ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 1998 г. N 593
О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998-2005 ГОДЫ
В целях определения и реализации основных направлений развития инфраструктуры товарных рынков, способствующих улучшению товародвижения и повышению предпринимательской инвестиционной активности в этой сфере, Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Комплексную программу развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы (далее именуется - Программа).
2. Рекомендовать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать Программу при разработке и проведении мероприятий по развитию рыночной инфраструктуры, а также отраслевых и региональных программ.
3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству промышленности и торговли Российской Федерации осуществлять координацию работ и контроль за выполнением Программы.
Председатель Правительства
Российской Федерации
С.КИРИЕНКО
ОДОБРЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 июня 1998 г.
N 593
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998-2005 ГОДЫ
Комплексная программа развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы (далее именуется - Программа) разработана Министерством экономики Российской Федерации с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 936 "О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации".
Программа определяет цели, задачи, направления развития инфраструктуры российских товарных рынков на 1998-2005 годы.
I. Содержание проблемы
В настоящее время для товарных рынков Российской Федерации характерны низкий уровень культуры рыночных отношений, недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение, склонность контрагентов к нарушению взаимных обязательств, значительное влияние криминальных структур, недостаточное развитие инфраструктуры товарных рынков, большие транспортные издержки, высокая степень монополизации экономики, несовершенство системы финансовых и кредитных отношений. Внутренние товарные рынки Российской Федерации функционируют в условиях взаимных неплатежей. Это стало наиболее острой экономической проблемой, оказывающей воздействие на все рыночные механизмы.
Наблюдается неравномерность расположения посреднических организаций на территории России. Удельный вес реализации товаров при посредничестве организаций оптовой торговли в общем объеме отгружаемой изготовителями продукции составляет около 25 процентов.
Уровень снабженческо-сбытовых надбавок организаций оптовой торговли составляет в среднем 23 процента, в том числе у организаций частной собственности - 31 процент, государственной и смешанной формы собственности - 21-23 процента.
Организации оптовой торговли располагают складами общей площадью 63 млн. кв. метров. Однако загрузка складских площадей не превышает
40-60 процентов. Свободные складские мощности предоставляются в основном в аренду, а также используются на условиях кооперации или продаются промышленным предприятиям и коммерческим структурам. В процессе товародвижения имеет место многозвенность.
Среди большого числа фирм, специализирующихся на производстве и распространении информации, ни одна организационная структура не располагает надежной и полной информацией, всесторонне характеризующей состояние информационного обеспечения наблюдений за функционированием товарных рынков и элементов их инфраструктуры, что исключительно затрудняет товародвижение. В настоящее время участники рынка не имеют доступа к качественной и полной информации о товарных рынках.
Из-за несовершенства тароупаковочной индустрии велики потери товарной продукции. Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности России оцениваются в 12-14 млрд. рублей в год. Удельный вес российской продукции, продаваемой в расфасованном и упакованном виде, не превышает 30 процентов. При этом каждая третья упаковка - импортная.
Серьезным недостатком рынка транспортно-экспедиционных услуг является сопровождение его формирования интенсивным процессом дезинтеграции. В странах с развитой рыночной экономикой идет процесс интеграции складского бизнеса в крупные логистические компании и товарораспределительные центры, позволяющие рационализировать процесс грузодвижения, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получить максимальный экономический эффект в сфере производства, распределения и потребления товаров и услуг. Поэтому требуется создание условий для организации эффективной системы грузодвижения, основанной на терминальной технологии перевозочного процесса, направленной на сокращение транспортных издержек, сроков доставки, уменьшение потерь и порчи грузов.
Для развития торговых отношений, отвечающих требованиям рыночной экономики, еще не создана четкая система правоотношений, не закончено формирование законодательной основы. Имеются отдельные разрозненные нормативные акты, которые не отражают всех аспектов функционирования товарных рынков. Кроме того, существующая нормативная база содержит много противоречий. Назрела необходимость обеспечения единой направленности нормативных актов, преодоления их противоречивости, пробелов, создания четкой логической схемы регулирования процессов и отношений.
