Положение о порядке расследования аварий морских судов

(утв. приказом Минморфлота СССР от 12.02.57 N 143)
Редакция от 12.02.1957 — Действует

Утверждено
приказом Министра морского флота СССР
от 12 февраля 1957 г. N 143

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ РАССЛЕДОВАНИЯ АВАРИЙ МОРСКИХ СУДОВ

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок расследования аварийных случаев, происшедших с судами во время плавания или на стоянке.

Целью проводимого на основании настоящего Положения расследования аварийных случаев является установление:

а) обстоятельств, при которых произошел аварийный случай;

б) причин аварийного случая;

в) последствий аварийного случая;

г) лиц, виновных в аварийном случае;

д) мероприятий, необходимых для предупреждения аварийных случаев в будущем.

2. Действие настоящего Положения распространяется:

а) на все морские суда, принадлежащие как Министерству морского флота, так и другим министерствам и ведомствам СССР и союзных республик;

б) на все морские суда спортивных клубов, общественных и кооперативных организаций;

в) на речные суда, независимо от их принадлежности, потерпевшие аварию в водах, подчиняющихся морскому режиму;

г) на суда, плавающие под иностранным флагом, в случаях, предусмотренных разделом VI настоящего Положения.

Примечание. Под словом "судно" в настоящем Положении понимаются транспортные, ледокольные, технические, промысловые, гидрографические, экспедиционные и служебно-вспомогательные суда, плавучие маяки и всякие другие плавучие средства, включая плавучие краны, плавучие перегружатели, доки и др.

Настоящее Положение не распространяется:

а) на суда, находящиеся в капитальном ремонте;

б) на корабли и вспомогательные суда Военно-Морского Флота и Министерства внутренних дел СССР;

в) на плоты леса;

г) на мелкие несамоходные портовые плавучие средства.

Примечание. Случаи повреждений, частичной или полной утери леса при буксировке плотов учитываются и оформляются соответствующими пароходствами или портами на основе действующих правил перевозок грузов и отдельных договоров.

II. Классификация аварийных случаев

3. Вводится следующая классификация аварийных случаев:

а) кораблекрушение;

б) авария;

в) аварийное происшествие.

4. Кораблекрушением считается аварийный случай с судном, в результате которого произошла гибель судна или его полное конструктивное разрушение.

5. Аварией считается случай с судном, в результате которого имели место:

а) повреждение судна, приведшее к потере мореходности и требующее не менее 48 часов на исправление повреждения;

б) повреждение судном берегового сооружения, исправление которого требует вывода этого сооружения из эксплуатации на срок не менее 48 часов;

в) нахождение на мели грузового судна не менее 48 часов, а пассажирского судна - не менее 12 часов, независимо от наличия повреждений.

6. Аварийным происшествием считается аварийный случай с судном, в результате которого имели место:

а) повреждение судна, приведшее к потере мореходности и требующее менее 48 часов на исправление повреждения;

б) повреждение берегового сооружения судном, исправление которого требует вывода этого сооружения из эксплуатации на срок менее 48 часов;

в) нахождение на мели грузового судна менее 48 часов, а пассажирского судна - менее 12 часов;

г) повреждение судном средства навигационного оборудования, выведшее его из эксплуатации.

Примечание. Под "повреждением судна" в пп. 5 и 6 настоящего раздела Приложения понимаются повреждения корпуса, двигателей, механизмов, котлов, устройств, систем, рангоута и других элементов судна.

7. Повреждения корпуса, руля, винтов, главных и вспомогательных механизмов, полученные не по вине экипажа из-за плавания в ледовых условиях, считаются ледовыми аварийными случаями.

8. Все другие повреждения судна, не приведшие к потере мореходности, случаи касания или посадки судна на мель без повреждения корпуса в том случае, когда грузовое судно самостоятельно (несамоходное судно - с помощью буксировавшего его судна) сошло с мели в течение 6 часов, а пассажирское - в течение 2 часов, после посадки, также случаи незначительного повреждения судном берегового сооружения, не приведшее к выводу этого сооружения из эксплуатации, к аварийным случаям не относятся.

