Приказ Минтруда РФ N 199, Минобрнауки N 503 от 28.04.2016

"Об утверждении методики расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ"
Редакция от 28.04.2016 — Документ утратил силу, см. «Приказ Минтруда РФ N 435А, Минобрнауки РФ 447 от 22.05.2017»

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 199

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
N 503

ПРИКАЗ
от 28 апреля 2016 года

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПОТРЕБНОСТИ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

Приказываем:

Утвердить прилагаемую методику расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ.

Министр
труда и социальной защиты
Российской Федерации
М.А. ТОПИЛИН

Министр образования и науки
Российской Федерации
Д.В. ЛИВАНОВ

УТВЕРЖДЕНА
приказом Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
и Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 апреля 2016 г. N 199/503

МЕТОДИКА
РАСЧЕТА ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ ПОТРЕБНОСТИ В ТРУДОВЫХ РЕСУРСАХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ

I. Общие положения

1. Настоящая методика устанавливает порядок расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах (далее - профессиональные кадры), в том числе инженерно-технических, и прогноза объемов их подготовки за счет бюджетных средств для целей реализации государственных программ (при наличии такой потребности).

2. В настоящей методике используются следующие термины:

базовый год (t) - текущий год;

прогнозный период (t+n) - период реализации соответствующего мероприятия государственной программы, следующий за базовым годом;

потребность в профессиональных кадрах (ПД) - среднесписочная численность работников, необходимая для приема на вновь создаваемые и незанятые (вакантные) рабочие места, а также на замену выбывающих работников;

дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие (ПР) - часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на вновь создаваемые рабочие места;

дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий (ПВ) - часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на незанятые (вакантные) рабочие места;

дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену (ПЗ) - часть потребности в профессиональных кадрах, требующаяся для приема на существующие рабочие места взамен выбывающих работников;

прогноз объемов подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств - подготовка предложений по определению объема и структуры контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования за счет ассигнований федерального бюджета.

3. Потребность в профессиональных кадрах определяется с использованием Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) с выделением данных по инженерно-техническим кадрам.

4. Потребность в профессиональных кадрах определяется в среднегодовом исчислении (за каждый год отдельно).

II. Определение потребности в профессиональных кадрах

5. Потребность в профессиональных кадрах определяется на основе ретроспективных данных о профессионально-квалификационной структуре рабочих мест и поло-возрастной структуре работников за 3 и более предшествующих года, стратегических документов, определяющих приоритеты развития в сфере реализации соответствующей государственной программы, сведений о реализуемых и планируемых к реализации инвестиционных проектах.

6. Потребность в профессиональных кадрах определяется последовательно для каждого года прогнозного периода (t+n).

7. Потребность в профессиональных кадрах в t+n году прогнозного периода определяется по формуле:

(1),

где:

ПД - потребность в профессиональных кадрах,

ПР - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие,

ПВ - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий,

ПЗ - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену,

t+n - прогнозный период.

8. Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие определяется по формуле:

(2),

где:

ПР - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на развитие,

- среднегодовое количество создаваемых новых рабочих мест,

t+n - прогнозный период.

9. Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий определяется на основе ретроспективных данных о наличии вакансий за 3 и более предшествующих года. При незначительном удельном весе незанятых (вакантных) рабочих мест в среднесписочной численности работников (3% и менее) данный показатель может не учитываться при определении потребности в профессиональных кадрах.

Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий определяется по формуле:

(3),

где:

ПВ - дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замещение вакансий,

СС - среднесписочная численность работников,

- среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,

КВ - поправочный коэффициент, определяемый экспертным путем,

t+n - прогнозный период.

10. Среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде определяется по формуле:

(4),

где:

- среднее значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,

ДВ - значение удельного веса вакансий в среднесписочной численности работников,

t - базовый год,

m - количество лет ретроспективного периода.

11. Дополнительная потребность в профессиональных кадрах на замену определяется на основе ретроспективных данных о возрастной структуре работников и данных об увольнениях в связи с выходом на пенсию за 3 и более предшествующих года по следующей формуле:

(5),

где:

ЧП - численность работников, выбывающих в связи с выходом на пенсию,

СС - среднесписочная численность работников,

- среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,

КП - поправочный коэффициент, определяемый экспертным путем. Значение КП зависит от изменений половозрастной структуры работников и вероятности выхода на пенсию после достижения пенсионного возраста в соответствующем возрастном интервале,

t+n - прогнозный период.

12. Среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде определяется по следующей формуле:

(6),

где:

- среднее значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников в ретроспективном периоде,

ДП - значение удельного веса работников, уволенных в связи с выходом на пенсию, в среднесписочной численности работников,

t - базовый год,

m - количество лет ретроспективного периода.

13. Для определения дополнительной потребности в профессиональных кадрах на развитие, замещение вакансий, замену могут использоваться методы экономико-математического моделирования, статистические методы, методы экстраполяции, нормативный, штатный, балансовый и иные методы, учитывающие специфику отрасли, в которой реализуется соответствующая государственная программа.

