СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 1990 г. N 536
МОСКВА, КРЕМЛЬ
О ПОДПИСАНИИ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СССР И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ США О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМОПОМОЩИ МЕЖДУ ТАМОЖЕННЫМИ СЛУЖБАМИ
Совет Министров СССР постановляет:
Принять предложение Министерства иностранных дел СССР и Главного управления государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР о подписании Соглашения между Правительством Союза советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных штатов Америки о сотрудничестве и взаимопомощи между таможенными службами.
Одобрить в качестве основы для проведения переговоров с Американской Стороной прилагаемый проект Соглашения.
Главному управлению государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР совместно с Министерством иностранных дел СССР провести переговоры с Американской Стороной о подписании указанного Соглашения. Разрешить в ходе переговоров вносить в проект Соглашения изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера.
Поручить Главному управлению государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР по достижении договоренности подписать от имени Правительства СССР указанное Соглашение.
Проект
СОГЛАШЕНИЕ
Между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве и взаимопомощи между таможенными службами
Правительство Союза Советских Социалистических Республик и правительство Соединенных Штатов Америки,
исходя из того, что нарушение таможенных правил наносит ущерб экономическим, налоговым и торговым интересам их стран,
принимая во внимание важность обеспечения точной оценки таможенных пошлин и других налогов,
будучи убежденными в том, что сотрудничество между их таможенными службами может сделать более эффективной деятельность по пресечению нарушений таможенных правил,
согласились о нижеследующем:
Статья 1. Определение значения терминов
1. "Таможенные правила и инструкции" означают такие правила и инструкции, принятые таможенными службами относительно ввоза, вывоза и транзита товаров, которые касаются таможенных пошлин и других налогов, или же запретов, ограничений и других аналогичных мер по контролю над передвижением товаров через государственные границы.
2. "Таможенные службы" означают в Союзе Советских Социалистических Республик - Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР, а в Соединенных Штатах Америки - Таможенную службу при Министерстве финансов США.
3. "Нарушение" означает всякое нарушение таможенных правил и инструкций, равно как и всякую попытку нарушения этих правил и инструкций.
Статья 2. Цель взаимопомощи
1. Стороны соглашаются помогать друг другу в деле предотвращения, расследования и наказания любого нарушения, находящегося в рамках компетенции их таможенных служб, в соответствии с условиями настоящего Соглашения.
2. Согласно настоящему Соглашению взаимопомощь предполагает также предоставление, по требованию, их таможенными службами информации, обеспечивающей точную оценку таможенных пошлин и других налогов.
3. Помощь, которая предусматривается пунктами 1 и 2 настоящей статьи, оказывается в целях проведения всех процедур, находящихся в рамках компетенции их таможенных служб, будь то судебное, административное или следственное разбирательство. Помощь такого рода включает, однако не ограничивается этим, процедуры по определению классификации, ценности, размеров штрафа, наказания, конфискации и других актов, направленных на соблюдение таможенных правил и инструкций.
4. Стороны соглашаются предоставлять друг другу всестороннюю помощь в деле технического сотрудничества, касающегося сферы таможенных проблем. Помощь такого рода должна включать, однако не ограничиваться этим, ниже перечисленные направления:
а) обучение и помощь в деле развития специализированных навыков сотрудников таможни;
б) обмен информацией и опытом, касающихся использования технических средств пресечения и техники обнаружения;
в) обмен экспертами, обладающими обширным опытом и познаниями в сфере таможенных проблем, в деле пресечения и выявления нарушений;
г) обмен профессиональными,научными и техническими сведениями, касающимися таможенных правил, инструкций и процедур;
д) любые иные формы технического сотрудничества, которые Стороны сочтут уместными.
5. Настоящее Соглашение направлено на расширение и дополнение форм взаимопомощи, существующих в настоящее время между обеими Сторонами. Всякая помощь, предусматриваемая настоящим Соглашением, будет предоставляться той или другой Стороной при соблюдении своих внутренних правил и инструкций.