Ответственность за правильное отнесение перечисленных случаев повреждений, касаний грунта и посадок на мель, к числу случаев, не являющихся аварийными, лежит на капитане судна.

9. Любой аварийный случай с судном, приведший к человеческим жертвам, рассматривается как чрезвычайное происшествие и расследуется как авария.

Все случаи травматизма и гибели людей, не связанные с аварийными случаями, расследуются в установленном законом порядке.

III. Органы расследования аварийных случаев

10. Аварии с судами вместимостью 500 и более брутто регистровых тонн или мощностью 500 л.с. и более, а по судам рыбной промышленности - с судами 80 л.с. и более, а также все кораблекрушения и аварийные случаи с человеческими жертвами, независимо от тоннажа и мощности судов, расследуются в соответствии с настоящим Положением капитанами портов и учитываются организациями, эксплуатирующими суда.

Общий надзор за расследованием таких аварийных случаев и их учет осуществляется министерствами и ведомствами по принадлежности судов.

11. Аварии с судами вместимостью менее 500 бр.р. тонн или мощностью двигателя менее 500 л.с., а по судам рыбной промышленности - менее 80 л.с., а также все аварийные происшествия расследуются и учитываются непосредственно организациями, эксплуатирующими эти суда.

Надзор за расследованием таких аварий и аварийных случаев осуществляется капитанами портов.

12. Все аварийные случаи, подлежащие расследованию в соответствии с настоящим Положением, независимо от размера и принадлежности судна, регистрируются, классифицируются и в надлежащих случаях расследуются капитаном порта в ближайшем или первом советском порту захода, за исключением случаев, указанных в п. 13 настоящего Положения.

Примечание. Под словами "капитан порта" понимается капитан морского торгового порта Министерства морского флота и капитан морского порта других министерств и ведомств.

13. Нижеперечисленные аварийные случаи расследуются в ближайшем или первом советском порту захода только капитаном порта Министерства морского флота с привлечением представителей владельца судна или заинтересованных ведомств: столкновения судов, принадлежащих двум разным министерствам или ведомствам, повреждения судами портовых сооружений или знаков навигационной обстановки, посадки на мель, удар о подводный предмет, пожар или взрыв, имевшие место в пределах акваторий портов, судоходных фарватеров и каналов Министерства морского флота.

Примечания: 1. Аварийные случаи с судами, происшедшие вследствие отсутствия штатного навигационного ограждения или вследствие изменения навигационного ограждения без опубликования в Извещениях мореплавателям, а также повреждения навигационной обстановки, расследуются капитаном порта Министерства морского флота (ближайшего или первого порта захода), с привлечением представителей гидрографической службы ВМФ, владельца судна или заинтересованных ведомств.

2. С целью правильного определения ответственности сторон аварийные происшествия, касающиеся двух или нескольких судов разных организаций, полностью расследуются капитанами портов и учитываются владельцами судна, которое виновно в происшествии в большей степени.

14. Все повреждения судов, касания грунта и посадки на мель, не являющиеся аварийными случаями (п. 8 настоящего Положения), расследуются и оформляются самостоятельно капитаном судна.

Надзор за расследованием и учетом таких повреждений, касаний грунта и посадок на мель осуществляется морскими инспекциями пароходств.

IV. Порядок донесения об аварийных случаях

15. О всех аварийных случаях капитан (шкипер, старшина) судна обязан немедленно донести своему начальнику.

О повреждениях средств навигационного ограждения капитан (шкипер, старшина) обязан, кроме того, немедленно донести органам Управления морских путей Министерства морского флота или Гидрографической службы ВМФ.

16. О всех аварийных случаях с советскими судами в иностранных территориальных или портовых водах капитан судна обязан, помимо сообщения своему начальнику, сообщить также о происшедшем случае агенту, Торгпредству СССР, советскому консулу, а в необходимых случаях - соответствующему советскому посольству и обратиться к ним за оказанием необходимого содействия и помощи.