14. Результаты расчета потребности в профессиональных кадрах заносятся в таблицу, форма которой приведена в приложении N 1 к настоящей методике:

в графе "всего" указывается значение потребности в профессиональных кадрах в t+n году прогнозного периода ();

в графе "на развитие" указывается значение дополнительной потребности в кадрах на развитие в t+n году прогнозного периода ();

в графе "на замену" указывается значение дополнительной потребности в кадрах на развитие в t+n году прогнозного периода ().

III. Прогноз объемов подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств

15. Сведения о потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля, содержащиеся в таблице, приведенной в приложении N 1 к настоящей методике, дезагрегируются по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, перечень которых приведен в приложении N 2 к настоящей методике. Дезагрегированные данные заносятся в сводную таблицу потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, форма которой приведена в приложении N 3 к настоящей методике.

16. Сведения о потребности в профессиональных кадрах инженерно-технического профиля по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, содержащиеся в таблице, приведенной в приложении N 3 к настоящей методике, учитываются при подготовке предложений по определению объема и структуры контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования за счет ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном Правилами установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2015 г. N 285.

Приложение N 1
к методике расчета
основных параметров
потребности в трудовых
ресурсах для целей реализации
государственных программ,
утвержденной приказом
Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
и Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 апреля 2016 г. N 199/503

Форма

СВЕДЕНИЯ О ПОТРЕБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРАХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИХ, ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЯ
___________________________________________________________________
(номер и наименование мероприятия государственной программы)
ОСНОВНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
____________________________________________________________________________
(номер и наименование основного мероприятия государственной программы)
ПОДПРОГРАММЫ
______________________________________________________________________
(номер и наименование подпрограммы государственной программы)

(человек)

Наименования занятий по ОКЗ Код по ОКЗ Среднесписочная численность работников в базовом году (t) Потребность в профессиональных кадрах в прогнозном периоде
t+1 ... t+n лет
всего из нее всего из нее всего из нее
на развитие на замену на развитие на замену на развитие на замену
А Б 1 2 3 4 ... ... ... ... ... ...
Всего -
руководители 1
специалисты высшего уровня квалификации 2
в том числе:
специалисты в области науки и техники, всего
21
из них:
физики, химики и специалисты родственных занятий 211 <*>
специалисты в области техники, исключая электротехников 214 <*>
инженеры-электротехники 215 <*>
архитекторы, проектировщики, топографы и дизайнеры 216 <*>
специалисты в области здравоохранения, всего 22
из них:
врачи
221
специалисты по медицинскому уходу и акушерству 222
специалисты в области образования, всего 23
из них:
профессорско-преподавательский состав университетов и других образовательных организаций высшего образования
231
педагогические работники профессиональных образовательных организаций 232
педагогические работники общеобразовательных организаций (среднее общее образование) 233
педагогические работники дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций (дошкольное и начальное общее образование) 234
специалисты в сфере бизнеса и администрации 24
специалисты по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) 25 <*>
специалисты в области права, гуманитарных областей и культуры 26
специалисты среднего уровня квалификации, всего 3
в том числе:
специалисты-техники в области науки и техники, всего
31
из них:
техники в области физических и технических наук 311 <*>
мастера (бригадиры) на производстве и в строительстве 312 <*>
техники (операторы) по управлению технологическими процессами 313 <*>
специалисты-техники по управлению и эксплуатации водных и воздушных судов 315 <*>
средний медицинский персонал здравоохранения 32
средний специальный персонал по экономической и административной деятельности 33
средний специальный персонал в области правовой, социальной работы, культуры, спорта и родственных занятий 34
специалисты-техники в области информационно-коммуникационных технологий 35 <*>
служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием, всего 4
в том числе:
служащие общего профиля и обслуживающие офисную технику
41
служащие сферы обслуживания населения 42
служащие в сфере обработки числовой информации и учета материальных ценностей 43
другие офисные служащие 44
работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности, всего 5
в том числе:
работники сферы индивидуальных услуг
51
продавцы 52
работники, оказывающие услуги по индивидуальному уходу 53
работники служб, осуществляющих охрану граждан и собственности 54
квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства, всего 6
в том числе:
квалифицированные работники сельского хозяйства, производящие товарную продукцию
61
товарные производители лесной и рыбной продукции и охотники 62
квалифицированные работники сельского хозяйства, рыболовства, охотники и сборщики урожая, производящие продукцию для личного потребления 63
квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий, всего 7
в том числе:
рабочие, занятые в строительстве, и рабочие родственных занятий (за исключением электриков)
71
рабочие, занятые в металлообрабатывающем и машиностроительном производстве, механики и ремонтники 72
рабочие, занятые изготовлением прецизионных инструментов и приборов, рабочие художественных промыслов и полиграфического производства 73
рабочие в области электротехники и электроники 74
рабочие пищевой, деревообрабатывающей, текстильной и швейной промышленности и рабочие родственных занятий, всего 75
из них:
рабочие пищевой промышленности и рабочие родственных занятий
751
рабочие ручного труда, производящие одежду и обувь 753
операторы производственных установок и машин, сборщики и водители, всего 8
в том числе:
операторы промышленных установок и стационарного оборудования
81
сборщики 82
водители и операторы подвижного оборудования 83
неквалифицированные рабочие, всего 9
в том числе:
уборщики и прислуга
91
неквалифицированные рабочие сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства 92
неквалифицированные рабочие, занятые в горнодобывающей промышленности, строительстве, обрабатывающей промышленности и на транспорте, всего 93
из них:
неквалифицированные рабочие, занятые в горнодобывающей промышленности и строительстве
931
неквалифицированные рабочие, занятые в обрабатывающей промышленности 932
неквалифицированные рабочие, занятые на транспорте и в хранении 933
помощники в приготовлении пищи 94
уличные торговцы и другие неквалифицированные работники, оказывающие различные уличные услуги 95
неквалифицированные работники по сбору мусора и другие неквалифицированные работники 96
военнослужащие 0

