ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 26 ноября 2015 г. N 2413-р
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 11.04.2016 N 643-р)
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке (далее - план).
2. Федеральным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию плана, ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Росалкогольрегулирование информацию о ходе выполнения плана.
3. Росалкогольрегулированию осуществлять мониторинг и контроль реализации плана и ежеквартально, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе реализации плана.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ
УТВЕРЖДЕН
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 26 ноября 2015 г. N 2413-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") ПО СТАБИЛИЗАЦИИ СИТУАЦИИ И РАЗВИТИЮ КОНКУРЕНЦИИ НА АЛКОГОЛЬНОМ РЫНКЕ
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 11.04.2016 N 643-р)
I. Общее описание "дорожной карты"
План мероприятий ("дорожная карта") по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке (далее - "дорожная карта") направлен на совершенствование механизмов государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и базируется на предложениях федеральных органов государственной власти и предпринимательского сообщества (представителей крупного, среднего и малого бизнеса).
"Дорожная карта" разработана в целях качественного изменения ситуации на алкогольном рынке Российской Федерации, в том числе путем поддержки добросовестной конкуренции.
Целями "дорожной карты" являются:
повышение эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке Российской Федерации;
профилактика правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактика алкоголизма среди населения Российской Федерации.
Реализация указанных мер позволит достичь стабилизации ситуации в сфере государственного регулирования алкогольного рынка, противодействия нелегальному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе нелегальной розничной продаже алкогольной продукции, а также нарушению антимонопольного законодательства Российской Федерации.
II. Контрольные показатели "дорожной карты
<*> Показатель за 2018 год может быть определен после установления ставок акцизов на алкогольную продукцию.
III. План мероприятий
Наименование мероприятия | Вид документа | Ответственные исполнители (соисполнители) | Ожидаемый результат | Срок внесения в Правительство Российской Федерации | |
Раздел I. Меры по повышению эффективности государственного регулирования и конкуренции на алкогольном рынке Российской Федерации | |||||
1. | Совершенствование порядка уплаты акциза на алкогольную продукцию | федеральный закон | Минфин России, ФНС России, Росалкогольрегулирование, Минэкономразвития России | изменение порядка уплаты авансового платежа акциза на алкогольную продукцию с целью создания условий для взыскания суммы акциза с гаранта, представившего банковскую гарантию, в случае отсутствия реализации или частичной реализации налогоплательщиком алкогольной продукции в течение срока действия банковской гарантии и (или) неисполнения налогоплательщиком обязательств по уплате акцизов в полном объеме; введение запрета на применение налогоплательщиками налоговых вычетов (акцизов) по возвращенной алкогольной продукции | IV квартал 2015 г. |
2 | Усиление ответственности физических лиц за продажу алкогольной продукции, включая ограничение перемещения физическими лицами на территории Российской Федерации немаркированной в соответствии с законодательством Российской Федерации алкогольной продукции, являющейся товаром Евразийского экономического союза | федеральный закон | Минфин России, Росалкогольрегулирование, МВД России | улучшение условий для конкуренции на рынке легальной алкогольной продукции; сокращение объема незаконной торговли алкогольной продукцией на территории Российской Федерации, в том числе незаконно перемещенной из стран Евразийского экономического союза | 1 мая 2016 г |
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 11.04.2016 N 643-р) | |||||
3. | Совершенствование регулирования розничной продажи алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, в части снижения административных барьеров для бизнеса и улучшения предпринимательской среды | федеральный закон | Росалкогольрегулирование, Минэкономразвития России, Минфин России, МВД России, ФАС России, ФТС России, Роспотребнадзор, Минздрав России, Минпромторг России | введение отдельного лицензирования розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с целью учета особенностей этого вида деятельности, уточнение мест, в которых запрещается розничная продажа алкогольной продукции | I квартал 2016 г. |
4. | Сближение ставок акцизов на алкогольную продукцию в государствах - членах Евразийского экономического союза | доклад в Правительство Российской Федерации | Минфин России, Росалкогольрегулирование | создание равных экономических условий для участников алкогольного рынка, исключение ценовых конкурентных преимуществ алкогольной продукции из стран Евразийского экономического союза | ежегодно |
5. | Совершенствование маркировки алкогольной продукции с целью отслеживания ее движения на всех стадиях нахождения в обороте | доклад в Правительство Российской Федерации | Росалкогольрегулирование, Минпромторг России, Минфин России, Минкомсвязь России, ФТС России, ФНС России | автоматизация учета оборота алкогольной продукции, минимизация участия человека в указанном действии; усиление защитного комплекса марок путем внедрения в них радиочастотных меток, позволяющего предотвратить их подделку | IV квартал 2015 г. |
6. | Пресечение практики регионального протекционизма | федеральный закон | Минфин России, Росалкогольрегулирование | установление законодательного запрета не только прямого, но и косвенного субсидирования производителей этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 1 мая 2016 г. |
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 11.04.2016 N 643-р) | |||||