По прибытии в первый советский порт капитан судна подает капитану порта заявление об аварийном случае.

17. О всех кораблекрушениях, всех без исключения аварийных случаях с человеческими жертвами и авариях с судами вместимостью 500 бр. р.т и выше либо с судами, имеющими двигатели мощностью 500 л.с. и выше, а в отношении судов рыбной промышленности - об авариях с судами, имеющими двигатели 80 л.с. и выше, владельцы судов обязаны немедленно информировать министерство (ведомство) по принадлежности и прокурора.

О всех других аварийных случаях владельцы судов сообщают своему министерству (ведомству) лишь сводные месячные данные по установленной форме.

V. Расследование и учет аварийных случаев

18. Капитан (шкипер, старшина) судна, на котором произошел аварийный случай, составляет судовой технический акт о случившемся.

19. По прибытии аварийного судна либо его команды (в случае гибели судна) в советский порт капитан судна обязан немедленно представить капитану порта письменное заявление об аварийном случае и технический акт. На основе этих документов капитан порта регистрирует аварийный случай и принимает решение о классификации данного аварийного случая в соответствии с настоящим Положением.

Для обеспечения правильной классификации аварийного случая капитан порта вправе потребовать представления капитаном аварийного судна дополнительных документов.

Примечание. Подача капитану порта заявления об аварийном случае не освобождает капитана судна от обязанности оформить в соответствии с Кодексом торгового мореплавания СССР морской протест.

20. Если аварийный случай подлежит расследованию капитаном порта, капитан судна обязан представить ему для производства дальнейшего расследования следующие материалы (в одном экземпляре):

а) подробное донесение с изложением обстоятельств причин, последствий аварийного случая и виновных лиц;

б) выписки из судового и машинного журнала (при необходимости также из других журналов) за время, устанавливаемое капитаном порта;

в) при необходимости эскиз или фотографию поврежденных деталей, выкопировку с карты с обозначением места аварии и последовательным расположением судов (в случае столкновений, навалов, посадки на медь и др.);

г) справку о размере убытков по аварийному случаю;

д) документальные и вещественные доказательства, относящиеся к аварийному случаю (по требованию капитана порта).

21. Если аварийный случай подлежит расследованию судовладельцем, капитан судна передает все необходимые для расследования материалы непосредственно владельцу судна.

22. Для участия в расследовании аварийного случая могут привлекаться соответствующие специалисты, в том числе капитаны и механики судов, стоящих в порту.

23. При расследовании аварийного случая должны быть установлены причины, вызвавшие его, правильность технической эксплуатации, организации и несения вахтенной службы; правильность загрузки судна и достаточность снабжения всем необходимым для плавания.

При расследовании в необходимых случаях должны производиться лабораторные анализы.

Расходы, связанные с производством лабораторных анализов и экспертизой, оплачиваются владельцем судна.

24. В результате расследования аварийного случая должно быть составлено заключение, которое должно содержать:

а) подробное описание обстоятельств и условий, при которых он произошел;

б) указание причин случая (нарушение основ судовождения, трудовой дисциплины, недоброкачественность ремонта и др.);

в) перечень лиц, виновных в аварийном случае (конкретно, кто и в чем виновен).

При наличии нарушений Устава службы на судах морского флота, Правил технической эксплуатации и других правил в заключении по аварийному случаю должны быть указаны статьи правил и положений, которые были нарушены, или должно быть указано - нарушение каких общепринятых практических приемов привело к аварийному случаю;

г) описание последствий аварийного случая с подробным перечнем повреждений и потерь.

Объем повреждений, указанный в техническом акте, представляемом капитаном судна, уточняется при необходимости лицом, ведущим расследование, или создаваемой им специальной технической комиссией из представителей заинтересованных организаций и судоремонтных предприятий с участием, если потребуется, представителя инспекции Регистра СССР.

При расследовании случаев, связанных с посадкой на грунт, выброской на берег или касанием грунта, обязателен водолазный или доковый осмотр судна;

д) данные о размерах убытков.