Таким образом, относительная неразвитость, диспропорциональность и деформированность инфраструктуры препятствуют снижению уровня трансакционных издержек и повышению эффективности функционирования товарных рынков. Необходимо рационально расположить на территории Российской Федерации торговых посредников и складское хозяйство, выявить оптимальные формы посреднического, складского, транспортного, информационного обслуживания процесса товародвижения, повысить качество рекламного обеспечения.
Инфраструктура товарных рынков должна обеспечивать взаимодействие между производителями и потребителями, спросом и предложением. От того, насколько эффективным является этот механизм, в значительной степени зависит эффективность функционирования рынков и всей экономики.
Создание прогрессивной инфраструктуры товарных рынков требует координации деятельности различных субъектов экономики в региональном, отраслевом и институциональном аспектах. Поэтому развитие инфраструктуры целесообразно осуществлять на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений.
II. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Основной целью Программы является формирование системы организаций и условий их функционирования, обеспечивающей взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующей свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:
формирование сети посреднических организаций, складского хозяйства, обеспечивающих эффективную оптовую торговлю, разукрупнение партий поставок, хранение и продвижение товара с минимальными затратами;
повышение конкурентоспособности товаров за счет создания и применения тароупаковочной продукции, отвечающей международным стандартам;
создание сети объектов и условий, обеспечивающих товародвижение в части платежно-расчетных и кредитных нужд;
совершенствование нормативно-правовых основ функционирования товарных рынков и их инфраструктуры;
создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков;
развитие современных форм управления рыночной инфраструктурой;
научно-методическое обеспечение развития инфраструктуры товарных рынков;
организация подготовки и переподготовки кадров.
Решение указанных задач предполагается осуществить в 1998-2005 годах в два этапа.
На первом этапе (1998-2000 годы) предусматривается осуществить первоочередные меры по созданию правовых и экономических условий развития инфраструктуры и функционирования товарных рынков. Мероприятия этого этапа будут сводиться к реализации ряда пилотных проектов, касающихся создания сети оптовых рынков, транспортной инфраструктуры, развития производства тары и упаковки.
На втором этапе (2000-2005 годы) предполагается осуществить основные мероприятия инвестиционного характера в соответствии с проектными и программными решениями, выработанными в ходе реализации первоочередных мероприятий на первом этапе.
Инфраструктура товарных рынков как система представляет собой взаимоувязанный комплекс следующих подсистем:
подсистема торговых посредников и складского хозяйства - организации, осуществляющие посредническую деятельность и обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли (продажи) товара посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и др;
подсистема информационного обеспечения - организации, обеспечивающие наблюдение за рынками товаров, включая потребительские товары и продукцию производственно-технического назначения. Техническими элементами этой подсистемы должны быть соответствующие средства связи, программная продукция, компьютерная система и полиграфическая база;
подсистема тароупаковочной индустрии - нормативно-организационные мероприятия и производственные структуры, обеспечивающие повышение конкурентоспособности товаров за счет создания отвечающей международным стандартам тароупаковочной продукции;
подсистема транспортного обеспечения (рассматривается только в части обеспечения требований к развитию и функционированию инфраструктуры товарных рынков) - все виды транспорта, обеспечивающего доставку продукции потребителям;
финансово-кредитная подсистема - инфраструктура товарных рынков как подсистема, участвующая в платежно-расчетном и кредитном обеспечении товародвижения;
подсистема организационного обеспечения - организационные мероприятия по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры товарных рынков во взаимодействии с их исполнителями, обеспечивающие эффективное партнерство, развитие конкуренции между структурными элементами товарных рынков и способствующие снижению затрат на продвижение продукции от производителя до потребителя;
подсистема нормативно-правового обеспечения - федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и другие акты, регламентирующие взаимоотношения сторон на товарных рынках.
III. Направления развития инфраструктуры товарных рынков
Комплексное развитие инфраструктуры товарных рынков предполагает:
развитие оптово-посреднических организаций и складского хозяйства, отвечающих требованиям рыночной экономики;
формирование информационного обеспечения товарных рынков;
развитие тароупаковочной индустрии;
развитие транспортного обслуживания товарных рынков;
разработку кредитно-финансового, организационного и нормативного обеспечения функционирования товарных рынков.
