Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 апреля 2009 г. N 13812
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 16 марта 2009 г. N 82
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕЗИДЕНТОМ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОЙ, ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОРТОВОЙ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
(в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
Во исполнение пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417) приказываю:
Утвердить прилагаемый Порядок осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне.
Министр
Э.С.НАБИУЛЛИНА
УТВЕРЖДЕН
Приказом Минэкономразвития России
от 16 марта 2009 г. N 82
ПОРЯДОК
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ РЕЗИДЕНТОМ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ СОГЛАШЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОМЫШЛЕННО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ, ТЕХНИКО-ВНЕДРЕНЧЕСКОЙ, ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОРТОВОЙ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЕ
(в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру осуществления контроля за исполнением резидентом особой экономической зоны (далее - резидент) соглашения об осуществлении промышленно-производственной, технико-внедренческой, туристско-рекреационной деятельности или деятельности в портовой особой экономической зоне (далее - соглашение об осуществлении деятельности в особой экономической зоне).
2. Контроль осуществляется должностными лицами Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Министерство) в форме проверок исполнения резидентами условий соглашений об осуществлении деятельности в особой экономической зоне. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
3. В рамках проверки устанавливается соответствие деятельности резидента условиям соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
4. Проверки могут быть плановыми и внеплановыми.
5. Плановые проверки проводятся ежегодно на основании плана, утверждаемого Министром экономического развития Российской Федерации (далее - план проверок). План проверок на очередной календарный год составляется не позднее чем за месяц до окончания текущего года. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
Первая проверка в отношении резидента проводится не ранее чем через двенадцать месяцев с даты заключения с ним соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
В плане проверок указываются:
а) наименование резидента - юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого проводится проверка;
б) место проверки;
в) предмет проверки;
г) период проверки;
д) срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки);
е) подпункт утратил силу. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
6. Проверка резидента, не включенная в план проверок, является внеплановой. Внеплановая проверка проводится в случае получения Министерством от юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти письменных сведений о нарушении резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне, которые могут стать основанием для обращения в суд с заявлением о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне, а также с целью проверки исполнения резидентом предписаний об устранении выявленных нарушений. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
7. Проведение проверки оформляется приказом Министра экономического развития Российской Федерации или его заместителя, содержащим сведения, указанные в подпунктах "а" - "д" пункта 5 настоящего Порядка, а также фамилию, имя, отчество и полное наименование должности проверяющего (проверяющих). (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
8. Не позднее чем за четырнадцать календарных дней до даты начала проведения проверки резиденту (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или иному уполномоченному представителю резидента) направляется по почте заказным письмом уведомление о проведении проверки (далее - уведомление), которое содержит: (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
а) номер и дату приказа о проведении проверки;
б) фамилию, имя, отчество и полное наименование должности проверяющего (проверяющих) (далее - проверяющие);
в) место проверки;
г) предмет проверки;
д) период проверки;
е) срок проведения проверки (дата начала и окончания проверки);
ж) список документов, которые резидент обязан представить к дате начала проверки по месту ее проведения.
Уведомление считается полученным по истечении 6 дней после его отправки. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
По прибытию на место проверки проверяющие обязаны вручить резиденту под расписку копию приказа о проведении проверки. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
9. При проведении проверки проверяющие руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Порядком.
10. Срок проверки составляет не более четырнадцати календарных дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностных лиц, осуществляющих проверку, срок проверки продлевается на основании приказа Министерства, но не более чем на четырнадцать календарных дней. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
Проверка может быть завершена до истечения срока, указанного в приказе о проведении проверки.
11. При проведении проверки проверяющие обязаны:
а) соблюдать сроки проведения проверки;
б) ознакомить резидента с его правами и обязанностями при проведении проверки;
в) обеспечить сохранность и возврат резиденту полученных от него подлинников документов;
г) соблюдать конфиденциальность сведений, составляющих банковскую, налоговую или коммерческую тайну резидента и ставших известными проверяющим в ходе проверки;
д) организовывать и проводить проверку, не нарушая производственного процесса резидента;
е) ознакомить резидента с результатами проверки.
12. Проверяющие в пределах своей компетенции вправе:
а) самостоятельно определять методы и последовательность действий при проведении проверки (исходя из особенностей деятельности, осуществляемой резидентом на территории особой экономической зоны);
б) требовать и получать:
выписку из единого государственного реестра юридических лиц (для резидентов - юридических лиц) или выписку из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для резидентов - индивидуальных предпринимателей), выданные не ранее чем за три месяца до даты проведения проверки;
документы, указанные в приложении к настоящему Порядку, характеризующие деятельность резидента за период проверки, а также подтверждающие осуществление резидентом капитальных вложений в случаях, если осуществление капитальных вложений является обязательным условием соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне;
в) фиксировать факты противодействия проведению проверки, в том числе предоставления проверяющим недостоверной, неполной информации или ее несвоевременного предоставления, несанкционированного доступа к накопленной у проверяющих информации и другие;
г) осуществлять осмотр объектов недвижимости резидента, в том числе строящихся и реконструируемых, осмотр основных фондов организации, приобретенного оборудования (при необходимости с проведением фото-, видеосъемки) с целью получения объективной картины состояния исполнения резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне.
Доступ проверяющих на территорию, в здание или в помещение резидента осуществляется при предъявлении ими руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или иному уполномоченному представителю резидента приказа о проведении проверки либо его заверенной печатью копии одновременно со служебным удостоверением.
13. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или иной уполномоченный представитель резидента) при проведении проверки обязан:
а) подготовить и представить проверяющим документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 12 настоящего Порядка, по списку, указанному в уведомлении;
б) обеспечить проверяющим беспрепятственный доступ на территорию, в здания, служебные и производственные помещения резидента.
14. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или иной уполномоченный представитель резидента) при проведении проверки вправе:
а) присутствовать при проведении проверки;
б) давать комментарии и объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
в) ознакомиться с актом проверки и давать по нему мотивированные возражения (в случае необходимости) в письменной форме с приложением соответствующих документов;
г) обжаловать действия проверяющих в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
15. По результатам проверки не позднее пяти рабочих дней после ее окончания составляется акт проверки, включающий:
а) вводную часть, которая содержит указание на:
дату, время и место составления акта;
дату и номер приказа, на основании которого проведена проверка;
фамилии, имена, отчества и должности проверяющих;
наименование проверяющего органа;
наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого резидента;
срок и место проведения проверки;
период проверки;
сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом проверки резидента (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или их уполномоченных представителей);
подписи проверяющих;
факты устранения (неустранения) нарушений, выявленных предыдущими проверками;
б) основную часть, которая содержит:
описание видов деятельности резидента, осуществляемых на территории особой экономической зоны;
описание результатов осмотра объектов недвижимости резидента, в том числе строящихся и реконструируемых, осмотр основных фондов организации, приобретенного оборудования (при необходимости с приложением фото-, видеосъемки в случае проведения такого осмотра);
факты несоблюдения условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне (при выявлении);
иные обстоятельства, предусмотренные Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст. 3127; 2006, N 23, ст. 2383, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417), которые могут послужить основанием для направления Министерством заявления в суд о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне; (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
в) резолютивную часть, которая содержит изложение фактических результатов проверки, а в случае выявленных нарушений - со ссылкой на документы, подтверждающие отраженные в акте нарушения.
К акту проверки прилагаются:
копия приказа о проведении проверки;
справки, объяснения, документы или их копии, имеющие отношение к проводимой проверке, в том числе подтверждающие факты нарушений, в случаях их выявления.
Акты проверки, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о защите государственной тайны.
16. Акт проверки составляется в двух экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Первый экземпляр акта проверки вручается резиденту (руководителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю или иному уполномоченному представителю резидента) под расписку, второй экземпляр акта проверки остается в Министерстве. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
Если указанным способом вручение акта проверки невозможно, акт проверки направляется резиденту посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, остающемуся в Министерстве. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
17. Резидент (руководитель юридического лица, индивидуальный предприниматель или иной уполномоченный представитель резидента) после ознакомления с актом проверки ставит на всех его экземплярах подпись и дату с записью "с актом ознакомлен". При отказе резидента (руководителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или иного уполномоченного представителя резидента) от подписания акта проверки проверяющими делается соответствующая отметка в акте проверки.
18. В случае несогласия с результатами проверки резидент в течение семи календарных дней со дня получения акта проверки представляет свои возражения в Министерство, которое рассматривает их в течение семи календарных дней и сообщает резиденту о результатах такого рассмотрения. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
19. В случае, если в результате проверки выявлен факт неисполнения резидентом условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне, Министерство в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока, предоставленного резиденту для обжалования результатов проверки, направляет резиденту уведомление об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
По истечении срока, указанного в уведомлении, Министерство проводит в соответствии с настоящим Порядком проверку на предмет устранения резидентом ранее выявленных нарушений условий соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
20. В случае, если резидентом в указанные в уведомлении сроки не устранены существенные нарушения, Министерство вправе обратиться в суд с заявлением о расторжении соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне. Решение Министерства об обращении в суд с таким заявлением принимается с учетом письменной позиции Наблюдательного совета особой экономической зоны о возможности (целесообразности) расторжения соглашения об осуществлении деятельности в особой экономической зоне. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
Приложение
к Порядку осуществления контроля
за исполнением резидентом особой
экономической зоны соглашения
об осуществлении
промышленно-производственной,
технико-внедренческой,
туристско-рекреационной деятельности
или деятельности в портовой
особой экономической зоне
(в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
1. Утвержденная приказом или распоряжением уполномоченного лица учетная политика юридического лица.
2. Бухгалтерская отчетность <*>:
<*> В соответствии с образцами форм бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н (зарегистрирован в Минюсте России 2 августа 2010 г., регистрационный N 18023) (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
форма 1. Бухгалтерский баланс;
форма 2. Отчет о прибылях и убытках;
форма 4. Отчет о движении денежных средств;
форма 5. Приложение к бухгалтерскому балансу.
3. Документы и сведения о характеристиках и качестве производимой продукции (разрешения, лицензии, сертификаты, акты, свидетельства, заключения, письма, подтверждения и (или) иные документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами).
4. Декларации по налогу на прибыль, НДС, налогу на имущество. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
5. Книга покупок, книга продаж.
6. Платежные документы (платежные поручения, выписки банка), подтверждающие осуществление инвестиций.
7. Договоры с контрагентами (включая дополнительные соглашения к ним) или выписки из договоров при условии, что в них содержатся необходимые для проверки сведения.
8. Акты о приемке выполненных работ (оказанных услуг).
9. Товарные накладные, подтверждающие приход (расход) товара стоимостью свыше 20 000 руб.
10. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 16.11.2010 N 554)
11. Документы, подтверждающие оплату проведения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, если проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий предусмотрено законодательством Российской Федерации.
12. Документы, подтверждающие направление в органы управления особыми экономическими зонами проектной документации и результатов инженерных изысканий для обеспечения проведения экспертизы, если проведение экспертизы проектной документации и экспертизы результатов инженерных изысканий предусмотрено законодательством Российской Федерации.