Определению и учету подлежат следующие убытки (на основании сведений, представляемых владельцем судна):

1. Стоимость исправлений аварийных повреждений.

2. Стоимость производства спасательных операций.

3. В случае гибели судна - его балансовая стоимость (за вычетом износа) на 1-е число предшествовавшего аварии месяца;

е) предложения о необходимых мероприятиях для предупреждения аналогичных аварийных случаев в будущем.

25. Срок расследования аварийных случаев не должен превышать 15 суток:

а) со дня прибытия судна в ближайший порт;

б) со дня аварийного случая, если судно погибло или утратило плавучесть и не может быть доставлено в порт.

В исключительных случаях срок расследования аварийного случая может быть продлен до одного месяца с разрешения Главного ревизора по безопасности мореплавания Министерства морского флота <*>, либо Инспекции безопасности мореплавания Министерства рыбной промышленности СССР <**>.

<*> Функции Главного ревизора по безопасности мореплавания ММФ перешли к председателю В/О "Мореплавание".

<**> В настоящее время - Главная государственная инспекция безопасности мореплавания и портового надзора Министерства рыбного хозяйства СССР.

26. В случае возбуждения уголовного дела прокурором или установления лицом, производящим расследование, признаков преступления, дальнейшее расследование аварийного случая, если на то последует указание прокурора, прекращается и материалы расследования и заключение, если расследование закончено, направляются прокурору.

27. Материалы и заключение по аварийным случаям, расследованным капитаном порта, направляются владельцу судна.

В случае несогласия владельца судна с заключением капитана порта он обязан в пятидневный срок направить свои обоснованные возражения Главному ревизору по безопасности мореплавания Министерства морского флота* или в соответствующие органы других министерств и ведомств, которым подчинены капитаны портов. Копия возражений должна быть одновременно направлена капитану порта, расследовавшему данный аварийный случай.

Главный ревизор по безопасности мореплавания Министерства морского флота или соответствующее ему должностное лицо других министерств и ведомств, рассмотрев заключение капитана порта и возражения судовладельца, выносит окончательное заключение по данному аварийному случаю, произведя в необходимых случаях дополнительное расследование.

28. Начальник морского пароходства, начальник порта, начальник Управления морских путей, руководитель рыбохозяйственной организации и другие владельцы судов по получении заключения и материалов расследования аварийного случая с судном от капитана порта или после окончания расследования, произведенного самостоятельно, обязаны в десятидневный срок издать приказ с указанием обстоятельств, причин и последствий аварийного случая, наказать виновных лиц, разработать и провести в жизнь конкретные мероприятия по предупреждению аналогичных аварийных случаев в будущем.

По всем ледовым аварийным случаям и всем случаям повреждения судов, происшедшим в течение гарантийного срока или во время проведения экспериментальных работ с ними не по вине экипажа - по окончании расследования должны быть приняты необходимые меры предотвращения подобных аварийных случаев в будущем, с соответствующим оформлением этих мероприятий приказами, отдельными распоряжениями, предъявлением рекламаций и т.п.

29. О результатах расследования кораблекрушения, аварийного случая с человеческими жертвами или аварии с судном вместимостью 500 бр.р.т и выше, либо имеющим двигатель мощностью 500 л.с. и выше, а по судам рыбной промышленности, имеющим двигатели мощностью 80 л.с. и выше, и принятых по результатам расследования мерах, владелец судна обязан в декадный срок доложить министерству (ведомству) по принадлежности.

30. Контроль за правильностью решений, принимаемых владельцами судов по результатам расследования аварийных случаев, осуществляется соответственно Главным ревизором по безопасности мореплавания Министерства морского флота или соответствующими ему должностными лицами других министерств и ведомств.

31. Решение по аварийному случаю, принятое владельцем судна, может быть обжаловано лицами, которых это решение касается в 5-дневный срок Министру (руководителю ведомства) по подчиненности. Подача жалобы не приостанавливает приведения решений в исполнение.