Статья 3. Обязательства по соблюдению мер конфиденциальности
1. Информация, документы и другие сведения, полученные в результате взаимопомощи, могут быть использованы только в целях, определяемых настоящим Соглашением, включая их использование при судебных или административных разбирательствах. Подобного рода информация, документы и другие сведения могут быть использованы в иных целях лишь в том случае, когда предоставляющая их Сторона выразила на то свое согласие.
2. Справки, информация, документы и другие сведения, полученные той или другой Стороной, должны, по требованию предоставляющей их Стороны, рассматриваться как конфиденциальные. При этом должны быть указаны причины подобного рода требования.
3. Любые носящие конфиденциальный характер сведения, документы или иная информация, переданные или полученные на основании настоящего Соглашения, должны быть подвергнуты в стране-получателе той же степени официальной секретности и по отношению к ним осуществлены меры по предотвращению их огласки, какие данная страна применяет по отношению к конфиденциальным сведениям, документам и иной информации такого рода, полученным на своей территории.
Статья 4. Случаи, на которые сфера взаимопомощи не распространяется
В тех случаях, когда запрашиваемая Сторона полагает, что согласие на исполнение запроса может нанести ущерб ее суверенитету, безопасности, общественному порядку или иным важным сферам национальных интересов, в помощи может быть отказано или же согласие исполнить запрос может быть одобрено в ответна удовлетворение определенных условий или требований.
Статья 5. Форма и суть запросов на помощь
1. Запросы, сделанные на основании настоящего Соглашения, должны подаваться в письменном виде. К запросу должны быть приложены документы, необходимые для исполнения данного запроса. Если запрос делается в чрезвычайной ситуации, то возможно принятие его в устной форме, однако этот запрос должен быть затем подтвержден письменно.
2. Запросы, сделанные на основании пункта 1 настоящей статьи, должны включать в себя следующую информацию:
орган, делающий запрос;
характер разбирательства;
цель и причина запроса;
имена и адреса сторон, заинтересованных в разбирательстве, если известны;
краткое описание сути дела и связанных с ним юридических обстоятельств.
Статья 6. Канал связи
1. Сотрудничество будет осуществляться путем непосредственной связи между должностными лицами, назначенными главами соответствующих таможенных служб Сторон.
2. В том случае, если таможенная служба запрашиваемой Стороны не в состоянии ответить на запрос, она должна переправить этот запрос той организации, которая способна это сделать.
Статья 7. Выполнение запроса
1. Запрашиваемая таможенная служба должна приложить все усилия для того, чтобы найти те официальные средства, которые необходимы для исполнения запроса.
2. Таможенная служба той или другой Стороны может, по просьбе запрашивающей Стороны, провести необходимое расследование или собрать информацию, находящуюся в сфере ее компетенции, включая опрос экспертов, свидетелей и лиц, подозреваемых в совершении нарушения таможенных правил и инструкций.
3. Таможенная служба одной Стороны может, по просьбе другой Стороны, провести проверку, досмотр и расследование с целью установления фактов относительно дел, находящихся в сфере компетенции их таможенных служб и предусмотренных настоящим Соглашением.
4. По запросу запрашиваемая Сторона может разрешить должностным лицам запрашивающей Стороны присутствовать на ее территории,быть использованными в качестве связующего звена и, если это будет сочтено уместным, предоставлять любую информацию или помощь, имеющую отношение к данному запросу о помощи.
5. Запрос одной из Сторон о том, чтобы были осуществлены определенные процедуры, должен соответствовать законодательству запрашиваемой Стороны.
6. Запрашивающая Сторона должна, по требованию, быть оповещена о времени и месте проведения акции, осуществляемой в ответ на запрос, с тем чтобы подобного рода акция могла быть согласована.
7. В том случае, если запрос не может быть удовлетворен, запрашивающая Сторона должна быть незамедлительно об этом уведомлена, при этом должны быть указаны причины отказа.
8. Выполнение любого запроса о помощи, сделанного на основании настоящей статьи, должно соответствовать законодательству и правилам запрашиваемой Стороны.