Развитие оптово-посреднических организаций и складского хозяйства предусматривает:
преимущественное развитие организаций оптовой торговли, способных оказывать услуги по хранению, развесу, раскрою, разукрупнению оптовых партий товаров, доставке и др.;
создание хозяйственных комплексов с применением методов и организационных форм логистики по оптово-посреднической, складской и транспортной деятельности для снабжения товарами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;
развитие оптово-посреднических организаций для сезонного хранения и поставок продукции;
комплексное развитие объектов оптовой торговли со странами СНГ и дальнего зарубежья;
создание совместного бизнес-центра и других объектов инфраструктуры товарных рынков с Республикой Белоруссия;
организацию транснациональных корпораций по оптово-посреднической деятельности;
разработку рекомендаций по оптимальному размещению оптово-посреднических организаций и складского хозяйства;
реконструкцию и обновление складского хозяйства;
создание сети складов-отелей, консигнационных и таможенных складов;
строительство новых и реконструкцию действующих холодильников и баз для хранения сельскохозяйственной продукции;
совершенствование технологий складирования товаров (разработка современных проектов складов, новых видов оборудования, механизация и автоматизация складов);
развитие сети организаций оптовой торговли и складского хозяйства для обслуживания отдельных секторов товарных рынков;
создание и развитие объектов инфраструктуры малого предпринимательства, реорганизацию старых и создание новых организаций по закупке сельскохозяйственной продукции с последующей ее реализацией на переработку или длительное хранение;
создание оптовых продовольственных рынков межрегионального и регионального уровней, а также местного значения;
развитие инфраструктуры сельских товарных рынков;
развитие инфраструктуры выставочно-ярмарочной деятельности.
Информационное обеспечение товарных рынков предусматривает:
создание общедоступной федеральной системы обеспечения производителей, торговых посредников и покупателей товаров оперативной информацией;
создание общероссийского информационно-маркетингового центра товарных рынков;
разработку и внедрение информационно-аналитических сетей по стратегическому маркетингу, использование геоинформационных систем для передачи и обработки информации;
создание сети региональных информационно-маркетинговых центров;
формирование системы наблюдения за состоянием товарных рынков и механизмов распространения информации и рекламы;
разработку методического и программного обеспечения, формирование информационных банков данных.
Развитие тароупаковочной индустрии предполагает:
создание научно-технической базы производства новых видов тароупаковочных материалов и тароупаковочного оборудования, а также переработки использованной тары и упаковки;
развитие производственной базы выпуска конкурентоспособных тароупаковочных материалов и оборудования;
развитие производства оборудования для сбора и переработки использованной тары и упаковки;
расширение производства конкурентоспособной тары и упаковки;
создание системы сбора и переработки вышедшей из употребления тары и упаковки;
совершенствование нормативного обеспечения, стандартизации и сертификации тары и упаковки с учетом требований международной торговли;
организацию выставок, конференций, подготовку кадров.
Развитие транспортного обслуживания товарных рынков предполагает:
создание и развитие транспортных мощностей и средств, обеспечивающих непрерывность торгово-складских и сбытовых процессов, выполнение погрузочно-разгрузочных операций;
создание торгово-транспортных фирм;
создание и развитие транспортных терминалов, обеспечивающих комплексное обслуживание транспортом, складскими помещениями, погрузочно-разгрузочными средствами, развесочными, расфасовочными цехами, тароупаковочными средствами, торговыми площадями и др.;
применение терминальных технологий;
развитие сферы услуг и повышение их эффективности при транзите грузов по территории России;
применение методов и организационных форм логистики в организациях транспортных услуг. Развитие организаций, оказывающих логистические услуги. Сокращение совокупных затрат (издержек) при транспортировке грузов на основе логистического подхода к совершенствованию методов их расчета и учета;
развитие региональных объектов транспортного обслуживания торговли;
сокращение продолжительности доставки грузов;
обеспечение сохранности товаров при их транспортировке.