32. Все аварийные случаи, расследуемые в соответствии с настоящим Положением, учитываются судовладельцами. Учет аварийных случаев ведется с подразделением на две основные группы:

1) кораблекрушения с судами вне зависимости от их тоннажа и мощности; все аварийные случаи с человеческими жертвами; аварии с судами вместимостью 500 бр.р. т и более или мощностью 500 л.с. и более, а по судам рыбной промышленности 80 л.с. и более;

2) аварии с судами вместимостью менее 500 бр.р. т и мощностью менее 500 л.с., а по судам рыбной промышленности менее 80 л.с.; аварийные происшествия со всеми судами.

Ледовые аварийные случаи и все случаи повреждения судов, происшедшие на них в течение гарантийного срока или во время проведения экспериментальных работ с судами не по вине экипажа, в общий учет аварийных случаев не включается.

33. Формы документов о расследовании аварийных случаев, отчетов по ним и инструкции по их заполнению разрабатываются Министерством морского флота по согласованию с Центральным статистическим управлением при Совете Министров СССР <*>. Эти формы и инструкции являются обязательными для всех министерств и ведомств, эксплуатирующих морские суда.

<*> В настоящее время - Центральное статистическое управление СССР.

VI. Расследование аварийных случаев с иностранными судами в водах СССР

34. В соответствии с настоящим Положением подлежат расследованию все аварийные случаи с иностранными судами, происшедшие в пределах территориальных или портовых вод СССР, и затрагивающие интересы Советского Союза или его граждан.

Прочие аварийные случаи расследуются, если об этом последует просьба капитана судна, судовладельцев или консула страны, под флагом которой плавает аварийное судно.

Расследованию также подлежат аварийные случаи с иностранными судами, происшедшие за пределами территориальных или портовых вод СССР, если при этом последовала смерть или был причинен вред здоровью граждан СССР, или был причинен ущерб имуществу Советского государства, его граждан или организаций.

35. При всяком аварийном случае с иностранным судном, имевшим место в территориальных, внутренних или портовых водах СССР, капитан советского судна, а также всякие другие лица, которым стало известно о нем, обязаны при первой возможности довести до сведения капитана ближайшего к месту аварии порта, который обязан принять необходимые меры, в частности, по оказанию помощи людям, терпящим бедствие, а также в случае необходимости и меры к обеспечению безопасности плавания в месте аварии. Оказание помощи иностранным судам должно производиться в полном соответствии со статьями 163-174 Кодекса торгового мореплавания Союза ССР и другими законами.

36. Расследование аварийный случаев с иностранными судами в территориальных или портовых водах СССР производят капитаны портов Министерства морского флота.

37. Расследование аварийных случаев производится по общему правилу в том порту, в который судно пришло или было приведено после аварии или в ближайшем к месту аварии порту.

38. Капитан порта приступает к расследованию аварийного случая в соответствии с настоящим Положением по собственной инициативе или по просьбе капитана аварийного судна, членов его экипажа, судовладельцев, фрахтователей, страховщиков либо других заинтересованных организаций и лиц.

39. О начале производства расследования капитан порта информирует Министерство морского флота. Одновременно капитан порта извещает об этом аварийного комиссара Ингосстраха СССР.

40. Если при расследовании аварийного случая выделяются признаки преступления, то капитан порта немедленно сообщает об этом прокурору.

41. Задержание иностранных аварийных судов может производиться только в случаях и в порядке, предусмотренных статьями 239 и 240 Кодекса торгового мореплавания СССР и п. 4 постановления Совета Труда и Обороны от 10 апреля 1931 г.

42. Копия акта о расследовании аварийного случая с иностранным судном направляется капитаном порта Министерству морского флота.

43. Решение капитана порта по аварийному случаю может быть обжаловано заинтересованными лицами или организациями Министру морского флота в двухмесячный срок со дня получения решения. Об окончательном решении по делу сообщается заинтересованным организациям или лицам

44. Расходы, связанные с выездами для расследования, производством анализов и экспертизы, производятся за счет судовладельцев. В случаях, касающихся нескольких судов, расходы распределяются соразмерно ответственности за случай каждого причастного к нему судна.