Федеральный закон от 19.07.98 N 113-ФЗ

"О гидрометеорологической службе"
Редакция от 19.07.1998 — Не действует Перейти в действующую
Показать изменения

19 июля 1998 года N 113-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЕ

Принят
Государственной Думой
3 июля 1998 года
 
Одобрен
Советом Федерации
9 июля 1998 года
 

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (деятельности гидрометеорологической службы) и направлен на обеспечение потребностей государства, физических и юридических лиц в гидрометеорологической, гелиогеофизической информации, а также в информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), мониторинг окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях;

мониторинг окружающей природной среды, ее загрязнения - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения;

стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением (далее - стационарный пункт наблюдений) - комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения;

подвижной пункт наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением (далее - подвижной пункт наблюдений) - комплекс, включающий в себя платформу (летательный аппарат, судно или иное плавательное средство, другое средство передвижения) с установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения;

наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей природной среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства;

государственная наблюдательная сеть - наблюдательная сеть специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении - сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;

информационная продукция - полученная в результате обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации;

экстренная информация - незамедлительно передаваемая информация об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей природной среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде;

информация общего назначения - полученная и обработанная в порядке, установленном специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

специализированная информация - информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств;

работы федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях - работы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

работы специального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях - работы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, выполняемые по заказам физических, юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

активное воздействие - воздействие на метеорологические и другие геофизические процессы в целях их регулирования и уменьшения возможного вреда от данных процессов населению и экономике;

специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы - юридические лица, осуществляющие защиту сельскохозяйственных растений от градобития, регулирование осадков, рассеивание туманов и спуск снежных лавин;

труднодоступные станции - станции, которые расположены на значительном расстоянии от городских и сельских поселений в сложных физико-географических условиях и с которыми нет регулярного транспортного сообщения;

производитель информационной продукции - физическое или юридическое лицо, осуществляющее обработку сведений (данных), полученных в результате мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;

фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении - совокупность сведений (данных) и информационной продукции, подлежащих длительному использованию и хранению.

Статья 2. Правовое регулирование деятельности гидрометеорологической службы

1. Правовое регулирование деятельности гидрометеорологической службы осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

2. Отношения, возникающие при формировании информационных ресурсов о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и при использовании их гидрометеорологической службой, регулируются законодательством Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и природопользования, а также законодательством Российской Федерации в области информации, информатизации и защиты информации.

3. Имущественные отношения, возникающие в связи с использованием организационно-технических средств сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении при осуществлении деятельности гидрометеорологической службы, регулируются гражданским законодательством Российской Федерации.

4. Отношения, возникающие при приобретении служебного оружия работниками юридических лиц специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, регулируются законодательством Российской Федерации.

5. Отношения, возникающие при международном информационном обмене в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, регулируются настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации.

6. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 3. Участники деятельности гидрометеорологической службы

Участниками деятельности гидрометеорологической службы являются:

специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, его территориальные органы и организации;

организации других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

научно-исследовательские организации;

организации наблюдательной сети;

специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы;

физические лица, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основании лицензий.

Статья 4. Основные принципы деятельности гидрометеорологической службы

Гидрометеорологическая служба осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

глобальность и непрерывность наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением;

единство и сопоставимость методов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, а также методов сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации;

безопасность проведения работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы;

интеграция с внутригосударственными и международными системами мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения;

эффективность использования информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

обеспечение достоверности информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и ее доступности для пользователей (потребителей);

соответствие деятельности гидрометеорологической службы задачам охраны здоровья населения, защиты окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.

ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ

Статья 5. Основные направления государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

Основными направлениями государственного регулирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях являются:

формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети;

обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, в том числе экстренной информацией;

определение требований к информационной продукции;

определение перечня работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, организация и обеспечение их выполнения;

формирование государственных информационных ресурсов в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, создание и ведение единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении;

обеспечение единства и сопоставимости методов наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, непротиворечивости информационной продукции, а также обеспечение работ по сертификации, стандартизации и метрологическому контролю за средствами измерений характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения;

организация и проведение работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы, а также государственный надзор за проведением этих работ на всей территории Российской Федерации, осуществляемый в соответствии с положением о государственном надзоре, утвержденным Правительством Российской Федерации;

обеспечение охраны государственной наблюдательной сети;

участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

осуществление лицензирования деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в установленном порядке осуществляет деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 7. Финансирование деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

1. Деятельность гидрометеорологической службы по обеспечению выполнения работ федерального назначения в области гидрометеорологии и смежных с ней областях финансируется за счет федерального бюджета.