<*> Позиции с кодами ОКЗ 211, 214, 215, 216, 25, 311, 312, 313, 315, 35 соответствуют инженерно-техническим специальностям.

Приложение N 2
к методике расчета
основных параметров
потребности в трудовых
ресурсах для целей реализации
государственных программ,
утвержденной приказом
Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
и Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 апреля 2016 г. N 199/503

ПЕРЕЧЕНЬ УКРУПНЕННЫХ ГРУПП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ "ИНЖЕНЕРНОЕ ДЕЛО, ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ"

N п/п Наименования укрупненных групп специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки" <1> Коды укрупненных групп специальностей и направлений подготовки
1. Архитектура 07.00.00
2. Техника и технологии строительства 08.00.00
3. Информатика и вычислительная техника 09.00.00
4. Информационная безопасность 10.00.00
5. Электроника, радиотехника и системы связи 11.00.00
6. Фотоника, приборостроение, оптические и биотехнические системы и технологии 12.00.00
7. Электро- и теплотехника 13.00.00
8. Ядерная энергетика и технологии 14.00.00
9. Машиностроение 15.00.00
10. Физико-технические науки и технологии 16.00.00
11. Оружие и системы вооружения 17.00.00
12. Химические технологии 18.00.00
13. Промышленная экология и биотехнологии 19.00.00
14. Техносферная безопасность и природообустройство 20.00.00
15. Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия 21.00.00
16. Технологии материалов 22.00.00
17. Техника и технологии наземного транспорта 23.00.00
18. Авиационная и ракетно-космическая техника 24.00.00
19. Аэронавигация и эксплуатация авиационной и ракетно-космической техники 25.00.00
20. Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта 26.00.00
21. Управление в технических системах 27.00.00
22. Нанотехнологии и наноматериалы 28.00.00
23. Технологии легкой промышленности 29.00.00

<1> В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (зарегистрирован Министерством юстиции Российский Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), и перечнем специальностей среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. N 1199 (зарегистрирован Министерством юстиции Российский Федерации 26 декабря 2013 г., регистрационный N 30861).

Приложение N 3
к методике расчета
основных параметров
потребности в трудовых
ресурсах для целей реализации
государственных программ,
утвержденной приказом
Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
и Министерства образования
и науки Российской Федерации
от 28 апреля 2016 г. N 199/503

Форма

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПОТРЕБНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРАХ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ ПО УКРУПНЕННЫМ ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Номер мероприятия государственной программы Код по ОКЗ Код укрупненной группы специальностей и направлений подготовки Наименование укрупненной группы специальностей и направлений подготовки среднего профессионального и высшего образования, входящих в состав области образования "Инженерное дело, технологии и технические науки" Уровень образования (высшее/среднее профессиональное) Потребность в профессиональных кадрах в прогнозном периоде (человек)
t+1 ... t+n лет
А Б В Г Д 1 ... n
Итого специалистов с высшим образованием
в том числе по специальностям X
X X X
X X X
X X X
Итого специалистов со средним специальным образованием
в том числе по специальностям X
X X X
X X X
X X X
                 

Рекомендации по заполнению

1. Графы А и Б сводной таблицы заполняются по данным таблицы приложения N 1 к методике расчета основных параметров потребности в трудовых ресурсах для целей реализации государственных программ (далее - Методика) последовательно по каждому мероприятию государственной программы и коду ОКЗ (только для кодов 211, 214, 215, 216, 25, 311, 312, 313, 315, 35).

2. В графах В и Г сводной таблицы указываются код и наименование укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (согласно приложению N 2 к Методике), по которым имеется потребность в кадрах, соответствующая коду ОКЗ, указанному в графе Б сводной таблицы.

3. В графе Д сводной таблицы указывается уровень образования (высшее или среднее специальное), требуемый для укрупненной группы специальностей и направлений подготовки, указанной в графе Г сводной таблицы.

4. В графах 1 - n сводной таблицы указывается потребность в профессиональных кадрах соответствующей специальности и уровня образования, указанных в графах Г и Д сводной таблицы.

5. В конце сводной таблицы подводятся сводные итоги по каждому коду специальности раздельно для высшего и среднего профессионального образования.