Кредитно-финансовое и организационное обеспечение товарных рынков предусматривает:
организацию рационального товародвижения на основе безналичных денежных расчетов по товарным поставкам, сведение к минимуму бартерных сделок между организациями;
разработку оптимальных схем лизинга, экспортных поставок;
развитие различных видов кредитования;
организацию работы по долговым обязательствам;
создание методической базы ценообразования в организациях инфраструктуры товарных рынков;
развитие конкурентного ценообразования в сфере поставок продукции для государственных нужд;
организацию подготовки кадров;
развитие страхования финансовых рисков при торговых операциях, деятельности инвесторов и кредиторов организаций инфраструктуры;
создание новых страховых компаний и перестраховочных обществ;
объединение на добровольной основе организаций торговой инфраструктуры рынка товаров производственного назначения в ассоциации для подготовки и переподготовки персонала, проведения научных исследований экономического и социального характера, обмена информацией, выпуска изданий профессиональной направленности и выработки общей стратегии развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Нормативно-правовое обеспечение функционирования товарных рынков содержит:
разработку и внесение изменений в законы и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность участников товарных рынков;
разработку нормативных документов по организации оптовой торговли, оказанию услуг, предупреждению правонарушений в сфере торговли, созданию условий для функционирования товарных рынков;
разработку нормативно-методических документов по стандартизации и сертификации продукции;
разработку методических документов по снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
IV. Первоочередные мероприятия по развитию инфраструктуры товарных рынков на 1998-2005 годы
Первоочередные мероприятия (приложение N 1) разработаны на основе концепции развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 936 "О комплексной программе развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации".
В качестве первоочередных определены мероприятия, связанные с подготовкой нормативных правовых актов, регулирующих деятельность отдельных секторов и сегментов товарных рынков, и совершенствованием уже действующих документов в этой сфере, а также мероприятия, связанные с подготовкой документов универсального характера и учитывающие специфику отдельных секторов товарных рынков. В их числе подготовка ряда проектов федеральных законов, регламентирующих функционирование основных объектов инфраструктуры товарных рынков. Предусматривается подготовка нормативных актов, упорядочивающих взаимоотношения участников товарных рынков.
Намечена разработка научно-методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности функционирования товарных рынков и элементов их инфраструктуры, включая рекомендации по оптимизации размещения объектов складского хозяйства на региональном и межрегиональном уровнях в отдельных секторах товарных рынков, развития финансово-кредитного обслуживания товародвижения, стандартизации и сертификации товаров.
Это позволит создать нормативно-правовые и экономические условия функционирования товарных рынков и их инфраструктуры.
Информационное обеспечение включает в себя меры, связанные с организацией учета и наблюдения за товародвижением, а также наличием и состоянием важнейших элементов инфраструктуры товарных рынков, паспортизацией, постоянным учетом объектов складского хозяйства и торговых посредников, рекламной деятельностью и ее упорядочением.
Кредитно-финансовое, организационное и кадровое обеспечение предусматривает подготовку рекомендаций по внедрению прогрессивных организационных структур управления товарными рынками, регулированию деятельности торговых посредников на региональном, межрегиональном и федеральном уровнях в увязке с организацией транспортных услуг.
Предусмотрено введение ряда региональных и межрегиональных оптовых продовольственных рынков, охватывающих около 30 крупнейших регионов России (приложение N 2).
Мероприятия по развитию материально-технической базы инфраструктуры товарных рынков (приложение N 3) носят в основном инвестиционный характер и посвящены строительству ряда объектов инфраструктуры товарных рынков.
Значительное внимание уделено развитию тароупаковочной индустрии, созданию новых производственных мощностей по выпуску современных упаковочных материалов, прогрессивной тары и эффективной упаковки, способствующих повышению конкурентоспособности отечественных товаров и их продвижению на рынках.
Мероприятия содержат работы по развитию терминальной технологии транспортного обслуживания, созданию крупнейших терминалов в районах наибольших транспортных перевозок. Ввод в строй терминалов вблизи гг.Москва, Чебоксары, Нижний Новгород позволит снизить стоимость перевозок и соответственно товаров, повысить товарооборот, улучшить качество обслуживания, а также покажет инвестиционную привлекательность создания подобных объектов для частного бизнеса.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Разработка нормативно-методических документов намечена за счет средств, выделяемых министерствам, ведомствам на их деятельность и проведение научных исследований.