7. | Подготовка предложений по вопросу совершенствования лицензирования крестьянско-фермерских хозяйств и малых предприятий в сфере виноделия и виноградарства, возможности снижения государственной пошлины за выдачу лицензии на производство, хранение, поставки и розничную продажу винодельческой продукции крестьянско-фермерских хозяйств и малых предприятий | доклад в Правительство Российской Федерации с проектом федерального закона | Росалкогольрегулирование, Минсельхоз России, Минфин России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | снижение затрат на логистику, увеличение объемов производства вина | I квартал 2016 г. |
8. | Введение критериев выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции | федеральный закон | Минпромторг России, Минэкономразвития России, Минфин России, Росалкогольрегулирование, Минздрав России | оказание поддержки малому и среднему бизнесу и развитию конкуренции на алкогольном рынке, в том числе через дифференциацию подхода к уплате государственной пошлины за предоставление, продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции | II квартал 2016 г. |
Раздел II. Меры по профилактике правонарушений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции | |||||
9. | Внедрение единой государственной федеральный автоматизированной закон информационной системы в оптовых и розничных точках продажи алкогольной продукции, в том числе в городских и сельских поселениях вне зависимости от численности их населения | федеральный закон | Минфин России, Росалкогольрегулирование, Минпромторг России, МВД России, Минкомсвязь России | повышение эффективности борьбы с незаконным производством и оборотом алкогольной продукции; сокращение доли нелегальных продаж алкогольной продукции | с 1 июля 2016 г. по 1 июля 2017 г. |
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 11.04.2016 N 643-р) | |||||
10. | Установление контроля за федеральный железнодорожными перевозками закон этилового спирта и спиртосодержащей продукции | федеральный закон | Минфин России, Росалкогольрегулирование, Минтранс России | установление требований к транспортным средствам и оборудованию для учета объема перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции при перевозке железнодорожным транспортом; оснащение железнодорожного подвижного состава оборудованием для учета объема перевозки такой продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции | 31 декабря 2016 г. |
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 11.04.2016 N 643-р) | |||||
11. | Усиление уголовной и административной ответственности за незаконную продажу и хранение подакцизных товаров (алкогольной и табачной продукции) | федеральный закон | Минфин России, Росалкогольрегулирование, МВД России | сокращение незаконного производства и оборота подакцизных товаров, существенное усиление уголовной и административной ответственности за продажу алкогольной продукции без лицензии, усиление административной ответственности за продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции физическими лицами, а также введение уголовной ответственности в случае совершения указанного деяния повторно | 1 мая 2016 г. |
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 11.04.2016 N 643-р) | |||||
12. | Введение ответственности за легализацию незаконно произведенных алкогольной и спиртосодержащей продукции | федеральный закон | Росалкогольрегулирование, Минфин России, Минпромторг России, Минэкономразвития России, МВД России, ФСБ России, Минздрав России | устранение возможности легализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящейся в незаконном обороте, в том числе путем неоднократной поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции по одному и тому же комплекту документов, сопровождающих оборот продукции, установление права лицензирующего органа требовать от соискателя лицензии документ, подтверждающий географические координаты места осуществления деятельности | II квартал 2016 г. |
13. | Усиление ответственности за оборот поддельных федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции | федеральный закон | Минфин России, Росалкогольрегулирование, МВД России, ФСБ России | усиление уголовной ответственности за изготовление и сбыт поддельных федеральных специальных марок по аналогии с изготовлением и сбытом поддельных денежных знаков; введение в качестве основания для отказа в выдаче федеральных специальных марок таких фактов, как аннулирование либо истечение срока действия извещения об уплате (об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза, несоответствие сведений, указанных в документах, представленных для выдачи марок, сведениям, зафиксированным заявителем в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, наличие сведений, свидетельствующих о систематическом включении заявителями в налоговую декларацию по акцизам недостоверной (ложной) информации | 1 мая 2016 г. |
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 11.04.2016 N 643-р) | |||||
Подготовка предложений об усилении уголовной ответственности | доклад в Правительство Российской Федерации | МВД России, Минюст России, Росалкогольрегулирование, ФТС России, ФСБ России | IV квартал 2015 г. | ||
14. | Внедрение системы государственного учета в производстве, обороте, перевозках спиртосодержащих лекарственных средств, в том числе фармацевтической субстанции (этанола) и медицинских изделий | усиление контроля за производством и оборотом этилового спирта для производства спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий; недопущение использования спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских изделий не по назначению | |||
1-й этап - подготовка предложений по внедрению системы государственного учета в производстве, обороте, перевозках спиртосодержащих лекарственных средств, в том числе фармацевтической субстанции (этанола) и медицинских изделий | доклад в Правительство Российской Федерации | Минпромторг России, Росалкогольрегулирование, Минздрав России, Минэкономразвития России, ФАС России, ФСБ России | IV квартал 2015 г. | ||
