 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Редакция от 22.12.2015 — Действует с 22.12.2015

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 декабря 2015 г. N 3025-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА ИВАНОВА АНДРЕЯ НИКОЛАЕВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 1 ЧАСТИ ВТОРОЙ СТАТЬИ 401.3 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д.Зорькина, судей К.В.Арановского, А.И.Бойцова, Н.С.Бондаря, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, С.М.Казанцева, М.И.Клеандрова, С.Д.Князева, А.Н.Кокотова, Л.О.Красавчиковой, С.П.Маврина, Н.В.Мельникова, Ю.Д.Рудкина, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданина А.Н.Иванова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

установил:

1. 25 сентября 2012 года в отношении гражданина А.Н.Иванова в связи с производством по уголовному делу другого лица было вынесено постановление о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия "прослушивание телефонных переговоров", в котором необходимость ограничения конституционного права на тайну телефонных переговоров была аргументирована тем, что А.Н.Иванов занимается преступной деятельностью. Впоследствии, 26 ноября 2014 года, указанная позиция суда была процитирована в местном периодическом печатном издании в результате получения его редакцией письма от неразглашенного источника. Полагая, что тем самым были нарушены право на защиту чести и доброго имени, а также презумпция невиновности, А.Н.Иванов, в отношении которого, как следует из приложенных к его жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации материалов, уголовное преследование не осуществлялось, оспорил названное судебное решение в кассационном порядке в президиум областного суда, однако письмом судьи этого суда от 3 апреля 2015 года жалоба была возвращена без рассмотрения с указанием на то, что данное постановление самостоятельному обжалованию не подлежит – его законность и обоснованность может быть проверена только одновременно с итоговым судебным решением по делу, и на то, что заявитель не относится к лицам, имеющим право на обращение в суд кассационной инстанции.

А.Н.Иванов просит признать не соответствующим статьям 2, 23 (часть 1), 46 (часть 1), 49 и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статье 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод пункт 1 части второй статьи 401.3 "Порядок подачи кассационных жалобы, представления" УПК Российской Федерации, поскольку данное законоположение по смыслу, придаваемому ему пунктом 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 года N 2 "О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", не предполагает безотлагательной проверки судебного решения о разрешении проведения оперативно-розыскных мероприятий, нарушающего, по утверждению заявителя, его конституционные права.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Право на судебную защиту, как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 мая 1995 года N 4-П, в силу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации не подлежит ограничению ни при каких обстоятельствах и выступает как гарантия в отношении всех иных конституционных прав и свобод. При этом право граждан на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих их права и законные интересы, не может быть ограничено на том лишь основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками производства по уголовному делу; реализация данного права в уголовном судопроизводстве должна быть обусловлена фактическим положением лиц как нуждающихся в его обеспечении (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 марта 1999 года N 5-П, от 27 июня 2000 года N 11-П и от 28 июня 2007 года N 8-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 465-О, от 24 ноября 2005 года N 471-О, от 13 октября 2009 года N 1149-О-О, от 20 октября 2011 года N 1430-О-О и др.). Аналогичной позиции придерживается и Верховный Суд Российской Федерации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 1 "О практике рассмотрения судами жалоб в порядке статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации").

Вместе с тем из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданами по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 ноября 2014 года N 28-П и др.).

Оперативно-розыскное мероприятие "прослушивание телефонных переговоров" имеет самостоятельные источник нормативного регулирования, основания, условия и правовой режим осуществления. Процедура судебного рассмотрения вопроса о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, связанного с ограничением конституционных прав граждан, предусмотренная статьей 9 Федерального закона от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", не является ни судебным разбирательством, ни даже подготовительными действиями к судебному заседанию: в данных правоотношениях еще нет сторон, что характерно и для уголовного процесса в тех случаях, когда, например, уголовное дело возбуждено по факту и неизвестно, можно ли считать деяние преступлением, кто его совершил или совершает; в процедуре, в которой испрашивается судебное разрешение на проведение оперативно-розыскных мероприятий, проверяемое лицо – не участник процесса и знать о нем не должно; в этом процессе не может быть открытости, гласности и состязательности сторон – в противном случае негласные оперативно-розыскные мероприятия стали бы просто невозможны, а сама оперативно-розыскная деятельность утратила бы смысл (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 года N 86-О, от 24 января 2006 года N 27-О, от 8 февраля 2007 года N 1-О и N 128-О-П).

Вместе с тем гражданин, которому стало известно о проведении в отношении него на основании судебного решения оперативно-розыскных мероприятий и который полагает, что тем самым ущемляются его права и законные интересы, может, как следует из части третьей статьи 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", обратиться в суд за их защитой в соответствии с установленными законом подсудностью и процессуальным порядком (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 года N 86-О и от 25 февраля 2013 года N 207-О).

Тем самым на суд возлагается не только предварительный, но и последующий контроль за действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, если эти действия и решения привели к нарушению прав и свобод лиц, в отношении которых проводились оперативно-розыскные мероприятия (части третья и четвертая статьи 5 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", часть первая статьи 125 УПК Российской Федерации). При этом общность публично-правовых отношений по поводу проверки информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, которые подпадают под действие как Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, так и Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", предполагает и общность процедур судебного контроля за действиями органов, осуществляющих такую проверку (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 июня 2011 года N 12-П), а учитывая, что решение о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан, принимает суд, а не руководитель ходатайствующего органа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 1998 года N 86-О и от 6 марта 2001 года N 58-О), – и процедур проверки законности и обоснованности судебных решений на проведение таких оперативно-розыскных мероприятий, которая не может производиться без учета положений названного Федерального закона, закрепляющего в том числе требования о соблюдении режима секретности.

Судебные решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу (часть первая статьи 127 УПК Российской Федерации), относятся к промежуточным судебным решениям, подлежащим самостоятельному обжалованию и рассмотрению в апелляционном порядке (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2012 года N 26 "О применении норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции"). В случае же направления уголовного дела в суд для судебного разбирательства по существу предъявленного обвинения гражданин не лишается права на обжалование как самих судебных решений на проведение оперативно-розыскных мероприятий, так и действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года N 460-О-О). Кроме того, в соответствии с положениями части первой статьи 127 и статьи 401.3 УПК Российской Федерации в кассационном порядке может быть пересмотрено вступившее в законную силу судебное решение, вынесенное в ходе как судебного, так и досудебного производства по уголовному делу (пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 года N 2 "О применении норм главы 47.1 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции").

Таким образом, оспариваемое положение статьи 401.3 УПК Российской Федерации не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в обозначенном в его жалобе аспекте.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Иванова Андрея Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. ЗОРЬКИН