В случае выигрыша конкретным проектом инвестиционного конкурса финансирование может осуществляться из федерального бюджета (на возвратной основе).
Также могут привлекаться средства других учреждений, организаций и иных юридических и физических лиц, участвующих в осуществлении конкретных инвестиционных проектов коммерческого характера, связанных с развитием инфраструктуры товарных рынков.
VI. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации
Для контроля за ходом реализации Программы на федеральном уровне и координации действий Программы предусматривается образование межведомственной комиссии по развитию инфраструктуры товарных рынков. В нее должны входить представители министерств и ведомств, деятельность которых связана с функционированием инфраструктуры товарных рынков. В качестве членов с совещательным голосом в деятельности
указанной комиссии могут принимать участие руководители профессиональных ассоциаций организаций инфраструктуры товарных рынков. Это создаст предпосылки для организации непосредственного взаимодействия государственных органов с участниками рынка для выработки решений по развитию инфраструктуры, получения необходимой информации о ее состоянии, привлечения финансовых ресурсов на реализацию инвестиционных проектов.
Координация работ по выполнению Программы, организация разработки отраслевых и региональных программ, анализ развития инфраструктуры товарных рынков возлагается на Министерство экономики Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
VII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий от реализации Программы
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
сохранение надлежащего качества товаров в процессе их перемещения от производителя к потребителю;
получение потребителем товаров в необходимом объеме, соответствующего качества, ассортимента, сортности, комплектности, упаковки за счет оказания услуг организациями инфраструктуры;
возможность получения потребителем товаров в установленные сроки;
минимизация материальных, финансовых и трудовых затрат в процессе продвижения товаров от производителя к потребителю;
формирование системы услуг по хранению товаров на складах, в холодильниках;
повышение конкурентоспособности российских товаров за счет улучшения внешнего вида и качества упаковки;
значительное снижение потерь товарной продукции при продвижении ее на рынке;
снижение материальных затрат и предотвращение экологического ущерба за счет развития системы сбора и переработки вышедшей из употребления тары и упаковки;
внедрение логистики, комплексного обслуживания поставок товаров;
снижение затрат на перевозки товаров за счет создания эффективной системы грузодвижения, основанной на терминальной технологии перевозочного процесса, уменьшения потерь и порчи грузов;
формирование информационно-аналитических систем товарных рынков, снижение затрат и сроков проведения операций за счет своевременного получения участниками рынка информации о спросе и предложении, местонахождении товаров, ценах, условиях их поставки;
использование капитала посреднических организаций для поддержки отечественного производства;
конкурентное формирование цен на оптовых рынках;
оживление рынков путем ускорения платежей и оборота капиталов;
создание условий для цивилизованной торговли товарами в результате совершенствования нормативно-правовой базы, разработки методической документации.
Поскольку большинство мероприятий по развитию инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации реализуется исполнителями за счет своих средств, эффективность от реализации мероприятий оценивается непосредственно на местах в технико-экономических обоснованиях проектов.
Приложение N 1
к Комплексной программе развития
инфраструктуры товарных рынков
Российской Федерации на 1998-2005 годы
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1998-2005 ГОДЫ
Приложение N 2
к Комплексной программе развития
инфраструктуры товарных рынков
Российской Федерации на 1998-2005 годы
РАЗВИТИЕ
ОПТОВЫХ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ РЫНКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Примечания: 1. Финансирование мероприятий по развитию оптовых продовольственных рынков будет осуществляться администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации с привлечением средств заинтересованных организаций.
2. В случае выигрыша конкретным проектом инвестиционного конкурса финансирование может осуществляться из федерального бюджета (на возвратной основе).
Приложение N 3
к Комплексной программе развития
инфраструктуры товарных рынков
Российской Федерации на 1998-2005 годы
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Примечание. Финансирование мероприятий будет осуществляться за счет средств заинтересованных организаций. В случае выигрыша конкретным проектом инвестиционного конкурса финансирование может осуществляться из федерального бюджета (на возвратной основе).