Статья 8. Дела, документы и свидетельства
1. Оригиналы дел, документов и других материалов должны быть затребованы только в исключительных случаях. По специальному запросу копии оригиналов дел, документов и других материалов должны быть заверены в установленном порядке.
2. Оригиналы дел, документов и других материалов, которые были переданы, должны быть возвращены, при этом не должны ущемляться права запрашиваемой Стороны или третьей стороны, имеющей отношение к данному случаю.
3. Таможенная служба одной Стороны должна уполномочить своих служащих, по требованию таможенной службы другой Стороны, выступать в качестве свидетелей на судебных или административных разбирательствах на территории другой Стороны, а также предоставить дела, документы или другие материалы или их заверенные копии, если таковые могут оказаться важными для разбирательства.
4. При согласии запрашиваемой Стороны специальным должностным лицам, назначенным запрашивающей Стороной, может быть дано разрешение наводить справки в службах запрашиваемой Стороны, в относящихся к делу книгах, в журналах для записей или других документах или архивах, содержащихся в этих службах, снимать с них копии или извлекать любую информацию, имеющую отношение к данному нарушению.
Статья 9. Расходы
1. Стороны отказываются от претензий на компенсацию расходов, связанных с осуществлением процедур, предусмотренных настоящим соглашением, за исключением расходов на свидетелей, оплаты консультаций экспертов и работы переводчиков, которые не состоят на государственной службе.
2. Оплата за перевозку и расходы на свидетелей, экспертов и переводчиков должны покрываться запрашивающей Стороной.
3. В том случае, если выполнение запроса требует значительных расходов, или же оно носит чрезвычайный характер, Стороны должны согласовывать между собой условия и способы, при которых данный запрос сможет быть выполнен, равно как и форму, в которой будет произведена оплата.
Статья 10. Особые обстоятельства при осуществлении сотрудничества
1. По запросам таможенные службы должны информировать друг друга относительно того, законным ли образом ввезены на территорию одной Стороны товары, вывезенные с территории другой Стороны. По запросам информация должна содержать таможенные документы, использованные для очистки товаров.
2. Таможенная служба одной Стороны, по запросу таможенной службы другой Стороны, по мере своих возможностей проводит особое наблюдение за:
средствами транспорта, подозреваемыми в использовании с целью нарушения правил на территории запрашивающей Стороны;
товарами, определяемыми запрашивающей Стороной как объекты нелегальной торговли, предназначенными для этой страны;
отдельными лицами, известными или подозреваемыми запрашивающей Стороной в нарушениях правил.
3. Таможенные службы обеих Сторон должны, по запросу, предоставлять друг другу всю имеющуюся информацию, касающуюся деятельности, способной привести к нарушению правил на территории другой Стороны.
4. В случаях, когда речь может идти о значительном ущербе экономике, охране здоровья, общественной безопасности или какой-либо другой сфере жизненных интересов другой Стороны, подобного рода информация должна быть предоставлена, даже если запрос на нее не поступил.
5. Таможенные службы обеих Сторон должны, по запросу, предоставлять документацию, касающуюся перевозки и отгрузки товаров, указывая стоимость, расположение и направление этих товаров.
Статья 11. Осуществление Соглашения
Таможенные службы Сторон могут сноситься между собой напрямую по вопросам, связанным с данным Соглашением, и, после консультации, издавать административные акты по осуществлению настоящего Соглашения, а также прилагать все силы, чтобы по взаимному согласию решать проблемы или сомнения, возникающие из толкования или применения настоящего Соглашения.
Статья 12. Вступление в силу и истечение срока действия
1. Настоящее Соглашение вступает в силу на девяностый день после даты, когда Стороны уведомят друг друга путем обмена дипломатическими нотами о том, что все внутригосударственные юридические требования, необходимые для его вступления в силу, выполнены.
2. Стороны уведомят друг друга в письменной форме в случае возникшей необходимости в пересмотре настоящего Соглашения в конце пятого года, отсчитываемого от даты его вступления в силу.
3. Настоящее Соглашение может быть прекращено путем письменного уведомления одной из Сторон и утратит свою силу через шесть месяцев после такого уведомления.
Совершено в 1990 года, в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.