2-й этап - подготовка законопроекта по внедрению системы государственного учета в производстве, обороте, перевозках спиртосодержащих лекарственных средств, в том числе фармацевтической субстанции (этанола) и медицинских изделий | федеральный закон | Минпромторг России, Минздрав России, Росалкогольрегулирование, Минэкономразвития России | 1 мая 2016 г. | ||
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 11.04.2016 N 643-р) | |||||
"15. | Усиление контроля за производством пивных и солодовых напитков | федеральный закон | Минфин России, Росалкогольрегулирование | введение лицензирования производства и оборота пивных и солодовых напитков | 1 мая 2016 г. |
(в ред. Распоряжения Правительства РФ от 11.04.2016 N 643-р) | |||||
Раздел III. Меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации | |||||
16. | Анализ реализации Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р | доклад в Правительство Российской Федерации | Минздрав России, Роспотребнадзор, Минтруд России, Минобрнауки России, Росалкогольрегулирование, Минкультуры России, Минспорт России, МВД России, Минэкономразвития России, ФАС России, Минпромторг России | оценка эффективности реализации мер государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, мониторинг хода реализации задач, определенных Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 2128-р | IV квартал 2015 г. |
17. | Разработка и реализация концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем | повышение информированности населения Российской Федерации о вреде потребления алкогольной продукции | |||
1-й этап - разработка концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем, основанной на независимых от алкогольной индустрии исследованиях | ведомственный акт | Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | II квартал 2016 г. | ||
2-й этап - реализация концепции по информированию населения Российской Федерации о вреде злоупотребления алкоголем | доклад в Правительство Российской Федерации | Минздрав России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации | ежегодно | ||
18. | Установление требований к объему тары выпускаемых спиртосодержащих лекарственных средств, а также их нормы отпуска | снижение масштабов немедицинского потребления спиртосодержащих лекарственных средств населением | |||
1-й этап - установление требований к объему тары выпускаемых спиртосодержащих лекарственных средств | постановление Правительства Российской Федерации | Минздрав России, Росалкогольрегулирование, Минэкономразвития России, ФАС России, Минпромторг России | I квартал 2016 г. | ||
2-й этап - внесение изменений в Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики, расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 735н, в части установления нормы отпуска спиртосодержащих лекарственных средств | ведомственный акт | Минздрав России | IV квартал 2015 г. | ||
19. | Установление ответственности за незаконную реализацию алкогольной продукции дистанционным способом, предусматривающей в том числе внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | федеральный закон | Росалкогольрегулирование, Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, Минздрав России, Минпромторг России, Роспотребнадзор | снижение доступности алкогольной продукции, незаконно продаваемой с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | I квартал 2016 г. |
20. | Установление ответственности за реализацию спиртосодержащих лекарственных средств, медицинских изделий и этилового спирта по фармакопейным статьям, в том числе фармацевтической субстанции (этанола), дистанционным способом, предусматривающей в том числе внесудебную блокировку сайтов, распространяющих информацию о розничной продаже таких товаров в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | федеральный закон | Минздрав России, Росалкогольрегулирование, Минэкономразвития России, Минкомсвязь России, Минпромторг России, Роспотребнадзор | снижение доступности спиртосодержащих лекарственных средств, медицинских изделий, этилового спирта по фармакопейным статьям, в том числе фармацевтической субстанции (этанола), незаконно продаваемых с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | I квартал 2016 г. |
21. | Запрет продажи "сухого алкоголя" на территории Российской Федерации и Евразийского экономического союза | федеральный закон, решение Евразийской экономической комиссии | Роспотребнадзор, Минздрав России, МВД России, Росалкогольрегулирование, Минпромторг России | предотвращение распространения "сухого алкоголя" и других новых форм алкогольной продукции | I квартал 2016 г. |
22. | Разработка мер поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, не связанных с алкогольной индустрией, деятельность которых направлена на профилактику и снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и алкоголизма, в том числе в молодежной среде, и на комплексную реабилитацию страдавших алкогольной зависимостью | доклад в Правительство Российской Федерации | Минздрав России, Минобрнауки России, Росалкогольрегулирование, Минкультуры России, Минэкономразвития России, Минтруд России, Общественная палата Российской Федерации | снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, в том числе в молодежной среде | IV квартал 2015 г. |
23. | Разработка программ повышения квалификации по вопросам профилактики алкоголизма, в том числе в молодежной среде, рекомендованных к применению при получении педагогическими работниками дополнительного профессионального образования | доклад в Правительство Российской Федерации | Минобрнауки России Минздрав России, Минкультуры России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Общественная палата Российской Федерации | снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией, в том числе в молодежной среде | I квартал 2016 г. |