2. Иные работы в области гидрометеорологии и смежных с ней областях могут финансироваться за счет федерального бюджета и других не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Статья 8. Особенности приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности и используемого в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

Имущество, находящееся в федеральной собственности, используемое в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и обеспечивающее единство технологического процесса наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, а также сбора, обработки, хранения и распространения полученной в результате наблюдений информации, приватизации не подлежит.

ГЛАВА III. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ

Статья 9. Порядок осуществления деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

1. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм, а также физические лица осуществляют деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на основе лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Выпуск экстренной информации осуществляют только специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и его территориальные органы.

3. Специализированные организации активного воздействия на метеорологические и другие геофизические процессы могут приобретать, хранить и использовать средства активного воздействия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 10. Метрологические и сертификационные требования к информации и информационной продукции

Участники деятельности гидрометеорологической службы обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации о стандартизации, сертификации продукции и услуг, об обеспечении единства измерений, в том числе требования, установленные специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, при проведении наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением, сборе, обработке, хранении и распространении информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, а также при получении информационной продукции.

Статья 11. Деятельность гидрометеорологической службы в чрезвычайных ситуациях

Гидрометеорологическая служба входит в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и осуществляет свою деятельность в чрезвычайных ситуациях в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Статья 12. Деятельность гидрометеорологической службы по обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации информационной продукцией

Деятельность гидрометеорологической службы по обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации информационной продукцией осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 13. Охрана государственной наблюдательной сети

1. Государственная наблюдательная сеть, в том числе отведенные под нее земельные участки и части акваторий, относится исключительно к федеральной собственности и находится под охраной государства.

2. Организация деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения осуществляются в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, прекращение деятельности указанных пунктов наблюдений осуществляется исключительно в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

3. В целях получения достоверной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении вокруг стационарных пунктов наблюдений в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, создаются охранные зоны, в которых устанавливаются ограничения на хозяйственную деятельность.

4. На земельные участки, через которые осуществляется проход или проезд к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть, могут быть установлены сервитуты в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА IV. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ О СОСТОЯНИИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ЕЕ ЗАГРЯЗНЕНИИ И ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОДУКЦИИ

Статья 14. Категории доступа к информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационной продукции

1. Информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция являются открытыми и общедоступными, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.

2. Информация общего назначения относится к федеральным информационным ресурсам в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

Статья 15. Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении

1. Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

2. Состав и структуру документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, порядок ее комплектования, учета, хранения и использования, а также порядок создания и ведения единого государственного фонда данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении определяет Правительство Российской Федерации.

3. Хранение отнесенной в установленном законодательством Российской Федерации порядке к архивному фонду Российской Федерации документированной информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об архивном фонде Российской Федерации и архивах.

Статья 16. Порядок предоставления информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении юридическими и физическими лицами

1. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обязаны предоставлять данную информацию в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Юридические лица независимо от организационно-правовых форм и физические лица, осуществляющие сбор информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обязаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, незамедлительно предоставлять в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях информацию о чрезвычайных ситуациях техногенного характера, которые оказали, оказывают, могут оказать негативное воздействие на окружающую природную среду.

Статья 17. Условия предоставления пользователям (потребителям) информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационной продукции

1. Информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационная продукция предоставляются пользователям (потребителям) бесплатно, а также на основе договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды.

2. Информация общего назначения доводится до пользователей (потребителей) в виде текстов в письменной форме, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи, через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений или по запросам пользователей (потребителей).

3. Специализированная информация предоставляется пользователям (потребителям) на основе договоров.

4. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях обязан информировать пользователей (потребителей) о составе предоставляемой информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обслуживание пользователей (потребителей).

5. Порядок предоставления информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении физическим и юридическим лицам иностранных государств устанавливается международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации об участии в международном информационном обмене в области гидрометеорологии и смежных с ней областях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ

Статья 18. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА VI. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И СМЕЖНЫХ С НЕЙ ОБЛАСТЯХ

Статья 19. Международное сотрудничество Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях

1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации.

Российская Федерация содействует формированию и развитию международных наблюдательных сетей и международному обмену информацией о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении.

2. Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях обеспечивает защиту интересов Российской Федерации и координацию работ юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и физических лиц при осуществлении международного сотрудничества Российской Федерации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

3. Порядок участия специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, а также других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, в международном сотрудничестве Российской Федерации, в том числе в международном обмене информацией о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении и информационной продукцией, определяется международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГЛАВА VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

19 июля 1998 года

N 113-ФЗ